Сказка о Красной шапочке — вский. Анализ стихотворения Маяковского «Сказка о Красной Шапочке

Жил был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.

Услышит кадет — революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.

Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.

И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.

Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.

Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.

Анализ стихотворения «Сказка о красной шапочке» Маяковского

В. Маяковский придавал очень большое значение воспитанию молодого поколения, которому предстоит построить новое справедливое общество. В зрелые годы он написал целый цикл детских стихотворений. А в 1917 г. появилась «Сказка о Красной шапочке». Коренным образом переработав знаменитое произведение Ш. Перро, Маяковский в аллегорической форме изобразил политическую борьбу в годы революции.

Красная шапочка в стихотворении символизирует обман. Ее носит на голове кадет, которому таким образом удается выглядеть настоящим революционером. Кадет сразу же надевает свою шапочку, как только услышит о революционных потрясениях. Благодаря такой уловке обманщик всегда ускользает от наказания и отводит подозрения от всей своей семьи.

Внезапно поднимается «большущий ветер», который символизирует настоящую революцию, сметающую все на своем пути. Этот ветер «рвет в клочья шапчонку» кадета, раскрывая его черную сущность. Увидевшие раскрытие обмана «волки революции» съедают кадета «вместе с манжетами». В назидание Маяковский просит детей всегда помнить об этом при попытках заниматься политикой.

Поэт выстроил сюжет на политических реалиях тех лет. Кадет — член российской конституционно-демократической партии, которая стремилась направить страну по мирному пути развития и любыми средствами избежать революции. Красная шапочка — демагогические заявления лидеров кадетов, с помощью которых они пытались заручиться поддержкой простого народа. Для большевиков кадеты были непримиримыми врагами, мешающими осуществить революцию. Коммунисты во главе с Лениным очень резко высказывались в адрес кадетов, стараясь дискредитировать их политические убеждения (сорвать красную шапочку). Во многом большевики были правы, поэтому кадеты часто становились жертвами народной расправы.

Для современного человека «Сказка…» Маяковского может показаться слишком жестокой. Но не стоит забывать, что сама эпоха поэта требовала от человека жестокости. К тому же смысл произведения заключается не в политике, а в разоблачении обмана. Кадет в красной шапочке — собирательный образ человека, который скрывает свои истинные мысли и убеждения. Он подстраивается под любую власть, оставаясь в душе ее врагом. Разоблачение кадета и его гибель от «волков революции» — победа честности и справедливости. Маяковский считал, что эти качества необходимо в первую очередь воспитывать в молодом поколении.

«Сказка о Красной шапочке» Владимир Маяковский

Жил был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.

Услышит кадет — революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.

Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.

И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.

Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.

Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.

Анализ стихотворения Маяковского «Сказка о Красной шапочке»

Владимиру Маяковскому были очень близки по духу революционные идеи, поэтому свержение царского режима поэт воспринял весьма оптимистично. В отличие от многих своих коллег, Маяковский не замечал той жестокости, с которой вчерашние крестьяне расправлялись с русской интеллигенцией, считая, что только кровью можно очистить страну от монархической скверны.

Поэт прекрасно понимал, что очень многие люди ради того, чтобы выжить, готовы принять новую власть и даже сделать вид, что активно поддерживают большевиков. Таких людей поэт не только презирал, но и открыто высмеивал в своих произведениях. Примером тому может служить стихотворение «Сказка о Красной шапочке», написанная в 1917 году и посвященная кадету-оборотню. Автор повествует о том, что революция многих застала врасплох, однако предприимчивый кадет быстро сообразил, что у него есть красная шапка, являющаяся частью форменной одежды, и благодаря ей можно попытаться выдать себя за большевика. С презрением и иронией Маяковский отмечает, что подобное умение приспосабливаться в любых жизненных обстоятельствах присуще очень многим тайным врагам революции, распознать которых совсем непросто. В итоге благодаря красной шапочке «жили припеваючи за кадетом кадет, и отец кадета, и кадетов дед». Таким образом, смышленый юноша обеспечил всей своей семье политическую неприкосновенность. Однако в любой сказке, согласно жанру, добро всегда побеждает зло . В данном случае Маяковский убежден, что советская власть – это истинное благо для народа. Правда, поэт не уточняет, для какой именно его части, и не берет в расчет тот факт, что во время революции и последующей гражданской войны тысячи людей были попросту уничтожены лишь из-за того, что отказывались признавать новую власть. Поэтому кадет обречен на гибель после того, как его обман раскрывается и красную шапочку в клочья разрывает сильный порыв ветра. «И остался он черный. А видевшие это волки революции сцапали кадета», — резюмирует Маяковский, отмечая при этом, что впоследствии несчастного попросту сожрали «вместе с манжетами».

Подводя итоги, поэт обращается к юному поколению, так как подразумевается, что данное стихотворение посвящено именно ему , и с присущей ему иронией отмечает: «Когда будете делать политику, дети, не забудьте сказочку об этом кадете». Это – своеобразное напутствие Маяковского потомкам, которое звучит, как предостережение и напоминание о том, что даже в овечьей шкуре может прятаться волк.

4 319 0

Владимиру Маяковскому были очень близки по духу революционные идеи, поэтому свержение царского режима поэт воспринял весьма оптимистично. В отличие от многих своих коллег, Маяковский не замечал той жестокости, с которой вчерашние крестьяне расправлялись с русской интеллигенцией, считая, что только кровью можно очистить страну от монархической скверны.

Поэт прекрасно понимал, что очень многие люди ради того, чтобы выжить, готовы принять новую власть и даже сделать вид, что активно поддерживают большевиков. Таких людей поэт не только презирал, но и открыто высмеивал в своих произведениях. Примером тому может служить стихотворение , написанная в 1917 году и посвященная кадету-оборотню. Автор повествует о том, что революция многих застала врасплох, однако предприимчивый кадет быстро сообразил, что у него есть красная шапка, являющаяся частью форменной одежды, и благодаря ей можно попытаться выдать себя за большевика. С презрением и иронией Маяковский отмечает, что подобное умение приспосабливаться в любых жизненных обстоятельствах присуще очень многим тайным врагам революции, распознать которых совсем непросто. В итоге благодаря красной шапочке «жили припеваючи за кадетом кадет, и отец кадета, и кадетов дед». Таким образом, смышленый юноша обеспечил всей своей семье политическую неприкосновенность. Однако в любой сказке, согласно жанру, добро всегда побеждает зло. В данном случае убежден, что советская власть – это истинное благо для народа. Правда, поэт не уточняет, для какой именно его части, и не берет в расчет тот факт, что во время революции и последующей гражданской войны тысячи людей были попросту уничтожены лишь из-за того, что отказывались признавать новую власть. Поэтому кадет обречен на гибель после того, как его обман раскрывается и красную шапочку в клочья разрывает сильный порыв ветра. «И остался он черный. А видевшие это волки революции сцапали кадета», - резюмирует Маяковский, отмечая при этом, что впоследствии несчастного попросту сожрали «вместе с манжетами».

Подводя итоги, поэт обращается к юному поколению, так как подразумевается, что данное стихотворение посвящено именно ему, и с присущей ему иронией отмечает: «Когда будете делать политику, дети, не забудьте сказочку об этом кадете». Это – своеобразное напутствие Маяковского потомкам, которое звучит, как предостережение и напоминание о том, что даже в овечьей шкуре может прятаться волк.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«Сказка о Красной шапочке» Владимир Маяковский

Жил был на свете кадет.

В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,

ни черта в нем красного не было и нету.

Услышит кадет — революция где-то,

шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,

и отец кадета, и кадетов дед.

Поднялся однажды пребольшущий ветер,

в клочья шапчонку изорвал на кадете.

И остался он черный. А видевшие это

волки революции сцапали кадета.

Известно, какая у волков диета.

Вместе с манжетами сожрали кадета.

Когда будете делать политику, дети,

не забудьте сказочку об этом кадете.

Анализ стихотворения Маяковского «Сказка о Красной шапочке»

Владимиру Маяковскому были очень близки по духу революционные идеи, поэтому свержение царского режима поэт воспринял весьма оптимистично. В отличие от многих своих коллег, Маяковский не замечал той жестокости, с которой вчерашние крестьяне расправлялись с русской интеллигенцией, считая, что только кровью можно очистить страну от монархической скверны.

Поэт прекрасно понимал, что очень многие люди ради того, чтобы выжить, готовы принять новую власть и даже сделать вид, что активно поддерживают большевиков. Таких людей поэт не только презирал, но и открыто высмеивал в своих произведениях. Примером тому может служить стихотворение «Сказка о Красной шапочке», написанная в 1917 году и посвященная кадету-оборотню. Автор повествует о том, что революция многих застала врасплох, однако предприимчивый кадет быстро сообразил, что у него есть красная шапка, являющаяся частью форменной одежды, и благодаря ей можно попытаться выдать себя за большевика. С презрением и иронией Маяковский отмечает, что подобное умение приспосабливаться в любых жизненных обстоятельствах присуще очень многим тайным врагам революции, распознать которых совсем непросто. В итоге благодаря красной шапочке «жили припеваючи за кадетом кадет, и отец кадета, и кадетов дед». Таким образом, смышленый юноша обеспечил всей своей семье политическую неприкосновенность. Однако в любой сказке, согласно жанру, добро всегда побеждает зло . В данном случае Маяковский убежден, что советская власть – это истинное благо для народа. Правда, поэт не уточняет, для какой именно его части, и не берет в расчет тот факт, что во время революции и последующей гражданской войны тысячи людей были попросту уничтожены лишь из-за того, что отказывались признавать новую власть. Поэтому кадет обречен на гибель после того, как его обман раскрывается и красную шапочку в клочья разрывает сильный порыв ветра. «И остался он черный. А видевшие это волки революции сцапали кадета», — резюмирует Маяковский, отмечая при этом, что впоследствии несчастного попросту сожрали «вместе с манжетами».

Подводя итоги, поэт обращается к юному поколению, так как подразумевается, что данное стихотворение посвящено именно ему , и с присущей ему иронией отмечает: «Когда будете делать политику, дети, не забудьте сказочку об этом кадете». Это – своеобразное напутствие Маяковского потомкам, которое звучит, как предостережение и напоминание о том, что даже в овечьей шкуре может прятаться волк.