София фрейлин екатерины. Красавицы былых времен

Чамалалы или чамалинцы относятся к андийским народам и проживают в Чеченской Республике и Дагестане. В начале 20 века в СССР насчитывалось 3438 чамалалов, в 1967 - 4000 человек. По данным переписи 2010 года, лишь 24 жителя России назвали себя чамалалами. 18 из них живут в городах, а 6 - в сельских поселениях.

Религия и традиции

Чамалалы - мусульмане-сунниты, то есть последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы —халифа. Среди чамалинцев есть и те, кто проповедует шафиизм. Для вынесения правового решения шафииты используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, мнение сподвижников пророка Мухаммеда.

Некоторые чамалалы верили в духов гор. В народе практиковалось знахарство, гадания, обряды вызова дождя и солнца, магия.

Ремесла чамалинцев

Чамалалы традиционно занимались земледелием и скотоводством. Они выращивали пшеницу, ячмень, кукурузу. Были развиты садоводство, пчеловодство, виноградарство. В народе производили войлок, плели паласы, изготавливали медную посуду, деревянную утварь. В наше время чамалалы все также занимаются животноводством, земледелием и садоводством (выращивают яблони, груши, сливы, абрикосы).

Традиционная одежда

Одежда чамалалов немногим отличалась от традиционной одежды других кавказских народов. Женщины носили рубахи, темные платья, подпоясанные длинным поясом яркой расцветки, штаны, овчинные шубы. На голову они надевали чухту - чепец, закрывающий голову, с пришитым к нему мешочком для волос. А поверх чухты носили платок из домотканого сукна.

Традиционная мужская одежда состояла из штанов, рубахи, черкески, бешмета, овчинных шуб, курток, войлочной бурки. На голову мужчины надевали овчинную папаху конической формы.

Язык и народное творчество

Чамалинский язык принадлежит к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Он распадается на два диалекта: гакваринский, который включает говоры селений Верхнее и Нижнее Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи, и гигатлинский - в селениях Гигатль и Гигатль-Урух.

Важно, что чамалалы создали богатый песенный фольклор. Песни исполняются на аварском языке, а основными музыкальными инструментами являются зурна (род дудки), пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных) и бубен.

Зурна Фото: Большая Российская энциклопедия

Традиционное жилище

Каждое поселение чамалинцев было окружено сторожевыми башнями. В селении, как правило, было 5-12 кварталов. В каждом квартале была своя мечеть, а в центре селения - пятничная мечеть (джума). Старшину селения выбирали из числа влиятельных тухумов. Тухумы - это объединения, союз тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся для совместного решения общих задач.

Дома у чамалинцев были каменные, одно-, двух- и трёхэтажные. Крыши домов глинобитные, но в последнее время их стали делать из шифера или кровельного железа.

Чамалинская кухня

Традиционное блюдо чамалинцев - хинкал с мясом и чесноком. Сваренные в мясном бульоне кусочки теста подаются с бульоном, варёным мясом и соусом.

Однако не стоит путать хинкал с грузинским хинкали, представляющим собой другой тип блюда.

Хлеб чамалалы едят преимущественно пресный.

Горцев на игре будет много. И не только чеченцы и черкесы, конечно же. В основном в означенный период, во времена самых ожесточенных сражений Кавказской войны против русской армии воевали дагестанцы, чеченцы и адыги (черкесы).

Но никто не исключает на игре других представителей этнических обществ. Осетины, кабардинцы, грузины, часть равнинных дагестанцев - воевали, в основном, в составе российских войск.

И поэтому общие обычаи народов Кавказа надо знать всем, кто хочет принадлежать к жителям гор, надо знать, в чем же состоит сходство культур и обычаев.

В эту тему я буду выкладывать именно схожие обычаи.

Что касается особенностей адыгов и чеченцев - им будут посвящены отдельные темы.

В общественном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия.

Горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции. Наиболее развитыми среди них представляются кабардинцы (те самые наши черкесы), тогда как чеченцы отстают в своем экономическом и общественном развитии впоследствии изоляции в глухом высокогорье и отстраненности Чечни от крупных путей с севера на юг — Чечня даже географически как бы отодвинута на обочину истории.

Кратко остановимся на основных чертах общественного устройства, некоторых наиболее приметных традициях, общих для многих народностей.

Сельская община

Территориальная община — основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора — безупречная репутация.

Сельские сходы — достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.

Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.

Релегиозные представления

До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.

При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров — христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI — у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления - выжили.

Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.

Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.

Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.

Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.

Одежда северокавказских народов

В одежде северокавказских народов много общего.

Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).

К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм — бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII — началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

Женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.

Адаты

Адат — это так называемое обычное право, установленное обычаем, или совокупность традиционных норм, передаваемых из поколение в поколение. Адаты - неписанные законы, но исполнение их было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественном сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа к адатам стали добавляться нормы мусульманского теологического права — шариата.

Наиболее яркой нормой обычного права на Сев. Кавказе была повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага и т. д.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, а за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежало ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, и бывали случаи, когда она прекращалась — в случае не примирения — лишь после уничтожения одного из родов.

Кровная месть и самовольные действия были обязательными среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабежи убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным.

Дна из процедур примирения коровников была следующей: обе враждующие стороны выстраивались друг против друга. Рукопожатиями обменивались сначала старшие из враждующих родов, затем — остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку — примирение не могло состояться. Дальше получившие прощение кровники устраивают для всех угощение.

У многих народов была и другая форма примирения, когда с целью прекращения кровной мести из рода убитого в род убийцы похищал ребенка и воспитывал его. Тогда похититель становился приемным отцом похищенного и воспитывал его. С помощью этого средства примирялись самые мстительные семьи. Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекращение вражды, между семьями и родами устанавливались родственные отношения.

Обычаи гостеприимства, куначества и побратимства

Обычай гостеприимства у всех народов Северного Кавказа, получил широкое распространение.

Путник — гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого — обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость — лицо священное для них.

Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, при надлежащую хозяину. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Состоятельные семьи строили для гостей в укромном месте двора специальную кунацкую, состоящую из одной или двух комнат и коридора. В этом доме или комнатах размещали лучшую утварь, посуду, постельные принадлежности, мебель. В отсутствие гостя в кунацкой отдыхал хозяин. Сюда же со своими друзьями приходили и старшие сыновья. Гостем считался любой прохожий, приезжий, заблудший. Его встречали радушно, если даже он пришел глубокой ночью.

Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. Гостем считался и тот, кто оказывался в селе проездом. Человека, неприветливо встретившего гостя, осуждали, он терял уважение и престиж у народа. Дом этой семьи мог быть разрушен сельчанами, члены семьи преданы проклятию и изгнаны. Проклятие зачастую было и всем тем, кто, проходя мимо, не бросали бы камня в то место, где стоял прежде дом нарушивших законы гостеприимства. Появлялись целые кучи камней, называемые «карлаг». Преступлением, за которое могли воздвигнуть карлаг, считалось убийство гостя или прощенного кровника, надругательство над трупом убитого противника, прелюбодеяние, убийство женщины из мести, воровство и др.

Если в гости приходили очень уважаемые люди или особо почитаемые родственники семьи (родственники со стороны зятя, снохи, старые родственники со стороны деда, бабушки, отца и матери), не зная, что данную семью постигло горе, их принимали так, как будто ничего не произошло. Если в доме покойник, его прятали в дальнюю комнату или его ложе задвигали под кровать, а гостей встречали с улыбкой, дабы не омрачить их настроение. Лишь проводив их с почестями, хозяева продолжали похоронную процессию, панихиду. Это отмечал и А. И. Барятинский: «...если в доме и саван с телом покойника, гостю не омрачали настроение, его прятали под кровать, а гостя встречали».

Приветствовать кунака приходили все члены семьи, родственники, а так же соседи. С гостями беседовали старшие члены семьи, молодежь (мужская) молча стояла у входа и была готова оказать все необходимые услуги: подать огонь, чтобы гость мог закурить, воду, чтобы он мог помыть руки, помочь ему снять сапоги, принести и унести «шу» — угощение и т. д.

Как только гость входил во двор, хозяйка шла к очагу готовить для него угощение. Чтобы не смущать гостей и создать им обстановку для отдыха и покоя, хозяева уходили и оставляли с ними только одного родственника или оставляли одних. Для того, чтобы развлечь почетных гостей, устраивали танцы, для чего приглашали молодых родственников и соседей. Когда гости ложились спать, женщины-хозяйки (обычно снохи) чистили им одежду, стирали и штопали носки, мыли обувь. После трех дней пребывания у кунака гость или, гостья делали попытку принять участие в хозяйских делах. Им обычно разрешали выполнять наиболее легкие, приятные виды работ. Женщинам, например, разрешали шить, вышивать, готовить сладкие блюда.

Все члены семьи — от мала до велика — во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Такой прием вызывал у гостя дружеские чувства. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.

Обычай названного родства — куначество устанавливалось побратимством, оформляемым специальным ритуалом, который в разных вариантах сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимоподдержке, взаимопомощи. В знак верности клятве они надреза ли себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.

Еще одна из из форм обрядов установления куначества кавказцев. : «Сделаться присяжными друзьями — значит сделаться братьями. Обряд совершения братства самый простой: обыкновенно, два новые друга пьют пополам стакан молока и в этот стакан должна быть брошена серебряная или золотая монета или кольцо. Символический смысл этой последней формы обряда — чтобы дружба навеки «не ржавела». Бросается эта монета в стакан того, кто хочет дружбу, а достается она тому, у которого просят дружбы.

После свершения одного из этих символических действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками и др., что также символизировало братство.

Но если делаются друзьями те, которые прежде были врагами за убийство брата и вообще родственника, то в таком случае обряд совершения братства изменяется. Все родственники кровника и он сам отправляются на могилу убитого им; трое суток простояв на могиле, как бы прося прощения у убитого, они отправляются к его родственникам. Затем несколько человек из родственников кровника и он сам сосут грудь матери убитого им. Тогда они делаются Семьи кунаков постоянно общались между собой и были наиболее чтимыми гостями друг у друга. Они принимали самое деятельное участие в делах друг друга: в случае кровной мести, женитьбы, замужества членов одной из семей и др., они разделяли все тяготы и радости. Куначество почитается наравне с родством. Нередко куначество закреплялось установлением брачных связей между членами их семей.

О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивали обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников. «Названные братья ближе всяких родственников, даже ближе, чем единоутробные братья. В случае убийства одного из них другой обязан мстить за его кровь как за родного брата.

Среди женщин рассматриваемые социальные институты широкого развития не получили. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами и клялись сохранить верность на всю жизнь. Как правило, после того, как девушки выходили замуж, такое родство прерывалось, так как заботы, многочисленные хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Для этого девушки меняются платьями. Старики помнят случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.


Графиня Софья Степановна Разумовская, урождённая Ушакова (11 сентября 1746 — 26 сентября 1803) — фрейлина, метресса императора Павла I, от которого имела сына Семёна, жена графа П. К. Разумовского.

Софья Степановна Разумовская

София Степановна была дочерью писателя Степана Фёдоровича Ушакова, Новгородского, а потом Петербургского губернатора и сенатора, и его жены Анны Семеновны (девичья фамилия неизвестна). Анна Семёновна в свете имела скандальную репутацию. Она была в первом браке за Иваном Петровичем Бутурлиным, а когда в неё влюбился Ушаков, ушла от своего мужа и вышла за любовника, «публично содеяв любодейственный и противный церкви брак».

В первом браке Софья Степановна была замужем за генерал-майором Михаилом Петровичем Черторыжским, флигель-адъютантом Пётра III, и рано овдовев, от больного, чахоточного мужа детей она не имела.

При дворе Софья была известна своим щегольством, любовью к свету и ко всяким развлечениям и имела репутацию «маленькой метрессы».

Перед женитьбой Великого Князя Павла Петровича, когда у Екатерины II появились сомнения, «упрочит ли брак Цесаревича, вследствие слабости его здоровья, порядок престолонаследия в государстве, на Софию Степановну возложено было поручение испытать силу своих прелестей над сердцем Великого Князя». В 1772 году у неё родился сын, которого назвали Семёном Афанасьевичем Великим и которого императрица взяла к себе на воспитание.

Вскоре после рождения сына Софья вышла вторым браком за графа Петра Кирилловича Разумовского, обер-камергера, второго сына гетмана. Она была на пять лет старше мужа, и граф Кирилл Григорьевич Разумовский был очень недоволен этою свадьбой, сильно недолюбливал свою невестку, которую называл «картуазною бабою», и упрекал ее за расточительность. В этом, однако, она вполне подходила мужу, a своею нерешительностью и переменчивым характером была очень на него похожа; поэтому, вероятно, супруги нежно любили друг друга и жили очень дружно.

Брак их был бездетен; очень слабое здоровье и неизлечимая, по мнению старика-гетмана, болезнь графини (солитер) требовал постоянного лечения, и графиня жила с мужем почти беспрерывно за границей: в Италии, Швейцарии, Голландии, а также в Париже и на юге Франции, в Монпелье, модном в то время курорте. Эта, по выражению гетмана, «цыганская жизнь» вызывала огромные траты и постоянные просьбы к отцу и свекру о пособии.

По назначению графа Петра Кирилловича, при восшествии Павла I на престол, присутствующим в Сенат, Разумовские вернулись в Петербург и поселились на углу Набережной и Гагаринской улицы, в своем доме, который украсили множеством ценных вещей, купленных во Франции во время революции. Здесь и скончалась графиня София Степановна, вскоре по приезде в Россию, 26 сентября 1803 года.

Из оставленного ею завещания (от 28 ноября 1802 года) видно, что она была хотя и недалекая женщина, но простодушная, добрая и религиозная и перед смертью постаралась привести свои дела в порядок, составив опись, своим личным долгам и назначив денежные выплаты своим людям, которых просила мужа отпустить на волю. Курьёзно при этом само распределение ею между близкими остающихся после неё вещей, «мои небольшие сокровища», как она выражается, в числе которых простодушно ею переименовываются образа и «Мадонна» Карло Дольчи.

Похоронена графиня С. С. Разумовская в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище, где ей воздвигнут оплакивавшим ее мужем большой саркофаг из белого мрамора с головами медуз и плачущей женской фигурой; на памятники высечена эпитафия:

« Во мраке веры ты Спасителя любила,
Любила ближнего, порочных не судила,
Любила ты меня, любила всех людей,
Любовь к Спасителю был свет твоих путей.»

***
НЕКРОПОЛЬ СВЯТО - ТРОИЦКОЙ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКОЙ ЛАВРЫ




Разумовская (урожд. Ушакова) София Степановна 11.09.1746-16.09.1803

Графиня, фаворитка великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). По первому мужу графиня Чарторыйская. Во втором браке замужем за графом Петром Кирилловичем Разумовским (1751-1823). Дочь тайного советника, сенатора, петербургского генерал-губернатора С.Ф. Ушакова (1705-?).

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь XVIII века. Скульптурное надгробие, неизвестный мастер. В одной ограде с памятником мужу. Мрамор, гранит.

Фигура плакальщицы на коленях, склонившейся к урне, рядом с которой чаша, две книги и крест. Постамент в виде саркофага с двумя треугольными фронтонами и акротериями-масками. Во фронтонах рельефы: змея, свернувшаяся кольцом, и две лавровые ветви. На сторонах саркофага вырублены надписи: на боковых стенках в обрамлении лекифов под миртовыми ветвями; на торцах - между опущенных факелов, в венках из роз с лентами.

На восточной стороне:

Въ надежде воскресенiя мертвыхъ / Здъсь покоится прахъ / Госпожи Действительной Тайной Советницы Графини / Софiи Степановны Разумовской урожденной Ушаковой / рожденной 1746 года сентября 11 дня, / скончавшейся 1803 сентября 16 дня.

На западной стороне:

Гръхъ душу тяготилъ! плоть духъ мой угнетала,
Но ты меня, мой Богъ! отъ въка возлюбилъ!
Подъ бременемъ креста к тебъ, мой Богъ взывала:
Любовь твоя съ креста надежду мнъ вдыхала;
Неявъ твой гробь бальзамъ, тыъ в мой, Спаситель, влилъ;
Спасенная Тобой, предъ судъ я Твой предстала.

На северной стороне:

Во мракъ веры ты Спасителя любила,
Любила ближняго, порочныхъ не судила,
Любила ты меня, любила всъхъ людей,
Любовь къ Спасителю быль свътъ твоихъ путей..
О другъ бесценный мой, другъ сердца незабвенный,
Прахъ милыя жены, прахъ сердцу драгоценный!
Прими сей памятникъ въ залогъ моей любви,
Покойся до трубы, - въ заряхъ небесъ живи!

На южной стороне:

Прейдя явленiй миръ, земной свой путь сверша,
Гряди въ свой мiръ существъ, небесная душа!
Теки къ отцу любви, чрезъ сына примеренна,
Соцарствуй Вечному, во веки будь блаженна,
Сонаслаждайся С Нимъ во невечернемъ дни;
Что съяла ты здъсь тамъ в радостяхъ пожни!
Такъ молитъ сирота, вдовица такъ взываетъ,
Вздыхаетъ здъсь твой другъ и слезы проливаетъ.

Памятники С.С. и П.К. Разумовских представляют собой своеобразный ансамбль, насыщенный символикой, отраженной в аллегорических рельефах и стихотворных эпитафиях. Петр Кириллович Разумовский с 1781 г. был членом петербургского масонского Капитула Феникса, что, возможно, объясняет мистический характер оформления надгробий.

День рождения 11 сентября (по старому стилю).
День памяти 16 сентября (по старому стилю).

Симеон (Семён) Афанасьевич Великий (1772—13 (24) августа 1794) — внебрачный сын Павла I. Служил на флоте, дослужился до звания капитан-лейтенанта (1790).

Был сыном великого князя от бывшей фрейлины (?) Софьи Степановны Ушаковой (11.09.1746-16.09.1803; в 1-м браке — за графом Михаилом Чарторыжским (Чарторыйским), во 2-м (ок. 1770) — за Петром Кирилловичем Разумовским), дочери сначала новгородского, а затем петербургского губернатора Степана Фёдоровича Ушакова (1705-?). По крестному отцу получил отчество Афанасьевича.

Биография

Как указывают историки, летом 1771 года великий князь Павел Петрович тяжело заболел. Императрица Екатерина II и Никита Панин не отходили от больного, и при этом опять поползли слухи о том, что, если умрет великий князь, наследником будет провозглашен сын Екатерины и Орлова Алексей Бобринский. Поскольку в России не было закона о престолонаследии и точно не определялся возраст совершеннолетия, было неясно, с какого момента Павла можно считать вышедшим из детства. Было при этом очевидно, что вряд ли удастся отложить этот момент надолго после его 18-го дня рождения в сентябре 1772 года. Именно в этот период Екатерина испытывала особенную необходимость остерегаться попыток возвести его на престол.

Здоровье великого князя при этом оставалось хрупким, поэтому особую остроту приобрел вопрос о его женитьбе — нужно было позаботиться о дальнейшем престолонаследии: «чтобы убедиться, что он способен произвести наследника, Павла поощрили к связи с некой покладистой вдовой, от которой в 1772 г. у него родился сын, известный как Симеон Великий. Воспитанный Екатериной в ее собственных покоях (в отличие от Бобринского), он вступил на службу в русский, а затем в британский флот и умер в Вест-Индии в 1794 г.».

Упоминается, что Екатерина не хотела отдавать внука матери, но в итоге, при ходатайстве Шувалова, отдала. В 1780 году его поместили в закрытую Петропавловскую школу с приказанием дать «наилучшее воспитание». Окончив школу в звании сержанта Измайловского полка, был переведён в Морской кадетский корпус, который закончил в 1789 году. Стал служить на корабле «Не тронь меня» под началом капитана Травакина. Участвовал в войне со шведами. После морского сражения 22 июня 1790 года Семёна Великого послали с донесением к Екатерине II. Бабка не видела его 10 лет.

1 июля 1790 года императрица произвела Семёна Великого в капитан-лейтенанты флота, а 17 октября 1793 года вышел указ Адмиралтейств-коллегии, по которому Семён вместе с группой других морских офицеров отправлялся в Лондон к чрезвычайному послу графу С. Р. Воронцову для поступлению на службу в английский флот.

Николай Греч писал о нём: «Перед вступлением в первый брак императора Павла дали ему для посвящения его в таинства Гименея какую-то деву. Ученик показал успехи, и учительница обрюхатела. Родился сын. Его, не знаю почему, прозвали Семеном Ивановичем Великим и воспитали рачительно. Когда минуло ему лет восемь, поместили в лучшее тогда петербургское училище, Петровскую школу, с приказанием дать ему наилучшее воспитание, а чтоб он не догадался о причине сего предпочтения, дали ему в товарищи детей неважных лиц; с ним наравне обучались: Яков Александрович Дружинин, сын придворного камердинера; Федор Максимович Брискорн, сын придворного аптекаря; Григорий Иванович Вилламов, сын умершего инспектора классов Петровской школы; Христиан Иванович Миллер, сын портного; и Илья Карлович Вестман, не знаю чей сын. По окончании курса наук в школе, государыня Екатерина II повелела поместить молодых людей в Иностранную коллегию, только одного из них, Дружинина, взяла секретарем при своей собственной комнате. Великий объявил, что желает служить во флоте, поступил, для окончания наук, в Морской кадетский корпус, был выпущен мичманом, получил чин лейтенанта и сбирался идти с капитаном Муловским в кругосветную экспедицию. Вдруг (в 1793 году) заболел и умер в Кронштадте. В „Записках Храповицкого“ сказано: „Получено известие о смерти Сенюшки Великого“. Когда он был еще в Петровской школе, напечатан был перевод его с немецким подлинником, под заглавием: „Обидаг, восточная повесть, переведенная Семеном Великим, прилежным к наукам юношею“. Андрей Андреевич Жандр в детстве своем видал Великого в Кронштадте, где тот катал ребенка на шлюпке, сидя у руля…».

Согласно данным Морского министерства, Семён Великий погиб 13 августа 1794 года при кораблекрушении английского корабля «Vanguard» во время страшного шторма близ Антильских островов (очевидно, в районе островов Синт-Эстатиус и Сент-Томас, где шторм был замечен). Официально считается пропавшим без вести.

«Возвращение» по различным версиям

По версии, выдвинутой историком великим князем Николаем Михайловичем, он был старцем Фёдором Кузьмичом.
Гриневич, Геннадий Станиславович даже предлагает такую версию: будто бы Симеон Великий вернулся из моря в Петербург и его отец Павел был поражен его сходством с законным сыном Александром, которого он ненавидел как любимца императрицы Екатерины. По версии Геннадия Гриневича, Александр был поэтому убит ещё при жизни Екатерины. (В то время в Кронштадтском заливе был пойман труп человека, очень похожего на Александра Первого). А под видом Александра I к власти пришёл Симеон Великий, лояльный, по ожиданию Павла к нему. С этим, якобы, и связаны духовные метания «императора Александра» и его итоговый уход в келью под видом Фёдора Кузьмича.
Упоминается в романе Лазарчука и Успенского «Посмотри в глаза чудовищ»: «Официально мичман Семён Великий считался пропавшим без вести в тысяча восьмисотом году в районе Антильских островов во время страшного шторма. Шторм там действительно был, но сам Великий находился к тому времени уже совсем в другом месте… Долгие годы он провёл в учениках, а затем и помощниках у знаменитого унгана ле Пелетье на острове Гаити (собственно, именно поэтому он впоследствии и пошёл по медицинской части) и в деле унгана весьма преуспел; и именно там на него обратил внимание знаменитый некроном барон Рудольф фон Зеботтендорф (вошедший в гаитянский инфернальный фольклор под несколько искажённым именем Барон Суббота), сдружился с ним, вывез его в Европу и представил нужным людям. Семён Павлович сравнительно быстро разобрался в положении вещей, послал всяческих рыцарей и розенкрейцеров в известном всякому русскому человеку направлении — и стал искать свой особый путь. В этих поисках он неизбежно наткнулся на Якова Вилимовича, поскольку все дороги в те годы вели в Пятый Рим».