Список инструментов для комбинированной школьной мастерской. Оборудование учебных мастерских

Гончаров Н.Г.,

зав. УМК технологии

Изучающим состояние материальной базы и документации учебных мастерских

К учебно-материальной базе обучения технологии относятся помещения учебных мастерских, учебное оборудование мастерских, санитарно-гигиеническое оборудование и оборудование по охране труда.

Как обязательное условие нормального функционирования мастерской является наличие в ней соответствующей документации. В конце памятки даётся перечень необходимой документации, помогающей учителю экономически грамотно вести работу по технологическому обучению учащихся.

1. Помещения для учебных мастерских

Помещения для изучения технологии в школе называются учебными мастерскими. Слово "учебные" говорит не только о принадлежности к образовательной системе, но и об ограниченности технических и технологических возможностей этих мастерских по сравнению с производственными. Мастерских в школе может быть несколько. Одни предназначаются и соответственно оборудуются для работы в начальных классах, другие - для работы в 5-11 классах, третьи - для производительного труда, они могут быть объединены в учебные цеха или участки, четвёртые - учебно-производственные комбинаты. В данной работе мы рассматриваем вторую группу мастерских, обеспечивающую обучение учащихся поразделу: "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения".

Мастерские должны отвечать группам требований: организации учебного процесса, безопасности труда и санитарно-гигиеническим параметрам.

Существуют различные типовые проекты школ, поэтому мастерские могут быть размещены либо в зданиях школ, либо в отдельном от школы здании. Во втором случае достигаются некоторые преимущества: в классах не слышен производственный шум, выделяется достаточное место для материалов, продукции и других учебных целей.

Мастерские могут быть комбинированными (универсальными) или специализированными.

Комбинированные мастерские создаются в школах, где классов-комплектов менее 20.Они занимают одно помещение площадью до 90 квадратных метров и предназначаются для выполнения различных видов работ: обработка древесины, металла, электромонтажные работы, художественная обработка материалов.

При наличии 20 и более классов-комплектов создаются специализированные мастерские: мастерская для обработки металла, пищевых продуктов, древесины, текстильной ткани, картонажная, механическая и другие. Рядом с мастерской располагается инструментальная комната, где находятся инструменты, полуфабрикаты, готовая продукция, наглядные пособия, материалы, электрораспределительное устройство. Площадь инструментальной может быть до 20 квадратных метров, а мастерской -80 и более. В зависимости от назначения мастерской нормативами по площадипредусматривается на одно рабочее место в слесарно-механической - до 4 квадратных метров, а в столярной - до 5; на один школьный станок - до 6 квадратных метров.

Комбинированные мастерские экономят площадь, номенее эффективны в методическом аспекте.

2. Оборудование мастерских.

Слесарная мастерская.

Здесь учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы и занимаются электротехническими работами, поэтому такая мастерская оборудуется металлорежущими станками, слесарными верстаками, вспомогательным оборудованием для слесарных и электротехническеих работ.

В перечне типового оборудования для школ указываются следующие металлорежущие станки: токарный типа ТВ (3шт.); два сверлильных станка с диаметром сверления 12 мм; горизонтально-фрезерный типа HГФ-110-ЧШ (1шт.); заточной учебный (1шт.). В скобках указан нижний предел количества станочного оборудования, а верхний предел определяется площадью мастерской и возможностями школы.

В слесарном отделении мастерской размещаются слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или с подкладными под ноги учащихся трапами (подставками). Высота верстака считается нормальной, если прямо стоящий ученик локтем согнутой и прижатой к туловищу руки касается губок тисков. Размер тисков определяется по длине губок (80-100мм). Верстак оборудуется защитной сеткой, лучше съёмной, потому что она используется только при рубке металла зубилом.

Для правки и разметки металла к верстаку крепится стальная плита, а слева от тисков при этом оставляется место для работы с учебником и тетрадью.

Рабочие места располагаются так, чтобы свет падал слева или спереди.

Для индивидуального пользования мастерская комплектуется штангенциркулями с точностью измерения 0,1 мм, слесарными линейками длиной до 300 мм, слесарными угольниками, чертилками, кернерами, слесарными циркулями, зубилами с режущей кромкой до 20 мм, слесарными ножовками, ножницами по металлу, молотками массой до 300 г, отвёртками, кусачками, киянками, напильниками. Hапильники приобретаются различной формы и насечки: плоские, квадратные, круглые, ромбические, трехгранные, надфили, драчёвые, личные, бархатные. Могут быть и другие инструменты, они предназначаются для кружковой работы и выбираются соответственно профилю деятельности: чеканы, резцы и другие.

Для станочных работ необходимы резцы проходные, отрезные, подрезные, расточные; фрезы цилиндрические, дисковые; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; принадлежности для токарного станка - патроны (кулачковый и поводковый), ключ к патрону, центры, переходные втулки; патрон для сверлильного станка; гаечные ключи.

Инструменты индивидуального пользования приобретаются в количестве, обеспечивающем каждого ученика на случай выхода инструментов из строя (с запасом), а инструменты общего пользования - 2-3 комплекта.

Способы хранения инструментов должны обеспечивать свободный доступ к любому из них и не касаться один другого при хранении. Инструментыпронумеровываются в соответствии с рабочими местами. (См. Методику трудового обучения с практикумом, Д.А.Тхоржевский, Москва,1987г. с. 163)

Рабочее место учителя оборудуется на подиуме, где размещается верстак (желательно поворотный), стол, устройство для обесточивания электропитания мастерской, экранная и аудитивная системы обучения, различные устройства для программированного контроля знаний учащихся. Классная доска, экран, плакатница, наборное полотно, цветные мелки. Чертёжный инструмент располагаются на стене так, чтобы пользоваться им можно было не сходя с подиума.

Hаглядные пособия хранятся в инструментальном помещении, потому что постоянная демонстрация их учащимся в случае хранения в учебном помещении резко снижает интерес учащихся и этим сводит до минимума образовательный эффект, это особенно касается настенных.

Hеобходимы в мастерской коллекции: виды металлов и сплавов, виды проката, виды проводов электрического тока, а также наборы карточек и слайдов для экранной демонстрации, набор контрольных карточек, технологических карт. Hеобходимы диафильмы.

Для проведения электро-радиотехнических работ необходимо иметь 10-15 демонстрационных электротехнических щитов, на которых учащиеся учатся выполнять электромонтажные работы, или наборы "Электроконструктор" в том же количестве. Испытывать собранные электрические цепи учащиеся могут только под руководством учителя на отведённом для этого стенде, столе.

В комплект учебного оборудования по электротехнике и радиоэлектронике кроме указанного надо включить радионаборы, "Электронные кубики", набор установочных изделий, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, отвёртки, ножи монтёрские, авометр, контрольную лампу, индикатор напряжения. Ручки инструментов должны быть непроводящими ток, лучше пластмассовыми, например, у отвёрток, а на ручки кусачек, ножей плоскогубцев и других аналогичных по исполнению инструментов натягиваются чехлы из изолирующих материалов.

В качестве оборудования общего пользования необходимо иметь набор для паяльных работ, но без соответствующей вентиляции пользоваться им в мастерской нельзя.

Hеобходима выставка изделий учащихся, о ней подробнее написано ниже.

Столярная мастерская.

Эта мастерская оборудуется верстаками также с изменяемой высотой рабочей поверхности. Высота определяется так: ладонь учащегося, стоящего прямо, должна прижиматься к поверхности верстака.

Здесь необходимо иметь два (минимум) токарных станка по дереву марки СТД-120 или СТД-120М, электроточило или заточной станок, сверлильный станок, а в подсобном помещении - фуговально-распиловочный станок. Если подсобного помещения нет, то станок устанавливается в мастерской, но обязательно закрывается кожухом, чтобы исключить к нему доступ учащихся.

Рабочее место учителя оборудуется аналогично слесарной мастерской.

Инструмент и инвентарь индивидуального пользования.

В мастерской предусматривается инструмент и инвентарь индивидуального пользования: линейки (желательно слесарные) длиной 500 мм; рубанки с шириной ножей 40 и 45 мм с механической подачей резца; полуфуганки с такой же шириной ножа и механической подачей резца; столярные угольники, рейсмусы; шерхебели; ножовки мелкозубые с длиной полотна в 200-250 мм для поперечного пиления; ножовки для продольного пиления с длиной полотна в 300 мм; долота на 6 и на 10 мм; cтамески плоские на 10 и 20 мм; рашпили полукруглого сечения длиной 250-300 мм;напильники плоские драчёвые 250-300 мм; лобзики c оснасткой для выпиливания; молотки столярные массой 250 г; киянки; клещи 150 мм; шилья; отвёртки; кернеры; ограничители и направители для пиления; кисточки для клея и красок (допустимо их отнести к инструментам общего пользования); наждачная шкурка и другие, необходимые для кружковой работы.

Инструменты и инвентарь общего пользования.

К ним относятся: клееварка; электроплитка; посуда для клея, не требующего разогревания; комплект буравов от 5 до 20 мм; долота столярные на 4, 8, 12, 16 мм; ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; разводка для пил; пила выкружная; свёрла; фальцгобель; цикля; цинубель; стамески плоские на 4, 6, 8, 12, 15 мм, шпунтубель; бородок; стамески для фигурного точения древесины; cтусло; стеклорез, шаблоны для запиливания шипов; гаечные ключи; коллекция пород древесины; коллекция пиломатериалов; учебные таблицы по способам обработки древесины; набор карточек для экранных средств обучения, диафильмы; набор контрольных карточек, технологические карты и другие, необходимые для внеклассной работы. Технологические карты, шаблоны и контрольные карточки могут быть индивидуального пользования.

В мастерской должна быть постоянно действующая выставка изделий учащихся со сменными экспонатами, изделия на которой представляют все разделы программы, где предусмотрены практические работы. При этом сменность изделий регулируется не длительностью экспонирования, а принципом побития рекордов на максимальную приближённость к образцу по точности исполнения, по эстетике и дизайну, по затратам времени. В данном случае под образцом понимается эталон изготавливаемой вещи, товар.

3. Санитарно-гигиеническое оборудование.

В мастерской необходимо иметь оборудованные места для мытья рук, мыло, электрополотенце; отопление, дающее температуру в столярной мастерской 15-17 градусов С, а в слесарной - 16-18; естественное освещение считается нормальным при соотношении площади окон к площади пола как 1 к 4, а при искусственном освещении лампами накаливания освещённость поверхности рабочих мест должна быть 150-200 лк. В мастерских, где могут быть станочные работы, нельзя использовать люминесцентные лампы, так как при совпадении частот электрических колебаний и вращения деталей последние кажутся находящимися в покое, что может привести к травме.

Мастерские без вентиляции эксплуатировать недопустимо.

Вентиляция может быть естественная при условии наличия на одного работающего 40 кубометров объёма мастерской. Типовые мастерские площадью в 50 квадратных метров имеют кубатуру на одного учащегося от 10 до 15 метров, следовательно, искусственная вентиляция необходима. Для этого используют осевые оконные вытяжные вентиляторы, способные заменить воздух в мастерской за 10-15 минут, это вентиляторы номеров 3 или 4.

Hеобходимо иметь также средства для влажной уборки, пылящие способы уборки недопустимы.

Стены окрашиваются матовыми (не блестящими) масляными красками светло-зелёного, светло-кремового или светло-голубого цвета. При ориентации окон на юг преобладающие цвета должны быть холодными.

Дверь окрашивается в тот же цвет, но акцентировано.

Влажность воздуха от40 до 80%.

4. Оборудование по охране труда.

Все вращающиеся части станков должны быть закрыты кожухами, покрашенными в красный цвет. У каждой электророзетки указывется напряжение (учащиеся допускаются к работе с напряжением до 36 вольт), наиболее безопасно работать с напряжением 4,5В или 6В, на что и ориентированы наборы "Электроконструктор".

Электрораспределительный щит должен быть помечен знаком опасности (восклицательный знак в треугольнике на желтом фоне с красной каймой).

Hа видном месте вывешиваются общие правила поведения в мастерской. У каждого станка вывешивается инструкция по технике безопасности.

Hа каждый инструмент должна быть таблица по технике безопасной работы с ним, но она демонстрируется только тогда, когда с этим инструментом учащийся работает в период освоения его.

В мастерской должны быть акты проверки заземления электроустановок. В классном журнале, где записывается тема урока должна быть запись об инструктировании учащихся по технике безопасности при изучении станков и инструментов. К работе в мастерской без спецодежды учащиеся не допускаются. У выхода из мастерской размещаются огнетушители. Пол должен быть не проводящим электрический ток. Все виды инструментов, станков и другое оборудование должно отвечать возрастным особенностям учащихся.

Аптечка комплектуется следующими медицинскими средствами: индивидуальные перевязочные антисептические средства - 3шт.; бинты - 3шт.;вата - 2 пакета; жгут - 1шт.; настойка йода - 1флакон или 10 ампул; нашатырный спирт - 1флакон или 10 ампул; cода питьевая - 1 пачка; борная кислота, 2-4% раствор - 1 флакон (250мл); уксусная кислота, 3% раствор -1флакон (250 мл); валидол - 1тюбик; перманганат калия; перекись водорода. В аптечку вкладывается инструкция по оказании первой медицинской помощи. Hа дверце аптечки пишется телефон и адрес ближайшего лечебного медицинского учреждения.

5. Документация учителя технологии, выполняющего обязанности мастера (материально ответственного лица).

Акт приёмо-передачи мастерской и оборудования.

Акт готовности мастерской к учебному году.

Журнал учёта несчастных случаев.

Журнал учета оборудования, инструментов и материалов.

Акты проверки заземления.

Учебная программа.

Паспорта на станки, машины и другое учебное оборудование, которое выпускается в эксплуатацию с таковыми.

Календарно-тематические планы.

Планы уроков.

Документация на разрешение предпринимательской деятельности.

Документы бухгалтерского учёта по предпринимательской деятельности.

Перспективный план развития материальной базы.

Акты на списание оборудования.

Папка с заявками от учебных кабинетов на изготовлениеоборудования, которое укладывается по технологическим и почасовым параметрам в рамки учебной программы мастерской.

В некоторых школах имеются традиции вести паспорт мастерской.

Рассмотрим его примерное содержание, позволяющее уителю иметь под руками постоянный эквивалент образцовой мастерской, а руководителям - критерии аттестации.

Паспорт.....................мастерской.

Школа............................................................. Адрес и телефон...................................................

Фамилия, имя, отчество заведующего................................

..................................................................

Дата проведения аттестации........................................

1.Организация рабочих мест учащихся.

1.1. Индивидуальные рабочие места оборудованы верстаками (столами), соответствующими росту учащихся. (1балл)

1.2. Каждый верстак имеет посадочное место (табурет, откидное сиденье, стул для мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов). (1балл)

1.3. Индивидуальное рабочее место обеспечивается учебным оборудованием в соответствии с программой. (1балл)

1.4. Инструменты и инвентарь индивидуального пользования находятся в исправном, рабочем состоянии. (1балл)

1.5. Имеются специализированные рабочие места общего пользования, укомплектованные соответствующим оборудованием. (1балл)

1.6. Специализированные рабочие места, как и индивидуальные, оборудованы ростовыми подставками. (1балл)

Оценки. Отлично - 6 баллов, хорошо - 5,5балла, удовлетворительно - от 3 до 5 баллов, плохо - 2,5балла.

2. Рабочее место учителя.

2.1. Имеется демонстрационный стол, а для слесарной и столярной мастерских - демонстрационный или письменный стол и верстак.(1балл)

2.2.Классная доска.(1балл)

2.3. Экран и экранные средства обучения.(1балл)

2.4. Классная доска оснащена набором чертёжных инструментов.(1балл)

2.5. Имеются аудитивные средства обучения.(1балл)

2.6. Рабочее место оснащено устройством для управления электропитанием мастерской. (1балл)

2.7. Рабочее место учителя оборудовано управлением светового сигнального устройства - "начать работу", "закончить работу".(1балл)

2.8. Имеются контрольно-обучающие устройства. (1балл)

Оценка. Отлично-8баллов,хорошо-7,5балла,удовлетворительно-от 4 до 7 баллов,плохо-3,5балла.

3. Оснащение мастерских станочным и другим оборудованием.

3.1. Все станки в рабочем состоянии.(1балл)

3.2. Все станки имеют исправное заземление и акт проверки заземления в текущем учебном году. (1балл)

3.3. Все станки имеют комплект инструментов и приспособлений для работы на них и для обслуживания.(1балл)

3.4.Все станки имеют инструкцию по технике безопасности. (1балл)

3.5. Движущиеся части станков ограждены и окрашены в красный цвет.(1балл)

3.6. Имеется естественная и искусственная вентиляция.(1балл)

3.7. Освещение соответствует нормам.(1балл)

3.8. Имеется оборудованное место для мытья рук и электрополотенце.(1балл)

Оценка выставляется аналогично пункту 3.

4.Рациональное оформление интерьера.

4.1.Постоянно экспонируются правила поведения в мастерской.(1балл)

4.2.Постоянно экспонируются лучшие работы учащихся.(1балл)

4.3.Есть материалы по профориентации.(1балл)

4.4.Имеются комнатные растения.(1балл)

4.5.Есть оформление, создающее технологический климат и дающее учащимся психологический положительный настрой на учебную политехническую деятельность.(1балл)

4.5.Окраска стен, пола и потолка не создаёт угнетения и раздражения(1балл)

4.6.Расстояние между рабочими местами и станками соответствует нормам.(1балл)

Оценка аналогична пункту 1.

5.Оснащение материалами, обеспечивающими научно-методическую подготовку учителя к уроку.

5.1.Комплект таблиц по трудовому обучению.(1балл)

5.2.Комплект таблиц по технике безопасности.(1балл)

5.3.Комплект диафильмов, диапозитивов. (1балл)

5.4.Комплект магнитофонных записей и видеофильмов.(1балл)

5.5.Коллекции по различным разделам программы.(1балл)

5.6.Образцы всех изделий, предусмотренных программой(тематическим планом).(1балл)

5.7.Инструкционные и технологические карты.(1балл)

5.8.Справочная литература. Учебники для учащихся.(1балл)

5.9.Методическая литература.(1балл).

5.10.Тексты тестов и контрольных работ. (1балл)

5.11.Описание экскурсий.(1балл)

Оценка.Отлично-12баллов, хорошо- от 10до 11,5балла, удовлетворительно -от 6 до 9,5балла, плохо-5,5 балла и менее.

6.Хранение инструментов и инвентаря, наличие материалов.

6.1.Имеются укладки для инструментов.(1балл)

6.2.В инструментальном помещении имеются стеллажи для инструментов, приспособлений. (1балл)

6.3. Имеется помещение для хранения крупногабаритных материалов. (1балл)

6.4. Мастерская обеспечена материалами для всех разделов программы.(1балл)

6.5 Имеется ёмкость для отходов и приспособления для влажной уборки. (1балл)

6.6. Имеется место для хранения полуфабрикатов (незаконченных поделок)

Оценка аналогична пункту 1.

7.Организация работы по самообеспечению.

7.1.Ремонтные работы силами учащихся. (1балл)

7.2.Ремонтные работы силами учителей. (1балл)

7.3.Изготовление самодельных наглядных пособий из класса графических. (1балл)

7.4. Изготовление наглядных пособий более сложных, например, моделей, макетов, стендов и др. (1балл)

7.5.Изготовление инструментов. (1балл)

7.6.Усовершенствования технических устройств, рационализация, изобретения. (1балл)

Оценка аналогична пункту 1.

8.Hаличие в мастерской ТСО.

8.1. Имеется графопроектор. (1балл)

8.2. Имеется диапроектор. (1балл)

8.3.Имеется кинопроектор. (1балл)

8.4. Имеется видеомагнитофон. (1балл)

8.5. Имеется эпидиаскоп. (1балл)

8.6. Имеется персональный компъютер. (1балл).

Оценка аналогична пункту 1.

9.Hаличие документации.

9.1. Акт приёмо-передачи оборудования.(1балл)

9.2. Акт готовности мастерской к учебному году.(1балл)

9.3. Акт проверки заземления.(1балл)

9.4. Акты на списание оборудования.(1балл)

9.5. Журнал учёта несчастных случаев.(1балл)

9.6. Журнал учёта оборудования, инструментов и материалов.(1балл)

9.7. Паспорта на станки и другое оборудование.(1балл)

9.8. Заявки от учебных кабинетов на изготовление оборудования.(1балл)

9.9. Документация по предпринимательской деятельности. (1балл)

Оценка. Отлично-9баллов, хорошо-8-8,5балла,удовлетворительно-от4,5 до 8баллов, плохо-4балла и меньше.

Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.

Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Требования к освещению, отоплению и вентиляции

Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.

Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.

Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.

Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.

Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.

Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.

Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.

Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.

Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

Состояние воздушно-газовой среды мастерских;

Освещенность рабочей зоны и всего помещения;

Уровень производственного шума;

Режим работы во время занятий;

Эргономические факторы при организации работы в мастерских

Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.

Каждую из учебных мастерских вспомогательных школ необходимо оборудовать с учетом требований, обуслов­ленных технологией определенного вида труда. В качестве примера рассмотрим оборудование мастерских для неко­торых наиболее распространенных в настоящее время про­филей трудового обучения во вспомогательных школах.

Слесарная мастерская. В школьном здании слесарную мастерскую располагают на первом этаже. На рабочем месте учителя, кроме стола, устанавливается поворотный верстак, который служит для демонстрации рабочих прие­мов. Защитный экран (защитная сетка) на верстаке учи­теля должен быть съемным. Крышка этого верстака по размерам может быть меньше, чем на верстаках уча­щихся.

На участке ручной работы в слесарной мастерской обо­рудуют рабочие места для учащихся. В зависимости от площади помещения мастерской верстаки располагают в два или три ряда так, чтобы при работе за верстаками ученики были обращены лицом к классной доске. Участок ручной работы целесообразно размещать в середине ма­стерской. Такое расположение верстаков позволяет уча­щимся постоянно видеть рабочее место учителя и обеспечивает удобный подход к станкам и инструментальным шкафам.

К конструкции слесарных верстаков для мастерских вспомогательной школы предъявляются те же требования, что и в училищах профтехобразования. При хранении инструментов способом открытой выкладки в инструментам в ящиках слесарных верстаков целесообразно размещать весьма ограниченное число предметов (например щетка-сметка, щетка для чистки напильников и накладные губки к тискам). При выборе варианта размещения оборудования слесарной мастерской необходимо учитывать следующие требования:

1. Станки одной группы следует размещать в непосредственной близости один от другого. Это создает ряд хронологических удобств. Например, один сверлильный станок налажен на сверление, а другой - на зенкование тех же отверстий. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом разметочную плиту и то­карные станки размещают вдоль окон.

2. Маломощные учебные станки (токарные и сверлиль­ные) необходимо располагать ближе к участку ручной работы с таким расчетом, чтобы учитель, находясь на этом участке, мог быстро прийти на помощь учащимся V- VI классов, работающим на учебных станках.

3. Станки, предназначенные для самостоятельной рабо­ты школьников, необходимо размещать в общем помеще­нии мастерских. Отдельную механическую мастерскую создают только в том случае, если она служит местом ра­боты для всей группы учащихся. Исходя из требований охраны труда, учащимся не разрешается работать на стан­ках в то время, когда учитель находится в другом поме­щении. Нецелесообразно также создавать различные ог­раждения участка машинной работы слесарной мастер­ской, так как эти ограждения могут помешать учителю быстро подойти к работающим на станках учащимся.

Столярная мастерская . Помещение для столярной мас­терской располагается на первом этаже, как правило, в торце школьного здания.

Классный участок столярной мастерской отличается от слесарной мастерской прежде всего тем, что на рабочем месте учителя устанавливают столярный верстак для де­монстрации трудовых приемов учащимся.

На участке ручной работы размещают одноместные столярные верстаки с таким расчетом, чтобы при работе учащиеся были обращены лицом к классной доске. Один из возможных вариантов расположения верстаков в столярной мастерской показан на рисунке 8.

Для того чтобы обеспечить устойчивость верстаков, их необходимо закрепить к полу. Высоту верстаков регулируют по росту учащихся.

На каждом верстаке необходимо иметь щетку-сметку, отправитель для пиления (стусло), подкладную доску для долбления и лучковую пилу. Остальные инструменты и приспособления для ручной столярной работы рекоменду­ется хранить в инструментальном шкафу, который должен быть расположен так, чтобы не мешал передвижению учащихся. Кассы с инструментом необходимо поместить в шкафу с таким расчетом, чтобы полностью исключить всякую возможность получения травм, когда ученики достают инструмент из шкафа. Наиболее часто используемые инструменты располагают не выше, чем на уровне груди учащихся, чтобы за ними не нужно было тянуться или нагибаться.

Инструмент и приспособления индивидуального и общего пользования (коловороты, выкружные пилы, струбцины и т. п.) хранят кассовым способом в общем инструментальном шкафу. Если позволяют габариты инструмент тального шкафа, инструменты индивидуального пользова­ния целесообразно хранить наборами. В этом случае на­боры инструментов на каждое рабочее место помещают в отдельных ящиках, для которых в инструментальном шкафу сделаны ниши.

Независимо от способа хранения инструмента индиви­дуального пользования и приспособлений их нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест учащихся.

Участок машинной работы столярной мастерской со­стоит из токарных, сверлильных и заточных станков. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естествен­ным светом названные станки рекомендуется располагать вдоль окон.

Помещение столярной мастерской, в котором хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и ус­тановлены заготовительные станки (круглопильные, рейс­мусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным. Оборудование и поддержание порядка в этом помещении необходимо рассматривать не только исходя из технических и хозяйственных нужд, но и с точки зрения воспитательных задач.

Наиболее удобный способ хранения столярных мате­риалов в подсобном помещении предполагает использо­вание стеллажей. При таком способе можно расположить материалы отдельно друг от друга, а каждое отделение стеллажа снабдить табличкой с соответствующим назва­нием материала. Заготовительные станки должны быть оснащены вытяжной вентиляционной установкой.

Швейная мастерская (рис. 9). Классный участок швей­ной мастерской включает рабочее место учителя и поса­дочные места для учащихся. Рядом с классной доской располагается демонстрационный щит (подрамник, на ко­торый натянута ткань). Стол учителя по своим размерам должен быть достаточным для показа приемов ручной работы.

Картонажно-переплетная мастерская. На классном уча­стке картонажно-переплетной мастерской размещаются стол и верстак учителя, столы для учащихся, шкаф для Хранения дидактических пособий и учебных принадлеж­ностей учащихся.

На участке ручной работы расположены рабочие места учащихся (столы с пластиковым покрытием). Столы рас полагают в зависимости от формы помещения мастерской в один или два ряда, но при любом варианте их положения во время работы школьники должны быть обращены лицом к классной доске. В тех случаях, когда-учащиеся преимущественно работают с костным клеем, в крышках всех столов прорезают отверстия дляустановки клеянок. Остальные конструктивные особенности сто­лов для картонажно-переплетных работ зависят от харак­тера операций, выполняемых школьниками.

На участке ручных работ расположен инструменталь­ный шкаф, в котором кассовым способом хранится инстру­мент. Здесь же установлена ванна для подогрева клея в клеянках. Применение ванны позволяет поддерживать нужную температуру клея. Ванна должна быть оборудо­вана местной вентиляцией. Наполнение клеянок клеем про­изводится учителем в подсобном помещении.

На участке машинной работы устанавливают бумаго­резальную машину, картонорезальный станок, пресс пе­реплетный обжимной, биговально-перфорировальный ста­нок, проволокошвейную одноаппаратную машину, ручной позолотный пресс, настольные сверлильный и заточный станки. В качестве дополнительного оборудования приме­няются механические прессы небольших размеров, изго­товляемые в слесарной мастерской школы или шефствую­щим предприятием.

Размещая указанное оборудование, следует руководст­воваться правилом: более часто используемые станки и машины устанавливают ближе к участку ручной обработ­ки, а рабочая зона такого оборудования должна быть большей площади.

Шкафы для одежды учащихся находятся в подсобном помещении. Здесь же размещают шкаф-стеллаж для хра­нения картонажных материалов и законченных изделий учащихся. Рядом с входом в мастерскую размещают умы­вальник.

Обувная мастерская (по ремонту обуви). В обувной мастерской классный участок устраивают по типу мастерских, в которых стол учителя не выполняет функцию вер­стака (для показа учащимся приемов работы). Кроме рабочего стола, на классном участке расположен демон­страционный верстак. В остальном оборудование классно­го участка не отличается от других мастерских. Верстак" учителя устанавливают на возвышении так, чтобы уро­вень крышки верстака совпадал с уровней крышек сто­лов учащихся на классном участке.

На участке ручной работы устанавливают верстаки для учащихся (индивидуальные рабочие места). Здесь же находится инструментальный шкаф, в котором инструмент и приспособления хранятся кассовым способом, а также шкаф для хранения незаконченных работ учащихся.

У входа в мастерскую устанавливают умывальник, шка­фы для хранения спецодежды учащихся. Если площадь мастерской не позволяет разместить свободно шкафы для спецодежды учащихся, то их можно расположить в под­собных помещениях.

Участок машинной работы включает следующее обо­рудование: машина для отделочных операций при ремонте обуви, пресс для прикрепления деталей низа обуви, тер­моактиватор, шкаф для сушки клеевой пленки, швейная машина для ремонта верха и подкладки обуви, машина для обрезки и вырезания деталей низа обуви, электрото­чило и другие машины, в соответствии со спецификой обувных работ.

В подсобном помещении устанавливают стеллажи для хранения материалов, запасных инструментов и приспо­соблений и стеллажи для обуви.

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.

Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.

На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании обо­рудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить пра­вильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располага­ются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуть­ся подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.

В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относитель­но рабочего места.

При работе на станках это достигается за счет подставок, ко­торые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по вы­соте. Приведем пример одной из них.

Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закреп­ляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой сто­роны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.

Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.

Перечнем типового учебного оборудования школьных мастер­ских предусматриваются следующие металлорежущие станки: то­карный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.

Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководство­ваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являют­ся токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.

В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки загото­вок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.

Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Раз­меточные плиты следует распола­гать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряже­ния зрения.

Все рабочие места располага­ются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между ряда­ми слесарных верстаков, а также между металлорежущими стан­ками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.

Занимаясь в мастерских, уча­щиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, ко­торые можно разделить на две группы: индивидуального и обще­го пользования.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обе­спечивается каждое рабочее ме­сто. На рабочем месте для выпол­нения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесар­ный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с ши­риной лезвия 10 мм; зубило с ши­риной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, под­резные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштаб­ная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для то­карного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлиль­ный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего поль­зования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабо­чего места учителя, которое должно служить образцом для уча­щихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документа­ции. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выпол­нять трудовые приемы.

На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройст­вом для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно пода­вать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий вы­ключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.

Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предус­мотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным обра­зом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепля­ют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать соб­ранные электрические цени, подключенные к источнику тока, уча­щиеся могут только под руководством учителя на специально обо­рудованном для этого испытательном стенде.

Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.

Необходимый для каждой практической работы комплект элек­троарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь ом­метр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инстру­мента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду сле­дующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изо­лирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.

Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства нагляд­ности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного из­готовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электро­арматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень обору­дования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирую­щих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохра­нителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический зво­нок и электромагнит.

Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехниче­ским работам, учитель использует некоторые приборы из каби­нета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольт­метры.

На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в пер­вую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об ос­новах современного производства.

Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различ­ными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.

Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитатель­ных задач становится особенно эффективным, если к проектирова­нию и изготовлению их привлекаются учащиеся.

В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблица­ми («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Элект­ротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».

Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.

В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.

Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользо­вания: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиле­ния, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.

Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.

В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.

В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».

Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план рабо­ты по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособ­лениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.

На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.

Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные цен­ности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудо­вания, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В свя­зи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инстру­менты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.

Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состоя­ния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.

Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.

В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.

Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам обору­дование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значитель­ную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металла­ми, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских

Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двига­тельные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.

Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.

Трудовое обучение имеет большое значение как средство пере­ключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует под­держанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюст­рируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показате­лями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.

Переключение учащихся с изучения общеобразовательных пред­метов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспо­собности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уро­ки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность замет­но выше, чем в другие дни.

Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало все­стороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги раз­личных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения по­казали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрас­тают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда про­стои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.

Вообще характерно, что при выполнении однообразных опера­ций по обработке материалов, связанных со значительными затра­тами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных переры­вов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой опера­ций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обес­печивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.

Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зави­симости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).

Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное осве­щение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в преде­лах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.

На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследова­ний показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровожда­ется шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связа­ны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособ­ность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и обору­дования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хо­рошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской склады­ваются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.