Сравнение лирики блока и есенина. «Тема Родины в творчестве Блока и Есенина» (Школьные сочинения)

Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.

“Чувство Родины – основное в моём творчестве,” – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и унылый, потому что тот самый родной край по виду неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый жилье низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении “Я иду долиной…” радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: “Да здравствует революция на земле и на небесах”. В стихотворении “Письмо матери”, говоря о “золотой бревенчатой избе”, Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же “Неуютная жидкая лунность” Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой “стальной Руси”, Есенин остаётся верным к любви отчего края.

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Пою мое отечество…

В.Маяковский

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.

Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят, как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.

Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя! –

так восклицал поэт, обращаясь к России.

Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.

Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:

О, Русь моя! Жена моя!

По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.

Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.

Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.

Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».

С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:

О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.

По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:

такие люди

в советской

Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:

завидуйте,

гражданин

Советского Союза.

Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:

…главное в нас

это – наша

Страна Советов,

советская воля,

советское знамя,

советское солнце.

Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.

Сочинение

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.

Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.

Тема Родины — важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России», — ответил Блок.

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» — восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).

Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».

Куликовская битва в восприятии поэта — символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь — это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции — установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».

Но уже в 1920 — 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны — «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.

В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

Другие сочинения по этому произведению

«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».

Родина. Сколько же всего скрыто в этом слове. Для всех она едина, у каждого своя – это не просто широкое, но абсолютно бесконечное понятие. Один мир, одна страна, одна история – но есть ли люди, которые опишут свою Родину абсолютно одинаково? Она своя, любимая, неизмеримо ценная для каждого из нас – а дальше идут различия, даже если живем мы в одной стране, в России. Каждый русский писатель так или иначе касался этой темы – ведь без России нет русского человека - но особенно интересна она именно во времена Серебряного века, во время революций и преобразований, время творчества таких русских писателей как Александр Блок и Сергей Есенин.

В лирике Блока Родина предстает перед нами в разных формах.

В первую очередь, она – возлюбленная. О Русь моя! Жена моя!.. – восклицает автор в поэме «На поле Куликовом», одном из главнейших сочинений Блока на тему России. Это произведение освещает одним из важнейших моментов в Русской истории – Куликовскую битву. И выбран именно этот момент совсем не случайно. Куликовская битва, выигранная огромной ценою, стала началом освобождения Руси от монголо-татар, и через всё произведение проходит мотив надежды, веры в свою Отчизну, уверенности в лучшем будущем которое, пусть и большой ценой, но настанет. Подобные чувства особенно важны были для того периода, когда творил Блок – поэма, написанная ещё перед революцией, после неё обрела особый смысл –потому как люди начали терять веру и любовь к своей стране, считая её уже умершей, потерянной навсегда – а что это как не предательство своего Отечества? Любовь, бесконечную, преданную любовь к своей Родине мы видим в творчестве Блока.

А что же творчество Есенина? А для него всё творчество – с привязанностью к своей Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине» - писал он. Для него Россия – это луга и поля, леса и реки – весь её необъятный простор. Стихи его передают красоту и неповторимость нашей родной земли, щедрой и необъятной. Поэт воспевает природу, деревенские картины, золотые поля и озёра. Потому события революции, пусть изначально и встречаемые с одобрением и надеждой, скоро разочаровывают поэта – ему далёк новый строй, далеко всё то, что приходит постепенно и в его любимую деревню. Он не чувствовал себя частью нового мира, о чём пишет, что «, пожалуй, тоже здесь не нужен». Но это не значит, что Родина ему больше не дорога – совсем наоборот, верность ей Есенин сохранит до самой смерти.

Обоим поэтам свойственна любовь к своей Родине, любовь, которую они проносят сквозь все испытания истории, сквозь все невзгоды и печали, разочарования и трудности. Потому что какой бы не была Родина для какого-то конкретного человека, какими бы эпитетами она не осыпалась, в первую очередь, Родина – любимая.

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.
Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок.
Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» - восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).
Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».
Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.
Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом («Русь»):
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».
В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».
Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.
В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».