Толерантность – значение слова. Что такое толерантность и какие ее виды существуют

Толерантный человек – каков он? 1. Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, каков он есть. Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утверждённой ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:  Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои направления.  Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.  Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.  Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Кроме этого, вопрос о толерантности поднимался в:  психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или её элементов.  социологии, что толерантность – «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утверждённых ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.Например, Б. С. Гершунский вводит понятие, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное поведение». Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В. А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществлённая норма). Психологический уровень.

Политический уровень. а) добровольный индивидуальный а) активная позиция намеренного выбор; невмешательства; б) приобретается через воспита - б) добровольное соглашение на тельную информацию; взаимную терпимость разных и в) личный жизненный опыт. противодействующих в несогласии субъектов.

Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности:  Естественная (натуральная) толерантность.

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребёнку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е её персонализации ещё не привёл к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малыш принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращения с ними. В последнем случае она, с одной стороны, создаёт психологическую защищённость и позволяет сохранить позитивные отношения с семьёй, но с другой стороны – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.  Моральная толерантность.

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к человек не проявляет нетерпимости, которая у него имеется, но остаётся внутри.

Ситуационной моделью сути такого отношения является варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…» подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания.

И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.  Нравственная терпимость. Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеет парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено.В отличии от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которое ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.Это даёт личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удаётся. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. 2.Какого человека можно назвать толерантным.

В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей: Толерантные люди. Интолерантные люди. 1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих.Замечают у себя только достоинства, Способен относиться к себе критически, обвиняют других в их недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. 2. Защищённость: Уверен в себе, не сомневается, что Опасается своего социального окружения справится с любой возникшей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности. 3. Ответственность: Не перекладывает ответственность на Считает, что происходящие события от других, сам отвечает за свои поступки. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг.

Беспричинно подозревает, что ему вредят. 4. Потребность в определении: Сами стремятся к творчеству, работе, Склонен отодвигать себя на второй план самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я») 5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях): Толерантный человек может правильно Интолерантный человек оценивает оценить и себя и интолерантного окружающих по своему образу и подобию. человека. 6. Чувство юмора: Живо реагирует на шутки, способен Не обладает чувством юмора, мрачен и посмеяться и над собой. апатичен.

Раздражённо реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес. 7. Авторитаризм: Предпочитает жить в демократическом, Предпочитает жить в авторитарном свободном обществе. обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: - толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям; - интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, непринятия иных культур, взглядов и традиций.

Таким образом, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. 3. Рекомендации как стать толерантным.Начинать воспитывать в человеке толерантность необходимо же с детского сада. Но в силу своих лет, дети не понимают что значит быть «толерантным». Задача педагога сформировать предпосылки к дальнейшему развитию толерантности уже в школе.

Когда дети начинаю учиться в школе, то неосмысленно но становятся толерантными, т.к мирятся с другими детьми, их поведением, суждениями, мыслями и взглядами. И уже в подростковом возрасте необходимо учителю проводить целенаправленные классные часы на тему «толерантности», т.к уже подростки понимают смысл «толерантности». А роль учителя при этом очень высока.Учитель может и должен: воспитывать в духе мира; признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; быть примером для детей; уметь слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью получения знаний о чертах толерантности, учитель может дать подросткам возможность оценить степени толерантности. И ребята оценивают толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как: - чувство юмора; непонимание; - доброжелательность; равнодушие; - гуманизм; агрессивность; - хорошее отношение к другим людям; Высокомерие; - умение владеть собой; безразличие; - уважение мнения других; раздражительность; - терпение; непонимание противоположных; - доверие; взглядов, обычаев; - желание вместе делать что-то. Задания могут быть разные: учащимся сравнить представления о себе с портретом толерантной личности; может создать представление о толерантности личности одного из членов группы.

Главное чтобы ребята поняли, что толерантный и интолерантный человек – это две противоположности в человеке, как частичке этого безграничного мира, ведь также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жестокость, свобода и независимость.

Ведь примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, либо один предмет не понимаю, а другой - понимаю.

Всё течет, всё изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно им понять, что принимать себя и других, нужно такими какими они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке.Педагог должен помочь ребёнку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях.

Учитель должен помогать ребёнку решать проблемы, которые мешают свободно двигаться в нужном направлении и даёт о себе знать на каждом шагу. Таким образом, задача учителя на классных часах донести до воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек как его частичка, многообразен.И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить. Кроме этого, можно организовать, так называемые «тренинги общения». Где подростки участвуют в групповой психологической работе, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии.

Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые производятся в группе, подростки лучше видят свои ошибки.Он помогает:  овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;  обучать индивидуализированным приёмам взаимодействия с людьми различных национальностей;  способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;  через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Педагог кроме всего может устроить и индивидуальные тренинги. Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая даёт эффективный результат, т.к вызывает интерес у ребят.

Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения. Направленность на развитие этнической толерантности осуществляет за счет подбора содержания.Профессор Г.Д. Дмитриев, который создал теорию “Многокультурное образование” предлагает в старших классах ролевую игру. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, которые затрудняют общение друг с другом.

Игра позволяет участникам: а) приобрести практический опыт пребывания в иной этногруппе; б) проанализировать свои стереотипы; в) критически оценить уровень своей толерантности.А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности.

Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время.

На уроке учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента.Образование – это может быть элемент проблематики.  письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы; & #61559; устные сообщения учащихся;  работа в парах, группах;  выпуск школьной газеты;  составление кроссвордов.

При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.И, подводя итоги, хочется несколько слов сказать по поводу развития толерантности в школе, в нашем обществе.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:  принятие себя и других людей таких, какие они есть;  установление доброжелательных отношений с окружающими;  способность к глубокому пониманию жизни;  активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;  развитие творческих способностей;  умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;  способность брать на себя ответственность;  приложение усилий для достижения поставленных целей.

Таким образом, говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Толерантность – это понятие применимое во многих областях человеческого существования и от этого имеет определенные специфические характеристики. Происхождение термина толерантность имеет свои корни в медицинской отрасли и использовалось для характеристики отсутствия или утрачивания организмом чувствительности к каким-либо факторам (антигенам, медикаментам, физиовоздействиям).

Медицинская толерантность это отсутствие реакции или практически не выраженная реакция, грубо говоря, полная толерантность – это смерть, когда организм полностью не реагирует на воздействия, не сопротивляется, а только принимает их в себя. Но из медицинской области понятие перебралось в область человеческих отношений вместе с чем и стало больше относиться не к отсутствию реакции, а к степени терпения и часто употребляется как синоним терпимости. Наиболее распространенное употребление среди широких масс толерантность имеет именно в социальном аспекте, и отражает терпимость к чужим проявлениям, способам устройства своей жизни, поддержания выбранных мировоззренческих и религиозных концепций.

Толерантность представляет собой не равнодушие к поведению окружающих, но способность позволить другим вести отличный от собственного образ жизни и принимать их таковыми.

Значение слова толерантность

Используется данное понятие в области финансов и техники и обозначается, как допустимое отклонение (в весе монеты или размере детали), не влияющее существенным образом на ценность и функциональность.

В психологии толерантность рассматривается, как признак личностной зрелости и уверенности. Принятие других наций, их традиций и привычек, способность с пониманием и уважением относится к другим культурам возможно при развитой способности к анализу, открытости новому опыту и проявлению души, без прибегания к конкуренции или насаждению собственных устоев. Только тот, кто уверен в себе, способен выслушать другого и постараться понять, у человека же плоской организации отличия вызывают или , что в любом случае порождает конфронтацию. Общественная толерантность не является синонимом предательства собственных интересов, снисходительного отношения или политику невмешательства, она не терпит навязывания себе, но и не терпит другой социальной несправедливости.

Что такое толерантность? Значение слова многими источниками преподносится как синоним терпимости. От того, что больше интересовало человека и в какой области проводилось изучение понятия, делался акцент на терпимость религиозную, общественную, национальную или основанную на другом признаке. Как и терпимость, толерантность не является качеством, характеризующим активную действенную сторону человека, она пассивна и направлена на принятие окружающего пространства и проявлений других. Хотя в отличие от религиозной терпимости, которая в большинстве своем направлена на сострадательное отношение и милосердие верующего человека заключается именно в принятии и смирении с пороками окружающих, то толерантность более жесткий конструкт в поведенческом своем виде.

Толерантность осознанна и является активным выбором человека, проявляясь, затрагивает обоих участников процесса, т.е. невозможно толерантно относиться к окружающим и не требовать от них такого же отношения. Человек, исповедующий принципы принятия поведения и выборов каждого будет крайне удивлен порицанию его суждений и концепций жизни, а при попытке навязать другие или запретить окажет сопротивление. Именно в этом активная позиция довольно пассивного на первый взгляд понятия, а также в отстаивании социального равенства, что является проявлением толерантности, при столкновении с нарушением человеческой ценности.

Для понимания данного термина можно использовать четыре основные плоскости: как безразличие к проявлению другого, как уважение при отсутствии понимания взглядов другого, как снисходительное отношение, исключающее уважение, как возможность открытия нового в себе через допущение существования другого.

В психологии толерантность рассматривают как ослабление или исчезновение реагирования психики на поведенческом и эмоциональном уровне на неблагоприятный фактор. Понятие отличное от , поскольку она подразумевает изменение окружающего мира, способов взаимодействия с ним или себя для снижения негативного воздействия, тогда как толерантность активно не вмешивается в деструктивные процессы, но проявляется изменением степени реагирования. Так, человек, на которого постоянно кричат, вначале будет пугаться, но если ничего не изменится, то со временем повышение голоса перестанет у него вызывать эмоции или существенно снизит их амплитуду. Во многом понятие толерантности в психологии сопряжено с привычкой или выработанной устойчивостью в предыдущем опыте человека, также определенный отпечаток накладывает система воспитания и окружающее общество. Формирование толерантности происходит как сознательно самим человеком, так и неосознанно, считывая отношение значимых взрослых.

В целом значение слова толерантность передает стремление к терпимости, прощению, принятию со всеми особенностями и недостатками, стремление к сотрудничеству и взаимодействию, искреннее уважение к человеку и признание его прав и свобод наравне с собственными. Далее в зависимости от вида толерантности имеются определенные детали, корректирующие картину, но не отступающие от изложенных выше общих принципов, утвержденных законодательными базами многих стран и представляющими главную концепцию деятельности ООН и ЮНЕСКО.

Виды толерантности

Несмотря на различные сферы использования термина, множество видов толерантности определяется исключительно в социально-психологической сфере, т.к. в технической и медицинской сфере все боле жестко регламентировано.

В сфере взаимоотношений, в зависимости от структуры, направленности и соответственно проявления, толерантность может быть:

– политическая (уважительное отношение власти к членам общества, имеющим противоположные взгляды и готовность принять и допустить возникновение иных идей и мыслей, среди собственных сторонников);

– педагогическая (терпимое и равноценное отношение в не зависимости от интеллектуального уровня и степени полученного образования);

– возрастная (отсутствие суждений о личности, ее качествах и способностях на основании ее возраста, что часто нарушается при объяснении недопустимости поступка детским возрастом);

– религиозная (доброжелательно отношение и уважение других конфессий, религий, верований, культов, сект, атеистов и пр., при этом следование собственным избранным путем);

– к инвалидам (признание полноценности личности и ее проявлений, не из чувства жалости, а из уважения и понимания равноценности духовного и личностного проявления каждого);

– гендерная (равное отношение к представителям разных полов, одинаковые права, обязанности и возможности, как в плане образования и карьеры, так и волеизъявления и представления.

В психологическом аспекте выделяется естественная (ее еще называют натуральная) толерантность, присущая изначально всем людям, но проходящая с возрастом. Обусловлена она тем, что в детском (самом раннем) изначально нет отделения себя от мира (если что-то болит, то это ощущается, как болит весь мир), а тем более противопоставление собственной личности окружающему. Ребенок смиряется с требованиями и проявлениями других из-за своей слабости в отдельном самостоятельном выживании, отчего возникает потребность приспосабливаться и подавлять некоторые собственные проявления.

Личностная толерантность опирается на внутренние смыслы, и понимание ценности предоставления окружающим права на реализацию собственного потенциала любым выбранным путем и уважение этого выбора. Именно эта внутренняя характеристика является регулятором при построении социальных отношений, но одновременно является диагностическим показателем окружения, в котором воспитывался человек. Именно формирование толерантности в социуме и есть условие развития данного качества и способности широкого мировосприятия.

Из личностной толерантности вызревает социальная, характеризующая не столько отношение самого человека к какому-то явлению, сколько систему поведения и установления социальных связей, поддержания общественного равновесия. Главной гарантией мирного существования и комфортного развития для каждого отдельно существа является нахождение в толерантном обществе, и поддержание достойного уровня принятия отличающихся людей является заботой каждой зрелой личности, проявляющей таким образом свою собственную социальную толерантность. От стратегии построения социальных контактов, разделяют моральную и нравственную стороны терпимости.

Моральная толерантность проявляется в следовании предопределенным обществом нормам, или присущим самому человеку по его внутренним убеждениям и выражается в сдерживании собственных эмоций и проявления терпения. При этом данное поведение регулируется сознательной деятельностью и мудростью логики, не всегда имея под собой эмоциональные и духовные соответствия (можно бесконечно раздражаться и злиться внутри, но внешние поведенческие проявления не нарушат нормы морали и благодушия).

Нравственная толерантность, на кажущуюся схожесть с моральной, по своей сути является ее антиподом, поскольку человек старается понять и внутренне принять поведение и мотивацию действий другого человека, он старается воспринимать принципы другого, как свои собственные, что дает руководство к уважительному и достойному поведению не со стороны внешнего контроля, а из внутреннего побуждения. Так больше искренности и легче происходит сам процесс, без насильственного сдерживания своих эмоциональных реакций именно нравственная толерантность помогает понять другого человека и найти общие точки соприкосновения и выхода из конфликтных ситуаций, тогда как предыдущие механизмы скорее про избегание , чем его преодоление.

Толерантность этническая строится на принятии различий межкультурных, без принижения, ущемления и навязывания своего образа мыслей. Несмотря на кардинальные отличия в обычаях, человек, имеющий этническую толерантность, не будет считать чьи-то нравы дикими, а скорее проявит к ним интерес или найдет сходное со своими привычками. Укротить, воспитать или подчинить законам проявление данного вида толерантности является самым сложным, и, пожалуй, может иметь лишь внешнюю сторону, строго контролируемую сознательными механизмами. Обусловлены подобные сложности в наличии этнического принятия восприятием данного типа различий на подсознательном уровне, где генетически заложено отношение к отличающимся как к чужим. В древности люди отличали друг друга фенотипически, разделялись на кланы, на своих и чужих. И сейчас, несмотря на идею равенства и братства, усиленно популяризируемую, тысячелетний механизм реагирует сигналом «чужак», к которому стоит относиться как минимум настороженно.

При этом происходит довольно быстрое смешение генов, народностей и рас, особенно в мегаполисах, и перед людьми возникает проблема собственной этнической идентичности. Темп жизни, возможность быстрой смены места проживания, а соответственно и превалирующей части какой-то культуры способствует повышению этнической толерантности.

По степени проявления толерантность бывает низкая (неспособность проявить терпение и позитивное отношение не только к определенным качествам, но к миру и человечеству, человека все раздражает и бесит, о чем он не устает оповещать других), средняя (когда человек способен выражать терпение к своим оппонентам, признавать, что ему нравится общение, и давать понять, что он понимает тех, с кем столкнулся), высокая (когда происходит полное принятие другого и от общения получается масса удовольствия и психологического комфорта).

Воспитание толерантности

Толерантность и ее основы не были придуманы искусственно, это возникло вместе с формированием общества, его ценностей и приоритетов. Основываясь на важнейших моментах, не требующих определения и объяснения их важности, выделяются критерии, входящие в толерантность. И все эти критерии ее формирования являются неоспоримыми самоценностями в любом уголке мира и для любого человека, сюда относится жизнь, здоровье, свобода, семья. Становясь внутренним ценностями каждого человека и ценностями общества, они являются тем объединяющим фундаментом, где исчезают все различия. И если я хочу, чтобы соблюдалась моя свобода, то я не буду нарушать чужую. Одинаковые требования ко всем и к себе стоят на этапе формирования толерантности, а искреннее переживание потребностей и ценностей другого человека, способность к делают этот процесс менее механистичным и формальным, а придают ему личностную окраску.

Больше внимания, чувствования и терпимости мы испытываем к тем местам и людям, которые имеют какое-то отношение к нашей жизни. Вам может абсолютно все равно, что происходит с ливийцами, но если ваш хороший друг работает там от миссии ООН, то вы уже с меньшим равнодушием прослушаете очередной репортаж оттуда. Отталкиваясь от такого механизма нашей психики развивать толерантность можно, познакомившись с представителем другой культуры, в идеале, если он станет вашим другом или супругом уровень толерантности к этому народу взлетит непомерно. Помогает путешествовать и уезжать работать на некоторое время в другие регионы. Первые пребывания, конечно, будут повергать в шок, но чем больше таких вылазок будет, тем больше будет пониматься все возможное разнообразие человеческих жизней. Люди-кочевники или вечные путешественники, стюардессы или экскурсоводы практически лишены каких-либо предубеждений в отношении той или иной национальности, возраста и много чего еще. Все это благодаря тому, что человек видит множество разных людей и перестает их оценивать, отталкиваясь от привитой системы, а каждый раз ориентируется непосредственно на ситуацию и поведение конкретного человека, даже если он безумно похож и вписывается в какую-то категорию.

Но не каждый будет так самостоятельно развивать свою толерантность, а ее воспитание начинается с общества. Социум подчиняется определенным законам, поэтому участие в воспитании толерантности должно принимать государство. Необходимо создание справедливой законодательной базы, соблюдающей равноправие всех представителей человечества, при этом главная ориентировка должна происходить на международные конвенции по защите прав человека. Контроль над средствами массовой информации, при соблюдении их свобод и освещения событий, но при соблюдении отсутствия пропаганды или уничижающего отношения, преподнесения или отзывов о каких-либо категориях населения.

Но роль, которую может выполнить государство, ничтожно мала и оказывается безрезультатной при отсутствии необходимого воспитания, ведь сфера взаимоотношений между людьми и ширина кругозора и возможности принятия является воспитательной проблемой и формируется в ближнем окружении человека (родители, воспитатели, соседи, родственники, друзья). Не во всех школах воспитательный процесс происходит с гуманистических позиций, поддержке неповторимости каждой личности. Все больше высказываются требования соответствовать определенным стандартам и публичное наказание или унижение человека, отличающегося от написанных дядями в министерстве циферок.

Перестройка процесса обучения с интеграцией различных сфер искусства, при применении опыта разных народов расширяет границы принятия и показывает, что у всех есть ценное и у всех можно научиться. Внедрение изучения различных языков максимально способствует соприкосновению с другой культурой, помогает ее всестороннему пониманию. Как утверждают многие исследования, без знания языка невозможно полностью изучить другую культуру, даже прочитав всю имеющуюся о ней информацию. На уроках истории можно перестать прятать аспекты многонациональности государства и начать открыто говорить о гомосексуальной ориентации многих значимых исторических фигур. Искажение фактов искажает восприятие, и на выходе мы получаем поколение, выросшее на внедренные в их головы предрассудки, из-за которых в дальнейшем им проблематично строить собственную жизнь.

На собственном примере стоит демонстрировать уважение к мнению, выбору и поступкам ребенка, усвоив это с детства и считая нормой, человек будет уважать других. Критику заменяйте интересом, конфликт превращайте во взаимодействие, а упреки замените помощью – именно тренировкой таких новых стратегий поведения в повседневной жизни можно добиться повышения общей толерантности общества. Толерантное отношение рождается из внутреннего мира каждого и того опыта, который человек получил на протяжении жизни. Если вы мало сталкивались с принятием вас таким, каковы вы являетесь, то, скорее всего, вы сможете отлично усвоить стратегии манипулирования, маскировки, подчинения и доминирования, но опыта и силы принятия будет взять неоткуда, ведь в картинке мира такого не происходило. Также требовать от кого-то принятия не является проявлением толерантности, ведь в этот момент вы сами не принимаете человека, заставляя его принимать вас.

Обоюдный процесс, отметающий возрастные и любые другие различия, когда мнение ребенка и родителя одинаково важны, формируется принятие и уважение, причем в обоих, и косвенно влияет на всех, соприкасающихся с ними по жизни.

Толерантность плюсы и минусы

Кажется, что плюсы толерантности неоспоримы, ведь не может иначе столько людей работать над ее развитием, воспитанием, поддержанием. Общемировые конгрессы и преподаватели школ – все говорят об этом, но стоит разобраться детальнее с последствиями данного явления.

Плюсы толерантности в поддержании гуманности и избегании жестоких столкновений. Это умение позволяет учиться преодолевать сложные ситуации и собственные страхи путем эффективных взаимодействий и поиска общих интересов – обычно это приводит к обмену опытом и возникновению чего-то абсолютно нового, невозможного без совмещения различных идей различных людей. Это бесконечная передача опыта и знаний, возможность черпать информацию и по-новому смотреть на мир. Помимо информативных радостей, толерантность способствует собственному душевному спокойствию и развитию, поскольку нервничать из-за отличий можно бесконечно долго, получить срыв и лечь в психиатрическую лечебницу, которая тоже не спасет от внутренних убеждений, мешающих жить в обществе. Не испытывая раздражения или ненависти к каким-либо людям, мы получаем больше мест куда обратиться за помощью, напитываемся различными взглядами на одну и ту же ситуацию, а именно это помогает искать новые и верные решения.

Минусы толерантности тоже существуют, ведь, как и любой идеи у нее есть свои слепые пятна и слабые места. Часто, пользуясь идеями развития толерантности, прикрываясь благими идеями и намерениями, люди манипулируют окружающими. Справедливо на уровне стран и внедрения в сознание какой-то идеи, и на уровне личного взаимодействия и выкачивания услужливого поведения от окружающих. Ведь, чтобы не показаться нетерпимым и низким мы стремимся заботиться, а некоторые это используют. Тут задействовано тонкое чувствование грани, когда вы действительно относитесь к человеку с уважением, а когда поддаетесь на манипуляции, это не просто. Помимо этого, некоторые проявления толерантности выглядят как равнодушие. Безусловно, стоит предоставить человеку самому решать свою судьбу и совершать выборы, но если мать будет просто сидеть и наблюдать, как ее ребенок пускает по вене наркотики, то это не толерантность, а глупость.

Наверное, основные минусы толерантности в том, что хорошую идею исковеркали дурными смыслами, то, что должно идти от сердца стали требовать и выгрызать, помимо повсеместных лозунгов, от которых хочется только спросить «А почему нельзя делать добрые дела тише?». Множество и прикрытие этим понятием далеко не этичных вещей выработали отношение к нему как к манипуляции, чтобы отказаться от собственных интересов. Но стоит помнить, что это обоюдный, двусторонний, искренний и непрекращающийся процесс.

Толерантный человек. Это выражение, в переводе с латинского языка, означает "терпеливый человек". Данное понятие является социологическим термином, который обозначает понимание, принятие и терпимость к иному образу поведения, жизни, чувств, обычаев, идей, верований, мнений без всякого чувства неудобства.

Многие культуры приравнивают понятие «толерантность» к простой «терпимости». Однако, в отличие от просто терпеливого, толерантный человек готов благосклонно принимать и признавать поведение, взгляды и убеждения других людей, отличающиеся от собственных. И даже в том случае, когда чужие убеждения или взгляды вами не одобряются и не разделяются.

Толерантное отношение к людям во все времена считалось истинной человеческой добродетелью. Проблемы обучения, воспитания детей более ярко выражены на переломах развития общества, так как соприкасаются с резкими изменениями в общественных требованиях к человеку. Толерантный человек - это личность, которая уважает, принимает и правильно понимает богатое многообразие культур мира, в котором мы живем, наше самовыражение и способы проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют открытость, знания, общение и мысли и убеждения. Самым эффективным средством для предупреждения нетолерантности является взращивание в юных сердцах уважительного отношения к ценностям и мировоззрениям других сопереживания, понимания мотивов поступков людей, умения сотрудничать и общаться с людьми иных взглядов, ориентаций, мнений, культур. Современное общество предполагает существование толерантности, которая должна превратиться в формируемую модель взаимоотношений между людьми, странами, народами. Вследствие этого наша страна тоже нуждается в формировании правильного понимания толерантности, стремлении к тому, чтобы данное понятие стало привычным в нашей обыденной речи. Это случится только тогда, когда понятие «толерантный человек» прочно осядет в лексиконе школьных учителей.

По сферам проявления толерантность подразделяют на научную, политическую, административную и педагогическую. Психологи применительно к личности выделяют несколько разновидностей данного понятия.

Натуральная (естественная) толерантность

Под ней подразумеваются доверчивость и любознательность, которые изначально присущи младенцам. Они не характеризуют качеств его «эго», так как процесс еще не дошел до расщепления социального и индивидуального опыта, до существования обособленных планов переживания и поведения и так далее.

Моральная толерантность

Данный вид предполагает терпимость, которая ассоциируется с личностью (внешним «эго» человека). В большей или меньшей степени она присуща огромному количеству взрослых людей и представляет собой стремление сдерживать свои эмоции при помощи использования механизмов

Нравственная толерантность

Отличается от моральной тем, что подразумевает на языке специалистов доверие и принятие чужого образа жизни, которые ассоциируют с сущностью или «внутренним эго» человека. Толерантный человек - это личность, хорошо познавшая себя и признающая других. Проявление сострадания и сочувствия является важнейшей ценностью цивилизованного общества и чертой истинной воспитанности.

Толерантность - непредвзятое отношение к тем людям, кто отличается от большинства окружающих образом жизни, мыслей, внешностью, поведением, если эти свойства не мешают другим и не оскорбляют общественной морали

Это сегодня наиболее популярное определение толерантности, толерантности с точки зрения социологии.

Но существуют и другие понятия толерантности

  • В медицине толерантность — способность переносить боль, воздействие определенных лекарств.
  • В финансах - допустимое отклонение от стандартного размера и веса монеты, не влияющее на ее платежную стоимость
  • В технике - допустимое отклонение размера детали, не влияющее на способность её участия в сборке
  • В психологии - нечувствительность к воздействию неблагоприятных обстоятельств из-за, допустим, привыкания в ним

Толерантность - отсутствие сословных, культурных, корпоративных и этнических предрассудков относительно тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам

«Настоящая глубокая дискуссия о пределах терпимости к «инаковым», в том числе уже не только к иноверцам и «вероотступникам», но также к проституткам и прокаженным началась в эпоху протестантской Реформации. Вот откуда идут современные корни толерантности. До того времени ее проявления были «милостями» конкретных правителей. Так, Калишский статут в Польше в 1264 году гарантировал свободу вероисповедования иудеям. И в результате к середине XVI века именно Польское королевство и Великое Литовское княжество (Речь Посполитая) приютили около 80% евреев мира. В 1348 году папа Климент VI издал буллу, призывающую католиков не убивать тех же иудеев, обвиняемых в том, что они наслали на Европу чуму. Призывы к веротерпимости можно найти в сочинениях Эразма Ротердамского и Томаса Мора. И, наконец, индивидуальная свобода совести стала одним из главных лозунгов протестантов. Впрочем, им пришлось побороться за терпимость. Особенно ожесточенно - во Франции… Пока Людовик XVI в 1787 году, за два года до Великой французской революции, не издал Эдикт о толерантности по отношению к протестантам.
Большим шагом к веротерпимости стало Просвещение в Европе…
Если идейные основы толерантности - это в основном протестантизм и Просвещение, то юридически - это Декларация прав человека и гражданина Французской революции (1789 год) и первая поправка к Конституции США 1791 года (о свободе совести, слова и самовыражения)».
(«Вечерняя Москва», 15 марта 2017)

Толерантность - «за» и «против»

Теоретически социальная толерантность — это прекрасно. Что может быть лучше объективности в отношениях между людьми!
На практике дело обстоит иначе. Человечество имеет неприятную особенность любое самое замечательное начинание доводить до абсурда, возводить в свою противоположность, меняя плюс на минус. Так и толерантность, то есть, как сказано в Википедии: «отказ от социальных предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей», превратилась нынче в толстовство с его лозунгом непротивления злу насилием, когда негодный человек оказывается неподсуден только от того, что он иноземец или иноверец.

Мнение профессора Осипова А.И.

Слово «Толерантность» по-русски — синонимы слова

Термин «Толерантность» происходит от латинского слова tolerantia , которое переводится как

  • Терпение (или)
  • Снисхождение (или)
  • Терпимость
  • Нетребовательность
  • Невзыскательность
  • Либерализм (либеральность)
  • Снисходительность
  • Мягкость

Толерантность… Для жителей нашей страны это слово пока не очень привычно. По какой-то причине многие до сих пор воспринимают его, как что-то заморское и диковинное.

Разные страны – разное понимание


Во всех культурах понимание толерантности отличается, все зависит от того, какой у конкретного народа был опыт.

В английском языке толерантность означает способность и готовность воспринимать любую вещь или личность без протеста. В то же самое время во французском языке это слово означает уважение свободы другого человека, того, как он мыслит, как себя ведет, а так же его религиозных и политических взглядов. В Китае быть толерантным означает проявлять великодушие к другим людям. А вот для арабов это сострадание, прощение, расположенность, терпение. В русском языке очень похожим по смыслу можно назвать слово "терпимость", то есть способность быть снисходительным к любым поступкам других людей, мириться с мнением, даже отличным от твоего.

Ценность понятия



В современном мире толерантность важна, как никогда. Мы существуем в веке полнейшей глобализации экономики, невероятной мобильности и очень быстрого развития коммуникаций. Каждая страна, да что там, даже каждый регион, отличается от другого. По этой причине можно говорить о том, что нетерпимость и конфликты постоянно угрожают всем и каждому.

  • признание и уважение прав других людей;
  • способность принятия и понимания всего многообразия культур планеты Земля;
  • равенство абсолютно всех людей, которые живут на планете, независимо от того, какого они пола, вероисповедания, национальности, возраста и социальной принадлежности.

Проявлять толерантность созвучно с уважением прав других людей. И она вовсе не означает терпимого поведения и отношения к любым проявлениям социальной несправедливости, тем более отказа от личных убеждений и замену своего мнения чужим. Толерантность означает свободу в выражении собственного мнения, собственных точек зрения, признание, что точно такое же право имеется и у всех окружающих вас людей.

Что такое толерантность?



Так можно назвать способность услышать и понять иного человека, быть устойчивым к стрессам. Это наша терпимость в отношении других людей. Очень важно, чтобы все люди нашей страны воспитывались с пониманием этого слова. Необходимо осознавать ценность достоинства человека и неприкосновенность каждого из нас.

Существует еще и другое трактование толерантности – это способность абсолютно без малейшей агрессии принимать поведение, мысли, образ жизни, формы самовыражения и прочее каждого человека, даже сильно отличающегося от вас самих.

Вообще понятие толерантности появилось в западной культуре на уровне религии. Основа толерантности – открытость общения и мышления, личная свобода каждого человека, а также недопущение ущемления его свобод и прав.

Толерантная личность – человек, который имеет активную позицию, никогда не относится к любым событиям терпимо и пассивно. То есть, если человек толерантен, это не означает, что он терпим ко всему абсолютно, к примеру, к спекуляциям и манипуляциям другими людьми. То, что способно нарушить общечеловеческую мораль, нельзя воспринимать толерантно.

По этой причине, крайне важно понимать различие между толерантным поведением и рабской терпимостью, которая никогда не приведет ни к чему хорошему. Всегда различайте данные понятия, ведь довольно часто манипуляторы призывают быть толерантными, ведь именно терпимыми людьми намного проще управлять.

В общем, толерантность – довольно тонкая категория, которой, конечно же, обязательно стоит придерживаться. Ведь только она определяет общественное, моральное и демократическое развитие всего общества.