Травля ребенка в школе: причины, рекомендации по преодолению. Что делать, если ребёнка травят в школе

Когда ребенок входит в новый коллектив, то он попадает под пристальное внимание своих сверстников. Поддразнивания и насмешки вполне обычное явление в детской культуре.

Так дети проверяют новичков на прочность, тренируют остроумие, и нарабатывают собственный авторитет на чужой счет.

У жертвы, которую безнаказанно травят и дразнят в детстве, во взрослом будущем закладывается образ неудачника. Если ребенок не научится справляться с дразнилками, они станут преследовать его на протяжении жизни.

Разрешить эту ситуацию ребенок должен самостоятельно. В ваших силах только помочь ему полезным советом, так как ваше прямое вмешательство или вмешательство учителя может лишь ухудшить ситуацию. Это никак не подействует на обидчиков, а лишь понизит статус ребенка в школе.

Самые распространение советы, которые дают родители – это дать сдачи или не обращать внимания, – таят в себе опасность. Опасность эта состоит в том, что у ребенка изначально закладываются примитивные реакции, и ему будет весьма сложно адаптироваться на вербальные атаки в будущем.

Чтобы научить ребенка выживать в агрессивном социуме, вы должны с самого начала прививать ему навыки эффективного общения.

В детских и подростковых спорах вырабатываются столь необходимые для успеха в жизни качества: изворотливость; логичность аргументации; находчивость; быстрая реакция; настойчивость в доказательствах; виртуозное владение словом; устойчивость к эмоциональному напряжению разговора. При этом важно понимать, что уметь спорить – это не значит только владеть логикой рассуждения. Надо еще и уметь «бодаться» с помощью слов.

Сейчас я научу вас одной методике из курса «Психоподавление. Искусство победы в жестких переговорах» , которая позволит вашему ребенку очень эффективно противостоять насмешкам и поддразниваниям.

Методика: Атака замещающим мыслеобразом

Мыслеобраз – это образные фразы, слова и выражения, создающие яркие ассоциации в голове слушателей. Применяются они для блокировки, перехвата инициативы, нападения, в оборонительных целях, для создания комического эффекта, для ухода от ответа, а также просто для запутывания собеседника ради забавы.

Суть методики в следующем: кто задает направление разговора, тот и выигрывает. Кто отвечает – тот проигрывает .

Если вы акцентируете внимание на зацепке и образе, который она несет, отвечая на эту зацепку – вы проиграете. Для победы в словесной перепалке нужно игнорировать мыслеобраз собеседника и задавать новый мыслеобраз.

Примеры:

1. – Ты чего там еле бубнишь?

– Остальные меня нормально слышат. Может, у тебя со слухом проблемы?

2. – Чего ты замолчал?

– Говорят, психов лучше не злить…

3. – Что, напугался?

– Клоуны меня не пугают…

4. – Дурак ты.

– Где ты дурака-то увидел? В зеркале что ли? Так ты поменьше в него смотрись…

Наибольший эффект использование замещающего мыслеобраза дает, когда вокруг много свидетелей. Если оппонент не сможет быстро найти достойный ответ, то покажет всем свои проблемы с чувством юмора. Если же он являлся неформальным лидером группы, то может лишиться своего статуса, да и авторитета в придачу. Ведь сообразительность, ум и чувство юмора – это важные для лидера качества.

Поэтому, если вашему ребенку делают такие зацепки, нужно быстро уметь выкручиваться! Если на зацепку он морозится или начинает грубить – это значит, что его задели, а показывать этого ни в коем случае нельзя.

Отвечая на зацепку зацепкой такого же плана, не добавляя мыслеобразов, вы проигрываете.

Примеры:

1. – Ты где на клоуна учился?

– А ты что, в клоунах разбираешься?

– Здесь и разбираться не надо – стоит только на тебя посмотреть…

2. Человек что-то говорит.

– Что?

– Ты уши мыл?

– А ты глаза мыла? (парень проигрывает)

Правильно ответить так:

– Что?

– Ты уши мыл?

– Ты что, логопед? (новый мыслеобраз) .

Для того чтобы перевернуть зацепку, необходимо и достаточно расширить образ, который создает своей фразой оппонент, или заменить его на новый образ.

Если человек не понимает, что над ним глумятся, и отвечает на зацепку серьезно, то он показывает окружающим, что вы умнее его.

К примеру, парень подкалывает свою одноклассницу:

– Ты опять не ночевала дома?

– С чего ты взял?

– На тебе одежда та же, что вчера!

Что произошло? Парень задал мыслеобраз – «ее не было дома». Она восприняла это не как зацепку, а как вопрос, и не перевернула ее, а ответила.

В ответ он над ней подшутил.

Как ей нужно было выкрутиться? Следовало расширить мыслеобраз!

Что-то добавить или перевернуть.

Например:

– Ты опять не ночевала дома?

– Ах, так это ты вчера всю ночь будил моих соседей под окном!

К мыслеобразу «ее не было дома» мы добавили «он как лох ждал ее всю ночь».

Развитие у ребенка навыков эффективного общения

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

– Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

– Над тобой постоянно смеется и дразнит один парень в нашем дворе, называет тебя лопоухим. Что ты сделаешь, когда в следующий раз услышишь это?

– Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

Когда вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неверно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Потренироваться дома в словесных баталиях тоже не мешает: «если он тебе скажет..., то ты ему...».

Чем больше обнаружится вариантов, тем больше шансов, что один из них ребенок использует для разрешения назревающего конфликта.

База атакующих мыслеобразов

Вы можете научить ребенка нижеперечисленным фразам, чтобы он мог достойно контратаковать своих обидчиков в словесных перепалках.

Вот эти фразы:

– А ты сам-то в это веришь?

– Включил ноги, отскочил быстро!

– Вколи себе Ред Булл, шустрее станешь

– Давно этот вопрос тебя мучает?

– Даже не подходи ко мне, я занят!

– Если мне понадобится твое мнение, я обязательно тебя спрошу

– Если человека кусает вампир, он становится вампиром! Такое ощущение, что тебя искусал баран

– Еще слово и ты деснами улыбаться будешь!

– За нами следят. Поговорим завтра

– За тобой последнее слово. Только прошу – четко и без глупостей

– Забыл правильный ответ? Ну ничего, скоро вспомнишь

– Закрой рот – кишки простудишь!

– И как только тебе такие мысли тебе в голову приходят?

– И как ты живешь с этим

– И это все, что ты можешь сказать? Ты можешь лучше. Попробуй еще раз

– Как тебя зовут, кошмарное создание?

– Кивни если понял. Все, до новых встреч

– Кто заставляет тебя говорить эти слова?

– На кого ты работаешь?

– Наблюдай за своим ртом. Через него входят болезни

– Не волнуйся, я тоже забыл как тебя зовут

– Не нервируй меня, мне негде прятать трупы

– Не пей так много, ты плохо выглядишь

– Не пузырись

– Не смейся – рот порвешь

– Не трогай мои достоинства своими недостатками

– Не хочешь страшных ответов, не задавай мне странные вопросы

– Не шути с моим временем

– Неплохой вопрос, но почему ты его задаешь?

– Нет, но твои глаза говорят да, в особенности левый

– О чем еще ты побоялся меня спросить?

– Остро! Я даже порезался!

– Ответ вундеркинда

– Откуда эта глупая уверенность?

– Помолчи, жертва пьяной акушерки!

– Поправь грыжу, а то сильно вываливается

– Потеряйся в ужасе!

– Рот будешь открывать у стоматолога!

– Свали в туман и прикройся тучкой

– Сделай что-нибудь, чтобы я тебя зауважал

– Скажи себе «стоп», добром прошу!

– Тебя в детстве не роняли, а кидали

– Теперь тебе будут сниться кошмары

– Ты - это загадка, которую невозможно дослушать до конца

– Ты в курсе, что тебе срочно нужен доктор?

– Ты пока думаешь, я тебе веселую историю расскажу

– Ты ранил меня в сердце, как Снежная Королева

– Ты список потерял кого боятся?

– У тебя голова варит как самогонный аппарат

– Удачи тебе в твоих гнусных планах

– Уходишь? Почему так медленно?!

– Хамить мне - плохая примета!

– Хватит на меня пакетиком шуршать

– Хоть раз притворись человеком

– Что сидишь, мышей не ловишь?!

– Что стоишь глазами хлопаешь?

– Я бы хотел такого сына, как ты

– Я в жизни так удивлялся только один раз, когда родился

– Я не последняя сволочь, за мной еще двое занимали

– Я учту твои пожелания. Не кашляй.

Чем больше у вашего ребенка будет в запасе подобных перлов, тем меньше у окружающих детей будет желание пытаться поддразнить его.

Ведь образы прилипчивы, и, если ваш ребенок найдет удачный ответ на выпад в свой адрес, то оппонент вполне может получить кличку на годы вперед.

Содержание статьи:

Буллинг в школе - это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

Методы прекращения буллинга в школе

Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Как бороться с ним эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее - пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.

Правильные методы включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника . Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
  1. Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность . Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе


При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.

В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:

  • Внешние проявления . Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
  • Изменения характера . Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
  • Одиночество . Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.
В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:
  1. Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
  2. Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
  3. Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя - найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, ГОРОНО - такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.

Оставшись сам на сам в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.



Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.

Главная профилактическая мера буллинга в школе - это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.

Наиболее удачное время для профилактики насилия - младшая школа. Задача - научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.

Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.


Как бороться с буллингом в школе - смотрите на видео:


Самая большая ошибка - замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.

Ни для кого не секрет, что в переходном возрасте дети становятся очень жестокими. В каждом классе обязательно есть одна или несколько «жертв». Что делать, если эта нелегкая роль досталась именно Вашему ребенку?
Я знаю о школьной травле не понаслышке.

Всю свою жизнь я была отличницей, умницей и тихоней. Училась на одни пятерки, не пила, не курила, не ругалась матом, не рассказывала пошлых анекдотов. Занималась в различных кружках, писала стихи – родители и учителя души во мне не чаяли. Но одноклассники…

Впрочем, их тоже можно понять. Меня все время ставили им в пример – разумеется, это раздражало. К тому же, у меня были СОВЕРШЕННО противоположные интересны, и я выглядела белой вороной. А кто любит белых ворон?

Кроме того, я была безответной и физически слабой. В общем, идеальный объект.

Не помню точно, с чего все началось – но растянулась травля на долгие три года. Это были, пожалуй, худшие три года в моей жизни, которые не слабо осложнили мой переходный период и даже – что скрывать – довели до мыслей о самоубийстве.

НО: я справилась и смогла реабилитироваться. Во многом это заслуга моей мамы. И, частично, моей собственной интуиции. Итак, обо всем по порядку.

Чем опасно такое психологическое давление?

Обычно такая неприятность случается со школьниками именно в переходном возрасте, т.е. когда идет становление личности и характера молодого человека.
Таким образом, есть очень большая вероятность, что плохие отношения с ровесниками оставят свой отпечаток в виде комплексов, недоверия к людям, отсутствия силы воли, уверенности и способности принимать решения.

Или же, напротив, могут стать причиной озлобления. Как одна, так и другая крайность негативно сказывается на дальнейшей социальной адаптации личности.

Как противостоять школьной травле?

1. Разобраться в причинно-следственных связях.

Один из первых и самых важных факторов удачного преодоления психологического давления – четкое понимание причинно-следственных связей.
Когда подросток попадает в такую трудную ситуацию, первый вопрос, который он задает себе – «Почему я?».

Чаще всего «жертва» не виновата. Единственная вина такого подростка в том, что он чем-то явно отличается от других. Но бывают и исключения.
Таким образом, сначала нужно ответить на вопрос: «Сделал ли я что-то плохое тем, кто возглавляет травлю?» Если ответ – нет, значит, причина не в жертве. Это очень важное положение.

Ребенок должен понять, что он не виноват в сложившейся ситуации.

Не виноваты его очки, его шрам, его худоба/полнота, веснушки, прыщи и так далее. Это понимание защитит от комплексов. Важно дать себе установку: да, я имею право быть таким, какой я есть. Я не должен меняться только ради того, чтобы понравиться своим одноклассникам.

Мне в этом плане ОЧЕНЬ помог тот факт, что мои лучшие подруги были вне школы. К тому же, они были старше. И они принимали меня такой, какой я была. Это помогло понять, что дело не во мне.

Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек НИКОГДА не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.

Это очень важный фактор, который Вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».

Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.

Особенно это касается девочек, т.к. у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо», - в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать вас.

По крайней мере, в моем случае это работало.

2. Игнорировать.

Да, это может показаться странным, но самый эффективный способ противостояния травле – это игнор. Обидчикам нужна реакция. Нужны слезы. Нужно, чтобы ребенок бегал за ними и пытался отобрать свою вещь.

Если не реагировать на обидные слова и толчки – обидчикам очень скоро надоест. Так что выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

Первое время игнор дается нелегко. Трудно молчать, когда внутри все кипит от праведного негодования, но, поверьте, это того стоит. Не отзываться на обидные клички. Не огрызаться на грубости. Не пытаться отобрать свои вещи. Тогда обидчики быстро потеряют интерес.

У меня часто отбирали пенал, портфель или шапку, ожидая соответствующей реакции. Я в ответ со скучающим видом говорила: «Когда наиграешься, вернешь на место, ладно?». Сперва это вызывало злорадный смех, но в конце концов, все случалось по-моему: наигравшись, вещь бросали около моей парты или на одной из соседних.

Также именно благодаря тотальному игнору ко мне не прилепилась ни одна из обидных кличек.

3. Никогда не показывать, что тебе больно.

Еще один очень важный и очень сложный шаг. Те, кто затеял травлю, не должны видеть слез жертвы. Никогда.

Конечно, первое, чего хочется в такой момент – это плакать. И плакать можно и даже нужно – это отличный способ снять стресс. Но никто не должен этого видеть.

Поэтому – терпеть. Если совсем невмоготу, отпрашиваться на уроке, выходить в туалет и плакать там. Я, например, уходила плакать в школьный гадероб. По дороге домой или дома. Но никогда – на глазах у своих мучителей.

Если они не будут видеть, как тяжело подросток переносит травлю, они скоро потеряют интерес, так как такой процесс не будет вызывать морального удовлетворения, ради которого травля и затевалась.

Да, держать себя в руках – очень сложно, но это того стоит.

4. Не жаловаться учителям.

То, что учителя не вмешиваются – не значит, что они ничего не видят. Педагоги понимают, что их заступничество может только сильнее навредить подростку.

Поэтому, как бы ни было трудно, жаловаться учителям – нельзя. Во-первых, это проявление слабости, которое в данной ситуации недопустимо. Во-вторых, ябед в подростковой среде не любят еще больше, чем белых ворон.

Искать защиты у учителей можно, но другим способом – оставаться с ними на перемене. Задавать вопросы относительно домашних заданий или любых интересующих вещей. Разумеется, в присутствии учителя никто не станет задирать ребенка.

5. Родители не должны вмешиваться.

Самое худшее, что может сделать родитель в такой ситуации – это вмешаться, искать управу на обидчиков через их родителей. Такое подростку точно не простят и травля, которая могла бы закончиться очень быстро, растянется на долгие-долгие годы.

Да, очень трудно смотреть на происходящее со стороны и не вмешиваться, но Вы должны это сделать. Ради своего ребенка.

При этом нужно объяснить подростку, что вы - на его стороне. И, если что, он может на Вас рассчитывать. Что Вы не вмешиваетесь, не потому, что Вам все равно, а потому, что знаете: если заступитесь за него – станет еще хуже.

Дайте ребенку понять, что Вы знаете о происходящем и всегда готовы его выслушать. Этого будет вполне достаточно.

Я частенько плакала у мамы на коленях. она гладила меня по волосам и говорила: «Ну хочешь, я позвоню маме Даши/Кати/Саши?». Я, конечно, не позволяла. Но самого факта, что мама спрашивает, мне хватало, чтобы держаться.

6. Злость на самого себя.

Да, как бы странно это ни звучало, злость тоже помогает. Я говорю не о ненависти к себе, а о спортивной злости, благодаря которой люди даже встают с инвалидного кресла.

Звучит этот посыл примерно так: «Почему я позволяю этим людям портить мне жизнь? Почему меня вообще должно волновать, что они обо мне думают?»

К кому-то эта злость приходит сама, в ком-то ее стоит подстегнуть.

Именно эта злость помогла мне в свое время встать на ноги. Это было уже после слабины в виде мыслей о самоубийстве. В какой-то момент я проснулась и поняла, что чуть не дошла до того, что готова была погубить свою жизнь...

И все из-за чего? Из-за того, что закомплексованные одноклассники играют в волейбол моим любимым пеналом?! Произошел щелчок в голове, я разозлилась и поняла, что больше никому не позволю портить себе жизнь.

Когда они перестали чувствовать мою реакцию даже на психологическом уровне, меня оставили в покое.

7. Эскапизм.

Еще одной очень полезной штукой при борьбе с последствиями школьной травли является возможность убежать от реальности хотя бы ненадолго и разгрузиться – ментально и морально.

Для этой цели подойдет абсолютно любое увлечение: коллекционирование, чтение, спорт, танцы – что угодно, что позволит занять досуг.

Часто «затравленные» подростки находят себе кумиров среди музыкантов и актеров. Не стоит этому мешать. Подросток опирается на своего кумира, как на костыль, и, погружаясь в его биографию, ненадолго забывает о собственных проблемах.

Кроме того, истории успешных людей часто содержат ключи к преодолению трудностей. В кумире подросток обретает опору и друга, и это делает его сильнее.

Так было в моей ситуации. И я очень благодарна маме за то, что она поддержала мое увлечение: позволила развесить фотографии, слушать музыку, разрешала покупать книги.

Именно с тех пор, как я обзавелась увлечением, мне стало по-настоящему наплевать на одноклассников и то, что они обо мне думают. И за это меня стали уважать.

Таким образом, в начале восьмого класса травля ПОЛНОСТЬЮ сошла на нет. Мы стали нормально общаться с теми, кто прежде меня прессовал (на уровне чистых формальностей, конечно).

А с некоторыми из зачинщиков даже подружились в выпускных классах, когда они наконец-то разобрались с собственными комплексами.

Меня недолюбливали до конца, но стали уважать. Вплоть до того, что классе в 10-м впервые пригласили на коллективную пьянку. Я, конечно же, отказалась, но это было показателем моей полной безоговорочной победы.

Таким образом, последний совет. Который я могу дать: не нужно искать одобрения, нужно искать уважение.

Искренне надеюсь, что кому-нибудь поможет мой жизненный опыт.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя . Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, - это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны . Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать. В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего - постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка. Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Какой родитель любит, чтобы его драгоценный отпрыск страдал или чтобы его обижали? Конечно же, у родителей возникает вполне понятное и объяснимое желание встать грудью на защиту подростка. Вот только у родителей может возникнуть немало вопросов о том, как правильно выйти из сложившийся ситуации, чтобы ваши благие действия еще больше не ухудшили отношение одноклассников к вашему ребенку.

Виды моббинга (школьной травли)

  • Вербальный моббинг (сюда относятся слухи, насмешки, открытые издевки, клевета);
  • Изоляционный моббинг (когда подростка обрекают на одиночестве, не разговаривают с ним и делают вид, что его не существует). Данный вид школьной травли наиболее часто встречается среди девочек;
  • Физическая травля (подножки, подзатыльники, захваты и избиение).
  • Угрозы и ультиматумы.

Почему подростка обижают в старших классах. Основные причины

Причин, как вы понимаете, существует огромное количество.

  • Тинейджеры не принимают тех, кто отличается от общей массы. Не имеет значения внешность это, интересы или поведение, или же национальный признак, особенности речи (шепелявость, картавость, тонкий или наоборот слишком грубый голос и так далее). Не забывайте о том, что у подростков очень сильно развит стадный инстинкт. Поскольку каждый ребенок уникален, можно смело заявить, что объектом школьной травли может стать любой подросток.
  • Часто подростки обижают тех, кто не умеет общаться со сверстниками. Те дети, которые не могут и двух слов связать, не краснея, или же наоборот общаются с одноклассниками заносчиво и грубо, будут раздражать всегда.
  • Повзрослевший коллектив не потерпит инфантильных, несамостоятельных детей. И если ваш ребенок стал именно таким (в силу вашего воспитания и чрезмерной опеки) – необходимо как можно скорее провести для чада быстрый курс по самостоятельной жизни.
  • Еще одна причина, по которой подростки могут оскорблять и обижать вашего ребенка кроется в материальном достатке семьи. Нужно отметить, что могут обижать не только детей с малообеспеченных семей, но и детей богатых, зажиточных родителей. Чтобы этого не произошло, вам необходимо четко следить за тем, в каком коллективе находится ваш ребенок и тщательно выбирать школу для него. Необходимо изучить не только информацию о преподавателях, но и об уровне достатка потенциальных одноклассников.
    Не забывайте о том, что подростки любят самоутверждаться за счет тех, кто слабее. Поэтому вам необходимо научить ребенка противостоять агрессии.

Отношение родителей к травле в школе

Некоторые родители считают, что травля в школе – это ни что иное, как безобидное современное социальное явление. Тем не менее, у этого явления есть свое собственное название – «моббинг». Этот термин вошел в обиход еще в 80-х годах прошлого века. Наверно, не нужно делать акцент на том, что травля со стороны сверстников может существенно повлиять на становление личности вашего ребенка. Ведь вместо активного ребенка, который не боится выражать свое мнение и точку зрения, вы получите затравленное и закомплексованное, неуверенное в своих силах дите.

Не стоит забывать, дорогие родители, что иногда между обидчиком и обижаемым проходит слишком тонкая грань, о которой нельзя не упомянуть. Ведь ваш ребенок может быть вовсе не жертвой, а самим обидчиком. К примеру, ваш сын часто задирает одноклассников. Они не выдержали и решили ему отомстить. Как следствие – униженный подросток, не желающий идти в школу. Поэтому, если у вас возникли мысли, что зачинщиком школьной травли может быть ваш отпрыск – обратитесь к учителю за разъяснением возникшей ситуации. Ему, как правило, из своей колокольни все видно. Да, скорее всего, классный руководитель не вмешивается в конфликты, происходящие под его собственным носом, но знает все в малейших деталях.

К кому обратиться и как это прекратить

Узнав о том, что ребенка обижают, большинство родителей считают, что обращение за помощью к классному руководителю или к школьному психологу поможет разрешить сложившуюся ситуацию. Но вам стоит понимать, дорогие родители, что ваш ребенок учится не в младших и не средних классах! Именно до 12-13 лет педагог является авторитетом для большинства детей. В случае со старшеклассниками разговор учителя с подростками может стать причиной еще большего психологического, а порой и физического насилия над вашим отпрыском. К тому же, вполне вероятно, что вашего ребенка прозвут «стукачом».

Если вашего ребенка постоянно обижают в старших классах, советуем незамедлительно писать заявление на имя администрации учебного учреждения с требованием оградить вашего подростка от общения с обидчиками.

В случае если вашего ребенка избили – отправляйтесь в больницу для снятия побоев. Нескольких синяков и ссадин достаточно для того, чтобы обратиться с заявлением в милицию. В списке необходимо записать все имена и фамилии нападавших школьников. После этого с обидчиками будет проведена профилактическая беседа, а кроме того их поставят на учет в детскую комнату милиции.

Если ничего не помогает, как правильно поступить

Не стоит забывать, что чаще всего причиной детских самоубийств становится травля дома и в школе. Поэтому, если вы видите, что вашему ребенку и вправду плохо, он потерял доверие к окружающим и ведет себя настороженно даже по отношению к собственным родителям – подумайте, возможно, стоит сменить школу.

Если же ребенок не может ужиться ни в одном коллективе – возможно, вам стоит перевести его на домашнее обучение. Этот вид обучения не особо распространен в нашей стране, поскольку большинство людей считает, что дома могут учиться только отстающие дети или дети с серьезными физическими и психическими заболеваниями. А еще родители боятся обсуждения со стороны малознакомых и даже незнакомых людей. Но вам стоит подумать, что для вас важнее – здоровье ребенка или же какие-то разговоры за спиной.

Последствия школьной травли

  • Прежде всего, открытый и целенаправленный моббинг негативно сказывается на успеваемости ребенка. Поскольку он не может ни на чем сконцентрироваться, кроме как на своей обиде и страхе идти в школу.
  • У ребенка, которого целенаправленно затравливают в школе могут развиться психические и невротические расстройства. Помимо этого у тинейджера может возникнуть желание отомстить обидчикам. К сожалению, это могут быть не просто мысли. Пример: недавно тихий десятиклассник, над которым издевались в школе несколько лет подряд, принес из дому нож и пырнул своего обидчика в бок.
  • Школьный моббинг порождает агрессию в обижаемом ребенке. Нередко такие дети становятся асоциальными личностями с криминальными наклонностями.
  • Часто дети, которых обижали в школе, могут так и остаться слабыми и беззащитными, что очень плохо скажется на его дальнейшей жизни и развитии.
  • Увы, еще одним последствием регулярной травли в школе, а также физического насилия являются мысли о суициде, самоубийство.

Около 25 процентов детей в нашей стране ежедневно подвергаются школьной травле. Большинство из них неоднократно обращались за помощью к родителям и страшим братьям, сестрам, но те заступались редко. В основном они считают, что подросток должен сам справляться со своими проблемами. Так что делайте выводы и никогда не оставляйте ребенка наедине со своими проблемами.

На заметку родителям и подросткам

Подборка книг о школьном моббинге и школьных проблемах

  • Руланн Э. Как остановить травлю в школе. Книгу рекомендуем прочитать как детям, так и их родителям для профилактики, а также для того, чтобы помочь тем детям, которые оказались в подобной ситуации.
  • Ирина Млодик: Школа и как в ней выжить.
  • Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг).

Подборка фильмов о школьной травле

  • Фильм «Зал самоубийц».
  • Эстонский фильм «Класс» о школьных издевательствах и дальнейшем противостоянии.
  • Старый, но все же актуальный фильм 1976 года выпуска – «Кэрри».
  • Отечественный фильм «Чучело» повествует историю о том, как выжить в новом школьном коллективе.
  • «Финал» — странный, но весьма реалистичный фильм о школьной травле.