Тренировочные задания В8 при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Просмотр содержимого документа «Тренировочные задания В8 при подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗАДАНИЕ 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения

Выпишите грамматическую основу предложения 32. (32)Всё было в порядке.

Выпишите грамматическую основу предложения 45. (45)Это будет мой тебе подарок.

Выпишите грамматическую основу предложения 13. (13)Случилось это в Англии.

Выпишите грамматическую основу предложения 3. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру.

Выпишите грамматическую основу предложения 2. (2)Мы с папой зашли в цветочный магазин.

Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)Сыграйте, Яков Ильич.

Выпишите грамматическую основу предложения 26. (26)Лучше нашей нигде не сыщешь.

Выпишите грамматическую основу предложения 27. (27)Ждём вот уже десять лет.

Выпишите грамматическую основу предложения 17. 17)В милицию надо позвонить...

Выпишите грамматическую основу предложения 36. (36)Два года назад мне удаляли гланды.

Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода.

Выпишите грамматическую основу предложения 11. (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.

Выпишите грамматическую основу предложения 29. (29)Никакой войны для них нет.

Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)Это понимать надо!

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Облака точно густой, чёрный дым.

Выпишите грамматическую основу предложения 5. (5)Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй.

Выпишите грамматическую основу предложения 36. (36)Я боялся на них отвечать.

Выпишите грамматическую основу предложения 19. (19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.

Выпишите грамматическую основу предложения 53. (53)Летом на стройку можно смотреть и с другого места.

Выпишите грамматическую основу предложения 4. (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор.

Выпишите грамматическую основу предложения 7. (7)Значит, отец и мама писа л и после своей утренней пробежки и перед работой.

Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Выпишите грамматическую основу предложения 18. (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

Выпишите грамматическую основу предложения 37. (37)Когда-нибудь надо уйти.

Выпишите грамматическую основу предложения 5. 5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

Выпишите грамматическую основу предложения 2. (2)От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.

Выпишите грамматическую основу предложения 40. (40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку.

Выпишите грамматическую основу предложения 1. (1)Во двор вошли трое ребят.

Выпишите грамматическую основу предложения 44. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Мне ничего не сулили.

Выпишите грамматическую основу предложения 22. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.

Выпишите грамматическую основу предложения 14. (14)«Диктант напишем завтра».

Выпишите грамматическую основу предложения 9. (9)Вот скажите мне, Ваня.

Выпишите грамматическую основу предложения 26. (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей.

Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)С появлением Ларисы многое изменилось.

Выпишите грамматическую основу предложения 17. 17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

Выпишите грамматическую основу предложения 1. (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно.

Выпишите грамматическую основу предложения 20. (20)Вострепещи, тиран!

Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире.

Выпишите грамматическую основу предложения 31. (31)Погаси-ка свет!

Выпишите грамматическую основу предложения 14. – (14)Вот скажите мне, Ваня.


(55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(49)Тебя никогда нельзя понять…

(35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания В8 при подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Тренировочные задания (В8) по определению грамматической основы

1.Выпишите грамматическую основу предложения 55.

(55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

2. Выпишите грамматическую основу предложения 49.

(49)Тебя никогда нельзя понять…

3. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

(35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести.

4. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

(24)И тотчас нас волочит на другую ёлку.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

(32)Всё было в порядке.

6. Выпишите грамматическую основу предложения 45.

(45)Это будет мой тебе подарок.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 37.

(37)Когда-нибудь надо уйти.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку.

10. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

(41)Толику стало страшно.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

(46)Теперь у меня нет собаки.

12. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(27)Александру было дано согласие на военную карьеру.

13. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

(18)Прочти мне какие-нибудь стихи.

14. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

(25)Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.

15. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

(11)Как тяжело после этого просыпаться!

16. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(27)Взрослых нигде не было видно.

17. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

(10)Только её слёзы лёгкие были.

18. Выпишите грамматическую основу предложения 30.

(30)Никто так не обидит старую, больную женщину...

19. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

(23)И вот что из этого получилось.

Ответы к В8

1. можно слушать

2. нельзя понять

3. осталось дождаться

4. волочит

5. всё было в порядке

6. это будет подарок

7. надо уйти

10. стало страшно

12. согласие было дано

13. прочти

14. хотелось помочь

15. тяжело просыпаться

16. не было видно

17. слёзы лёгкие были

18. никто не обидит

19. что получилось

Выпишите грамматическую основу предложения 35.


(1)На рас­све­те мы с Лёнькой на­пи­лись чаю и пошли на мшары ис­кать глу­ха­рей. (2)Идти было скуч­но.

– (3)Ты бы, Лёня, рас­ска­зал чего-ни­будь по­ве­се­лей.

– (4)Чего рас­ска­зы­вать? - от­ве­тил Лёнька. - (5)Разве про ста­ру­шек в нашей де­рев­не. (6)Ста­руш­ки эти - до­че­ри зна­ме­ни­тей­ше­го ху­дож­ни­ка По­жа­ло­сти­на. (7)Ака­де­мик он был, а вышел из наших пас­ту­шат, из соп­ли­вых. (8)Его гра­вю­ры висят в му­зе­ях в Па­ри­же, Лон­до­не и у нас в Ря­за­ни. (9)Не­бось ви­де­ли?

(10)Я вспом­нил пре­крас­ные, чуть по­жел­тев­шие от вре­ме­ни гра­вю­ры на сте­нах своей ком­на­ты в доме у двух хло­пот­ли­вых ста­рух. (11)Вспом­ни­лось мне и пер­вое, очень стран­ное ощу­ще­ние от гра­вюр. (12)То были порт­ре­ты ста­ро­мод­ных людей, и я никак не мог из­ба­вить­ся от их взгля­дов. (13)Толпа дам и муж­чин в на­глу­хо застёгну­тых сюр­ту­ках, толпа се­ми­де­ся­тых годов де­вят­на­дца­то­го сто­ле­тия, смот­ре­ла на меня со стен с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем.

– (14)При­хо­дит как-то в сель­со­вет куз­нец Егор, - про­дол­жил Лёня. - (15)Нечем, го­во­рит, чи­нить то, что тре­бу­ет­ся, по­то­му да­вай­те ко­ло­ко­ла сни­мать.

(16)Встре­ва­ет тут Фе­до­сья, баба из Пу́стыни: (17)«У По­жа­ло­сти­ных в доме ста­ру­хи по мед­ным дос­кам ходят. (18)Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму. (19)Эти доски и при­го­дят­ся».

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

(26)3апла­ка­ла она и го­во­рит: (27)«Что вы! (28)Это на­род­ная цен­ность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спас­ли мы эти доски - от­пра­ви­ли в Ря­зань, в музей.

(30)Потом со­зва­ли со­бра­ние, чтобы меня су­дить за то, что доски спря­тал. (31)Я вышел и го­во­рю: (32)«Не вы, а ваши дети пой­мут цен­ность этих гра­вюр, а труд чужой по­чи­тать надо. (33)Че­ло­век вышел из пас­ту­хов, де­сят­ки лет учил­ся на чёрном хлебе и воде, в каж­дую доску столь­ко труда вло­же­но, бес­сон­ных ночей, му­че­ний че­ло­ве­че­ских, та­лан­та...»

– (34)Та­лан­та! - по­вто­рил Лёня гром­че. - (35)Это по­ни­мать надо! (36)Это бе­речь и це­нить надо! (37)Ведь прав­да?

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му) *

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892-1968 гг.) - рус­ский пи­са­тель и пуб­ли­цист, ма­стер ли­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

(3)Ты бы, Лёня, рас­ска­зал чего-ни­будь по­ве­се­лей.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! - повторил Лёня громче. - Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.

В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.

15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.

В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.

Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЧАЮ два слога.
2) В слове ПАС­ТУ­ШАТ все со­глас­ные звуки глу­хие.
3) В слове РУШ­НИК все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
4) В слове ЛЁНЯ буква Ё обо­зна­ча­ет один звук.

Пояснение.

Твердый согласный Ш не имеет мягкой пары.

Правильный ответ указан под номером 3.