Ученые. Работа в лаборатории

Казалось бы, что может быть более неблагодарным делом, чем заниматься наукой? Постоянное обучение, исследования, бумажная волокита, научные конференции – все это при минимуме дохода и ограниченном свободном времени. Но что же на самом деле привлекает молодых людей становиться учеными? Опросив своих коллег, мне удалось составить список причин, которые подвигли современное поколение .

Причина №1. Я стану великим ученым и совершу революцию в своей области

Действительно, если энтузиазм молодых людей направить в правильное русло, то можно воспитать в них гениальных . Профессия ученого наиболее привлекательна именно своей практической составляющей. Свободный выбор направления исследований принято считать несомненным плюсом научной карьеры. В отличии от любой другой сферы, в науке вектор развития не диктуется высшим . Напротив - в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников. Более того, часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики - это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях и т.п. Таким образом, каждый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.

Что же касается революционных открытий, то по статистике каждая десятая научная идея имеет большое значение для развития человечества. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять,оценить и насладиться происходящим в науке в целом.

Причина №2. Я буду много путешествовать, продвигая свои идеи по миру

Конференции, повышение квалификации, обучающие программы, гранты – это неотъемлемая часть научной деятельности. В результате можно действительно повидать мир, узнать много нового как для своей тематики, так и для общего развития, завязать полезные и интересные знакомства. При выборе научной карьеры перед вами открывается целая вселенная нового и увлекательного. Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.

Причина № 3. Я буду работать в дружной команде интеллектуалов

Научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа хорошей исследовательской команды не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это совместное времяпровождение, перерывы на кофе, вечеринки, пикники. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются новые интересные идеи. Командные исследования способствуют установлению дружеских отношений, а отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Общение с профессорами зачастую принимает вид наставничества, когда молодые ученые консультируются у научного руководителя относительно своих исследований и диссертационных наработок.

Причина № 4. Я буду иметь свободный график работы

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. В любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места – зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

При этом нельзя недооценивать научную деятельность. Из-за того, что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они утром, и вечером, и по выходным. Преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Причина №5. Я стану отличным наставником для будущих поколений

Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем.

Знания в чистом виде или способ применить их на практике – это то, чем может гордиться ученый. своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад – например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.

Профессия ученого имеет ряд своих особенностей, минусов и плюсов. Наука – увлекательный и всегда новый мир,который позволяет всесторонне себя развивать. Но все-таки решающим фактором при выборе профессии являются личные предпочтения, ведь очень важно любить свою работу по-настоящему.

Я расскажу вам сегодня о том, как жили и работали великие ученые прошлого, как живут и работают ученые-современники. Это и само по себе очень интересно, но мне еще хочется это сделать но другой причине.

Иногда приходится слышать, как студенты говорят: "Нам трудно, нам тяжело учиться". Так ли это? Мне кажется - нет. Некоторые трудности вы выдумываете сами, а многое вам кажется трудным, потому что вы не знаете, что такое настоящий труд. Вы привыкли, что все вам дается готовым, а ведь надо немного и самим поработать. Я расскажу вам сегодня о настоящих трудностях и о настоящем труде.

Вы знаете, как тяжело было жить и работать в средние века. В то время быть ученым и рисковать своей жизнью было одно и то же. Вспомните Джордано Бруно, сожженного на костре!

Я не буду говорить вам об известных ученых того времени, таких, как, например, Коперник и Галилей. Биографии их вы хорошо знаете. Я расскажу вам о Никколо Тарталье, хромом заике, сыне бедняка.

Никколо Тарталья малограмотный, он еле-еле пишет. Когда великий Сулейман хочет разрушить свободную Венецию, Никколо пишет герцогу Урбинскому, правителю Венеции: "Я не могу молчать. Я знаю, что дальность полета стрелы наилучшая при 45°".

Когда затонули корабли и надо было их поднять, так как не было времени строить новые, Никколо Тарталья садится ночью за книги и изучает, как плавают тела. Он производит необходимые расчеты, и корабли были подняты.

Когда испанский посол заявляет венецианцам: "Ваше отечество в опасности, ваши купцы грабят народ", то ко двору вызывают Никколо, который производит проверку весов.

Тарталья борется со схоластической наукой. Он борется с теми университетами, которые решали проблему, куда пойдет осел, если перед ним справа и слева стоят одинаковые ведра, но в одном овес, а в другом вода. Вот какие проблемы занимали тогда некоторых ученых.

Никколо создает многотомную энциклопедию на итальянском языке. Он создает также физико-математическую книгу. И все это делается ночью после дневной погони за заработком.

После того как наука уже установилась и нельзя было изгнать из нее ни систему Коперника, ни механику Галилея, занимаются травлей ученых. За занятия наукой теперь уже не бросают в тюрьмы, не пытают, не сжигают на кострах. Ученые больше не опасаются за свою жизнь, но им по-прежнему приходится работать в неимоверно трудных условиях. Пример работы в исключительно тяжелых условиях показывает Иоганн Кеплер.

За стойкой кабачка только что оправившийся от оспы мальчик. Это Иоганн Кеплер. Мать - истеричная злая женщина, полубезумная. Отец - солдат, сражается против бельгийцев. Один брат - тоже солдат, другой - оловянщик.

Тяжелая изнурительная работа за стойкой в кабачке, а по ночам Евклид. По ночам все книги доступны мальчику. Мать его за это бьет. Есть нечего, но мальчик читает, учится.

Отец погибает на войне. Кабачок закрывается, и бледного мальчика на тонюсеньких ножках посылают в поле пахать. Но Иоганн все продолжает учиться. Наконец, он получает должность репетитора.

Потом Кеплер встречается с великим астрономом Тихо Браге, который приглашает его работать к себе. Но Тихо не платит ему за работу ни копейки.

Кеплер вместе с Тихо приближены ко двору императора Рудольфа II. Тихо умирает, и придворным астрономом остается Кеплер. А денег ему все не платят. Император заставляет Иоганна составлять гороскопы, а денег не платит.

Жена Кеплера сходит с ума. Двое детей заболевают падучей болезнью и умирают. А по ночам Кеплер разбирает громадную библиотеку, комбинирует цифры, ищет законы движения планет. Денег же ему все не платят.

Кеплера выгоняют из страны за религиозную ересь. Его мать обвиняют в колдовстве. Кеплер пишет всем, доказывает, что его мать не ведьма, но потом сам начинает сомневаться: а может быть, ведьма? Человека довели до такого состояния, что он уже совершенно потерял голову! Сомневается в собственной матери! А по ночам все ищет законы движения планет. И находит эти законы!

Денег по-прежнему не платят. Сплошное мытарство. Мечется по всей Австрии. Стоит у дверей казначейства и просит, как милостыню, свой собственный заработок. Ни минуты свободной, чтобы сесть за стол.

Результат двойной. После покойника остается 22 экю, одно изношенное платье, две рубашки, 57 вычислительных таблиц, 30 колоссальных многотомных научных работ и неуплаченное жалованье - 29 тысяч экю.

Когда же ты написал эти 30 многотомных научных работ? Не понимаю!

Для того чтобы найти свой знаменитый закон "квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы их средних расстояний от Солнца", Кеплер проделывает вычисления. Одно вычисление - 10 страниц. Делается одно вычисление 70 раз для проверки его правильности. Таких вычислений семь томов.

Из работ Кеплера видно, что прочитано им все, что только можно было тогда прочитать. В его работах вы увидите ссылки на такое количество авторов, что даже трудно себе представить. И все эти авторы им действительно прочитаны.

Если в современных работах сделана ссылка на литературу, то нельзя с уверенностью сказать, что эта работа автором прочитана. На законы Кулона ссылались 90-100 лет, а когда кто-то хорошенько просмотрел работы Кулона, то никаких таких "законов Кулона" не нашел.

Несколько слов о Леонарде Эйлере. Он оставил в наследство 850 научных работ. Не таких работ, какие иногда, к сожалению, еще бывают у нас, а эйлеровских научных работ.

Задолго до смерти ослеп Эйлер. Наизусть все диктует родным. Слепой диктует сложнейшие выкладки. Какая техника мышления, какая память!

Слепой Эйлер в Петербургской академии наук берется за составление таблиц для вычислений. Спрашивает: "Сколько времени вы можете мне дать?" Ему отвечают: "Три месяца", а слепой Эйлер сделал все за три дня.

Маленький штрих, показывающий, в каких условиях ему приходилось работать.

Эйлер вернулся из России в Пруссию. Дочь императора встретила его очень ласково:

Очень рада, что вы приехали. Эйлер молчит.

Как поживаете? Опять молчит.

Что с вами, господин Эйлер?

Вы знаете, откуда я приехал? От Анны Ивановны приехал. Там, если скажешь слово, повесят!

Эйлер интересен тем, что всегда откровенно пишет о своей работе. Возьмите вопрос о нитке, который так интересовал его. Он думал над ним 43 года. Это не значит, конечно, что Эйлер 43 года занимался одной только ниткой. За это время он работал над сотнями других проблем, а к вопросу о нитке периодически возвращался и снова вел исследования.

Написал он одну работу, посвященную нитке. Не понравилась ему самому эта работа. Через 15 лет выпускает Эйлер новую работу по нитке и заявляет: "Никуда не годится моя предыдущая работа, я все переделал заново и нашел более красивое решение". Опять проходдт 15 лет, и он получает новые более изящные результаты, которыми мы пользуемся сейчас.

Я не буду рассказывать вам о Кориолисе, который был настолько болен, что каждое утро решал задачу: как бы прожить хотя бы еще один день? Это была для него самая трудная задача. Несмотря на это, он оставил громадное количество открытий, громадное количество теорий.

Урбен Жан Жозеф Леверье был настолько болезненный человек, что во время приступов раковой болезни выбегал во двор обсерватории, стонал и корчился от боли. Но только утихала боль, он сейчас же брался за свои расчеты и кончиком пера нашел новую планету.

Когда, пользуясь указаниями Леверье, берлинский астроном Иоганн Галле 23 сентября 1846 г. направил телескоп на небо, то он действительно обнаружил новую планету, которая была найдена Леверье за письменным столом. Эта планета была впоследствии названа Нептуном.

Выкладки Леверье настолько сложны, что до сих пор редко найдется человек, который смог бы их воспроизвести.

Если человек искренне увлечен наукой, то его не остановят никакие трудности, ему не помешают никакие препятствия. Возьмите, например, Араго, бессменного секретаря Парижской академии наук эпохи Французской революции.

Он был послан измерить меридиан земного шара. Чего только с ним за это время не происходило! Его брали в плен, продавали в рабство, его выкупали за пару львов. Разбойники чуть-чуть не зажарили его живьем. Араго сажали в разные тюрьмы. Он плыл через Средиземное море в течение трех месяцев. Пережил много бурь. Опять попал в плен...

Он прибыл во Францию без сапог и из-за рубашки вытащил сохраненные им вычисления меридиана. На другой день он уже докладывал их Академии наук.

Когда читаешь биографию Араго, то думаешь, что он не совсем нормальный человек: его ведут на расстрел, а он прячет за пазуху вычисления меридиана.

Можно было бы долго рассказывать о Ползунове, Кулибине, которые добивались многого в неимоверно тяжелых условиях. Их работа - это чудовищные эпопея в смысле затраты энергии и времени. Все это грандиозно и красиво!

Я хочу перейти к тому, как работали классики марксизма-ленинизма.

19-летний Маркс пишет отчетное письмо отцу. Я, пишет Маркс, занимаюсь философией права. Я проработал 300 печатных листов. Написал конспект. И я заметил фальшь во всей системе. Мне не нравится, как строится философия права. Мне надо это как-то все заново сделать, изучив философию.

Вот 19-летний юноша изучил 300 печатных листов. 300, умноженное на 16, - 4 800 страниц. Юноша чувствует, что здесь что-то не так. 19-летний Маркс сознательно определяет свою дальнейшую 40-летнюю работу над "Капиталом".

Читает на всех европейских языках, безукоризненно пишет на французском и английском языках, а родной язык - немецкий. 50 лет от роду Маркс садится за изучение русского языка и через шесть месяцев читает без словаря Пушкина и Гоголя.

Зачем ему понадобилось знание русского языка? Вышла книга "О положении рабочего класса в России". Маркс должен с ней познакомиться, а достать перевод этой книги невозможно. В России вышла работа, которая его интересует, и он изучает русский язык, чтобы прочитать эту книгу!

Третий том "Капитала" остается написанным Марксом в четырех-пяти вариантах. Вся оставшаяся жизнь Энгельса тратится на то, чтобы привести в порядок неоконченный труд Маркса.

Несколько штрихов из жизни Энгельса. Энгельс, как говорил Лафарг, заикался на 20 языках. Заикался он но потому, что плохо знал эти 20 языков, а просто потому, что он от природы был заикой.

"Диалектику природы" Энгельс писал 13 лет. Им прочитано около 90 книг по естествознанию, процитировано 260 авторов. Все это сделано для того, чтобы написать эту одну книгу.

Я не знаю, насколько он был силен в химии и в других науках, но то, что написано им по теоретической механике, меня поражает. То, к чему приходишь через 20 лет работы, оказывается уже написанным у Энгельса. Глава "Работа" лично для меня сыграла громадную роль. Меня поражает, как не механик, не математик мог уловить самую суть теоремы о живых силах и провозгласить ее в таком аспекте, в котором мы ее видим сейчас, когда открыт принцип относительности и атомная механика.

Мальчик Володя Ульянов... Сочинение, заданное в гимназии на дом, он не откладывает до последнего дня. 20 раз перепишет, 30 раз поменяет план и напишет безукоризненно.

Полюбил кататься на коньках.

Брошу, мешают работать. Увлекся шахматами.

Брошу, мешают работать. Латынью увлекся.

Хорошая вещь латынь, но мешает работать, брошу.

Возьмите его колоссальное конспектирование, напоминающее Маркса, а порой даже превосходящее его. Для того чтобы написать "Развитие капитализма в России", Ленин прочитал свыше 500 книг и статей на русском и иностранных языках.

Для того чтобы написать свою книгу об империализме, Ленин прочитал 148 книг, 222 журнальные статьи, составил конспект на 20 тетрадях. Объем конспектов 43 печатных листа.

Ленин сидит в тюрьме, пишет, цитируя наизусть всех авторов. Приходят родные, говорят:

Володя, тебя скоро выпустят!

Жаль, не успею дописать. А в тюрьме хорошо работать, никто не мешает.

Рассказывает один рабочий: "Владимир Ильич держит в руках немецкую книгу, а читает ее нам по-русски".

Вот как он знал языки! И таких примеров можно привести тысячу.

Лев Семенович Понтрягин. Геометр.

Идет лекция профессора Николая Николаевича Бух-гольца. Все слушают не очень внимательно. И вдруг голос:

Профессор, вы ошиблись... На чертеже.

Кто делает это замечание? Оказывается, слепой Понтрягин. Он слепой и поэтому очень внимателен. Он слушает расстановку букв на чертеже и слышит, что там что-то не все в порядке. Его изумительная работоспособность позволила ему стать академиком, известнейшим ученым, лауреатом.

Геолог Синюков пять лет вел разведку нефти. Прошел 16 тысяч километров в ужаснейших условиях. 8 тысяч километров пройдено пешком, 8 тысяч - на лошаддх, плотах, оленях. Все анализы проделаны там же, где он шел.

Можно было бы еще привести 1275 642 примера, но чтобы вас не утомлять далее, я сформулирую кратко, что же из всего сказанного мною вытекает. В чем секрет успеха в науке?

Главное здесь - колоссальная трудоспособность. Таланта 10 процентов, 90 процентов - не в таланте, а в колоссальной, легендарной трудоспособности.

Я хочу пожелать вам быть самокритичными, скромными, добросовестными.

Иногда слышишь от аспиранта: "Я собираюсь к осени написать диссертацию". А сейчас весна! Что же, на диссертацию у тебя остается четыре месяца? Нет, так не годится!

Заканчивая, я хочу сказать: не бойтесь труда, не бойтесь трудностей, воспитывайте в себе железную волю, дисциплину труда, научную добросовестность и главное- любовь к труду. Помните слова Эдисона, что талант - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.

Лекция окончилась. Но еще долго студенты не расходились - Андрей Петрович отвечал на вопросы.

На следующее утро я наблюдал, как даже наши признанные ленивцы старательно записывали лекции. Это может показаться наивным, но это так. Сила воздействия А. П. Минакова на слушателей была потрясающей, а вот удалось ли мне это передать, не знаю.

Ученый – это высококвалифицированный специалист в своей области знаний, который добился успешных результатов в исследованиях и признан общественностью и коллегами.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

История развития профессии ученого напрямую связана с возникновением первых знаний. Они были даже у первобытных людей, которые отображали свой быт и историю на стенах пещер. Они изучали мир, познавали его и сделали массу открытий, которыми мы пользуемся и в наши дни. В Древней Греции и Риме все отрасли научных знаний стремительно развивались. Появлялись глобальные гипотезы об устройстве мира и первые теории о законах физики. Открывались знания в медицине, естественных науках, свойствах поверхностей, химии и многом другом. Мир просвещался, и развитие неудержимо стремилось вперед.

Однако некое затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. За любые проявления стремления к познанию сжигали на костре, предварительно подвергая страшным пыткам. В этот момент стремительно развиваются религиозные знания и учения.

С наступлением эпохи Возрождения все отрасли научных знаний начинают развиваться с огромной скоростью. Появляются новые технологии и устройства, открываются новые свойства и виды. Все начинает раскрывать свои секреты человеку.

Стремительное развитие прогресса начинается в 19 веке. Появляется первое исследовательское оборудование. Также выделяется профессия «ученый». Это люди, обладающими более высоким уровнем знаний, чем простые специалисты в той же отрасли. Их открытия признаны сообществом и считаются полезными. 20 век по праву считается эрой технологического прогресса и процветания.

Ученые получают новые данные, которые стали доступны с помощью применения высокоточного оборудования. Открытия появляются одно за другим. Современный век – эпоха процветания. Ученые играют важнейшую роль и являются ключом к выживанию человека как вида.

Описание

Ученый – это скорее обобщенное понятие, объединяющее специалистов различных отраслей знаний. Всех их отличает признание общественности и наличие ряда исследований в своей сфере. Специфика работы ученого напрямую связана со сферой его исследовательской деятельности:

  • Ученый в сфере естественных наук. Это биология, медицина и т.д. – все, что связано с живыми организмами и их жизненным циклом. Они проводят огромное количество исследований, выявляя влияние различных факторов на них, а также возможную пользу различных видов для человеческого организма.
  • Ученый в сфере механических наук и изобретений. Именно данным специалистам мы обязаны автомобилями, современными домами и системами канализации. Такие ученые направляют свои знания на изобретение полезных для людей приспособлений.
  • Ученые в сфере исторических наук. Только с помощью истории можно предсказать будущее. Современные профессора истории помогают нам открывать все новые детали из жизни предков, которые не перестают поражать воображение.
  • Ученые в сфере информационных технологий. Мир уже давно заполнила сеть интернет. Она помогла устранить границы, сделав соседние государства ближе и доступнее. Ученые данной отрасли пребывают в постоянном поиске и открывают все новые возможности передовых технологий.

Существует еще великое множество сфер, в которых работают ученые. Их столько же, сколько и отраслей научных знаний во всем мире. Ученый – это тонкий и острый ум, который постоянно пребывает в поиске чего-то нового и совершенного. Именно им мы обязаны всем тем, что дарит современная цивилизация.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы стать ученым, важно закончить высшее учебное заведение. Но вот по окончании получения специализации, следует продолжить образование в аспирантуре и магистратуре, написать докторскую диссертацию и получить ученую степень. Это поставит вас на пьедестал ученого – настоящего профессионала, имеющего огромный багаж знаний в выбранной отрасли.

Где учиться

Практически каждое высшее учебное заведение Российской Федерации имеет аспирантуру и магистратуру на всех факультетах. Самыми престижными признаны:

  • Московский Государственный Университет.
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет).
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Данные вузы вошли в сотню лучших высших учебных заведений Российской Федерации. Получение ученой степени в них – это показатель престижа и уровня вашей квалификации.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Работа ученого напрямую зависит от сферы его деятельности и того, какой отрасли знаний он служит. Однако выделяют несколько общих для всех отраслей видов деятельности:

  • Подготовительная. Это планирование исследования. Ученый находит зацепку и планирует пути ее проверки. Он собирает уже существующую информацию, выясняет, каких данных не хватает, и начинает подготовительные работы. Они включают поиск образцов и оборудования.
  • Исследовательская деятельность. Это непосредственное проведение мероприятий, направленных на выявление полезных свойств или проверку данных текстов. Ученый ставит опыты, результаты которых тщательно фиксируются на бумаге. Эти записи потом пригодятся. Также в исследовательскую деятельность входят путешествия. Многие ученые изучают виды флоры и фауны, проводят исторические раскопки или изучают патогенное влияние производства на окружающую среду.
  • Аналитическая. По завершении исследования каждый ученый заново перечитывает все полученные данные, анализирует их и делает выводы, затем подготавливает отчет. В случае успеха ученый может претендовать на признание и солидные премии.
  • Педагогическая. Большинство ученых преподают в вузах. Они раскрывают перед студентами свой опыт и знания, вкладывают в подопечных все, что может пригодиться им в будущем.

Работа ученого в основном состоит из «бумажных дел». Проведение экспериментов не занимает слишком много времени. Гораздо больше длится поиск темы и обработка полученных данных.

Кому подходит

Данная профессия подходит к внимательным, аккуратным и склонным к рутинной сидячей работе людям. Они всегда стремятся выполнить начатое до конца. Ученый всегда находится в поиске. Ведь найти тематику для исследования довольно сложно. Также данные специалисты обладают практически феноменальной памятью и аналитическим складом ума.

Ораторское искусство – вот еще одно необходимое качество ученого, ведь в большинстве своем они работают в качестве преподавателей в вузах. Важно уметь донести всю глубину своей мысли до аудитории.

Востребованность

Учитывая широкий спектр применения знаний и выбора специализаций, данная профессия может быть как очень востребованной, так и довольно редкой и угасающей.

В большинстве своем ученые редко остаются без трудоустройства, ведь диплом магистра и кандидатская работа – гарантия успеха при конкурсе на замещение вакансии.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок довольно сильно отличается. Все зависит от направленности деятельности и специализации. В России же ученые получают от 8 до 100 тысяч рублей в месяц. При этом следует учитывать тот факт, что данный показатель является средним и далеко не предел.

Легко ли устроиться на работу

На работу ученому устроиться гораздо легче, чем простому специалисту. В большинстве своем успех зависит от наличия вакансий в вашей отрасли знаний. Лучше выбирать актуальные профессии.

Как обычно строится карьера

Ученому гораздо проще взобраться вверх по карьерной лестнице. У него есть и знания, и опыт. Обычно они добиваются быстрого карьерного роста, занимая высокие должности: ректор, директор, главврач и т.д. Однако довольно часто ученые замыкаются в себе, впустую растрачивая свой потенциал.

Перспективы

Пиком карьеры любого ученого является получение (или хотя бы номинация) Нобелевской премии. Это всемирное признание не только простыми людьми, но и именитыми учеными твоих талантов и навыков.

Целеустремленного ученого всегда ждет успех.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Военный генеалог - эксперт по поиску сведений о фронтовиках, людях, потерявшихся в годы войны.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойства, распространение и протекающие в ней процессы (круговорот воды в природе и пр.).


Гляциолог - учёный, специалист по льдам.

Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).


Ихтиолог - учёный, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.


Климатолог - исследователь, изучающий вопросы изменения климата, а так же климатические процессы и их причины.

Кристаллограф (от слова кристалл и греч.grapho- пишу, описываю). - специалист в области кристаллографии - науки о кристаллах, их структуре и свойствах.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.


Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы.


Океанолог - учёный, специализирующийся на изучении океана.


Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия

Форма сценарного плана

Хлебникова Л.В., 4 А класс, 24.12.2014г

Тема Практического занятия. Становление Российской науки. Великий русский учёный.

Дидактическая цель, направленная на развитие универсального учебного действия (какого? каких? )

Организовать работу обучающихся для обучения разным способам поиска (практическая работа по инструкции, работа с таблицей, печатным материалом, дополнительной литературой, поиск в интернете) и обработки информации (составление таблицы, составление презентации).

Практическая направленность (назначение для жизни или учения)

На основе практических наблюдений и исследований получить представление о труде учёного, познающего природу, и уяснить его основной смысл;

Получить навыки самостоятельной совместной исследовательской и поисковой деятельности;

Научиться продемонстрировать опыты, делать выводы по результатам работы.

Задачи образовательные (по программе обучения или интегрированные)

На основе практических наблюдений выявить свойства гранита и известняка; изучив описанные свойства веществ, узнать об их применении на практике, на пользу человеку;

Узнать о неоценимом вкладе М.В. Ломоносова в российскую науку;

Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления; пробудить интерес к познанию окружающего мира.

Задачи обучающихся (чему научатся дети, какой способ действий будут осваивать)

Научиться постановке учебных задач, планировать действия, выполнять работу по инструкции, сравнивать, анализировать и систематизировать информацию, представлять её в виде таблицы, делать выводы по результатам работы, получить навыки самостоятельной совместной исследовательской и поисковой деятельности;

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, пособия для практической работы (известняк, гранит, лупа, пластинка для царапания, молоток, стакан с водой), физическая карта России, мультимедийное оборудование, компьютер.

    Мотивационная ситуация для обучающихся (чем заинтересуете)

Вопрос.

    Формы организации обучающихся на Практическом дне.

Работа в группах.

    Методические приемы организации учебной деятельности:

проблемно-диалогический метод (подводящий диалог) , анализ, наблюдение, использование лабораторного оборудования, составление презентации, сотрудничество, метод самостоятельной работы, рефлексия.

    Учебная деятельность

Этап занятия

Задания

Оборудование

(средства)

1.Мотивация

Постановка проблемы и задач практического занятия

Цель:

Настроить детей на восприятие новой темы, показать значимость их самостоятельных рассуждений и выводов.

Формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности

Настроились на работу!

Сегодня мы продолжаем наше историческое путешествие по России, как и всегда, продолжим исследование мира. Вы попробуете сами найти ответы на многие вопросы.

На прошлых уроках мы выяснили, что царь Петр I большое внимание уделял развитию российской науки.

А кто является основоположником российской науки?

Можете назвать имя этого учёного?

А что вы знаете вообще о работе учёных? Чем они занимаются?

Хотели бы попробовать себя в роли учёного, познающего природу?

Сформулируйте, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Сформулируйте задачи урока?

- узнать о труде учёного, познающего природу, и уяснить его основной смысл ;

- выяснить, кто является основоположником российской науки;

.

2.Планирование решения учебной задачи.

Цель:

Учить детей составлять план работы и методично следовать этому плану для того, чтобы получить желаемый - результат.

Чтобы вы смогли представить труд учёного, познающего природу, предлагаю вам практическую работу.

Откройте учебник, стр. 103. Ознакомьтесь с работой.

Какова цель практической работы?

Каким образом это будем делать? (по инструкции ).

Что вы будете делать в ходе практической работы? (провести опыты, наблюдения, результаты наблюдений записать в таблицу, сделать выводы )

Окружающий мир.4 кл. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

3.Практическая работа (по группам)

Цель: Формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников;

создание для детей «ситуации успеха».

Все, что вам необходимо – на столе! Работаем в группах, соблюдая правила совместной работы.

Можно приступить к работе.

Пособия для практической работы (известняк, гранит, лупа, пластинка для царапания, молоток, стакан с водой

Толковый словарь Ожегова, учебник окружающего мира, энциклопедии

4.Обобщение полученных знаний.

Объединение разрозненных знаний, понятий и предположений Применение знаний и умений в новой ситуации.

Проверим, что у нас получилось?

Фиксирование выводов на доску происходит постепенно в ходе формулирования группами результатов работы.

Что мы сейчас сделали? (провели исследование).

Скажите, с какой целью мы провели исследование? (Понять труд учёных, изучающих природу)

Как вы это делали?(поставили цель, выбрали объекты исследования, провели опыты, записали их результаты, сделали выводы).

Какие вопросы возникли у вас в ходе работы?

Работа с картой.

Можете найти на карте месторождения гранита и известняка.

Сравните ваш труд и труд учёного.

Ваша работа напомнила труд учёного? А чем отличается?

(Разница в том, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное)

Как вы думаете, кто работает после учёного?

После ученых, совершивших открытие, работают практики, которые думают, как это можно применить на практике, на пользу человека.

Какой вывод сделали о применении гранита и известняка?

Нередко ученый и практик бывают в одном лице. Таким был основоположник русской науки, великий русский учёный.

Вам предлагаю самостоятельно выяснить, кто является основоположником российской науки;

выявить, какой вклад в науку внёс этот великий учёный ;

И создать презентацию из 3-5 слайдов (по группам):

об учёном, граните, известняке.

Где можно найти информацию?

Слайд 4.

Таблица на доске

5.Презентация работ.

Проверка: выслушиваются сообщения детей.

Что вас поразило в биографии и личности ученого?

М.В. Ломоносов был первым основателем музея Минералогии и Московского университета. Ломоносов первый обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых.

Все жители России помогали собирать каменья.

А как вы поняли, что такое полезные ископаемые?

Найдите на карте, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые?

Листы

Рефлексия

Обобщение знаний, подготовка к восприятию новой темы.

Какова тема урока?

Какие задачи решали?

Получили ли вы ответ на свои вопросы?

- Какие вопросы появились в ходе работы?

- Как вы поняли, что такое полезное ископаемые?

Что называют полезным ископаемым?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Для чего их люди добывают?

Это тема для следующего разговора.

- Какую самооценку своему труду дадите?

Попрошу заполнить рефлексивные листы об уроке.

Порадовало:

Заинтересовало:

Огорчило:

Хочу сказать спасибо:

Кому:

За что:

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

5. Вопросы к детям

Стимулирующие (активизирующий)..

Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Рефлексивные (или ситуация)

Какую практическую задачу ставили сегодня на занятии?

Выполнили поставленную задачу?

Где у вас возникло затруднение? Почему?

Что не получилось? Почему?

Что вы поняли для себя?

Где пригодятся нам эти знания?

6.Итог Практического дня (как оценивается результат)

Какую самооценку своему труду на занятии вы себе дадите?

В словаре Ожегова

ГРАНИ́Т т вёрдая горная зернистая , состоящая в основном из кварца , полевого шпата ислюды .

Грызть гранит науки (разг. шутл.) упорно овладевать знаниями

Известняк - осадочная горная порода, состоящая преимущественно из известкового шпата

Гранит и базальт.

В самых глубинах Земли очень высокая температура (около 5000 градусов) и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в огненную жидкость – магму. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. На поверхности магма застывает, затвердевает, превращаясь в гранит и базальт.

«Гранит»

Я - очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого . Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.

Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.



Известняк .

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря. Из них со временем образуется известняк. В кусочке известняка можно разглядеть древние ракушки. Мел, которым вы пишете, - это и есть известняк.

«Известняк»

Я - твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень . Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.