Уилбер краткая история всего. Кен уилбер - краткая история всего

Краткая история всего. Кен Уилбер. Эту книгу Уилбер написал через три месяца после получения степени дипломированного специалиста в биохимии, и в ней он показал, что человеческое развитие совершается в соответствии с определенными стадиями, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. Только успешно проходя через каждую стадию эволюции, считает Уилбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состояний, которые превышают личность человека и включают ее в себя. В действительности, Уилбер обвенчал Фрейда и Будду, которых до этого разделяли на первый взгляд непреодолимые противоречия. И это была только первая из его многочисленных оригинальных идей. Название этой книги обманчиво кажется слишком размытым. "Краткая история всего" дает читателю именно то, что обещает. Она раскрывает длительный период истории, от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. По ходу повествования она стремится

Читать книгу Краткая история всего онлайн

Предисловие

ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД, в 1989-м, я отправлялся в свое собственное паломничество на поиски мудрости по всей стране. Во время моих путешествий я брал интервью и работал более чем с двумястами психологами, философами, терапевтами, учеными и мистиками, которые утверждали, что у них есть ответы, которые я искал. К тому времени, когда я написал книгу «То, что действительно важно: Поиски мудрости в Америке», мне было совершенно ясно, что Кен Уилбер был одним из лучших. Я верю, что он, бесспорно, самый убедительный и проникновенный голос не так давно появившейся уникальной американской традиции мудрости.

Прошло уже почти двадцать лет, с тех пор как Кен Уилбер издал книгу «Спектр сознания». Он написал ее, когда ему было двадцать три года, и она внезапно сделала его, возможно, самым всесторонним философским мыслителем нашего времени. Эту книгу Уилбер написал через три месяца после получения степени дипломированного специалиста в биохимии, и в ней он показал, что человеческое развитие совершается в соответствии с определенными стадиями, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. Только успешно проходя через каждую стадию эволюции, считает Уилбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состояний, которые превышают личность человека и включают ее в себя. В действительности, Уилбер обвенчал Фрейда и Будду, которых до этого разделяли на первый взгляд непреодолимые противоречия. И это была только первая из его многочисленных оригинальных идей.

Название этой книги обманчиво кажется слишком размытым. «Краткая история всего» дает читателю именно то, что обещает. Она раскрывает длительный период истории, от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. По ходу повествования она стремится понять часто кажущиеся противоречивыми различные пути развития человеческих существ: эмоциональный, сознательный, нравственный, духовный. И при всей ее широте, книга необыкновенно кратка и компактна.

Действительно, «Краткую историю всего» отличает и от «Спектра», и от одиннадцати последующих книг Уилбера то, что она не только развивает идеи, уже присутствовавшие в более ранних работах, но представляет их в простой, доступной, диалоговой форме. Большинство книг Уилбера требуют, по крайней мере, поверхностного знания основных восточных умозрительных традиций и западной психологии развития. «Краткая история всего» обращается к более широкой аудитории, а именно тем из нас, кто пытается найти мудрость в своей повседневной жизни, но в изумлении останавливается перед множеством потенциальных путей к истине, которые, кажется, так часто противоречат друг другу. Для тех читателей, которые захотят узнать больше после прочтения этой книги, я рекомендую недавнюю работу Уилбера «Пол, экология, духовность, в которой многие из представленных здесь идей разбираются в деталях.

Никто из тех людей, которых я встретил на своем пути, не описал путь эволюции человеческого сознания более систематично и всесторонне, чем Уилбер. Во время моего путешествия я сталкивался с многочисленными людьми, которые очень сильно возвеличивали ту специфическую версию истины, которой они придерживались. Почти всегда я обнаруживал, что они приходили к таким заключениям, выбрав одну из сторон, поддерживая один набор ценностей, и в то же время, исключая все другие.

Уилбер придерживается более широкого и всестороннего подхода, как вы скоро обнаружите сами. На страницах данной книги он последовательно излагает точку зрения, которая принимает и включает истины многочисленных и несоизмеримых областей: физики и биологии; социальных наук и наук о системах; искусства и эстетики; психологии развития и умозрительной мистики, а также положения противоречащих друг другу философских школ, от неоплатонизма до модернизма, от идеализма до постмодернизма.

Уилбер признает, что конкретные условия истинности могут быть достоверными, не будучи полными, то есть это истина, но только в определенном пространстве, и каждая отдельная истина должна рассматриваться как часть других одинаково важных истин. Возможно, самый мощный новый инструмент, который он пускает в ход в «Краткой истории всего», - это представление о четырех «секторах» развития. Изучая сотни карт развития сознания и человека, которые были созданы различными мыслителями в различные эпохи - карты биологического, психологического, познавательного и духовного развития (это лишь немногие) - Уилбер осознал, что они часто описывали совсем разные «истины». Внешними формами развития он называет те, которые могут быть изучены объективным и опытным путем. Но Уилбер ясно дает понять, что формы истины, связанные с внешним измерением, справедливы только в определенном пространстве. Любое всестороннее развитие включает в себя также внутренние субъективные измерения, требующие интерпретации, зависимые от сознания и самоанализа. Кроме того, Уилбер понимал, что внутреннее и внешнее развитие идет не только на индивидуальном уровне, но и на социальном или культурном уровнях. Следовательно, мы имеем дело с четырьмя секторами.

Ни одна из этих форм истинности, иллюстрируемых в ряде ярких примеров, не может быть сведена к другой. Бихевиорист (в качестве примера) не может понять внутренний опыт человека, так как наблюдает лишь за его внешним поведением или за сопровождающими его физиологическими процессами. Истина действительно освободит вас, но только если вы признаете, что существует более чем один вид истины.

«Краткая история всего» иллюстрирует развитие на нескольких уровнях. Это самая богатая карта мира, в котором мы живем, в ней обозначены места мужчины и женщины на разных этапах исторического развития. Уилбер, используя диалектические методы, объясняет, что каждая стадия развития преодолевает ограничения предшествующей стадии, и одновременно вносит нечто новое. Эта точка зрения отражает постоянно продолжающуюся борьбу, являющуюся элементом любого подлинного поиска более сознательной и полной жизни. «Никакая эпоха не может считаться более привилегированной, - пишет Уилбер. - Мы все - пища завтрашнего дня. Процесс продолжается, и сам Дух находится в процессе развития, а не в какой-то определенной эпохе, времени или месте».

На другом уровне Уилбер в «Краткой истории всего» выступает как демистификатор, проницательный критик учителей, методов, идей и систем, которые обещают показать дорогу к истине, но обычно являются неполными, вводящими в заблуждение, дезинформирующими или искажающими правду. Слишком часто нас запутывают. Напуганные возможностью любых изменений и крайне склонные к самообману, мы слишком поспешны, чтобы обращать внимание на простые ответы и быстрые решения, что в итоге только сужает нашу перспективу и прерывает развитие.

Уилбер - редкий голос. Он делает свое дело с искренним сердцем и преданностью правде. Он увеличивает масштаб, чтобы увидеть самую большую картину, но при этом он отказывается считать все ее элементы равными. Он делает качественные различия. Он оценивает глубину. Он не боится приобрести врагов, хотя многие упоминают о нем с почтением. Результатом является тот очень оригинальный свет, который «Краткая история всего» проливает не только на космическое измерение нашей жизни, но и на множество запутанных и тревожных проблем нашего времени. Изменение ролей мужчин и женщин; продолжающееся разрушение окружающей среды; разнообразие и мультикультурализм; подавление воспоминаний и детское сексуальное насилие; роль Интернета в информационную эпоху и многое, многое другое.

Я не могу представить себе лучший способ понимания идей Кена Уилбера, чем эта книга. Она содержит рассуждения о развитии, сознании и нашей способности преобразовать себя и перейти на полностью новый уровень. Говоря более практично, она спасет вас от многих оплошностей и ложных путей к мудрости, которые вы можете выбрать.

Тони Шварц

Моему читателю

В КНИГЕ ДУГЛАСА АДАМСА «АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ» описывается мощный суперкомпьютер, разработанный для того, чтобы дать окончательный, абсолютный ответ, который полностью объяснил бы «Бога, жизнь, вселенную и все остальное». Но этому компьютеру потребуется семь с половиной миллионов лет, чтобы сделать это, и к тому времени, когда компьютер, наконец, получил ответ, все уже забыли про вопрос. Никто не помнил главный вопрос, но главный ответ, который предложил компьютер, был таков: 42.

Это удивительно! Наконец-то получен окончательный ответ. Столь замечательный ответ, что пришлось проводить соревнование, чтобы определить, можно ли придумать к нему вопрос. Было предложено много глубоких вопросов, но окончательным победителем был признан вопрос, главный ответ на который звучит «42»: «Сколькими дорогами должен спускаться человек?»

Вектор / 6.02.2019 Ты что странный? Он даже не знает, что есть такая библиотека.

/ 6.02.2019 Я вновь и вновь прошу Кена Уилбера ответить мне, признаёт ли он, что после указанного им холона - "племя", созданы ещё два холона: государство и соединения государств. Это и есть сегодняшний день холонообразования. И, если нарисовать всю цепь, то мы обнаруживаем чрезвычайно важную вещь: холнообразование - это самая фундаментальная закономерность строительства Мироздания, которую можно сформулировать так: холоны каждого нового уровня структурной организации вещества создаются из холонов предыдущего уровня и предыдущих уровней. Поэтому общее количество холонов, представляющих собой уровни, неуклонно, закономерно уменьшалось и эта закономерность нацелена на создание следующего холона - единого человечества на Земле. И мы научно можем предсказать его основные характеристики и основные условия его создания.
Уважаемый Кен Уилбер, отзовитесь!

Вадим / 16.01.2019 Лимбическая система у переводчика легко превращается в лимфатическую.. и именно ее (лимфатическую) мы наследуем от рептилий:))) а энграмма и эннеаграмма становятся видимо взаимозаменяимыми терминами. Круто;))

Сергей / 1.01.2018 Прошу довести до сведения Хаима Брейтермана, что он описывает лишь вариант развития - "единая научно-управляемая система мирового сообщества". С точки зрения других практик и подходов это просто техногенная ветка, которая не единственная. Как говорит мой приятель - просматриваются как минимум два варианта - описываемый техногенный (деструктивный путь - провод в мозг и прочая кибернетика, пирамидальная форма взаимодействия в социуме, куда идет основная часть цивилизации) и переход на новый уровень чувствования и осознанности (конструктивный - биологическая реорганизация организма, переход на форму сотрудничества равных, выход из деструктивных форм творения). Главная сила не информация (она глубоко вторична, ибо уже продукт творения, продукт двойственности). Главная сила - внимание. Все практики учений недвойственности сводятся к управлению им на самом тонком уровне. С позиции высших аспектов осознанности будущее, настоящее и прошлое существуют одновременно. Хотите холоны - будут холоны. Верите в Большой взрыв - значит он был. По мне Уилбер слишком много занимается умствованием, интеллектуальными конструктами, действуя по шаблону западного мышления - "мыслю, значит существую". С позиции Востока это не верно, так как мышление уже продукт разделения, форма. Минделл интересней, хотя также относится к трансперсональной психологии. А ваш Бог всегда будет на вашей совести.

Хаим Брейтерман / 26.01.2016 Прошу довести до сведения Кена Уилбера, что при чётком определении сегодняшнего холона (соединения государств) вырисовывается ВСЯ существующая цепь холонов, и легко обнаруживаются единые закономерности холонообразования, которые говорят о ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ развития Вселенной -ближайшая цель - единая научно-управляемая система мирового сообщества. Анализ этих закономерностей говорит, что в их основе лежит изначальная ИНФОРМАЦИЯ, как главная СИЛА природы, и, стало быть, реально существует абсолютный, бесконечный ИСТОЧНИК информации и законов природы - бесконечный БОГ.

Гость / 25.01.2016 Авторам "КУБ"а. Можете ли вы связаться с Кеном Уимлбером и задать ему простой вопрос: что представляет собой сегодняшний день холархии, то есть какой сегодня холон? В вашем представлении (наверху(сказано, что К.Уиблер нарисовал картину ВСЕЙ истории от Б.взрыва до "постомодернистского настоящего". Каково это настоящее, конкретно, каков нынче Холон? Все мои попытки задать этот вопрос лично Уилберу не удаются. Неужели и вам доступ к нему закрыт?

Хаим Брейтерман / 5.01.2016 Жаль, что Кен Уилбер не читает эти комментарии и напрямую с ним невозможно связаться. Очень хотелось бы узнать его мнение о всей цепочке холонов от "элементарных" частиц до систем человеческого социума на Земле, которая нарисована мною в моём первом комментарии - см.выше. Этой цепочки в приведенном мною виде у Кена Уилбера НЕТ. Но только так можно обнаружить единые закономерности развития Вселенной, которым подчиняются и космос, и развитие человеческого общества и развитие сознания. Только так можно ответить на сакраментальный вопрос: куда идёт человечество, каков следующий после "соединений государств" холон, то есть каким будет "завтрашний день" человечества? Удивительно, что такой учёный, как Кен Уилбер, не сделал такую простую вещь - не нарисовал всю цепь существующих холонов.

Хаим Брейтерман / 19.11.2015 В книге Кена Уилбера "Краткая история всего" нет главного из этого "всего" - единых закономерностей, которым подчинено развитие всей Вселенной - и космоса, и человеческого общества, и сознания. Поэтому нет ничего о ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ развития Вселенной. Нет этого потому что К.Уилбер не нарисовал ВСЮ схему пройденного Вселенной пути, ВСЮ схему "холонов", которая такова: ?...- "элементарные" частицы-нуклоны-ядра-атомы-молекулы-химические соединения-клетки-организмы на Земле-семьи-человеческие роды-племена-государства-соединениягосударств-?

Ульяна. / 8.11.2015 Бред полный. К философии не имеет никакого отношения. Около- (псевдо?) религиозная муть. Уилбер просто собрал все прочитанные им (вероятно, не очень тщательно) материалы по религии, психологии и философии и склеил ЭТО. Ничего оригинального. Ничего своего.

Евгений / 27.02.2015 Гениальная книга! К слову, теперь можно приобрести 2-е русское издание «Краткой истории всего» - в новом переводе, со специальным введением, написанным Уилбером для русского издания. Книга доступна как в электронной версии, так и в печатной. Ищите в интернетах.

Другой гость / 8.10.2014 Мнение одного человека, подкрепленное тысячей научных источников, тремя десятилетьями обсуждений и десятками же тысяч экспериментов в разных сферах.

Гость / 22.02.2013 Благодаря, стоит помнить, что это МНЕНИЕ ОДНОГО человека. И чтобы иметь свое МНЕНИЕ относительно содержания конкретно данной книги, надо Знать (т.е. соприкоснуться и в теории + обязательно на практике) то, о чем он пишет. Кто углублялся в различные, существующие хотя бы сегодня, учения? И, во все ли? И информации размышления для, если человек невежда в такой полигранной и неосязамой области Жизни (!) как психика, то возникает справедливый вопрос - А ТАК ли он сведущ во всех остальных сферах?..

Анна / 20.05.2012 Спасибо!

Pazzo / 28.03.2012 Спасибо огромное!

олег / 10.10.2010 Эта книга и все что пишет Кен - гениально.

Данила / 11.08.2010 Большое спасибо за эту книгу!

Stal / 12.09.2008 огромное спасибо, есть повод купить книжку!

Валентина Копп / 21.01.2007 Величайшая благодарность всем, кто осуществил перевод, публикацию и возможность скачать!
Необходимость в таком труде назрела давно и многими ожидалась. Только не верилось, что это может осуществить один человек, а коллектив - тем более. Можно было надеяться только на чудо.И оно оказалось осуществимым. Начало положено! Авгиевы конюшни вычищены. И для преданных истине подготовлено вдохновляющее поле работы.

Кен Уилбер

Краткая история всего

Москва 2015

Предисловие ко второму русскому изданию

Предисловие Тони Шварца

Предисловие ко второму английскому изданию

Обращение к читателю

Введение

Масштабы данной дискуссии

Часть 1. Дух-в-действии

1. Соединяющий узор

Двадцать принципов: связующие узоры

Деятельность и сообщность

Трансценденция и растворение

Четыре влечения всех холонов

Творческое возникновение

Холархия

Путь всеохватности

2. Тайный импульс

Более высокое и более низкое

Глубина и охват

Космическое сознание

Спектр сознания

3. Слишком человеческое

Кормодобывающее общество

Садоводческое общество

Аграрное общество

Индустриальное общество

4. Великая постсовременная революция

Водораздельный хребет постмодерна

Два пути в постсовременности

На рубеже завтрашнего дня

Трансценденция и подавление

5. Четыре угла Космоса

Четыре квадранта

Интенциональное19 и поведенческое

Культурное и социальное

Очертания грядущего

6. Две руки Бога

Разум и мозг

Левосторонний и правосторонний пути

Монологический взор: ключ к правосторонним путям

Интерпретация: ключ к левосторонним путям

Что же значит этот сон?

Социальная наука и культурное понимание

Герменевтика

Всякая интерпретация зависит от контекста

Интерпретация без человека

Духовная интерпретация

7. В созвучии с Космосом

Пропозиционная истина (истинность суждений)

Правдивость

Справедливость

Функциональное соответствие

Заключение: четыре лика Духа

8. Благо, Истина и Красота

Большая тройка

Хорошие новости: дифференциация Большой тройки

Плохие новости: диссоциация Большой тройки

Задача постмодерна: интеграция Большой тройки

Большая тройка духовности

Часть 2. Дальнейшие рубежи Духа-в-действии

9. Эволюция сознания

Высшие стадии развития

Лестница, взбирающийся, вид

Базовые уровни: лестница

Самость: взбирающийся

Возникают новые миры: смена вида

Патология

Состояния и стадии

Религия флатландии

Фрейд и Будда

10. На пути к глобальному: часть 1

Первичная матрица

Травма рождения

Ложная самость

Веха 1: вылупливание физической самости

Веха 2: рождение эмоциональной самости

Веха 3: рождение концептуальной самости

Каждый невроз - это экологический кризис

Ранние мировоззрения: архаическое, магическое, мифическое

Веха 4: рождение самости роли

Смены парадигм

НЛО и насилие в «сатанинских культах»

11. На пути к глобальному: часть 2

Эволюция против эгоцентризма

Веха 4 (продолжение): социальные сценарии жизни

Веха 5: мироцентрическое, или зрелое, эго

Многообразие и мультикультурализм

Веха 6: интеграция тела-разума кентавра

Аперспективное безумие

На пороге надличностного

12. Пространства сверхсознания: часть 1

Где кончается ум

Надличностные стадии

Веха 7: психическое

Глубинная экология и экофеминизм

Эннеаграмма и базовый костяк

Веха 8: тонкое

Юнг и архетипы

13. Пространства сверхсознания: часть 2

Веха 9: причинное

Недвойственное

Непосредственность чистого присутствия

Просветление

Часть 3. За пределы флатландии

14. Восхождение и нисхождение

Краткий обзор

Великая холархия

Посюстороннее и потустороннее

Мудрость и сострадание

Бог и Богиня

Два разных Бога

Нисшедшая матрица

15. Схлопывание Космоса

Блага современности

Катастрофа современности

Инструментальная рациональность: мир «они»-явлений

Фундаментальная парадигма Просвещения

Ни Духа, ни разума - только природа

16. Эго и Эко

Эго против Эко

Близнецы-флатландцы

Истины сторонников Эго

Проблема лагеря Эго

Эго и вытеснение

Восстановление очарованности миром

Назад к природе

Эко и регрессия

Потерянный Рай

Машина времени - «назад в прошлое»

Великая битва современности: Фихте против Спинозы

17. Доминирование нисхождения

Эволюция: развёртывание Великой холархии во времени

Эволюция: Дух-в-действии

Проблески недвойственного

Всегда уже

Увядание видения

Доминирование сторонников нисхождения

Интернет

Религия Геи

18. Интегральное видение

Надпись на стене

«Я» сверхчеловека

«Я» Великой паутины Геи

За пределы постсовременного разума

Всемирная трансформация и культурный разрыв

Этика окружающей среды: холоническая экология

Базовая моральная интуиция

Интегральное видение

Приложения

Приложение А.

Двадцать принципов

Приложение Б.

Интеллектуалы и прочие кошмары нью-эйджа

Ужас пятна Роршаха

Хороший полицейский, плохой полицейский

Частное/публичное

Ходячий мертвец

Гимн духовной практики

Сияние джняна-йоги

Приложение В.

Правильные баксы

Предисловие

ко второму русскому изданию

Мне радостно видеть, что «Краткая история всего» переводится на русский язык. «Краткая история» всё ещё является одной из моих самых популярных и широко читаемых книг, и моя радость связана с тем, что она является ещё и одной из моих самых любимых работ. Изначально она была написана как более простая, лёгкая и доступная версия одного из основных моих трудов - «Секса, экологии, духовности», 850-страничного книжного монстра. Чтобы решиться на его прочтение, требуется недюжинная храбрость (ирония же состоит в том, что он тем не менее представляет собой одну из самых простых для чтения книг из написанных мною: материал излагается очень ясным языком, очень простым и прямолинейным, и, во всяком случае, как говорят мне люди, прочитавшие эту книгу, читать её - сущее удовольствие). И всё же это и вправду длинный текст. «Краткая история» была задумана, с тем чтобы исправить этот недостаток, и она в этом преуспела. Как я уже отметил, она стала одной из самых популярных книг, написанных мною, и предлагает то, что, по моему убеждению, всё ещё является чудесным, лаконичным и кратким обобщением теории, которую она призвана была представить читателю, а именно - интегральной теории.

У интегральной теории было много предшественников в истории прошлого - как Запада, так и Востока, - от Плотина до Шанкары, от Маймонида до Лонгченпы, от Шеллинга до Падмасамбхавы, от Пирса до Уайтхеда, если в случайном порядке упомянуть лишь несколько имён. Будучи современной и постсовременной теорией, она обычно связывается с моим именем, невзирая на то что имеет место уверенно растущее количество людей, которых укусил интегральный жук и которые сами пишут книги на различные интегральные темы - от интегральной медицины до интегральной экологии, интегральной экономики, интегрального ухода за больными, интегральной архитектуры, интегральной психотерапии, интегрального бизнеса и интегрального лидерства. Всё больше и больше людей по всему миру находят в интегральной теории ответ на изломанную, раздробленную, неполную, изолированную, расколотую и измученную постмодернистскую теорию со всеми её бесчисленными осколками. Вместо этого в интегральной теории они находят подлинный холизм, целостность, неразделённость, цельное единство-в-многообразии, которое объединяет всё сущее в соединяющий и объемлющий узор и показывает нам мир, который сохраняет цельность, а не распадается на части. И, таким образом, интегральная теория служит совершенным противоядием от расколотого, разломанного и измученного мира, в котором мы находим себя сегодня.

В США издание, известное как «Журнал интегральной теории и практики» - основной рецензируемый академический журнал в данной сфере, - опубликовало статьи по более чем 50 разнообразным отраслям человеческой деятельности (от медицины и искусства до бизнеса, истории, архитектуры, экономики, лидерства, психиатрии и др.), переистолковывая каждую из них при помощи интегральной системы координат. В каждом случае это не только принесло плоды, но и позволило прийти к подлинно всевключающей, всеобъемлющей, целостной, или интегральной, версии каждой из данных дисциплин (например, к интегральной медицине, интегральному искусству, интегральному бизнесу и т. д.). Так что мы знаем, что интегральный подход работает, и работает очень хорошо.