Упражнения для коррекции навыка чтения. Методы коррекции навыков чтения у младших школьников

Статья по коррекционной педагогике. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г. Валуйки.

Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент обучающихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.

Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Учитель начальных классов должен осознавать особенности детей с ОВЗ, их трудности в обучении и оказы¬вать им квалифицированную помощь и поддержку на том этапе обучения чтению, где возникает проб¬лема. Помочь учителю разобраться в причинах нарушений чтения и познакомить со специальными приемами коррекционной работы - основная цель данной статьи.

Обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида осуществляется по адаптированной программе, разработанной на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.

Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.); З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:
1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв.
2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.
З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру: а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);
в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием);
г) перестановка звуков (лопата - лотапа);
д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана).
4) Нарушения понимания прочитанного.
5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразительности чтения. Педагогу необходимо обследовать обучающихся, проанализировать и определить вид нарушения чтения, его проявление у каждого и составить перспективный план коррекционной работы по устранению.

Коррекция нарушений правильности чтения.
Правильное чтение - это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения - выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.

На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида. Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:

1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.

Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.

2.Чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

3. Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске.

4. Хоровое чтение трудной части рассказа.

5.Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

6.Чтение по догадке.

7. Тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

В целях предупреждения ошибок проводится предварительная словарная работа, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок.
Коррекционная работа в отношении способа чтения.
Основными нарушениями способа чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы являются трудности слияния букв в слоги и слогов в слова. Для многих детей характерно длительное «застревание» на неэффективных способах чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения.
Развитие звуко - слогового синтеза в устной речи- одно из направлений коррекционной работы в отношении способа чтения:
а) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га

В) игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
г) игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
д) ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
е) игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
ж) игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К
Какое слово получиться, если вставить букву?

Отработка навыка чтения всех типов слогов. В 1 и 2 классах в начале каждого урока необходимо проводить работу по слоговой таблице, которая дана в учебнике «Букварь» (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) под редакцией В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной.

Навык зрительного слогоделения отрабатывается на материале двусложных слов в такой последовательности: а) двусложные слова без стечения согласных сначала с ударением на последнем, а потом на первом слоге (луна, кусок, мука, рука, туман, рыжик, шарик); б) двусложные слова со слогом- гласной и стечением согласных в начале слова (утро, астра, шторы, окно, ждали, шпалы, слоны); в) многобуквенные двусложные слова (пропуск, пролил, дружил, пальто, зорька). Далее также отрабатывается чтение трёхсложных, многосложных слов.

Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя). На каждом уроке используются виды громкого чтения:
1) Чтение за диктором.
2) Чтение в парах, групповое чтение.
3) Чтение с отрывом взгляда от текста.
4) Чтение с убыстрением темпа.
5) Чтение с переходом на незнакомый текст.
б) Жужжащее чтение.
7) Чтение в темпе скороговорки.
8) Зрительные диктанты.

Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. При обучении чтению про себя можно использовать следующие приемы:
1) чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);
2) учащиеся читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;
3) после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.

Чтение про себя развивается постепенно, начиная с 3 класса коррекционной школы, и только к концу 4 класса хорошо и качественно сформировано. Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.

Коррекция нарушений понимания прочитанного.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?

Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел - понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.

Коррекция беглости чтения.
Беглость чтения- это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,

Ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

Коррекция навыков выразительного чтения.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Коррекция нарушений чтения на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: речевая гимнастика и пятиминутка чтения.

Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач:
совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится.

Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).

Речевая гимнастика включает:
упражнения для дыхания;
упражнения по модуляция силы голоса;
упражнения по отработке интонации, темпа речи;
упражнения по совершенствованию выразительности речи;
упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Пятиминутка чтения - этап урока, который позволяет совершенствовать
технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:
чтение слоговых таблиц различных модификаций;
чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения можно проводить на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.

Рассмотренные разнообразные приёмы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы. Систематическая коррекционная работа, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников с ОВЗ появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.

Приложение. Материал для речевой гимнастики.

Учимся говорить ясно, отчетливо.
Здесь можно активно использовать чистоговорки и стихотворные тексты.
Например:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы-шонку шеп-чет мышь:
- Ты все шур-шишь, не спишь!
Мы-шо-нок шеп-чет мыши:
-Шур-шать я бу-ду ти-ше.

Смот- ри, на вет-ках яб-ло-ки!
Ско-рей их со-бе-ри!
Но вот вспорх-ну-ли яб-ло-ки.
Ведь э-то сне-ги-ри!

Арь-арь-арь - висит в комнате фонарь.
Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Ду –до- да- гудят провода.
Ужу-жу - жу - молоко дадим ежу.
Ча-ча-ча –горит в комнате свеча.
Чу-чу- чу- молоточком я стучу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ор-ор-ор - созрел красный помидор.
Ир-ир-ир - мой папа командир.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Су-су-су - было холодно в лесу.

Учимся говорить быстро, медленно.
Этот вид работы включают использование скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Сеня вез воз сена.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Можно использовать стихотворения.
Например:
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится.
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница?

Учимся говорить громко, тихо.
Научить ребенка говорить громко или тихо помогут упражнения, направленные на развитие умения регулировать силу голоса в зависимости от ситуации. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, например стихотворение Е. Трутневой «Эхо» и др.
«Эхо» (Г.Виеру)
-Мама! – слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?

«Эхо» (Ф.Бобылев)
Эхо ищем всем отрядом:
-Эхо,где ты?
- Рядом! Рядом!
Эхо! Эхо1
Вот потеха!
Значит тропкою лесной
Ходит –бродит с вами эхо
Невидимкой день – деньской.
Упражнения по отработке интонации.
Детям предлагается игра «Колобок». Задание: скажите голосом медведя (затем -лисы, зайца, волка) фразу «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Фразу «Вот и осень пришла…» прочтите с различной интонацией:
- удивлённо, - важно,
- обиженно,
- радостно,
- печально.

Формы и средства контроля. Особенности организации контроля по чтению в начальных классах.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на¬изусть или с листа. Осуществляется на матери¬але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально 3 раза в течение учебного года: в начале учебного года (стартовый контроль), за 1 полугодие, за 2 полугодие. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Бланк представлен в виде таблицы.
Бланк проверки техники чтения обучающихся _____ класса __ полугодие _-_ учебный год.
Учитель________________

Ф.И. обучающихся
Показатели
Способ чтения
Слоговое чтение
Слоговое чтение и целыми словами
целыми словами

Правильность чтения
3 и более ошибок
1 -2 ошибки
Без ошибок

Выразительность чтения
Выразительно
Монотонно

Осознанность
Чтение осознанное
Чтение неосознанное

Количество слов
Оценка

Примерные тексты для проверки техники чтения для 4 класса
По ягоды
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.(40 слов) (Я. Тайц)

Вопросы:
1. Куда отправились бабушка с Надей?
2. Какую ягоду пошли они собирать в лес?
3. Почему Наде стало стыдно?

Белкина сушильня (В. Бианки)
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы - маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. (37 слов)

Вопросы:
- О ком рассказывается в тексте?
-Что сложено у белки в кладовой?
- Какие грибы собрала белка?

Урок чтения и развития речи в 3 классе.
Тема: «Объяснительное чтение рассказа
И. Соколова - Микитова «Улетают журавли»

Цели: - совершенствовать навык правильного и осознанного чтения целыми словами; расширить знания учащихся о перелётных птицах; - развивать речевые умения, творческие способности, внимание, умение анализировать произведение;
- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: иллюстрации, словарные слова, тексты для пятиминутки чтения, название раздела «Осенняя пора», скороговорка, игра «Составь слова», буквы на магнитах.
Ход урока.
1. Организация класса.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надёжных связку. В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

2. Пятиминутка чтения. - Назовите тему раздела. («Осенняя пора»)
- Подул осенний ветер и к нам залетели в открытое окно разноцветные осенние листочки. Их нам прислала осень. Осень хочет, чтобы вы о ней многое узнали и прочитали её рассказы (чтение разных текстов об осени, напечатанных на осенних листья, вырезанных из цветной бумаги.)
- О чём вам рассказала осень? (ответы учащихся) - Назовите осенние приметы.

3. Речевая разминка.
Проведём речевую разминку.

1) Прочтите (хором): Вот и осень пришла
Прочтите эту фразу с разной интонацией:
- удивлённо, - важно,
- обиженно,
- радостно,
- печально.

2) Игра « Составь слова». Гриб-очек, -ок, -ник.
-Относятся ли составленные слова к осени? Почему?

3) Работа со скороговоркой. Осенняя скороговорка:
Осинку окрасила осень,
Осинка мне нравится очень.

4. Проверка домашнего задания. Конкурс « Лучший чтец Осени». Выразительное чтение наизусть стихотворений об осени (по выбору учащихся) под музыку Чайковского из цикла «Времена года». Выставка рисунков к стихотворениям.

5. Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Осенняя пора».
- Какие птицы из наших краёв улетают осенью?
- Назовите перелётных птиц. - Куда улетают перелётные птицы?
- Отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль, показ иллюстрации)
- Что вы знаете об этой птице? (Учитель обобщает и дополняет сведения учащихся.)
- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- А кто из вас видел, как летят в небе журавли?

2) Словарная работа. Объяснение значения слова «косяки».

3) Сообщение темы урока. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня читать? - Познакомимся с рассказом И. Соколова - Микитова «Улетают журавли».
4) Чтение текста учителем.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Почему журавли улетают в тёплые страны?

5) Словарная работа.
Объяснение значения слов: «кулики», «макушки елей»(слова даны на таблицах).

6) Отработка навыков чтения. Прочтите слова, записанные на таблице, сначала по слогам, затем целыми словами: по-кру- жи-лись - покружились,
под-ни-ма-ют-ся - поднимаются,
про-сы-па-ют-ся - просыпаются,
ос-та-но-ви-лись - остановились.

7) Самостоятельное чтение . Учащиеся читают рассказ («жужжащее чтение»).
Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

5. Динамическая пауза.

6.Продолжение изучения нового материала.

1) Объяснительное чтение. Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке с объяснением смысла прочитанного отрывка.

2) Анализ произведения.
- Как готовились к отлёту журавли? Прочтите.
- Как говорится в рассказе о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно? Прочтите.
- Где журавли остановились на отдых?
- Прочтите описание осеннего леса до восхода солнца.
- Прочтите описание осеннего леса после восхода солнца.
- В каком лесу вы хотели бы побывать? Почему?
- Прочитайте последние строки рассказа. Какие чувства они у вас вызывают?
- Каким голосом их нужно читать - радостным или грустным?

3) Игра «Перевёртыши».
Илваруж (журавли).
Икилук (кулики).
Отолоб (болото).
7. Задание на самоподготовку. Подготовить чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Улетают журавли» с. 46-48, ответить на вопросы.

8. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- О чём этот рассказ?
- Как вы думаете, труден ли путь журавлей? Почему?
- Как мы должны помогать птицам?
- Вернутся ли в родные края весной журавли?

Список использованной литературы

1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов.- изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред.К.С.Лебединской. - М, 1982.
2. Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь // Советская педагогика. - 1992. - № 12.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. -М., 1973.
4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М., 1986.
5. Гусева Г. М., Моргачёва Е. И. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителей.- М., 2001.
6. Давыдова Л. И. Развивающее обучение в традиционной системе.// Начальная школа.- 2008. №4- с.10-15
7. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. -М.,1991.
8. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. - 1984. №1- с.52-55
9. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. -М.,1987.
10. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. -М., 1985.
11. Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной
школы.-М., 1988.
12. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 1983.
13. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. -М., 1990.
14. Молодцова А. А. Истоки развивающего и воспитывающего обучения//
Начальная школа.-.2005. № 11- с.30-35
15. Обучение учащихся 1- 4 классов вспомогательной школы./Под ред. В. Г.
Петровой.- М.,1976
16. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и
их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. -М.; Л., 1973

Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности

Многолетняя практика работы на логопедическом пункте с младшими школьниками обычных классов и классов компенсирующего обучения, нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребенка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией и, определяя их патогенез в каждом отдельном случае, можно прогнозировать систему педагогического воздействия на ребенка. Основываясь на результатах проведенного обследования детей, определив причины и механизмы нарушения чтения, мы спланировали коррекционную работу, уделяя в одних случаясь больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других - коррекции зрительного восприятия, в-третьих - развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.

Устранения недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях проводили одновременно

Рассмотрим следующие периоды работы по коррекции чтения:

Работа над звуковой стороной речи.

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие темпо-ритмической стороны речи.

Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.

  • развивать звукобуквенный анализ;
  • обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • работать по развитию плоскостного синтеза букв.

На начальном этапе коррекционного обучения на каждом занятии необходимо включать упражнения по развитию фонематического восприятия, артикуляторной моторики, длительного выдоха, чувства ритма. С этой целью мы применяли следующие наборы упражнений.

Артикуляционная гимнастика для губ:

  • "Маятник" - губы вытянуть вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону (5-6 раз).
  • "Мельница" - губы вытянуть вперед и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую (3-4 раза).
  • "Птенец" - одними губами, вытянутыми вперед, произносить (просить) слово "пить" (8-10 раз) и др.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

  • "Обезьянки" - выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть на место. Затем постараться наоборот "задвинуть" назад (3-4 раза).
  • "Пила" - движения очень медленные, плавные нижней челюсти вправо, влево (3-4 раза).
  • "Ам" - очень медленно на звук "А" опускаем нижнюю челюсть и быстро захлопываем на звук "М" (3-4 раза) и др.

Артикуляционная гимнастика для языка:

  • "Укол" - кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (5-6 раз).
  • "Жало" - вытянуть заостренный язык вперед и быстро спрятать (3-4 раза).
  • "Цокот" - пощелкать языком, спрятав звук в резонатор, т.е. при закрытом рте, затем то же самое, только рот открыт (3-4 раза) и др.

Работа над развитием длительного выдоха сначала проходила без участия речи, затем с речевым материалом. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука педагога кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения педагога. Приведем некоторые упражнения для развития дыхания .

1. "Погреться на морозе". Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

2. "Вьюга". Перед детьми сюжетная картинка. По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: "У-у-у:". По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: "У-у-у:". По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение руки - дети гудят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса.

Аналогично проводятся упражнения "Самолет", но здесь обращается внимание детей на то, что самолет летит на одной высоте, поэтому звук тянется на одном тоне, меняется только сила звука (самолет далеко - тихо, пролетает над нами - громко, самолет улетает - голос затихает).

Также проводились упражнения: "Задуть свечу", "Эхо", "Добавление фразы" и др. Очень детям нравились упражнения соревновательного характера (например: "Кто дольше протянет?"). Однако сначала дети пытались обманывать педагога: незаметно делая дополнительный вдох. После длительных объяснений о пользе правильного выполнения дыхательных упражнений - дети перестали прибегать к этому приему и, постепенно, их выдох стал более длительным.

Одновременно необходимо вести распознание букв, пройденных в классе, с помощью лентопротяжного транспаранта, на котором напечатаны буквы в той же последовательности, в которой они изучаются в школе. Здесь же предъявляются буквы, неправильно расположенные, с недописанными элементами.

Гласные буквы на первом этапе обозначаются красным цветом. Меня в окошке букву, логопед просит школьника назвать ее. Изменение картинки - буквы сначала в медленном темпе, а затем в быстром - это зрительно-артикуляционная зарядка. Здесь же можно предъявить небольшую таблицу букв, расположенных хаотично. Работа идет в двух направлениях: педагог показывает букву, а ребенок называет ее и наоборот. Еще один вариант задания. Ребенок должен назвать: а) все буквы написанные неправильно; б) все буквы, напечатанные правильно Логопед побуждает ребят доказать, почему запись неверна, просит объяснить, как надо расположить элементы букв правильно. Здесь целесообразно применить прием "письмо в воздухе" с употреблением слов, выражающих взаимное расположение на плоскости: справа, слева, выше, ниже, посередине, наискосок. Любой правильный ответ поощряется. Только после этого исправляются ошибки, по возможности - коллективно.

Затем следует подготовить детей к работе по слоговой таблице. Учащиеся запоминают, что такое столбик, строка (демонстрация тетради в линейку), пересечение строки и столбика (две дороги пересеклись: дети ищут пересечение и штрихуют его).

Детям, путающим написание букв, было предложено конструирование букв из спичек и палочек, дорисование буквы, обводка, раскраска, лепка из пластилина, работа с шаблоном, подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте. При стойком неузнавании буквы даем ее образец из наждачной бумаги, наклеенной на картон, для подключения к зрительно - слуховому восприятию, тактильной памяти путем ощупывания до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Проводится диктант печатных букв для самопроверки. Открывается доска, на которой сделана правильная запись. Для данного вида работы подбираются буквы, похожие по написанию или фонетическому признаку.

Хорошо помогает запомнить буквы "буквенное лото", когда дети фишками накрывают названные буквы в словах, или игра, когда ребенку необходимо собрать букву (слог, слово, предложение), напечатанной на карточке, разрезанной на части по прямым и косым линиям. Предлагалось и более сложное задание - собрать букву из кусочков. Так идет развитие не только графомоторных функций, но и мыслительной аналитико-кинетической деятельности ребенка. Причем, если задание вызывало затруднение давалась опора (целостное изображение буквы) или мысль ребенка направлялась в нужное русло с помощью логопеда. Любую работу по узнаванию и конструированию буквы завершали ее четким проговариванием. Затем начинается работа над выделением ударного звука силой голоса и долготой с опорой на буквы. Такие фонетические зарядки по мере обучения усложняются и присутствуют на каждом занятии сначала как организующий момент, а затем как расслабляющий. Например,

1) Подключаем с целью акцентирования громкое или тихое похлопывание.

2) Дифференцируем:

а __________ Доктор смотрит горло больному.

аа - аа - аа Убаюкивание куклы.

ааа - ааа - ааа

у __________ Игра в паровоз.

уу - уу - уу

уа - уа - уа

ау - ау - ау Дифференцируются, дети ищут аналогию.

о___ о ____ о Плач ребенка, ауканье. Зубная боль. Стон.

ооо ооо ооо

Ежедневные короткие фонетические зарядки решают многие задачи и развивают умения:

  • выделить новый звук и установить его местонахождение в различных позициях, соотносить его с соответствующей графемой;
  • вырабатывать четкую дикцию, развивать силу голоса;
  • менять темп речи;
  • работать коллективно;
  • отрабатывать технику чтения;
  • формировать орфографическую зоркость.

Есть "домашние" дети, которые, зная все буквы, читать слитно слоги и слова не умеют, а читают по буквам. В данном случае важно определить, понимают ли они при побуквенном чтении смысл прочитанного, имеют ли они целостный образ данного слова или нет. В этом случае мы решали главную задачу - обучить ребенка сливать звуки в слоги. Но сначала необходимо было научить их воспринимать сразу две буквы (СГ).

Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова строили с опорой на схему звукового состава слова, которую конструировали из кубиков (крышек от бутылок) красного, синего и зеленого цвета в отличие от плоскостной схемы по методике В.Г. Горецкого. Кубики (крышки) удобны тем, что могут соединяться и раздвигаться в зависимости от задания педагога.

  • раздели слово на слоги;
  • выдели слоги - слияния;
  • раздели слово для переноса и т.д.

Замечено, что объемный звук лучше ощущается объемной формой кубика.

При обучении слитному чтению брали за основу слитный слог с ориентацией на гласную букву, чтобы подготовить ребенка к произнесению предшествующего согласного звука:

На, но, ны, ну - Н; ни, не, :. - Н

Упражнение "Музыкальная лесенка". Пропевание слогов по ступеням звукоряда в нисходящем направлении:

ле-ли-ле-ли-лей; леле-лили-леле-лили-лей;

лелелеле - лилилили - лелелеле - лилилили-лей.

Варианты сочетания слогов разнообразны.

Сначала при выполнении у детей отмечалось отсутствие слитности, слоги произносились отдельно. При выполнении второго этапа отмечалось отсутствие легкости звука. При выполнении третьего этапа отмечалось нечеткое произнесение согласных, поэтому применялся прием пропевания в более медленном темпе. В процессе систематической работы качество исполнения упражнения улучшилось. Так же использовались и другие упражнения.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звукослоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов. Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками, с переходным акцентом). Переходный акцент можно сопоставить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью.

1. "Имена и ритмы". Педагог предлагает детям посчитать: сколько слогов в имени Клим (сколько раз открываем рот, столько и слогов). Если слоги заменить хлопками, то получится один хлопок. Затем детям предлагается посчитать: сколько слогов в имени Оля (два, поэтому и хлопков надо сделать два). Теперь педагог предлагает найти в имени Оля ударный и безударный слог и сопоставить с ними хлопки: ударный слог - сильный хлопок, безударный - тихий хлопок. По ходу упражнения дети отхлопывают имена:

Затем детям предлагается отхлопать свои имена.

С этой же целью выполнялись упражнения на карточках

Фонетическая зарядка насыщалась чтением слогов (открытых и закрытых). С этой же целью выполнялись упражнения на карточках:

  • Выделение твердых и мягких согласных; выделение ударных слогов:

на - на - на на - ан - на на - на - на;

  • чтение закрытых слогов:

нан, нон, нун, нин: а

вырабатывается внятное артикулирование, увеличивается темп. Дети читают справа налево и наоборот. Делают вывод.

нан - нан - нан

нан - нан - нан

нан - нан - нан

  • изменение третьей буквы на изученные: Н, С, К, М:

Выделяем слоги, слова. Работаем над ударением.

Число слогов и слов увеличиваем по мере изучения гласных: Е, Я, Ё, Ю.

Развиваем внимание и память:

Вспомни, какие слоги мы читали, напечатай их сам и прочитай. Например, (на доске было) са, со, ас.

Игра "День и ночь" Что изменилось? (слоги переставляются, заменяются, убираются с наборного полотна).

Игра "Полубуковки" Слоги закрыты наполовину: сначала - верхняя часть, потом - нижняя. Сравниваются, когда они легче прочитывались.

Речевые зарядки сменяли другие виды работ. Они кратковременны (2 - 5 минут), проводятся громко, тихо, вводится дирижирование. По мере обучения в фонетическую зарядку включались и отрабатывались слоги, которые употребляются в словах, предъявляемых на занятиях, и вызывают затруднения при чтении:

г) чтение слогов с подготовкой: у - ту - сту - стул.

Эти сведения можно принять за основу для построения коррекционной работы. Учащиеся нуждаются в дополнительной коррекционной помощи по коррекции звуковой стороны речи и устранении ошибок, допускаемых ими при чтении. Причем, такую работу, по нашему мнению, можно вести на уроках чтения, родного языка, развития познавательных способностей.

Причины ошибок и коррекционные упражнения

1. Ошибки при чтении из-за стремления читать как можно быстрее. При работе с такими учениками лучше останавливать их в момент ошибки.

2. Считывание случайно попадающих в поле их зрения букв. Глаз ребенка, привыкший в дошкольном детстве совершать при рисовании и рассматривании картинок хаотичные движения, с трудом удерживает книжную строку, читаемое слово, нужную букву.

Для тренировки учащихся в удержании порядка следования букв есть специальные задания.

Игра «Телевизор». Ребенок выкладывает целый рисунок из приложения к игре «Мозаика» на специальной прямоугольной пластине.

Инструкция: «Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери из коробки всегда только одну фишку нужного цвета. Закончив одну строку, переходи к следующей».

На завершающем этапе ребенок «читает» тексты из цветных точек. Ошибки при назывании данной последовательности цветов фиксируются и исправляются. Такие занятия приводят к снижению числа ошибок при чтении.

3. Низкий уровень скорости распознавания букв.

Необходимы тренировки по увеличению скорости распознавания букв с опорой на знание алфавита. Алфавит печатается в виде специальных табличек:

а б в г д е а б в г д е ѐ а б в г д е ѐ ж

ѐ ж з и й к ж з и й к л м з и й к л м н о

л м н о п р н о п р с т у п р с т у ф х ц

с т у ф х ц ф х ц ч ш щ ъ ч ш щ ъ ы ь э ю

ч ш щ ъ ы ь ы ьэ ю я я

Ребенок сначала называет буквы по строчкам, затем по столбикам. При назывании букв по столбикам увеличивается число ошибок в опознании букв.

Если ребенок ошибается, забывает буквы в столбике, он должен обратиться к алфавитному порядку и самостоятельно «вспомнить» букву.

4. Затруднение в чтении слов с редко встречающейся комбинацией букв со стечением согласных.

Необходимы тренировки в чтении слогов различной структуры.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанными в столбик словами и слогами (С – буква согласного, Г – буква гласного, Ь – мягкий знак):

Чтобы избежать простого выучивания столбиков, для каждого типа слов-слогов заготавливаются несколько карточек, различающихся порядком следования слов. Для придания интереса занятиям карточки различаются и по цвету, что позволяет значительно снизить эффект насыщения при многоразовом повторении одних и тех же слов.

На первом этапе перед учащимися ставится задача читать столбики без ошибок. Количество верно прочитанных слов фиксируется. Слова, в которых ученик ошибался, отрабатываются особо.

На втором этапе необходимо добиться чтения столбиков с определенной скоростью: прочитать данные десять слов за 10, 9, 8, 7 с.

Третий этап тренировки строится как чтение различных текстов, распечатанных по слогам. Например: «В на-шей стра-не Восьмо-е мар-та – боль-шой празд-ник».

Такая работа приводит к росту скорости и качества чтения учащихся, уменьшению сбоев ритма чтения перед словами со стечением согласных.

Упражнения для коррекции навыка чтения

1. Использование скороговорок и чистоговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.

2. Поиск лишней буквы. ЛЁРД, СМОРОЗ, МЁЛКА, ФВЬЮГА, МЕТВЕЛЬ, СТУРЖА, ТУЧАП, ЛИСТОРПАД, ЛУЖМА, СТАДЯ.

3. Составление новых слов по первым слогам записанных слов: ДОМА РОЩА ГАЗЕТА; БЕРЕГ РЁВА ЗАМОК; БУРЯ МАЛИНА ГАРАЖ

4. Найди в квадрате слова (Филворд). Например:

5. Поиск слова в слове. БЕДА, КРОТ, КОСА, ЩЕЛЬ, ГРОЗА, РЫБАК, ШУТКА, БАБОЧКА, УДОЧКА, ЛИСТОЧКИ.

6. Чтение слов справа налево. ОНКО, АННАВ, ЛУТС, ЛАНЕП, АКСОД, АКЧУР КИНЕЧУ, АДОВ, АБЫР, АТРАП, РАШ, АКМУС.

7. Работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда и т.д.

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

8. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

9. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

10. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

11. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.

12. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

13. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

14. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

15. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

16. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

17. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

18. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

19. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

20. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

21. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования, она не может быть полностью решена в рамках начальной школы, однако если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе юноши и девушки, умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым исключением.

Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, то есть искать способы расширения собственной компетентности, является прежде всего умение читать.

В младшем школьном возрасте “весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью,… которая имеет большое значение для умственного развития ребенка” (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи).

Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных надпредметных знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с нарушением чтения. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.

Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать ещё и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

В современной логопедии существует довольно много способов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение чтения. Но одни из них недостаточно эффективны, другие требуют затрат большого количества времени.

С целью отбора наиболее эффективных методов коррекции чтения мною была проведена экспериментальная работа по применению методов, предложенных А. Н. Корневым, Б. Н. Боденко, отобраны наиболее приемлемые и интересные.

Направления коррекционной работы

Хорошим показателем устойчивости формирующегося навыка чтения может служить отношение верно прочитанных слов к числу ошибок при первичном чтении незнакомого текста. Разделив число верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину участка чтения без ошибок. Для примера можно взять ученика 2 класса Сашу У.. При первом измерении был следующий результат: 7 слов от ошибки до ошибки. Второе измерение (после ряда коррекционных занятий, занявших по времени 3 недели) – 15 слов, третье – 32 слова от ошибки до ошибки при первичном чтении незнакомого текста.

Показатель устойчивости навыка чтения

Показатель “длина участка чтения без ошибок” позволяет логопеду или учителю обоснованно выбирать объем вводимого текста для первичного чтения, искусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных эмоций на ученика.

Для того, чтобы требования, предъявляемые ученику в период коррекционной работы, соответствовали его максимальным возможностям и в то же время принимались самим учащимся как реалистические, логопед или учитель должен выяснить для себя и показать ученику его скрытые возможности.

Сделать это можно разными способами.

Первый способ состоит в предъявлении учащемуся для чтения ряда слов через самодельный электрический тахистоскоп: через реле времени на 3, 4 или 5 секунд вспыхивает лампа и освещает предъявленный ученику ряд слов. Количество слов, которое ученик успевает прочитать, делится на затраченное время и умножается на 60. Таким образом, получают расчетную скорость чтения для данного учащегося в минуту. Однако, практический опыт показывает, что такая расчетная скорость выше реальной и может служить основанием для предъявления к ученику повышенных требований.

После изготовления такого аппарата мною был проведён эксперимент. Так, один ученик 2 класса читал связный текст со скоростью 16 слов в минуту. При чтении через тахистоскоп он успевал прочитать 2 слова за 4 секунды. Его расчетная скорость равнялась, таким образом, 30 слов в минуту. Перед учеником была поставлена задача: достичь такой же скорости при обычном чтении. После 2х месяцев коррекционных занятий его техника чтения составляла 30 слов в минуту.

Второй способ является упрощением первого. Ученика просят прочитать как можно быстрее 5 – 10 знакомых ему слов. Измеряется затраченное время и рассчитывается скорость чтения, как если бы ученик в течение всей минуты сохранял начальный темп. Как правило, результаты расчетов превышают реальные показатели обычного чтения и могут задаваться как уровень, которого необходимо достичь.

Методы коррекции чтения

Особая проблема возникает при работе с учащимися, допускающими ошибки при чтении из–за стремления читать как можно быстрее: они упрямо не желают снижать скорость чтения. При работе с такими учениками лучше останавливать их в момент ошибки, а время, затраченное на её исправление, всё равно учитывать. При сравнении показателей скорости при относительно медленном, но безошибочном чтении и при чтении быстром, но с ошибками, ученик убеждается в необходимости снизить скорость чтения и принять рекомендуемую ему установку на безошибочность чтения.

В начальный период обучения чтению дети допускают много ошибок из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв. Глаз ребёнка, привыкший в дошкольном возрасте совершать при рисовании и рассматривании картинок хаотичные движения, с трудом удерживает книжную строку, читаемое слово, нужную букву. У слабочитающих учеников эти трудности сохраняются и в дальнейшем. У них с трудом формируется навык следования доминирующему направлению чтения – слева направо.

Можно предложить слабочитающему ученику следующее задание “прочитать” цветные точки, расположенные в 4 строки по 14 штук в каждой на листе белой бумаги. Предварительно нужно убедиться, что цвета ребёнок различает хорошо. Он может ошибиться при назывании этих своеобразных “букв” – поменяет их местами, пропустит, перепутает названия цветов (даже на уровне 5 класса).

Для тренировки учащихся в удержании порядка следования букв есть специальные задания.

Ребёнок получает карточку, на которой наклеены 4 точки из цветной бумаги. Он должен выложить по порядку фишки того же цвета и в той же последовательности на карточке белого цвета. Разрешается брать из кучки только одну фишку нужного цвета. Когда ребёнок перестаёт ошибаться в заполнении пяти таких карточек подряд, он должен выкладывать 4 фишки, уже не глядя на образец, по памяти. Для не справляющихся длина строки уменьшается до 3 фишек. После ряда таких тренировок учащиеся начинают упражняться и выкладывают уже большее количество фишек с опорой на образец.

Следующий этап работы – “Телевизор”. Ребёнок выкладывает целый рисунок из мозаики по образцу. Инструкция: “Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери одну фишку нужного цвета. Закончив одну строку, переходи к другой”.

На завершающем этапе ребёнок “читает” тексты из цветных точек. Ошибки при назывании данной последовательности цветов фиксируются и исправляются.

Такие занятия приводят к снижению числа ошибок при чтении. Ученик реже захватывает ненужные буквы, начинает замечать и сам исправлять пропуски и перестановки букв и слов в читаемом им текст.

В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

Добившись правильного и скоростного чтения, необходимо приступить к работе над смысловой стороной речи , особенно у учащихся с общим недоразвитием речи.

Понимание читаемого текста требует от человека удержания в памяти значения прочитанных слов до конца смыслового отрезка. Плохо читающие дети часто успевают забывать значение даже правильно прочитанного слова в процессе последующего чтения других слов. Поэтому они не могут ухватить смысл читаемой фразы. Возникает задача тренировки слабочитающих учащихся в умении удерживать в памяти значение прочитанного слова, значение прочитанной фразы. Содержание такой тренировки – увеличение промежутка времени между моментом восприятия слова и моментом правильного воспроизведения его значения, увеличение времени его удержания в памяти.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти изображение этого животного на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение слова во время всего поиска. Для детей, которые не справляются с этой задачей, забывают, что они ищут, число изображений уменьшается до 6 или даже до 3. Таким способом уменьшается количество помех и сокращается время поиска. В дальнейшем количество изображений, среди которых нужно найти одно, постепенно наращивается. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

Следующий этап тренировки – выполнение практического действия по письменным инструкциям. Начать нужно с простейших инструкций типа: “Подними правую руку”, “Положи книгу на стол” и т.п. В дальнейшем можно переходить к действиям с различными предметами. Используются разноцветные стаканчики, коробки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и др. Ученик вытягивает из лежащего перед ним набора карточек - инструкций одно задание, например такое: “Положи красный шарик в белый стаканчик”. Выполнив это задание, ученик берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет длинных фраз и изменения их структуры. Например: “Возьми один белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник”. Усложнение заданий идет и за счет увеличения количества инструкций в одной карточке. Например:

  1. положи треугольник на синий квадрат;
  2. поменяй местами стаканчики;
  3. освободи самую большую коробку.

В случае ошибки ученик перечитывает инструкцию ещё раз. Учащийся имеет право отказаться от выполнения той или иной инструкции. Наличие трудных и лёгких задач позволяет держать ученика на уровне успешного их выполнения, создать у него положительный настрой на занятия.

Наконец, подходим к тренировке учащихся в реконструкции связного текста. Отпечатанный текст разрезается на отдельные предложения. Ученик читает связный текст, а затем собирает его из отдельных предложений. Фиксируется правильность реконструкции и затраченное время. Постепенно увеличивается количество предложений в тексте, предлагавшемся для реконструкции.

Соблюдение постепенности поддерживает веру ученика в свои возможности. Реконструкция одного и того же текста предлагается неоднократно на разных занятиях одному и тому же учащемуся, при этом текст повторно может и не читаться. Таким образом, тренируют учащихся удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Описанные приёмы были апробированы в МОУ “СОШ “ 42” г. Норильска и качественный анализ результатов проводимой коррекционной работы показал, что набор методов по коррекции чтения достаточно надежен и эффективен.

* Раздел написан Б. Н. Боденко.

В каждом классе есть учащиеся, которые не овладева­ют навыками чтения на уровне требований школьной про­граммы в установленные ею срок. Обучаясь во 2, 3 и бо­лее старших классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа. Виды ошибок чтения достаточно разнообраз­ны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов кор­рекции можно оказаться в весьма затруднительном поло­жении.

Недостаточное овладение навыком чтения может на­блюдаться у детей с нормальным интеллектом, сохран­ной речью, полноценными зрением и слухом.Тем не ме­нее несформированность отдельных психологических механизмов может стать серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.

Нарушения навыка чтения (при отсутствии, разумеет­ся, патологии) связаны в большей степени с недостаточ­ной сформированностью у учащихся самоконтроля. О сформированности самоконтроля можно судить по тому, как учащийся соотносит результат своих учебных действий с образцом (целью) и устраняет несоответствие между образцом и реальным достижением еще в процессе деятельности. Как правило, у всех неуспевающих учащих­ся самоконтроль не сформирован.

Такой взгляд позволяет выделить следующие структур­ные компоненты коррекционной работы: образец; реаль­ное достижение ученика; рассогласование между образцом и реальным достижением ученика; рекомендации по изме­нению характера и структуры учебных действий ученика.

Коррекционную работу, как правило, приходится вес­ти с неуспевающими учениками, имеющими твердую «двойку». Оценка «2» ставится за превышение допусти­мого уровня ошибок. Величину этого превышения «двой­ка» не отражает. Ставя «2», учитель может отметить уст­но, что раньше Вова делал больше ошибок, а теперь меньше, стал читать лучше, но «тройку» ему ставить еще рано. В условиях коррекционной работы необходимо ста­вить цель – довести число ошибок ученика до уровня, ко­торый оценивается не ниже «тройки».

Результаты работы удобно фиксировать в виде графи­ка «Наши успехи», приведенного ниже. Ученик наглядно увидит, как кривая его успехов будет подниматься вверх. И хотя она еще не достигла уровня «тройки», но от пер­воначального уровня отстоит уже далеко.

Зона «пятерки» соответствует 98-100%-ному качеству чтения, зона «четверки» – 95-97%-ному, зона «тройки» -90-94%-ному. Границы зон выбраны на основании ана­лиза качества чтения учеников, имевших соответствую­щие оценки, и на основании мнения учителей. Процент качества рассчитывался обычным способом как отноше­ние числа верно прочитанных слов к их общему количе­ству, умноженное на 100.

Понятие «процент» детям младшего возраста не сооб­щают. Граница зон проводится для текста с определен­ным количеством слов относительно конечного числа ошибок.

Видя свои успехи, ученик начинает охотнее занимать­ся, он не боится прочитать плохо, появляется вера в соб­ственные силы, укрепляется доверие к учителю.

Расчет и график качества чтения ведутся как по каж­дой части читаемого текста, так и по всему тексту цели­ком. Это позволяет выделять ту часть текста, которая чи­тается хуже всего и требует к себе особого внимания.

Однако наибольшую диагностическую ценность име­ет анализ качества чтения по интервалам времени. Под­считывается количество ошибок и неоправданных пауз за каждые 30 или 60 с. Определяются слова, вызвавшие потерю темпа и качества чтения. Если удается установить какую-либо закономерность, например затруднения в чте­нии слов с сочетанием согласных, то впоследствии рабо­ту ведут над такими словами, если нет, то трудные слова подчеркивают в тексте красным карандашом, и ученик должен читать их особенно внимательно.

Для того чтобы кривая успехов шла все время вверх, важно тщательно анализировать допущенные учеником ошибки. Частичный анализ допущенных ошибок, вы­деление тех, которые встречаются чаще всего, позволя­ют четко ориентировать направление коррекционной работы.

Так, у одного из учащихся 1 класса ошибки при чте­нии слов с буквой «б» составляли 26% от общего числа ошибок на согласные. После работы над буквой и звуком «б» уменьшилось общее число ошибок. В чтении другого ученика – пятиклассника из 19 ошибок, вызванных труд­ностями в соблюдении пауз, 7 пауз (37%) пришлось на со­гласную «в» в начале слова. А всего буква «в» встрети­лась в этой позиции 11 раз, т.е. в 64% случаев ученик не справился с предъявленным требованием. Работа по уве­личению скорости распознавания и считывания одной лишь буквы «в» в начале слова (ученик смешивал русское и английское прочтение этой буквы) позволила резко по­высить качество чтения у данного учащегося.

После того как выделена буква (или тип слога, или вид слов), дающая для данного ученика самый большой про­цент ошибок, работа может строиться в двух направле­ниях: 1) увеличение нагрузки по количеству и по времени на эту букву (тип слога, вид слов); 2) исключение из чита­емых текстов слов с этой буквой, составление для чтения списка слов, не имеющих этой буквы (типа слога, вида слов). Смысл первого направления очевиден – трениров­ка. А второе направление позволяет создать атмосферу успеха, безошибочного чтения, сформировать положи­тельную установку на чтение.

Хорошим показателем устойчивости формирующего навыка чтения может служить отношение верно прочи­танных слов к числу ошибок при первичном чтении не­знакомого текста. Разделив число верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину участка чтения без ошибок. Например, у одного из учащихся этот показатель изменялся так: 1-е измерение – 5 слов от ошиб­ки до ошибки, 2-е (после ряда коррекционных занятий) -13 слов, 3-е – 30 слов от ошибки до ошибки при первич­ном чтении незнакомого текста. Изменялись и максималь­ные значения числа правильно прочитанных слов между двумя ошибками: 15, 48, 58 слов соответственно.

Показатель «длина участка чтения без ошибок» позво­ляет учителю, психологу, родителям обоснованно выби­рать объем вводимого для первичного чтения текста, ис­кусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных эмоций у ученика. Пусть, для примера, два ученика читали один и тот же текст. Оба, прочитали по 150 слов, сделали по 15 ошибок. Качество чтения у них одинаковое – 90%. Средняя длина участка чтения без ошибок тоже одинаковая – 9 слов. Но макси­мальное значение длины участка без ошибок первого уче­ника 20 слов, а второго – 60 (несколько ошибок у этого ученика прошло подряд). Ясно, что для первого ученика увеличивать длину читаемого текста рискованно. А вот для второго ученика можно выбрать текст и побольше: вероятность того, что он не ошибется при чтении еще 30 добавленных слов, достаточно велика. Тогда его процент качества изменится и станет равен 92%. На графике будет хорошо видно, что первый ученик близок к «двойке», а второй приблизился к «четверке».

Интересен опыт массовой коррекции навыка чтения с опорой на показатель «длина участка чтения без ошибок».

Ученикам 1 класса одной из московских школ было предложено принять участие в соревновании по чтению. Каждый участник должен был читать любой заранее под­готовленный текст, т.е. число самостоятельных трениро­вочных чтений не ограничивалось. Контрольное чтение шло без учета скорости, только на правильность. Когда ученик допускал первую ошибку, его чтение сразу преры­валось и результат – число верно прочитанных слов до пер­вой ошибки – заносился в таблицу, висевшую на стене в классе. При последующих попытках (в тот же день или в другие дни) опять записывался результат чтения в данной попытке, а рядом через дробную черту сумма слов, прочи­танных за все попытки. Условиями соревнования запреща­лось повторно читать один и тот же отрывок. Выбороч­ные результаты соревнования представлены в табл. 1.