Визуальная диагностика. Учимся читать по лицам

Есть семь основных типов, причем их названия в разных источниках могут несколько отличаться. Но догадаться, какой тип формы лица имеется в виду, не трудно: например, треугольный иногда называют сердцевидным, а ромбовидный - алмазным.

Вот основные формы лица:

  • Прямоугольная . У обладателей такого лица длина несколько больше, чем ширина. Прямоугольник визуально создается практически прямой линией по границе волос, а также тем, что ширина угловатых по форме скул, подбородка, челюсти и лба почти одинакова.
  • Овальная . Длина больше ширины. Лицо похоже на яйцо, которое перевернули вверх острым концом. Наиболее широкая часть приходится на скулы. Челюсть и лоб у лица такого типа почти одинаковы по ширине, а чуть скругленный подбородок завершает овал.
  • Ромбовидная . Пропорциями схожа с предыдущим типом, но подбородок заострен, а лоб конический.
  • Трапециевидная . Его ширина чуть меньше длины. Ко лбу лицо постепенно сужается. Подбородок, скулы достаточно широкие, а челюсть - еще шире.
  • Треугольная . Ширина немногим меньше длины. Лоб - наиболее широкий, правда, иногда он может сравняться по ширине со скулами. К заостренному по форме подбородку такое лицо постепенно сужается.
  • Квадратная . Лицо во все стороны практически одинаково как по длине, так и по ширине. Лоб широкий, линия края волос спрямленная, угловатый подбородок, а также скулы и челюсть. Все это и создает визуально вид квадрата.
  • Круглая . Скулы - наиболее широкая часть, но в принципе у круглого лица замеры в длину и в ширину почти одинаковые. Схожесть с кругом ему придает округлый по форме подбородок, а также плавная граница роста волос.

Как определить форму лица в домашних условиях

Определить форму лица возможно тремя способами. В любом из них вам придется либо оценивать ее визуально, либо делать измерения и вычисления. Вот наиболее известные способы.

Как определить тип формы лица с помощью зеркала


Приготовьте тюбик помады, обмылок, мелок или стирающийся маркер. Подойдите к зеркалу, станьте к нему на расстоянии примерно 50 см, чтобы вы смогли рисовать на нем и при этом не наклонялись. Убедитесь, что освещение правильное - над вами, а не вам в лицо.
Стойте прямо, голову высоко поднимите, плечи отведите назад, а челку, если она у вас есть, заколите или зачешите назад, чтобы открылся лоб.

Вытяните руку к зеркалу и медленно обведите по контуру лицо своего отражения. Начинайте с подбородка, поднимайтесь по скулам к лбу, а затем спускайтесь назад, чтобы замкнуть окружность. Уши учитывать не нужно. Рисуя, постарайтесь не сдвигаться с места.

Теперь можно определять форму лица. Где оно шире всего? Какие у вас лоб и челюсть? Округлые или угловатые? Насколько сглаженная или спрямленная линия у границы роста волос? Какая форма подбородка? Ответив, вы поймете, каков тип формы вашего лица.

Важно! Не забудьте после вытереть зеркало, пока ваши пометки не успели засохнуть, иначе позднее вам придётся приложить гораздо больше усилий для его очищения.

Как определить, какая форма лица, при помощи мерной ленты


Нам понадобятся мягкая измерительная лента (но не рулетка, она жесткая), канцтовары для записи, а также хорошо освещенное зеркало. Напишите на бумаге слова «лоб», «длина лица», «челюсть», «щеки».

А теперь приступайте к измерениям. Сперва выясните расстояние от одной щеки до другой по верхней части ваших скул. Начинайте замеры от внешнего угла одного вашего глаза до такого же у другого глаза. Это ширина вашего лица, запишите ее напротив слова «щёки».

Теперь измерьте челюсть. Приложите ленту от наиболее широкой части (это примерно на пару сантиметров ниже уха) до конца подбородка. Полученное удвойте и запишите результат напротив слова «челюсть».

Теперь приложите горизонтально измерительную ленту к наиболее широкой части вашего лба от края до края, измерьте и напишите число около слова «лоб».

Последний замер покажет длину лица. Начните от середины лба у границы роста волос и опустите ленту вниз по носу до самой выступающей точки подбородка. Запишите результат.

Возьмите листок с замерами и изучите свои записи:

  1. Удлиненные лица (овальные и прямоугольные) по ширине меньше, чем по длине, а замеры лба, челюсти и щек практически одинаковы. Их различает форма подбородка. У прямоугольного типа она острая, угловатая, а вот у овального - скругленная.
  2. У треугольных лиц длина примерно на 4 см больше ширины щек, а подбородок заострен.
  3. У квадратных, а также у круглых похожи замеры в длину и в ширину, отличия не больше 2 см. Правда, у квадратных челюсть имеет четко выраженные острые углы, а вот у круглых их нет.
  4. У треугольных и ромбовидных лиц замеры ширины челюсти, лба и щек не равны, у ромбовидных шире всего размер щек, а у треугольных - размер лба.

Как определить форму лица человека четырьмя замерами


Сделайте такие замеры лица: первый - горизонтально по середине лба, второй - горизонтально по нижней линии глаз, третий - горизонтально по верхней линии губ, четвёртый - вертикально по носу от верхней точки лба до нижней точки подбородка.

Результаты проведения замеров:

  • Тип формы вашего лица треугольный, овальный или ромбовидный, если замер №2 равен 50-90% от замера №4.
  • Если эти замеры равны, то у вас круглая или квадратная форма лица.
  • Если замер №2 составляет меньше 50% от замера №4, это означает, что форма такого лица - прямоугольная.
  • Если замеры №1, №2 и №3 практически равны, значит, это лицо квадратное или же прямоугольное.
  • Если замер №1 больше замеров №2 и №3 или такой же, то лицо имеет треугольную форму.
  • Если замер №2 больше замеров №1 и №3, то у вас овальный, ромбовидный или круглый тип формы лица.
  • Если замер №3 самый большой по сравнению с замерами №1 и №2, то тип лица трапециевидный.

Это интересно! Измерить и вычислить красоту люди стремились издавна. Знаменитый математик Пифагор установил, что красоту гарантирует присутствующая в чем-либо или в ком-либо пропорция 1:1,618. Если измерите расстояние от пупа до головы и от пупа до пола, то при гармоничном строении тела получите именно такое соотношение. В красивом лице оно также присутствует, например, ширина рта должна в идеале составлять 1,618 от ширины носа. Это называется законом «золотого сечения». Сейчас его закономерность успешно используется пластическими хирургами.

Как подобрать прическу по форме лица


Зачастую мы, выбирая себе стрижку, ошибочно руководствуемся лишь модой, не принимая во внимание тип формы своего лица. А вот специалисты настоятельно рекомендуют перед этим ответственным делом изучить свое отражение в зеркале, потому что от формы лица зависит, насколько после посещения парикмахерской вы останетесь довольны своим новым образом.

Готовясь сменить имидж, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Прически для прямоугольного лица . Высокий лоб и широкая челюсть характерны для лиц этого типа. Чтобы закрыть уши и смягчить рубленый контур лица, рекомендуем обрамить его стрижкой средней длины с локонами, виски желательно сделать пышными. Излишне широкий лоб прикроется челкой, причем можно асимметричной.
    А вот открытый лоб и гладко зачесанные волосы, зализанные у висков, прямоугольному типу лица не подходят.
  2. Прически для овального лица . Эта форма лица практически идеальна, поэтому ей разрешены все модные стрижки. Эксперименты со стилем - то, что могут себе позволить счастливые обладательницы лица такой формы. Челка и ее отсутствие, закрытые или открытые уши, симметрия или асимметрия - все это не запрещено.
    Кудрявым можно посоветовать среднюю дину волос и стрижку растрепанной формы. Чтобы локоны смотрелись мягче и аккуратнее, профилируйте их.
    Если ваши волосы тонкие, сделайте себе многослойную прическу.
    Любительницам коротких стрижек отлично подойдет боб с удлиненными передними прядями и стриженым под машинку затылком. Челку можно сделать как минимальной, так и до уровня чуть ниже бровей.
    А вот густая и длинная челка овальному типу лица не рекомендуется, так же, как и падающие на лицо пряди, потому что все это прячет его идеальную форму.
  3. Прически для ромбовидного лица . Узкий подбородок и широкие скулы, так же, как и излишнюю вытянутость лица, следует компенсировать при стрижке. Поэтому, если любите короткие волосы, обязательно оставляйте челку, что сделает лицо визуально короче, и носите боковой пробор, чтобы зрительно увеличить ширину лба.
    А вот высоко зачесанные короткие стрижки с открытым лбом не подойдут.
    Если у вас волосы средней длины, то ко всему вышесказанному прибавьте еще и объем у лба и подбородка, рваная стрижка будет смотреться идеально.
    Длинные волосы хороши будут в любом варианте, противопоказан лишь прямой пробор и открытый лоб.
    Ромбовидному типу подходят все варианты челок, кроме гладких и плоских. Следует избегать локонов у шеи и в зоне подбородка, а также объемных начесов наверху.
  4. Прически для трапециевидного лица . Широкую челюсть и узкий лоб следует корректировать прямой челкой и перенесением объема волос к уровню подбородка. Вам к лицу будут все варианты длинных локонов, так как уберут акцент от широкой нижней части лица и сделают образ романтичнее и женственнее.
    Слоистая, градуированная стрижка - тоже хороший вариант для обладателей трапециевидного типа лица, так как она делает его похожим на овал.
    Из коротких стрижек подходит боб, особенно если у вас вьющиеся локоны.
    Противопоказан лишний объем волос на макушке, особенно если у вас короткая стрижка, также не хороши зачесанные назад гладкие волосы и укладки, весь объем которых сосредоточен на уровне шеи.
  5. Прически для треугольного лица . Отличительная черта лиц такого типа - широкий лоб и узкий подбородок. Исходя из этого, чтобы стрижка смотрелась идеально, она должна визуально смягчать заметный переход от узкого низа к широкому верху. Хорошо справятся с этой задачей прически с выступающими на щеки боковыми прядями и косым пробором.
    Следует избегать пышных висков на невысоких укладках, иначе лицо будет казаться плоским. Исключите также пышные макушки. Нельзя делать стрижки, которые заканчиваются на уровне шеи, и гладко зачесывать волосы назад.
    Лоб лучше прикрывать, поэтому челка - подходящий вариант, например, негустая дугообразная, смягчающая резкие черты лица.
  6. Прически для квадратного лица . Длинные прямые волосы хорошо будут смотреться распущенными, а вот вьющиеся так носить не стоит, сперва надо многослойно подстричь их. Хороша будет опускающаяся чуть ниже челюсти прическа с хохолком. Сделать черты мягче помогут выпущенные на лицо светлые пряди.
    Челка - тоже подходящий вариант для квадратного лица. Особенно выигрышно смотрится филированная многослойная, градуированная, а вот густой до уровня бровей нужно остерегаться.
    Не подойдут квадратному лицу открывающая лоб прическа, а также зачесанные назад пряди и боб, заканчивающийся четко на уровне челюсти.
  7. Прически для круглого лица . Характерные для такой формы лица широкие скулы и пухлые щечки, округлый подбородок и скругленная граница у начала роста волос зрительно сделают лицо плоским, если стрижка подобрана неправильно. Чтобы визуально вытянуть круг и приблизиться к форме овала, прибегните к асимметрии и не чурайтесь деталей стрижки, устремленных вверх.
    Будут отлично смотреться длинные прямые волосы, а также вьющиеся, но уже длиной до плеч. Подходящий вариант - многоуровневые и градуированные стрижки, например, боб.
    Если же вы предпочитаете ровные волосы, то не забывайте выпускать на лицо прядки, а челку делать длинной и асимметричной, потому что так круг вытянется, станет более уже и длиннее.
    Опасайтесь плоских верхушек, повторяющих контур лица силуэтов, крупных кудрей, которые визуально увеличивают голову, прямых и коротких челок, а также прикрывающих уши укладок.
Как определить форму лица - смотрите на видео:

Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответст-вующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Галля, Порты, Ламброзо, Лафатера и др. (см., например, А.А.Бодалев, 1983, Э.Ледо,1895).

Культурные традиции в визуальной диагностике

Наиболее известные труды (персоналии)

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных»

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Дюрвиль "О физиогномике" (1866 г.)

Лицо - это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека. "Чем культурнее становятся люди,- говорит Делестр,- тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли (Дюрвиль).

Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы,- говорит Цезарь.- Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это (Дюрвиль,)Но только сформировал истинно научную физиогномику.

Его книга "О физиогномике" - это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.

И.Лидо "Трактат о человеческом лице"

И.Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам.

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов:

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности,- Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу - Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией - это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов. (Дюрвиль, стр.7)

Каждый из этих авторов занимался изучением не всего лица, а только отдельной части. По сути физиогномика и была одной из первых попыток соотнесения с личностными психологическими особенностями не целого лица, а его частей.

Физиогномика

Топографический рельеф лица и профиля

Физиогно́мика (от греч. φύσις - природа, γνώμων - знающий) - система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как прирожденные, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения.

Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.

Основная мысль Лафатера касается связи внутренней природы человека с мышцами лица, предметом его наблюдений была нижняя часть лица и лицевой профиль.

Суть учения Галля состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.

Ламброзо посвятил свои исследования изучению и описанию так называемого «преступного человека».

В России горячим сторонником физиогномики был профессор И. А. Сикорский. Наибольшее физиогномическое значение И. А. Сикорский отводил «переменам в лице» зависящих от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость. Он считал, что в этом смысле лицевая мимика, а также движения рук и пальцев имеют большое диагностическое значение. Второе место в этом отношении принадлежит движениям глаз, часто выражающих субъективные состояния. Следующая ступень по значимости отводилась выразительным движениям тела (поза).

Фотопортрет

В исследовании физического облика человека многие авторы уделяют внимание изучению мимики в различных зонах лица, составлению схем и классификаций эмоциональных состояний по проявлениям экспрессии, изучению степени информативности различных элементов внешности.

Большинство исследований посвящено выяснению, насколько правильно способен человек распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Ч. Белл (см. Bruce, Young,2000) выдвинул несколько гипотез, касающихся роли мышц лица в выражении эмоций. Его исследования основывались в основном на методе наблюдения и дедукции. Результаты его экспериментов затрагивают только часть такой сложной системы как выражение лица.

Систематические эксперименты, касающиеся движений мышц лица, были осуществлены французским ученым Дюшеном. Он изучал конкретного пациента, потерявшего чувствительность лицевых мышц в результате повреждения лицевых нервов. Воздействуя током на различные лицевые мышцы, Дюшен заставлял их двигаться независимо. В результате было составлено несколько графических изображений лица. Как показали последующие исследования I.Eibl-Eibesfeld (1989) и Р. Ekman (1973, 1978) наиболее распознаваемые эмоции человеческого лица возникали в результате одновременного воздействия на не-сколько мышечных групп лица.

Восприятие выражения лица является многомерным процессом, в котором распознавание эмоции оказывается лишь одной из его сторон. Существует большой эмпирический материал, демонстрирующий различные аспекты изучения восприятия человеческого лица.

В дальнейших исследованиях, особенно в зарубежной психологической науке, ставились многочисленные эксперименты и велись научно-теоретические разработки, связанные с попытками установить влияет ли лицо человека, отдельные его части или скомбинированная (искусственная) их совокупность на формирование впечатления о нем. Следует сразу оговориться, что основным направлением данных исследований имело сугубо прикладной характер, ориентированный на потребности криминалистики, рекламного и PR-бизнеса. Тем не менее проведенные исследования, в частности Л.И.Иванской, Б.Умаром, Ю.В. Гранской, V.Bruce, A.Young, J.Shephered и других, имеют также теоретическое значение для психологической науки.

Приведем примеры некоторых экспериментов.

V.Bruce, A.Young, (2000) провели ряд экспериментов, посвященных влиянию светотени и контрастности на восприятие лица, и выяснили, что наше восприятие лиц основывается на информации, которая содержится в паттернах относительной светотени, однако контрастность играет не столь существенную роль, как могло бы показаться. Испытуемым предъявлялись фотографии людей, потом предъявлялись контурные изображения тех же самых людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором – только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изо-бражении.

При распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц – психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ¾ лицо и запоминается и распознается легче, чем анфас. Для знакомых лиц нет разницы. V.Bruce объясняет это тем, что развернутое на ¾ лицо на изображении выглядит более объемным (очень хорошо, например, видна длинна и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте V.Bruce показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица. На полученных картинках соединил точки соответст-вующих черт лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Никто никого не узнал.

Ph. Schyns и A. Oliva (см. V.Bruce, A.Young ,2000) с целью показать как информация о лице может быть обусловлена пространственными параметрами, провели такой эксперимент: наложили фотографию мужчины – премьер-министра Великобритании Тони Блэйера (на изображении бюст в костюме и галстуке) на фотографию женщины – бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Полученное изображение предъявлялось испытуемым для опознания. При восприятии с близкого расстояния однозначно видно изображение Блэйера. При восприятии этого же изображения с расстояния 1,5-2 метра отчетливо видно изображение Тэтчер. Ph. Schyns и A. Oliva объясняют это, в первую очередь, спецификой нашей зрительной системы, которая в зависимости от пространственного положения объекта, по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения (способность человека различать в пространстве высоко- /лицо Блэйера/ и низко- /лицо Тэтчер/ частотные параметры.

Нередко в исследованиях используются детали лица в различных контекстах с целью выяснения какую нагрузку они несут, насколько они опознаваемы. Young и его коллеги (1987) создали «комбинированные» изображения (к верхней половине изображения одного человека приложили нижнюю половину изображения другого) и предъявили их испытуемым. Испытуемым было крайне трудно определить, кому принадлежит верхняя половина лица. Оказалось, что выражение верхней части лица (глаза и лоб) подвержено влиянию других черт лица (рот, подбородок, часть носа). Однако, этот эффект имел место только при условии очень точного соединения двух половинок (по чертам лица и по овалу лица). Если же соединение было некорректным, эффект пропадал.

A.W.Young, D.J.Hellawell, and D.C. Hay разделили горизонтально по центру фотографии нескольких известных лиц. Испытуемые смогли опознать эти лица по половинкам. Когда же половинки разных лиц были соединены, для испытуемых стало затруднительно назвать имена людей, чьи половинки были соединены (например, верхняя половина фотографии Маргарет Тэтчер, нижняя половина – принцессы Дианы). Однако, способность испытуемых к распознаванию увеличилась, когда соединенные лица перевернули.

Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости.

Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях A. Young и его коллег. Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанные пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга.

Эксперимены J.W. Tonaka и M.J. Fara (1993) позволили им сделать заключение, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Они провели эксперимент с условным названием «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что когда нос помещается в нормальное лицо – идентифицировать легче, чем в остальных вариантах.

Можно сказать, что взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. H.D.Ellis (1986) назвал несколько основных характеристик лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица.

Опознание лица (характеристики, этапы или процесс опознания и вероятность того, что опознается) изучалось многими учеными – А.Young, J.Shephered, K. N. McWeeny , R.A. Johnston, V. Bruce, Л.Н. Иванская, Б.Умар, Ю.В.Гранская и др.

Художественный портрет

Макияж

Макия́ж - нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж - это не только рисование, а так же моделирование, подправка(коррекция) формы и цвета лица. С помощью применения декоративных препаратов ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица или создание какого-то характерного образа.

Косметологи и визажисты накопили огромный практический опыт, позволяющий создавать разного рода иллюзии, связанные с формой черт лица, выражением глаз и рта. Визуальная диагностика загримированного лица может быть осложнена из-за этих иллюзий восприятия.

Физиогномические школы

В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Научная школа Пола Экмана

Пол Экман

Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934(19340215) года) - выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» - небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.

П.Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица - FAST».

Научная школа В.А. Барабанщикова

Барабащиков Владимир Александрович

В.А.Барабанщиков - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лаборатории системных исследований психики ИПРАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.

Межличностное общени рассматривается В.А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).

Диагностика невербального общения

Мимика

Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Существует довольно много различного рода литературы (от строго научной до примитивно-популярной), интерпретирующей все виды мимики (см. Лабунская,1999).

Один из основных параметров оценки мимика - подвижность.

  • Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
  • Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
  • Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов.

Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности.

Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.

Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.

Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.

Позы и жесты

Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Создание и презентация образа

Визуальная диагностика психологического типа

П. Цыпин осуществил попытку описать внешние характеристики соционических типов. Он выделил ряд, как ему кажется, устойчивых признаков внешности и поведения по каждому типу. Особое внимание он уделяет взгляду. Автор предлагает лишь некоторые умозаключения, которые никак научно не подтверждены. Кроме того, исследования Н.Г. Артемцевой в некотором роде даже опровергают сделанные выводы. К примеру, скажем о том, что логик может выглядеть и так, как предлагают соционики, но также и так же и человек, с доминирующей функцией "сенсорика".

В отличие от социоников, в рамках системы психологических типов Н.Л.Нагибиной (Псикосмология) не описаны внешние характеристики типов. Многолетние исследования автора типологии (Нагибина, 1998-2010) показывают, что среди одного и того же типа могут встретиться и холерики, и сангвиники, и экстраверты, и интроверты, и толстые, и худые, и высокие, и низкие… и т.д. Вероятно, поэтому в трудах Нагибиной Н.Л. и ее соратников в основном очень детально и подробно описаны психологические характеристики каждого типа, их проявления в творчестве и судьбе представителей типов и очень много фотографий персонажей, отнесенных к тому или иному психотипу.

На основании данных, полученных в многолетних исследованиях, авторы (Артемцева, Нагибина)предлагают следующие описания взгляда, свойственные каждому типу:

Тип G. Взгляд спокойный, добрый, располагающий к обще-нию

Тип GН. Взгляд спокойный, внимательный к людям, немного грустный, понимающий теплый, располагающий к знакомству.

Тип Н. Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый.

Тип А. Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, иногда раздраженный.

Тип АВ. Взгляд озорной, веселый, блуждающий, расфокусированный, не слишком заинтересованный, внимательный к окружающей реальности.

Тип В. Взгляд чувственный, самоуверенный, приветливый, располагающий к знакомству.

Тип С. Взгляд несколько высокомерный, властный, внима-тельный, как бы сверлящий, чувственный, иногда как бы «безумный».

Тип СD. Взгляд насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, игриво-утонченный, часто направленный как бы внутрь себя.

Тип D. Взгляд строгий, серьезный, жесткий, неприветливый, часто содержащий угрозу и агрессию.

Тип Е. Взгляд умный, размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию, холодно-отстраненный, без особого интереса к окружающему миру, иногда придирчивый.

Тип ЕF. Взгляд открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию, иногда отстраненный, беспристрастный, как будто равнодушный, демонстрирующий некую философскую объективность.

Тип F. Взгляд направленный куда-то вдаль, внимательный, с прищуром, ироничный, часто простоватый, но с лукавинкой.

Конечно, характеристики взгляда только тогда имеют высокую ценность при определении психотипа, когда сочетаются с другими визуальными впечатлениями от «объекта исследования».

Примеры типов псикосмологии с упражнениями для тренировки представлены на странице

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1986.

Пиз Алан. Язык жестов: увлекательное пособие для дело-вых людей. – М., Ай – Кью, 1992.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131-140

Бодалев А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.

Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. …канд психол.. наук. С – Пб, 1998.

Иванская Л.Н. Психологические особенности идентифи-кации лица человека по фотографии. Дисс. …канд. психол. наук, Ленинград, 1981.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.

Умар. Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей). С.-Пб, 1998

Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431р.

Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280р.

Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.

Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.

Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning,1986. V.5. p.189-196.

Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.

McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987,V.78, p.143-151.

Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398-409.

Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face rec-ognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225-245.

Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.

Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.


  1. Ухмылка.

  2. Топтание на месте.

  3. Робкий разговор.

  4. Легкое приседание.

  5. Приподнимание бровей.

  6. Сближение с кем-нибудь.

  7. Прерывание разговора.

  8. Наклон (чтобы что-либо поднять).

  9. Сжимание кулаков.

  10. Перенесение веса с одной ноги на другую.

  11. Отведение взгляда.

  12. Произнесение слов громко и с нажимом.

  13. Молчание.

  14. Подъем со стула.

  15. Сердитое выражение лица.

  16. Почесывание головы.
Задание 3. Давайте рассмотрим какую-либо картинку, на которой изображен человек. Можно взять фотографию из семейного альбома или рисунки, в том числе и из журналов, книг, рекламных проспектов и т. п.

Опишите словами общую ситуацию, которую вы видите на картинке (в терминах сигналов тела). Например: «Мужчина положил свою руку на плечо женщины. Она смеется. Ребенок стоит в стороне и глядит на обоих».

До сих пор все пока легко. Зададим вопросы посложнее: Как смотрит ребенок? Чувствует ли он себя одиноким, оставленным без внимания, брошенным или он доволен тем, что мужчина и женщина мирно стоят рядом?

Лучше всего проводить это упражнение вдвоем или в группе. Часто со стороны виднее то, что вы сами упустили.

Задание 4. Суть этого упражнения аналогична предыдущему; разница лишь в том, что на этот раз необходимо описать ситуацию из реальной жизни (например, сценку в уличном кафе, в зале ожидания железнодорожного вокзала, на автобусной остановке, в аэропорту и т. п.) или нечто, происходящее на телеэкране (например, какой-нибудь телевизионный «круглый стол» или художественный фильм).

^

Задание 5. Проницательность.


Как часто мы говорим: «Я бы на твоем месте» и при этом действительно думаем: «Если бы Я был бы на твоем месте, то я бы...»

Но на самом деле совсем не просто проникнуться внутренним состоянием другого человека. К примеру, согласны ли вы со следующим правилом: тот, кто не может осознать сигналы своего собственного тела, никогда не сможет достаточно точно уловить сигналов другого?

В. Биркенбил считает, что, чем выше проницательность человека в собственном мире чувств, тем больше он может развить ее в отношении другого.

Опираясь на вышесказанное, попытайтесь описывать сигналы своего собственного тела с помощью текущих словесных комментариев (как это делают спортивные радиокомментаторы). Можно это делать не только мысленно проговаривая про себя, но и громко вслух или даже записать на магнитофон. Попытайтесь в течение 10–15 минут описывать каждый сигнал тела, который замечаете, например: «Я морщу лоб, мои губы сжаты, я стремительно иду на кухню, моя спина онемела от того, что я стою на одной ноге, я ремонтирую кофеварку...» Попробуйте отыскать как можно больше сигналов подобного типа.

Задание 6. Попробуйте подражать человеку, который находится рядом с вами или которого вы видите на телеэкране.

Некоторым людям подобные перевоплощения даются очень легко, другие же делают все скованно и неестественно. А к какому типу принадлежите вы?

Задание 7. Чтобы развить чувство интонации, можно проводить «тренировки» перед телевизором, причем для них годится любая передача. Информационные передачи, правда, содержат меньше интонационных нюансов, чем художественные фильмы.

Смотрите телевизор и пытайтесь вербализовать интонационные сигналы. Например: «Он говорит громко, агрессивно, робко, медленно...». Вы скоро убедитесь, что нюансы, которые проявляются во время упражнений, вы сможете воспринимать и в жизни, словесно описывая их.

Задание 8. Ведите протоколы наблюдений за окружающими. К примеру, один из таких протоколов описан в книге В. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов»:

«Господин М. бормочет: «Какое свинство» (интонация). Мой сосед справа взглянул неодобрительно (мимика). Я при этом усмехнулся (мимика). Госпожа Биркенбил медленно прохаживается (поза или действие?). Господин У. оглянулся назад (мимика) и закрыл свой протокол (жестикуляция), чтобы она ничего не смогла прочитать (умозрение). При этом она даже и не пыталась это сделать! Я еще раз усмехнулся (мимика). Я заметил, что здесь, на семинаре, вообще много усмехаюсь (Гм!). Теперь господин М. пристально смотрит перед собой (мимика). Ему ничего не приходит на ум (или мне нужно ему подсказать)? Это опять умозрительное предположение. Теперь я должен, собственно, поставить контрольный вопрос. Ха! Я вдруг заметил, что мое левое колено раскачивается (поза или жестикуляция?), - можно предположить, что я делаю это уже давно. Тетя рядом со мной грызет свою ручку (мимика или жестикуляция?). Она делает это всегда, когда мы что-нибудь должны писать. Знает ли она об этом? Ее сосед рассматривает ее (мимика). Она ничего не замечает (?). Госпожа Биркенбил дотронулась до своей верхней губы (жестикуляция). Теперь смотрит на часы (жест, так как действие?). Я тоже (у меня жестикуляция!). Еще две минуты. Господин М. вызывающе уронил ручку (жестикуляция)! Теперь он демонстративно откинулся на спинку стула (его поза, моя интерпретация!). Мой сосед опять взглянул на него неодобрительно (мимика). Его лицо часто выражает неодобрение. Осознает ли он это? Я констатирую, что мое колено опять качается (по-видимому, это все-таки жестикуляция?). Господин М. громко зевает (интонация?). Он излучает много сигналов, чтобы показать, что он выделяется на нашем фоне (с его стороны - дистанцирование, с моей - умозрение). Я ему как-то в перерыве указал на это (действие, спланированное, ха!). Моя левая рука судорожно держит бумагу (жестикуляция). Ага, мое колено опять раскачивается (определенно жестикуляция!). Впрочем, мне нужно за этим еще понаблюдать... Время вышло.»

Комментируя подобные задания, В. Биркенбил пишет, что «знание о том, к какой категории относится тот или иной сигнал, создает в нашей голове лишь некую условную базу, которая, с одной стороны, облегчает восприятие, а с другой - предоставляет нам возможность общения с помощью языка тела» (1).

Задание 9. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по приведенным отрывкам попробуйте догадаться о том, что в действительности происходит с их персонажами.

1....Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку (И. А. Бунин).

2.Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого (И. Ильф, Е. Петров).

3.[Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:

- А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе, хе, хе! (Ф. М. Достоевский)

4.Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез (Б. Пастернак).

^ 5.Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь (И. Ильф, Е. Петров).

6.Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш (Л. Н. Толстой).

7.Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха (С. Цвейг).

^ 8.Ты запрокидываешь голову - затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева).

9.Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании (И. Ильф, Е. Петров).

10.Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него (Ю. Тынянов).

Задание 10. Обоснуйте следующие утверждения. Приведите аргументы – «за» и «против».

^ 1. Мимика и жесты это - …

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) проявление нашего бессознательного;

г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть.

^ 2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов…

а) более выразителен;

б) более многозначен;

в) более индивидуален.

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же:

а) качание головой из стороны в сторону;

б) кивок головой вверх-вниз;

в) когда морщат нос;

г) когда поднимают вверх указательный палец;

д) когда хмурят лоб;

е) когда подмигивают;

ж) когда улыбаются.

^ 4. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»:

б) глаза;

г) брови;

5. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на...

а) одежду;

б) походку;

в) внешность;

г) осанку;

д) манеры;

ж) деятельность.

^ 6. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его...

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) комплексе неполноценности;

г) сосредоточенности;

д) шизоидной акцентуации.

^ 7. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него...

а) злой взгляд;

б) взгляд исподлобья;

в) низкий лоб;

г) бегающие глаза;

д) циничная ухмылка;

е) шишковатый череп;

ж) руки с наколками;

з) бритая голова.

^ 8. Большинство используемых жестов и поз...

а) передаются из поколения в поколение;

б) заучены с детства от родителей;

в) подсмотрены у других и заучены;

д) имеют национально-культурную специфику.

Задание 11. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Задание 12. Согласны ли вы с приведенным мнением? Обоснуйте свои ответы с помощью примеров из жизни или художественной литературы.

^ Чрезмерная плотность населения чаще всего усиливает у людей:

а) чувство одиночества,

б) чувство «анонимности»,

в) чувство агрессии,

г) раздражительность,

д) уход в себя,

е) чувство взаимопомощи,

ж) понижение работоспособности,

з) усталость, слабость.

Задание 13. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

^ 1. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2.Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив её заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» - «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» - «Для тебя у меня всегда найдется время...»

4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, он все обыскал - книги нет как и не было!

5. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.

Задание 14. Укажите, что могут означать указанные в таблице жесты партнера по переговорам.


№ п/п

Жест, поза

Что это может означать в поведенческом плане?

1.

Раскрытые ладонями вверх руки

2.

Руки спрятаны (за спину или в карманы)

3.

Пиджак расстегнут или снимается в Вашем присутствии

4.

Руки скрещены на груди

5.

Кисти рук расслаблены

6.

Руки сжаты в кулаки (или пальцы сцепились так, что побелели суставы)

7

Сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена, опирается на руку

8.

Опирается щекой на руку

9.

Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

10.

Голова слегка наклонена набок

11.

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

12.

Ладонь охватывает подбородок, прикасаясь к нижней губе

13.

Медленно и осторожно снимает очки, тщательно протирает стекла

14.

Прихватывает губами или прикусывает дужку очков или другие предметы, находящиеся в руках

15.

Расхаживает по комнате

16.

Пощипывает переносицу

17.

Прикрывает рукой рот во время высказываний

18.

Старается на Вас не смотреть

19.

Взгляд в сторону (от Вас)

20.

Ноги или все тело обращено к выходу

21.

Потрагивание или легкое потирание носа, обычно указательным пальцем Часто сопровождается ерзанием, поворотом туловища боком.

22.

Потирание за ухом или перед ухом, потирание глаза

23.

При рукопожатии рука партнера стремится быть сверху

24.

При рукопожатии рука партнера стремится быть снизу

25.

Поднятые брови, слегка наклоненная голова и сомнение во взгляде (начальника)

26.

Начальник начинает избегать встречи взглядом с подчиненным

27.

Хозяин кабинета во время разговора начинает собирать бумаги на столе

28.

Рука засунута в карман пиджака, большой палец снаружи

29.

Говорящий жестикулирует сжатым кулаком

30.

Пиджак застегнут на все пуговицы

31.

Зрачки расширены

32.

Зрачки сузились

33.

Пощипывает мякоть руки между большим и указательным пальцами

34.

Руки ухватились одна за другую, образовав как бы один большой кулак, при этом большие пальцы могут ритмично потирать друг друга

35.

Взгляд опускается, лицо отворачивается

36.

Рот расслаблен, подбородок слегка выпячен вперед

37.

Взгляд собеседника встречается на несколько секунд с Вашим, на лице - легкая боковая улыбка

38.

Отводит глаза, услышав вопрос

39.

Во время ходьбы голова опущена, руки сцеплены за спиной

40.

Сидит «верхом» на стуле

41.

Скрестил ноги (нога на ногу)

42.

Скрестил руки на груди, скрещены ноги

43.

Женщина, скрестив ноги, покачивает верхней ногой

44.

Взгляд поверх очков

45.

Быстро срывает очки и бросает их на стол

46.

Захватывает нос в щепоть, при этом глаза закрыты

47.

Сидит отклонившись назад

48.

Наклон головы вперед, взгляд исподлобья

49.

Тело повернуто в сторону, взгляд с боку

50.

Руки на бедрах (стоя)

-

51.

Руки опираются на колени (сидя)

52.

Стоит опираясь на стол руками, широко расставив их

53.

Переплетены пальцы рук, большие пальцы потирают друг друга

54.

Женщина медленно поднимает руки к шее, если надето ожерелье, то притрагивается к нему

55.

Грызет ногти, ручку или карандаш

56.

Короткое дыхание, часто сопровождаемое неясными звуками

57.

Кисти рук сжимают друг друга

58.

Потирание шеи ладонью

59.

Женщина поправляет прическу (без нужды)

60.

Мужчина начинает пинать (стол, например)

61.

Держится прямо

62.

Раскрытые кисти рук упираются друг в друга пальцами (наподобие «домика»)

63.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх

64.

Одна ладонь мягко вложена в другую

65.

Покашливает (но не болен)

66.

Закуривает сигарету

67.

Гасит или оставляет догорать сигарету, не докурив

68.

Локти на столе, кисти рук перед ртом

69.

Позвякивание монетами в кармане

70.

Подергивает мочку уха

71.

Теребит ухо

72.

Руки заведены за спину, и одна сильно сжимает другую

73.

Скрещенные лодыжки, руки вцепились в подлокотники кресла

74.

Крепко держит себя за запястье или сдерживает всю руку, держа ее за спиной

75.

Постукивание по столу или по полу ногой

76.

Щелканье колпачком ручки

77.

Голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты

78.

Машинально рисует на бумаге

Задание 15. Американские психологи Дж. Эднигер и М. Паттерсон провели эксперимент:

В огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим - нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук» (возраст и пол роли не играли).

В другом подобном же эксперименте в читальном зале университетской библиотеки девушка, выдающая книги, «невзначай» прикасалась к одним посетителям (без учета пола, возраста, расы, статуса и т.д.) и не трогала других. В тот же день всех побывавших в читальном зале под видом социологического опроса проанкетировали - в анкете нужно было оценить сотрудников библиотеки по ряду параметров (деловым качествам, интеллектуальным возможностям, доброжелательности, внешним данным и т.п.). Библиотекарша показалась «тронутым» более красивой, доброй, а также она показалась им более умной и профессионально пригодной.

Объясните данный феномен. Какие категории людей, на ваш взгляд, более чувствительны к случайным прикосновениям - мужчины или женщины, взрослые или дети, высоко- или низкостатусные субъекты, экстра- или интроверты?

Задание 16. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Ответьте на вопросы: Какова роль пауз в беседе? Нужны ли они в разговоре?

Прокомментируйте высказывание А. Моруа, который в «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сцены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».

Задание 17. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что датчанка своим поведением якобы намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Задание 18. Поясните, пользуясь приведенным примером (А. Моруа), как ситуация общения «задает», «навязывает» выбор определенных средств общения.

1. «Мужчины, а тем более женщины должны чувствовать себя в согласии с окружающей средой. Мне безразлично, в чем быть, в смокинге, костюме, но я чувствовал бы себя крайне неловко, придя на ужин во фраке и увидев остальных мужчин в пиджаках. Я сумел бы преодолеть неловкость, но все же я чувствовал бы себя много лучше, последовав общему правилу. Слабость? Разумеется. Но она естественна в человеке».

2. «Короткое или длинное платье?»- спрашиваете вы, когда вас приглашают на ужин. И вы правы. Правило должно быть. Не ради того, чтобы убить оригинальность, но чтобы заявить ее. Подлинная оригинальность возможна и внутри правила».

Задание 19. Прокомментируйте следующие отрывки из романа С. Моэма «Театр». Какими невербальными средствами и зачем воспользовалась актриса Джулия Ламберт?
1. Все с той же надменной, но беспредельно приветливой улыбкой, улыбкой королевы, которую та дарует подданным во время торжественных процессий, Джулия пристально глядела на Джун. Она ничего не говорила. Она помнила афоризм Жанны Тэбу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько сможешь». Джулия, казалось, слышала, как громко бьется сердце девушки, видела, как та съеживается в своей купленной на распродаже одежде, съеживается в собственной коже.

2. Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте. Кроме нее, в ней участвовала Джулия, и Майкл поставил сцену так, что все внимание зрителей должно было сосредоточиться на девушке. Это соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда, следовала на репетициях всем указаниям Майкла. Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе желтое платье подходящего оттенка. В нем она и выступала на генеральной репетиции. Но одновременно с желтым Джулия заказала себе другое, из сверкающей серебряной парчи и, к удивлению Майкла и ужасу Эвис, в нем она и появилась на премьере во втором акте. Его блеск, и то, как оно отражало свет, отвлекало внимание зрителей. Голубое платье Эвис выглядело рядом с ней невзрачным и унылым, как линялая тряпка. Когда они подошли к главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то - как фокусник вынимает из шляпы кролика - большой платок пунцового шифона и стала им играть. Она помахивала им, она расправляла его у себя на коленях, словно хотела получше рассмотреть, сворачивала его жгутом, вытирала им лоб, изящно сморкалась в него. Зрители, как завороженные, не могли оторвать глаз от красного лоскута.

Джулия уходила в глубину сцены, так что, отвечая на ее реплики, Эвис приходилось обращаться к залу спиной, а когда они сидели вместе на диване, взяла девушку за руку, словно бы повинуясь внутреннему порыву, совершенно естественным, как казалось зрителям, движением и, откинувшись назад, вынудила Эвис повернуться в профиль к публике. Джулия еще на репетициях заметила, что в профиль Эвис немножко похожа на овцу. Автор вложил в уста Эвис строки, которые были так забавны, что на первой репетиции все актеры покатились со смеху.

Но сейчас Джулия не дала залу осознать, как они смешны, и тут же кинула ей ответную реплику; зрители, желая услышать ее, подавили свой смех. Сцена, задуманная как чисто комическая, приобрела сардонический оттенок, и героиня Эвис стала выглядеть одиозной. Эвис, не слыша ожидаемого смеха, от неопытности испугалась и потеряла над собой контроль, голос ее зазвучал жестко, жесты стали неловкими.

Джулия отобрала у Эвис мизансцену и сыграла ее с поразительной виртуозностью. Но ее последний удар был случаен. Эвис должна была произнести длинную речь, и Джулия нервно скомкала свой платочек; этот жест почти автоматически повлек за собой соответствующее выражение; она поглядела на Эвис встревоженными глазами, и две тяжелые слезы покатились по ее щекам. Вы чувствовали, что она сгорает со стыда за ветреную девицу, вы видели ее боль из-за того, что все скромные идеалы, ее жажда честной, добродетельной жизни осмеивются столь жестоко. Весь эпизод продолжался не больше минуты, но эту минуту Джулия сумела при помощи слез и муки, написанной на лице, показать все горести жалкой женской доли. С Эвис было покончено навсегда.
Темы рефератов


    1. Кинесика как наука. Общее представление о языке телодвижений.

  1. Исторический аспект зарождения кинесики как науки.

  2. Классификация невербальных сигналов.

  3. Язык пространства. Зоны и территории.

  4. Сигналы глаз.

  5. Жесты рук и кистей рук.

  6. Поза как обобщающий компонент языка тела.

  7. Технологии взгляда.

  8. Защитный барьер, сформированный с помощью рук и ног.

  9. Язык любви: жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания.

  10. Язык тела: жесты и движения, связанные с использованием сигарет, трубок и очков.

  11. Язык тела: жесты отзеркаливания, собственнических и
    территориальных претензий.

  12. Мир прикосновения.

  13. Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.

  14. Невербальные аспекты коммуникации в процессе делового общения.

  15. Как понять иностранца без слов. Как понять без слов американца. Как понять немца, англичанина и француза без слов. Как понять без слов японца и араба.

  16. Способы искусственного повышения статуса.
^ Методические рекомендации по написанию реферата
Выполнение реферата позволяет расширить кругозор, ознакомиться со значительным количеством литературы; способствует приобретению студентами навыков самостоятельного творческого решения практических задач; развивает мышление; приобщает будущего специалиста к практической деятельности в рамках выбранной специальности.

Любого незнакомца можно "прочитать" всего с пяти взглядов: первый - на глаза, второй - на нос, третий - на губы, четвертый - на уши, пятый - на овал лица. Древние физиогномисты (специалисты по чтению лиц) верили, что наш характер отражен на нашей физиономии.

Мы тоже почти в этом убедились.
А теперь ваша очередь проверить.

Есть такая теория, что первыми физиогномистами были китайские врачеватели, которые считали, что определенные типы лиц притягивают к себе и определенные болезни. Но, рассматривая десятки физиономий ежедневно, они с удивлением обнаружили, что по чертам лица легко прочитывается характер пациента. Современная наука морфопсихология, родная дочь физиогномики, этого не отрицает.


Считается, что глаза - зеркало души, поэтому им в науке о лицах придается особое значение. Восточные физиогномисты, например, различали несколько десятков видов глаз - глаза волка, овцы, слона, тигра, вепря, льва, феникса... Мы предлагаем вам более упрощенную и проверенную в деле схему.

- Большие глаза бывают у открытых и честных людей, чаще всего у лидеров. Такие люди вспыхивают, как спичка, но, правда, быстро отходят. Если вспышка произошла при свидетелях, потом очень смущаются.

- Маленькие . Ох, не верьте им: они частенько лукавят. Хотя, с другой стороны, говорят о живости характера, невероятной предприимчивости и проницательности.

- Глаза "грустного клоуна" (уголки опущены вниз) свидетельствуют о хронической меланхолии и привычке по любым поводам ныть и отчаиваться.

- "Кошачьи" (уголками вверх) выдают темпераментного и "хищного" человека. Особенно в том, что касается охоты за противоположным полом.

- Выпуклые . Их обладатель старается ничего не упустить из виду, чтобы потом растрезвонить по секрету всем)" свету последние новости.

- Глубоко посаженные бывают у интровертов, которые живут исключительно в собственном внутреннем мире. А тут их как бы и нет.

- Идеал . Хотите знать, какие они, идеальные глаза? Тут нельзя не процитировать фразу из старинного манускрипта,- "Они излучают свет и тепло, хорошо защищены веками и имеют выразительную радужную оболочку". Значит, дело все-таки не только в форме!

Разумеется! В деле самопознания очень важен цвет глаз. Даже специалисты по криминалистике признали, что он напрямую связан с темпераментом.

- Карие встречаются у вспыльчивых, властных и... ленивых людей, которые жить не могут без развлечений. Кареглазых характеризуют по-разному: барин, сибарит, гурман.

- Серыми глазами спокойно взирают на мир трудоголики и люди, жаждущие власти. Впрочем, когда надо, эти стальные глаза могут, смягчиться и обаять кого угодно.

- В голубых глазах отражается отнюдь не безоблачное небо. Перед вами не слезливый романтик, а весьма прагматичная натура, которая знает, чего хочет.

- Зеленые глаза бывают у людей, которые жаждут любви и посвящают всю жизнь поискам идеала. Поэтому зеленые глаза - большая редкость в наше время.

О чем говорит форма носа
Физиогномисты считают нос своеобразным генератором жизненной энергии, поэтому на изучение этой выдающейся части лица изведено немало бумаги и чернил. Различают столько форм носов, что нам и не снилось. Хотя, если проанализировать, все они легко укладываются в четыре самых распространенных типа. Остальные - всего лишь "вариации на тему".


- Крупный
. "О человек с выдающимся носом, - вещают старинные трактаты, - ты родился под счастливой звездой!" Ведь массивные носы вырастают у талантливых, ярких, заметных личностей. Есть у них и маленький недостаток - они любят совать его, куда ни попадя.

- Курносый . Разоблачает жуткого упрямца, взбалмошную и своевольную личность. К таким невероятно сложно приспособиться - у них "семь пятниц на неделе".

- Орлиный . Сидит на лице гордого, вспыльчивого и немного высокомерного человека. А в целом это замечательный нос. О таких говорят: "Он не злопамятный, просто у него память хорошая".

- "Картошка" . Любит хорошо провести время - погулять, пропустить по рюмочке с друзьями. Очень разговорчивый сердечный. Хотя о нем иногда за глаза говорят: "Простота хуже воровства".

- Прямой . Он же идеальный. Считается, что обладателям кого носа везет в жизни, как никому другому. Они спокойны, рассудительны, хотя и немного медлительны.

P.S. Что касается длины носа, то особо не обольщайтесь, физиогномисты говорят, что эта часть лица растет в течение всей жизни.


Если глаза говорят о задатках человека, то губы свидетельствуют о том, как он свои задатки реализовал жизни.


- Улыбающиеся (уголками вверх) . Такие губы бывают только у людей, которые вот уже несколько лет подряд не знают проблем. То есть у оптимистов.

- Грустящие (уголками вниз) наводят на смутное подозрение, что почти всю сознательную жизнь их обладатели печалились, разочаровывались и страдали. Хотя, с другое стороны, кто такой пессимист? Информированный оптимист!

- Полные губы . Обожают хорошо покушать, отдохнуть, а любую свободную минутку посвятить поцелуям. Их обладатели жаждут славы, обожания, хлеба и зрелищ. Обидно, что эти весельчаки с возрастом превращаются в рабов своих желаний.

- Узкие . Не верьте, что узкогубый человек зол и коварен. Привычка поджимать губы родилась у него в далеком детстве, когда он по какой-то причине стал прятать свои эмоции. Так что перед вами просто эмоционально зажатый человек. Плюс к этому - педант и жадина.

- Верхняя губа полнее нижней . Человек отличается умом и сообразительностью (по крайней мере, так он считает). Очень любит монологи. И особенно, если говорит он сам. Хотя, в общем и целом, если не считать занудливости, он очень добрый и покладистый человек.

- Нижняя полнее верхней . На вопрос: "Кого вы больше всего любите?", он ответит с придыханием: "Себя..." Такой индивидуум считает, что мир вращается вокруг него и исключительно по его желанию. Эгоист высшей пробы!

- Идеал . Чтобы выяснить, как выглядят идеальные губы, мы решили привести цитату из старинных трактатов: "Если губы пропорциональны, равномерны, одинаково выпуклы и очерк их правилен, они выражают честный, размышляющий, твердый и правдивый характер"


Поразительно, до чего же они все-таки напоминают эмбрион человека. Неудивительно, что физиогномисты не могли не заметить столь очевидного сходства. "Ухо, - говорят они, - это не только аппарат для улавливания звуковых волн, но и показатель интеллекта, сексуальности и таланта". С этим нельзя не согласиться. Итак...



- Уши, расположенные выше уровня бровей
, свидетельствуют о недюжинном интеллекте. С обладателем таких ушей можно часами говорить о квантовой физике, экзистенциалистах, последних разработках в области генетики и прочей "зауми". Однако при всей своей учености этот гений не может разобраться в конструкции крана или утюга.

- На уровне глаз . Ну, это наш с вами размерчик! По крайней, мере, интеллект такой, что кроссворд осилит. Посвятив пару дней наблюдению за ушами окружающих людей, мы единодушно пришли к выводу: уши на уровне глаз расположены практически у всех.

- Ниже уровня глаз . Не задавайте лишних вопросов, дабы не вогнать человека в краску! Может, он не вполне уверен, будет ли дважды два четыре! Хотя давно замечено, что это может быть ярчайшим признаком влюбленности.

- Маленькие ушки говорят не о том, что у их обладателя "хромает" слух. Они буквально "кричат" о высокой чувственности, сексуальности и изобретательности в постели.

- Большие уши встречаются у мудрых людей и доморощенных философов. А если узор ушной раковины четкий и хорошо развитый, то ваш знакомый имеет недюжинные музыкальные способности.

- Идеал . Он описан кратко, но емко: "Твердые розовые уши". Как ни странно, никаких особых черт характера они не демонстрируют. А говорят всего-навсего о крепком здоровье.


По мнению физиогномистов, овал лица - самая информативная часть человеческого тела. Кстати, лица всех людей мира легко поделить на четыре типа.

- Квадратное . Широкое и угловатое, с квадратными скулами и массивной челюстью. Человек с таким лицом обладает огромной физической силой. Чего, увы, нельзя сказать об уме. Эти люди вспыльчивы, грубы и испытывают просто патологическую тягу к власти, деньгам и массивным золотым цепям.

- Круглое . На Востоке луноликие когда-то считались эталоном красоты. "Кругленькие" действительно такие - умные, приветливые, компанейские, общительные. Некоторые из них умеют "делать" деньги. Впрочем, в наше время круглолицым людям живется нелегко - им не хватает жесткости и у них практически отсутствуют честолюбивые устремления.

- Треугольное . Лицо, резко сужающееся от широкого лба к острому подбородку, свидетельствует о высокой чувствительности и одаренности. Люди с такими лицами находят применение своим талантам буквально повсюду. Например, специалисты утверждают, что треугольные лица очень распространены среди шпионов, агентов и резидентов.

- Продолговатое . Удлиненное лицо с узким подбородком говорит об уравновешенности, развитом интеллекте и организаторском таланте. Такие люди обладают удивительной способностью добираться до высших карьерных ступеней. Правда, в повседневной жизни они производят впечатление "горячих финских парней".

- Идеал . Вот какая форма лица, по мнению специалистов, свидетельствует о гармоничной личности: "Лицо в длину должно быть равно утроенной длине носа, а ширина лица должна равняться длине ладони от кончика среднего пальца до запястья".