Юлия соломонова, муж. Кто такие Ах Астахова, Сола Монова и другие поэты-звезды «ВКонтакте Биография Юлии Соломоновой

Сола Монова (Юлия Соломонова) - одна из самых читаемых поэтесс рунета. Широкую известность она получила с развитием социальных сетей, откровенно эпатируя публику своими стихами. Сейчас общее количество ее подписчиков в соцсетях более миллиона.

Сама же поэтесса родом из Владивостока, где она выросла, закончила режиссерский факультет Дальневосточного института искусств и Институт экономики и менеджмента ДВГТУ.

После она уехала в Москву, где закончила ВГИК, вышла замуж, сняла несколько фильмов, но именно поэзия принесла ей популярность. Сейчас Сола Монова - мать двоих детей, каждый месяц дает поэтические концерты, выпускает книги и сборники стихов.

PrimaMedia.ГОРОД поговорил с поэтессой о лирике, амплуа, режиссуре и популярности.

Стишки про маленького мальчика

Писать стихи я начала лет в шесть, а научил меня этому папа. Он учил меня разным видам искусств, но как-то именно в стихах у меня были достижения. Я училась и рисовать, но лучшее, что я нарисовала, была моя палитра. Однажды он взял мою палитру и сказал: «Юля, это лучшая твоя картина». И повесил ее на стену. Оказалось, что это портрет Синей бороды.

Папа показал мне, что есть ритм и есть рифма, можно писать весёленькие стихи, а потом с помощью этих стихов манипулировать бабушками. У нас были семейные застолья, приходили бабушки и их друзья, но мы не сидели со взрослыми, нас выгоняли. Но если ребёнок хотел показать свой талант, его с удовольствием слушали.

И я показывала свой талант поэта, писала стихи про маленького мальчика. Помните, раньше была куча таких стишков? Всем страшно нравилось, а мне разрешали оставаться за столом. Я даже опускала язык в бокал с шампанским, пока никто не видел. Что я писала тогда? Папа и мама у меня программисты, и я писала стихи такие:

Маленький мальчик вирус придумал,
Папе в компьютер вирус засунул.
Папа компьютер выбросил в топку,
Держится мальчик за красную попку.

О режиссуре

У меня два режиссерских образования, но я просто немножко пошла другим путем. Режиссура - это очень взрослая профессия. Вот моделью надо стать в 15 лет, да и карьера модели заканчивается, как правило, в 25.

А хороший режиссер должен быть побитым жизнью, видавшим виды. Поэтому у меня еще все впереди, я еще вернусь к кино. Несколько лет я вообще ничего не снимала, занималась детьми.

А съемки предполагают полное отключение от мира, когда ты уезжаешь на несколько месяцев и только об этом и думаешь.

Рунет и видеопоэзия

Сначала у меня была страница на стихи.ру, там все поэты, поэты дружили, играли в поэтические батлы. Когда я поступила во ВГИК на первый курс, моя соседка по комнате в общежитии показала мне соцсеть Вконтакте и зарегистрировала меня.

Я немножко дружила и переписывалась, а потом решила выложить свои стихи. Никто из моих вгиковских друзей не знал, что я пишу стихи. Я получила тогда огромное количество отзывов, их читали друзья, друзья друзей, потом совершенно незнакомые люди.

И когда у моей страницы стало 200 тысяч подписчиков, муж спросил: "Почему у тебя нет книги?".

Я тогда думала так: «Да кому нужна эта книга? Есть же интернет, когда все бесплатно - открыл и прочитал».

Но потом я все-таки решила сделать это. Несмотря на то, что у мужа были друзья, у которых есть крупные торговые сети с книгами, частному лицу вот так вот просто не прийти… Это миф, что если у тебя есть какие-то знакомые в этой сфере, то все получится.

Нам сразу сказали: «Понимаете, с автором никто не работает. С автором работают издательства, издательства работают с крупными компаниями по дистрибуции, а компании по дистрибуции уже работают с магазинами. Так что можете, что угодно издать, но мы не сможем положить вашу книгу в крупный книжный магазин".

И однажды мне написал редактор издательства «Книга по требованию». Мне предложили сделать книгу на таких условиях, что я оплачиваю вёрстку, печать, а они положат мои книги в интернет-магазины.

И я это сделала. В первый день продаж их офис в Москве был завален моими книгами. Это было так удивительно и так приятно. Я почувствовала, что могу не просто писать стихи и выкладывать их в интернет, а что я уже профессиональный писатель.

До этого я работала режиссером, в том числе на телевидении во Владивостоке и в Москве. Но чтобы написать книгу… Хотя во Владивостоке я выпустила когда-то книгу, но это была больше шутка, некий пиар-ход для меня, как для телеведущей.

Потом пришла идея снимать короткие ролики на стихи. Так у меня появился талантливый оператор Аня Мун, видеограф и оператор «Мунфильм». Мы получаем от этого огромное удовольствие и снимаем их постоянно.

О взрослении

С возрастом поменялись не стихи, а поменялись темы. Даже если брать режиссуру, то по Станиславскому самое главное - это сверхсверхзадача. А сверхсверхзадача - это жизненная позиция автора. И, конечно, я в 16 лет и сейчас в 38 - это совершенно два разных человека.

В 16 лет я ходила без шапки зимой, чтобы быть красивой. Это все определяет. А сейчас я никогда в жизни не выйду без шапки. Лучше я буду некрасивой, зато будет тепло. Есть какая-то формула, по которой живут все, она встроена вовнутрь.

Жизнь - это как квест, переходя из одного возраста в другой, ты получаешь задания и выполняешь их. Тогда у меня было романтическое настроение, я ходила без шапки зимой, потому что за каждым углом могло ждать какое-то сумасшедшее приключение, я была такая в 16 лет и стихи такие же.

А сейчас я - мать, жена, взрослая женщина, и мне нужно все это сохранить. Совершенно другая задача. Я не путешественница, я - очаг, и делаю все, чтобы сохранить тепло.

Стихи про мудаков

Это был хит. Но если отследить, люди реагируют на что-то яркое и эпатажное, а потом им либо неинтересно, либо они открывают для себя что-то другое. Что-то другое - это лирика.

Я долгое время считала, что лучшее, что я написала, это вообще стихи в низовых жанрах. И я была настолько уверена в этом. Мне говорили: «Нет, Юля, это совсем не лучшее! Ну да, это смешно. Но ведь самое главное - лирика». Я думала: "Да кому нужна эта лирика!"

И вот теперь я понимаю, что сарказм - это весело и здорово, но читатели, которым нравится сарказм, они как перелетные птицы... просто пролетают над тобой. А те читатели, которые нашли себя в моей лирике, это мои друзья на ментальном уровне. У нас с ними общая боль, а друзья по боли они более верные, чем друзья по радости.

Стихи про мудаков - это хорошие стихи. Они тоже болезненные. Ведь ключевое слово не «мудак», а человеческая боль.

Я думаю, что герои моих стихов - это множество разных образов, которые не берутся из воздуха, это все подсмотрено и увидено. На первом курсе театрального института, когда я училась, собирали актеров и давали задание: идите на улицу и через час принесите характерности. Будь это старушка, торговка семечками или прохожий.

И те, кто приносил характерности и показывал их наиболее точно, их всегда воспринимали весело и с аплодисментами. Также и в стихах… когда это узнаваемо, это цепляет.

О вдохновении

Сам процесс написания стихов зависит от многих факторов. Они как будто «скачиваются» откуда-то. Открывается некая дверь, портал, и в этот момент надо бросить все и записать. Потому что потом, что бы ты не делал, не пойдет.

У меня довольно высокая техника, я могу зарифмовать все что угодно. Но зарифмовать и «скачать» - это две большие разницы. Можно долго и нудно все рифмовать, найти оригинальные рифмы.

Но душевность, легкость, невозможность представить, как два слова могли лечь рядом и дать новый смысл, приходят только через это открытие. И эти стихи могут быть легкими, тяжелыми, философскими, матерными.

Я стала замечать, что когда я себя хорошо веду, не злюсь, не завидую, не делаю гадостей, портал открывается чаще. Но еще мешает любая другая деятельность. Как только погружаешься в житейские дрязги, разливаешься в офлайне, пускаешь энергию на что-либо другое, то все - никаких стихов.

Про конкуренцию

Конкуренцию можно отнести к мобильным телефонам, ведь у каждого их всего один или два. Поэтому производители борются за то, чтобы покупали их телефон. И представьте, если речь идет о поэзии. Никто же не заставляет вас выбрать только одного поэта и читать только его. Тем более если это бесплатно. Это не iPhone.

Вы открываете сеть и читаете то, что хочется. И ничем не обязаны. Люди, которые увлекаются поэзией, с удовольствием пойдут на концерты разных поэтов. Концерт - это событие. И чтобы у человека в году было одно событие, это неправильно.

Инженю или травести

Мои образования очень помогают мне в моей поэтической деятельности и на концертах. Я не училась на актрису, и, наверное, я бы не поступила туда. Мое амплуа - это инженю или травести.

Инженю - это молодая героиня, которая до старости щенок, а травести - это девочка, которая играет мальчика. Хорошо со сцены смотрится героиня, когда есть рост, талия, грудь, длинные волосы. Это девушка, которая играет все главные роли.

Я бы никогда не играла главные роли ни в каком театре именно из-за моей внешности. Мне возможно сложней, чем многим артистам и поэтессам. Есть очень красивые поэтессы... неземной красоты. Но я режиссер, я очень быстро ориентируюсь и принимаю какие-то режиссерские решения, что выручают меня.

Я не гастролёр

Я не занимаюсь концертами как гастролёр. И выступаю не менее трех раз за месяц, чтобы не потерять навык и всегда быть в форме. Для меня это не способ заработать деньги.

У меня есть муж, дети, но я не тяну семью, не плачу ипотеку. Я занимаюсь этим исключительно ради собственного удовольствия. И ради того, чтобы мои близкие меня ценили.

Я не просто Юля, что приготовила ужин и умеет монтировать. Я чувствую, что я востребована как поэт.

О негативе

Иногда пишут по делу, я принимаю это к сведению. Но я очень давно занимаюсь соцсетями и понимаю, что главное не то, что пишут, а то, что имеют в виду. Я точно понимаю, что чувствует человек, когда он мне пишет.

Я могу ошибаться, но на 90 процентов, что человек, наверное, сам пишет стихи, ему кажется, что он несправедливо недооценён. И вымещает на мне эту злость. Или женщина,которой кажется, что у нас с ней одинаковый возраст, но выгляжу я не так, как ей бы хотелось. Возможно, она недовольна собой, пытается мне это донести.

Благодаря этим негативным комментариям в мой адрес я понимаю себя лучше. И когда мне хочется что-то подобное написать, я не пишу, потому что ловлю себя на этом.

Картины и духи

На концертах дарят массы прекрасных подарков - картины чудесные и духи. Я обожаю духи. Когда у меня концерт, мне страшно нравится автограф-сессия, потому что приходят девушки, женщины. Все очень красивые, я с ними обнимаюсь.

"Боже, какие духи!" Мне говорят название, я записываю, иду и покупаю. Это забавно, но мне бывает, приносят и дарят их, даже если во флаконе осталось немного, чуть-чуть, но это всегда так приятно.

О красоте

Красота это не только внешнее, но и внутреннее. Красота поступков, мыслей, помыслов. Просто внешняя красота - самая хрупкая из всех красот.

Я считаю себя счастливой раз в неделю 5 минут. И это мои самые главные минуты.

Самое главное для любой женщины - не бояться исполнять свои мечты, даже если они кажутся странными. Потому что самая странная мечта - самая настоящая. Это же очень странно... хотеть быть поэтессой.

Про Владивосток

Я приеду во Владивосток, у меня очень много там друзей и знакомых. Это в Ростов можно приехать, провести концерт, со всеми встретиться за два дня. А если у меня будет концерт во Владивостоке, ехать нужно надолго, а у меня пока возможности нет. Но я приеду на целую неделю обязательно.

Это как прекрасное платье... дорогое, роскошное, которое висит до особого случая, и поэтому ты не идешь в нем за хлебом. И я жду особого случая, чтобы приехать.

Текст: Юлия Никитина

Поэтесса Сола Монова: "Есть люди, которые созданы, чтобы спасать других"

3 октября в Москве состоится поэтический вечер #СамоеВремяЖить, где выступит популярная поэтесса Сола Монова. Эта поэтическая история - про легкую благотворительность. Про то, что помогать можно легко и с удовольствием. HELLO.RU узнал у поэтессы, как стать популярной, избавиться от навязчивых сетевых поклонников и почему важно помогать взрослым.

Юля (настоящее имя поэтессы - Юлия Соломонова. - прим. ред.), во сколько лет вы начали писать стихи? Кто был вашей первой аудиторией?

Стихи я начала писать в шесть лет, научил меня папа. Он показал, что есть ритм, а есть рифма, и можно складывать слова в озорные четверостишия на разные темы. Мы так баловались. Сначала писали про фломастеры, потом про маленького мальчика, а потом я прочла эти стихи на семейном застолье и сорвала овации. С тех пор я пишу почти каждый день.

В школе переделывала академическую программу, используя нехорошие слова, и на переменах веселила одноклассников, в театральном писала для капустников, в самые сложные периоды жизни писала для снятия стресса, в стол или в сеть.

В какой момент и почему вы решили сделать стихи своей основной профессией? Насколько известно, у вас несколько высших образований: менеджмент, два режиссерских - одно из которых ВГИК. Вы даже успели поучиться в голливудской киношколе! Почему стихи и куда делась любовь к режиссуре?

Так получилось. Я всегда писала стихи и никогда не придавала этому большого значения. Был у меня, правда, период, когда я писала поздравления на заказ, но это тоже было несерьезно.Заказчики говорили: "Юля, у тебя такое чувство юмора!". Однажды я написала песни для школьного выпускного про всех учителей за одну ночь.За сто долларов. Учителя рыдали.

А вот к режиссуре я всегда относилась трепетно. Я училась много, долго, более семи лет работала на телевидении, режиссером и главным режиссером, ставила спектакли, массовые зрелища, я мечтала о большом кино. Но легкости никогда не было, это был труд, самопожертвование, что угодно, но не баловство.

Когда я родила первого ребенка, то на несколько лет ушла в декрет и стала выкладывать свои стихи в соцсети: "Я поэт, зовусь я Цветик, я пишу стихи в соцсети". Однажды мой муж узнал, что у меня 200 000 подписчиков ВКонтакте, удивился и сказал, что это круто и нужно обязательно издать книгу. Я издала две: ЛЕВУЮ и ПРАВУЮ, опубликовала в блоге ссылку на онлайн-магазин, и в первые дни продаж все пункты самовывоза были завалены моими книгами.

Когда я вышла из второго декрета, я поставила небольшой спектакль по своим стихам,опубликовала объявление, и ко мне пришли зрители. Это были настоящие живые зрители, самые замечательные, о которых я мечтала в театральном и во ВГИКе, и они пришли послушать мои стихи. Поэтому я Юля-режиссер теперь работаю у Солы-поэта.

Не могу не задать вопрос, который занимает множество начинающих авторов: как стать популярным в интернете? Как вы достигли такого успеха?

Сейчас сотни тренингов о том, как стать успешным в интернете, с этим вопросом - к их авторам. Я правда не знаю. У меня работает - заниматься творчеством несерьезно, не для вечности, а для себя, не думая о трендах или хештегах. И выкладывать все!Никогда не угадаешь, что выстрелит. У меня есть стихотворение, очень популярное в интернете, так я его написала на пробежке. В тот же период я создала несколько добротных произведений, которых никто не заметил.

На одни мои стихи написали веселую песню для Аллы Борисовны, и она подарила песню Шнурову. Должна выйти скоро. Никогда бы не подумала, что этот текст так далеко пойдет.

Приносит ли вам популярность счастье? Или доставляет наряду с радостью неприятные эмоции? Как вы справляетесь с назойливыми или грубыми поклонниками?

Это такой кайф, когда ты ночью написала крутые стихи, и прямо руки чешутся выложить их в свой миллионный (!!!) блог! Просыпаешься утром, открываешь один глаз, делаешь пост. И что ты видишь? Медленно растут жиденькие лайки, комменты от мамочек, которые зарабатывают по 30 000 с малышом на руках. Не зашло. Но я научилась забывать все неприятное. Поэтому плохое быстро забываю. В моих соцсетях нет троллей.Но это не точно.

Вы - публичная персона, сетевая поэтесса. Как соблюсти баланс частной и общественной жизни?

Про мою жизнь из интернета можно узнать только одно - я пишу стихи. Я думаю 50% публики даже не знают, что у меня есть дети. А некоторые вообще пишут, что я - трансвестит. Я ни с кем из них не спорю. Интернет это маскарад. Все под масками. Как на Венецианском карнавале. Очень комфортно.

Сейчас в тренде делать семейные блоги, вести в сторис беременность, показывать родителей, мужа. Мужья женам пишут комментарии "поздравляю, любимая, с нашей годовщиной" и жены публично отвечают. Это современно, это увеличивает охваты. Но у меня в семье только сын Ваня иногда снимается в сторис, остальные против. Семья в сборе - телефон выключен. А у мужа даже Инстаграма нет.

У вас двое детей. Изменилось ли как-то ваше творчество под влиянием материнства?

Да, конечно. Я написала детскую книгу, которая скоро выйдет. В этой книге, правда, больше про отцовство, чем про материнство. Называется она "Недовольный папа".

Проживал по адресу: Анапа,
Улица Шевченко, дом один, -
Постоянно недовольный папа -
Недовольный папа Константин.

Был ничем не болен, не уволен,
И накормлен рыбным и мясным,
Но при этом страшно недоволен
Всеми, проживающими с ним.

Второй год подряд вы поддерживаете "Фонд борьбы с лейкемией" . В прошлом году вы принимали участие в акции #краснаяшапкапротивлейкоза, в этом стали одной из героинь благотворительного поэтического вечера . У вас есть какая-то личная история, связанная с этим заболеванием? Что побуждает вас идти по пути благотворительности?

Нет. Слава Богу, нет. Есть люди, которые созданы, чтобы спасать других. Они отдают себя полностью благородным идеям. Я не умею спасать, зато я могу выступить на благотворительном концерте, сделать публикацию, написать стихи. Я делаю все, что могу. Чувства благодати при этом не испытываю. Однажды поняла, что большинство жалостливых картинок в сети и слезы благодарности сборщиков онлайн-пожертвований - фейк.

Настоящая доброта не должна ждать благодарности. Если можешь помочь - просто помоги.Доброта - это когда твоя пожилая соседка болеет и выглядит совсем не умилительно, а ужасно, неприятно, и ведет себя, как многие больные, капризно, неблагодарно, отвратительно, а ты все равно ей помогаешь. Вот что такое настоящая доброта.

Текст: Елена Радченко.

На страницу загадочной темноволосой красотки Солы Моновой в соцсети «ВКонтакте» подписаны свыше 325 тысяч пользователей. Её стихотворения, сопровождаемые яркими фотокарточками, расходятся по Сети десятками тысяч репостов. Поэзия уроженки Владивостока Юлии Саломоновой близка каждой второй барышне, пережившей любовь и предательство, тоскующей из-за увядающей внешности и злящейся на вечно молодых любовниц своих ухажёров. Критики негодуют, как столь поверхностные стишки без зазрения на рифму и литературность могут собирать столько поклонников. При этом даже в Челябинске высказать благодарность поэту пришли не только напудренные девушки, но и суровые мужчины.

Екатерина Степанюк, сайт: Юлия, вас не обижает, что многие вообще не считают ваши стихотворения литературой?

Соломонова: Нет такого представителя искусства, которого бы не ругали. Вспомните, как провалилась «Чайка» Чехова. Если тебя ругают, значит, ты существуешь. В обратном случае, может оказаться, что никто тебя и не заметил. Любой отклик и комментарий — это плюс. Например, как мой любимый поэт Игорь Северянин стал « королём поэтов » и опередил Маяковского? Он издал маленькую брошюрку «Электрические стихи», которую разослал по издательствам. В итоге стихи попались на глаза Льву Толстому, и он разнес их в пух и прах. После этого Северянина начали печатать и хвалить абсолютно все, это было отправной точкой его карьеры. Так что пусть меня ругают, я только за. Хотя признаюсь, что пишу в основном я в поп-жанре.

Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

— Вы живёте в США. Что окружает и вдохновляет вас на поэзию там?

— Последние два года я жила в Майами. Окружало меня море, пеликаны, орлы и русские эмигранты со смешным до ужаса акцентом, где русские и английские слова перемешаны в разнобой. Например, приходишь в русский магазин купить сыр, а тебе говорят: «Ага, а вам чиз (cheese — «сыр» по английски) как сделать: писом (piece — «кусок») или послайсать (slice — «тонкий ломтик»)?». Русские люди берут американские слова и делают с ними всё, что захотят. Другой пример: прихожу с подругой в кафе, и она предлагает: «Давай купим пирожное и пошерим (share — «делить») его». Довольно интересно получается. Поэтому для эмигрантской публики я написала стихи с использованием иностранной лексики. Но писать специально для американских читателей я не планирую, потому что не настолько владею языком. Я понимаю русскую ментальность, поэтому и пишу для земляков. Замечу, что в Америке жить довольно интересно, потому что сложно. Это только кажется, что за границей жизнь сладка.

— Иногда вы позволяете себе использовать в произведениях нецензурную лексику. Считаете это оправданным? (Отсюда и далее приводятся вопросы челябинцев, заданные 3 апреля на творческой встрече в книжном магазине, — прим. ред.).

— Думаю, что ненормативную лексику по праву запретили использовать в произведениях литературы. Но для меня полного запрета нет. Может быть, я не настолько крутой автор, чтобы написать без таких слов. Ведь всем понятно, что с матом намного проще передать эмоции. На самом деле русский язык богат, и в бранных словах есть своя красота, как и в карликах. Они уродливые и в то же время прекрасные. Признаюсь, моя свекровь с ужасом ждёт момента, когда учительница в школе попросит дочь Нину рассказать стихотворение, и она прочитает что-то из моего саркастического, в недетском жанре.

— Расскажите, Юлия, кто ваш муж, и как он относится к вашему увлечению?

— Мы познакомились во Владивостоке, когда он еще был депутатом местной думы. Такой амбициозный, рискованный. Сейчас он просто бизнесмен. К моему хобби супруг относится положительно, за исключением двух вещей: запрещает писать о политике и употреблять нецензурные слова.

Творческая встреча с Соломоновой в Челябинске. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

— Не все ваши стихи читала, но в большинстве, которые мне попадались, мужчина предстает ужасным мудаком. Каким же должен быть ваш идеальный мужчина?

— Мне кажется, вы просто попали в тот период. Целый месяц на волне читательских откликов я могу публиковать только саркастические стихи. А потом начинается другой период, лирический, где много боли, и пользователи, переориентируясь, воспринимают её также доброжелательно, как и сарказм. Я вообще пишу разные стихотворения, самое главное — в них много личных подробностей. Но есть в моей копилке и философские произведения. Например, стихотворение про Тадж Махал «Довези меня, Рикша, до Агры», о моем путешествии в Индию, — это настоящая литература.

— Кем видите себя через 10 лет?

— Сейчас живу в Москве, лишь наездами появляюсь в Америке. Поэтому и ближайшие планы связаны со столицей. Вообще у меня три высших образования, два из них — режиссерские: закончила театральную режиссуру во Владивостоке и ВГИК в Москве. Поэтому через десять лет вижу себя режиссером драматического театра, в котором на материале своих произведений буду ставить спектакли.

— А Челябинск вам не навеял какие-нибудь рифмы?

— Сложно сымпровизировать, каждое стихотворение следует обмумывать. Но мне однозначно понравилась розовая дымка Челябинске. Она такая романтичная.

Соломонова читала стихи в Челябинске под аккомпанемент музыкантов. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

Соле Моновой – 40 лет. Будучи кинорежиссером, театральным режиссером, актрисой, она, судя по рейтингу, является самой популярной поэтессой на страницах интернет-пространства. Женщина пишет яркие запоминающиеся стихи и поддерживает молодые таланты.

Ранние годы

Место рождения Юлии Соломоновой (она издается под псевдонимом Солы Моновой) – Приморский край, город Владивосток. Родилась она 29 мая 1979 года. Литературное творчество началось в раннем детстве, чему способствовало увлечение поэтическими произведениями всей семьи.

После окончания английской спецшколы девушка обучается в Дальневосточной Академии искусств, где получает специальность театрального режиссера-постановщика. Учеба продолжается в Дальневосточном техническом университете. У Юлии несколько высших образований по специальностям менеджера, режиссера, актрисы.

Популярность

Популярность к Соломоновой пришла на Дальнем Востоке, – она работала ведущей телевизионных программ, поэтому ее узнавали повсеместно. Но ей хотелось большего. Как результат, поступление во ВГИК, обучение в мастерской, возглавляемой Сергеем Соловьевым и Валерием Рубинчиком. Далее последовала режиссура российских телевизионных авторских программ, также Юлия выступала в качестве ведущей. В 2012 году Соломонова улетает в Лос-Анджелес, где продолжает обучение в голливудской киношколе University of Southern California. Там же она снимает фильм «911». После возвращения в Москву работает на должности главного режиссера на «Первом игровом канале». В этом же году Соломонова приняла участие в Международном фестивале короткометражных фильмов «СтудCINEMAФест», где стала лауреатом, и в Международном Форуме «Золотой Витязь», где была награждена призом в номинации «Бронзовый Витязь».

Все это время Юлия Соломонова пишет стихи. Опусы поэтессы, несмотря на критику, восторгают миллионную аудиторию интернет-сети. Гламурно-саркастические произведения Моновой не могут оставить равнодушными слушателей. Благодаря остроумию, чувству ритма, подборке ярких, неожиданных рифм, к Юлии Соломоновой приходит широкая известность: поэтический блог имеет более чем полмиллиона подписчиков. Видео с записями чтецов, озвучивающих ее стихотворения, популярны и востребованы. Видеопоэзия Солы Моновой развивается, создан и ведется блог поэтических произведений на страницах Инстаграм. На сайте «Стихи.ру» в номинации «Народный поэт» она находится в лидирующей строке.

Поэтесса имеет множество наград и дипломов, подтверждающих признание ее таланта, при проведении конкурса «Вечерние стихи» газетой «Вечерняя Москва» признана победителем. Сола Монова уделяет много значения организации гастролирующих туров по России и посещает города, где встречается с почитателями своего творчества.

Творчество

Выступление поэтессы в 2018 году было организовано на главной площадке столицы. Чтения стихов проходят в виде моноспектаклей, где она выступает, меняя шикарные наряды, – благодарная публика спешит получить автографы. Солой Моновой выпущено пять книг в виде поэтических сборников и прозы.

Личная жизнь

Со слов Солы, будущего мужа (ранее – политика, ныне – бизнесмена)

она встретила при получении диплома на литературном конкурсе, в котором стала победительницей. Отношения пары развивались стремительно: брак был зарегистрирован на второй день после знакомства. Сейчас супруги воспитывают двоих детей. Сола Монова отмечает, что семья и дети внесли в ее поэтические произведения лирическую ноту.

Юлия Соломонова родом из Владивостока. Там она родилась в 1979 году и именно там прошло ее детство. В настоящее время девушка проживает в США. Юля получила несколько высших образований, окончив ВГИК, Институт экономики и менеджмента и Дальневосточную академию искусств. Все это дало ей возможность расширить круг своей деятельности и заниматься творчеством в более широком спектре.

В настоящее время Юля — одна из наиболее популярных поэтесс на интернет просторах. А начиналось ее творчество с распространения своих произведений в социальной сети Вконтакте. Основное, за что народ любит ее стихотворения — это то, что в них люди могут найти частички своей пережитой жизни. Большинство стихов Юли посвящены любви, однако присутствует и другая тематика. В читательских кругах она более известна под псевдонимом Сола Монова.

Помимо писательской деятельности Юлия Соломонова выступила также как режиссер. Нельзя сказать, что ее картины имели огромный успех и популярность, однако они обрели своего зрителя. Возможно, это были все те же поклонники ее писательского таланта, однако народ смотрел ее фильмы и они ему понравились. Судя по отзывам в интернете, люди хотели бы видеть ее работы еще и еще.

В настоящий момент Юля, которая проживает в США, состоит в официальном браке. Со своим супругом она познакомилась еще в родном Владивостоке. Он тогда был депутатом в местной думе, а сейчас является простым обычным бизнесменом. В будущем супруге Юлю больше всего покорила его амбициозность и рискованность.

Супруг знает о творческих увлечениях жены и не запрещает ей этим заниматься. Единственное, что он внес для нее в табу — это политика и использование нецензурной брани в своих стихах. Если первое удается выполнять без особого труда, то со вторым у Соломоновой иногда все же возникают проблемы.