Жизненный путь Андрея Болконского. Л

Задание № 17

Перечитайте главы XIX-XXXIX части второй третьего тома романа (эпизод Бородинского сражения).

«Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом,- такова ситуация «Войны и мира». И для того, чтобы эту ситуа­цию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризис­ную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман. <...>

«Распадение прежних условий жизни» - этими словами ха­рактеризует автор состояние своих героев в двенадцатом году. Из этого распадения возникают новые отношения людей и новое их самочувствие».

^ С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978

«Эпитет новый главенствует в рассказе о душевных переживаниях основных героев. Отечественная война 1812 года оказывается именно поэтому не только тяжелым, порою мучительным, но и очистительным испытанием для любимых героев Толсто-

го-Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских».

^ Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого

«Война и мир». 1987

С каким чувством едет Пьер в армию? Почему Бородин­ское сражение дано в романе глазами Пьера?

Что такое, по Толстому, чувство патриотизма («скрытая теплота патриотизма», гл. V, ч. III)? Что объясняет Пьеру Андрей накануне Бородинского сражения? Почему его объяснение было столь важным для Пьера? Как проявляется, по Толстому, «истинный патриотизм»? Приведите примеры из романа.

Что происходит в душе Пьера накануне и во время Бородинского сражения, что он понял на батарее Раевского? В чем эта сцена сцеплена со сценой на батарее Тушина в эпизоде Шен-грабенского сражения? Кто настоящие герои Бородинского сражения?

В чем противопоставлены Кутузов и Наполеон в эпизоде

Бородинского сражения?

Какие герои романа несут в себе «наполеоновское» нача­ло? В чем оно заключается?

В чем величие Кутузова для Толстого? Как вы понимаете такое утверждение: у Толстого «Кутузов - великий полководец потому, что он - великий человек» (В. Ермилов)? Подтвержда­ется ли оно изображением Кутузова в этом эпизоде?

«Еще в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на нее глубокое, проникающее впечатление: «Миром господу помолимся». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью - будем молиться»,- думала Наташа».

Это новое соборное понятие - миром - появляется на страницах книги вместе с началом войны...»

С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978

Как раскрывается в эпизоде Бородинского сражения содержание слова «миром»?

Почему для Толстого Бородино - великая победа русских? Как писатель объясняет причины этой победы?

Почему эпизод Бородинского сражения - композиционный центр романа?

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

Цели:

  • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;
  • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

  • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;
  • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;
  • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • Выяснить отношение героев романа к данному событию.

Оборудование:

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир Война
Естественно Противоестественно
Нравственность Безнравственность
Истинный патриотизм Мнимый патриотизм
Истинные герои Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

Впечатление от окружающего мира глазами героя.

Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

Что приводит Безухова на Бородинское поле?

Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

Ключевое слово – красота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- Единение, братство , основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX).

С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Кутузов Наполеон
Идея Идея мира Идея войны
Отношение к людям Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность Непритязательная Непривлекательная
Манера поведения Естественность и простота Позёрство
Отношение к битве “Сражение” “Игра”
Руководство сражением Управляет “духом войска” Считает себя великим стратегом
Я - реализация Единение со всем народом Эгоизм
Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель

Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

3 том, часть1
Роль личности в истории
1.Как характеризует Толстой войну, начавшуюся в 1812 году?
2.Какова причина этого события?
3.Как оценивает Толстой мнения историков о причине войны?
4.Может ли человек повлиять на ход исторических событий?
5.В каких границах человек свободно проявляет свою волю?
Начало войны
6.Хотел ли Наполеон войны?
7.Что он сделал перед отъездом из Дрездена?
8. Как относилась французская армия к Наполеону?
9. О чем мечтают в войске Наполеона?
10. Что сделали польские уланы, переправляясь через реку?
11. Ждали ли русские войны, и готовился ли к ней царь?
12. Какая фраза Александра особенно понравилась ему самому?
13. Как удалось Борису подняться во мнении важных лиц?
14. Как описывает Толстой внешность и поведение Мюрата?
15. Как Мюрат разговаривает с Балашовым?
16. Как принял Балашова Наполеон?
17. Какова манера его речи?
18. Почему он не боится сказать что-то не то и что-то не так?
19. Как отзывается Наполеон о русском командовании?
Князь Андрей в русской армии
20. Какая цель стала главной для князя Андрея?
21. Какой стала ему казаться жизнь?
22. Почему он сам перешел из Молдавской армии в Западную?
23. Почему он на какое-то время забыл об Анатоле?
24. В каком состоянии нашел он русскую армию?
25. Какая партия была самая многочисленная при штабе?
26. Чем напоминал Пфуль(?) Вейротера?
27. Какие выводы делает князь Андрей из своих наблюдений?
28. Как его решение уйти из штаба было принято при дворе?
Николай Ростов
29. Как Николай Ростов понимает смысл войны?
30. Как он относится к рассказу о подвиге Раевского?
31. Как ему самому удалось взять в плен драгуна и выиграть бой?
32. Думал ли он заранее о своем подвиге?
33. Мог ли он совершить подобное в 1805 году?
34. Что он думает о случившемся потом?
35. Что поразило его в раненном им враге?
Москва и начало войны
36. Как молилась Наташа?
37. С какой из молитв, прочитанных дьяконом, она была внутренне согласна?
38. Что излечило Наташу?
39. Почему Пьера перестали мучить вопросы государственного устройства?
40. К чему он чувствовал себя готовым?
41. Как он конкретно представлял это?
42. Как он относился к москвичам, проповедующим патриотизм?
43. Как слушали у Ростовых чтение манифеста?
44. Как откликнулась Наташа на слова отца?
45. На что в манифесте обратил внимание Пьер?
46. Чего больше в Петином патриотизме – верности «царю и отечеству» или чувства крепкой связи с Родиной?
47. Что замечает Пьер в московском дворянстве при встрече царя?
48. Как здесь уничтожается патриотическое значение этого собрания?
49. Поддался ли Пьер ложному патриотическому подъему?
50. Какие надежды он связывал с совещанием дворян?
3 том, 2 часть
Причины поражения французов
1. Какова, по мысли Толстого, причина поражения французов?
2. Предвидели ли русские, чем они смогут победить Наполеона?
В Лысых Горах
3. Что и как думала о войне княжна Марья?
4. Как противопоставлено ее мнение отношению к войне Жюли Карагиной?
5. Что думает о войне старый князь Болконский?
Взятие Смоленска
6. Как вели себя жители Смоленска до начала бомбардировки?
7. Как купец Ферапонтов относится к приближению французов?
8. Что удерживает его в городе?
9. Как рисует Толстой постепенное разрушение привычной жизни?
10. С чем он сравнивает эту картину?
11. Как отнесся Ферапонтов к разграблению его добра?
12. Как относится князь Андрей к поджогам домов?
13. Почему Берг поступает иначе?
14. Какое новое чувство родилось в князе Андрее после сдачи Смоленска?
15. Как он стал относиться к людям?
16. Признали ли солдаты князя Андрея своим человеком?
17. Что чувствует князь Андрей, навестив опустевшие Лысые Горы?
18. С каким чувством смотрит он на купающихся солдат?
Отношение к войне в Петербурге
19. Какие два кружка были в Петербурге?
20. Чем различалось их отношение к Наполеону?
21. Почему князь Василий мог бывать в обоих кружках?
22. Как и почему менялось его отношение к Кутузову?
23. Замечают ли в обществе хамелеонство князя Василия?
Смерть старого князя Болконского
24. Какая душевная борьба происходила в княжне Марье, когда заболел ее отец?
25. Что пробудило в ней жалость и любовь к отцу?
26. О чем были его последние мысли?
27. Думала ли княжна Марья о войне после смерти отца?
28. Почему она не согласилась с предложение Бурьен?
Богучаровский бунт
29. Почему не все крестьяне уходили от французов?
30. Считал ли Толстой естественными эти чувства крестьян?
31. Почему богучаровские мужики подчиняются французам, а не княжне Марье?
32. Как они относятся к ее предложению дать им хлеб?
33. В чем конкретно выразилось их неповиновение?
34. Как Николай Ростов подходил к мужикам, говорил с ними?
35. Почему ему было стыдно слышать слова благодарности от княжны Марьи?
36. Как меняется его речь, когда он говорит с ней?
37. Как на него подействовал рассказ княжны об ее горе?
38. За что княжна Марья полюбила Николая Ростова?
Отношение Кутузова к войне
39. Как отнесся Кутузов к проекту Денисова? Что он говорил, будет ли сражение?
40. Во что он верил? Как его вера действовала на князя Андрея?
41. Откуда в нем эта сила веры и прозрения?
42. Как Кутузов относится к приказам о запрещении поджогов?
43. Как он ответил на сообщение князя Андрея о смерти отца?
44. Каким он предстал перед князем Андреем? (внешность)
45. Какими способами возбуждает Растопчин «патриотизм» толпы?
46. С каким чувством Пьер едет в армию?
Бородинское сражение
47. Хотели ли начальники обоих войск сражения?
48. Как определилось место этого сражения?
49. Почему русские не потерпели поражения?
50. Почему Толстой избрал Пьера, чтобы его глазами увидеть сражение?
51. Какое было первое чувство Пьера при встрече с солдатами?
52. Как объяснил солдат, стоявший за телегой, смысл предстоящего сражения?
53. Когда Пьер яснее понял его слова?
54. Какая деталь пейзажа постоянно прослеживается Толстым?
55. В чем видит Пьер причину возбуждения среди штабных?
56. Как понимает смысл будущего сражения Борис Друбецкой?
57. Какую маску он натягивает на себя?
58. Что думал о предстоящем сражении князь Андрей?
59. Какой представлялась ему жизнь?
60. Какие два направления принимают его мысли?
61. Так ли равнодушен князь Андрей к отечеству, как он хочет себе доказать?
62. Есть ли в его воспоминаниях о Наташе что-нибудь кроме «ряда грубо намалеванных картин»?
63. Что и как говорит он Пьеру о царях, полководцах и священнослужителях?
64. Во что верит князь Андрей? С чем он связывает успех сражения?
65. Что он думает о Кутузове, Барклае де Толли?
66. Как он говорит о войне?
67. Что и как отвечает Наполеон на сообщение о том, что русские не сдаются?
68. Какая обстановка царит при его дворе?
69. Верил ли он в свое всемогущество?
70. Как Толстой доказывает обратное?
71. Как Наполеон отзывается о сражении? Понимает ли он, в чем сила армии?
72. С кем сравнивает Толстой Наполеон?
73. Какую художественную роль играет туман, расползавшийся над полем битвы?
74. Какая картина открывается перед Пьером?
75. Только ли Пьер ощущает торжественность момента?
76. Какое впечатление производил он на окружающих?
77. Что особенное почувствовал Пьер на батарее Раевского?
78. Какие два впечатления переменили настроение Пьера?
79. Какие детали передают ужас войны?
80. Что удивляет и раздражает Наполеона с начала сражения?
81. Как меняется его поведение, когда он узнает об атаке левого фланга?
82. Какой исход сражения видится ему сейчас?
83. Как оценивает Кутузов ход сражения?
84. Почему он резко оборвал Вольцогена?
85. На чем основана уверенность Кутузова в победе?
86. Как действовал Кутузов на поле Бородина?
87. В каком положении оказался полк князя Андрея?
88. Как ведут себя солдаты и сам князь Андрей?
89. О чем его последние мысли?
90. Что он думает и чувствует, слушая рассказ унтер-офицера?
91. Какая мысль поразила его сознание, когда он на соседнем столе увидел раненного в бою Анатоля?
92. Каким показан Наполеон к концу сражения?
93. Какие чувства появляются у него?
94. Чего, по мысли Толстого, Наполеон никогда не мог понять?
95. Какая армия победила в этом сражении?
96. Как Толстой отзывается об этой победе и значении Бородинского сражения?
97. Какая вторая мысль вырастает из художественного описания этого сражения?
3 том, 3 часть
Еще о роли личности в истории
1. Какими сравнениями Толстой доказывает, что появление завоевателей не является причиной войн?
2. Какую ошибку совершают историки? Как надо изучать историю?
3. Над чем задумывается Толстой, изображая исторических деятелей?
Совет в Филях
4. Хотел ли Кутузов оставить Москву? Почему она была оставлена?
5. С кем сравнивает Толстой французскую армию?
6. Какой вопрос волнует сейчас Кутузова?
7. В чем была цель Бекигсена на совете в Филях?
8. В какой форме ставят вопрос о сдаче Москвы Бекигсен и Кутузов?
9. Зачем Толстой показал здесь крестьянскую девочку Малашу?
10. Почему население оставляло Москву? Как Толстой оценивает это?
Элен и Пьер
11. Чем занята в эти дни Элен? Считает ли она себя виноватой в чем-то?
12. Когда ее письмо было доставлено Пьеру? О чем она писала?
13. Чего желал Пьер, покинув Бородинское поле?
14. Что чувствует он во время разговора с солдатами?
15. Какое желание охватывает его? Что препятствует его осуществлению?
16. Что влекло Пьера к народу?
Отъезд Ростовых из Москвы
17. Какое настроение в доме Ростовых? Как объясняют они мотивы своего отъезда?
18. Кто и как говорит в это время о патриотизме?
19. Как участвовала Наташа в общих сборах?
20. Почему она пригласила раненых остановиться в их доме?
21. Как отнеслись родители к ее просьбе о раненых?
22. Как восприняла Наташа их запрет?
23. С какой просьбой в это же время явился Берг?
24. Как исполняется Наташин приказ?
Вступление Наполеона в Москву
25. Какое было время года? Какая погода стояла в Москве?
26. О чем думает Наполеон, глядя на Москву?
27. С чем Толстой сравнивает покинутую Москву?
28. Кто и зачем остался в Москве?
29. Верил ли Растопчин, что Москва будет оставлена?
30. Почему он решил казнить Верещагина и чем отпраздновал это убийство?
Пьер в Москве, занятой врагами
31. Какова была причина пожара Москвы, по мнению Толстого?
32. Было ли оказано сопротивление французам?
33. Что привлекало Пьера к намерению убить Наполеона? Как он видел это?
34. Какое влияние имело это свидание на обоих?