16 воздушная армия наградные листы. Участие в Великой Отечественной войне

16-я воздушная армия

    Начало формированию 16-й воздушной армии было положено Приказом НКО 8 августа 1942 г. Временно командующим был назначен генерал-майор авиации П. С. Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром - полковой комиссар А. С. Виноградов, заместителем командующего - генерал-майор авиации С. И. Руденко.
    Однако в связи с ухудшением обстановки под Сталинградом формирование новой воздушной армии замедлилось. К тому же, несмотря на разделение 5 августа Сталинградского фронта на два (Сталинградский и Юго-Восточный), оба фронта продолжали подчиняться командующему войсками Юго-Восточного фронта, а авиация - командующему 8-й воздушной армией. Все внимание их в это время было направлено на отражение штурма Сталинграда.
    Только 1 сентября генералы П. С. Степанов и С. И. Руденко были вызваны в Камышин, где представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г. К. Жуков и А. А. Новиков объявили им окончательное решение об ускорении формирования 16-й воздушной армии. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, генералу П. С. Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С. И. Руденко - руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.
    Возвратившись на командный пункт армии в совхоз Сталинградский, генерал С. И. Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й воздушной армии в составе войск Сталинградского фронта, которыми командовал генерал-лейтенант В. Н. Гордов.
    Формировалась 16-я воздушная армия из соединений и частей 8-й воздушной армии и резерва Ставки ВГК. Первоначально в неё вошли 220-я и 283-я истребительные, 228-я и 291-я штурмовые авиадивизии и 2 отдельных авиаполка.
    В 283-ю истребительную авиадивизию входили 431, 520, 563-й и позднее 812-й истребительные авиаполки на самолетах Як-1 (командир полковник В. А. Катаев, военком старший батальонный комиссар Н. Л. Ходырев, начальник штаба подполковник А. А. Савинов). 291-я смешанная авиадивизия (сад) под командованием Героя Советского Союза подполковника А. Н. Витрука (военком старший батальонный комиссар П. И. Петров, начальник штаба подполковник Ф. М. Седов) состояла из 243-го и 245-го штурмовых авиаполков на самолетах Ил-2 и 30-го бомбардировочного авиаполка на Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м шап. Прибыл еще 954-й шап, и дивизия стала именоваться штурмовой.
    Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15 августа в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н. Г. Белов (начальник штаба), А. С. Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В. И. Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В. И. Ребров (главный инженер), подполковник А. П. Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А. С. Черный (начальник разведывательного отдела), Е. И. Матов (начальник отдела связи) и Ф. С. Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.
    К началу сентября в воздушной армии также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (лбап) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.
    Армия базировалась на полевых аэродромах севернее Сталинграда в сложных условиях, так как прифронтовая полоса до предела была насыщена войсками и различными тыловыми органами.
    28 сентября 1942 г. командующим 16-й воздушной армией был назначен генерал С. И. Руденко.
    В составе Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и с 17 февраля 1944 года 1-го Белорусского фронтов участвовала в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. За годы войны армия совершила около 280 тыс. самолёто - вылетов. За боевые отличия 30 её соединений и частей преобразованы в гвардейские, 208 награждены орденами, 64 присвоено почётное наименование; свыше 27,5 тысяч воинов армии награждены орденами и медалями, более 200 лётчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, а А. Е. Боровых, В. М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостоены этого звания дважды, И. Н. Кожедуб - трижды.
  Командующие:
Степанов П. С. (08.08.1942 - 28.09.1942), генерал-лейтенант авиации
Руденко С. И. (28.09.1942 - до конца войны), генерал-майор авиации, с конца января (проверить?) 1943 генерал - лейтенант авиации, с мая 1944 генерал - полковник авиации
  Зам. командующего по политчасти (до 9.10.1942 военный комиссар):
Виноградов А. С. (17.09.1942 - до конца войны), полковой комиссар, с 05.12.1942 полковник, с 01.05.1943 генерал-майор авиации
  Начальники штаба:
Белов Н. Г. (05.08.1942 - 30.10.1942), полковник, с 07.08.1943 генерал-майор авиации
Косых М. М. (30.10.1942 - 15.04.1943), генерал-майор авиации
Брайко П. И. (15.04.1943 - до конца войны), генерал-майор авиации, с августа 1944 генерал-лейтенант авиации
  Литература:
Михайлик Я. Д.,"Соколиная семья", Москва, 1971
Руденко С. И.,"Крылья Победы", Москва,1976
"16-я воздушная", Москва,1973
Пруссаков Г.К. и др. "Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)", Москва, Воениздат, 1973.

  Состав на 05.07.1943:
3 бак (ген.-майор авиации Киривацкий А. З.)
6 сак (ген.-майор авиации Антошкин И. Д.)
6 иак (ген.-майор авиации Ерлыкин Е. Е.)
2 гв. шад (полковник Комаров Г. И.)
299 шад (полковник Крупский И. В.)
1 гв. иад (подполковник Крупенин И. В.)
283 иад (полковник Денисов С.П.)
286 иад (полковник Иванов И. И.)
271 нбад (подполковник Рассказов К. И.)

  Состав на 25.12.1944:
6 шак - 240 самолетов Ил-2,
9 мак - 240 самолетов Ил-2,
2 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
11 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
3 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
13 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
6 иак - 240 самолетов Як-3, Аэрокобра,
1 гв. иад - 120 самолетов Аэрокобра,
286 иад - 120 самолетов Ла-5, Ла-7,
282 иад - 120 самолетов Як-1, Як-9,
176 гв. отд. иап - 40 самолетов Ла-7,
3 бак - 192 самолета Пе-2,
183 бад - 96 самолетов Пе-2,
221 бад - 96 самолетов Бостон,
9 гв. нбад - 120 самолетов По-2,
242 нбад - 120 самолетов По-2
Всего самолетов - 2384
Из них: штурмовиков - 720, истребителей - 1120, бомбардировщиков - 324, ночных бомбардировщиков - 240.

Торжественные мероприятия на 237-м Выставочном показательном Центре авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Кожедуба Ивана Никитовича

23 февраля 2018 года по приглашению Председателя Наблюдательного совета «ВПЦ «Крылья Кубинки» им. Героев 16 Краснознаменной воздушной армии генерал-майора Н.А.Кушнарева, Председатель Комитета по связям с общественностью Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» Каширин А.П. принял участие в торжествах, юнармейских мероприятиях, посвященных 100-летней годовщине создания РККА и 75-летию формирования 16 Краснознаменной воздушной армии, которые состоялись в Одинцовском муниципальном районе, п. Новый городок, на Выставочно-показательном Центре имени маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Кожедуба И.Н. военного аэродрома Кубинка.

Справка. Создание. Начало формированию 16-й Воздушной Армии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 августа 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П. С. Степанова и заместителя командующего 8-й ВА генерал-майора авиации СИ. Руденко . Управление 16-й Воздушной Армии было сформировано к 15 августа и в начале размещалось в г. Сталинграде . Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942 г.

К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии - 220-я и 228-я. В 220-ю ИАД входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й ИАП, вооруженные истребителями Як-1 , позже вошел ещё 291-й ИАП на ЛаГГ-3 . В состав 228-й ШАД входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й ШАП, на самолетах Ил-2 . Одновременно из резерва Ставки в 16-ю ВА прибыли ещё две авиадивизии: 283-я ИАД в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го ИАП на самолетах Як-1 и 291-я САД. Последняя состояла из 243-го и 245-го ШАП на самолетах Ил-2 и 30-го БАП на бомбардировщиках Пе-2 ; позднее этот полк был заменен 313-м ШАП. После вхождения в состав дивизии 954-го ШАП, она стала именоваться штурмовой. К началу сентября в ВА также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (ЛБАП) на самолетах По-2 . В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й ВА было 152 исправных самолета: 42 истребителя , 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик .

28 сентября 1942 года Командующим Армией был назначен генерал-майор авиации (впоследствии маршал авиации) Руденко Сергей Игнатьевич .

Участие в Великой Отечественной войне. С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский , Донской , Центральный , Белорусский и 1 Белорусский .

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская , Орловско-Курская , Севская , Гомельско-Речицкая , Мозырь-Калинковичская, Рогачевская, Бобруйская , Норвская, Пражская , Варшавско-Познаньская , Померанская, Берлинская .

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским . Свыше 27,5 тысяч человек из состава 16 Воздушной Армии награждены боевыми орденами и медалями. За мужество и отвагу 204 летчике и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза , трое из них Савицкий Евгений Яковлевич , Боровых Андрей Егорович и Голубев Виктор Максимович - дважды, а Иван Никитович Кожедуб - трижды. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен.

Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 но земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага.

Послевоенный период. После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ) .

В 1968 году управление 16-й Воздушной Армии было награждено орденом Красного Знамени .

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабом перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я Воздушная Краснознаменная Армия вернулась на Российскую землю. С 1 ноября 1993 года управление объединения дислоцируется в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й Воздушной, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством летчиков пилотажных групп « Русские витязи » и « Стрижи » из 237-го центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба восторгались во всем мире.

Реформирование. В 1998 году, при создании единого вида Вооруженных Сил из ВВС и ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооруженных Сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й Воздушной Армии.

В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й Краснознаменной воздушной армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему ВА генерал-лейтенанту В. А. Ретунскому.

Командующие армией во время войны:

    с 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года - П. С. Степанов, генерал-лейтенант авиации () (врем. исп. обязанности);

    с 28 сентября 1942 года - до конца войны - С. И. Руденко , генерал-полковник авиации.

Состав армии на 1991 год

    6-я гвардейская истребительная авиационная Донецкая Сегедская Краснознаменная ордена Суворова дивизия (Мерзебург ) вч пп 57643, позывной - Чаевод . Выведена на Украину . Гроссенхайн ) вч пп 57655, позывной - Чекан .

    Соединения и части Армейского подчинения.

Мероприятия начались с торжественного построения ветеранов, военнослужащих центра, юнармейцев и митинга, который открыл под гимн РФ заместитель командира Центра. На митинге выступил настоятель храма, генерал-майор Кушнарев Н.А., начальник штаба местного отделения юнармейцев Топало И.В. и другие гости. Каширин А.П. тепло поздравил ветеранов с юбилеем прославленного объединения, с Днем Защитника Отечества, передал поздравления от однополчанина генерал-майора Михайленко Ю.В. из города Севастополя и наградил заслуженных летчиков памятной медалью «Маршал Кожедуб И.Н.». По окончании митинга состоялся парад, в котором приняли участие ветераны военной службы, юнармейцы, юные разведчики, воспитанники школы сержантов и военнослужащие гарнизона. После проведения присяги юнармейцев, участники мероприятия осмотрели коллекцию вооружения и техники, формы одежды из частного музея представителя поискового отряда «Связь поколений» Шурховецкого Георгия Валентиновича, учебные места с вооружением времен Великой Отечественной войны юнармейцев.

Справка.

Шурховетский Георгий Валентинович. Профессия – мебельный дизайнер. Увлекался историей, оружием. В составе поискового отряда несколько лет работал по подъему и перезахоронению павших бойцов Красной армии в Карелии и Подмосковье. После многочисленных экспедиций увлекся коллекционированием стрелкового вооружения времен Великой Отечественной войны. Последние коллекции – каски, форма одежды, снаряжение. Собрал уникальную коллекцию штык-ножей и кортиков. оборудовал частный музей. Проводит экскурсии на месте и вывозит коллекции на выставки. Отреставрированный джип, на котором во время войны передвигались Командующие фронтами, принимает участие в параде Победы в Акуловском гарнизоне.

Каширин А.П. во время осмотра выставки, посвященной вооружению инженерных войск и войск РХБЗ, рассказал юнармейцам об истории химических войск, участии войск в боевых действиях, применении огнеметных средств и героях-огнеметчиках 26 Краснознаменной отдельной роты фугасных огнеметов, которые совершили свой подвиг в д. Акулово.

Ветеранов и гостей поздравили дети местной школы исполнением песни «Офицеры», которые выступили с праздничной концертной программой. Перед военнослужащими срочной службы центра с напутственным словом выступили ветераны 16 Краснознаменной воздушной армии. Все гости, взрослые и дети, военнослужащие центра с удовольствием занимались с юнармейцами – инструкторами на интерактивных площадках.

На летном поле военного аэродрома ветераны и гости осмотрели линейку современных самолетов ВВС России.

После обеда из полевой кухни, которую организовали юнармейцы, ветераны на автобусе выдвинулись на территорию частного аэроклуба, где состоялась экскурсия по частному музею «Бункер». Экспонаты в музей были переданы поисковым отрядом «Бумеранг» из г.Наро-Фоминск. Экскурсию по выставочному павильону малой авиации и по тренажерному комплексу подготовки пилотов провел начальник аэроклуба. В заключении экскурсии состоялись соревнования по стрельбе из пистолета ПМ, где ветераны показали высокую кучность стрельбы и хорошие результаты. Первое место по стрельбе из пистолета Макарова занял Каширин А.П. с результатом 25 очков с трех выстрелов.

Насыщенная и интересная программа праздника закончилась вечером. Ветераны покидали аэродром в хорошем настроении, чему способствовала прекрасная морозная солнечная погода и общение с молодежью.

Одновременно из резерва Ставки в 16-ю воздушную армию прибыли ещё две авиадивизии:

После вхождения в состав дивизии 954-го шап, она стала именоваться штурмовой .

К началу сентября в 16-й воздушной армии также имелись 598-й и 970-й на самолётах По-2 . В последующем они стали ночными.

Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолёта: 42 истребителя , 79 штурмовиков и 31 лёгкий бомбардировщик .

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская , Орловско-Курская , Севская , Гомельско-Речицкая , Калинковичско-Мозырская, Рогачевская, Бобруйская , Норвская, Пражская , Варшавско-Познаньская , Померанская, Берлинская .

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским . Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен. Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5 700 самолётов, из них 859 на земле, 3 536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага .

Советские «Ил-2» вылетают на боевое задание под Сталинградом, январь 1943 г.

2 сентября 1942 года 16-я ВА была включена в состав Сталинградского фронта . 4 сентября 1942 года генерал Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. На тот момент в составе армии было 152 исправных самолёта, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 лёгкий бомбардировщик.

Боевые действия воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад и 220-й иад. Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я шад - 05.09 . , 283-я иад - 08.09 . и полки ночников - 10-12 сентября 1942 года). С 28 сентября 1942 года Сталинградский фронт стал именоваться Донским , а Юго-Восточный - Сталинградским . В конце октября 1942 года начальником штаба армии был назначен генерал-майор авиации Михаил Макарович Косых.

За октябрь - ноябрь 1942 года боевой состав армии увеличился - было увеличено число самолётов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолёта вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трёх самолётов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

К 19 ноября 1942 года в составе армии было 342 самолёта (из них исправных 249), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолётов связи. В начале декабря 1942 г. на должность заместителя командующего ВА прибыл полковник И. К. Самохин.

В конце ноября в состав 16-й воздушной армии вошёл 2-й бомбардировочный авиационный корпус (бак), которым командовал генерал-майор авиации И. Л. Туркель. Авиакорпус состоял из двух бомбардировочных авиадивизий (бад), вооружённых самолётами Пе-2: 223-й - под командованием полковника Л. Н. Юзеева и 285-й - во главе с Героем Советского Союза полковником В. А. Сандаловым. Авиакорпус имел 122 исправных самолёта .

На 10.01.1943 года в боевом составе воздушной армии было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолётов связи и транспортных. Всего в ВА насчитывалось 600 самолётов и 488 боеготовых экипажей.

Всего за период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолётовылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия - 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов - 4 116, на удары по аэродромам и их блокирование - 3 087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолётов - 4 262, на воздушную разведку - 2 402, на перехват самолётов и «свободную охоту» - 1 508. За пять месяцев лётчики провели 820 воздушных боёв и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолёта противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6000 автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

За период с 13.07. по 15.08.1943 года авиасоединения армии произвели свыше 22 000 боевых самолётовылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск и действия по железнодорожным перевозкам противника - свыше 13 800, на прикрытие своих войск - до 2 000, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - около 4 200 и на разведку - до 2 000 вылетов. В 425 воздушных боях было сбито до 400 вражеских самолётов. В результате бомбардировочных и штурмовых ударов противник потерял большое количество танков, автомашин и орудий, а также несколько тысяч солдат и офицеров.

К середине апреля 1944 года в авиадивизиях армии оставалось по 40 - 60 самолётов. Всего в 16-й ВА было 658 боевых самолётов. В связи с тем, что 2-й Белорусский фронт свой участок, охватывавший Полесье с юга, и находившиеся на нём войска передал 1-му Белорусскому фронту, 6-я ВА 2-го Белорусского фронта, которой командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. П. Полынин , в апреле 1944 года вошла в состав 1-го Белорусского фронта и была подчинена командующему 16-й ВА. При подготовке к наступлению (апрель - июнь 1944 года) авиачастями ВА было произведено до 48 000 небоевых самолётовылетов, из них около 27 000 учебно-тренировочных. В этот период ВА произвела 4 538 боевых самолётовылетов и бомбоштурмовыми ударами нанесла противнику немалый ущерб в живой силе и боевой технике. В 84 воздушных боях было сбито 68 самолётов противника.

В марте 1945 года на Кюстринском направлении лётчики провели 303 воздушных боя и уничтожили 213 самолёта противника, удержав за собой господство в воздухе.

Авиация противника на Берлинском направлении против трёх наших фронтов имела 3 300 боевых самолётов, входивших в состав 6-го германского воздушного флота, а также воздушного флота «Райх», объединявшего все силы ПВО Германии. В полосе 1-го Белорусского фронта, по данным воздушной разведки, ожидалось до 1 700 самолётов, из них 1 200 истребителей и 300 бомбардировщиков.

Готовясь к Берлинской операции, 16-я ВА одновременно продолжала прикрывать сосредоточение войск, вести борьбу с авиацией противника, наносить удары по войскам и объектам обороны противника, а также выполнять задачи воздушной разведки. Основная борьба на земле и в воздухе в этот период продолжалась за Кюстринский плацдарм, который гитлеровцы пытались во что бы то ни стало ликвидировать. Части воздушной армии прилагали усилия к тому, чтобы оказать поддержку войскам на плацдарме. За период с 01 по 13.04.1945 года в этих целях, несмотря на частые туманы, было выполнено 1 800 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 18 самолётов противника. Накануне начала наступления 14 и 15.04.1945 года части 16-й ВА, поддерживая войска, производящие разведку боем, наносили удары по огневым средствам и пехоте главной полосы обороны противника, вели борьбу с его авиацией и выполняли многочисленные задачи разведки по проверке и уточнению имеющихся данных. За два дня армия произвела 1 152 самолёто-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск - 170, на воздушную разведку - 250 самолёто-вылетов. Лётчики армии провели 48 воздушных боёв и уничтожили при этом 38 самолётов противника.

Общевойсковые армии ударной группировки фронта перешли в наступление 16.04.1945 года в 5 часов утра по московскому времени, после авиационной и артиллерийской подготовки. Во время артподготовки 109 самолётов 9-й гв. нбад и 242-й нбад нанесли удары по вражеским штабам и узлам связи на главном направлении. Всего за первый день операции 16-я ВА произвела 5 342 боевых самолётовылета, из них 2 521 - на бомбардировку и штурмовку войск, 2 610 - на прикрытие войск, авиации и борьбу с авиацией противника и 211 - на воздушную разведку. Это было наибольшее количество вылетов армии в сутки за всю войну. Около 80 % всех самолётовылетов было выполнено для поддержки главной группировки войск фронта. На врага было сброшено 1 500 бомб.

С утра 17 апреля 1945 года воздушная армия из-за туманов и низкой сплошной облачности, ограничивших видимость до 500 м, смогла поддерживать наступавшие войска лишь небольшими группами самолётов. Запланированные сосредоточенные удары по обороне противника на Зееловских высотах не состоялись. Во второй половине дня погода в центре несколько улучшилась, а южнее по-прежнему оставалась крайне неблагоприятной. За 17.04.1945 года части 16-й ВА, в связи с плохой погодой, произвели только 885 самолётовылетов, из них 228 - на бомбардировку и штурмовку войск противника. Со стороны противника было отмечено 273 самолёто-пролёта. За 18.04.1945 года армия в условиях неустойчивой погоды произвела 4 032 самолёто-вылета, в том числе на бомбардировку и штурмовку вражеских войск и объектов - 1 560. Штурмовые авиадивизии уничтожили 40 танков и самоходных орудий, 109 орудий полевой и зенитной артиллерии, 418 автомашин, взорвали 7 складов с боеприпасами, подавили огонь 78 батарей. Помимо того, противнику были нанесены большие потери в живой силе. В воздушных боях штурмовики уничтожили 8 самолётов FW-190. От огня истребителей и зенитных средств противника штурмовики за день потеряли 9 экипажей. 11 самолётов Ил-2 было подбито, но большинство их экипажей вскоре возвратились в части. Лётчики армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. За 19.04.1945 года авиасоединения 16-й ВА произвели 4 398 самолётовылетов, из них 1 968 - на бомбардировку и штурмовку войск и военных объектов противника и 236 на разведку.

16-я воздушная армия была выведена с территории Германии в 1993 году. Почти полвека 16-я воздушная армия входила в состав Группы советских войск в Германии , а впоследствии - Западной группы войск, размещённой на территории ГДР . Находясь на передовых рубежах, в непосредственной близости к реальному противнику, она являлась самым крупным воздушным объединением Вооружённых Сил СССР, оснащённым ядерным оружием и имевшим на вооружении самую современную авиационную технику.

16-я ВА была не только воздушным форпостом, но и уникальной кузницей кадров высшего руководства ВВС. Командующий объединением Е. И. Шапошников стал министром обороны СССР, а затем главнокомандующим ОВС СНГ. Из рядов армии вышли видные военачальники ВВС и ПВО главные маршалы авиации К. А. Вершинин, П. С. Кутахов, маршалы авиации С. И. Руденко, Е. Я. Савицкий, Ф. А. Агальцов, Е. Ф. Логинов, Г. В. Зимин, И. И. Пстыго, П. С. Кирсанов, Н. М. Скоморохов, И. Н. Кожедуб, Г. П. Скориков.

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабам перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я воздушная Краснознамённая армия вернулась на территорию России. Некоторые части, входящие в состав армии, были выведены на территорию СНГ и впоследствии расформированы.

С 1 ноября 1993 года управление армии дислоцировалось в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й воздушной армии, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством лётчиков пилотажных групп «



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Создание
    • 1.2 Участие в Великой Отечественной войне
    • 1.3 Послевоенный период
    • 1.4 Реформирование
  • 2 Командующие армией
    • 2.1 Во время войны
    • 2.2 В послевоенный период
  • 3 Состав армии на 1991 год
  • Примечания
    Литература

Введение

16-я воздушная Краснознаменная армия . Воинское соединение ВС СССР, с 1945 по 1993-й год в составе ГСВГ (ГСОВГ, ЗГВ).

Войсковая часть полевая почта (ВЧ ПП) 13665, позывной - Океан. Штаб - Вюнсдорф (ГДР, Германия).


1. История

1.1. Создание

Начало формированию 16-й Воздушной Армии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 августа 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П. С. Степанова и заместителя командующего 8-й ВА генерал-майора авиации СИ. Руденко. Управление 16-й Воздушной Армии было сформировано к 15 августа и в начале размещалось в г. Сталинграде. Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942 г.

К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии - 220-я и 228-я. В 220-ю ИАД входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й ИАП, вооруженные истребителями Як-1, позже вошел еще 291-й ИАП на ЛаГГ-3. В состав 228-й ШАД входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й ШАП, на самолетах Ил-2. Одновременно из резерва Ставки в 16-ю ВА прибыли еще две авиадивизии: 283-я ИАД в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го ИАП на самолетах Як-1 и 291-я САД. Последняя состояла из 243-го и 245-го ШАП на самолетах Ил-2 и 30-го БАП на бомбардировщиках Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м ШАП. После вхождения в состав дивизии 954-го ШАП, она стала именоваться штурмовой. К началу сентября в ВА также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (ЛБАП) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й ВА было 152 исправных самолета: 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.

28 сентября 1942 года Командующим Армией был назначен генерал-майор авиации (впоследствии маршал авиации) Руденко Сергей Игнатьевич.


1.2. Участие в Великой Отечественной войне

С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский, Донской, Центральный, Белорусский и 1 Белорусский.

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская, Орловско-Курская, Севская, Гомельско-Речицкая, Мозырь-Калинковичская, Рогачевская, Бобруйская, Норвская, Пражская, Варшавско-Познаньская, Померанская, Берлинская.

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским. Свыше 27,5 тысяч человек из состава 16 Воздушной Армии награждены боевыми орденами и медалями. За мужество и отвагу 204 летчике и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза, трое из них Савицкий Евгений Яковлевич, Боровых Андрей Егорович и Голубев Виктор Максимович - дважды, а Иван Никитович Кожедуб - трижды. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен.

Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 но земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага.


1.3. Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ).

В 1968 году управление 16-й Воздушной Армии было награждено орденом Красного Знамени.

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабом перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я Воздушная Краснознаменная Армия вернулась на Российскую землю. С 1 ноября 1993 года управление объединения дислоцируется в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й Воздушной, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством летчиков пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» из 237-го центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба восторгались во всем мире.


1.4. Реформирование

В 1998 году, при создании единого вида Вооруженных Сил из ВВС и ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооруженных Сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й Воздушной Армии.

В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й Краснознаменной воздушной армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему ВА генерал-лейтенанту В. А. Ретунскому.


2. Командующие армией

2.1. Во время войны

  • с 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года - П. С. Степанов, генерал-лейтенант авиации () (врем. исп. обязанности);
  • с 28 сентября 1942 года - до конца войны - С. И. Руденко, генерал-полковник авиации.

2.2. В послевоенный период

3. Состав армии на 1991 год

  • 6-я гвардейская истребительная авиационная Донецкая Сегедская Краснознаменная ордена Суворова дивизия (Мерзебург) вч пп 57643, позывной - Чаевод. Выведена на Украину.
  • 16-я гвардейская истребительная авиационная Свирская Краснознаменная дивизия (Дамгартен) вч пп 59504, позывной - Стойка.
  • 126-я истребительная авиационная Краснознаменная дивизия (Цербст) вч пп 79852, позывной - Кинжал.
  • 125-я авиационная Краснознаменная дивизия истребителей-бомбардировщиков (Рехлин) вч пп 80580, позывной - Побелка. Выведена в Миллерово.
  • 105-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков (Гроссенхайн) вч пп 57655, позывной - Чекан.
  • Соединения и части Армейского подчинения.

Примечания

Литература

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 00:45:29
Похожие рефераты:

Начало формированию 16 Воздушной Арддии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 авп/ста 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П.С. Степанова и заместителя командующего 8-й ВА генерал-майора авиации С.И. Руденко. Управление 16-й Воздушной Армии было сформировано к 15 августа и вначале размещалось в г. Сталинграде. Процесс формирования 16-й ВА продолжался дс 4 сентября 1942 г. К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии – 220-я и 228-я. В 220-ю ИАД входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й ИАП, вооруженные истребителями Як-1, позже вошел еще 291-й ИАП на ЛаГГ-3. В состав 228-й ШАД входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й ШАП на самолетах Ил-2. Одновременно из резерва Ставки в 16-ю ВА прибыли еще две авиадивизии: 283-я ИАД в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го ИАП на самолетах Як-1 и 291-я САД. Последняя состояла V3 243-го и 245-го ШАП на самолетах Ил-2 и 30-го БАП на бомбардировщиках Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м ШАП. После вхождения в состав дивизии 954-го ШАП, она стала именоваться штурмовой. К началу сентября в ВА также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (J1 БАП) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й ВА было 152 исправных самолета: 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.

28 сентября 1942 года Командующим Армией был назначен генерал-майор авиации (в последствии маршал авиации) Руденко Сергей Игнатьевич.

С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский, Донской, Центральный, Белорусский и 1 Белорусский. Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как, Сталинградская, Орловско- Курская, Севская, Гомельско-Речицкая, Мозырь-Калинковичская, Рогачевская, Бобруйская, Нарвская, Пражская, Варшавско-Познаньская, Померанская, Берлинская. Каждый третий авиационный полк ВА стал гвардейским. Свыше 27,5 тысяч человек из состава 16 Воздушной Армии награждены боевыми орденами и медалями. За мужество и отвагу 204 летчика и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза, трое из них Савицкий Евгений Яковлевич, Боровых Андрей Егорович и Голубев Виктор Максимович – дважды, а Иван Никитович Кожедуб – трижды. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен. Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 на земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага. В 1968 году управление 16-й Воздушной Армии было награждено орденом Красного Знамени.

После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии. Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабам перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я Воздушная Краснознаменная Армия вернулась на Российскую землю. С 1 ноября 1993 года управление объединения дислоцируется в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й Воздушной, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством летчиков пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» из 237-го центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба восторгались во всем мире.

В 1998 году, при создании единого вида Вооруженных Сил из ВВС и ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооруженных Сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й Воздушной Армии. В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й Краснознаменной воздушной армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему ВА генерал-лейтенанту В.А. Ретунскому.

8 августа 2007 г. отмечается 65 лет с момента образования 16-й Краснознаменной воздушной армии.


Командующие 16-й ВА год вступления в должность

маршал авиации Руденко С.И. 1942

маршал авиации Агальцов Ф. А. 1947

генерал-майор Забалуев В.М. 1949

главный маршал авиации Вершинин К.А. 1950

генерал-полковник Подгорный ИД 1951

маршал авиации Логинов Е.Ф. 1954

маршал авиации Зимин Г.В. 1956

маршал авиации Пстыго И.И. 1960

генерал-полковник Катрич А.Н. 1967

генерал-полковник Бабаев А.И. 1973

генерал-полковник Корочкин В.Ф. 1978

генерал-полковник Горяинов А.С. 1983

маршал авиации Шапошников Е.И. 1987

генерал-полковник Тарасенко А.Ф. 1988

генерал-лейтенант Казачкин Б.И. 1993

генерал-лейтенант Ретунский В.А. 2002

генерал-майор Белевич A.M. 2007


Белевич Александр Михайлович

Родился 5 января 1958 г. В 1979 г, окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. Окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина с отличием, Военную академию Генерального Штаба с отличием. Службу проходил в Забайкальском, Туркестанском, Дальневосточном военных округах, КСПн. Был летчиком, командиром звена, командиром авиаэскадрильи, заместителем командира дивизии, командиром дивизии, заместителем командующего воздушной армией, начальником штаба армии ВВС и ПВО; генерал-майор, Заслуженный военный летчик РФ, «военный летчик-снайпер». Награжден орденом «За военные заслуги», многими медалями. В должности командующего 16-й ВА – с мая 2007 г.