А фет первый ландыш идея. Первый ландыш фет

Автор искренне восторгался весной. Если читать стих «Первый ландыш» Фета Афанасия Афанасьевича, просто понять, что поэта интересовало любое проявление этого времени года. В данном стихотворении, датированном 1854 годом, признаком весны послужил прекрасный цветок.

Произведение представляет авторский взгляд на образ ландыша. Конечно, появление цветка прямо из-под снега воспринимается поэтом, как подарок начинающейся весны. Фет не мог оставить без внимания такое явление. Чтобы усилить передачу своих ощущений от увиденного, он даже наделил ландыш некоторыми человеческими характеристиками. По мнению автора, цветок способен просить у начинающейся весны больше ярких лучей света, способен видеть сны. Состояние ароматного чистого ландыша для Фета созвучно с ощущениями молодой девушки. Наступление весны и человеку, и цветку предвещает какие-то значимые изменения, в ожидании которых они томятся.

Текст стихотворения Фета «Первый ландыш» создан в очень ритмичной и мелодичной манере, поэтому его легко читать выразительно и учить наизусть. Сделать это можно на нашем сайте онлайн. Также стихи просто полностью скачать при подготовке к уроку литературы (8-9 класс).

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

4 919 0

Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить, что Фет – один из немногих поэтов, который в своем творчестве нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует и в стихотворении , которое было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.

Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!». При этом поэт замечает мельчайшие подобности удивительно теплого весеннего дня, радуясь первым лучам солнца, которое только-только начинает по-настоящему припекать, даря окружающему миру свои ласковые лучи. Ландыш же, увиденный на поляне, автор воспринимает, как «подарок воспламеняющей весны», ее предвестника и верную спутницу. И если первые подснежники на проталинах для поэта лишь символ уходящей зимы, то ландыши он воспринимает как верный знак того, что весна уже окончательно и бесповоротно вступила в свои права.

Этот хрупкий, нежный и очень изящный цветок сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в собственных чувствах и «в первый раз вздыхает – о чем – неясно ей самой». И этот вздох наполнен «избытком жизни молодой», предчувствием и ожиданием счастья. Подобная метафора раскрывает романтическую натуру поэта, который проводит очень удачную параллель между девушкой и цветком, подчеркивая тем самым, что все одушевленные и неодушевленные существа изначально живут в гармонии с природой. Но момент цветения ландыша так же мимолетен и скоротечен, как и молодость. Поэтому в финальных строчках этого стихотворения сквозит легкое сожаление о том, что время одинаково беспощадно для всех, кто живет на этой земле. Поэтому не стоит его тратить на никчемные поступки и мысли. Гораздо лучше наслаждаться каждым прожитым мгновением и получать радость от общения с природой и от совершенства окружающего мира, который настолько благосклонен к человеку, что позволяет ему увидеть маленькое чудо, именуемое весенним ландышем.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Видеть прекрасные моменты А.А. Фет мог всегда и при любых обстоятельствах. Достаточно ему было просто выйти на улицу, как дивный мир природы пытался окутать его колдовством своей красоты. Вот так обычная весенняя прогулка в 1854 году преподнесла всему миру возможность по-новому взглянуть на обычный скромный цветочек, на ландыш, благодаря пейзажному лирическому стихотворению.

С первых строк поэт приписывает этому предвестнику весеннего тепла признаки и качества, которыми обладает живое существо. Автор замечает, что первый ландыш, как только проснулся и выглянул из-под своего теплого одеяла, из-под снега, сразу почувствовал потребность в солнечных лучах, и стал просить их. Такое стремление порадовать всех своею нежностью и пьянящим ароматом, вызывает восхищение автора. Он отмечает негу в том, что этот нежный цветок дарит душистую чистоту этому прекрасному дню.

Во второй строфе своего сочинения автор воздает хвалу первому лучу. Первые признаки весеннего теплого дня отражаются в пламени лучей солнца, которые поэт называет подарком. Третья строфа посвящена сравнению ландыша с молодой девой. Вот она вздыхает, и в этом герой проводит аналогию с цветком. Он нежен и чувственен, его аромат пьянящий. Его белый наряд показатель наивности и тонкости искренней души. Эти две части, дополняя друг друга прекрасно описывают то настроение, которое хрупкий ландыш подарил поэту, вдохновив его на столь чудное произведение.

Яркость стихотворению придают изобразительно выразительные средства, такие как эпитеты и метафоры. В них читается восторг лирического героя данного произведения, что написано четырехстопным ямбом. Фет регулярно использует спондеи и пиррихии, что усиливает эмоциональный характер произведения. Чувствуется, что в воздухе витает пробуждение не только природы, но и чувств.

Стихотворение «Первый ландыш» - совсем небольшое по размеру. Но оно западает в душу уже после первого прочтения. Поэт создал его весной 1854 года, вернувшись домой после прогулки по весеннему лесу. Тогда для него словно заново открылась красота природы, после долгой зимы пробуждающейся к новой жизни.

В стихотворении всего 12 строчек, но в них необыкновенно эмоционально описаны чарующая красота леса, ясный солнечный день, утонченная прелесть хрупкого и нежного ландыша и возвышенные чувства лирического героя. Восторженному взору читателя открывается картина , еще не до конца освободившейся от снежного плена.

Но, несмотря на то, что еще не успел растаять снег, на свет уже робко выглядывают первые . Образ нежных цветов дополняет яркий солнечный свет. Солнце еще не принесло с собой летний жар, сейчас оно дарит расцветающей природе ласковые теплые лучи.

Единство природы и человека

Однако поэт стремится передать не только красоту весенней природы, но и пробуждение человеческих чувств. Недаром ассоциируется с цветущей молодостью, красотой и любовью. Именно поэтому Фет сравнивает первый цветок с юной девушкой, которая робко вздыхает от внезапно нахлынувших, неведомых ранее чувств. Она еще не может разобраться в них, но уже ждет счастливых и радостных перемен.

Автор недаром проводит параллель между девушкой и цветком. Он хочет показать единство человека и природы. Период цветения ландыша столь же быстротечен, как юность, поэтому нужно уметь радоваться каждому мгновению жизни. По мысли Фета, любой человек может быть счастливым, если научится любить окружающий мир. Общение с природой умиротворяет душу, делая человека добрее и жизнерадостнее. Птичье пение, зеленая , цветущий ландыш – все это маленькие чудеса, подаренные природой и несущие в жизнь радость и свет.

Стихотворение Фета – это взволнованный рассказ о чудесном мгновении, когда наступает весна. Слова поэта обращены не к разуму, а к чувствам читателей, возможно, поэтому в «Первом » так много предложений, заканчивающихся восклицательным знаком. Недаром Фета часто называют певцом прекрасного мира природы. Кстати, большинство его стихов положены на музыку и известны как романсы, вновь и вновь напоминающие об удивительной мелодичности его поэзии.

На уроках литературы или на олимпиаде учащимся часто приходится проводить анализ стихотворений. Эту работу вы сможете выполнить качественно и без особых усилий, если познакомитесь с планом (последовательностью и основными составляющими) анализ а лирических произведений.

Инструкция

Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.

Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.

Раскройте творческую историю стихотворения . Если оно было в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализ е произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения . Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов , когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями- у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.

Укажите тему стихотворения : любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализ ировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –

О чем, неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: «…распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта куда не слишком заметный лесной цветок ландыш, которому посвящено небольшое, очень изящное стихотворение.

В стихотворении «Первый ландыш» три строфы-катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший.

Первые две строфы связаны с образом первого ландыша и представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.

Первая строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш»! Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

….из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л – «ландыш», «солнечных», «лучей»

Н – «ландыш», «нега», «девственная», «солнечных»

Ш – «ландыш», «просишь», «душистый»

Первая строфа связана со второй риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде «первого ландыша» – вестника весны.

Во второй строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в первой строфе. В первом стихе 2-ой строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-ой строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе второй строфы – образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.

«Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так готовится мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения.

Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета. «Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращающихся на родину журавлях, с весною связано ощущение, «что, как мир, бесконечна любовь».

В третьей строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» – предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-ой, и в 1-ой строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

В основе ритмической структуры стихотворения – четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-ых и 4-ых стопах всех двенадцати стихов. Ямб – широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.

Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.

Лирическое «я» в стихотворении непосредственно не присутствует. Однако лирическое «я» как бы растворено в образе весенней природы, созданном поэтом. Автор тонко подмечает оттенки человеческих переживаний и связывает их с состоянием природы. Как в этом, так и в других стихотворениях Фет - тонкий знаток и большой мастер изображения психологических нюансов, незаметных на первый взгляд, но очень важных событий в жизни человека и природы.

Задание:

1. Отметьте, как, анализируя стихотворение, автор сочинения подчеркивает единство формы (рифма, размер, звукопись) и содержания произведения.

2. Убедитесь, что мелодическая основа стихотворения – ямб, найдите спондеи и пиррихии.

3. Напишите о вашем восприятии и оценке стихотворения.

А. А. Фет «Одинокий дуб»

Смотри, - синея друг за другом,

Каким широким полукругом

Уходят правнуки твои!

Зачем же тенью благотворной

Все кружишь ты, старик упорный,

По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,

Когда жестоким испытаньям

Придет медлительный конец?

Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?


И под изрытою корою

Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Вокруг тебя незримым ходом

Ползет простор твоих корней,

И, в их кривые промежутки

Гнездясь, с пригорка незабудки

Глядят смелее в даль степей.

Когда же, вод взломов оковы,

Весенний ветр несет в дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты.

Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение – эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах – в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения – «одинокий дуб».

Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор… корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

В первой строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широким полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

Во второй строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в первой строфе риторический вопрос: «Зачем же… кружишь ты?..» – продолжается другими вопросами:


Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?

Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренного и вечного. Возникает представление о жизни, полной «неведомых страданий», жестоких испытаний.

Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. Первая и пятая, последняя, строфы являются обрамляющими, а центральная, третья, строфа – кульминацией в движении поэтической мысли.

В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.

Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» – защитник всего молодого, нежного. «Простор… корней» – очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя». Незабудки – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет миру обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично. Связь «пращура» с потомками не разорвана:

… вести на простор широкий…

Ко внукам посылаешь ты.

Природа в стихах А.А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Задание:

1. Найдите в литературоведческом словаре истолкование понятий «образ», «символ», «аллегория». Дайте оценку умения автора сочинения использовать эти термины.

2. Напишите вступление и заключение, соответствующие теме «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка».


Ф.И. Тютчев “Святая ночь на небосклон взошла…”

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела –

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Творчество Тютчева как единое целое представляет собой романтическое толкование человеком девятнадцатого века проблем своего поколения. В лирике поэта в глубоко своеобразной поэтической форме отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Главный пафос творчества Тютчева - в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны первородных стихий, какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Как бы возвращаясь к исходным темам познания людьми мира, поэт создает поэтические философские созерцания. Таковым является стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, в котором звучит тема ночи - одна из основных тем лирики природы у Тютчева.

Как во многих других, так и в этом стихотворении, картина, нарисованная поэтом, носит характер внебытовой; она лишена точных признаков времени и места действия. Это примета романтико-философской поэзии. Такой род изображения выводит поднятую проблему за пределы частного и помогает решить ее в философском, обобщенном ключе.

Основу стихотворения составляет антитеза “дня любезного” и “святой ночи”, которая помогает человеку проникнуть в “тайное тайных”. Вместе с тем ночь является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении поэта предстает столь величественной и столь трагической. В ночи человек как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. Тема одиночества, в начале стихотворения только намеченная, данная слегка и приглушенно, при описании ночи и чувств человека звучит сильно и полнозвучно. Но в этом роковом космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя. Ночь раскрывает перед ним глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны - и это знание для человека самое высокое. Тютчева-поэта и его героя пугает и одновременно влечет к себе непостижимость, и все непостижимое воплощается для него в конечном счете в понятии “пропасть”. “Пропасть” есть и величайшая тайна, и скрытая “роковая” основа всего сущего. В ней и подсознание, и само сознание, и человеческая душа, таинственная в своих противоречиях. “Пропасть” - это те бездны, которые постоянно держат человека в своей власти и которые открываются перед ним в ночном безмолвии, а ночь, при всей своей призрачности и трагичности колорита, для Тютчева прежде всего “святая”, поэтому мрачное и святое в сознании поэта и в строках стихотворения слились воедино, а понятие “пропасть” в равной мере космическое и обобщенно-психологическое.

Самые трагические вопросы человеческого бытия поэтически и духовно решаются у Тютчева в пантеистическом духе. В стихотворении “Святая ночь на небосклон взошла...” автор выступает одновременно и поэтом-философом, и поэтом-психологом. Психологизм Тютчева тем более сродни философии, что он стремится к обобщению, отталкиваясь от частного. В стихотворении поэт говорит, как правило, не о психологии конкретного человека и конкретном случае, а о возможной психологии всякой человеческой души, о великом чуде природы, о ночном, о всемирном молчании. И говорит он это отрешенными от всего земного и прозаического словами. Отрешенность усиливает и архаический язык. Четырехстопный ямб у поэта выглядит величественным и торжественным, и слова ямбического стиха кажутся возвышенными, хотя среди них нет прямых архаизмов. Во многом эта торжественность звучания обусловлена тем, что стих строится в основном не на коротких односложных, а на длинных многосложных словах (небосклон, отрадный, покинутый и др.). Настроение и интонацию создают и периодическое сочетание звонких звуков д-н-р-дн-д-н-... при описании “дня отрадного” и глухих и шипящих ст-ск-ч-ш-шн-шл при описании “святой ночи”. А в создании романтико-философского пафоса помогает употребление многочисленных сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов.

Итак, стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, несомненно, является одним из ярких примеров философско-пантеистической лирики поэта. Творчество Тютчева, богатое такими шедеврами, относится к непреходящим ценностям русской классической литературы, которая и в наши дни своей целостностью, гармоничностью и лиризмом обогащает духовную культуру человека.


Задания:

1. Отметьте основной тезис в истолковании стихотворения и проследите его развитие.

2. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные автором стихотворения. Отметьте их смыслообразующую роль.

Ф.И. Тютчев “Фонтан”