Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина. А.С

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная , рука рассеянная ). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно ). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий ), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные ), сравнения (душе противны вы, как гробы ). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны ). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Какова композиционная роль открытого финала текста?

После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман…» и «Там, где море тихо плещет…».

При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательское» русло.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

  1. Основное настроение стихотворения - «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?

    Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?

    Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?

    На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?

    Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

    Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?

    Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?

    Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» - «печаль светла» - «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

    Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

    Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?

    Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

    В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка».

УРОК 3. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно-стилистических особенностей стихотворений «Пророк», «Поэту».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

    Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

    Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

    Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

    Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

    В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

    Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?

    Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

    Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…», 1830) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

    Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

    Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?

    Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

    Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

    Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

    Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом труде: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.

УРОК 4. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать:

Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

    О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?

    На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

    Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

    Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

    Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

    Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»

    На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

    Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

    Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

    Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

    Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. - М., 1993. - С. 28.)

    Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

    Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие - приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил - А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

    Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

    Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

    Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

    Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

А.С.Пушкин. «ПОЭТ И ТОЛПА»

Procul este, profani
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел – а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? Чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна –
Какая польза нам от ней?»

Молчи, бессмысленный народ,
Подёнщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий!
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нём не зришь.
Но мрамор сей ведь бог! – Так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нём себе варишь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй,
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы –
Гнездятся клубом в нас пороки!
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы,
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры –
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор – полезный труд! –
Но, позабыв своё служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв!

Это стихотворение заинтересовало меня темой и жанром. Мне захотелось понять, что Пушкин хотел им сказать, а главное – на чьей он стороне: Поэта или толпы. Разумеется, вначале я попыталась обратиться к высказываниям учёных, литературоведов и философов. К своему удивлению, я не нашла ни одного мнения, с которым я бы была согласна.

Мне кажется, что в первую очередь стоит проанализировать творческие и биографические обстоятельства написания стихотворения, если мы хотим прояснить для себя его смысл. Стихотворение «Поэт и толпа» датируется 1828 г. Это был год интенсивных странствий между двумя столицами и деревней, поисков невесты; это был год судебных разбирательств по делу о стихотворении «Андре Шенье» и об авторстве «Гавриилиады». Это был год глубочайшего кризиса во внутренней жизни Пушкина, когда были написаны строки: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…», вызвавшие стихотворную полемику митрополита Филарета. В том же году у Пушкина появляется покаянное «Воспоминание»: «И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, но строк печальных не смываю»…

В.С. Непомнящий связывает пушкинский кризис конца 1820-х годов с ощущением его вины за внешнее благополучие по сравнению с друзьями-декабристами: «И я бы мог, как шут…» (подпись под рисунком виселицы в черновиках Пушкина). Ведь не скопление дурных примет не пустило его в Петербург в канун 14 декабря. Он знал, когда будет восстание. Но не поехал – не потому, что испугался. Скорее уж на перепутье жизненных дорог «шестикрылый серафим» ему указал его путь. То есть произошло грандиозное событие внутренней жизни: Пушкину было явлено его предназначение – предназначение поэта, божественное «воззвание», ради чего следовало пожертвовать всем остальным, и уж тем более – давно пережитыми революционными идеями.

Тема поэта и его отличия от не-поэтов звучит в ряде стихотворений периода после ссылки и после «Пророка». Их принято условно объединять в так называемую стихотворную трилогию о поэте. В 1827 году создано стихотворение «Поэт». В нём Пушкин противопоставляет две ситуации: что происходит с поэтом, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», и что – «лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся». К 1828 году относится рассматриваемое нами стихотворение «Поэт и толпа». В те же годы возникает повесть «Египетские ночи», а в 1830 создаётся сонет «Поэту», где провозглашена независимость творчества от мнения толпы: «Ты царь. Живи один; дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум… Ты сам свой высший суд, всех строже оценить умеешь ты свой труд…» В Болдине осенью написана полемическая, задиристая поэма «Домик в Коломне» с той же идеей свободы творчества.

Без сомнения, данная творческая цель связана была с тогдашней ситуацией в журналистике, которая больше напоминала полицию, требуя, чтобы сочинители восхваляли подвиги николаевской армии на Кавказе и в Польше.

Позднейшую пушкинистику привлекало стихотворение «Поэт и толпа». О нём писали В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, М.Н. Катков, В.С. Соловьёв, В.В. Вересаев, Ю.Н. Тынянов, говорили И.С. Аксаков, А.А. Блок. Но что примечательно – каждый автор нимало не интересовался смыслом стихотворения, а только находил в нём подтверждения своих мыслей или противоречия им. Ведь тема творчества и искусства волнует каждого художника.

Так, Белинский и Писарев, противоположным образом оценивая текст, согласны в одном: что мнение поэта из стихотворения – это мнение Пушкина. И.С. Аксаков также считает последнее четверостишие поэтическим кредо самого автора. И для Каткова «в исповеди поэта выразилась невольно личность самого Пушкина». В.С. Соловьёв, в отличие от них, увидел в произведении определённый конфликт, борьбу «за безусловные права вдохновения». В.В. Вересаев, как известно, рассматривал личность Пушкина «в двух планах», так что данное стихотворение прекрасно иллюстрировало его концепцию. Он отказывает творцу, гению в праве интересоваться «житейскими волнениями», «заботиться о нуждах низкой жизни». А.А. Блок под поэтом и толпой подразумевает нечто своё, современное ему, животрепещущее, глубоко личное, выстраданное.

Ю.Н. Тынянов, касаясь стихотворения, акцентирует внимание на историко-литературном аспекте: «Конкретная направленность пьесы – против современной Пушкину официальной журнальной критики: таковы нападки на требования прямой дидактики, исходившие главным образом от Булгарина». То есть для него несомненно, что у данного сочинения есть абсолютно конкретная, злободневная, сиюминутная цель.

Как нам кажется, не в этом дело, не для этого Пушкин писал своё драматизированное стихотворение. Многие вещи остались вне поля зрения интерпретаторов.

Например, в чём смысл драматизированной формы стихотворения? Кто считает лиру «вдохновенной», а руку поэта – «рассеянной»? Что следует из такой оценки? Для кого народ «хладный», «надменный», «непосвященный», – одним словом, «чернь тупая»? Для персонажей или же для самого автора? Все эти слова в начале произведения даны от лица автора. Это, так сказать, «предлагаемые обстоятельства». Затем повествование сменяется непосредственным диалогом действующих лиц.

Нам кажется неправильным приписывать самому Пушкину мнение какой-то одной стороны, хотя бы даже и Поэта. Драматизированная форма выбрана для того, чтобы показать объективную истину, чтобы поставить перед читателем вопросы, на которые он должен найти ответы сам.

По мнению тупой черни, поэт поёт звучно, при этом напрасно ухо поражая. Чернь задаётся вопросами о «сверхзадаче», тематике бренчания и дидактической цели поэта. Она признаёт воздействие поэта на её сердца и сравнивает его с чародеем, причём своенравным, а не каким-нибудь там покорным, или купленным. Толпе не чужды сравнения: «Как ветер, песнь его свободна» – вроде, хорошо. «Зато, как ветер, и бесплодна» – а это уже не нравится толпе. У неё возникает вопрос о пользе вышеупомянутой песни. Поскольку с самого начала чернь считала, что поэт напрасно поражает ей ухо, последний вопрос, по-моему, риторический.

Поэт в своём ответе не выглядит ни адресатом «божественного глагола», ни человеком высокой культуры, ни просто джентльменом. Это площадная торговка: что ни слово, то ругательство. Поэт обвиняет толпу, что она ценит всё на вес, даже мраморную статую греческого бога – покровителя искусств Аполлона. Печной горшок в его реплике становится символом «нужд низкой жизни», что возмутило революционера-демократа Писарева: мол, а сам-то поэт из чего кашу кушает?!

На это бессмысленный народ, которому поэт отказывает в праве быть сыном небес, отвечает обоснованной дерзостью: мол, раз мы такие плохие, а ты такой умный, то сердца собратьев исправляй, давай нам смелые уроки – а мы послушаем тебя! Издевательская интонация так и слышится здесь!

Поэт в последнем монологе зрительно поднимается на котурны. Он величественно посылает толпу по известному адресу, что, впрочем, перекликается с латинским эпиграфом, в переводе: «Прочь, непосвящённые!» – пошли вон, профаны! Он себя называет «мирным», прямо как царь Дадон, когда под старость захотел отдохнуть от ратных дел!

Поэту нет дела до прагматичной толпы. Он посылает её «каменеть» в её разврате (не связан ли этот глагол идейно с целой галереей образов живого неживого у Пушкина – Каменный гость, Золотой петушок, Пиковая дама и т.д.?).
«Не оживит вас лиры глас!» – параллелью к этой строчке потом прозвучит от лица самого Пушкина, без всякого театрализованного эффекта: «Чувства добрые я лирой пробуждал», между прочим! Поэт из стихотворения оказался несостоятелен в своей нравственной деятельности, в чём и признаётся. «Душе противны вы, как гробы» – инстинктивный страх смерти переносится на мертвецов (духовных, то бишь, на … «мёртвые души»!) и на их «одежду» – гробы. А с душевными недостатками поэт предлагает бороться старыми, испытанными средствами, не имеющими отношения к поэзии, зато полезными: «бичи, темницы, топоры». Последние строки показывают самоидентификацию зарвавшегося поэта, не желающего сметать сор с улиц, со жрецами. Занавес.

Кто тут прав? Мне кажется, что никто. Более того, вспомнив ещё одного пушкинского героя, я нашла у него общее с обеими спорящими сторонами. Персонаж маленькой трагедии Сальери, как Поэт стихотворения, считает искусство сферой для избранных и, как толпа, требует от него практической конкретной, осязаемой пользы. «Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты ещё достигнет?» Сальери как бы включается в толпу из стихотворения, требуя пользы от искусства и от творца. Понятно, что Пушкин не согласен с таким мнением. «Цель художества есть идеал», – писал он.

Сальери причисляет себя к «чадам праха», в которых «песни райские» возмущают «бескрылые желанья». «Зачем бренчит? Чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, как своенравный чародей?» – спрашивает толпа и при этом почему-то возмущается, что её называют «рабом нужды», «червем земли».

Возражение поэта: «Но, позабыв своё служенье, алтарь и жертвоприношенье, жрецы ль у вас метлу берут?» – как ни странно, тоже напоминает размышления Сальери, который считает себя принадлежащим к «жрецам, служителям музыки», не допускает смешивания «священного дара», «бессмертного гения» с проявлениями повседневной живой жизни.

Да, искусство не имеет практической, сиюминутной, материальной пользы. Но обособляться от жизни человек искусства не вправе. Иначе, вынеся жизнь за скобки, он принесёт её в жертву искусству, а «тогда б не мог и мир существовать», потому что этакий «жрец» уничтожил бы его ради прекрасной идеи.

Такой вывод сделала я из данного стихотворения. К сожалению, реальная жизнь только подтверждает эти, на первый взгляд, «измышления».

1)История создания. Пушкин Александр Сергеевич написал данное стихотворение в 1830 году. Поводом для его написания послужили разногласия и жестокая критика его произведений обществом, с которой сам поэт был не согласен.

2)Тема. Это стихотворение относится к важной и философской теме в творчестве поэта, теме поэта и поэзии.

Стихотворение является нравственным поучением и советом начинающим писателям, которые зависят от общественного мнения.

3)Основная мысль. Основная идея этого стихотворения, как мне кажется, заключается в его первом стихе:

4)Композиция. Стихотворение «Поэту» очень необычно по своей композиции. Оно состоит из двух строф-четверостиший и двух строф-трехстиший. Каждая строфа несет в себе отдельный смысл. В первом катрене автор призывает читателя оставаться терпеливым, несмотря на «шум толпы». Во втором четверостишии Пушкин приказывает поэту жить свободно и творить бескорыстно:

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В следующем трехстишии автор уверяет нас, что мы сами должны оценивать свой труд, так как мы самые строгие его судьи. В последней строфе лирик показывает, как жестока толпа, но все же, если ты доволен, то тебе должно быть безразлична критика большинства.

5)Размер, рифма, синтаксис. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, один из любимых у Пушкина. В первом катрене перекрестная рифмовка, во втором – кольцевая, в третьем и четвертом – смежная и кольцевая.

В стихотворении используются все виды предложений для того, чтобы шире передать эмоциональный окрас. Также практически все предложения повелительные, что и обуславливает жанр поучения.

6)Анализ образов. В стихотворении противопоставлены образы толпы и поэта. Это мы явно видим по обращениям автора: толпа для него холодна, это суд глупцов, но поэт – это царь, свободный, благородный художник, который должен следовать своим желаниям, не оборачиваясь на бездарную толпу. Слово «взыскательный» также подчеркивает то, что поэт сам знает, что для него лучше. Никакой другой человек не имеет права говорить поэту, что и как он должен делать, поэтому автор советует поэту: «живи один». В этом стихотворении многое намекает на то, что поэт пророк, который должен пронести свое бремя, через всю жесткость общества.

7)Анализ тропов. Художественный гений Пушкина не обделил и это произведение, так как в стихотворении использованы разнообразные художественно-выразительные средства, такие как эпитеты «взыскательный художник», «холодная толпа», «подвиг благородный», которые призваны для более детального описания образов толпы и поэта, метафоры «услышишь суд глупца», «влечет ум». Есть обращения: «поэт», «художник», «царь», которые показывают кто для автора важен, и которые помогают лучше понять образ адресата. Также присутствуют повторы слов «свободный», чтоб показать независимость поэта.

8)Мое мнение. На мой взгляд, это стихотворение схоже с пушкинским «Пророком», и несет в себе огромный философский смысл – быть независимым от толпы. Я считаю стихотворение «Поэту» шедевром лирики о сущности поэта, так как его идея является актуальной и по сей день.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное учреждение Ростовской области «Митякинский техникум агротехнологий и питания»

Методическая разработка учебного занятия

ОУД.01. «Русский язык и литература. Русский язык»

Раздел 1. Русская литература XIX века

Тема 1.2

Агеева Марина Сергеевна

преподаватель

русского языка и литературы

ст. Митякинская

2017

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Эпиграф:

Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

А.С. Пушкин « К другу стихотворцу»

Цели урока:

образовательные:

    Выявить эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.

    Определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта.

    Осознать мироощущение Пушкина через его лирику.

воспитательные:

    Воспитывать чувства гуманизма.

    Воспитывать познавательную активность студентов.

    Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

развивающие:

    Развивать творческое воображение;

    Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи студентов;

    развивать знания о поэзии русской литературы 19 века,

    развивать навыки анализа лирического произведения.

Вид урока: комбинированный

Оборудование урока:

    портрет А.С. Пушкина, фотографии разных лет;

    аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.

Методические приемы:

    работа с эпиграфом;

    лекция с элементами беседы;

    выразительное чтение стихотворений и чтение наизусть;

    анализ стихотворений;

    применение наглядных средств;

    составление кластера;

    написание синквейна.

Ход урока

I .Организационный момент: Приветствие, проверка состава студентов в группе, проверка готовности к занятию.

II . Этап подготовки студентов к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей понятия.

III . Работа по теме:

1. Вступительное слово учителя

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным.

Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)

2. Работа с эпиграфом

- Почему сам Пушкин сказал о себе так открыто и прямо. Как такие сильные громкие слова поэта отражаются в его лирике?

Задумайтесь и в итоге занятия мы вернемся к эпиграфу.

3. Чтение и анализ стихотворений поэта

Стихотворение «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.

Вопросы:

    На сколько частей можно разделить это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.

    В какой момент начинаются перемены в поэте? Как преображается поэт?

    Сравните поэта до того момента, когда Бог посылает ему вдохновение, и после него.

Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделённым частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нём лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн,/ В широко – шумные дубровы…» Конечно, берега и дубровы, куда устремлён поэт, - поэтическая условность. Эти «географические точки» - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный,/ Живее творческие силы». Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатлённый в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в стихотворении «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.

Ученик читает наизусть.

«Пророк» .

    Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

    Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

    Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

    Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

    В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

    Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «И»?

    Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

    Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту » («Поэт! Не дорожи любовию народной...», 1830 г.) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам - «свой высший суд». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма - результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту».

    Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

    Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?

    Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

    Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

    Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

    Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836 .

Чтение наизусть.

Устный анализ стихотворение и тезисное конспектирование основных этапов анализа стихотворения (вид самостоятельной работы).

      1. Итог занятия. Синтез.

1. беседа

- Как эволюционирует тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина?

Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое назначение. Целью поэта является пробуждать чувства, говорить правду – «глаголом жечь сердца людей».

2.Работа с эпиграфом.

Почему А. С. Пушкин сказал о себе так открыто и такие сильные громкие слова о том, что несмотря ни на что и ни на кого, он- поэт. И он гордиться этим.

3.Выставление оценок студентам за работу на занятии.

V . Домашнее задание :

1. Написать синквейн о теме поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Спасибо за работу.