Баллы в оценки гвэ по обществознанию.

Структура и содержание экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответ на задание части 2 самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

В части 1 работы:

задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определенных умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

Часть 2 включает в себя одно задание с развёрнутым ответом. Задание-задача 26 требует: анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении задания проверяется умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

В таблице 2 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы

по уровням сложности

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Утверждено приказом
директора ФГБНУ «ФИПИ»
от 10.01.2018 г. № 3-П
Спецификация
экзаменационных материалов для проведения государственного
выпускного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (письменная форма)
для обучающихся по образовательным программам
ОСНОВНОГО общего образования

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Ответ на задание части 2 самостоятельно формулируется и
записывается экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения
проводится экспертами на основе специально разработанной системы
критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по её частям
с учётом максимального первичного балла за выполнение каждой части
работы даётся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

1. Назначение экзаменационной работы
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по
образовательным программам среднего общего образования (далее – ГВЭ-9)
проводится в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 26.12.2013
№ 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный
№ 31205) (с последующими изменениями).
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень освоения
выпускниками
Федерального
компонента
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
по
обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Структура и содержание экзаменационной работы



К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа,
из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно,
если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается
невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного
ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них
указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21–25 ответ даётся в виде последовательности цифр
(например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
1

Часть
работы

Тип заданий

Часть 1 С кратким ответом
Часть 2 С развёрнутым ответом
Итого

Количество
заданий
25
1
26

Процент
Максимаксимального
мальный
первичного
первичбалла для
ный балл
каждой части
26
92,9
2
7,1
28
100

В части 1 работы:
– задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и
общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера
политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти
линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем
представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные
содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы
место задания, проверяющего знание одного и того же компонента
содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной
работы;
– задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку
определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах
КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют
проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах
содержания.
Часть 2 включает в себя одно задание с развёрнутым ответом. Заданиезадача 26 требует: анализа представленной информации; объяснения связи
социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации
самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений,
объяснений, выводов. При выполнении задания проверяется умение решать
в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Отметка по
шкале
Первичный балл

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: уровни сложности
задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%); П –
повышенный (40–60%)

«5»
22–28
3

5. Продолжительность экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Общество
как
форма
жизнедеятельности
людей;
взаимодействие
общества
и
природы;
основные
сферы
общественной
жизни,
их
взаимосвязь
Биологическое и социальное в
человеке; личность; деятельность
человека и её основные формы
(труд, игра, учение); человек и его
ближайшее
окружение;
межличностные
отношения;
общение,
межличностные
конфликты, их конструктивное
разрешение
Общество и человек
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Общество и человек

Максимальный балл за
выполнение задания

Приложение
Обобщённый план варианта экзаменационной работы по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровень сложности
задания

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,
подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по
пятибалльной шкале.

ГВЭ (письменная форма)

Коды проверяемых
умений

4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается
1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет
ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более
ошибки. Задание 26 оценивается в зависимости от полноты и правильности
ответа: за полное и правильное выполнение выставляется 2 балла; при
неполном ответе – 1 балл.

Обществознание. 9 класс

Коды проверяемых
элементов
содержания

ГВЭ (письменная форма)

В таблице 2 представлена информация о распределении заданий
экзаменационной работы по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы
по уровням сложности
КолиМаксималь- Процент максимального
Уровень сложности
чество ный первич- первичного балла за всю
заданий
заданий
ный балл
работу, равного 28
Базовый
16
17
60,7
Повышенный
9
9
32,1
Высокий
1
2
7,2
Итого
26
28
100

Проверяемые
элементы
содержания

Обществознание. 9 класс

1.2,
1.3,
2.1

1.1–
1.3,
2.6
1.1–
1.3,
2.3

В Приложении приведён обобщённый план экзаменационной работы.

Обществознание. 9 класс

Сфера духовной культуры и её
особенности; наука в жизни
современного
общества;
образование и его значимость в
условиях
информационного
общества; возможности получения
общего
и
профессионального
образования
в
Российской
Федерации; религия, религиозные
организации и объединения, их
роль в жизни современного
общества; свобода совести; мораль;
гуманизм;
патриотизм;
гражданственность
Сфера
духовной
культуры
(задание на анализ двух суждений)
Экономика, её роль в жизни
общества; товары и услуги, ресурсы
и потребности, ограниченность
ресурсов; экономические системы и
собственность;
производство,
производительность
труда;
разделение труда и специализация;
обмен,
торговля;
рынок
и
рыночный механизм
Предпринимательство;
малое
предпринимательство
и
индивидуальная
трудовая
деятельность; деньги; заработная
плата и стимулирование труда;
неравенство
доходов
и
экономические меры социальной
поддержки; налоги, уплачиваемые
гражданами; экономические цели и
функции государства
Экономическая
сфера
жизни
общества
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Экономическая
сфера
жизни
общества
(задание на анализ двух суждений)

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

13
2.1–2.6

Социальная структура общества,
семья
как
малая
группа,
многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте, социальные
ценности и нормы, отклоняющееся
поведение, социальный конфликт
и
пути
его
решения,
межнациональные отношения
Социальная сфера
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Социальная сфера
(задание на анализ двух суждений)
Власть; роль политики в жизни
общества; понятие и признаки
государства; разделение властей;
формы государства; политический
режим;
демократия;
местное
самоуправление; участие граждан в
политической
жизни;
выборы,
референдум; политические партии
и
движения,
их
роль
в
общественной жизни; гражданское
общество и правовое государство
Сфера политики и социального
управления
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Сфера политики и социального
управления
(задание на анализ двух суждений)
Право, его роль в жизни общества и
государства;
норма
права;
нормативный
правовой
акт;
признаки и виды правонарушений;
понятие и виды юридической
ответственности;
административные
правоотношения, правонарушения
и наказания; основные понятия и
институты
уголовного
права;
уголовная
ответственность
несовершеннолетних

ГВЭ (письменная форма)

6.1, 6.2,
6.4, 6.16,
6.17

Обществознание. 9 класс

Конституция
РФ;
основы 6.5–6.12
конституционного
строя
РФ;
федеративное устройство России;
органы государственной власти РФ;
правоохранительные
органы;
судебная
система;
взаимоотношения
органов
государственной власти и граждан;
права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии;
конституционные
обязанности
гражданина; права ребёнка и их
защита; особенности правового
статуса
несовершеннолетних;
механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и
гражданина;
международноправовая
защита
жертв
вооружённых конфликтов
6.3,
Понятие правоотношений, право на
труд и трудовые правоотношения, 6.13–6.15
трудоустройство
несовершеннолетних,
семейные
правоотношения,
права
и
обязанности родителей и детей,
гражданские
правоотношения,
права
собственности,
права
потребителей
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Право
6.1–6.17
(задание на анализ двух суждений)



на проверяемое умение
(задание на сравнение)
Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание
на
установление
соответствия)

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание на установление фактов и
мнений)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение

из списка)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание на выбор верных позиций
из списка)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение (заданиезадача)

ГВЭ (письменная форма)

2.3,
2.6,
2.7

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

Образец экзаменационного материала
для ГВЭ-9 (письменная форма) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует
номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от
номера соответствующего задания.

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2
содержит 1 задание с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут).
Ответы к заданиям 1–25 запишите в поля ответов в работе, а затем
перенесите в бланк ответов. Для этого в бланке ответов запишите номера
всех заданий в столбец следующим образом:
1)
2)
3)

24)
25)
Ответы к заданиям 1–25 запишите в бланк ответов справа от номеров
соответствующих заданий. В случае записи неверного ответа зачеркните его
и запишите рядом новый.
К заданию 26 следует дать развёрнутый ответ. В бланке ответов
укажите номер задания и запишите его полное решение.
Бланк ответов заполняется яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в работе и в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.

Общество в широком смысле представляет собой
1)
2)
3)
4)

Человечество в его прошлом, настоящем и будущем состоянии
группу людей, объединённых общей деятельностью
исторический этап развития человечества
культурные особенности людей

Ответ:
2

Человека от животного отличает
1)
2)
3)
4)

Стремление познать окружающий мир
использование природных объектов
способность приспосабливаться к условиям среды
инстинкт самосохранения

Ответ:
3

Анна и Серафима захотели отправиться в горы. Однако Анна предпочла
отдых на море, не уведомив об этом Серафиму. Серафима решила ничего не
говорить подруге, не обостряя отношений. Какую стратегию выхода из
конфликта иллюстрирует поведение Серафимы?
1)
2)
3)
4)

Желаем успеха!

ГВЭ (письменная форма)

Переговоры
компромисс
уход от ситуации
углубление конфликта

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Верны ли следующие суждения об экономической сфере жизни общества?
А. Экономическую сферу жизни общества характеризуют отношения
собственности.
Б. Экономическая сфера связана с политической сферой жизни общества.
1)
2)
3)
4)

Среднее профессиональное
высшее
среднее общее
начальное общее

Повременная
комплексная
смешанная
сдельная

Ответ:
10

Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука использует специальные методы исследования.
Б. Наука – это деятельность, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о природе и обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осу

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут).

Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
и запишите рядом новый.

На задание 26 части 2 дайте развёрнутый ответ.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1

При выполнении заданий 1–20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Понятие «природа» включает в себя понятие «общество».

Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.

5
Известный философ полагал, что «долг – это уважение к праву другого». Эти слова выражают принцип

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает верующему найти смысл жизни.

Б. Религия влияет на отношение верующих к миру.

К факторам (ресурсам) производства относится

Цена мороженого - 25 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?


Ответ:

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся в промышленности и сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?


Ответ:

Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?

А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.


Ответ:

Структура общества представлена социальными общностями и группами
в многообразии их связей. Какая из перечисленных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

демократы

пассажиры

горожане

инженеры


Ответ:

Восьмиклассник Николай живёт с родителями, бабушкой и двумя младшими сёстрами. Что из перечисленного отличает семью от такой малой группы, как школьный класс?


Ответ:

В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие 75% граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

Какие из перечисленных терминов относятся к понятию «правонарушение»?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Б. Президент РФ согласно Конституции разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет.

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

21
Страна Z – абсолютная монархия, а страна Y – конституционная монархия. Сравните эти формы правления.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

22
Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


1)

наука

2)

искусство

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

23
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

Определите, какие положения текста

отражают факты

выражают мнения


Ответ:

А

Б

В

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 24, 25.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность – вести домашнее хозяйство?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.


Ответы

Получившие

среднее образование


Получившие

высшее образование


Муж и жена должны участвовать в равной мере

50

40

Обязанность жены

25

15

Обязанность мужа

5

10

Всё зависит от конкретных обстоятельств

10

20

Затрудняюсь ответить

10

15

24
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.


1)

Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос среди респондентов с высшим образованием больше, чем среди респондентов со средним образованием.

2)

Доля тех, кто считает, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, среди респондентов со средним образованием больше, чем среди респондентов с высшим образованием.

3)

Наибольшая доля опрошенных каждой группы считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства.

4)

Больше респондентов со средним образованием, по сравнению с получившими высшее образование, отмечают, что обязанность вести домашнее хозяйство – обязанность жены.

5)

Среди получивших высшее образование тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Ответ:

25
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.


1)

Люди с высшим образованием в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

Независимо от уровня образования жители страны Z в большинстве случаев разделяют патриархальные взгляды на семью.

Партнёрский тип семейных отношений весьма популярен среди жителей страны Z.

Большинство опрошенных не состоят в браке.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения посредством брачного контракта.


Ответ:

Часть 2

Выполните задание 26. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

26

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Часть 1


задания

Ответ

задания

Ответ

1

2

11

4

2

4

12

4

3

2

13

3

4

2

14

2

5

2

15

1

6

3

16

3

7

3

17

4

8

1

18

1

9

4

19

4

10

3

20

1

задания

Ответ

21

2314

22

12211

23

211

24

134

25

13

26
Рабочий предприятия «Ёжик – 1» за час работы производит ценностей на сумму 1000 рублей, а рабочий предприятия «Ёжик – 2» – на 1800 рублей. Какой экономический показатель отражают эти данные? Назовите любой возможный путь, способствующий росту этого показателя.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) экономический показатель – производительность труда;

2) путь, способствующий росту этого показателя, допустим:

– оснащение предприятия современной техникой;

– использование инновационных технологий;

– внедрение новых принципов организации труда;

– повышение квалификации работников;

– автоматизация, роботизация производства.

(Может быть назван другой путь, способствующие росту производительности труда.)


Правильно названы экономический показатель и один путь

2

Правильно назван только экономический показатель

1

Экономический показатель не назван / назван неправильно независимо от наличия второго элемента ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

2