Балтийские народы которые были соседями славян. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй

Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и склавен были известны еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII в. и, постепенно расселяясь [см. статью Расселение восточных славян ], дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян (§ 1) вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.

Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее, по-видимому, одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне и мн. др.), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства, финские звероловческие народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они или быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские, жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба неизменно кончалась победою славянства, и начавшееся в VIII-IX вв. обрусение финнов неуклонно продолжалось и продолжается еще до наших дней. Одновременно с славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны болгар волжских (тюркского народа, названного волжским в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовья Волги к устьям Камы, кочевые болгары основались здесь и, не довольствуясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и пр.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волге. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Главные болгарские города (в особенности город Болгар, или Булгар, на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и подчиненных ему царьков или князей. С падением Хазарского царства болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских и были окончательно разорены в XIII в. татарами (их потомки, чуваши, представляют теперь слабое и малоразвитое племя).

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены; они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкун - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те литовские земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами . Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на Кавказе и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были важными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган», или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекало к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII ст. некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII-X вв. В эти именно века Русь находилась сначала под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. В X же веке, когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем - печенегами, русские стали сами нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги . Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «варингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX в. среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX ст. варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Расселение и быт восточных славян. О расселении восточных славян рассказывает «Повесть временных лет», данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов, образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давашего название всему союзу (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, ильменские словене и др.).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной – подсечно-огневая. С VII – VIII вв. с распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до XIII в. Начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI – VIII вв. – последний этап родоплеменного строя у славян (период военной демократии). Высшим органом управления является народное собрание (вече), но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей (князей). Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплеменную. Добровольные подношения соплеменников превращаются позднее в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, зарождение городов и рост внешней торговли. Близ резиденций князей и языческих капищ, на торговых путях возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. города. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговые магистрали на восток и на запад, торговый путь «из варяг в греки». Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые «жили в лесу как звери» и сохраняли древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи (это означало, что человек уплывает в подземное царство), а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жен.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далекое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог (бог плодородия), Ярила (бог животворящих сил природы), Перун (бог грозы, войны и оружия), выдвинувшийся вперед в период военной демократии, Хорс (бог солнца), который вместе с Симарглом (богом почвы), пришел из мира иранских племен, и др. Был сильно развит культ предков (Род, Рожаница, Пращур), культ «берегынь», а также духов, олицетворяющих зло (упыри, оборотни). Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники cтепей.

Финно-угры (чудь, меря, весь, мурома и др.) – многочисленное, разбросанное по обширным территориям лесной зоны население – занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шел поток славянской колонизации, но конфликты случались редко, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция (смешивание) угро-финнов и славян.

Балты (латгалы, жмудь, ятвяги и др.) жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад – к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Еще в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В VI в. степь населили новые хозяева – авары, которых летопись называет «обрами». С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют «державой волынян».

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян – поляне, радимичи, вятичи – платили дань хазарам и освободились от нее лишь с образованием Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через нее шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII – VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Война, пиратство, торговля, наемная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути « из варяг в греки» они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тысячелетия н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V – VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие, который «ходил к Царю-городу». В VIII – IХ вв. славяно-варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии (Херсонес, Керчь, Сурож и др.). Один из крупнейших походов состоялся в 860 г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры, уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

Образование древнерусского государства

Формирование государственности у восточных славян. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань.

В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор).

В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.

Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.

Варяги и Русь. Норманнская теория. В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен.

Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.

Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати.

Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.

Древние славяне и их соседи

Образованию Древнерусского государства предшествовал длительный период формирования и развития на пространствах будущей Киевской Руси праславянских племен, которые складывались, борясь за выживание в междуречье Дуная и Днепра наряду с индоевропейскими и другими племенами.

На территории Восточной Европы ещё за тысячи лет до н.э. происходило расселение немногочисленных групп носителей различных индоевропейских праязыков; некоторые исследователи называют степное Причерноморье и Поволжье своего рода «вторичной индоевропейской прародиной». На территории Северной и Восточной Европы соседствовали несколько обособившихся друг от друга групп – славянская, балтская, германская и др.

В процессе греческой колонизации побережья Черного моря в разных районах Северного и Восточного Причерноморья возник целый ряд крупных городов, позже обросших более мелкими поселениями. Южные области Восточной Европы на протяжении примерно тысячелетия являлись ареной довольно тесных экономических, политических и культурных контактов носителей античной цивилизации с обитавшими здесь племенами.

Древнейшим народом Северного Причерноморья, известным по письменным источникам были киммерийцы. В ассирийских свидетельствах упоминается страна Гамир (земля киммерийцев), располагавшаяся южнее Кавказа. До настоящего времени окончательно не установлена их языковая принадлежность, судя по косвенным данным, они были ираноязычным народом. Но самым известным из всех народов обитавших здесь в древности, являлись скифы, принадлежавшие к тому крупному массиву ираноязычных народов, которые на протяжении многих столетий составляли основу населения евразийского степного пояса. Данные античных письменных источников (Геродот, Диодор Сицилийский и др.) свидетельствуют о скифах как пришельцах из Азии – они вторглись из-за реки Аракс (Амударья или Волга). Скифы принимали участие в войнах в Передней Азии, их вторжения происходили, видимо, с территории Северного Кавказа, где сохранились многие курганные могильники VII-VI вв. до н.э.

Большинство народов, именуемых античными авторами скифами, обладали сходным бытовым и хозяйственным укладом – это были кочевники-скотоводы. На всем пространстве евразийских степей от Северного Китая до Северного Причерноморья сохранились однотипные памятники (преимущественно курганы) - захоронения воинов-всадников, содержащие сходные предметы скифской триады: в вооружении, элементах конского убора и в произведениях искусства, выполненных в скифском стиле.

После переднеазиатских походов (V в. до н.э.) скифы переместились в Северное Причерноморье. В числе племен Причерноморской Скифии Геродот называет народы, живущие по течению Гипаниса (Южного Буга), – каллипидов, именуемых им также эллино-скифами, алазонов, скифов-пахарей. Восточнее их жили скифы-кочевники, а далее на восток – скифы царские, их владения простирались до реки Танаис (Дон), за которой обитали савроматы. В числе скифских племен назывались также сколоты, скифы-пахари, невры, будины, иирки и др. Это было оседло-земледельческое население, находившееся в постоянных экономических отношениях с кочевниками степей. От этих племен скифы получали значительную долю необходимых им продуктов, изделия ремесла и др. Сами скифы поставляли на античные рынки рабов, продукцию скотоводческого хозяйства и в обмен получали предметы роскоши, вино и др.

Наибольшего могущества скифская держава достигла в годы правления царя Атея (IV в. до н.э.). В дальнейшем скифское войско было разгромлено царем Македонии Филиппом, отцом Александра Македонского. В III в. до н.э. начался закат скифской державы. Скифы были вытеснены из Северного Причерноморья новой волной кочевых ираноязычных племен – сарматами. Остатки скифов до III в. н.э. существовали на территории Крымского полуострова, а также занимали небольшую территорию по нижнему течению Днепра. Поздние скифы уже не были кочевниками, а вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. В III в. это государство было сокрушено немецкими племенами – готами.

С III в. до н.э. до IV в. н.э. на огромной территории, включавшей Поволжье, Северный Кавказ и Северное Причерноморье, господствовали крупные племенные объединения сарматов: языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы и др. С конца IV в. в течении первого тысячелетия в степной зоне Северного Кавказа и Северного Причерноморья доминировали тюркоязычные и угорские племена: гунны, болгары, хазары, угры (венгерские племена), авары, печенеги и др.

В центре и на севере средней Европы, в междуречье Вислы и Одера, верхнего Днепра, Припяти и Западного Буга, вплоть до Карпат формировались общности, ставшие носителями общеславянского, а в дальнейшем древнерусского языка. Здесь археологами выделены культуры праславян конца II-I тысячелетий до н.э. Считается, что именно в ареале культур I-го тыс. до н.э. сформировались общекультурные или раннецивилизационные черты славянства (деревянное домостроительство в виде срубов и полуземлянок, глиняная посуда, поля погребальных урн с кремацией праха умерших). Во II в. до н.э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра сложилась Зарубинецкая культура, впитавшая традиции нескольких культур: жители строили полуземлянки и бревенчатые дома, основу их хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Было освоено производство железа.

В I-II вв. н.э. венеды (северные «варвары», в числе которых были и славяне) играли уже заметную роль в международных политических событиях в Европе того времени, о чем писали Тацит, Птолемей, Плиний Старший. Название венеды сохранилось в племенном названии вятичей. Во II-III вв. с севера Европы в Северное Причерноморье продвинулись древнегерманские племена готов. По сведениям историка Иордана, готский король Германарих в IV в. создал огромную державу, охватывавшую часть Восточной Европы с центром в Приазовье. Она была разгромлена гуннами, но еще до этого готам пришлось долго воевать с антами, жившими западнее Нижнего Поднепровья. По современным представлениям, анты – самостоятельная племенная группа восточных славян, которая совместно с другими народами (готами, сарматами) создала в первых веках н.э. богатейшую нижне-поднепровско-причерноморскую, так называемую Черняховскую культуру. Ее северные границы доходили до реки Роси, притока Среднего Днепра.

Историческая география позволяет выделить в лесной зоне регионы, наиболее благоприятные для протекания этногенеза (естественно-исторического развития народа) славян – это достаточно большое пространство, где, с одной стороны, возможны регулярные связи между жителями разных частей региона, а с другой стороны, может безопасно жить постоянное население.



Процесс славянского этногенеза протекал на юге лесной, отчасти в лесостепной зоне, и в предгорьях Карпат. В V в. отмечено появление нового этноса – носителя Пражской культуры, связанной своими корнями с Пшеворской; их ареал совпадает с территорией древнейших славян, называемых склавинами (по Днестру, на Дунае и дальше на север до Вислы). По свидетельству византийского автора Прокопия Кессарийского, склавины и анты говорили на одном языке, имели одинаковый быт, обычаи и верования. Эти племена жили в последний период существования общеславянского языка. Позднее славяне разделились на восточных, западных и южных.

Кроме территории современных государств Чехии и Словакии, памятники Пражского типа обнаружены и в ряде районов Украины, где их называют Корчакскими (по селу Корчак Житомирской области). На основании археологических изысканий, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру «корчак» связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VI-VIII в. славяне мигрируют на юго-запад, к границам Византии и на восток.

Раннеславянская (восточнославянская) культура была новым явлением, возникшим после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений сложились новые образования – территориально-политические союзы, знаменовавшие собой конец первобытной истории и зарождение феодальных отношений. Начали формироваться племенные союзы восточных славян: в конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье Днепра и Верхнего Дона сложилась и просуществовала несколько веков роменско-борщевская культура: славяне проживали в поселениях, расположенных на мысах рек, укрепленных валом и рвом; жители занимались земледелием и скотоводством. В VIII в. на правобережье Днепра (Житомирщине) развивалась лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. В результате генезиса корчакских, лука-райковецких, роменско-борщевских племен сформировалась культура Древнерусского государства восточных славян.

Третий период развития славянской культуры – феодальный – начался с образованием славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве.

Часть общего славянского народа, заселившая в раннем Средневековье территорию Восточно-Европейской равнины, образовала группу восточнославянских племен (они заметно отличались от южных и западных славян). Этот конгломерат соседствовал с множеством самых разных народов.

Появление восточных славян

Современная археология располагает всеми необходимыми материалами для того, чтобы детально осветить, где и как жили восточнославянские племена и их соседи. Как сформировались эти раннесредневековые общины? Еще в римскую эпоху славяне заселили среднее течение Вислы, а также верховья Днестра. Отсюда началась колонизация на восток - на территорию современной России и Украины.

В V и VII вв. славяне, селившиеся в Поднепровье, соседствовали с антами. В VIII столетии в результате новой мощной миграционной волны сформировалась еще одна культура - роменская. Ее носителями были северяне. Эти восточнославянские племена и их соседи заселили бассейны рек Сейма, Десны и Сулы. От других «родственников» их отличали узкие лица. Северяне селились в перелесках и полях, перерезанных лесами и болотами.

Колонизация Волги и Оки

В VI веке началась колонизация восточными славянами будущего Русского Севера и междуречья Волги и Оки. Здесь переселенцы столкнулись с двумя группами соседей - балтами и финно-уграми. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они заселили верховья Волги. Севернее проникли ильменские словене, которые остановились в регионе Белого озера. Здесь они столкнулись с поморами. Также ильменцы заселили бассейн Мологи и Ярославское Поволжье. Вместе с племенами смешивалась и обрядность.

Восточнославянские племена и их соседи поделили современное Подмосковье и Рязанский край. Здесь колонизаторами выступили вятичи, в меньшей степени - северяне и радимичи. Свой вклад внесли и донские славяне. Вятичи дошли до и расселились по берегам Характерной особенностью этих колонизаторов были По ним археологи и определили ареал расселения вятичей. Северо-Восточная Русь привлекала переселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и ресурсами пушнины, к тому времени уже истощившимися в других регионах расселения славян. Местные жители - мерь (финно-угры) - были малочисленны и вскоре растворились среди славян или были вытеснены ими еще дальше на север.

Восточные соседи

Заселив верховья Волги, славяне стали соседями волжских болгар. Они жили на территории современного Татарстана. Арабы считали их самым северным народом мира, исповедовавшим ислам. Столицей царства волжских болгар был город Великий Булгар. Его городище сохранилось до наших дней. Военные столкновения между волжскими болгарами и восточными славянами начались уже в период существования единой централизованной Руси, когда ее общество перестало быть строго племенным. Конфликты чередовались с периодами мира. В это время прибыльная торговля по великой реке приносила обеим сторонам значительный доход.

Расселение восточнославянских племен на своих восточных рубежах также уткнулось в территорию, населенную хазарами. как и волжские болгары, был тюркским. В то же время хазары были иудеями, что было довольно необычно для тогдашней Европы. Они контролировали значительные территории от Дона до Каспия. Сердце находилось в низовьях Волги, где недалеко от современной Астрахани существовала хазарская столица Итиль.

Западные соседи

Западной границей расселения восточных славян считается Волынь. Оттуда до Днепра жили дулебы - союз нескольких племен. Археологи причисляют его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VII веке они пережили аварское нашествие.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной полосе. Западнее начиналась территория западных славян, в первую очередь поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Владимиром Святославичем православия. Поляки были крещены по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галицию.

Борьба с печенегами

Восточные славяне в период существования языческих племен так и не смогли колонизировать Причерноморье. Здесь заканчивалась так называемая «Великая Степь» - степной пояс, расположенный в сердце Евразии. Причерноморье притягивало самых разных кочевников. В IX веке там поселились печенеги. Эти орды жили между Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией.

Закрепившись в Причерноморье, печенеги уничтожили в степях оседлые культуры. Исчезли приднестровские славяне (тиверцы), а также донские аланы. В X веке начались многочисленные русско-печенежские войны. Не могли ужиться друг с другом восточнославянские племена и их соседи. ЕГЭ уделяет печенегам немало внимания, что неудивительно. Эти свирепые кочевники жили только за счет грабежей и не давали покоя киевлянам и переяславцам. В XI веке на их место пришел еще более грозный враг - половцы.

Славяне на Дону

Славяне начали массово осваивать Среднее Подонье на рубеже VIII - IX вв. В это время здесь появляются памятники боршевской культуры. Ее важнейшие атрибуты (керамика, домостроительство, следы обрядов) показывают, что колонизаторы Подонья произошли из юга-запада Восточной Европы. Донские славяне не были ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до последнего времени. В IX веке в результате инфильтрации населения среди них распространился курганный обряд погребения, который был идентичен вятичскому.

В X столетии русские славяне и их соседи в этом регионе пережили грабительские набеги печенегов. Многие покинули Подонье и вернулись в Поочье. Именно поэтому можно сказать, что Рязанская земля заселялась с двух сторон - из южных степей и с запада. Возвращение славян в Донской бассейн произошло только в XII веке. На этом направлении на юге новые колонизаторы добрались до бассейна и полностью освоили бассейн реки Воронеж.

Рядом с балтами и финно-уграми

Радимичей и вятичей соседствовали с балтами - жителями современных Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры обзавелись некоторыми общими чертами. Это неудивительно. Восточнославянские племена и их соседи, кратко говоря, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в городищах вятичей археологи находили неестественные для других родственных им племен шейные гривны.

Своеобразная славянская культура сложилась около балтов и финно-угров в области Псковского озера. Здесь появились длинные валообразные курганы, которые пришли на смену грунтовым могильникам. Такие строили только здешние восточнославянские племена и их соседи. История развития похоронных обрядов позволяет специалистам тщательнее познакомиться с прошлым язычников. Предки псковичей строили наземные срубные постройки с каменками или глинобитнами печами (вопреки южному обычаю полуземлянок). Также они занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что псковские длинные курганы распространились до полоцкого Подвинья и смоленского Поднепровья. В их регионах влияние балтов было особенно сильным.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие славяне жили согласно патриархально-родовому строю. Из-за этого у них возник и поддерживался культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Самыми важными богами их пантеона считаются Перун, Мокошь и Велес. На славянскую мифологию повлияли кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы). Эти параллели проявлялись в образах богов. Так, Дажьбог похож на кельтское божество Дагду, а Мокошь сходна с Махой.

Много общего в верованиях имели язычники-славяне и их соседи. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Вельняса (Велеса). Мотив мирового древа и наличие драконов (Змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того как единая общность разделилась на несколько племен, верования стали обзаводиться региональными отличиями. Например, жители Оки и Волги испытали уникальное влияние мифологии финно-угров.

Рабство у восточных славян

Согласно официальной версии, у восточных славян раннего Средневековья было распространено рабство. Пленников брали, как водится, на войне. Например, арабские писатели того времени утверждали, что восточные славяне брали много рабов в войнах с венграми (а венгры, в свою очередь, брали в рабство захваченных славян). Этот народ находился в уникальном положении. Венгры по происхождению - финно-угры. Они мигрировали на запад и заняли территории вокруг среднего течения Дуная. Таким образом, венгры оказались ровно между южными, восточными и западными славянами. В связи с этим возникали регулярные войны.

Славяне могли продавать рабов в Византии, Волжской Болгарии или Хазарии. Хотя большая их часть состояла из захваченных в войнах иноземцев, в VIII веке появились невольники и среди своих же сородичей. Славянин мог попасть в рабство из-за преступления или нарушения нравственных норм.

Сторонники иной версии отстаивают свою точку зрения, согласно которой на Руси рабства как такового не существовало. Наоборот, в эти земли невольники стремились потому, что здесь каждый считался свободным, ибо славянское язычество не освящало несвободу (зависимость, рабство) и социальное неравенство.

Варяги и Новгород

Прообраз древнерусского государства возник в Новгороде. Его основали ильменские словене. До IX века их история известна довольно отрывочно и плохо. Рядом с ними жили варяги, которых в западноевропейских летописях называли викингами.

Скандинавские конунги периодически покоряли ильменских словен и заставляли их платить дань. Жители Новгорода искали у иноземцев защиты от других соседей, для чего звали их военачальников княжить у себя. Так на берега Волхова пришел Рюрик. Его преемник Олег покорил Киев и заложил основы Древнерусского государства.

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже создали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волжская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих государств - каганы имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том. что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона, через Кавказ в долину реки Волги и основавшими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город средневековья - Итиль. Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом. занимались звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне селились среди финно-угорских племен, строили города: Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца 1 тыс. н.э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманов, которых европейцы называли «викингами», а славяне - «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманских конунгов (военных вождей) Лейф Счастливый уже в 10 веке на своих ладьях (так назывались корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их. Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «Из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманы переживали процесс распада родовой общины. Молодые, конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли предков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских народов. И те, и другие все чаще попадали под католическое влияние. Наконец богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Военные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести славянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине. К концу 1 тыс. н.э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.