Басня о незадачливых музыкантах. Викторина по басням крылова для учеников начальных классов

Янв 02 2015 Подробности

«Его басни переживут века»

(литературная викторина по басням И.Крылова

для учащихся 6-х классов)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

Сегодня мы проводим викторину по басням И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора более двухсот басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.

1 конкурс. « Конкурс знатоков»

Команды отвечают письменно (синхронно), каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (Около 200 басен)

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (Ель)

4. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)

5. Чье пение больше понравилось ослу? (Петуха)

6. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)

7. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)

8. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? (Нет. Она думала, что это одна из ее подружек)

9. Какую любезность оказал Волку Журавль? (Вытащил застрявшую в горле кость)

10.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила)

11. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и Ягнёнок»)

12. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)

13. Какой человеческий недостаток высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»? (Невежество)

14. Как наказали Щуку в одноименной басне глупые судьи? (Её бросили в реку)

2 конкурс. «Всем сёстрам по серьгам»

Соотнесите качества характера с персонажами басен Крылова.

Ученики получают 18 карточек, на каждой записано по одному слову. Максимальная оценка - 3 балла - даётся за скорость и правильность ответа. Слова на карточках:

1. Плутовка, завистлива, проказница, жестокость, трудолюбие, легкомыслие, неблагодарность, мастерство, мудрость.

2. Лиса, Лягушка, Мартышка, Волк, Муравей, Стрекоза, Свинья, Соловей, Ворон

3 конкурс. «Кому принадлежали эти вещи?»

Команды отвечают по очереди, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Сыр.

2. Очки.

3. Зеркало.

4. Бас.

6. Лохань.

4 конкурс. «Доскажи словечки»

Закончите фразу, назовите басню, из которой она взята.

Команды отвечают по очереди, каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).

А вы друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).

Кукушка хвалит петуха … (За то, что хвалит он кукушку).

Наделала Синица славы… (А море не зажгла).

У сильного всегда… (Бессильный виноват).

А Ларчик (просто открывался).

Слона-то я и (не приметил).

Недаром говорится, что (дело мастера боится).

Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на Слона).

А Васька слушает (да ест).

А жаль, что не знаком… (Ты с нашим петухом).

Чтоб музыкантом быть, так надобно… (…уменье и уши ваших понежней ).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? (За то, что хвалит он Кукушку ).

Когда в товарищах согласья нет… (…на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука).

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только … (…все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок ).

5 конкурс «Зверинец».

Команды отвечают письменно (синхронно), каждая правильно названная басня оценивается в 1 балл.

Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

6 конкурс «Презентация» .

(«Что это за басня?», «Узнайте героя по реплике»)

Подведение итогов: оценка по литературе всем членам команды

за 1 место -12 баллов, за 2 место – 11 баллов, за 3 место – 10 баллов.

Заключительное слово.

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов–баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

Спасибо за игру. Я надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.

Лиса Лягушка Мартышка

Волк Муравей Стрекоза

Свинья Соловей Ворон

__________________________________________________________

плутовка завистлива проказница

жестокость трудолюбие легкомыслие

неблагодарность мастерство мудрость

Лиса Лягушка Мартышка

Волк Муравей Стрекоза

Свинья Соловей Ворон

Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл. (Вопросы для с ответами)

Мудрые басни

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов?

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха?

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона?

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение?

10. Какую любезность оказал Волку Журавль?

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»?

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками?

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного?

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»?

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»?

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем?

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку?

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень?

Ответы:

1. Около 200 басен. 2. «Квартет». 3. На ель. 4. На вола. 5. Муравей. 6. Петуха. 7. Моська и Шавка. 8. Везти воз с поклажей. 9. Нет. Она думала, что это одна из ее подружек. 10. Вытащил, застрявшую в горле кость. 11. Воробей. 12. Ударила об камень и разбила. 13. «Волк и ягненок». 14. Была ночь и он перепутал строения. 15. Не обращать на них внимания. 16. В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным. 17. «Чиж и голубь». 18. Кошку. 19. Виноград. 20. Невежество.

Викторины, как правило, состоят из нестандартных вопросов. И чем интереснее вопрос, тем ценнее ответ. Ответить на вопросы викторины по басням Ивана Андреевича Крылова – это отличный способ проверить свои знания по предмету, выяснить, где есть пробелы, и на что нужно обратить внимание.

И.А.Крылов — оригинальный басенных дел мастер, пользуется заслуженной любовью не только у своих соотечественников, но и у представителей других стран.

Викторина по басням И.А.Крылова содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю.

1. Из какой басни пословица?
«Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот» +
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»

Ответ: «Лягушка и Вол»
«Лягушка и Юпитер»
«Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?

Игнат
Егор
Савва +

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?

Мягкие +
Жесткие
Шелковые

5. Продолжите фразу:

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)
Как белка.. в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни.

Ответ: «Мартышка и Очки»,
«Петух и Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата?
«Когда почтен быть хочешь у людей –
С разбором заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и змея» +

8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.

Ответ: «Волки и Овцы»
«Крестьяне и Река»
«Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.

Ответ: «Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I, «Пестрые овцы» +

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?

Мурзик
Васька +
Пушок

Викторина по басням Крылова.

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

А) На ежа

Б) На Ужа

В) На льва

Г) На слона

3. В чем виноват Ягненок в басне «Волк и Ягненок»?

А) В том, что намутил воду волку

Б) В том, что волку хочется есть

В) В том, что разбудил волка

Г) В том, что напугал волка

4. Продолжите предложение из басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать….»

А) Пирожник

Б) Мороженник

В) Дворник

Г) Дорожник

5. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

В) На ель

Г) На дерево

6. Куда пустился хитрый волк ил басни «Волк на псарне»?

А) Наутек

Б) В угол

В) В лес

Г) В переговоры

7. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

8. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

В) Пела

Г) Летала к сестре

9. «Я тебя знаю».Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Ларчик»

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» «Ворона и лисица»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». «Чиж и голубь»

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». «Лебедь, щука и Рак»

10.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

11. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

12.Из какой басни эти слова: «Куда оно? Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?»

А) Ворона и Лисица

Б) Свинья под Дубом

В) Петух и жемчужное зерно

Г) Волк и ягненок

13 . «Ларчик».

– В ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат.

Зеркало –

зерно –

силок –

кусочек сыра –

жёлуди –

14. «Ребусы. Угадай название басни».

15. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать?

16. «Кто сказал такие слова?»

  • «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»

  • «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них».

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»

  • «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»

  • «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».

Сегодня мы предложим вам варианты вопросов для викторины по басням Крылова. Не зря произведения данного автора называют кладезем народной мудрости. Ведь каждая басня несет глубочайший смысл, который в шуточной форме можно донести детям.

Необходима для глубокого понимания мудрых басен Крылова. Помимо общих вопросов, касающихся творчества автора, здесь можно обнаружить и те, которые относятся конкретно к одному творению. Пожалуй, приступим. Для начала детей стоит немного познакомить с правилами проведения конкурса. О них вы сможете прочитать в следующем пункте статьи.

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все - пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: "Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!"

Общие вопросы

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Третий вопрос: чье пение понравилось ослу больше (соловьиное или петушиное)?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 - около двухсот; 2 - ель; 3 - петуха; 4 - Кукушка, Петух и Воробей; 5 - одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

«Лебедь, рак и щука»

Как видите, вопросы для викторины по басням Крылова не сложные и очень интересные. Вам нравится игра, ребята? Дождаться ответа учеников. Тогда перейдем к третьему туру под названием «Лебедь, рак и щука».

Для начала, давайте прочтем басню. Это может сделать как преподаватель, так и дети. Можно предложить чтение по строчке или предложению. Для интереса учеников можно провести небольшой конкурс по выразительному чтению. Та группа, которая будет читать более выразительно, получает дополнительный балл. Если ребята старались одинаково, то добавить по одному баллу можно и той, и другой группе.

Вопросы для викторины по Крылову «Лебедь, рак и щука»:

  1. Что перевозили герои басни?
  2. Куда рвался лебедь?
  3. Куда пятился рак?
  4. Куда воз тянет щука?
  5. Объясните своими словами: какова мораль басни?

Ответ: 1 - воз с поклажей; 2 - в облака; 3 - назад; 4 - в воду; 5 - мораль басни заключается в том, что работу необходимо проводить сообща, в противном случае ничего получаться не будет, дела пойдут наперекосяк.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

«Ворона и Лисица»

Для усложнения, перед последним туром можно не перечитывать басню, а проверить знание и память.

Первый вопрос: в морали басни сказано, что льстец всегда отыщет уголок, где? Ответ: в сердце.

Второй вопрос: что Бог послал Вороне? Ответ: кусочек сыра.

Третий вопрос: как Ворона держала сыр? Ответ: во рту.

Четвертый вопрос: почему Лиса делала комплименты Вороне? Ответ: она хотела украсть сыр.

Последний вопрос: что попросила сделать Лисица? Ответ: спеть.