Берлинский кризис 1948 1949 гг. Берлинский кризис

Глава I. Берлинский кризис 1948 - 1949 гг.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте--апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организа-ции поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предостав-лении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Со-рвалась и попытка проведения совещания представителей всех гер-манских земель, посвященного выработке единой стратегии восста-новительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД, состоявшаяся в ноябре--декабре 1947 г., завершилась также безрезуль-татно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обостре-ние германского вопроса было связано с изменением внешнеполи-тического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало от-крытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отра-зилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и раз-вития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рас-смотренный на Парижской конференции в июле 1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первона-чально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматрива-лись в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономичес-кой реформы в этих землях. Создавались верховный суд и цент-ральный банк, расширялись функции Экономического совета и цент-ральных управлений; объединенных в директорат. Был, достигнут компромисс, с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупаци-онной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образо-вана Тризония. Саар же находился под контролем Франции до воз-вращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г. В феврале--июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской кон-ференции по германскому вопросу, на которой впервые не было со-ветской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Гол-ландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская админист-рация приняла решение о распространении плана Маршалла на за-падные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Гер-мания является частью плана европейского развития на принци-пах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий, прочных международных свя-зей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом эко-номической реформы, снятие таможенных ограничений немецко-го рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу на-чала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помо-щи -- в общей сложности около 10 % (6,7 млрд. марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Гер-мании являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных послед-ствий гиперинфляции. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 под редак-й Е.Ф. Языкова 2005.- С.65. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хо-зяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхард подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от ог-ромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию про-изводства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополни-тельных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потре-бительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зо-нах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероп-риятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официаль-ное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарокза одну,
новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок
по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой
суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдава-лось еще 20 %, затем -- 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончатель-ная квота обмена составила 100 рейх-с марок за 6,5 немецких марок. Пенсии,
заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые
государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная
денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило
«черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законо-дательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный кон-троль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «умест-ных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную при-быль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обес-печения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государствен-ного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве то-варов и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры).

Подобный экономический меха-низм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночной хозяйство», отве-чающее в равной степени интересам общества и личности. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. М.В. Пономарев. М.2007.-С.212.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подго-товке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы офи-циально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появ-ление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением ос-тавался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность при-тока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на запад-ные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали "воздуш-ный мост. В течение последующих 324 дней с интервалом в несколько минут транспортные самолеты приземлялись на посадочную полосу аэродрома Темпельхоф. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответ-ной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четы-рехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но ре-ализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления за-падногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министров-президентов западных зе-мель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники сове-щания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратиз-ме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Пар-ламентский совет, получивший полномочия по разработке Основ-ного закона западногерманского государства как временной кон-ституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разрабо-танный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней полити-кой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными ак-тивами, системой безопасности, а также конституционный конт-роль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон Федеративной Республики Германии, одобренный военными губер-наторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу меж-союзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразо-вание института военных губернаторов в институт Верховных ко-миссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предос-тавление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманско-го государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функциониро-вать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыва-нию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референ-дума во всех немецких землях по поводу принятия закона о един-стве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конститу-ции восточногерманского государства. Такой проект был подготов-лен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29-- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократиче-ской Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная па-лата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае--июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский воп-рос превратился в одну из наиболее сложных международных про-блем послевоенной истории.

Анархизм в России

В феврале 1921 года умер П. Кропоткин, в связи с чем анархисты создали Комитет анархических организаций по устройству похорон. После смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений...

Берлинский кризис

Сразу после смерти И. Сталина в марте 1953 г. социально-экономические неурядицы дали себя знать почти во всех странах народной демократии. Однако с особой силой они заявили о себе в ГДР. Здесь политический режим во главе с В...

Берлинский кризис

Повышение статуса ГДР в отношениях с СССР сопровождалось усилением позиций Ульбрихта в восточногерманском руководстве. Используя опасения Хрущева по поводу возможности возникновения нового кризиса в «социалистическом лагере»...

Внешняя политика СССР в конце 50-х годов. Улучшение отношений СССР – США

Важным, хотя и совершенно неожиданным для советского руководства внешнеполитическим успехом СССР стала победа революции на Кубе в 1959г. После взятия власти новые кубинские руководители во главе с Ф. Кастро выступали первоначально, скорее...

Вторжение войск Соединенных Штатов и Великобритании в Ирак и последовавшая за этой акцией оккупация иракской территории обернулось не только крушением авторитарного режима Саддама Хусейна...

Иракский кризис и реакция на него мировой общественности

Принципиальная позиция противодействия агрессии, занятая Россией как членом Совета Безопасности ООН, несшим ответственность за поддержание международного мира, была единственно возможной и, в этом смысле, безвариантной...

Консервативная партия

История консервативная партии Великобритании, насчитывает более 130 лет, переживает глубочайший кризис, какого не было за последние два десятилетия. Несмотря на достижения правительства Мэйджора...

Новая Великая депрессия ХХI века в высказываниях современников

Наступивший тогда азиатский кризис многим показался началом мирового краха. Страницы влиятельнейших мировых газет были полны паническими прогнозами и радикальными рекомендациями...

Отношения России с Китаем, Японией и Кореей

В 1917-1922 гг., в период установления советской власти в Средней Азии, граница с Китаем постоянно нарушалась. Остатки белогвардейских и казачьих отрядов переходили границу и дислоцировались на территории Монголии и Синьцзяна...

Политика глобального прогнозирования

Главным препятствием развитию современной теории общего (глобального) прогнозирования, как и социального прогнозирования вообще, является господствующая научная установка европейского модерна -- установка на овладение миром...

Политики и публицисты о причинах развала СССР

Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления...

Политические мыслители России

Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский...

Сущность политического кризиса

За постсоветский период в стране сформировалось новое «молодежное» поколение, которое по своему менталитету существенно отличается от советского человека...

Трансформация политической системы в Республике Корея

Согласно Конституции 1948 года, территории республики составляет корейский полуостров и прилегающие к нему острова, тем самым претендуя на представительство всего корейского народа. Конституции государств Азии: сборник: отв. Ред Т.Я. Хабриева...

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе

Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц газет, журналов практически на протяжении трех лет. Была темой для многих программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной войной»...

Берли´нский кри´зис 1948-1949 международный кризис на начальном этапе «холодной войны» . Начался 23 июня 1948 с распространения на западные секторы Берлина сепаратной денежной реформы, которую оккупационные власти США, Великобритании и Франции ранее провели в своих зонах оккупации. Там самым нарушалось экономическое единство Берлина, создавалась угроза для экономики всей совет­ской зоны. В качестве ответной меры советская военная администрация в ночь с 23 на 24 июня перекрыла наземные коммуникации между Берлином и западными зонами. Были также прекращены поставки товаров в Западный Берлин, ограничена подача туда электроэнергии. В этой связи западные державы развернули пропагандистскую кампанию о «блокаде Берлина» и прорвавшем ее «воздушном мосте». На деле товары, которые доставляла военно-транспортная авиация США и Великобритании в западные сектора Берлина, не обеспечивали самых минимальных потребностей его жителей, имевших неограниченную возможность покупать все необходимое в восточном Берлине и на прилегающей территории советской зоны.
В ходе начавшихся 2 августа в Москве переговоров, в которых с советской стороны принимали участие И. В. Сталин и В. М. Молотов, западные представители согласились изъять из своих секторов сепаратную западную марку и принять новую восточногерманскую марку в качестве единственного платежного средства в Берлине. Со своей стороны Сталин заявил, что он не против западного военного присутствия в Берлине. Кроме того, вместо своего первоначального требования об отмене решения о создании сепаратного государства в Западной Германии он готов был принять формулу о его приостановке. На этой основе была разработана и 30 августа 1948 принята директива четырем главнокомандующим оккупационными войсками в Германии, предусматривавшая одновременное введение восточной марки во всем Берлине и снятие транспортных ограничений на путях доступа из западных зон. Однако переговоры о конкретных мерах по выполнению этой директивы закончились неудачей. Кризис не закончился, а, напротив, углубился.
Советская сторона лишь 14 июля заявила о готовности взять на себя снабжение населения всего Берлина и тем самым компенсировать поставки из западных зон, прерванные из-за «транспортных ограничений», введенных с 24 июня. На «черном рынке» в Берлине западная марка дорожала, а восточная дешевела, и в этих условиях введение монополии последней становилось малопри­влекательным для немцев. 9 сентября 1948 на площади перед рейхстагом с речью против «блокады» выступил не признанный советским комендантом бургомистр Э. Рейтер; возникли беспорядки, был сорван советский флаг с Бранденбургских ворот и обстрелян часовой у памятника советским воинам. Эти события можно считать апогеем берлинского кризиса.
На дипломатической арене кризис выразился в обмене резкими нотами между СССР и западными державами и в острой полемике в ООН. Западные державы ввели «контр­блокаду» — фактическое эмбарго на торговлю между востоком и западом. 31 января 1949 были опубликованы ответы Сталина на вопросы американского корреспондента Дж. Кингсбери Смита, из которых следовало, что решение вопроса о валюте в Берлине не рассматривается более как предпосылка к отмене транспортных ограничений на путях доступа к Берлину. На этой основе с 15 марта завязались неформальные переговоры между постоянным представителем СССР в ООН Я. А. Маликом и американским дипломатом Ф Джессепом. Началась деэскалация кризиса.
5 мая 1949 было согласовано совмест­ное коммюнике четырех держав, которое предусматривало отмену с 12 мая «транспортных ограничений» между Берлином и западными землями Германии, между восточной и западными зонами Берлина, а также между западными и восточной зонами оккупации Германии, а также созыв нового совещания Совета министров иностранных дел четырех держав (СМИД), что было воспринято мировой общественностью как последняя попытка решить германский вопрос на основе сохранения единства страны. Попытка оказалась неудачной. Начало работы СМИД 23 мая 1949 совпало с вступлением в силу в западных зонах Основного закона, чем было официально оформлено создание западногерманского государства — Федеративной Республики Германии. 7 октября 1949 в восточной зоне было провозглашено создание другого германского государства — Германской Демократической Республики . Раскол Германии был окончательно оформлен. Это можно считать одним из непосредственных последствий первого Б. к.

Лит.: СССР и германский вопрос. 1941—1949: Документы из российских архивов. Т. 1V: 18 июня 1948 г. — 5 ноября 1949 г. М., 2012; 1948 в германской истории. / Под ред. Б. Бонвеча, А. Ю. Ватлина, Л. П. Шмидта. М., 2009; Наринский М. М. Берлин­ский кризис 1948—1949 гг. // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1 (16). А. М. Филитов.

Международный кризис на начальном этапе «холодной войны».

Начался 23 июня 1948 с распространения на западные секторы Берлина сепаратной денежной реформы, которую оккупационные власти США , Великобритании и Франции ранее провели в своих зонах оккупации. Там самым нарушалось экономическое единство Берлина, создавалась угроза для экономики всей совет-ской зоны. В качестве ответной меры советская военная администрация в ночь с 23 на 24 июня перекрыла наземные коммуникации между Берлином и западными зонами.

Были также прекращены поставки товаров в Западный Берлин, ограничена подача туда электроэнергии. В этой связи западные державы развернули пропагандистскую кампанию о «блокаде Берлина» и прорвавшем ее «воздушном мосте». На деле товары, которые доставляла военно-транспортная авиация США и Великобритании в западные сектора Берлина, не обеспечивали самых минимальных потребностей его жителей, имевших неограниченную возможность покупать все необходимое в восточном Берлине и на прилегающей территории советской зоны.

В ходе начавшихся 2 августа в Москве переговоров, в которых с советской стороны принимали участие И. В. Сталин и В. М. Молотов , западные представители согласились изъять из своих секторов сепаратную западную марку и принять новую восточногерманскую марку в качестве единственного платежного средства в Берлине. Со своей стороны Сталин заявил, что он не против западного военного присутствия в Берлине. Кроме того, вместо своего первоначального требования об отмене решения о создании сепаратного государства в Западной Германии он готов был принять формулу о его приостановке.

На этой основе была разработана и 30 августа 1948 принята директива четырем главнокомандующим оккупационными войсками в Германии, предусматривавшая одновременное введение восточной марки во всем Берлине и снятие транспортных ограничений на путях доступа из западных зон. Однако переговоры о конкретных мерах по выполнению этой директивы закончились неудачей. Кризис не закончился, а, напротив, углубился.

Советская сторона лишь 14 июля заявила о готовности взять на себя снабжение населения всего Берлина и тем самым компенсировать поставки из западных зон, прерванные из-за «транспортных ограничений», введенных с 24 июня. На «черном рынке» в Берлине западная марка дорожала, а восточная дешевела, и в этих условиях введение монополии последней становилось малопри-влекательным для немцев.

9 сентября 1948 на площади перед рейхстагом с речью против «блокады» выступил не признанный советским комендантом бургомистр Э. Рейтер; возникли беспорядки, был сорван советский флаг с Бранденбургских ворот и обстрелян часовой у памятника советским воинам. Эти события можно считать апогеем берлинского кризиса.

На дипломатической арене кризис выразился в обмене резкими нотами между СССР и западными державами и в острой полемике в ООН . Западные державы ввели «контр-блокаду» — фактическое эмбарго на торговлю между востоком и западом. 31 января 1949 были опубликованы ответы Сталина на вопросы американского корреспондента Дж. Кингсбери Смита, из которых следовало, что решение вопроса о валюте в Берлине не рассматривается более как предпосылка к отмене транспортных ограничений на путях доступа к Берлину. На этой основе с 15 марта завязались неформальные переговоры между постоянным представителем СССР в ООН Я. А. Маликом и американским дипломатом Ф Джессепом. Началась деэскалация кризиса.

5 мая 1949 было согласовано совмест-ное коммюнике четырех держав, которое предусматривало отмену с 12 мая «транспортных ограничений» между Берлином и западными землями Германии, между восточной и западными зонами Берлина, а также между западными и восточной зонами оккупации Германии, а также созыв нового совещания Совета министров иностранных дел четырех держав (СМИД), что было воспринято мировой общественностью как последняя попытка решить германский вопрос на основе сохранения единства страны. Попытка оказалась неудачной.

Начало работы СМИД 23 мая 1949 совпало с вступлением в силу в западных зонах Основного закона, чем было официально оформлено создание западногерманского государства — Федеративной Республики Германии. 7 октября 1949 в восточной зоне было провозглашено создание другого германского государства — Германской Демократической Республики . Раскол Германии был окончательно оформлен. Это можно считать одним из непосредственных последствий первого Б. к.

Российская Историческая Энциклопедия

Стал берлинский кризис 1948-1949 гг. , сопровождавшийся советской блокадой За-падного Берлина . Его причиной стало проведение в зоне контроля «союзников» денежной реформы. СССР расценил это как попытку срыва ранее достигнутых договорённостей и блокировал Западный Берлин. Однако западными союзниками был организован эффек-тивный воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиации снабжали город продовольст-вием. Блокада продолжалась без малого год, всё это время США, Великобритания и Франция полноцен-но снабжали город по воздуху.

Итогом Первого берлинского кризиса стало рез-кое ухудшение общественного мнения в странах Запада о СССР, а также ускорение подготовки к объе-динению земель, находившихся в западной зоне окку-пации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ) . Западный Берлин становился автономным само-управляемым городом, связанным наземным транс-портным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Гер-манская Демократическая Республика (ГДР) .

Второй берлинский кризис (1961 год)

В 1962 г. мир вновь едва не был втянут в третью мировую войну в результате опасного противостояния между США и СССР во время вто-рого Берлинского кризиса.

Летом 1961 г., же-лая прекратить отток населения из ГДР в Западный Берлин, а также надавить на Запад с целью признания Восточной Германии, руковод-ство ГДР инициировало возведение Берлинской стены , разделив-шей город на две части. На протяжении нескольких часов советские и американские танки стояли напротив друг друга с включёнными моторами. Но советский лидер Н. С. Хрущёв и американский прези-дент Дж. Кеннеди всё же сумели отвести угрозу войны. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

БЕРЛИНСКИЕ КРИЗИСЫ, международно-политические кризисы периода «холодной войны», вызванные противоборством СССР и западных держав в германском вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948-49 годов являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года о сохранении политической и экономической целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2-1.6.1948) западные державы приняли план поэтапного создания западногерманского государства, его включения в Маршалла план и интеграции в западный блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 американскими, британскими и французскими оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономическое обособление их зон от советской зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на западные секторы Берлина, являвшиеся в экономическом отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Восточную Германию денежных знаков, выведенных из употребления в западных зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Западного Берлина западные державы отклонили. В ответ советская сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Западные державы отказались признать марку советской зоны в качестве денежной единицы Западного Берлина. Стремясь заставить западные державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из западных зон оккупации в Западный Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно советская сторона заявила о готовности полностью обеспечить Западный Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Западные оккупационные власти прекратили межзональную торговлю, торговлю западных секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между западными зонами оккупации и Западным Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «советской блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в том числе советскими военными авиадиспетчерами, в Западный Берлин в день доставлялось 3-4 тысяч тонн продовольствия, при потребности в 25 тысяч т; жители Западного Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Восточном Берлине; свыше 100 тысяч западноберлинцев получали продовольствие по карточкам советской зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой западными державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию западногерманского государства. В феврале 1949 года, завершив основные мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, западные державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между западными зонами оккупации и Западным Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения германского вопроса. Тем самым под Берлинским кризисом 1948-49 годов была подведена черта. В день открытия сессии СМИД западные державы объявили о вступлении в силу Основного закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.

Берлинский кризис 1958-63 годов был вызван нарастанием международной напряжённости в связи с принятым в декабре 1957 года решением Совета НАТО о размещении американских ядерных ракет в Европе, в том числе на территории ФРГ, решением парламента ФРГ (март 1958 года) об атомном вооружении западногерманской армии и активизацией в ФРГ и НАТО кругов, готовых добиваться решения германского вопроса путём ликвидации Германской Демократической Республики. В этих условиях правительство СССР сочло необходимым активизировать усилия по заключению мирного договора с Германией и урегулированию ситуации вокруг Западного Берлина, фактически превратившегося в центр подрывной деятельности (как экономической, так и политической) против ГДР. Провокации с территории Западного Берлина, не отделённого от ГДР государственной границей, могли привести к серьёзному инциденту, в том числе военному. 27.11.1958 советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту с предложением в 6-месячный срок предоставить Западному Берлину статус демилитаризованного вольного города, то есть превратить его в самостоятельную политическую единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу.

10.1.1959 СССР представил проект мирного договора, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Обсуждение советских предложений на совещании министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в Женеве (май - август 1959 года), при подготовке четырёхсторонней конференции на высшем уровне в Париже (май 1960 года), в ходе переговоров Н. С. Хрущёва с президентом США Дж. Кеннеди в Вене (июнь 1961 года) не принесло положительных результатов. 13.8. 1961 по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (3-5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (смотри Берлинская стена). Попытки стран НАТО (прежде всего США), приведших вооруженные силы в состояние боевой готовности и начавших выводить танковые подразделения на межзональную границу в Берлине, оказать давление на ГДР и СССР получили твёрдый отпор. Осенью 1961 года правительство США высказалось за возобновление диалога с СССР по урегулированию германского вопроса и положения в Берлине. В 1962 году в Нью-Йорке, Вашингтоне и Женеве состоялись встречи американских и советских представителей. Несмотря на сближение позиций сторон по ряду вопросов (признание необходимости оформления и закрепления существующих германских границ, уважения суверенитета ГДР, невооружения ГДР и ФРГ ядерным оружием, заключения соглашения о ненападении между НАТО и Организацией Варшавского договора), вопрос об изменении международно-правового статуса Западного Берлина и замене на его территории войск НАТО контингентами ООН, а также о подписании мирного договора с Германией решён не был. Советско-американский диалог способствовал, тем не менее, ослаблению военной напряжённости и преодолению Берлинского кризиса. На 6-м съезде СЕПГ в январе 1963 года Хрущёв заявил, что заключение германского мирного договора более не является срочной задачей советской внешней политики. 17.12.1963 правительство ГДР и органы гражданской власти Западного Берлина подписали первое «соглашение о пропусках», определившее для граждан ГДР и западноберлинцев порядок пересечения границы на территории Берлина. Окончательно ситуация была урегулирована Четырёхсторонним соглашением по Западному Берлину (3.9.1971).

Лит.: Филитов А. М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993; Наринский М. М. Берлинский кризис 1948- 1949 годы // Вопросы истории холодной войны. Сб. статей. М., 2001; Очерки истории МИД России. 1802-2002. М., 2002. Т. 2; Системная история международных отношений, 1918-2003 / Под редакцией А. Д. Богатурова. М., 2003. Т. 3.