Биржа труда отправляет учится. Проблема эффективности профессионального обучения безработных в россии

Довольно актуальным на сегодняшний день остается вопрос о массовой безработице и наличии грамотных специалистов. Помочь в трудоустройстве или получить смежную специальность, востребованную на рынке труда – вот основная задача, стоящая перед Центрами занятости. Сотрудники Центров проводят большую работу со стоящими на учете по временной безработице гражданами, учитывая имеющиеся образование, квалификацию, предпочтения, состояние здоровья и много других факторов.

Следует напомнить, что Центры занятости (их иногда еще называют биржами труда) представляют собой специализированное учреждение, которое занимается предложением вакансий, обеспечением трудоустройства граждан, выплатой ежемесячных пособий.

Одним из направлений работы биржи труда является так же проведение различных бесплатных курсов. Это тем более актуально, что любая компания за обучение соискателя возьмет деньги, и, чаще всего, немаленькие. В каждом Центре существует индивидуальный перечень обучающих курсов, поэтому в различных регионах Российской Федерации, он может быть разным.
Чаще всего в список предлагаемых Биржей труда курсов входят:

  • Продавец (чаще продовольственных товаров);
  • Кассир;
  • Основы бухгалтерского учета (со знанием С1);
  • Парикмахер широкого профиля;
  • Охранник;
  • Швея;
  • Повар-кондитер;
  • Кладовщик;
  • Водители категорий «В» и «С»;
  • Логист (транспортная и складская логистика);
  • Туристический менеджмент;
  • Информационные системы и технологии;
  • Помощник руководителя;
  • Пользователь ПК со знанием 1С.

Гражданам на учете в Центре занятости предлагаются бесплатныекурсы по переподготовки

Всем гражданам, которые стали на учет в Центре занятости, предлагается конкретный список бесплатных курсов, которые на тот момент проводятся. Следует обратить внимание на тот факт, что в перечне курсов представлены различные направления. Там есть и рабочие специальности, и торговые, и профессии из сферы обслуживающего труда, и так же, интеллектуально-образовательные. Каждый, временно безработный, имеет возможность самостоятельного выбора во-первых, соглашаться на посещение предлагаемых курсов или нет, а во-вторых, выбирать понравившуюся специальность из списка предложенных.

Право на переобучение в Центре занятости имеют граждане, которые оставались не трудоустроенными в течение полугода. Сам процесс переобучения предоставляет возможность безработным получить новые знания в другой сфере деятельности и найти работу по востребованной специальности. Следует напомнить, что права собственного выбора курсов никто не отменяет, гарантированно будет выплачиваться один раз в месяц пособие по безработице, пока не совершится процесс трудоустройства.

Каждая Биржа труда имеет свой информационный сайт, на котором расположен перечень вакансий и список бесплатных курсов. Кроме того, в обязательном порядке должны быть размещены контактные телефоны юристов, с которыми можно будет проконсультироваться в случае отказа в предоставлении бесплатных курсов.

Любой гражданин Российской Федерации, зарегистрированный на Бирже труда, имеет право поступления и обучения на бесплатных курсах. Для этого необходимо предоставить в Центр занятости определенные документы (перечень есть на сайте и на информационных стендах ЦЗ), написать заявление с просьбой о прохождении определенной учебной программы и заключить договор.

Плюсы и минусы переобучения от Центра занятости

Существуют определенные плюсы и минусы при переобучении в Центрах Занятости.
К положительным моментам можно отнести:

  • гарантированную регулярную выплату пособия по безработице;
  • помощь в поиске вакансии;
  • получение квалифицированной профессии;
  • наличие специальных программ для лиц, ранее отбывавших срок наказания в местах лишения свободы;
  • наличие специальных программ для инвалидов рабочих групп;
  • помощь в трудоустройстве уже по новой специальности.

Среди отрицательных моментов:

  • выбранную в перечне курсов специальность, чаще всего нужно будет ждать;
  • программа обучения не всегда является самой новой и актуальной;
  • существует правило о снятии с учета в ЦЗ после двух отказов от рекомендованной работы.

,

Управление федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@ onego. ru

1. Значение профессионального обучения безработных
граждан в мероприятиях содействия занятости населения

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одним из самых эффективных средств повышения их конкурентоспособности на рынке труда и содействия трудоустройству. Профессиональное обучение также может рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос рынка труда.

Актуальность реализации программы профессионального обучения безработных граждан можно продемонстрировать в соответствии со статьей 23 Закона о занятости населения в РФ численностью граждан, нуждающихся в обучении, которая показана в таблице 1. Налицо рост доли граждан, нуждающихся в обучении.

Таблица 1

№ строк

Зарегистрировано безработных граждан, чел.

на 01.01.2003 г.

на 01.01.2004 г.

на 01.01.2005 г.

Всего

11802

12095

13499

В том числе:

не имеющие профессии (специальности)

длительное время (более года) не работающие

2569

2868

3974

имеющие профессию (специальность)
не востребованную
на рынке труда*

Итого

3622

4106

5586

В % к строке 1

30,7%

33,9%

41,4%

* За исключением граждан, длительное время не работающих.

Эти данные подтверждаются и из другого источника. Анализ результатов профилирования безработных граждан в 1-м квартале 2005 года показывает, что категория граждан "без потенциала", то есть тех, кому для трудоустройства необходимо профессиональное обучение, составляет 44,9% от числа прошедших профилирование граждан.

2. Эффективность профессионального обучения

К факторам, влияющим на эффективность профессионального обучения, можно отнести следующие:

– качество формирования планов профессионального обучения;

– профориентационное сопровождение обучения;

– объемы финансирования программы;

– качество обучения.

2.1. Качество формирования планов профессионального
обучения

В Республике Карелия в 2002 г. на профессиональное обучение было направлено 6,6% от общей численности граждан, состоявших на учете в качестве безработных, в 2003 г. – 7,7%, 2004 г. – 6,6%. По Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 8,2, 9,5, 11,5%.

При установлении центрам занятости населения контрольных показателей Управление ФГСЗН по Республике Карелия до настоящего времени учитывало следующие основные критерии:

– численность состоящих на учете безработных граждан;

– прогнозируемый уровень безработицы на планируемый период;

– наличие в городе, районе учебной базы;

– достигнутые в предыдущие периоды объемы обучения.

Для повышения эффективности обучения в будущем приоритетным критерием при всех остальных должены стать спрос на рынке труда, наличие рабочих мест в городах и районах, в том числе в перспективе развития предприятий и организаций районов и городов. Но эта задача может решаться только при глубокой систематической работе центров занятости населения по анализу ситуации и перспектив развития рынка труда на местах.

В 2002 – 2004 годах обучение ежегодно осуществлялось по 50-60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение последних трех лет обучение велось по 89 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – это рабочие профессии.

Сведения о профессиональном обучении безработных граждан в 2002 – 2004 годах по отраслевым группам профессий и специальностей показаны на диаграмме 1 (рис. 1).

Рис. 1. Сведения о профессиональном обучении безработных
граждан в 2002 – 2004 гг. по отраслевым группам профессий
и специальностей

С 2002 по 2004 год включительно наблюдается тенденция снижения объемов обучения безработных граждан, отнесенных на диаграмме 1 к отрасли "другие". Это, как правило, специальности, которые по категориям должностей относятся к «другим служащим», и курс "пользователь ПЭВМ". Учитывая то, что эти специальности не имеют большого спроса на рынке труда, Управление ФГСЗН по РК, центры занятости населения снизили объемы обучения по ним с 36% в 2002 году до 29% в 2004 году в общей численности обученных граждан.

На рисунке 2 отражена ситуация 2004 года, касающаяся профессий, обучение по которым осуществляется службой занятости в наибольших объемах (62% от общего числа обученных граждан за год).

продавцов" и "машинистов котельной" оправданы высокой текучестью этих кадров по причинам, связанным с действиями работодателей.

Граждане, обученные профессии "парикмахер", как правило, уходят на самозанятость.

В объемы обучения бухгалтеров включены все курсы, то есть переподготовка и повышение квалификации. В 2004 году повышение квалификации составляло 27,5%.

Профессиональное обучение специальностям "бухгалтер", "секретарь-референт", "секретарь-делопроизводитель", "секретарь-делопрои-зводитель-специалист по кадрам" ведется по двум основным причинам: 1) это в большинстве выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования , которые не могут трудоустроиться после получения профессионального образования, 2) это женщины, вакансий для которых явно недостаточно.

В будущем планируется переход от переподготовки к увеличению объемов повышения квалификации продавцов, бухгалтеров и других профессий.

2.2. Профориентационное сопровождение профессионального
обучения

Можно выделить три этапа работы по профориентационному сопровождению профессионального обучения безработных граждан:

– Помощь безработным гражданам в выборе направления профессионального обучения, подбор и отбор в учебные группы;

– Профориентационные мероприятия во время обучения и прохождения практики;

– Помощь в трудоустройстве и адаптации на рабочем месте после обучения.

Работа по информированию граждан о возможностях профессионального обучения ведется всеми способами, начиная от индивидуальных консультаций и заканчивая размещением информации в СМИ.

В ряде центров занятости населения отбор на курсы по профессиям, пользующимся повышенным спросом среди безработных граждан, проводится с использованием психодиагностических методик, проведением деловых игр , привлечением к отбору работодателей и специалистов учреждений профессионального образования.

Большое влияние на мотивацию к профессиональному обучению оказывают программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Так, после проведения программ были направлены на обучение в 2003 году 192 человека (17% от общего числа участников), в 2004 году – 253 человека (22%).

В ходе обучения во всех группах читается курс "Технология поиска работы".

После окончания обучения многие из направленных на обучение службой занятости граждан вновь посещают своего профконсультанта. Во время встреч обсуждаются полученные навыки, возможности трудоустройства по новой профессии. Окончившие обучение граждане обязательно приглашаются на организуемые центрами занятости ярмарки вакансий.

Главный показатель, который во многом характеризует эффективность работы по профориентационному сопровождению обучения, это уровень досрочных отчислений граждан из числа обучающихся. Их динамика в целом по Управлению ФГСЗН по Карелии в 2002 – 2004 годах отрицательная. Доля досрочных отчислений возросла с 3,8% в 2002 году до 4,8% в 2004 году. Около одной трети досрочных отчислений произошло по уважительным причинам (трудоустройство, медицинские показания, призыв в ВС, переезд в другую местность).

Рост количества досрочных отчислений говорит о том, что отбор граждан, да и в целом профориентационное сопровождение обучения, несмотря на проводимую работу, требует совершенствования. Резервы для этого имеются.

2.3. Объемы финансирования программы "Профессиональное
обучение"

В таблице 2 приведены данные за 2002 – 2004 годы о контрольных показателях, их выполнении, заявленном и фактическом финансировании программы "Профессиональное обучение", стоимости обучения 1 человека и продолжительности обучения.

По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

– заявляемые Управлением ФГСЗН по Республике Карелия объемы финансирования из федерального бюджета на программу "профессиональное обучение" удовлетворяются на 75 – 80%, что, например, явилось одной из причин невыполнения установленных контрольных показателей в 2002 году;

– средняя стоимость обучения 1 человека за 2 года выросла в 1,3 раза;

– средний срок обучения непродолжительный. Например, в 2004 году он сократился по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, и это были вынужденные мероприятия по сокращению сроков обучения из-за недостаточности объемов финансирования.

По Российской Федерации в 2004 году средняя стоимость обучения составила 3700 рублей при продолжительности обучения 3,2 месяца. В Карелии – 3875 рублей при продолжительности 2,6 месяца.

Общий вывод: в 2002 – 2004 годах Минтруда России проводилась политика относительного сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы "профессиональное обучение" (табл. 2). Эта тенденция сохранилась и в 2005 году.

Таблица 2

Показатели

2002

2003

2004

Контрольный показатель, установленный Минтруда России, чел.

2500

2600

2356

Направлено на профобучение, чел.

2440

2968

2852

Выполнение, %

97,6%

114,2%

121,1%

Заявленное финансирование из федерального бюджета, тыс. руб.

9856,0

12748,0

12913,0

Фактическое финансирование, тыс. руб.

7900,0

9600,0

10400,0

Отношение фактического финансирования
к заявленным объемам, %

80,2%

75,3%

80,5%

Стоимость обучения 1 человека, завершившего обучение, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

При недостаточном финансировании профессионального обучения за счет федерального бюджета и постоянным ростом его стоимости Управление ФГСЗН по РК осуществляет меры по эффективному использованию выделяемых ресурсов.

В этих целях Управление проводит согласование затрат и оплату образовательных услуг централизованно, на основании договоров, заключенных центрами занятости населения о делегировании этих полномочий Управлению.

Положительный эффект централизации в Управлении финансовых средств по программе «Профессиональное обучение» выражается в следующем:

– проводится комплектование более многочисленных учебных групп по одной профессии в одном образовательном учреждении из числа безработных граждан разных районов, что снижает стоимость обучения 1 человека;

– упрощаются отношения службы занятости с образовательными учреждениями, так как они работают с одним заказчиком, что значительно сокращает документооборот;

– возможно применение единообразной методики формирования калькуляций затрат на обучение и осуществление эффективного оперативного контроля затрат;

– возможно оперативное регулирование расходования бюджетных средств и своевременное проведение оплаты оказанных образовательных услуг.

В целях рационального использования средств, направляемых на профессиональное обучение, Управлением разработаны методические рекомендации по составлению калькуляций затрат, которые используются большинством учреждений и организаций, на базе которых проводится обучение.

С этой же целью методическое объединение по профессиональному обучению взрослого незанятого населения, созданное совместным приказом Управления ФГСЗН по Республике Карелия и Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, разрабатывает и утверждает примерные нормы расходования учебных материалов. Такие нормы разработаны по 7 профессиям. Запланировано продолжение этой работы по другим профессиям, имеющим наибольший спрос на рынке труда.

2.4. Качество обучения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность, является качество профессионального обучения безработных граждан. Качество обучения, то есть уровень полученных прошедшими профессиональное обучение гражданами профессиональных знаний и навыков, является самым важным фактором, влияющим на их конкурентоспособность на рынке труда.

Объективными условиями, которые значительно влияют на качество обучения, являются:

– состав безработных, в котором по-прежнему сохраняется высокая доля граждан со слабой мотивацией и низким уровнем образовательной подготовки;

– постоянный рост стоимости образовательных, медицинских, коммунальных и других видов услуг, с которыми связана организация обучения.

Политика сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «Профессиональное обучение» или сохранения этих объемов на прежнем уровне при вышеназванных условиях ведет к необходимости сокращения сроков обучения, что, в свою очередь, самым отрицательным образом сказывается на качестве профессиональной подготовки и переподготовки, а следовательно, и на трудоустройстве граждан, прошедших обучение.

В таблице 3 показан расчет средств на профессиональное обучение через налогооблагаемую базу по Управлению ФГСЗН по Республике Карелия в 2002 – 2004 годах.

Таблица 3

№ п/п

Показатели

2002

2003

2004

Стоимость обучения 1 человека, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

Средний размер стипендии в месяц, руб.

820,0

930,0

960,0

Сумма стипендии за весь период обучения, руб.

2214,0

2325,0

2496,0

Затраты на обучение 1 человека, всего, руб.

5229,7

5739,0

6371,0

Средняя зарплата в месяц, руб.

4653,1

5692,0

6999,9

Налог (ЕСН + подоходный налог с физических лиц), %

48,8

48,8

48,8

Коэффициент налогов

0,488

0,488

0,488

Сумма налогов в месяц, руб.

2270,7

2777,7

3416

Коэффициент трудоустройства

0,828

0,604

0,686

Срок возмещения затрат, мес.

2,78

3,42

2,72

Средняя продолжительность безработицы, мес.

4,96

4,74

4,25

Средний размер пособия в месяц, руб.

850,0

1020,0

1040,0

Затраты на выплату пособия за весь период, руб.

4216,0

4834,8

4420,0

Отношение затрат на обучение к пособию по безработице

1,24

1,19

1,44

Из таблицы 3 видно, что даже при реально учтенном уровне трудоустройства граждан после обучения срок возврата затрат на обучение в государственный бюджет относительно небольшой и сопоставим со сроками обучения. В связи со снижением с 1 января 2005 года ставки единого социального налога с 35,8 до 26,2% сроки окупаемости несколько увеличатся, но принципиально ситуация не изменится.

Затраты на профессиональное обучение за весь период выше, чем затраты на пособие по безработице, продолжительность которой значительно превышает средний период обучения. Но расходы на обучение реально возвращаются в бюджет, а значительная часть пособия не возвращается.

При этом еще не учитывается социальный эффект результатов обучения, который не подлежит объективной финансовой оценке.

Следовательно, профессиональное обучение безработных граждан – самый эффективный способ содействия их трудоустройству и социальной адаптации, окупаемости бюджетных затрат, направляемых на данную программу.

  • Правовое регулирование экономических отношений
    • Экономические отношения как предмет правового регулирования
    • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
    • Хозяйственное право и его источники
  • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
    • Право собственности и другие вещные права
    • Юридические лица
      • Виды юридических лиц
      • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
    • Индивидуальные предприниматели
    • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
      • Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
      • Наблюдение
      • Финансовое оздоровление и внешнее управление
      • Конкурсное производство и мировое соглашение
  • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
    • Общие положения о договоре
    • Отдельные виды договоров
      • Договор поставки
      • Договор аренды
      • Договор подряда
  • Экономические споры
    • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
    • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
  • Трудовое право как отрасль права
    • Предмет и структура трудового права
    • Источники трудового права
    • Трудовое правоотношение
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
    • Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
      • Понятие и формы занятости
      • Правовой статус безработного
      • Профессиональное обучение безработных
  • Трудовой договор
    • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
    • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
  • Рабочее время и время отдыха
    • Рабочее время
    • Время отдыха
      • Отпуска
  • Заработная плата
    • Понятие и системы заработной платы
    • Правовое регулирование заработной платы
    • Тарифная система. Надбавки и доплаты
    • Порядок выплаты заработной платы
  • Трудовая дисциплина
    • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
    • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие, условия и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Трудовые споры
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
    • Коллективные трудовые споры
      • Примирительные процедуры
      • Осуществление права на забастовку
  • Административные правонарушения и административная ответственность
    • Понятие административного права. Его предмет и метод
    • Административная ответственность
    • Административное правонарушение
    • Административные наказания
    • Производство по делам об административных правонарушениях

Профессиональное обучение безработных

В целом ряде случаев наиболее действенным видом помощи безработным гражданам со стороны государства является организация их профессионального обучения: профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безработицы. В частности, различают фрикционную и структурную безработицу. Фрикционная безработица выступает в виде временной потери работы, включая смену места работы, поиск более высокооплачиваемой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид безработицы обычно связан с движением рабочей силы с одного предприятия на другое, из одного региона в другой. Фрикционная безработица обусловлена техническим несовершенством рынка труда, отсутствием информации об имеющихся вакансиях, несоответствием между наличной рабочей силой и свободными рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест, явившееся результатом структурных изменений в экономике. Подобные изменения приводят к тому, что на некоторые профессии спрос резко уменьшается или вообще исчезает, в то время как на другие - включая новые, ранее не существовавшие - увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма существенна. Если в условиях фрикционной безработицы безработные обладают навыками, которые они могут «продать» при найме на работу, то в условиях структурной безработицы безработные не могут получить работу - даже при наличии свободных рабочих мест - без дополнительного обучения, переподготовки, повышения квалификации. В этих условиях на первый план выдвигается такая составляющая государственной политики в сфере занятости, как организация профессионального обучения безработных.

Проблема профессионального обучения безработных является актуальной также в тех случаях, когда безработными являются граждане, вообще не имеющие профессии, или граждане, которые в силу каких-либо причин - например, по состоянию здоровья - утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального обучения безработных, организуемого органами службы занятости, является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, увеличение их возможностей в поиске достойно оплачиваемой работы (или доходного занятия). Естественно, что для этого обучение должно проводиться по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безработных граждан, организуемого органами службы занятости, является то, что оно, как правило, является интенсивным и краткосрочным - в большинстве случаев его продолжительность не должна превышать шести месяцев, в отдельных случаях - одного года. Не допускается получение безработными гражданами по направлению органов службы занятости второго высшего или среднего профессионального образования.

Основными видами обучения безработных граждан являются:

  • профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
  • переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
  • обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
  • повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
  • профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
  • повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
  • стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. (Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.)

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляется как в учебных центрах органов службы занятости, так и - в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости - в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования.

Гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, выплачивается стипендия, размер которой варьируется в зависимости от категории безработных.

Профессиональное обучение - поддержка, которую государство не может оказать всем безработным. Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Служба занятости предоставляет не только работу для людей, но и обучение. Если своя профессия не очень востребованная, то можно освоить новую. Обычно такие центры предлагают несколько специальностей, из которых можно выбрать подходящую для себя. Обучение от центра занятости позволяет получить документ, с помощью которого можно Причем все это предоставляется бесплатно, поскольку для финансируется бюджетом. Необходимо лишь знать, что для этого требуется.

Плюсы переквалификации

После потери работы человек обычно обращается на биржу труда, где предлагаются вакансии. Иногда люди не могут выбрать подходящую специальность. Но для этого есть от центра занятости. Преимущества таких курсов заключается в том, что:

  • вакансии востребованные;
  • будет освоена новая профессия;
  • новые знания не будут лишними;
  • обучение бесплатное, поскольку его оплачивает государство;
  • многим категориям граждан предоставляется стипендия.

Обучение от центра занятости проводятся опытными преподавателями, специалистами различных учебных заведений. Безработным предлагается не только переобучение, но и Выданный документ послужит для трудоустройства.

Минусы обучения

Но профессиональное обучение от центра занятости имеет и недостатки:

  • не всегда есть интересные вакансии, иногда подходящие приходится ждать достаточно долго;
  • техническая оснащенность во многих регионах не такая богатая;
  • если после обучения отказаться от нескольких вакансий, то безработному не выплачивают пособие.

Поэтому следует тщательно подумать, прежде чем записываться на обучение от центра занятости. Отзывы свидетельствуют о необходимости переподготовки, ведь после этого появляются возможности трудоустройства. Многие граждане рады получить бесплатное обучение по интересующей специальности, тем более, что оно проводится в удобное время. Большинство людей курсы привлекают из-за отсутствия платы.

Все же есть и такие отзывы, свидетельствующие о малоэффективности переподготовки. На бирже не всегда могут предложить интересную для человека профессию. И тогда приходится ждать нужной вакансии достаточно долго.

Кому требуется обучение?

Бесплатные курсы при центре занятости для безработных положены по законодательству России. На них могут записаться все безработные граждане. Обучение выполняется в следующих случаях:

  • отсутствие квалификации;
  • сложности с подбором вакансии;
  • необходимость изменения профессии;
  • невозможность гражданина выполнять свою работу.

Главной целью курсов является дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности, открытие своего бизнеса.

Виды профессий

Список предложений для переподготовки достаточно богатый. Во многих центрах он достигает 70 профессий. Самыми популярными являются следующие сферы:

  • экономическая: бухгалтер;
  • рабочая: сантехник, слесарь, токарь;
  • обслуживание: повар, охранник, секретарь;
  • социальная: психолог, воспитатель;
  • предпринимательство;
  • IT: дизайнер;
  • творческая и образовательная;
  • менеджмент;
  • медицинская.

В каждом регионе перечень профессий может отличаться, все зависит от рынка труда региона, а также наличия учебных заведений и преподавателей. Во многих организациях можно пройти обучение на сварщика от центра занятости. Курсы бухгалтеров тоже являются востребованными, поскольку с этой специальностью сотрудники требуются практически везде. Всю необходимую информацию можно получить только в центре занятости.

У каждого человека есть право выбора специальности, никто не может произвольно записать его на обучение любой профессии. При желании можно не идти на курсы, а ждать появления подходящей вакансии.

Особенности поступления

Срок обучения длится 1-6 месяцев в зависимости от программы. Группы набираются в разное время года. В некоторых заведениях есть очереди, благодаря чему можно обучиться на желаемую профессию.

Курсы бухгалтеров - самое востребованное направление, поскольку оно предоставляет возможность выгодного трудоустройства. Профессия эта всегда ценится, и тем более такие сотрудники получают высокую и стабильную зарплату. Распространено обучение мам в декрете от центра занятости. В этот период они получают пособие и осваивают новую профессию.

Льготы в обучении

Хоть право повышения квалификации есть у всех безработных граждан, все же есть приоритетные группы лиц, которым отдается большее предпочтение:

  • инвалиды;
  • безработные, стоящие на учете больше 6 месяцев;
  • уволенные граждане;
  • потерявшие работу военнослужащие и их семьи;
  • выпускники школ.

Таким людям центр занятости предлагает все имеющиеся профессии, из которых можно выбрать понравившиеся. Государству важно трудоустроить их в первую очередь.

Если есть опыт профессионального обучения, то в центре занятости надо требовать поступление на необходимый курс. Также важно узнать, откуда финансируется такое повышение квалификации.

Обучение от центра занятости для многих граждан осуществляется с выплатой стипендии. Также предоставляется одноразовая материальная помощь, компенсация проезда, проживания, если есть необходимость пребывания в другой местности.

Средства могут и не выплачивать, когда человек не посещает обучение. После этого предоставляется документ, подтверждающий получение специальности. С ним можно трудоустраиваться.

В декрете

Обучение от центра занятости предлагается и для молодых мам, которые находятся в декрете. Важно, чтобы ребенку было до 3 лет, а у женщины официальное трудоустройство.

Необходимо соблюдение следующих условий:

  • обращаться нужно только в тот центр занятости, который закреплен по месту жительства;
  • обучение предоставляется только тогда, если оно одно во время отпуска по уходу за ребенком;
  • на момент окончания обучения отпуск еще должен быть действительным;
  • если нет работы по неполному рабочему дню или на дому.

Что требуется из документов?

Прежде чем приступить к обучению, в центре занятости предлагают собрать список документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • копия документа, подтверждающая декретный отпуск.

Какие услуги предоставляются?

Центром занятости предлагается полноценное обучение, в которое входят следующие услуги:

  • профессиональное ориентирование: есть возможность прохождения теста, на основе которого будет выбрана подходящая специальность;
  • ознакомление с рынком труда, предоставляющим возможности трудоустройства;
  • направление на обучение.

Виды обучения

В зависимости от необходимости выбираются следующие виды обучения:

  • Подготовка: за короткое время происходит приобретение навыков.
  • Переподготовка: изучаются программы для получения дополнительных знаний, умений и навыков.
  • Повышение квалификации: совершенствование личных знаний, умений и навыков по полученной профессии.

В центре занятости профессии подбираются на основе пожеланий, а также имеющегося образования, профессиональной квалификации, времени отпуска.

Где происходит обучение?

Обычно его осуществляют вузы, образовательные учреждения, сотрудничающие с центром занятости. Перечень заведений должны быть предоставлены работниками биржи труда или на их сайте.

Иногда на обучение отправляют в другой город. В этом случае положена компенсация расходов за проезд и проживание. Все это подтверждается документально.

Как выполняется обучение?

По формам обучение бывает:

  • очным;
  • очно-заочным (вечерним).

Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме. Также практикуется дистанционное обучение. Длительность курсов зависит от программы, но обычно она не больше 6 месяцев.

Особенности трудоустройства

После обучения можно устроиться, но следует знать, как правильно это сделать, чтобы найти подходящую вакансию. Работодатели выдвигают определенные требования к соискателям. Это связано с тем, что сотрудник будет выполнять одну из важных работ по развитию предприятия или компании. Поэтому к соискателям выдвигаются следующие требования:

  • Образование: предпочтительнее средне-специальное или высшее.
  • В некоторых вакансиях требуется знание иностранного языка.
  • Опыт работы: важен практически везде.

Если по всем критериям человек подходит, то его обязательно возьмут на работу. Также могут требоваться дополнительные навыки: вождение машины, знание английского языка. Эту информацию в резюме надо указать честно, поскольку неправда все равно будет выявлена.

Составление резюме

При поиске работы важно правильно составить резюме. Главной информацией в нем считается:

  • адрес;
  • семейное положение;
  • образование;
  • гражданство.

Резюме должно включать наличие дополнительных навыков. Нередко это помогает подобрать подходящую работу. К ним можно отнести знание языков, пользование компьютерными программами, вождение автомобиля.

После обучения можно получить направление на работу. Необходимо взять характеристику по прохождению практики. В резюме надо включить даже подработку, если такая была. Если же опыта нет, то это следует указать.

Собеседование

Если резюме работодателя устроило, то он приглашает соискателя на собеседование. Чтобы подготовиться к этому мероприятию, необходимо воспользоваться следующими советами:

  • вести себя надо уверенно;
  • голос должен быть твердый, а улыбка спокойная;
  • интервьюеру надо смотреть в лицо;
  • отвечать на вопросы следует честно;
  • желательно выбрать сдержанную одежду;
  • женщинам макияж надо делать неброский;
  • украшений в образе должны быть в небольшом количестве.

Даже при отсутствии опыта работы можно устроиться, если зарекомендовать себя. Важно показать желание работать и развиваться дальше. Нередко это позволяет получить желаемую должность.

После обучения центр занятости обычно предлагает несколько вакансий, предоставляя направление на работу. Большинство людей после обучения все-таки находят необходимую вакансию и успешно трудоустраиваются.

Бесплатное обучение безработных граждан проводит Центр занятости населения САО г. Москвы в текущем году. Перечень предлагаемых курсов включает 54 специальности. Служба занятости САО проводит профессиональное обучение для не работающих длительное время, потерявших квалификацию, не имеющих профессии граждан.
В период профобучения выплачивается стипендия. Для направления на курсы необходимо зарегистрироваться в подразделениях Центра занятости населения САО.

Перечень включает наиболее востребованные на рынке труда специальности:

1. Машинист дорожно-строительных машин
2. Машинист погрузчика автомобильного
3. Машинист автомобильного крана
4. Машинист башенного крана
5. Водитель погрузчика
6. Водитель коммунальных уборочных машин
7. Водитель автомобиля
8. Слесарь по ремонту автомобилей
9. Диагностика электронных систем автомобиля
10. Машинист холодильных установок
11. Сборщик-монтажник светопрозрачных конструкций
12. Оператор котельной
13. Электрогазосварщик
14. Плотник-столяр-паркетчик
15. Маляр-штукатур-плиточник
16. Монтажник системы вентиляции
17. Техническое обслуживание и ремонт вычислительной и копировальной техники
18. Обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры и систем видеонаблюдения
19. Оператор пульта управления оборудованием жилых зданий
20. Лифтер
21. Продавец-консультант, кассир
22. Повар, кондитер
23. Пекарь-мастер
24. Официант, бармен
25. Изготовитель мясных полуфабрикатов (с трудоустройством)
26. Формовщик колбасных изделий (с трудоустройством)
27. Парикмахер широкого профиля
28. Дизайн наращивания и моделирования ногтей
29. Промышленный альпинизм
30. Бухгалтерский учет и аудит
31. Бухгалтерский и налоговый учет
32. Автоматизация бухгалтерского учета
33. Финансовый менеджмент
34. Менеджмент продаж
35. Предпринимательская деятельность
36. Гостиничный и туристический менеджмент
37. Менеджмент персонала, кадровый менеджмент
38. Менеджмент качества
39. Менеджмент офиса
40. Секретарское дело
41. Коммерческое товароведение
42. Сметное дело
43. Дизайн интерьера
44. Психология социальной работы
45. Домашнее образование
46. Пользователь ПЭВМ
47. Английский язык для делового общения
Для медицинских работников:
1. Сестринское дело
2. Лечебное дело
3. Лечебная физкультура
4. Медицинский массаж
5. Физиотерапия
6. Лабораторная диагностика
7. Рентгенология.