Борьба миров в поэме Александра Блока «Двенадцать». Сочинение

Александр Александрович Блок - поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров - духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании борьбы двух идей, двух укладов - гармонии и дисгармонии.

В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров - старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» - «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе - «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг - это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй - единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:

И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.

Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.

Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:

В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.

Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович - символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?

Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-

вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро",

до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную

" музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века",

который "взойдет средь всех несчастных поколений".

Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ-

ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный

дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-

ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-

решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого

так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе-

лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на

перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".

не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод-

ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-

зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы -

столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На

авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-

твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-

ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с

кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-

тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в

белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-

анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а

революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным

поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс-

ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при-

нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-

рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем

самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.

Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной

от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте-

пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-
вавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”,
до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную
” музыку разрушения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”,
который “взойдет средь всех несчастных поколений”.

Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произ-
ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный
дневник революционных

Событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-
ба двух “миров”. Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-
решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого
так боялся еще Пушкин.

Поэма “Двенадцать” построена на контрастах: “Черный вечер. Бе-
лый снег. Ветер, ветер!” Контрастны по своему изображению “буржуй на
перекрестке”, “невеселый товарищ поп” и идущие “двенадцать человек”.
Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор,
не убийца. Он идет сокрушать старый мир. “Стоит буржуй,

Как пес голод-
ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир. стоит, поджавши
хвост”.

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-
зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы –
столкновение добра и зла, будущего и прошлого – в самих людях. На
авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-
твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-
ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с
кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-
тому что: “нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в
белом венчике из роз – впереди – Исус Христос”.

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-
анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не “голытьбу”, а
революционный народ, идущий в будущее “державным шагом”.

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным
поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, “пролетарс-
ким” писателем или “выходцем из низов”, Блок принял революцию, но при-
нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-
рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем
самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция – это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной
от народа интеллигенции, рафинированной “чистой”, в значительной сте-
пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. ЕГЭ Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же...
  2. А. Блок – поэт, который теме родины “сознатель­но и бесповоротно” посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве....
  3. Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену...
  4. Поэма “Двенадцать “, автором которой является А. А. Блок, достаточно символична и загадочна. Даже в наши дни, литературные критики и...

Восемнадцатого февраля в газете левых эсеров «Знамя труда» была опубликована новая поэма Блока «Двенадцать». Уже в апреле журнал «Наш путь» перепечатал поэму, а в мае она вышла отдельной брошюрой. В том же восемнадцатом году поэма вышла дважды отдельным изданием, распространилась по России и в различных городах (в том числе и в Ставрополе) была издана десять раз. В 1919 году в Красноярске при власти Колчака ее издали подпольно в виде листовки и расклеивали по городу.
«Двенадцать» выходила и в русских зарубежных издательствах в Париже, Софии, Берлине, Львове. В 1958 году к судебной ответственности был привлечен крупнейший греческий поэт Янис Рицос за перевод и публикацию поэмы на греческом языке. Эти факты говорят о том, какой большой популярностью пользовалась поэма в то время и имела революционизирующее воздействие.
Открывается произведение панорамой вечернего Петрограда: дует резкий ветер, играет поземка. И на фоне снежной бури, символизирующей революцию, показываются люди, растерявшиеся от всего происходящего: старушка, озлобленный буржуй, прячущий лицо в воротник, интеллигент-«вития» (писатель), что-то бормочущий вполголоса о гибели России, толстобрюхий напуганный поп, жеманные барыни, уличные проститутки, бездомный бродяга...
И здесь в поэму вступают «державным шагом» двенадцать красногвардейцев, ночной патруль в революционном Петрограде, и дальнейшее развитие сюжета связано с ними: увидев на лихаче с другим свою возлюбленную, Петька убивает Катьку и потом сокрушается о происшедшем. Товарищи призывают его не скисать, проявить выдержку, внутренне подобраться навстречу тяжелому «бремени», которое ожидает их впереди. Речь их достаточно грубовата, чтобы назвать ее участием в беде товарища:
Что ты, Петька, баба что ль?
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И далее двенадцать красногвардейцев все тем же державным шагом проходят по поэме. Сюжет совершенно незатейлив и сам по себе никакой борьбы миров не представляет. Но тем не менее в поэме отразилась атмосфера эпохи, борьба старого и нового запечатлелась в символах и образах.
В первую очередь необходимо заметить, что Блок в своей поэме применил прием контраста, и он ощущается с первых строк:
Черный вечер,
Белый снег...
«Черное» символизирует собой старый мир с его порядками, попами, буржуями, проститутками... «Белое» олицетворяет все праведное, чистое и святое: это вольная метель, белоснежный венчик Христа.
Снежная вьюга в «Двенадцати» - это символ «исторической погоды», образ самой революции. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясающую мир. Светлое, белое, снежное торжествует в конце поэмы, где разыгравшаяся вьюга побеждает непроглядную тьму, из которой вышли двенадцать красногвардейцев. Их торжественный марш по поэме неоднократно сопровождается рефреном (повтором):
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Эти слова становятся своеобразным лейтмотивом поэмы наряду с другими лозунгами времени:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Или:
Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
И тут же дается портрет представителя вражеского стана:
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост, паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост!
В данном случае если буржуй воспринимается как образ конкретного врага, то «паршивый пес», «голодный пес», «пес безродный» является обобщенным образом старого рушащегося мира. И этот мир так просто свои права не отдает, он увязывается за красногвардейцами и, несмотря на угрозы, не отстает от них:
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
Но старый в образе пса так и не покидает красногвардейцев:
Скалит зубы волк голодный,
Хвост поджал - не отстает...
И так этот пес сопровождает провозвестников новой жизни (двенадцать красногвардейцев ассоциируются с двенадцатью апостолами Христа) до конца поэмы.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови!
Господи, благослави!
Прозвучавший в начале произведения призыв к господу «благославить» мировой пожар находит свой отклик в самом конце. Христос является и шествует впереди красногвардейцев:
Впереди - с кровавым флагом
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди Иисус Христос.
Красногвардейцы не сознательно следует за Христом, но он незримо и неведомо для них предводительствует ими. Красный флаг в его руках не оставляет сомнений о том, что он идет во главе революции и благославляет ее своим участием в ней.

Идея двоемирия особую популярность набрала в период романтизма, провозглашали ее и символисты. Представители этих течений верили, что существует два параллельных мира – материальный и духовный. Поэт-символист А. Блок также берет за основу эту идею, но интерпретирует ее в духе революции. В современном ему укладе уживаются «старый» и «новый» миры, которые борются за право существования. Два мира легко узнаются в образах и деталях.

В поэме читатель встречает старушку, которая всю жизнь прожила в старом мире, а теперь «не понимает, на что такой огромный плакат», призывающий передать всю власть Учредительному собранию». Старушку А. Блок сравнивает с курицей, намекая, таким образом, на свое отношение к людям, которые не могут перебороть в себе «старое». Далее автор проводит по улицам революционного города и знакомит с барыней, «попом», «буржуем». Все они чувствуют себя некомфортно в новых условиях, но понимают, что сопротивляться бессмысленно, так как на страже нового порядка красногвардейцы.

– главный символ революции. Они разгуливают по улицам, разрушая старый мир. Грабежи, насилие, разрушение – вот удел революционеров. Они уверены, что только путь разрухи и хаоса способен привести к новому бытию весь не только их, но и весь народ. Чтобы читатель не сомневался в благости их намерений, А. Блок впереди этой компании ставит Христа «с белым венчиком из роз» на голове. Евангельский образ символизирует справедливость, любовь и добро, которые ждут революционеров и тех, кто пошел за ними, в конце пути. Двенадцать же красноармейцев толкуются литературоведами как апостолы Христа.

На грани «старого» и «нового» стоит Катька. Она живет в своем мире, не может определиться, куда ей «шагать» и это одна из причин ее смерти.

Не только человеческие образы создают миры в поэме А. Блока «Двенадцать». Вспомогательную роль играют явления природы, животные. Например, в начале произведения автор описывает ветреную, снежную погоду. Ветер символизирует революцию. Автор говорит, что ветер распространяется по всему «Божьему свету», но больше всего он донимает «буржуев»:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Необычный символ старого времени появляется под конец произведения. За Христом и красноармейцами увязывается старый пес. Автор не зря именно так расставляет героев. Он показывает, что пережитки прошлого еще есть, но они уже такие слабые, что готовы «плестись» за революционерами.

Все произведение построено на контрасте, например красные, черные и белые цвета, настроения красногвардейцев и буржуев. Это художественное средство помогает сделать миры более выразительными.

Несмотря на то, что старый и новый миры полностью противоположны, автор мастерски сплетает их, показывая реальную картину их существования.