Бывший фермер приобретает небольшое кафе. Общяга социалогия



Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012-2013 учебном году
11 класс Часть а каждый человек как представитель человеческого рода
10 класс Часть а какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2012/2013 учебном году


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию в 2012-2013 учебном году

10 класс

Часть А

А1. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) разгром Ярославом мудрым печенегов под Киевом

2) формирование кастовой системы в Древней Индии

3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4) строительство пирамид в Древнем Египте

А2. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?

1)самодостаточность 3)целостность

2)стабильность 4) открытость

А3. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности

1) самосовершенствовании 2) самосохранении

3) самопознании 4) самообразовании

А4. Игре как виду человеческой деятельности всегда присуще

1) создание материальных благ 2) удовлетворение потребностей в общении

3) творческое начало 4) использование орудий труда

А5.Покупательская способность денег:

1) увеличивается в период инфляции 2)уменьшается в период дефляции

3) уменьшается в период инфляции 4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

А6. Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. В процессе познания возникают только истинные знания

Б. Знания – это результат познавательного процесса

А7. Верны ли суждения?

Социальный статус-…

А) это место личности в социальной структуре общества

Б) может меняться в течение всей жизни человека

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2) темперамент человека, его характер

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Определение возможных последствий реформы льготных выплат (монетизации льгот) представляет собой деятельность

1)практическую

2)прогностическую

3) познавательную

4) ценностно-ориентировочную

А10. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения 3) социализации

2) социальной стратификации 4) социальной мобильности

А11. А. Тойнби сформулировал закон:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

4) «вызов - ответ»

Al2. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А13. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А14. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о мертвой культуре?

А. мертвая культура-это материальные культурные образцы, пришедшие в негодность после эксплуатации их человеком

Б. Мертвая культура – это культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания

А16. Какое из суждений об отраслях права является верным:

А.В отраслях частного права используется преимущественно императивный метод правового регулирования

Б. в отраслях публичного права используется преимущественно диспозитивный метод правового регулирования

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. В чем состоит основное ограничение неформального социального контроля в современном обществе:

1)слабые санкции 3)контроль действует только в малой группе

2)отсутствие культурных норм 4) отсутствие общих целей у субъектов контроля

А18. Что из перечисленного не относится к институтам гражданского общества

1) политические партии 3)Московская городская дума

2)профессиональные союзы 4) все перечисленное

А19.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А)Центральной идеей правового государства является наличие писаной конституции

Б)Центральной идеей правового государства является признание естественного происхождения прав человека

1)верно только А 3)верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А20. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. У этого человека нет абсолютно никаких способностей.

Б. Этот человек не смог развить свои способности.

1) верно только А 3) верно и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть В

В1. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры в порядке возрастания.

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________.

В2. Запишите определения, пропущенные в предложении

1.______________-постоянные, непрерывные изменения,переходящие одно в другое без скачков и перерывов

2. ______________-глобальные социальные изменения, предполагающие коренной переворот во всей социальной структуре общества

3. ____________- объективно существующий набор взаимосвязанных идей,эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву…

4. __________ - состояние экономики , характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода.

5. _________ - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

6. ______________ - государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством.

В3. Одним из недостатков рынка ученые считают то, что он не обеспечивает полной занятости населения. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения причин указанного недостатка рынка.

В4Перед вами три колонки – личности, имена ученых, сфера деятельности. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы,

вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы.


Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи, сферы деятельности

1.

I Сердюков А.Э.

IIНицше Ф.

III Карамзин Н.М.

IV Сорокин П.

VМаслоу А.

VI Ливанов Д. В.


А) образ «сверхчеловека»

Б) министр обороны

В) пирамида потребностей

Г) министр образования и культуры

Д) «Человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Е) эпоха сентиментализма


2.

3.

4.

Личности

Имена ученых

Понятия, категории, идеи

1

?

?

2

?

?

3

?

?

4

?

?

В6Вам предстоит подготовить развернутый ответ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов N2 1 под номе­ ром выполняемого вами задания (А1 - АЗО) поставьте знак «Х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Аl. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

А3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о

мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

образованием

искусством

творчеством

А4. Учевые-вулкавалоги, обследовав склон вулкана, предупредили мест­ ных жителей об опасности извержения. Какая функция науки про­ иллюстрирована этим примером?

1) познавательно-объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономи­

ческие последствия.

Б. Политические институты активно используют продукты духовного

производства.

А6. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

j) понятие, представление, умозаключение

~) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А7. :к потребностям человека, порожденным обществом, относится потреб­

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе З) сохранении здоровья

4) физической активности

А8. Индивидуальность - это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2) темперамент человека, его характер З) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в

человеке

4) совокупность человеческих потребностей и способностей

А9. Вывод «Друзья познаются в беде. - является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта З) художественного вымысла4) экспериментальной проверки

АI0. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические

научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) исключительно стран со смешанной экономической системой

2) исключительно стран с рыночной экономической системой З) исключительно бедных стран4) любой страны

А12. Покупательная способность денег

1) увеличивается в период инфляции

2) уменьшается в период инфляции З) уменьшается в период дефляции

4) не подвержена изменениям в зависимости от инфляции

АIЗ. Профсоюз добился повышения минимальной ставки заработной пла­ ты, и уровень ставки стал выше ее равновесного значения. В данной

1) возникнет избыток рабочей силы

2) спрос на труд увеличится З) возникнет дефицит рабочей силы

4) предложение труда сократится

А14. Если численность населения будет расти со скоростью 4% в год, а про­ изводство будет расти со скоростью7% в год, то жизненный уровень

граждан, скорее всего,

1) сначала увеличится, а затем уменьшится

2) увеличится

3) останется неизменным

4) снизится

А15. Верны ли следующие суждения об экономической теории?

А. Экономическая теория исследует экономические проблемы толь­

ко коммерческих структур, но не государственных.

Б. Экономическая теория применяма для решения экономических

1) любые изменения в жизни человека

2) перемещение человека в пределах своей группы

3) несоблюдение принятых в обществе норм

4) изменение статуса человека

А18. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены ко­ торой связаны общностьюбыта и взаимнойответственностью,- это

А19. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

А20. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по по­

воду власти.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным соз­

нанием верующих.

верно только А верно только Б верны оба суждения

оба суждения невервы

А21. Специфическойчертой политическойвласти, в отличие от иных ви­ дов власти, является (-ются)

1) обращение ко всем гражданам страны

2) отношения господства и подчинения

3) наличие субъектно-объектной связи

4) проявление в форме совокупности обычаев и традиций

А22. Только для пропорциональной избирательной системы является ха­

рактерным

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) неаначительная роль политических партий в предвыборной борьбе3) выдвижение кандидатов списком от политических партий и дви­

жений 4) правдивое и объективное информирование избирателей о кандида­

тах и их программах

А23. К признакам понятия «политический режим. относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А24. В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, ста­ ла формироваться мвогопартийностъ. Службы изучения общественно­го мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: .:как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?», Полу­

ченные результаты представлены в гистограмме.

60 1 --------

Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения на­ селения к проводимой реформе?

1) Возросло число граждан, отрицательно оценивающих введение мно­гопартийности.

2) Количество сторонников многопартийности за истекший период

несколько возросло.

3) Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отноше­ ние к многопартийности.

4) Количество людей, негативно оценивающих многопартийность, не

изменилось.

А25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Монархия и республика являются Формами государственного уст­ ройства.

Б. Демократия и диктатура являются Формами государственного

правления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

А26. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) междувародвое

3) наследственное

4) политическое

А27. Имущественные отношения между супругами регулирует право

конституционное

финансовое

семейное

гражданское

А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент

2) Правительство

3) Государственная дума

4) Совет Федерации

А29. Молодой человек купил ружье и решил пойти на охоту. В то время как молодой человек целился в очередную утку, к нему подошел егерь и попросил предъявить лицензию на право охоты. Но у молодо­ го человека такого документа не оказалось. Данное правонарушение

является

А30. Верны ли следующие суждения о субъектах федерации?

А. Субъект Российской Федерации по Конституции имеет право на

самоопределение вплоть до отделения,

Б. Все федеральные нормативные акты подлежат ратификации в каждом субъекте Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения невервы

Часть 2

При выполнении заданий этой части (81 - 86) запишитевашиответы сначалав выделенныедля них местав текстеэкзаменационнойработы,а затем в бланкответовN2 1 справа от номера соответствующего задания начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, после­довательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­ денными образцами.

Вl. Какое слово пропущено в схеме?

Политические

В2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключени­

ем одного, являются названиями, под которыми в различных клас­

сификациях представлены природные потребности человека. Найди­ те и укажите название потребностей другого вида, «вьшадающееэ из

Биологические, физиологические, социальные, органические, естест­

В3. Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ни­

же субъекты: к каждой позиции первого столбца подберите соответ­ ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные циф-" ры под соответствующими буквами.

Г) машинистка, уволенная в связи с от­ сутствием заказов при широком внедре­ нии персональных компьютеров

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с

начальником

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

В4. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите

цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

фиксация существенных свойств предмета

сохранение в памяти обобщенного образа предмета

утверждение или отрицание чего-либо о предмете

отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого

пронумеровано.

(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для дан­ ного общества уровнем текущих доходов.(2) Считается, что ОСновная масса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близ­ кий к среднему, а число бедных и богатых невелике.(3) Средние

слои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых

позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4) Можно сказать, что средние слои- это статусно-престижные группы.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положени~ букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные

Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной

деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга

(1). Главными социальными ин-

ститутами являются

(2), семья, наука,

образова- I

ние, религия, бизнес.

(3) не следует ото-

ждествлять с конкретными организациями, социальными группами

или сообществами. Например, институт

не означает конкретную фирму. Вместе с тем реализация функций со-

циальных институтов предполагает организованные формы

________(5) людей. Без социальных институтов ни одно со­ временное общество существовать не может: институты создают ус­ловия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет социальные институты. Развитие социальных институтов продолжается в ходе (6) общества.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вста­ вить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Пом­ ните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно СЛОВ9 за другим, мысленно запол­ няя каждый пробел.

А) частный бизнес Б) государство В) подсистема Г) функции

Д) социальный институт Е) объект Ж) эволюция

3) общественныепотребности И) совместная деятельность

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы.В данной ниже таблицеуказаныномерапробелов. 3апишитепод каждым номеромбукву, обозначающуюв списке выбранноевами слово.

Получившуюсапоследовательностьбукв перенеситев бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов N2 1 (без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3

Для. ответов на задания этой части {С1 - С8) используйте бланк отве­ товN2 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем разверну­ тый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол­ ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будут и полный пра­ вильный, и частично правильный ответ.

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­ мулируйте собственное определение понятия «маргиналы .

С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерныхдля данного общества основных структурных подразделений или господствующихсоциокультурныхнорм и тради­ций»? Приведите два объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

МАРГИНАЛЫ

«Маргивалы - обозначение личностей и групп, находящихся на ((окраи­ нахь , на «обочинахе или попросту за рамками характерных для данного об­ щества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Маргинальная ситуация бывает источником нового восприятия и ос- мысления Вселенной и общества, форм интеллектуального, художествен- ного и религиозного творчества Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­ мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным

личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­ летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Ур­ банизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носите­ лями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размываниевековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой ком­ муникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в со­ временном мире не столько исключением, сколько нормой существованиямиллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг .... в мире начался бурный процесс становлениятак называемых «неформальныхэобществен­ ных движений - просветительских, экологических, правозащитных, куль­ турных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движе­ ний, смысл которых во многом связан с подключением к современной и об­щественной жизни именно маргинализированных групп ...

Однако есть проблема, представляющаятрудностьдля современногоде­ мократическогосознания: как обезопаситьобщество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружениетоталитаристскиеи человеконенави­ стническиеидеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объ­ ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначногоответа на этотвопрос не дано. Противоядиемздесь может быть лишь рост гуманистиче­ ской культуры и демократическогоправосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческогодостоинства, а также глубокое фило­ софское и научное осмыслениетех общественныхпроблем, которые и по­ рождаютантидемократическиеформы сознания .

(Е. Раииеовский)

щих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические

идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем за­ ключается общественная опасность каждой из них.

С5. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниями о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2) искусством

3) образованием

4) творчеством

А3. Ученые – вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1) познавательно - объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) покое и отдыхе

3) сохранении здоровья

4) физической активности

А6. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А7. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б. Налоги в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример

1) отклоняющегося поведения

2) социальной стратификации

3) социализации

4) социальной мобильности

А9. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)

1) территориальное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форма государственного правления

А10. Гражданка С., выступая на митинге, призывала граждан к борьбе с существующим политическим режимом, который привел к появлению эксплуататоров, а пролетариат из господствующего класса превратился в класс наемных рабочих. «Долой разговоры о правах человека, навязанных России Западом. Право может быть только одно: рабочий класс должен уничтожить эксплуататоров» - в заключение своей речи сказала гражданка С. Сторонницей какой идеологии является гражданка С.?

1) анархистской

2) коммунистической

3) демократической

4) фашистской

А11. Институтом российского права является право

1) гуманитарное

2) международное

3) наследственное

4) политическое

А12. Имущественные отношения между супругами регулирует право

1) конституционное

2) семейное

3) финансовое

4) гражданское

А13. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

Социальная сфера.
1. По какому признаку выделены такие социальные группы, как род, племя,
народность?
1) демографическому; 2) этническому;
3) территориальному; 4) социально­классовому.
2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта и взаимной ответственностью, ­ это
1) род; 2) сословие; 3) семья; 4) элита.
3. Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример
1) отклоняющегося поведения; 2) социальной стратификации;
3) социализации; 4) социальной мобильности.
4. Верны ли суждения о социальных нормах?
А. Политические нормы регулируют отношения, возникающие по поводу власти.
Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием
верующих.


5. Одним из признаков этнической общности является
1) профессиональная принадлежность; 2) единство убеждений;
3) общность социального статуса; 4) общность языка.
6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной
(традиционной), характеризуется
1) совместным проживанием как минимум трех поколений;
2) справедливым разделением домашних обязанностей;
3) экономической зависимостью женщины от мужчины;
4) главенствующей ролью мужчины в семье.
7. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням
совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности
1) выполнения социальной роли; 2) осуществления социальной политики;
3) соблюдения социальной нормы; 4) проявления социальной мобильности.
8. Верны ли суждения о социальной мобильности:
А. Получение образования является средством социальной мобильности.
Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(­
ятся)
1) физические данные; 2) особенности темперамента;
3) умственные способности; 4) профессия.
10. Социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хороших
и плохих поступках, называются
1) политическими; 2) правовыми; 3) моральными; 4) эстетическими.
11.Что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющееся поведение?
1) открытие нового направления в науке; 2) злоупотребление алкоголем;
3) коллекционирование дверных ручек; 4) высокие достижения в спорте.
12. Верны ли суждения о социальной группе?
А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
13. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую
социальную общность, как горожане?
1) политический; 2) территориальный;
3) профессиональный; 4) социально­классовый.
14. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию
1) воспитательную; 2) социально­статусную;
3) эмоционально­психологическую; 4) репродуктивную.
15. Маргиналы – это
1) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе;
2) люди, оказавшиеся на социальном «дне»;
3) малообеспеченные граждане;
4) люди без определенного места жительства.
16. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
17. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую
социальную общность, как
1) сельчане; 2) москвичи; 3) рабочие; 4) католики.
18. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
1) регламентация поведения; 2) воспроизводство социальной структуры;
3) организация семейного досуга; 4) распределение домашнего труда.
19. Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до
директора крупной компьютерной фирмы,
иллюстрирует социальную
мобильность:
1) горизонтальную;
3) регрессивную;
20. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
2) восходящую;
4) нисходящую.

А. Этнические общности являются важными элементами социальной структуры
общества.
Б. Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью
самосознания, определенным этническим характером и психическим складом.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
21. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(ет)
1) маргиналы; 2) средний класс; 3) «синие воротнички»; 4) пролетариат.
22. Классовый тип социальной стратификации
1) присущ европейскому средневековому обществу;
2) характерен для древневосточной цивилизации;
3) носит универсальный характер;
4) свойственен индустриальному обществу.
23. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения
социального статуса называется
1) восходящей социальной мобильностью;
2) вертикальной социальной мобильностью;
3) горизонтальной социальной мобильностью;
4) нисходящей социальной мобильностью.
24. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось
чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это пример
1) норм этикета; 2) норм морали; 3) традиций; 4) народной мудрости.
25. Верны ли следующие суждения об оценке поведения человека в обществе?
А. авторитет – это оценка социальных позиций, занимаемых личностью.
Б. Престиж – это степень признания окружающими людьми личных и деловых
качеств человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
26. К среднему классу в экономически развитых странах относятся
1) неквалифицированные рабочие; 2) менеджеры крупных предприятий;
3) владельцы небольших фирм; 4) лица, занятые физическим трудом.
27. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства; 2)тип социальной стратификации;
3) характер экономических связей; 4) особенности политической системы.
28. Среди факторов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин
выделяет
1) родственные связи; 2) накопленный опыт;
3) расширение состава семьи; 4) получение образования.
29. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал
воздвигать их в различных районах области. Этот пример можно рассматривать в
качестве
1) адаптивного поведения; 2) конформистского поведения;
3) делинквентного поведения; 4) девиантного поведения.
30. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. Современное общество отличается низкой степенью институализации.
Б. Социальный институт – это устойчивый комплекс норм, регулирующих
определенные сферы деятельности.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
31. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к
постиндустриальному обществу?
1) рост числа занятых в сфере информационных технологий;
2) ослабление позиций среднего класса;
3) увеличение притока сельского населения в город;
4) ликвидация люмпенства как социального явления.
32. Кастовый строй является разновидностью
1) политического режима; 2) государственного устройства;
3) социальной стратификации; 4) экономической системы.
33. Современное понимание социального равенства выражается в
1) равенстве всех перед законом;
2) отсутствии привилегий для отдельных групп;
3) уравнительном распределении материальных благ;
4) одинаковом уровне природных задатков людей.
34. В 20­30­е г. прошлого века значительная часть населения СССР изменила
свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители
знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1) социальной мобильности; 2) экономической дифференциации;
3) политической стабилизации; 4) социальной стратификации.
35. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
36. Причиной снижения численности промышленных рабочих в странах Запада
является
1) увеличение доли сельского хозяйства в общем объеме производства;
2) механизация и автоматизация производства;
3) рост притока рабочей силы из­за рубежа;
4) снижение покупательной способности населения.
37. Касты, сословия, классы – это
1) типы социальной стратификации;
2) этапы развития государства в новое время;
3) социальные группы, присущие средневековому обществу;
4) элементы социального статуса личности.
38. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения
в другой, относится к
1) маргиналам; 2) социальным низам;
3) «синим воротничкам»; 4) пролетариям.
39. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений
родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную
семью можно отнести к

1) традиционной; 2) партнерской; 3) супружеской; 4) нуклеарной.
40. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в
законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется
конформизмом.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
41. К социальной сфере жизни общества относится институт
1) религии; 2) науки; 3) семьи; 4) производства.
42. Выражением социальной стратификации является
1) различие типов экономических систем;
2) разнообразие культурных традиций;
3) сословное деление общества;
4) идейный плюрализм.
43. Государство принимает закон, препятствующий получать образование
выходцам из низших классов. Это способ
1) ограничить восходящую мобильность;
2) уменьшить социальные различия;
3) ограничить нисходящую мобильность;
4) расширить горизонтальную мобильность.
44. Слой высшего чиновничества советской эпохи, для которого характерны
перемещения в виде горизонтальной социально мобильности, получил название
1) бюрократия; 2) номенклатура; 3) интеллигенция; 4) служащие.
45.Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные
уступки противоборствующих сторон.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
46. Лишним в перечне социальных отношений являются отношения
1) межгрупповые; 2) межличностные;
3) межнациональные; 4) между людьми и техникой.
47.К высшему классу в экономически развитых странах относятся
1) собственники крупных предприятий;
2) инженерно­технические работники;
3) профессура высших учебных заведений;
4) сотрудники научных учреждений.
48. Социальная сфера жизни общества включает институт
1) государства; 2) производства; 3) науки; 4) семьи.
49. Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает
1) переезд из одного района в другой; 2)выход на пенсию;
3) повышение в должности; 4) рождение ребенка.
50. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит
миграция населения.
Б. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не
является проявлением горизонтальной социальной мобильности.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
51. К социальной сфере жизни общества относится институт
1) общественного производства; 2) частной собственности;
3) науки; 4) семьи.
52. Система разделения труда лежит в основе стратификации
1) профессиональной; 2) политической;
3) этнической; 4) кастовой.
53. В неодинаковом доступе к богатству, благам, власти проявляется
1) социальная мобильность; 2) общественный престиж;
3) социальное неравенство; 4) личный авторитет.
54. статус представителе этой социальной группы наследуется от родителей к
детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От
них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой называется
1) нация; 2) каста; 3) народность; 4) класс.
55. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать
различия в ценностях противоборствующих сторон.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
56. Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1) показателями общественного прогресса;
2) проявлением социальной мобильности;
3) критериями социальной стратификации;
4) мерилом общественного богатства.
57. Социальный статус личности – это
1) поведение, ожидаемое от индивида;
2) положение человека в обществе;
3) оценка занимаемой индивидом позиции;
4) характеристика социальных качеств личности.
58. Примером позитивного отклоняющегося поведения в традиционном
обществе может служить
1) увлечение спортом; 2) отшельничество;
3) погружение в науку; 4) коллекционирование.
59. После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из
частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии,
расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как
пример
1) социальной стратификации;
2) горизонтальной социальной мобильности;
3) профессиональной дифференциации;
4) вертикальной социальной мобильности.
60. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

Любая социальная группа – это коллектив непосредственно
А.
взаимодействующих друг с другом людей.
Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп
является размер богатства и форма получения дохода.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
61. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(­ет)
1) крупные собственники; 2) средний класс;
3) «синие воротнички»; 4) интеллигенция.
62. Какая социальная стратификация основана на распределении дохода и
собственности?
1) кастовая; 2) профессиональная; 3) экономическая; 4) политическая.
63. Средневековая пословица: «Однажды крестьянин­ всегда крестьянин»
отражает
1) глубокое социальное расслоение общества;
2) высокий престиж крестьянского труда;
3) классовый тип социальной стратификации;
4) низкую степень социальной мобильности.
64. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен
определенными социальными привилегиями. Это статус
1) чиновника; 2) финансиста; 3) аристократа; 4) предпринимателя.
65. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную
стадию развития.
Б.Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных
групп к общественным благам.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Социальная сфера.
2) дети и старики;
4) интеллигенты.
Часть А. Группа 1.
1.Какие из названных групп относятся к этническим группам?
1) мужчины и женщины;
3) малые народы;
2. Какие из названных групп являются демографическими группами?
1) дети и старики;
3) интеллигенты;
3.Русские составляют общность:
1) демографическую; 2) профессиональную;
3) этническую; 4)политическую.
4.Под социальным неравенством понимается(­ются):
1) изменения в статусе человека;
2) освоение индивидом разных социальных ролей;
2) малые народы;
4) программисты.
2) образование;
4) уровень дохода.
2) принадлежность к полу; 3)
3) нации;
4) кооперативы.
3) страты;
4) нации.
2) дети, подростки, молодежь;
4) лакцы, чеченцы, даргинцы.
3) выделение в обществе разных социальных групп;
4) условия, при которых люди получают разную долю общественного богатства.
5. К социальным группам, выделяемым по общности политических
взглядов, относятся:
1) классы; 2) партии;
6. К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых
прав и обязанностей, относятся:
1) сословия;
2) классы;
7. Семью как малую группу характеризует:
1)общность политических взглядов; 2) совместное ведение хозяйства;
3)получение образования;
4)осуществление профессиональной деятельности.
8. По принципу профессиональной общности объединяются следующие группы:
1) врачи, шахтеры, фермеры;
3) мужчины и женщины;
9. К предписанному социальному статусу относится:
1) социальное происхождение;
3) квалификация;
10. К достигаемому социальному статусу относится:
1) социальное происхождение;
принадлежность к династии; 4) уровень дохода.
11. Маргиналы - это:
1) люди, оказавшиеся на социальном «дне»;
2) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе;
3)малообеспеченные граждане;
4)люди без определенного места жительства.
12.Лишними в перечне социальных отношений являются отношения:
1) межгрупповые;
3) межнациональные;
13.Характерной социальной ролью старшеклассника является роль:
1) избирателя;
3) предпринимателя;
14.Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль:
1) избирателя;
3) футбольного болельщика;
15.Для характеристики положения средних слоев - основного элемента
социальной структуры современного общества не является значимым:
1) уровень дохода;
3) полученное образование;
16.Слой высшего чиновничества советской эпохи, для которого характерны
перемещения в виде горизонтальной социальной мобильности, получил название:
2) военнослужащего по контракту;
4) отца семейства.
2) род занятий;
4) принадлежность к конфессии.
2) военнослужащего;
4) посетителя Интернет­кафе.
2) межличностные;
4) между людьми и техникой.

4) нисходящую.
4) служащие.
1) бюрократия; 2) номенклатура; 3) интеллигенция;
17.Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до
директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную
мобильность:
1) горизонтальную; 2) восходящую; 3) регрессивную;
18.Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного
государственного концерна иллюстрирует социальную мобильность:
1) горизонтальную; 2) восходящую; 3) регрессивную; 4) нисходящую.
19. Под девиантным поведением понимается:
1)повышение квалификации; 2) отклонение о общепринятых норм;
3)переход на новое место работы; 4) переезд на новое место жительства.
20.Примером позитивного отклоняющегося поведения является:
1)создание произведений изобразительного искусства; 2) занятия физкультурой;
3) учеба в школе; 4)посещение футбольного матча.
21.Что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющееся поведение?
1)открытие нового направления в науке; 2)коллекционирование дверных ручек;
3)злоупотребление алкоголем; 4)высокие достижения в спорте.
22.Совершение противоправною проступка является примером:
1)социальной мобильности; 2)социально одобряемого поведения;
3) негативного отклоняющегося поведения; 4)социального контроля.
23.Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает:
1) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении;
2) уважение к другой религии, веротерпимость;
3) принятие иного мнения как данности, готовность к диалогу с инакомыслящим;
4) активное отношение к иной точке зрения.
24.Для социальной структуры современного общества характерны:
1)строгая иерархическая организация;
2)закрепление за людьми наследственного статуса;
3)преобладание рабочего класса;
4)высокий уровень социальной мобильности;
25.Социальные отношения в современной России отличаются:
1)процессом формирования «среднего класса»;
2)отсутствием «среднего класса»;
3)многочисленным и доминирующим «средним классом»;
4)значительной численностью «новых русских».
Группа 2.
1. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях? Социальными
являются отношения:
А) межконфессиональные; Б) межнациональные.
1) верно только А;
2) верно только Б;
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны.
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны.
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны.
4) оба суждения неверны.
3) верны и А, и Б;
2. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
Основанием выделения социальных групп может являться признак:
А) профессиональный; Б)поселенческий.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
3. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
Социальное неравенство проявляется:
А) в делении общества на различные группы;
Б) в различном доступе людей к социальным благам.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
4. Верны ли следующие суждения о видах групп?
А) мужчины и женщины представляют собой этнические группы;
Б) русские и украинцы представляют собой демографические группы.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
5. Верны ли следующие суждения о проявлениях отклоняющегося поведения?
Примером позитивного отклоняющегося поведения является:
А) открытие в области науки, имеющее мировое значение;
Б) посещение футбольного матча.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) отклонение поведения от норм может иметь как негативную, так и позитивную
направленность;
Б) отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
Под социальной мобильностью понимается:
А) только успешный карьерный рост;
Б) изменение положения человека в обществе.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
8. Верны ли следующие суждения о типах социального статуса?
А) происхождение человека является его предписанным статусом;
Б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам
достигаемого статуса.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
9. Верны ли следующие суждения о нациях?
А) формирование наций связано с развитием экономических связей и
становлением централизованных государств;
Б) для формирования нации важно становление национального самосознания.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
10. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны.
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны.

2) верно только Б;
4) оба суждения неверны
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны
Межнациональные отношения в современном обществе связаны:
А) с уважительным отношением к традициям и обычаям других народов;
Б) с сохранением верности своим национальным традициям и культуре.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
11. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях в современной
России?
Для социальных отношений в России характерно:
А) отсутствие социальных контрастов;
Б) обеспечение высокого уровня жизни большинства людей.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
12. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях в современной
России?
Социальные отношения в современной России отличаются:
А) ростом социальной мобильности;
Б) численным преобладанием «среднего» класса, основы стабильности общества.
1) верно только А;
3) верны и А, и Б;
Часть В. Группа 1.
1. К... группам относятся группы демографические, профессиональные,
политические, поселенческие, этнические.
2. Под социальным... понимаются такие условия в обществе, при которых люди
имеют различный доступ к социальным благам.
3. Семью как..............характеризует общность быта.
2) верно только Б;
4) оба суждения неверны
4. К усилению социальной... ведет существенное увеличение разрыва в доходах
между общественными группами.
5. ... - группы, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в
обществе.
Группа 2.
1. Заполните пропуск в схеме.
Виды социального статуса
предписанный
2. Заполните пропуск в схеме.
Виды социальной мобильности
вертикальная
3. Заполните пропуск в схеме.
Виды отклоняющегося поведения
…?
…?
негативное
4. Заполните пропуск в схеме.
…?
мораль
обычаи
традиции
право
…?
5. Заполните пропуск в схеме.
…?
этнические
политические
демографически
профессиональные
Типы социальных групп
Типы социальных групп
А) демографические группы;
Б) этнические группы.
Группа 3.
1. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры
1)мужчины;
2)женщины;
3)молодежь;
4)народности.
2. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры
1. горожане А. поселенческие
2. бондари Б. профессиональные
3. бортники
4.провинциалы
3. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Показатели
1.уровень дохода А. предписанный
2.образование Б. достигаемый
3.профессия
4. происхождение
4. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры
Типы социальных норм
1.формальная определенность А. мораль
2. обеспеченность силой государственного принуждения;
3.основаны на понимании добра и зла; Б. право
4.обеспечиваются силой общественного мнения
5.закреплены в нормативных документах;
6.санкционируются государством.
5. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры
Типы мобильности
1)назначение учителя директором школы; А. вертикальная
2)переход учителя на работу в другую школу; Б. горизонтальная
Типы статуса

3)перевод офицера на новое место службы;
4)разжалование офицера в рядовые.
Группа 4.
1. Какие из перечисленных категорий населения относятся к демографическим
группам?
1) мужчины; 2)женщины; 3)дети; 4) русские;
5) программисты; 6) пожилые люди.
2. Какие из перечисленных категорий населения относятся к профессиональным
группам?
1) мужчины; 2) инженеры; 3)учителя;
4)даргинцы; 5)операторы; 6) лакцы.
3. Выберите признаки, характерные для морали.
1)обеспечивается силой общественного мнения;
2)закрепляются в нормативных актах;
3)содержат общечеловеческие ценности;
4)основываются на представлениях о добре и зле;
5)обеспечивается силой государственного принуждения.
4.Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника.
1) член неформальной молодежной группы, объединяющей болельщиков
футбольной команды;
3)военнослужащий срочной службы;
4)человек, занятый на временных работах по трудовому соглашению;
5)водитель транспортного средства, подрабатывающий частным извозом;
6)член семьи.
5.Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника.
1)кандидат в депутаты законодательного собрания, городской думы;
2)избиратель; 3)гражданин РФ; 4) завсегдатай Интернет­кафе;
5) кандидат в президенты РФ; 6) футбольный болельщик.
Часть С.????????????????
Темы для эссе:
1. «Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не
измеряется его ростом» (В. Гюго).
2. «Национализм - детская болезнь, корь человечества» (А. Эйнштейн).
«Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит
безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер).
КЛЮЧ ОТВЕТОВ
4
1
2
3
19
16
2
3
34
31
1
1
46
49
3
4
64
61
2
3
2
3
17
4
32
3
47
1
62
3
3
4
18
4
33
2
48
4
63
4
2
1
17
2
КЛЮЧ ОТВЕТОВ
Часть А. Группа 1.
4
1
3
4
19
16
2
2
Группа 2.
2
3
3
3
18
1
1
3
3
2
5
2
20
1
35
1
50
4
65
2
5
2
20
1
4
4
6
2
21
2
36
2
51
4
66
6
1
21
3
5
1
7
1
22
4
37
1
52
1
67
8
3
23
3
38
1
53
3
68
9
4
24
1
39
1
54
2
69
7
2
22
3
8
1
23
1
9
1
24
4
6
3
7
2
10
3
25
4
40
4
55
1
70
10
4
25
1
8
3
11
2
26
3
41
3
56
3
71
12
1
27
2
42
3
57
2
72
13
2
28
4
43
1
58
2
73
14
4
29
4
44
2
59
2
74
15
1
30
2
45
3
60
2
75
11
2
12
4
13
4
14
3
15
4
9
3
10
3
11
4
12
1
Часть В. Группа 1.
1 – социальным; 2 – неравенством; 3 – малую группу;
4 – дифференциации; 5 – маргиналы.
Группа 2.
1 – достигаемый; 2 – горизонтальная; 3 – позитивное;
4 – социальные нормы; 5 – социальные группы.
Группа 3.
1) 1 –А, 2­А, 3­А, 4­Б; 2) 1­А, 2­Б, 3­Б, 4­А; 3) 1­Б, 2­Б, 3­Б, 4­А;
4) 1­Б, 2­Б, 3­А, 4­А, 5­Б, 6­Б; 5) 1­А, 2­Б, 3­Б, 4­А.
Группа 4.
1 – 1,2,3,6; 2 – 2,3,5; 3 – 1,3,4; 4 – 1,3,5; 5 – 3,4,6.

Создатель фермерского кооператива Lavkalavka Борис Акимов рассказал «Краснодар Magazine» о том, каким он видит будущее России и как превратить Краснодарский край в гастрономическую мекку.

В одном из своих интервью вы говорите: «Мы довольно мощно начинаем менять реальность». Вы действительно считаете, что это возможно?
Думаю, что иногда даже самые утопические идеи могут воплощаться в жизнь, все зависит от настойчивости и силы воли их создателя. Мы считаем, что когда небольшие фермерские семейные хозяйства будут привержены экологическому пути, смогут получать деньги за свою продукцию и приобретут возможность развиваться, то постепенно реальность будет меняться.

«Лавка» дает возможность соразмерять свое потребление с возможностями земли». Не считаете ли вы, что возможности земли, учитывая экологический фактор, уменьшаются в сравнении с возрастающими потребностями человека? В чем проявляется соразмерность, о которой вы говорите?
Безусловно, чем больше людей на планете, тем больше нужно еды. И чем больше они хотят, тем больше нагрузка на землю. Каким образом с этим бороться, чтоб и человеку было хорошо, и земле не сложно? В этом случае мы стараемся реализовать принципы сезонности и локальности. Потребитель должен понимать, что если помидор не растет зимой в Москве, то вместо него он может выбрать местные продукты, которые с гастрономической точки зрения будут не хуже, а интереснее, вкуснее и полезнее. Это, например, такие забытые овощи, как репа, брюква, пастернак или корень сельдерея. Получается, что человек не спонсирует компании, доставляющие зимой эти помидоры или другие продукты через моря и океаны самолетом, пароходом или другим способом, и тем самым происходит существенное снижение нагрузки на землю.

Как вы считаете, произойдет ли у людей массовый пересмотр своих взаимоотношений с природой или это по-прежнему будет заботить меньшинство?
На данный момент это заботит микроскопическое меньшинство. Скорее даже, меньшинство из меньшинства тех людей, которых заботит этот вопрос и которые готовы еще свои действия соразмерить с этой заботой. Многие думают и рассуждают об этом, а потом идут в ближайший супермаркет и покупают то, к чему привыкли. Важно не только осознать, но и начать действовать с в соответствии с осознанием. Если ситуация будет развиваться так, как развивается, без катаклизмов, то в целом таких людей будет становиться больше и больше. Это видно на примере США и Европы.

На ваш взгляд, что-то должно произойти, чтобы люди активней пересмотрели свои отношения с природой, возможна ли точка перелома?
Не хотелось бы, чтобы возникла точка перелома, потому что это может произойти только в результате какой-то экологической катастрофы, которая и станет сигналом к изменениям. Если вдруг окажется, что глобальное потепление принимает какие-то катастрофические формы и скорости, и одна из причин - это деятельность человека на Земле, тогда придется все пересматривать быстрее, потому что будет стоять вопрос выживаемости человека. Но я за эволюционный процесс. Я надеюсь, что некоторая тенденция или мода на то, чтобы быть более социально ответственным и совершать более осмысленные поступки, приведет к изменениям.

Вы назвали свою компанию «новой колонизацией». Что вы имели в виду?
Это одна из идей, которая кажется нам плодотворной. Она означает новое освоение нами, жителями России, собственной страны. Мы живем в самой большой стране мира, но при этом у обитателей мегаполисов стереотип, что за пределами их городов жизни нет. Наша страна - это огромные просторы, но и одновременно большие возможности. Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно. Но нам кажется, что будет очень грустно, если так произойдет. Поэтому, чтобы такого не случилось, нужно осваивать территории самим. Локомотивом освоения может стать сельское хозяйство, но чтобы оно было конкурентоспособным, оно должно быть органическим. В этом случае мы могли бы предлагать на рынке экологически чистые продукты, понятные всему миру. Тогда мы будем конкурентоспособны в рамках всемирной экономики, а не только собственной страны.

Прогрессивное движение organic & local food родилось на Западе. То есть нам, россиянам, до определенного момента не свойственно было стремление к вкусной и здоровой натуральной еде, без подсказок извне?
То, что оно родилось на Западе, для нас не плохо и не хорошо. Так или иначе какие-то культурные коды, мифы или стереотипы сперва рождаются на Западе, но со временем приходят к нам. Так и с модой на здоровый образ жизни было. Раньше не было, а сейчас все увлекаются фитнесом или бегают.

Раньше, лет 10–15 назад, потребителями экопродуктов были последователи различных нью-эйдж течений. Сейчас не без вашей PR-стратегии к ним присоединился креативный класс и люди разных сообществ. Это стало модным явлением?
Когда возникает какое-то явление, оно сперва становится модным. В этом есть и отрицательные черты. Но, с другой стороны, это как данность того общества, в котором мы живем. Но важно, чтобы в определенный момент это перестало быть модным, а стало естественной частью жизни. Как в Америке, например, когда поход на фермерский рынок или покупка фермерских продуктов через Интернет уже стали частью жизни. Поэтому нам бы хотелось, чтобы через моду это стало обыденным явлением.

Мы сами знаем собственную страну гораздо хуже, чем Европа и другие страны. Но так долго продолжаться не может, и если мы не осваиваем свои территории, найдется более деятельная группа лиц, которой это будет интересно.

Не заметили ли вы, что ваши постоянные покупатели сами потянулись к земле или у них произошли какие-то другие изменения?
Безусловно, такие примеры встречаются. Когда человек начинает постоянно покупать у нас продукты и как-то интересоваться теми ценностями, которые нам важны, они понимают: чтобы быть ближе к земле, не обязательно быть фермером, а жить за городом не значит быть колхозником. Это нормальная ситуация для развитого западного сообщества, когда успешный человек живет за городом в собственном доме, его дети гуляют на свежем воздухе, потому что им нечего бояться, у них есть доступ к свежим продуктам.

Жизнь в деревне - это уже не маргинализация, как нам казалось долгое время. Наоборот, в деревне, пользуясь одновременно деревенскими благами и достижениями цивилизации, человек сильно повышает качество жизни своей семьи. И постепенно такой процесс происходит и среди наших покупателей и не только. Люди переезжают из Москвы в деревню, иногда даже фермерами становятся, хотя это дело непростое. Или хотя бы осознают, что жизнь без пробок и на природе с чистой и вкусной едой гораздо интересней и достойней.

Вы можете вспомнить те важные моменты, после которых изменилось ваше мировоззрение, и вы из гедониста превратились в проповедника, несущего ценности здоровой и локальной пищи?
Это был постепенный процесс, который был обусловлен тем, что мы постепенно погружались в историю происхождения продуктов. Ездили на фермы, знакомились с семьями, интересовались деталями происхождения продуктов. Нам стало важно, где животные содержатся, чем их кормят, где эти корма растут, кто эти люди, которые работают там. Чем больше мы погружались, тем больше понимали, как много зависит на самом деле от решения конечного едока, что купить. Он мог вложить деньги в колбасу, которая производится в глубинах Тульской области: в лесах, где свиньи гуляют на воле, где есть собственный цех переработки, собственные корма и недавно еще был развал и хаос, а сейчас благодаря фермеру есть рабочие места и новая жизнь в деревне возникла.

Или он может купить колбасу, сделанную неизвестно из чего. Если там и есть мясо, то эта свинина выращена на гормонах, антибиотиках и ускорителях роста. Я стал понимать, что важно самому выбирать именно эти продукты и рассказывать людям о том, что между выбором продукта и жизнью вокруг существует цепочка взаимосвязей. Еще несколько лет назад я и не думал, что, покупая колбасу, я совершаю социально значимый жест.

Вы пишете, что ваши фермеры - это в основном люди, переехавшие из города в деревню. Получается, обычные деревенские жители не готовы к вашим правилам кооператива или мало что выращивают для продажи?
Это многогранная проблема. Если говорить о южных регионах, там еще сохранилось исконное крестьянство. Но с ними не совсем складываются коммуникации, именно потому, что они не совсем понимают, что такое торговля через Интернет, им кажется, что это что-то из области фантастики. Если говорить о средней полосе России, то там если и появляются фермеры, то чаще они переезжают из города. Местных крестьян, к сожалению, там почти не осталось.

Фермеры как участники кооператива решают, какой будет конечная цена на их продукцию. Как в таком случае вам удается выдерживать баланс интересов и продолжать устойчиво развиваться?
У нас на сайте в разделе «Поставщикам» выложена таблица наценок. Когда фермер заполняет анкету, то он видит, что на тот или иной продукт будет та или иная наценка в зависимости от того, какой категории продукт, упакован ли он, есть ли документы. В результате он сам, назначив цену, понимает, какая цена будет конечной. Ведь мы хотим, чтобы по всем позициям у нас было несколько фермеров и чтобы у них формировалась внутренняя конкуренция, в том числе и по цене. Мы создаем площадку, которая сводит покупателя и фермера и, хотя они выбираются нами по определенным критериям, но дальше они получают максимальную свободу действий: и цену могут назначить, и общаться в блоге с покупателями, и приехать провести акции в магазине.

Сколько ресторанов на сегодняшний день открыла или курирует LavkaLavka?
У нас есть одно маленькое кафе Lavkalavka в Москве. Еще один партнерский ресторан «КоКоКо» мы открыли со Шнуровым в Санкт-Петербурге. Наш ресторан откроется в мае в Москве. Также мы учувствуем в открытии партнерского фермерского ресторана, разделяющего нашу концепцию в Тульской области.

Закупают ли продукты в «Лавке» московские рестораны?
Закупают, но не так много - всего несколько десятков ресторанов. Но все-таки эти продажи не самые главные, для нас важен конечный потребитель. Может быть, со становлением нашего ресторана в Москве или Тульской области ситуация может измениться, и рестораны начнут действовать по-другому. Пока что у рестораторов сильны стереотипы, и они не могут привыкнуть к тому, что продукты могут быть неоткалиброваны, стоить дороже или по объективным причинам мы не можем доставить их вовремя.

Что входит в ваш список русских гастрономических редкостей?
Полба, беломорская сельдь, которую еще при императрице Екатерине начали засаливать и поставлять в Москву, сочный и сладкий Даниловский лук, белевская пастила, репа «Петровская», вязниковские огурцы, брюква Красносельская, суздальский хрен, яблоки «Антоновка», гусь владимирский, овца романовская и другие специалитеты, которые мы пытаемся найти.

Кроме Ивана Новичихина, с какими фермерами вы сотрудничаете в Краснодарском крае?
У «Лефкадии» мы покупаем сыры «Чистая еда», Кирилл и Олеся Ковленко выращивают и поставляют много редких овощей, таких как батат и топинамбур, Валерий Жомер поставляет черешню и пурпурные яблоки.

Что ценного вы можете выделить в нашем регионе?
У вас большой потенциал в сфере овощей, который еще до конца не реализован. Неправильно, когда на рынке в Краснодаре продаются турецкие овощи. Огромный винодельческий потенциал. В Хосте, например, разводят мясных голубей, на Черноморском побережья есть мидии, и там собираются разводить местных устриц. На самом деле Краснодарский край - это место, где, как в Греции, может быть все. Краснодарский край может стать гастрономический меккой России.

Живете ли вы сами в соответствии со своими ценностями?
Стараюсь именно так. Во всяком случае если говорить о выборе продуктов, то однозначно. Живу между Москвой и Переславлем. В Переславле-Залесском у меня есть дом, и свое маленькое фермерское хозяйство, которое постепенно увеличивается. У нас 2 км бездорожья, поэтому не могу сюда окончательно перебраться. Предполагаю, что как только эта проблема будет решена - в ближайшие пару лет, я основным местом жительства сделаю свою деревню.

Когда вы только начали свою деятельность, мне казалось, что вот он, маркетинг 3,0 или бизнес в стиле фанк, за которым будущее. Это так?
Что-то вроде того. Я человек больше творческий, чем системный. Слава богу, у меня есть два партнера, которые по духу гораздо больше бизнесмены, чем я, хотя тоже не совсем. И вот благодаря им все, что я придумываю, вертится. Если творчество не превращать в систему, то бизнес не работает. С этой точки зрения у нас хорошее разделение труда.

Фермерский кооператив LavkaLavka – это международный проект. Уже сейчас он работает в Москве, Петербурге, Калининграде и Киеве. Кооператив LavkaLavka объединяет фермеров, покупателей, магазины, рестораны, отели, поставщиков экопродукции, сельскохозяйственной техники и многих других – всех тех, кому небезразлична фермерская еда, экология, развитие сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление.