Чему меня научил рассказ станционный смотритель. Сочинение на тему:Проблематика повести Станционный смотритель

13.11.1850, г. Эдинбург - 03.12.1894, о. Уполу, Самоа
английский писатель

Роберт Льюис Стивенсон - совсем не тот добропорядочный джентльмен, за которого себя выдаёт! В 1876 году этот человек принял «посвящение», соединившее его с миром морских разбойников. Он захватил власть на пиратском бриге капитана Файланта и несколько месяцев плавал в районе Антильских островов. Потом, узнав о существовании спрятанных сокровищ, прихватил заветную карту острова и бежал с судна. Но тут удача изменила пирату. Так и не найдя вожделенного клада, он добрался до цивилизованной земли и поселился там под именем Стивенсона. А о своих приключениях написал роман «Остров сокровищ».
Не пугайтесь, это всего лишь легенда, плод воображения падких на сенсации читателей. Реальный Стивенсон не был ни пиратом, ни морским волком, ни открывателем новых земель. Истинная жизнь писателя была довольно обыкновенна и даже бедна внешними событиями.
Он родился в Эдинбурге, в семье шотландских инженеров, знаменитых строителей маяков.«Детство моё, - вспоминал Стивенсон, - по правде сказать было безрадостным. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи» . Отец мальчика - сэр Томас, сидя у постели больного туберкулёзом сына, рассказывал ему увлекательные истории об отважных разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.
Не потому ли ответ на вопрос «кем быть?» возник впоследствии сам собой - конечно, писателем. Но писатель, считали родители, профессия несерьёзная. Поддавшись на их уговоры, Стивенсон поступил на юридический факультет Эдинбургского университета и в 1875 году получил право заниматься юридической практикой. Надо сказать, что правом этим он так никогда и не воспользовался.
В юности Луис мечтал о дальних странствиях. Но жизнь сложилась так, что путешествовал он чаще не по душевной склонности, но по жестокой необходимости. Сначала, по настоянию врачей, - в мягкий климат Франции, Голландии и Бельгии, затем - в Калифорнию за своей невестой американкой Фанни Осборн и, под конец жизни, - на острова архипелага Самоа.
Неудивительно, что одной из первых опубликованных книг Стивенсона - «Путешествие вглубь страны» - стал рассказ о его скитаниях, не вызвавший, по правде сказать, большого интереса у читателей.
Но вот однажды… Играя со своим приёмным сыном Ллойдом Осборном, Стивенсон начертил карту острова. «Как называется эта земля?» - спросил мальчик. «Остров сокровищ», - бездумно ответил автор, не подозревая, что с этой минуты приступил к созданию своего самого знаменитого романа. Так неожиданно из игры родилась идея написать приключенческую книгу - «забавную историю для мальчиков» . В письме к другу Стивенсон рассказывал, что это будет роман о пиратах, о карте и сокровищах, о бунте и покинутом корабле, о старом сквайре Трелони и докторе, и ещё об одном докторе, и о поваре с одной ногой. Что действие начинается в трактире «Адмирал Бенбоу» в Девоне. И что там будут петь пиратскую песню «Йо-хо-хо, и бутылка рому» - настоящую пиратскую песню, известную только команде покойного капитана Флинта…
В создании романа приняли участие и отец писателя, и, конечно же, Ллойд Осборн. Это по желанию мальчика Стивенсон не включил в повествование женщин, кроме матери Джима Хокинса. И вообще, Ллойд был первым критиком и редактором «Острова сокровищ» - каждое утро Стивенсон читал ему написанные за ночь страницы.
Впервые роман увидел свет в 1883 году. Реакция читателей оказалась более чем неожиданной - автора буквально завалили письмами с просьбой назвать точные координаты острова, ведь там осталась невывезенная часть сокровищ. Наивные современники так и не смогли поверить, что события романа - не личный опыт, а всего лишь плод воображения писателя.
«Остров сокровищ» - самое знаменитое, но отнюдь не единственное произведение Стивенсона. Есть у писателя и роман о средневековой Англии «Чёрная стрела», и книги о жизни и приключениях шотландского юноши Дэвида Бальфура, и фантастическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Давно стали классикой мировой литературы «Владетель Баллантрэ» - самый глубокий из законченных романов Стивенсона, циклы новелл «Алмаз Раджи», рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». Кроме того, перу писателя принадлежит прекрасный поэтический сборник «Детский сад стихов».
Как утверждал другой английский писатель, Редьярд Киплинг, все эти книги - «…настоящая чёрно-белая филигрань, отделанная с точностью до толщины волоска» .
Наследие Стивенсона насчитывает несколько десятков томов - так много оказалось сделано за пятнадцать лет напряжённой работы. А писал он до последнего дня своей недолгой жизни, конец которой ему пришлось провести на тихоокеанском острове Уполу - в местах с идеальным климатом для больного туберкулёзом человека. Там же писатель и умер, не дожив до сорока пяти лет и не успев закончить роман - «Уир Гермистон».
Исполняя последнюю волю Стивенсона, родные похоронили его над морем, на вершине горы Веа. На могиле писателя и поныне лежит камень с полустёршимися строчками «Реквиема», написанного когда-то совсем юным Луисом:

Надежда Воронова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Р.Л.СТИВЕНСОНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т.: Пер. с англ. - М.: Терра - Кн. клуб: Литература, 2001.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т.: Пер. с англ. - М.: Терра, 1993.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Под общ. ред. М.Урнова; Ил. С.Бродского. - М.: Правда, 1967.

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Литература: Текст-Сэмпл, 2000. - (Всемирная лит.).
Т. 1.: Остров сокровищ; Похищенный; Катриона. - 638 с.
Т. 2.: Чёрная стрела; Новые арабские ночи; Повести; Рассказы; Стихи и баллады. - 637 с.

ИЗБРАННОЕ: Пер. с англ. / Рис. Л.Дурасова. - М. : Дет. лит., 1999. - 718 с.: ил. - (Б-ка мировой лит. для детей).
«Дом на дюнах»
Одинокий дом, стоящий на берегу Северного моря. Зыбучие пески. Штормовые ветры. Чайки, кружащие над отмелями с унылым плачем. Вполне подходящая обстановка для трагедии, которая начнётся сразу, как только появятся её участники. А они не заставят себя долго ждать. Разорившийся банкир с дочерью-красавицей, два влюблённых в неё джентльмена и итальянские карбонарии заполнят бурными страстями этот скудный и мрачный пейзаж.

ВЛАДЕТЕЛЬ БАЛЛАНТРЭ: Роман / Пер. с англ. И.Кашкина // Стивенсон Р.Л. Владетель Баллантрэ; Рассказы; Повести. - М.: Правда, 1987. - С. 5-216.

Безбожный, коварный, отважный и обольстительный старший сын шотландского лорда Дэррисдира Джемс, владетель Баллантрэ, без особых угрызений совести занимается морским разбоем, не брезгует ремеслом шпиона, а, вернувшись домой, планомерно доводит до помешательства родного брата.
Младший сын Генри - верный, рассудительный и стойкий. Он оберегает фамильную честь, хранит семейный очаг и… ненавидит Джемса.
Эта взаимная ненависть и отталкивает, и притягивает обоих, заставляя кружиться в стремительном водовороте роковых событий, пока, наконец, не затягивает их в единую воронку преступления и наказания.

НОЧЛЕГ ФРАНСУА ВИЙОНА: Рассказ / Пер. с англ. И.Кашкина // Стивенсон Р.Л. Ночлег Франсуа Вийона; Клуб самоубийц; Остров сокровищ; Чёрная стрела; Странная история доктора Джекила и мистера Хайда; Владетель Баллантрэ; Сатанинская бутылка. - М.: АСТ: Пушкинская б-ка, 2003. - С. 6-78.
Французский поэт, его гениальные стихи, таинственная личность и трагическая судьба заинтересовали Р.Л.Стивенсона настолько, что в 1877 году он написал о нём серьёзную статью «Франсуа Вийон, учёный, поэт и взломщик» и одновременно сделал главным героем своего первого художественного произведения. Возможно, только «воскресив» Вийона, пройдя вместе с ним по улицам стынущего зимнего Парижа и найдя случайный приют, Стивенсон смог напрямую обратиться к своему воображаемому собеседнику.

ОСТРОВ СОКРОВИЩ / Пер. с англ. Н.Чуковского; Худож. Г.Брок. - М.: Вагриус, 2004. - 351 с.: ил. - (Пушкинская б-ка).
«…на стол выпала карта какого-то острова, с широтой и долготой, с обозначением глубин моря возле берегов, с названием холмов, заливов и мысов… Резче всего бросались в глаза три крестика, сделанных красными чернилами, - два в северной части острова и один в юго-западной. Возле этого последнего крестика теми же красными чернилами, чётким почерком… было написано:
“Главная часть сокровищ здесь”».
Ну разве найдётся человек, которого подобный документ оставит равнодушным! Вот и герои книги - сквайр Трелони, доктор Ливси и юноша Джим Хокинс - тут же пришли в восторг и решили без промедления отправиться на поиски сокровищ.
Ещё об «Острове сокровищ»…

ПОХИЩЕННЫЙ; КАТРИОНА: [Романы] / Пер. с англ. С.Леднева, И.Гуровой - М.: АСТ, 2003. - 478 с.: ил. - (Б-ка приключений).
«Похищенный: Записки о приключениях Давида Бальфура в 1751 году, о том, как он был похищен и потерпел крушение; о его страданиях на пустынном острове; о его странствовании по диким горам; о его знакомстве с Аланом Бреком Стюартом и другими выдающимися якобитами шотландской горной области; и обо всём, что он претерпел от рук дяди своего Эбенезера Бальфура, ложно именовавшегося владельцем Шооса, писанные им самим и ныне изданные Робертом Льюисом Стивенсоном» .
Именно такое длиннющее название, стилизованное под XVIII век, придумал роману автор.
Катриона» - продолжение «Похищенного». В ней Давид Бальфур встречается с Катрионой, внучкой знаменитого Роб Роя.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ / [Пер. с англ. Т.Литвиновой, Е.Лопыревой]. - СПб.: Кристалл, 2001. - 158 с. - (Старый стиль).
Временами на принца Флоризеля нападала хандра. И тогда он бродил по вечернему Лондону в поисках приключений… Совсем как халиф Гарун аль-Рашид.
В 1878 году рассказы Стивенсона из циклов «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи» печатались в журнале «Лондон» под общим названием «Современные тысяча и одна ночь».

СЕНТ-ИВ; ПРИНЦ ОТТО: [Романы]: Пер. с англ. / Худож. Г.Ваншенкина. - М.: ДИАМАНТ, 1994. - 622 с.: ил. - (Б-ка приключений продолжается).
Герой неоконченного романа «Сент-Ив» - французский виконт, повеса и дуэлянт. Капитан Жак Сент-Ив, разжалованный в рядовые, однажды оказывается в действующей армии. Страсть к авантюрам и отчаянная смелость не оставляют его и на полях сражений. Даже попав во вражеский плен, Сент-Ив не намерен там долго задерживаться…
Отдалённым прототипом героя Стивенсона был французский генерал Марбо. Кстати, мемуары наполеоновского генерала использовал и Конан Дойл для создания образа бравого бригадира Жерара.
А вот в романе «Принц Отто» читатели, оказавшись при дворе крошечного княжества Грюневальд, смогут стать свидетелями сложных политических интриг и лёгких романтических приключений, в которых примут деятельное участие и слабохарактерный принц Отто, и решительная принцесса Серафина.

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА: Пер. с англ. - М.: АСТ: Ермак, 2003. - 380 с. - (Мировая классика).
Повесть «о человеке, который был двумя людьми» , потрясла современников Стивенсона. Даже настоятель собора святого Павла посвятил ей однажды целую проповедь.
Существует легенда, что историю о Джекиле-Хайде Стивенсон увидел во сне.

ЧЁРНАЯ СТРЕЛА: Повесть из времён войны Алой и Белой Розы / Пер. с англ. М. и Н.Чуковских; Худож. И.Цыганков. - М.: Книги «Искателя», 2002. - 255 с.: ил. - (Б-ка дет. литературы).
Эта книга для тех, кто хочет побывать в средневековом замке, услышать шум сражений между сторонниками Алой и Белой Розы и стать свидетелем приключений юного дворянина Дика Шелтона.
Ещё о «Чёрной стреле»…

- Произведения,
написанные Р.Л.Стивенсоном
совместно с Л.Осборном -

На обложках трёх указанных ниже книг не всегда стоят имена обоих соавторов. Чаще всего издатели упорно «не замечают» Ллойда Осборна, мотивируя это тем, что «сотрудничество прославленного писателя с ничем особенно не выделявшимся и ещё очень молодым человеком» если и не являлось чистой воды мистификацией, то носило исключительно формальный характер. Однако подобная точка зрения не единственная. И аргументы в защиту авторских прав приёмного сына Р.Л.Стивенсона Ллойда Осборна весьма убедительны (см. предисловие В.Свиньина к повести «Несусветный багаж»).

СТИВЕНСОН Р.Л. ОТЛИВ // Стивенсон Р.Л. Принц Отто; Отлив: [Пер. с англ.] / [Худож. А.Ганнушкин, А.Белов]. - М.: Бук Чембер Интернэшнл, 1993. - С. 269-378.
«Отлив»… В самом названии романа сконцентрирована невероятная сила и мощь стихии. Океанский отлив обнажает мели и остовы разбитых кораблей. В человеческой жизни случаются такие же мощные отливы. И тогда обнажается душа. И невозможно спрятаться и отступить, а только - принять свою судьбу и выстоять.

СТИВЕНСОН Р.Л. ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ: Пер. с англ. Т.Озерской // Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ; Чёрная стрела; Потерпевшие кораблекрушение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 281-508.
Эта книга более двух других напоминает затейливую игру, в ходе которой партнёры стараются удивить противника, придумывая заковыристые и непредсказуемые ходы. Поэтому роман до краёв наполнен всевозможными загадками и тайнами, скрытыми уликами и явными намёками. И разгадать их без помощи авторов практически невозможно.

СТИВЕНСОН Р.Л., ОСБОРН Л. НЕСУСВЕТНЫЙ БАГАЖ: Повесть / Пер. с англ. и предисл. В.Свиньина; Оформл. В.Сапожниковой. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2004. - 293 с.
Как можно назвать труп, прибывший в Лондон в бочке, а покинувший город в концертном рояле? Конечно, «несусветный багаж». Его получение для одних адресатов осталось несбывшейся мечтой, для других стало кошмарной находкой. Естественно, что в такой сложной и запутанной ситуации всем фигурантам этого криминального дела не помешала бы толика «разумного легкомыслия» . К счастью, она нашлась как у героев, так и у авторов.
Ещё о «Несусветном багаже»…

- Поэзия Р.Л.Стивенсона -

СТИВЕНСОН Р.Л. ДЕТСКИЙ САД СТИХОВ И ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ / Сост., предисл. и коммент. М.Лукашкиной. - На англ. и рус. яз. - М.: Радуга, 2001. - 349 с.: ил.
«Эти стихи сочинил тот, чья жизнь легка» , - так более ста лет назад один рецензент написал о маленьком поэтическом сборнике «Детский сад стихов». Он был прав. Стихи, написанные для детей, должны быть наполнены только счастьем и радостью. И им совсем необязательно помнить о реальной жизни автора. Впрочем, любые болезни и страдания могут отступить, если взглянуть на мир детскими глазами:

Кроме «Детского сада стихов», в книгу вошли ещё два поэтических сборника Р.Л.Стивенсона «Поучительные эмблемы» (шутливые назидания с рисунками автора) и «Подлесок», а также баллады.

МАРШАК С.Я. ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД: Из Роберта Стивенсона / Рис. А.Харшака. - М.: Сов. Россия, 1981. - с.: ил.
Шотландия… Для русского уха даже название этой страны звучит как музыка, как древняя баллада. Но когда седая легенда ложится на мелодию простого и точного стиха, то к слуху всегда присоединяется сердце.

Балладу о мужестве и стойкости - «Вересковый мёд» - Роберт Луис Стивенсон написал в конце XIX века. Через полстолетия, в страшном 1941 году, её перевёл на русский язык Самуил Яковлевич Маршак. С тех пор напев Шотландии стал нашим напевом. И для нас теперь тоже цветёт медвяный вереск, а Северное море без устали катит свои тяжёлые волны.

Надежда Воронова, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Р.Л.СТИВЕНСОНА

Стивенсон Р.Л. Моя первая книга «Остров сокровищ» / Пер. с англ. М.Кан // Стивенсон Р.Л. Избр. произв.: В 3 т.: Т. 1. - М.: Республика, 1992. - С. 161-169.

Стивенсон Ф., Стивенсон Р.Л. Четыре года на Самоа: [Дневник жены Стивенсона и отрывки из его писем]: Пер. с англ. - Изд. 2-е, доп. - М.: Наука, 1989. - 223 с.: ил.

Андреев К. Моряк и охотник с холмов // Андреев К. Искатели приключений. - М.: Дет. лит., 1968. - С. 112-167.

Белоусов Р. Откуда Вы, пират Джон Сильвер?; Как мистер Броди породил доктора Джекила // Белоусов Р. Тайна Иппокрены. - М.: Сов. Россия, 1978. - С. 229-292.

Белоусов Р. "Испаньола" держит курс на Остров сокровищ // Белоусов Р. Тайны великих книг. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - С. 281-338.

Внуков Н. Остров сокровищ: [Об острове, описанном в книге Стивенсона] // Хочу всё знать! - Л.: Дет. лит., 1974. - С. 247-252.

Гаков Вл. Моряк вернулся домой // Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ; Чёрная стрела; Потерпевшие кораблекрушение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5-10.

Кашкин И. Роберт Льюис Стивенсон // Кашкин И. Для читателя-современника. - М.: Сов. писатель, 1977. - С. 256-293.

Кашкин И. Роберт Льюис Стивенсон // Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ; Чёрная стрела. - М.: Стройиздат, 1981. - С. 406-414.

Ковалевская О. Остров Стивенсона: [История создания книги Стивенсона «Остров сокровищ»] // Костёр. - 1991. - № 12. - С. 28-29.

Луканов И. Под вывеской «Подзорная труба»: [О прототипах персонажей книги «Остров сокровищ»] // Хочу всё знать! - Л.: Дет. лит., 1974. - С. 253-258.

Максимов А. Дом Туситалы: Повесть // Пионер. - 1990. - № 9-10.
Повесть-легенда о последних днях жизни писателя.

Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Пер. с англ. Г.Островской; Вступ. ст. Д.Урнова. - М.: Терра - Кн. клуб, 2001. - 365 с.: ил. - (Портреты).

Пиратский клад: О кладах и кладоискателях, о пиратах разных времён и народов. - Иркутск: Облинформпечать, Б.г. - 605 с.: ил. - (Летучий голландец).
Из содерж.: Белоусов Р. Курс на «Остров сокровищ»; Внуков Н. Остров сокровищ; Луканов И. Под вывеской «Подзорная Труба»; Кассис В. Клад.

Свенцицкая О. Роберт Льюис Стивенсон // Энциклопедия для детей: Т. 15: Всемирная литература: Ч. 2: XIX и XX вв. - М.: Аванта+, 2001. - С. 92-97.

Урнов М. Послесловие // Стивенсон Р.Л. Похищенный; Катриона. - М.: Дет. лит., 1987. - С. 506-511.

Урнов М. Роберт Луис Стивенсон // Стивенсон Р.Л. Избр. произв.: В 3 т. - М.: Республика, 1992. - Т. 1. - С. 5-22.

Фрадкин Н. Паруса бригантины // Земля и люди: Попул. геогр. ежегодник. - М.: Географгиз, 1975. - С. 301-303.

Н.В., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р.Л.СТИВЕНСОНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Гибель Аполлонии: По роману «Потерпевший кораблекрушение». Реж. Т.Иво. Болгария-Чехословакия.
Доктор Джекил и мистер Хайд. Реж. В.Флеминг. США, 1941. В ролях: С.Трэйси, И.Бергман и др.
Дом на дюнах. Реж. Д.Салынский. СССР, 1985. В ролях: А.Неволина, А.Рязанцев, Э.Марцевич, И.Ясулович и др.
Другой ящик: По мотивам романа «Несусветный багаж». Реж. Б.Форбс. Великобритания, 1966.
Завещание доктора Корделье. Телефильм. По мотивам повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Реж. Ж.Ренуар. Комп. Ж.Косма. Франция, 1958. В гл. роли - Ж.Л.Барро.
Остров сокровищ. Реж. В.Флеминг. США, 1934.
Остров сокровищ. Реж. В.Вайншток. Комп. Н.Богословский. СССР, 1937. В ролях: К.Пугачёва, О.Абдулов, М.Климов, Н.Черкасов, М.Царёв и др.
Остров сокровищ. Реж. Дж.Хью и др. Франция-Великобритания-Италия и др., 1972. В роли Джона Сильвера - Орсон Уэллс.
Остров сокровищ. Реж. Е.Фридман. Комп. А.Рыбников. СССР, 1972. В ролях: Б.Андреев, А.Лаанеметс, Л.Норейка, А.Масюлис, Л.Шагалова, И.Класс, А.Файт и др.
Остров сокровищ. Телефильм. В 3-х сер. Реж. В.Воробьёв. Комп. Е.Птичкин. СССР, 1982. В ролях: О.Борисов, Федя Стуков, В.Стржельчик, Л.Марков, О.Волкова, В.Золотухин, Н.Караченцов, Г.Юхтин, Г.Штиль и др.
Остров сокровищ. Реж. П.Роу. Канада-Великобритания, 2001.
Похищенный. Реж. Д.Манн. Комп. Р.Бадд. Великобритания, 1971.
Похищенный. Телефильм. Реж. Б.Мехер. Великобритания, 2005.
Приключения принца Флоризеля: Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы. Телефильм. В 3-х сер. По мотивам циклов новелл «Алмаз раджи» и «Клуб самоубийц». Реж. Е.Татарский. Комп. Н.Симонян. СССР, 1979. В ролях: О.Даль, Д.Банионис, И.Дмитриев, Л.Полищук, И.Янковский, Е.Соловей, В.Шевельков, Б.Новиков, М.Пуговкин, В.Басов и др.
Приключения Сент-Ива. Реж. Г.Хук. Великобритания. 1998.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Реж. А.Орлов. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1985. В ролях: И.Смоктуновский, А.Феклистов, А.Лазарев, А.Будницкая, Б.Фрейндлих, Э.Марцевич, А.Вокач, Т.Окуневская и др.
Хозяин Баллантрэ. Реж. У.Кайли. Великобритания, 1953. В ролях: Э.Флинн, Р.Лайвиси.
Чёрная стрела. Реж. С.Тарасов. Комп. И.Кантюков. СССР, 1985. В ролях: Г.Беляева, И.Шавлак, Л.Кулагин, Ю.Смирнов, А.Масюлис, Б.Химичев, А.Филиппенко, Я.Друзь, Б.Хмельницкий и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Вересковый мед: По мотивам баллады Р.Стивенсона. Реж. Т.Гурвич. СССР, 1974.
Остров сокровищ. Реж. Н.Прескотт, Б.Стэн, Х.Сазерленд. США, 1973.
Остров сокровищ. Реж. Р.Петков. Болгария, 1982.
Остров сокровищ: Карта капитана Флинта. Реж. Д.Черкасский. СССР, 1986.
Остров сокровищ: Сокровища капитана Флинта. Реж. Д.Черкасский. СССР, 1988.

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson, 13 ноября 1850 – 3 декабря 1894) – известный шотландский писатель и поэт, ставший популярным, благодаря множеству произведений приключенческой направленности. Его считают одним из основателей и видных представителей течения неоромантизма.

Детство

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября в Эдинбурге в обычной семье, где мать и отец работали инженерами и разрабатывали маяки. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков, но Роберт всегда относился к этой профессии нейтрально.

Сложно было сказать, что именно его не утраивало. То, что родители, будучи постоянно занятыми, оказывали ему мало внимания, или же сама работа с её многочасовым поиском нужной детали, которая, в случае несовпадения, увеличивала процесс вдвое и втрое.

Но, несмотря на всё это, мальчик с довольно-таки большим интересом наблюдал за работой родителей и даже пытался им помогать.

В возрасте 5-ти лет Роберт переносит своё первое серьезное заболевание – круп. Оно представляет собой сильнейшее воспаление верхних дыхательных путей, из-за которого пациент начинает учащенно и неровно дышать и хрипло кашлять. Круп считается наиболее опасным заболеванием для детей, поскольку их иммунной системе труднее всего справиться с вирусом, что в некоторых случаях приводит к летальному исходу. Однако Стивенсону удалось полностью победить болезнь, но, по утверждению некоторых биографов, проблемы со связками сопровождали его на протяжении всей жизни.

Как только Роберту исполнилось 7 лет, он пошел в школу. С этого момента его интересы и отношение к жизни резко меняются. В учебном заведении он быстро находит новых друзей, и они практически никогда не разлучаются: вместе ходят на занятия, обедают в школьной столовой и гуляют. В это же время у Роберта появляется увлечение приключениями. Родители, решив, что о путешествиях и опасностях мечтают все мальчишки его возраста, не придают этому значения, но Роберт Льюис теперь точно знает, что в его жизни всегда должны быть приключения.

Юность и начало писательской карьеры

После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков. Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса. Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.

Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.

Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.

Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать. Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно. Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание.

По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».

Создание «Острова сокровищ»

Изначально биографы неверно утверждали о том, что идея создания романа «Остров сокровищ» имела реальную подоплеку, в которой участвовал сам Стивенсон. Конечно, его жизнь трудно было назвать скучной и однообразной, но здесь биографы, действительно, сильно ошибались.

Дело в том, что идея создания романа пришла к нему, в большей мере, случайно. После создания двух циклов рассказов у Стивенсона начался творческий кризис. Он мог целый день сидеть на одном и том же месте, глядя в единственную точку и не замечая ничего вокруг. Однако спустя несколько дней он неожиданно стал рисовать, чтобы хоть немного отвлечься от гнетущих мыслей. А поскольку все его мечты были связаны с увлекательным и вмеру опасным приключением, Роберт в шутку нарисовал маленькую, но невероятно детальную «карту острова сокровищ». А уже на следующий день он с головой ушел в создание произведения «Судовой повар», которое впоследствии приобрело то же самое название – «Остров сокровищ».

В 1882 году роман был впервые опубликован, но, к сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от множества читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания – слишком скучный, чтобы завлекать публику. Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами. Так, в 1884 году одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, а Стивенсон стал известен на весь мир.

После «Острова сокровищ» вдохновленный Роберт Льюис Стивенсон публикует еще множество своих повестей, рассказов и романов, таких как «Маркхейм» (1885), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Похищенный» (1887), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Вересковый мед» (1890) и многие другие.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Роберт Луис Стивенсон - английский писатель шотландского происхождения. Родился 13 ноября 1850 г. в Эдинбурге, в семье инженера. При крещении получил имя Роберт Льюис Бэлфур, но в зрелом возрасте отказался от него, сменив фамилию на Стивенсон, а написание второго имени с Lewis на Louis (без изменения произношения).

С юности Роберт был склонен к занятиям техникой. После окончания школы поступил в Эдинбургский университет. Остановив свой выбор на юриспруденции, получил звание адвоката, но едва ли когда-нибудь занимался практикой, поскольку состояние здоровья, с одной стороны, и первые успехи на литературном поприще, с другой, убедили его предпочесть адвокатуре литературу. В 1873–1879гг жил преимущественно во Франции на скудные заработки подающего надежды литератора и редкие денежные переводы из дома, сделался своим человеком в «городках» французских художников. К этому же периоду относятся поездки Стивенсона по Франции, Германии и родной Шотландии, в результате которых появились его первые две книги путевых впечатлений - «Поездка внутрь страны» (An Inland Voyage, 1878) и «Путешествия с ослом» (Travels with a Donkey in the Cevennes, 1879). «Эссе», написанные в этот период, были им собраны в книге «Virginibus Puerisque» (1881).

Во французской деревушке Грез, известной своими собраниями и встречами художников, Роберт Льюис встретил Франсес Матильду (Вандегрифт) Осборн, американку старше его на десять лет, увлекавшуюся живописью. Разъехавшись с мужем, она жила с детьми в Европе. Стивенсон горячо полюбил ее, и, как только развод был получен, 19 мая 1880, влюбленные сочетались браком в Сан-Франциско. Их совместная жизнь была отмечена неусыпной заботой Фанни о болезненном муже. Стивенсон подружился с ее детьми, а впоследствии его пасынок (Сэмюэл) Ллойд Осборн стал соавтором трех его книг: «Несусветный багаж» (1889), «Отлив» (1894) и «Потерпевшие кораблекрушение» (1892).

В 1880 Стивенсону был поставлен диагноз – туберкулез. В поисках целительного климата он посетил Швейцарию, юг Франции, Борнмут (Англия) и, в 1887–1888 Саранак-Лейк в штате Нью-Йорк. Отчасти из-за плохого здоровья, отчасти чтобы собрать материал для очерков, Стивенсон с женой, матерью и пасынком отправился на яхте в южные области Тихого океана. Они посетили Маркизские острова, Туамоту, Таити, Гаваи, Микронезию и Австралию и приобрели участок земли на Самоа, экономии ради решив надолго обосноваться в тропиках. Свое владение он назвал Вайлима (Пятиречье). Стремясь к наиболее тесному общению с местными жителями, Стивенсон принимал глубокое участие в их судьбе и выступал в печати с разоблачением колониальной администрации – к этому периоду в его творчестве относится роман «Восемь лет в опасности на Самоа»(«A Footnote to History: Eight Years of Trouble in Samoa», 1893). Протест Стивенсона был, однако, только лишь протестом романтика, однако людьми он забыт не был.

Климат острова пошел ему на пользу: в просторном плантаторском доме в Вайлиме были написаны некоторые из лучших его произведений. В том же доме 3 декабря 1894 он скоропостижно скончался. Почитатели-самоанцы похоронили его на вершине соседней горы. На могильной плите начертаны слова из его знаменитого «Завещания» («Под необъятным звездным небом…»).

Основным вкладом в литературу Стивенсона можно назвать то, что он возродил в Англии приключенческий и исторический роман. Но при всем мастерстве повествования он не сумел поднять его до тех высот, на которых стояли эти жанры у его предшественников. Большей частью автора интересовало приключение ради приключения, ему чужды были более глубокие мотивы приключенческого романа, как у Даниэля Дефо, а в историческом романе он отказывался от изображения больших общественных событий, ограничивая себя показом приключений героев, для которых история служит лишь случайным фоном.

Успех известных книг Стивенсона отчасти объясняется увлекательностью затронутых в них тем: пиратские приключения в «Острове сокровищ» (Treasure Island, 1883), фантастика ужасов в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) и детская восторженность в «Детском цветнике стихов» (A Child"s Garden of Verses, 1885). Однако помимо этих достоинств следует отметить стремительный рисунок характера Джона Сильвера, плотность слога в Докторе Джекиле и мистере Хайде, блестки иронии в «Детском цветнике стихов», свидетельствующие о разносторонности его таланта.

Свою литературную деятельность он начал с чрезвычайно ценимых в ту пору эссе, написанных в непринужденной форме, и никогда не изменял этому жанру. Его статьи о писателях и писательском искусстве – «Скромное возражение» (A Humble Remonstrance, 1884), «Сновидения» (Dreams, 1888), «О некоторых технических элементах литературного стиля» (On Some Technical Elements of Style in Literature, 1885) и др. – сближают его с Г.Джеймсом. В путевых заметках «Путешествие с ослом», «Поселенцы Сильверадо» (The Silverado Squatters, 1883) и «В Южных морях» (In the South Seas, 1890) мастерски воссоздан местный колорит, к тому же последние представляют особый интерес для исследователей. Малоизвестные литературные анекдоты Стивенсона стоят в ряду самых едких, остроумных и лаконичных в английской литературе. Стихи он писал от случая к случаю и редко относился к ним серьезно.

Чтобы проникнуть в мир некоторых произведений Стивенсона – «Похищенный» (Kidnapped, 1886) и его продолжение «Катриона» (Catriona, 1893; журнальный вариант «Дэвид Бэлфур» – David Balfour), «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae, 1889), «Веселые Молодцы» (The Merry Men, 1882), «Окаянная Дженет» (Thrawn Janet, 1881), – читателю потребуется хотя бы поверхностное знакомство с языком и историей Шотландии. Почти все они – за исключением «Окаянной Дженет», маленькой жемчужины в жанре рассказов о привидениях, – написаны неровно. «Черную стрелу» (The Black Arrow, 1883) и «Сент-Ив» (St. Ives, 1897) можно отнести к числу явных неудач. «Несусветный багаж» и «Клуб самоубийц» (The Suicide Club, 1878), а также рассказы, являющиеся их продолжением (некоторые написаны в соавторстве с Фанни), не всем придутся по вкусу. Однако «Берег Фалеза» (The Beach of Falesa) – один из лучших рассказов, когда-либо написанных о Южных морях, и чрезвычайно занимательны нередко печатавшиеся вместе с ним островные фантазии «Сатанинская бутылка» (The Bottle Imp, 1891) и «Остров голосов» (The Isle of Voices, 1893). Принято считать, что «Уир Гермистон» (Weir of Hermiston, 1896) мог бы стать одним из великих романов XIX в., однако Стивенсон успел закончить лишь треть книги.

(1850-1894) английский писатель, критик и публицист

Биография Роберта Льюиса Стивенсона, человека мужественного характера и драматической судьбы, волновала воображение современников наравне с его произведениями. Имя и жизнь его овеяны легендами. Сразу же после смерти писателя были изданы его пространные биографии, статьи и эссе с сенсационными догадками о различных эпизодах жизни Стивенсона.

Современное литературоведение видит в нем основоположника, теоретика и ведущую фигуру английского романтизма последней четверти XIX века, получившего название неоромантизма.

Буржуазному миру погони за богатством, миру корысти и фальши писатель противопоставил экзотику приключений и романтику высоких порывов к добру и справедливости.

Прожив всего 44 года, Роберт Льюис Стивенсон оставил читателям более 30 томов самых разных по жанрам и темам произведений.

Свое писательское призвание он осознал очень рано, уже в детские годы. В кармане у него всегда торчали две книжки: одну он читал, а в другой вел записи точных слов, деталей, поразивших его строчек стихов. Это была школа мастерства. Он много писал, подражая знаменитым писателям, «обезьянничал», как говорил сам. Это вырабатывало литературный вкус, чувство гармонии и профессиональную технику.

Роберт Стивенсон родился в политическом и культурном центре Шотландии - городе Эдинбурге, как и Вальтер Скотт. Его дед был видным гражданским инженером, строил мосты, маяки и волнорезы. На картине знаменитого английского художника Джона Тернера изображен сооруженный им маяк «Кулак дьявола» на скале Белл-Рок на востоке Шотландии. За славные сооружения дед был удостоен герба. Его сыновья продолжили дело отца. Внук ценил родословную своей семьи, но сам избрал другой путь.

Мать принадлежала к славному старинному роду Бэлфуров, была дочерью священника. Роберт, единственный ребенок в семье, с детства страдал болезнью бронхов, которая частенько приковывала его к кровати и повергала в мучительное состояние.

Некоторое время Роберт Стивенсон проучился в Эдинбургском университете, согласившись с пожеланием отца продолжить семейную инженерную традицию, и даже получил серебряную медаль за конкурсное сочинение об огне для маяков, потом решительно сменил профессию инженера на юриста и получил звание адвоката, но душа жила уже в полную мощь мечтой о литературе. Первым опытом начинающего писателя была тоненькая книжечка, написанная 16-летним юношей и изданная на средства отца, о крестьянском восстании в Шотландии в 1666 г.

В 1876 г. вместе с другом Роберт на байдарках отправился в путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции в Париж. Юноша прекрасно знал французский язык и литературу. По возвращении в Эдинбург он издает «Путешествие внутрь страны» (1876) - путевые очерки, стиль которых будет подхвачен Джеромом. К. Джеромом в книге «Трое в лодке», где в канву путевых заметок ловко вплетен критический взгляд на существующий мир вещей.

В ряде статей Роберт Стивенсон размышляет о задачах искусства и придает главную роль не реалистическому воспроизведению жизни, а сфере воображения. Пусть писатель увлечен рассказом о том, что читатель никогда в реальной жизни не испытает. В определенной мере это шло от неприятия Стивенсоном меркантильной действительности. Он старался развить в людях лучшие чувства - нетерпение, дерзание, решимость, благородство.

Его давно занимала личность талантливейшего поэта Франции Франсуа Вийона - рыцаря чести, бродяги, пропойцы и вора, в котором смешались добро и зло. В 1877 г. в печати появляется рассказ «Ночлег Франсуа Вийона», в котором на фоне зимнего Парижа 1456 г. изображена трагическая судьба необычайно талантливого поэта, - первое художественное произведение Стивенсона.

Под названием «Новые тысяча и одна ночь» (1882) писатель создает остроумную пародию на ремесленную авантюрно-приключенческую литературу. Новые «сказки Шахразады» состояли из двух книг - «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Во второй книге в фантастическом сюжете о бесценном алмазе, владение которым превращает грубого служаку колониальных войск Томаса Ванделера в прославленного светского льва, выгодного жениха, Роберт Стивенсон тонко изобразил, как истинные ценности подменяются ложными под воздействием магической злой силы, заключенной в вожделенном камне. Сказки содержали мудрые намеки на серьезные проблемы жизни английского общества.

В 1878 г. в сопровождении ослика, тащившего безо всякого удовольствия поклажу, Роберт Льюис Стивенсон отправился по историческим местам партизанской войны французских протестантов за свою независимость и убеждения. Об этом он рассказал в «Путешествии с ослом в Севеннах» (1879).

В «Этюдах о людях и книгах» он рисует портреты. Читатели оценили мастерство изящного стиля молодого автора и талант рассказчика о необыкновенных приключениях. Неожиданное путешествие в Нью-Йорк, вызванное письмом женщины, горячо любимой им, чуть не стоило Стивенсону жизни. Он пересек океан и верхом на лошади помчался от Сан-Франциско до Монтерея. В пути он заболел, местный охотник нашел его лежащим под деревом без сознания. На грани жизни и смерти Роберт Стивенсон окажется в Америке еще не раз. Он сочетался браком с Фанни, которая наконец получила развод от своего беспутного мужа, вернулся на родину и издал книгу «Дом на дюнах» - лучшее произведение раннего периода творчества. В занимательном сюжете Стивенсон раскрыл содержательную тему: на примере очень ярких и сильных характеров двух героев - Фрэнка Кессилиса и Норсмора - показал несостоятельность индивидуализма и эгоизма традиционного романтического героя.

Стремление Роберта Стивенсона создать роман осуществилось совершенно случайно. Однажды что-то рисуя, его пасынок Ллойд попросил его написать что-нибудь интересное. Увлекшись, Стивенсон набросал контуры воображаемого острова, напоминавшего «приподнявшегося толстого дракона». Получилась карта вымышленного «Острова сокровищ». Эта карта и породила фабулу.

«Судовой повар» - так сперва назывался роман. Его главы читались в кругу семьи, кое-что из подсказанного слушателями включалось в текст. Произведение вышло с посвящением мальчику - Ллойду Осборну. Публика встретила роман восторженно, журнальные критики - по-разному, от снисходительного одобрения до высоких похвал. В основе фабулы - поиск несметных сокровищ, спрятанных знаменитым пиратом капитаном Флинтом. Жители захолустного городка: мальчик Джим, его отец-трактирщик и завсегдатаи трактира - оказываются перед лицом загадочных событий, вовлекаются в рискованную авантюру и становятся героями заманчивых и опасных приключений. Мальчик попадает в крайне опасные ситуации, глядит в глаза смерти, действует решительно и самостоятельно; его мужество, восторженная преданность мечте, нравственная чистота задают тон всей книге. Джим и его друзья сталкиваются с пиратами-мародерами, разбойниками и негодяями, а не с благородными корсарами. И в этом мире зла его герой обнаруживает истинные душевные сокровища.

Роберт Стивенсон любил роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», видел его достоинства не столько в цепи происшествий, сколько в «очаровании обстоятельств». И свой роман он построил не столько на эффекте чисто внешнего действия, сколько на психологической достоверности и убедительности живых картин. Мастерство Стивенсона в умении нарисовать столь выпуклую картину настолько убедительно, что мы постоянно чувствуем свою сопричастность происходящему.

Традиционный авантюрный сюжет - пираты, сокровища, морские приключения, затерянный остров - оказался совсем не традиционным благодаря остроте и открытости взгляда героя-рассказчика Джима Хокинса. Герои обрисованы зримо, убедительно.

Особая удача автора - образ Джона Сильвера. Полемизируя с традиционным представлением о победе добра и порочности зла, Стивенсон рисует привлекательный образ одинокого корабельного повара Сильвера - коварного, злобного, жестокого, но умного, энергичного и ловкого.

Жизнеспособность зла и коварная привлекательность порока и раньше интересовали и волновали Роберта Стивенсона. В 1885 г. он прочитал во французском переводе роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и был потрясен силой воображения, мистического двойничества добра и зла в человеческой натуре.

В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) доктор посредством изобретенного им препарата отделяет темные силы своей души, и на свет появляется его двойник - уродливый карлик мистер Хайд, который совершает одно за другим преступления и при этом не испытывает мук совести, никаких сомнений - только чувство злобы и страха.

Приемы научной фантастики и детектива, разработанные Робертом Стивенсоном в этой повести, были восприняты Гербертом Уэллсом в «Человеке-невидимке».

Тема борьбы Шотландии с Англией за независимость и еще более далекие страницы истории - вражда Алой и Белой Розы - представали на страницах романов «Похищенный», «Катриона» и «Черная стрела».

В «Похищенном» и «Катрионе» Стивенсон рассказывает историю юного шотландца Дэвида Бэлфура, наследство которого присвоил себе его дядя. Встреча с насилием и коварством рождает в юном герое не отчаяние, а молодую решимость и отвагу. Пережив множество приключений, Дэвид находит свое счастье с Катрионой.

В 1888 г. для Роберта Льюиса Стивенсона наступила пора океанских странствий. Он за два года посетил несколько архипелагов Тихого океана. Это были места, где путешествовал и погиб знаменитый Кук, где были и русские, совершившие кругосветное плавание, где странствовал Герман Мелвилл, знаменитый писатель, где позже плыл на «Снарке» Джек Лондон, где был «остров Робинзона Крузо». Почувствовав себя обновленным, Стивенсон закончил работу над одним из лучших своих произведений - «Владельцем Баллантре» (1889) - романом-трагедией, как определил его жанр сам автор. Писатель исследовал причины трагедии двух братьев-соперников, воплотивших в характерах прямо противоположные начала: силу, дьявольскую удачливость и порочность одного и порядочность, честность, но безжизненность, аморфность другого. Действие происходит в Шотландии XVIII века, в местах, хорошо знакомых автору.

Надеясь поправить здоровье, Роберт Стивенсон поселяется на острове Уполу (Самоа) и уходит в свое третье плавание в океан. Он много работает и создает, сотрясаемый кашлем и валясь от усталости, «Потерпевших кораблекрушение» (1892), «Дэвида Бэлфура», «Катриону» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставил душевное благородство и нравственную чистоту. Во всех этих произведениях неотступно присутствует его родина - Шотландия. Писатель продолжает работать над романами «Сент-Ив» и «Уир Гермистон».

В сборнике «Вечерние беседы на острове» он отразил экзотические впечатления от поездки по островам, где встречался с самоанцами и читал им свою повесть «Сатанинская бутылка». Они называли его Туситалой, т. е. Рассказчиком, и верили, что он обладает волшебным сосудом, который хранится в его сейфе. Самоанцы бережно хранили память о писателе еще и потому, что Роберт Льюис Стивенсон выступил в защиту местного населения от бесчинства колонизаторов и несколько лет печатал в «Тайме» свои статьи в защиту мира и справедливости. Он посещает лагерь прокаженных и делает достоянием печати ханжество служителей церкви.

Судьба и история Шотландии колоколом бьет в сердце писателя. Он высоко ценил роль исторической памяти народа в созидании будущего. В его сознании возникал замысел «настоящего исторического романа, охватывающего эпоху целиком и народ, наш народ... » Определилось заглавие - «Бродяга», но отнялась правая рука, участились кровотечения из горла. А потом случилось кровоизлияние в мозг.

Тело Роберта Стивенсона, покрытое английским государственным флагом, было торжественно похоронено на горе Веа. Сюда, к могиле своего любимого писателя, в 1908 г. приплыл на яхте «Снарк» Джек Лондон . Он прошел через штормы, стоя сам у руля и гордясь своей победой над стихией. С трудом вместе с женой Чармиан пробирался он сквозь густую чащу на вершину горы. Чармиан недоумевала, как смогли доставить на такую высоту гроб Стивенсона, и Джек рассказал ей, что, выполняя последнюю волю обожаемого человека, пожелавшего быть погребенным на этой вершине, несколько сот островитян работали всю ночь, прорубая в зарослях дорогу. А поутру вожди племен на своих плечах торжественно, в сопровождении тысяч почитателей писателя, принесли его сюда.