Чему равна цепочка е. Как определить размер цепочки: несколько простых хитростей

Нарисуй в окне такую цепочку Е цепочек, для которой верно заполнена таблица: - Длина этой цепочки равна 1 - В этой цепочке есть две одинаковые бусины - Среди бусин этой це почки цепочек нет пустой цепочки - Каждая бусина этой цепочки - цепочка длины 3 - В этой цепочке есть две одинаковые бусины - цепочки длины 0 - Среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3 - Длина этой цепочки меньше 5.

Похожие вопросы

  • В 2016 году когда появились стаи перелетных птиц
  • Право сочинение бизнес польза или вред
  • Какой морфемный разбор слова "выйти" ?
  • Имеется 7 пустых больших коробок.В некоторые из них положили по 5 маленьких коробок,а в остальные - по 3 каробки средного размера. Всего получилось 27 коробок. Во сколько пустых коробок положили по 5 маленьких коробо...
  • Определить тип ошибки,(лексическая, фразеологическая, морфологическая, синтаксическая): 1. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 2. Товарные биржи были сформирован ы в форме акционерных обществ. 3. При этом...
  • Помогите пожалуйста перевести весь текст "American Teens with drive!". И что бы вы перевели сами,а не из интернета. Так-как в интернете не полный перевод текста! Вот ссылка на текст:http://vklasse.org/7-klass/uchebni...

Решение задач 1-6 из учебника

Задача 1. Как обычно, первая задача темы несложная - она проверяет понимание материала листа определений (а заодно заставляет детей вспомнить материал из курса математики о различии строгих и нестрогих неравенств).

Ответ: СПРОСОНЬЯ, ПОПРЫГУНЬЯ, ГОВОРУНЬЯ, ХВАСТУНЬЯ.

Задача 2. Здесь, как и в предыдущей задаче, для решения достаточно понимания того, что такое длина цепочки.

Решение задачи:

Цепочка

Длина цепочки

Задача 3. Задача на повторение понятий «следующий», «предыдущий» и понятий, относящихся к общему порядку бусин в цепочке. В этой задаче используется и новое понятие - «длина цепочки». Подходящих решений в задаче много, в частности, потому, что о второй и третьей бусинах цепочки в условии вообще не говорится. Зато к четвёртой бусине относятся сразу два утверждения - первое и третье.

Задача 4. При решении задачи дети могут использовать разные стратегии. Кто-то сразу пометит в мешках все пары одинаковых букв. Кто-то будет помечать и дописывать буквы одновременно. Кто-то, возможно, вообще не захочет пользоваться пометками. В процессе работы в мешках могут появиться «лишние» буквы, например, ученик допишет в один из мешков букву Ш. Её необязательно вычёркивать: чтобы поправить дело, достаточно в другой мешок тоже дописать эту букву. Попросите детей проверить своё решение самостоятельно - соединить одинаковые буквы в пары и проверить, не осталось ли непарных букв.

Задача 5 (необязательная). Повторяем тему «Таблица для мешка», используя при этом знаки дорожного движения. Задача нетрудная, но достаточно объёмная. Эта задача может стать перекидным мостиком к классному часу по правилам дорожного движения. Можно обсудить знаки, используемые в этой задаче, можно поиграть с ребятами в игру «Кто знает, что обозначает этот знак?». Все знаки, которые ребята вспомнят, пометьте прямо в таблице. Остальные знаки можно распределить по рядам и попросить выяснить их назначение у родителей или посмотреть в правилах дорожного движения. Ниже приводятся названия и назначение знаков, встречающихся в задаче, и заполненная таблица.

По окончании решения можно организовать взаимную проверку: попросите учащихся, которые решали задачу, сравнить таблицы и, если они не окажутся одинаковыми, выяснить, кто допустил ошибку. После заполнения таблицы ребята легко найдут четвёрку одинаковых знаков - «Полоса для маршрутных транспортных средств».

Задача 6 (необязательная). Данная задача относится к числу непростых, поскольку в условии довольно много утверждений. Все эти утверждения нужно проанализировать по отдельности, а затем сопоставить между собой. При этом новое понятие («длина цепочки») используется более содержательно, чем в похожей задаче 3. После такой работы с утверждениями выяснится, что требуется построить две цепочки, каждая из которых состоит из пяти одинаковых цифр, причём нижняя цепочка - из пяти пятёрок, а верхняя - из пяти «не пятёрок».

Урок «Цепочка цепочек»

К настоящему моменту дети уже привыкли к цепочкам и легко выделяют их в объектах и явлениях окружающего мира. Цепочки цепочек тем не менее могут показаться им какой-то экзотикой. В то же время вокруг нас можно найти много примеров цепочек цепочек. Например, рассказывая о том, что ребёнок делает обычно с утра, он говорит: «Утром встал, сделал зарядку, умылся, оделся, позавтракал, пошёл в школу». При этом в каждом событии этой цепочки нетрудно выделить внутреннюю структуру: зарядку разбить на отдельные упражнения; уточнить, в какой последовательности ребёнок надевает предметы одежды; маршрут в школу разделить на отдельные прямолинейные участки и повороты. Устная речь воспринимается как последовательность слов (и в некоторых письменностях почти каждое слово отображается своим иероглифом), но во многих языках слова записываются в виде цепочек букв. В арифметических выражениях отдельные числа могут либо считаться бусинами цепочек, либо представляться как последовательности цифр. Использование скобок и подстановка выражения вместо переменной - примеры явлений того же рода.

Списки и языки программирования

Самые первые компьютеры использовались только для числовых вычислений. В определённый момент, однако, большинство задач, решаемых компьютерами, стало относиться к текстам, изображениям, звукам. Сегодня обработка текстов и изображений - главное занятие компьютеров.

Чтобы объяснить компьютеру, что делать с текстом, надо было создать специальные языки программирования (язык, на котором человек даёт инструкцию компьютеру). Самым знаменитым языком, предназначенными для обработки текстов и записи программ, моделирующих интеллектуальную деятельность человека, стал язык LISP. При его разработке математики и специалисты по компьютерам воспользовались языком, изобретённым математиками ещё в 30-е гг. ХХ в. (Вообще очень многое из применённого в компьютерной технологии было открыто в математике ещё до появления компьютеров.) Основным информационным объектом этого языка были цепочки цепочек. В языке LISP они называются списками (по-английски lists ). Английское слово list вошло и в название знаменитого языка: LISt Processing (в переводе на русский язык - обработка списков ). Язык LISP послужил основой для многих систем так называемого искусственного интеллекта, в которых люди пытались поручить машине задачи, например, распознавание изображений (как роботу перемещаться в пространстве, брать деталь и обрабатывать её) и человеческой речи (как компьютеру понимать устные приказания человека).

Сегодня персональные компьютеры распознают напечатанный текст, понимают устную речь, играют в шахматы на очень высоком уровне. Сегодня на многих заводах число рабочих и техников исчисляется всего десятками, а число роботов - тысячами; простейших роботов, например, роботов, распознающих изображения, школьники собирают из деталей конструктора ЛЕГО ДАКТА. А начинается всё это с цепочек цепочек. (Кстати, мешки тоже появились в научных работах по искусственному интеллекту в 60-е гг. прошлого века.)

Решение задач 7-13 из учебника

Задача 7. Дети должны усвоить, что Х - это цепочка, которая, как они привыкли, имеет начало, конец и бусины, идущие в строгом порядке. Отличие от тех цепочек, с которыми работали раньше, лишь одно: каждая бусина цепочки Х сама является цепочкой бусин. Именно поэтому мы называем новый объект цепочка цепочек . Настолько же, насколько это название естественно для языка формальной логики, оно непривычно для разговорного и литературного языка. В русском языке принято избегать повторения однокоренных слов в одном предложении. Поэтому структуры, похожие на цепочку цепочек, стараются называть словосочетанием из двух разных слов. Например, принято говорить «последовательность месяцев», а не «цепочка цепочек дней». Только в этой непривычности и может корениться причина того, что кому-то тема вначале покажется сложной. Ведь со структурами двойного порядка ребята уже имели дело и на уроках русского языка (предложение - это цепочка цепочек букв), и на уроках математики (арифметический пример - это структура из цепочек цифр).

При ответе на первый вопрос кто-то может попытаться сосчитать общее число цветных бусин, входящих в цепочки цепочки Х. Такому ученику нужно посоветовать снова вернуться к листу определений.

Ответ: длина цепочки Х равна 4, третья бусина цепочки Х - это цепочка длины 3, вторая бусина - цепочка длины 0.

Задача 8. Дети работали с цепочками слов и раньше, но сейчас они смогут составить законченное представление о таких объектах, как цепочки цепочек букв. Кроме темы текущего листа определений, в этой задаче повторяются ещё и предыдущие темы, в частности, в задаче активно работает понятие «длина цепочки». При этом в утверждениях речь идёт как о длине самой цепочки слов, так и о длине входящих в неё цепочек. Это может вызвать трудности. Проще всего начать с того, что выбрать из всех названий месяцев те, длина которых больше 6, их всего четыре: февраль, сентябрь, октябрь, декабрь. Поскольку в цепочке не должно быть одинаковых слов и длина цепочки должна быть больше 3, именно из этих слов-бусин и будет состоять искомая цепочка. Таким образом, ответы у детей будут различаться только порядком месяцев (этот порядок может быть любым).

Задача 9. Ответ:

Задача 10 (необязательная). Здесь даётся пример цепочки цепочек цепочек бусин. Это цепочка, бусинами которой являются цепочки цепочек. Ученики видели такую цепочку на листе определений (это цепочка W), но видеть и понимать - это не одно и то же. Чтобы сильные дети могли разобраться в этом, им предлагается ответить на несколько вопросов о цепочке Е. Цепочка Е состоит из двух цепочек цепочек (а значит, она длины 2). Первая бусина цепочки Е - цепочка, состоящая из двух цепочек (а значит, она тоже длины 2). Вторая бусина цепочки Е - цепочка, состоящая из трёх цепочек (а значит, она длины 3).

Задача 11. Для полного решения задачи нужно перебирать все слова и отмечать каждую букву в мешке и в слове. Существует способ сократить процесс, обратив внимание на отдельные характеристики слов. Например, в мешке всего 5 букв, значит, слова, где букв не пять, можно не рассматривать. В мешке две гласные, обе О: выбрасываем ещё пару неподходящих слов. В мешке есть буква Р: выбрасываем те слова, где буквы Р нет. Теперь остаётся проверить только два слова. Мы не предлагаем объяснять эту модель рассуждения учащимся, но вполне разумно поддерживать элементы такой модели в их рассуждениях.

Ответ: ТОПОР и РОПОТ.

Задача 12. Задача напоминает детям такой метод подсчёта элементов мешка, при котором сначала заполняется рабочая таблица и только потом заполняется окончательная сводная таблица. Такой метод оправдывает себя только при работе с большим количеством объектов, поэтому мы предлагаем в этой задаче мешок с большим количеством грузинских букв. Надеемся, что решение этой задачи уже не займёт у детей слишком много времени.

Грузинские буквы, в отличие от знакомых букв или фигурок, для ребят лишь закорючки, которые очень легко спутать друг с другом. Напомните ребятам принцип работы: помечаем букву из мешка и ставим крестик в рабочей таблице в столбце, соответствующем данной букве, и т. д. Таблица для мешка, приведённая в задании, заполняется лишь после того, как заполнена рабочая таблица.

Задача 13 (необязательная). Здесь работает уже знакомая детям идея порядка: понятия «вчера» и «сегодня» для дней недели аналогичны понятиям «предыдущий» и «следующий» для бусин в цепочке.

Ответ: пятница, воскресенье, четверг.

Урок «Таблица для мешка (по двум признакам)»

Мешки-векторы

Ребята уже знакомы с мешками и одномерными таблицами для мешков. Надеемся, что работа с данными математическими объектами не вызовет у них особых трудностей. Однако для математики введение этих объектов оказалось достаточно важным шагом. Дело в том, что числа, прежде всего натуральные, очень удобны для измерений, например, времени (в секундах), или веса (в граммах), или пройденного расстояния (в метрах). Но если мы хотим указать не сколько мы прошли, а куда пришли, то ситуация становится сложнее. Нам приходится указывать два измерения - два числа или два символа. Это похоже на то, как мы указываем положение в городе (например, говорим: «угол Ленина и Розы Люксембург») или поле на шахматной доске (например, e2 ). Самый распространённый в математике способ состоит в том, что на поверхность наносится сетка, как на бумаге в клетку. Если взять лист клетчатой бумаги, то с каждой клеткой на нём можно сопоставить два натуральных числа. Одно из этих чисел означает, сколько шагов надо сделать из нашей клетки, чтобы оказаться у левого края листа, а другое - сколько шагов надо сделать, чтобы добраться до нижнего края. Два таких числа называют координатами квадрата, их нельзя поменять местами - это не просто мешок, в котором лежат два числа, но упорядоченная пара (цепочка!), о которой мы договорились, что первое число - всегда расстояние до левого края листа, а второе - расстояние до нижнего края.

Тем не менее координаты можно сложить в мешок. Для этого понадобятся бусины двух типов: бусина одного типа будет обозначать один шаг влево, а бусина другого - один шаг вниз. Какими именно будут бусины - вопрос договорённости. Например, квадратными и круглыми или синими и зелёными. А могут быть карточки, на которых написано «Влево» и «Вниз». Таким образом, каждой клетке на листе можно сопоставить мешок, в котором будет некоторое количество бусин «Влево» и некоторое количество бусин «Вниз».

Построив одномерную таблицу для такого мешка, получим пару чисел, аналогичную координатам: ведь в таблице для каждого числа ясно, количество каких именно карточек оно обозначает. Получится так называемый вектор . Конечно, вектор может иметь не только два, но и больше параметров (соответствующая цепочка чисел может быть длиннее). И в нашем мешке могут тоже лежать бусины многих типов. В отличие от множества в мешке (мультимножестве) может быть несколько объектов одного типа. Значит, в таблице для мешка будут не только единицы и нули.

С понятия «вектор» начинается изучение науки, которую называют аналитической геометрией. Данное понятие лежит в фундаменте физики и многих разделов математики.

Тема нового урока - двумерные таблицы для мешков. С научной точки зрения двумерные таблицы - это следующая по сложности структура, набор векторов . Конечно, не нужно сейчас нагружать детей этой сложной терминологией. Достаточно того, что они научатся сортировать и классифицировать элементы мешка по двум признакам и аккуратно заполнять таблицу.

Решение задач 14-18 из учебника

Задача 14 . В мешке G довольно много фруктов. Если кто-то из детей запутается, посоветуйте ему как-то помечать посчитанные фигурки. Именно для этого мы поместили в рабочую тетрадь копию мешка. Итак, выберем некоторую клетку в таблице и будем искать в мешке все фрукты соответствующего вида и цвета. При этом будем помечать посчитанные фрукты в мешке - обводить, вычёркивать и т. п. Если по окончании заполнения таблицы не все фигурки окажутся помеченными, можно будет легко найти, какая клетка в таблице заполнена неверно, и исправить ошибку. Возможно, дети в ходе решения будут использовать и другие стратегии. Например, будут считать сначала все жёлтые фрукты - яблоки, а потом - груши.

Задача 15 . Вначале требуется заполнить четыре (одномерные) таблицы, т. е. классифицировать лица поочерёдно по четырём различным признакам - виду носа, виду рта, виду глаз и виду бровей. Перед сильным ребёнком можно поставить вопрос, как проверить правильность заполнения всех четырёх таблиц: сумма чисел в каждой таблице должна быть одной и той же. Попросите ученика объяснить, почему так получается. Действительно, по какому бы (одному) признаку мы ни классифицировали лица, в сумме мы должны получить то количество фигурок, которое лежит в мешке.

Решение задачи (одномерные таблицы):

Вторая часть задачи - заполнение двумерных таблиц - технически более сложная. Трудность, во-первых, состоит в том, что дети должны помнить одновременно два признака и полностью отключиться от остальных. Во-вторых, признаки хотя и осмысленные, но однотипные (палочки и закорючки), поэтому легко путаются, а предметы в мешке при этом не различаются ни формой, ни размером, ни цветом. В-третьих, одновременно с поиском лиц ученик должен их ещё и считать. Задание специально составлено таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал необходимость выработки собственной системы работы. Если кто-то начал запутываться, можно помочь ему и обсудить, какую именно систему он использует для работы, или выработать такую систему в ходе совместного обсуждения. В зависимости от того, к чему будет склоняться ученик, мы предлагаем вам один из трёх возможных подходов.

Первый подход состоит в том, чтобы заполнять клетки таблицы поочерёдно, т. е. искать каждый раз все те лица, в которых присутствуют два признака, соответствующие этой клетке. Основные проблемы при такой работе:

1. Соскальзывание с эталона - при переводе внимания с таблицы на объекты мешка ребёнок может забывать, какие именно признаки он ищет в данный момент, и переключаться на другие.

2. Сложность одновременно искать лица и считать их, даже пользуясь различными пометками.

Для устранения первой проблемы можно использовать шаблон: нарисовать на черновике глаза и нос, которые он ищет, и периодически поглядывать на этот образец. Для устранения второй проблемы можно использовать пометки: сначала найти и пометить все лица, а потом их сосчитать. Необходимо только помнить: пометки должны быть такие, чтобы дети не путали лица, помеченные на текущем и предыдущих этапах. Для этого можно использовать разные цвета пометок, или, наоборот, работать простым карандашом и стирать пометки после каждого этапа работы.

Второй подход состоит в том, чтобы поочередно брать лица из мешка и соотносить их с определённой клеткой в таблице. Например, лицо в левом нижнем углу имеет рот прямой чёрточкой и нахмуренные брови, значит, оно должно находиться в верхней клетке самого левого столбца второй таблицы. Ставим в этой клетке палочку карандашом и соответствующее лицо в мешке тоже помечаем карандашом (например, обводим). Когда все лица в мешке окажутся помеченными, подсчитаем палочки в каждой клетке таблицы и заменим их на полученные числа.

Третий подход - скопировать страничку учебника, вырезать все фигурки из мешка и рассортировать их на столе по необходимым признакам. Подсчитав, сколько фигурок оказалось в каждой кучке, заполнить таблицу. Этот способ самый простой. Не стоит его предлагать детям, которые хоть как-то справляются без него. Но если вы видите, что ребёнок никак не может сосредоточиться (внимание рассеивается), предложите ему этот способ и выдайте копию странички.

Выработав вместе с ребёнком систему работы, подходите к нему время от времени и обсуждайте снова, что он делает. После того как все дети определились со стратегией и начали работать, возможно, их начнут посещать идеи о соотношении одномерных и двумерных таблиц и о том, как это можно использовать при решении и проверке. Например, многие заметят, что лиц с одним из видов глаз в мешке нет. Кто-то сделает совершенно справедливый вывод, что комбинации этого вида глаз со всеми формами носа тем более отсутствуют, поэтому во всех строках последнего столбца левой двумерной таблицы можно сразу написать нули. Можно и дальше продолжить обсуждение соотношения одномерных и двумерных таблиц в ходе проверки. Например, спросить ребят: «Где в левой двумерной таблице находятся все лица с округлым носом?» (Ясное дело, в верхней строке.) «А сколько у нас всего лиц с круглым носом?» Эту информацию можно найти в первой одномерной таблице - таких лиц всего 15. Вывод: сумма всех чисел в верхней строке должна быть равна 15. Если у ученика это условие выполняется, он может переходить ко второй строке, если нет, пусть ищет ошибку в клетках верхней строки. После проверки по строкам можно провести проверку по столбцам на основании информации третьей одномерной таблицы. Если всё сходится, это гарантирует правильность заполнения двумерной таблицы (конечно, при условии, что одномерные таблицы перед этим были заполнены верно). Таким образом, отпадает необходимость фронтальной проверки. Напоминаем, что самая полезная проверка - это проверка, в ходе которой ребёнок самостоятельно нашёл свои ошибки.

Решение задачи (двумерные таблицы):

Задача 16 . Наверняка наибольшее число ошибок при решении этой задачи будет связано с заливкой фона, который на картинке состоит из трёх областей, две из которых относительно небольшие, а третья занимает весь оставшийся фон.

Обсудите с ребятами, где они могли видеть этот знак. Можно дать задание поискать дома упаковки с таким экологическим знаком и принести их на следующий урок. Можно также попросить ребят подумать дома, зачем на товарах рисуют подобный знак, хорошо это или плохо, что товар помечен этим знаком, и т. п.

Ответ: в этой картинке девять областей (каждая из трёх стрелок содержит две области и ещё три области фона).

Задача 17 (необязательная). Структуры, аналогичные цепочкам и мешкам, можно встретить где угодно, и в том числе, конечно, в сказках. Даже житейских знаний ребят окажется достаточно, чтобы выполнить данную задачу. Тем не менее перед решением задачи каждый из детей должен уяснить для себя, что ряд домочадцев, тянущих репку, - это цепочка, первая бусина которой - дедка, а последняя - мышка. В этой задаче дети повторяют все понятия, связанные с порядком бусин в цепочке, в том числе понятия, касающиеся частичного порядка (например, «вторая перед Жучкой»). Обратите внимание, что в тех утверждениях, где используются понятия «раньше», «позже», может быть несколько верных решений.

Дедка тянет из земли репку.

Следующая после бабки - внучка.

Предыдущая перед мышкой - кошка.

Последней тянет мышка.

Вторая перед Жучкой - бабка.

Третья после внучки - мышка.

Жучка тянет репку раньше кошки (мышки).

Мышка тянет репку позже кошки (Жучки, внучки, бабки, дедки).

Задача 18 (необязательная). Различные пары слов в мешках не связаны между собой, поэтому, начав с любой пары слов, ученик дойдёт до правильного решения. Любое частичное решение может быть продолжено до полного, любая пара сопоставленных слов является частью окончательного решения. При таком произвольном построении не возникает тупиков. Далеко не все задачи курса обладают таким свойством автономности каждой части решения. Задачи бывают и более запутанными, при сопоставлении слов мы могли бы отождествить два слова, заполнив пробелы, а потом оказалось бы, что это отождествление не удаётся продолжить до решения всей задачи, потому что другое слово с пробелами осталось невостребованным. Задачи с подобными тупиками появятся в курсе позднее.

Задачи ; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том...

  • Рабочая учебная программа «Литературное чтение» (Обучение грамоте (обучение чтению)) 1 класс 4 часа в неделю (всего 132 часа)

    Рабочая учебная программа

    ... для решения познавательных, практических и коммуникативных задач . Новизна и отличие рабочей программы от примерной программы ... – рисование Робика -путешественника, Коллективная... слов (учебник , упр. 1–2, 6, т.с.32 -33 ) Сведения... Уч.с. 46 -47, т.с.32 -33 , ...

  • Гандапас Радислав Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

    Документ

    Американские учебники по... шла о программе из нескольких тренингов... Согласны? 32 Иногда... Так ведь? 33 Правда, что... Правда ведь? 46 Есть ли... . 64 В... – Робик Павленко, ... для всех систем, будь то трактор или зрительный зал. Теория решения изобретательских задач ...

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии

    Документ

    Курс. Учебник для 10- ... 32 33 ... системных программ ЛОГО, РОБИК ... 46 ... Решение задач . Решение задач . 1. Сколько Кбайт памяти требуется для хранения двоичного кода, состоящего из ... 23 22 21 20 128 64 32 16 8 4 2 1 7 0 0 0 0 0 1 1 1 13 0 0 0 0 1 1 0 1 58 0 0 1 1 1 0 ...

  • Сегодня число рабочих и техников исчисляется всего десятками, а роботов – тысячами; простейшие роботы, в том числе, распоз- нающие изображения, наши школьники собирают в конструкто- рах ЛЕГО ДАКТА. Начинается все это с цепочек цепочек. (Кстати, мешки тоже появились в работах по искусственному интеллекту в 60-е годы.) Комментарии к задачам 26–35 Части 1 Задача 26. Задача на определение. Единственная сложность здесь – это новый формат таблицы. Впрочем, таблица настолько проста и «прозрачна», что скорее всего трудностей не возникнет. Ответ: Цепочки Г Е Ж И Н П Длина цепочки 7 0 11 3 5 7 Задача 27. Ответ: СПРОСОНЬЯ, ПОПРЫГУНЬЯ, ГОВОРУНЬЯ, ХВАСТУНЬЯ. Задача 28. Задача на понимание новых определений. Дети должны усвоить, что Х – это цепочка, которая, как они привыкли, имеет начало, конец и бусины, сохраняющие строгий порядок. Отличие от тех цепочек, с которыми раньше работали ребята, лишь одно: каждая бусина цепочки Х сама является цепочкой бу- син. Именно поэтому мы называем новый объект «цепочка цепо- чек». Настолько же, насколько это название естественно с точки зрения формальной логики, оно непривычно с точки зрения раз- говорного языка. В русском языке, как вы знаете принято избе- гать повторения однокоренных слов в одном предложении. По- этому структуры, похожие на нашу цепочку цепочек, стараются назвать словосочетанием из двух разных слов. Например, приня- то говорить «последовательность месяцев», а не «цепочка цепо- чек дней». Только в этой непривычности и может корениться причина того, что кому-то из ребят тема вначале покажется сложной. Ведь со структурами «двойного порядка» ребята уже имели дело и на уроках русского языка (предложение – это це- почка цепочек букв) и на уроках математики (арифметический пример – это структура из цепочек цифр). При ответе на первый вопрос кто-то из ребят может попы- таться считать общее число бусин, входящих в цепочки цепочки Х. Такому ученику, конечно, нужно посоветовать снова вернуться к листу определений. Ответ: Длина цепочки Х равна 4. Третья бусина цепочки Х – это цепочка длины 3. 31 Задача 29. Обратите внимание, что среди представленных цепочек есть две цепочки цепочек цепочек. Это такие цепочки, бусинами которых являются цепочки цепочек. Конечно, ребята видели такую цепочку на листе определений (цепочка V), но ви- деть и понимать – не одно и то же. Что же такое, например, це- почка В? Это цепочка из одной бусины (а, значит, длины 1), кото- рая является цепочкой и тоже в свою очередь состоит из одной бусины, которая также является цепочкой и состоит из одной бу- сины. Головоломка? Вспомним русские народные сказки. Баба- Яга в сказке говорит Ивану Царевичу: «Смерть Кощея – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба». Как видно, здесь конструкция еще более сложная, но детям она по- нятна. На что тогда похожа цепочка Г? Да на то же самое, но только Иван Царевич разбил яйцо, а там пусто. С цепочкой Г, возможно, будет дополнительная проблема – некоторые ребята будут счи- тать ее просто пустой цепочкой. Это, конечно, легко проверить по тому как они определят истинность четвертого утверждения. Вернитесь с такими ребятами снова к Ивану Царевичу. Если он открыл сундук и из него выбежал заяц, можно ли считать что сун- дук был пустой, вне зависимости от того, найдет Иван в конце концов смерть Кощея в яйце или там пусто? Ответ: У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е А Б Щ В Г Это цепочка цепочек. И И И И И Длина этой цепочки равна 1. Л Л Л И И Каждая бусина этой цепочки – цепочка цепочек. Л И Л И И Среди бусин этой цепочки есть пустые цепочки. И Л Л Л Л Среди бусин этой цепочки есть две одинаковые бусины. И И И Л Л Среди бусин этой цепочки есть три одинаковые бусины. Л Л И Л Л Задача 30. Необязательная. Полное и формальное решение этой задачи потребует довольно значительных усилий: нужно пе- ребирать все слова и дальше отмечать каждую букву в мешке и в слове. Существует, однако, способ сократить процесс, занявшись сначала отдельными характеристиками слов. Например, в мешке всего 5 букв, значит слова, где букв не пять, можно из рассмот- рения выкинуть. В мешке две гласных, обе О, выбрасываем еще пару слов. В мешке есть буква Р, выбрасываем те слова, где Р нет. Остается проверить только два слова, оба они подходят. Как все- гда, мы не предлагаем объяснять эту модель рассуждения уча- щимся, но вполне разумно поддерживать ее элементы в их рас- суждениях, или даже где-то подтолкнуть появление такого эле- 32 мента. Ответ: ТОПОР и РОПОТ. Задача 31. Каждое слово цепочки J по имеющимся буквам и общему количеству окон отыскивается в цепочке L однозначно. Поэтому вообще говоря, ученик может начинать решать с любого слова цепочки J, постепенно заполняя окна (помните, мы обсуж- дали подобный вопрос в комментарии к задаче 6). Указание к за- даче еще облегчает работу. По мере соединения найденных слов в пары, список «незанятых» слов в цепочке L становится все меньше, поэтому искать варианты для слов цепочки J становится все легче. Однако, эта задача, как и некоторые другие многослойна. Она имеет несколько интересных выходов на различные вопросы курса (и не только). Попробуем проследить возможные связи. Во- первых, и L и J – это цепочки цепочек. Во-вторых, мы здесь начи- наем постепенно подводить ребят к теме «Словарный порядок». В цепочке L слова расставлены в алфавитном порядке, а в цепоч- ке J – произвольно. Здесь, конечно, рано начинать разговор об алгоритме сортировки слов в алфавитном порядке, но ребята мо- гут сами заметить, что со словами, расставленными в лексикогра- фическом порядке, работать удобнее. Задача 32. Необязательная. Задача продолжает работу, на- чатую в задачах 18 и 24. Небольшое отличие в том, что здесь учащемуся придется работать с последовательностью как из трех, так и из четырех дней. Именно поэтому данная задача помечена, как необязательная. Ответ: понедельник, четверг, вторник, пятница. Задача 33. Необязательная. Подобную задачу дети уже ре- шали (задачу 4). Отличаются эти задачи только объектами, лежа- щими в мешках: там были буквы, а здесь бусины. Напомните де- тям о необходимости проверки – соединения одинаковых бусин в пары. Задача 34. В решении этой задачи удобно воспользоваться черновиком. Читаем первое утверждение: «В этом слове буква Е идет раньше О». Значит, пишем на черновике Е, а потом О, но только так, чтобы оставалось свободное место перед Е, после О и между буквами (ведь мы же не знаем, куда придется вставлять остальные буквы). Второе утверждение не связано с уже написан- ными буквами, поэтому пока оставим его и займемся третьим. Оказывается У идет позже О, значит пишем на черновике У после О (опять оставляя место между буквами). Затем возвращаемся ко второму утверждению и получаем следующую последователь- ность: Е-О-У-Ы. Теперь остается вставить буквы в окна в соот- ветствии с порядком их следования в слове. Однако, кто-то из ребят впишет буквы прямо-таки мгновенно. Причина в том, что наша цепочка – осмысленное слово (БЕЛОКУРЫЙ), которое можно 33 просто угадать по имеющимся буквам, вообще не читая утверж- дения. Это тоже не плохо, но таких ребят нужно попросить оп- ределить истинность всех утверждений в задаче, другими слова- ми, доказать, что это угаданное решение нам подходит. Таким образом, наша задача – не отучить ребят догадываться (роль ин- туиции при решении задач трудно переоценить), а научить про- верять правильность своей догадки или находить ошибку. Задача 35. Необязательная. Здесь от ребят потребуется умение анализировать не просто утверждения, а пары: утвержде- ния и их истинностные значения. Для ложных утверждений при- дется построить их отрицания – соответствующие им истинные утверждения. Конечно, эту задачу будет довольно трудно решать, если анализировать утверждения по одному. Проще вначале прочесть все утверждения и попытаться как-то объединить их по смыслу. Действительно, можно сказать, что некоторые утверждения «про одно и то же»: первое и последнее – про длину цепочки Е; вто- рое и пятое – про одинаковые бусины; третье, четвертое и шес- тое – про длину бусин-цепочек. Проще всего сначала разобраться с длиной. Первое утверж- дение ложно, значит длина цепочки Е не 4. Из последнего ут- верждения следует, что длина цепочки меньше 5. Вывод – длина цепочки может быть 3, 2 или 1. Анализируем второе и пятое утверждение и видим, что вто- рое утверждение по смыслу является частью пятого. Итак, в этой цепочке должны быть две одинаковые пустые бусины-цепочки. Добавляя этот вывод к первому, получаем – эта цепочка состоит или из двух пустых цепочек, или из трех цепочек, две из кото- рых пустые. Теперь прочтем оставшиеся утверждения. Видим, что третье утверждение не добавляет нам новой информации. Так как мы уже выяснили, что в цепочке есть две пустые цепочки, значит, оно автоматически становится ложным. Аналогично и четвертое утверждение из-за наличия пустых цепочек не может быть ис- тинным. Что-то новое о цепочке Е мы узнаем только из шестого утверждения – среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3. Добавляя эту информацию к выводу, сделанному нами на преды- дущем этапе, получаем что Е – цепочка, состоящая из трех цепо- чек, две из которых пустые, а третья – длины три. Нарисовать та- кую цепочку теперь совсем не сложно. Скорее всего, ваши ребята не смогут провести все эти рас- суждения так гладко и в полном объеме. Возможно, они выделят какую-либо одну особенность цепочки Е, а дальше начнут дейст- вовать методом «проб и ошибок», рисуя разные цепочки. Это то- же неплохо, главное, чтобы они всегда сопоставляли получившу- юся цепочку с утверждениями из таблицы, а если что-то не схо- дится, то делали правильные выводы. 34 Исполнитель Робот В курсе третьего класса мы знакомим ребенка с исполните- лем Робот. Исполнитель – это объект, который может выполнять определенные команды. Используя язык команд, мы можем уп- равлять действиями Робота. Конечно, поскольку это наше первое соприкосновение с программированием, язык Робота (те коман- ды, которые он «понимает») очень ограничен. Робот всегда находится на поле. Форма поля может быть са- мой разнообразной. Важно только, чтобы ее можно было разде- лить на квадратики, то есть полем Робота может быть любая фи- гура, вырезанная из листа клетчатой бумаги по границам клеток. Форму поля, раскраску клеток и положение Робота на поле мы называем позицией Робота. В четвертом классе мы будем за- ниматься различными играми, и там говорить о позиции игры. Нам важна такая преемственность терминологии. Аналогично мы будем говорить о начальной позиции Робота (при выполнении программы) и начальной позиции игры (та позиция, с которой игра начинается). Робот передвигается по клеткам поля. Он не может выходить за пределы поля: он сломается, если мы дадим команду, выпол- няя которую Робот должен пройти через границу поля. В даль- нейшем поле Робота будет устроено более сложно – внутри поля появятся стенки, через которые он тоже не сможет проходить на- сквозь. Также в дальнейшем Робот будет уметь оценивать (ощу- щать, распознавать) те или иные параметры ситуации, в которой он оказался, например, нет ли перед ним границы поля или стенки и т. п. Но пока наш Робот этого делать не умеет. Программа для Робота Программы, с рассмотрения которых мы начинаем, пред- ставляют собой простые последовательности (цепочки) команд. Программа должна выполняться последовательно, команда за командой, начиная с первой строчки. Нельзя пропускать строчки или выполнять их не подряд. В таком случае это будет уже сов- сем другая программа. Поначалу формат задач про Робота неиз- менен: в задаче дается программа и начальная позиция Робота. Как правило, нужно дорисовать позицию после выполнения про- граммы (выполнить программу). Конечно, такие задачи не могут быть особенно трудными – важно только понимание материала и внимательность при выполнении. Единственно, в чем может со- стоять некоторая трудность – это в наличии в задаче двух полей: позиции до и после выполнения программы, и важно рисовать результат выполнения именно на втором поле, хотя начальная точка отмечена часто только на первом поле. Уделите этому во- просу чуть больше внимания в самом начале, чтобы в дальнейшем дети рисовали путь Робота и его положение там, где это требует- ся, а не там, где им захочется. Не забывайте также: Робот всегда 35 закрашивает клетки, по которым проходит, и никогда не стирает краску при прохождении закрашенной клетки. По внешнему виду клетки невозможно определить, побывал ли в ней Робот один раз или несколько. На вкладыше в каждой части учебника вы найдете запасные поля практически для всех задач о Роботе. Как вы их будете ис- пользовать – зависит от задачи и от ребенка. Это может быть ли- бо черновик, с которого решение потом переносится в учебник, либо наоборот – если на поле уже не возможно разобраться, что зачеркнуто, а что является окончательным решением, то можно вырезать запасное поле, заклеить им неразбериху и аккуратно выполнить задание заново. Комментарии к задачам 36–51 Части 1 Задачи 36 и 37. Это не сложные задачи на отработку новых определений. Здесь очень важно отработать с ребятами привычку правильно действовать в подобных задачах. Необходимо обра- тить внимание на следующие моменты. Работа начинается с того, что раскраска клеток в начальной позиции переносится на поле Робота, которое должно стать позицией после выполнения про- граммы. Жирную точку мы пока не ставим, так как положение Ро- бота мы собираемся менять. В данном случае в начальной пози- ции закрашена только одна клетка, но, как следует из листа оп- ределения, возможна и более сложная предварительная раскрас- ка. Теперь переходим к работе с программой. Ее необходимо выполнять шаг за шагом по следующей схеме: читаем команду, перемещаемся на одну клетку в заданном направлении, закра- шиваем клетку, в которую попал Робот. В клетке, в которой Робот оказывается после выполнения последней команды, ставим жир- ную точку. При такой работе ошибки практически исключаются. Остается одна проблема – если ученик отвлечется в процессе выполнения программы, то ему придется начать работу заново, так как он потеряет послед- нюю выполненную команду. Чтобы исключить воз- можность таких досадных помех, посоветуйте ребя- там помечать в программе каждую команду после ее выполнения. Ответы: (см. картинку). Задача 38. Здесь программа не только более длинная, но и более затейливая. Выше мы упоминали о том, что возможно «со- скальзывание» с программы, то есть утеря учащимся последней выполняемой команды и обсуждали, как этого избежать. Однако, возможно и другое – «соскальзывание» с текущего положения Робота, то есть утеря той клетки, где он находится после выпол- нения той или иной команды. В таких задачах как 36 и 37, где Робот не проходит дважды по одним клеткам и программа до- 36 статочно проста, такого обычно не происходит. Однако, если Ро- бот движется с возвращениями, как в данной и во многих после- дующих задачах, это вполне возможно. Значит, нам необходимо иметь рецепт и на этот случай. Идея очевидна – отмечать по ходу текущее положение Робота, но вот как воплотить ее в жизнь? Если на том же поле, на котором мы заштриховываем клетки, еще по- мечать текущее положение, то может возникнуть неразбериха и грязь, ведь после каждого шага предыдущее текущее положение придется стирать. Лучше делать это на другом поле, например, на запасном поле с листа вырезания. Тогда наш алгоритм поша- гового выполнения программы несколько усложнится и будет выглядеть так: 1) читаем очередную команду; 2) заштриховываем соответствующую клетку на поле, где должна быть позиция после выполнения программы; 3) помечаем точкой новое положение Робота на запасном по- ле, стирая при этом предыдущую пометку; 4) отмечаем выполненную команду в программе. В данной задаче, конечно, еще можно без этого обойтись, но в дальнейшем проблема утери текущего положения будет вставать острее. Если вы увидите, что кто-то из ребят ошибается, то стоит уже здесь обсудить, как избежать проблемы в дальнейшем. Ответ: (см. картинку). Задача 39. Ответ: (см. картинку). Три цвета помечены белым, серым и черным. Каким цветам они соответствуют, будет зависеть от того, как именно будут расположены бусины мешка К на первом уровне. М Задача 40. В этой задаче появляется новая деталь – «выре- занное», не прямоугольное, поле. На листе определений показа- но, что в случае, если Роботу нужно пройти через границу поля, он ломается. Если поле «фигурное», то ограничений на передви- 37 жение Робота становится больше. Впос- ледствии эта особенность будет использо- ваться содержательно: например, когда программу необходимо будет составить самим ребятам. Здесь же мы просто пока- зываем, что такое бывает. Ответ: (см. картинку). Задача 41. Необязательная. Задача может занять довольно много времени у медлительных детей, поэтому мы не стали де- лать ее обязательной. Таблица довольно большая – 4 на 5 клеток, и есть вероятность, что кто-то посмотрит число не в той клетке или раскрасит не тот фрукт. Чтобы этого не случилось, посове- туйте ребятам выработать определенную систему раскрашивания. Например, можно раскрашивать фрукты по строчкам (или по столбцам) таблицы. При этом полезно сразу помечать ту клетку в таблице, которую мы уже использовали. Итак, берем первую клетку первой строки таблицы, в ней стоит число 2, значит, в мешке должны быть две красные вишни. Раскрашиваем две лю- бые вишни в мешке красным и ставим в клетке галочку, означаю- щую, что эту информацию мы уже использовали. Таким образом можно продолжать работать до тех пор, пока все клетки в табли- це не будут помечены (и все фрукты в мешке – раскрашены). Задача 42. В этой задаче в начальной позиции на поле Робо- та уже закрашена не одна, а несколько клеток. Содержательного усложнения это пока не дает, ребята должны лишь привыкнуть к тому, что такое бывает, и помнить, что, проходя по закрашенной клетке, Робот не меняет ее цвета. Однако, здесь особую актуальность приобретает подготовительный этап – аккуратное пе- ренесение раскраски клеток начальной позиции на поле, где мы будем выполнять программу. Ответ: (см. картинку). Задача 43. Необязательная. Некоторую трудность здесь мо- жет вызвать третье утверждение: ваши ребята, скорее всего, про- сто не задумывались над тем, что пустая цепочка тоже может быть словом – словом, в котором нет ни одной буквы. Задачу 44. Это первое задание, где, имея позицию Робота после выполнения программы, требуется заполнить пропуски в самой программе. Основная идея, «работающая» при решении подобных задач, проста – мы не можем писать такие команды, чтобы Робот попадал в незакрашенные после выполнения про- граммы клетки. Ответ: пропущенные команды определяются однозначно: вниз, влево, вверх, вправо. 38 Задача 45. Необязательная. Обратите внимание на букву Р, которая на картинке закрашена черным цветом. На листе опре- делений во втором классе мы договорились не считать черный цвет как отдельную область (например, границу или какие-то другие линии). Пользуясь этим правилом, мы не считаем букву Р отдельной областью. Ответ: в этой картинке 5 областей: внутренность буквы С (включая внутренность буквы Р), внутренность буквы Т и три об- ласти фона. Задача 46. В этой задаче очень легко сбиться с текущей ко- манды и с текущего положения Робота, поэтому придется использовать весь опыт, накопленный в предыдущих аналогичных задачах. Ответ: (см. картинку). Задача 47. Необязательная. Возможно, кто-то из детей по- мнит латинский алфавит наизусть, особенно в том случае, если ваши ребята изучают иностранный язык со второго класса, одна- ко, мы на это не рассчитываем. Предоставьте ребятам самостоя- тельно найти для себя подсказку: латинский алфавит есть в учеб- нике в двух местах: на второй странице обложки и в задаче 17. Формирование умения ориентировки и поиска необходимой ин- формации – одна из основных задач курса, даже если эти опера- ции ребята пока учатся выполнять в пределах одной части учебника. Ответ: истинные утверждения – 3-е и 5-е, остальные ложные. Задача 48. Эта задача, конечно, сложнее предыдущих задач о Роботе. Робот мог начать выполнять программу из любой за- крашенной клетки поля, включая ту, на которой он закончил свой путь. Поэтому, если решать задачу «в лоб», то придется прове- рять каждую программу из разных стартовых позиций. Для этого нужно будет перебрать 45 вариантов (9 программ на 5 возмож- ных начальных позиций). Подумаем, как можно избежать такого громоздкого перебора. Можно просто выполнить все программы на листе в клетку (на «бесконечном» поле). Главное при этом – не забыть отметить положение Робота в конце выполнения программы (например, при выполнении четвертой программы Робот «закрашивает» тот же узор, но в результате оказывается в другой клетке). В таком случае мы сразу поймем, какая программа нам подходит, ведь при ее выполнении Робот «закрасит» тот же узор и остановится в том же месте, как на позиции после выполнения программы С. Однако, выполнять все 9 программ тоже долго. Попробуем придумать идеи, которые еще больше уменьшат перебор. Опыт, накопленный во всех предыдущих задачах про Робота, может подсказать ребятам, что в ту клетку, в которой Робот должен на- ходится после выполнения программы, он может попасть только 39 из одной клетки, выполнив команду вправо. Таким образом, по- следняя команда программы должна быть вправо: вычеркиваем все программы, для которых это не верно. Остается три подхо- дящие программы, что существенно уменьшает перебор. После того, как правильная программа (вторая слева в ниж- нем ряду) вырезана и наклеена, надо не забыть отметить положе- ние Робота в начальной позиции (вторая слева клетка предпо- следнего ряда поля). Задача 49. Необязательная. Давайте вспомним, как часто не только дети, но и взрослые не могут понятно объяснить дорогу из одного места в другое. Необходимый компонент такого уме- ния – указание ясных, четких и однозначных ориентиров, кото- рые понятны всем. Здесь мы предлагаем один из способов указа- ния ориентиров – лексику из темы «Цепочки». Это совершенно естественно, если речь идет о домах, стоящих на одной стороне улицы – они действительно образуют цепочку, если мы указали направление движения. Ответ: Следующий дом после кинотеатра – это универсам. Второй дом после универсама – это булочная. Третий дом после кинотеатра – это булочная. Кинотеатр называется «Сказка». Следующий дом после кинотеатра – это универсам. Предыдущий дом перед универсамом – это кинотеатр. Предыдущий дом перед универсамом – это кинотеатр. Задача 50. С подобным заданием мы уже встречались в зада- че 44. Попробуем использовать те же рассуждения. Начнем с то- го, что выполним первые три данные команды. Дальше команда пропущена, но мы видим, что, оставаясь в пределах заштрихо- ванных после выполнения программы клеток, Робот может вы- полнить после этого только одну команду – вниз, ее и вписыва- ем в окно. Выполняем следующие три данные команды. Ситуация стала немного иной – из данной клетки Робот может, оставаясь в пределах узора, выполнить команду как вверх, так и вниз. Но если Робот выполнит сейчас команду вверх, то не сможет затем выполнить следующую – вправо, значит, подходит только команда вниз. Продолжаем выполнять известные команды про- граммы и у нас остается последнее пустое окно. Его мы заполня- ем, исходя из положения Робота после выполнения программы – это снова команда вниз. Задача 51. Необязательная. Задача на повторение лексики, связанной с деревьями, а также на работу с утверждениями, не имеющими смысла в какой-то ситуации. Следует отметить, что здесь мы впервые сталкиваемся с подобными утверждениями для деревьев. На листах определений на с. 4–5 эта тема обсуждается и приводятся утверждения, не имеющие смысла для данных де- ревьев. Напомните об этом тем детям, которые возьмутся за 40

    Определиться с размером цепочки бывает очень сложно. Как понять, какой длины или ширины должно быть украшение и должен ли на нем быть кулон? При разнообразии выбора легко запутаться. Давайте разбираться.

    Как определить длину

    Многие производители выпускают цепочки по единому стандарту, и это никак не зависит от материала. Стандартная длина обязательно должна быть кратна пяти.

    Разновидности длины:

    40 см – очень короткая цепочка. Отлично подходит подросткам и молоденьким девушкам и юношам.

    45 см – длина чуть больше, но она тоже подходит молоденьким девушкам и смотрится очень романтично, особенно если украшение носится с кулоном в виде сердца.

    Стандартные размеры - это длина цепочки в 50 сантиметров и она подойдет практически всем. Именно ее стоит покупать в подарок, если вы сомневаетесь.

    55 см и больше подходит группе людей, которые достаточно крупные или высокие. Это своего рода "удлинитель" для фигуры и шеи.

    Длина 60-70 встречается очень редко. Если вы любитель длинных украшений, то их лучше изготавливать по индивидуальному заказу.

    Можно подобрать размер цепочки самостоятельно. Для этого не потребуется много времени, а вы уже точно будете знать, какую длину стоит искать.

    Итак, перед походом в магазин просто оберните нитку вокруг шеи и зафиксируйте на той длине, на которой собираетесь носить украшение. Затем уберите нитку и измерьте ее. Так как длина цепочки должна быть кратной пяти, вам нужно будет округлить полученную сумму до пяти, в большую сторону. Самое главное: не забудьте взять линейку с собой в магазин и измерить понравившееся изделие на всякий случай.

    Если же вы покупаете украшение в подарок, то подобрать его будет еще проще. Для молодой девушки подбирайте короткую цепочку – и уж точно не ошибетесь. А если та, кому вы дарите подарок старше, то здесь не может быть других вариантов, кроме как дарить украшения средней длины или еще длиннее.

    Длина так же должна подходить под одежду. Например, при глубоком декольте рекомендуется короткая цепочка, тогда как чем выше декольте, тем длиннее может быть украшение.

    Толщина

    Длина – не единственный критерий, по которому стоит выбирать свою цепочку. Ширина так же очень важна. Ее измеряют в миллиметрах.

    2-3 мм – самые тонкие цепочки. Хорошо подходят для тех, у кого изящная шея.

    4-5 мм – стандартная толщина. На такие цепочки обычно надеваются кулоны и прочие украшения.

    От 7 мм и больше – достаточно толстые цепочки, которые обычно носят без каких-либо дополнительных украшений.

    Подобрать толщину цепочки довольно просто. Как правило, чем моложе девушка, тем большей ей подходит тонкая цепочка. И наоборот – чем женщина старше, тем больший размер ей нужен. Мужчинам же подходит любая толщина, кроме самой тонкой.

    Дело, впрочем, не только в возрасте, но и в телосложении. Короткие и тонкие украшения здорово укорачивают шею, и она кажется толще, чем есть на самом деле. Поэтому подобного вида цепочки подходят только худым людям. Длинная же цепочка, наоборот, придает стройности и подходит людям с лишним весом.

    С чем носить

    В остальном же здесь действует такой же принцип, как и при подборе длины – чем длиннее выбранный вами кулон, тем больше он визуально удлиняет и придает стройности.

    Так же стоит помнить о том, что цвет кулона должен совпадать с цепочкой. Например, украшения из желтого и красного золота труднее сочетать с подвесками, тогда как белое золото более универсально. Под серебро стоит подбирать кулоны того же цвета.

    Если вы приверженец классики, тогда, разумеется, весь ансамбль украшений должен оставаться в одной гамме. И наоборот – если одноцветные украшения кажутся вам скучными, вы вправе сочетать совершенно разные цвета и привлекать к себе внимание. Вес тоже важен – чем больше грамм будет весить ваше украшение, тем тяжелей будет его носить.

    Немаловажно и то, как именно вы носите приобретенную цепочку с одеждой. Например, женские короткие цепочки достаточно универсальны, их можно носить практически с любым нарядом, кроме закрывающих горло свитеров и прочей подобной одежды. Все больше в моду входят толстые и длинные цепочки, в которых можно появиться как на работе, так и на вечеринке. Это украшение универсально и подходит почти к любому наряду и стилю.

    В остальном, размер и форма вашего кулона полностью зависит от одежды и мероприятия. Если вы работаете в офисе, то под деловой костюм подойдет самый обычный, классический кулон без ярких вставок, например, с капелькой. Он придаст вашему стилю утонченности и красоты.

    С вечерним нарядом можно быть свободнее, хотя классика, разумеется, всегда в моде. Еще один беспроигрышный вариант – подвеска в ретро стиле. Она смотрится особенно эффектно, если ваш наряд гармонирует с ней. Как бы то ни было, подобная подвеска совершенно точно привлечет к вам внимание и подчеркнет вашу оригинальность.

    Любителям авангарда подойдут нетипичные изделия. Например, подвеска в виде пчелиных сот или яркий ромб, где изображены китайские иероглифы. Такие кулоны придают индивидуальности, поэтому их стоит выбирать каждому на свой вкус.

    Если вы носите нательный крест, то во время вечеринок и рабочих будней стоит прятать его под одежду. Все-таки, это слишком личная вещь, чтобы демонстрировать ее людям. Поверх одежды можно надеть другую цепочку с кулоном.

    Еще стоит помнить, что цвет украшения должен соответствовать цвету одежды, под которую вы его надеваете. Броские, яркие кулоны больше подходят под однотонные и спокойные цвета, а классику можно надевать практически под любой наряд.

    Правильно подобрать размер украшения из золота или серебра – задача непростая. Особенно, если вы приобретаете вещь в подарок. Но если знать несколько хитростей, можно без проблем покупать ювелирные изделия без примерки. В этой статье мы расскажем вам, как определить размер цепочки на шею . Изучайте и запоминайте!

    Какая длина цепочек бывает?

    Первое, на что нужно ориентироваться при выборе украшения, – собственный вкус. Некоторые любят, когда цепочка вплотную обвивает шею , другим нравится, чтобы украшение сидело свободно, третьи предпочитают самые длинные варианты.

    Большинство производителей придерживаются единой системы длин цепочек . Вне зависимости от материала, из которого изготовлено изделие, длина его должна быть кратна пяти. Выбрать длину цепочки на шею , исходя из собственных предпочтений, очень просто. Самые короткие варианты, которые подойдут для стройных женщин и худощавых мужчин, – 40-45 сантиметров. Изделия подлиннее (50-55 сантиметров) – это универсальный вариант как для женщин, так и для мужчин, независимо от комплекции. Для любителей макси-украшений производят цепочки длиной 75 и даже 85 сантиметров. Правда, такие варианты встречаются в магазинах не слишком часто.

    Если вы все еще сомневаетесь, какой длины выбрать цепочку , воспользуйтесь предложенным рисунком. На нем показано, как длина цепочки соотносится с фактической посадкой на теле.

    Если вы приобретаете украшение для себя, советуем перед походом в магазин определить длину цепочки . Для этого нужно:

    1. Обернуть вокруг шеи нитку или веревочку.
    2. Зафиксировать нужную длину в том положении, в котором вы планируете носить украшение.
    3. Измерить полученный отрезок на линейке.
    4. Округлить результат до 5 сантиметров в большую сторону.

    Полученная цифра и будет нужной длиной цепочки на шею . Не забудьте примерить изделие в магазине – лишним не будет!

    А если вы покупаете вещь в подарок, определить, какой длины должна быть цепочка , поможет возраст будущей обладательницы. Молодым девушкам подойдут короткие украшения, которые выгодно подчеркнут изящную шею. Определить размер цепочки на шею для женщины постарше еще проще: нужно выбирать средние или длинные варианты, акцентирующие внимание на груди и области декольте.

    А что насчет толщины?

    Длина цепочки на шею – не единственный критерий, на который нужно обращать внимание при покупке. Не менее важным параметром считается ее толщина , которая измеряется в миллиметрах:

    • 2-3 мм – очень тонкие цепочки.
    • 4-5 мм – средний вариант, который подходит практически всем. На такую цепочку можно надеть кулон или подвеску.
    • от 7 мм и выше – массивные украшения. Их, как правило, носят без кулонов.

    Так же, как и длина цепочки , толщина изделия зачастую подбирается соответственно возрасту будущей хозяйки. На хрупких молодых девушках лучше всего смотрятся тонкие украшения, на дамах постарше – массивные, напоминающие ожерелье. Мужчинам всех возрастов подойдут варианты средней или максимальной толщины.

    Как видите, узнать размер цепочки – задача нехитрая. Особенно, если под рукой есть наши полезные советы!

    Возможно, Вам будет интересно