Что мне дорого в поэзии есенина. Есенин поэзия

Чем мне дорога поэзия Есенина.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в рек,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина… Это чудесный, неповторимый и вместе с тем до боли простой и знакомый нам мир!

3 октября 2015 года исполняется лет со дня рождения этого необыкновенного поэта. С малых лет Есенин обращал свое внимание на красоту родного края, видел и замечал то, что нашим глазам не дано увидеть. Уже в детстве Сергей понял, что человек и природа неотделимы друг от друга: человек не может существовать вне природы, а она была бы ничто без человека.

К вершине своей славы этот народный поэт поднялся из той страны, «где мужики косили и сеяли свой хлеб…» О своем детстве, прошедшем на богатой природной красой Рязанской земле, Есенин говорил:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

От этих строк веет свежестью, здоровьем и естественной красотой. Сергей Есенин, как никто другой, мог рассказать о «стране березового ситца», где «щербленный лист и золото травы». Природа в его стихотворениях многоцветна и одушевлена: «черемуха спит», ели «пригорюнились». Многие образы, встречающиеся в его поэзии, почерпнуты им из истоков народного творчества: из частушек, загадок, которыми изобиловала бабушкина речь, из народных песен, которые любила распевать и знала их множество, его мать. Все это благодаря нежной душе поэта отлилось в строки, полные любви к русской земле:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ему были подвластны любые обороты речи, он владел языком в совершенстве и часто гордо говорил: «Язык-это я!»

Можно представить, как тяжело было ему, ранимому и впечатлительному, влиться в «чеканный отточенный ритм» поэтов, господствующий в двадцатые годы. Немудрено, что, столкнувшись с «массой бойцов», молодой поэт дрогнул. Молодой и наивный, Есенин мечтал о революции, как о приходе чего-то необыкновенного, думал, что сразу же все изменится, властвовать в стране будут умные и гуманные люди, что все плохое и грязное перестанет существовать. Но в действительности, конечно, все было не так…Больше, чем прежде расплодилось подлецов, подхалимов-поэтов, которые писали такие стихи, «какие нужно». Трудно приходилось человеку с чистой душой и ранимой совестью в этой толпе. Не менее тяжело переживал Есенин и изменение вкусов публики. Ей теперь было не до «перламутровых рассветов» и «малиновых полей», со своим «острым социальным сознанием она требовала таких поэтов, как Маяковский. Есенин понимал, что нужно сломать себя в угоду времени, приспособиться, как это сделали многие другие, но слишком чуждо ему было это.

И тогда, наверное, в порыве отчаяния и сомнений он написал стихотворение-исповедь «Я последний поэт деревни». Глубоко переживая свое разочарование в происходящем вокруг, поэт начинает глушить тоску вином. Эта личная трагедия раскрывается в цикле стихотворений «Москва кабацкая». Но, понимая, что это не выход, что он просто теряет драгоценное время, Есенин решает прекратить бесполезное и вредное для его души занятие:

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет.»

Но в это время среди так расплодившихся критиков появился никому не известный прежде Ипполит Соколов. Безуспешно попробовав себя на поэтическом поприще, он на ходу перестроился в критика. И свой критический огонь направил в первую очередь на Сергея Есенина. Стоило поэту что-нибудь прочесть с эстрады, как тут же, вслед за ним вырастал юный Ипполит. Он утверждал, что у Есенина нет ничего своего, все образы якобы взяты у немецкого поэта Рильке. Его не смущало, что Есенин не знал немецкого языка! Наверное, про него поэт сказал:

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

Тогда, надеясь хоть на время избавиться от этой пошлости, Есенин решает уехать на Кавказ, где его всегда хорошо и тепло принимали. Там пленительная красота восточной природы, ласковый южный ветер, прекрасные девушки, но душа все же рвется на родину, все мысли о ней:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Во время этого путешествия Сергей понимает, что не может больше так- ни там, ни здесь…Нужно решать, тем более он чувствовал, что может остаться без большого читателя. А так как это больнее всего для поэта, то Есенин начал учиться писать, ориентируясь на «революционный вкус» читателя. На душе становится постепенно спокойней, в глазах снова появляется «черемуховая цветь». Теперь он принимает новую Россию, хотя не до конца понимает ее и упрямо говорит: «Все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы».

В это время он выпускает свои новые книги: «Русь Советская», «Страна Советская». В них голос новой страны, ее мысли, надежды, сомнения. Все эти сложные чувства проникнуты любовью к Родине, которая всегда жгла, томила и мучила чистую душу поэта:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!

Он не создал ни одного стихотворения, где хотя бы раз не упомянул о любимой России. И поэта всегда возмущало, когда его упрекали в «узости взглядов», национализме. Есенин просто не представлял себя без своей страны. На ней начиналось и заканчивалось его творчество, в ней – все, а без нее – ничего. От всего можно отступиться, считал он, но только не от Родины. И поэт с вызовом говорил Маяковскому: «Россия моя, ты понимаешь –моя!»

Этим и дорога мне поэзия Есенина – этой смертной, хронической любовью к Родине, которая олицетворяла для него и мать, и любимую девушку, и будущее…

Есенин был и останется моим любимым поэтом. Вот кто для меня, действительно, «живее всех живых». Он так не хотел умирать, так любил жизнь, хотя она и не сложилась счастливо:

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Он ушел из жизни, молодой, необыкновенно красивый, с нежными и добрыми глазами «рязанский василек» русской поэзии. Он ушел, но живет его неповторимое песенное слово. Казалось бы все, о чем рассказывает Есенин в своих стихах, он рассказывает о себе. Но все это затрагивает и должно волновать каждого русского человека. Мы все должны учиться у этого народного поэта любить свой родной край, любить безотчетно, безоглядно, видя чудесное в простой красоте русской земли, как умел это он, последний поэт «золотой бревенчатый избы»:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Самцова Анастасия, 10 класс.

Чем нам близка поэзия Есенина? и получил лучший ответ

Ответ от PersikoVa сountess - Valkyrie ©[гуру]
Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.. .
"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
далее -

Ответ от Галина Ревенок [новичек]
рптрчпарпгор


Ответ от Максим Бублик [новичек]
Стихи Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.
В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Его мужики сетуют на засуху, “скинув шапки, молясь и вздыхая”, а рыбаки поют “где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню”. Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкою”, “пахнет рыхлыми драченами”, “щенки кудлатые заползают в хомуты”. Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина, и все это ему дорого. Природа в крестьянской жизни - часть повседневного быта, а потому солнце у Есенина - тележное колесо, облака - коровы, поливающие поля своим молоком. И мы ощущаем в этих образах поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его “любить на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Ранние стихи поэта - признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы.
Большое влияние на творчество Есенина оказала песенная лирика. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки, замечательные песни пела ему мать. Вот почему многие ранние стихи Есенина написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к родине. Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами. Позднее он скажет: “От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции”. И это еще один факт в биографии Есенина, который отразился в его творчестве. После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настоящего. Уже в “маленькой поэме” “Товарищ” возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматической поэме “Пугачев” поэт изображает крупнейшее крестьянское восстание. В поэме же “Песнь о великом походе” Есенин стремится поведать историю последних двух веков России. Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформулировать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле “Москва кабацкая”. Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Выходом его боли стало стихотворение “Исповедь хулигана”. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой. В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Сам себя Есенин называл “поэтом золотой бревенчатой избы”. Он ощущал себя “последним поэтом деревни”:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой.
Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Запад разочаровал поэта, здесь он не нашел вдохн

Чем близка и дорога мне поэзия Есенина? Прежде всего - своей предельной искренностью и обнаженностью души. Есенин открывает.

Поэзия С. А. Есенина близка и дорога многим людям, его стихи затрагивают наиболее важные.

Litra.RU: Поэзия А. А. Ахматовой Разное Ахматова А. А.

Скачать сочинение. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его.

Человек и природа у Есенина. Сочинение. «НАПИШИ МНЕ ПИСЬМЕЦО, Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его. среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению.

Урок: Литература, Тема: Литература, Вид: Презентации. Презентации о Есенине для уроков.

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с xix века до 80-х годов xx века.

Лучшие литературные эссе. Тема родины в лирике Сергея Есенина Тема Родины в лирике С.

Народнопесенные мотивы в лирике Сергея Есенина Выполнил: Ученик 11 класса Востриков Сергей.

Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии, и не только в нашей. Любовная лирика Есенина мне дорога и близка еще и потому, что во...

Есенин. 1. Тема любви. 2. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина. 3. Тема Родины в лирике.

Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот.

Лиризм поэзии Сергея Есенина


В 20-е годы двадцатого столетия у Есенина наблюдается подъем в творческой дея-тельности. Он оказывается чуть ли не единственным поэтом, продолжающим создавать лирические произведения. Тогдашняя обстановка была такова, что многие советские литераторы вообще отрицали существование лирики в свете революционной эпохи. Сергей Есенин, можно сказать, вопреки всему доказал, что лирическая поэзия никак не противоречит существующей ситуации в стране. Скорее наоборот, людям пора оставить оружие и обратить внимание на прекрасное, вечное. Лирика поэта отличается глубоким психологизмом, зрелостью, а также безупречна в плане художественного оформления.
Лирические произведения Сергея Есенина полны четкими образами, которые указывают на чувства и переживания автора, раскрывают красоту человеческой души: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...». Есенин являлся, в какой-то мере, новатором в русской литературе. Для него характеры необычные для того времени образы. Только у этого автора «вечер черные брови насопил», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замиранием летит на луну». При создании стихов Есенин использует различные художественные приемы. К примеру, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» характеризуется и оригинальностью формы, и новизной содержания. Удивительную эмоциональность придают стихотворению риторические обращения: «Дух бродяжий, ты все реже и реже...», «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» Читая стихотворение, можно почувствовать грусть автора, некоторую временную обреченность: «Все пройдет, как белых яблонь дым». Есенин понимает, что все рано или поздно заканчивается, как сейчас проходит его молодость. Прошлое одновременно и прекрасно, и уже недосягаемо: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств». Для этого стихотворения также характерны эмоциональные песенные отрицания, олицетворения и символы. Вполне реалистичные мысли здесь сочетаются с метафорическими образами. Чувство грусти звучит во многих произведениях Сергея Есенина. Зачастую в его стихах отражаются личные драмы, переживания, а также раскрывается о время, в которое пришлось жить и творить поэту.
Одновременно автор принимает все, что выпадает на его долю. Вера в справедливость, в душевные силы человека не дает шанса пессимизму. Поэтому стихи Есенина звучат скорее жизнеутверждающе, нежели наоборот.
В известном стихотворении «Отговорила роща золотая...» раскрывается сложное психологическое состояние автора. С первых слов чувствуется неясная тревога. Роща не только отговорила, но отговорила «березовым, веселым языком». Здесь ясно видна скорбь автора о чем-то прошедшем, о уже минувших днях. С каждой строчкой грусть становится глубже: «И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Неотвратимо быстро летит время, ничто не может его остановить, однако все идет так, как должно быть. Есенинские метафоры погружают читателя в удивительный мир образов: «О всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом». Есенин говорил, что «жизнь образа огромна и разливчата». Именно это он доказывал каждым своим произведением. В цикле стихов «Персидские мотивы» он использует элементы напевного стиха: частые звуковые повторы, использование вопросительных и восклицательных предложений, что в свою очередь создает определенные интонации, кольцевое построение строф, повторение строки в пределах одной строфы. Нередко простые рифмы сочетаются со сложными составными, которые несут основную смысловую нагрузку: «и крик в повесе - и кротких песен». Из многих стихов Есенина заметно его трепетное отношение к цвету. Можно даже выделить любимые цвета автора - синий, золотой, голубой. В древнерусской цветовой традиции ясно определяется символика этих цветов. Поэт же выступает настоящим художником. Май видится ему синим, а июнь - голубым. Сердце может стать золотой глыбой, а буйная молодость - это золотая сорвиголова.
Много стихов у Есенина посвящено женщине. Любовь для поэта - это необъяснимое и светлое чудо: «Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, к светлой тайне приложил уста». Прекрасное чувство, по мнению поэта, способно исцелить любую, даже разочарованную душу. Любовная лирика Есенина наполнена разнообразными эмоциями. Это и радость новой встречи, и порыв, и грусть, и тоска по возлюбленной и отчаяние. В последние годы тема любви сливается у Сергея Есенина с темой Родины. Счастье и любовь у поэта возможны только на родной земле, в кругу близких и любящих людей. Образ матери походит через все творчество Есенина. Мать - это не только человек, давший жизнь, но та, которая щедро оделяет песенным талантом своих детей. Для поэта это самый близкий человек. Автор награждает ее эпитетами: милая, добрая, старая, нежная. В стихотворении «Письмо матери» Есенин в полной мере выражает свои сыновьи чувства:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

С. Есенин

Поэзия великого русского поэта С. Есенина чрезвычай-но близка к народной, настолько она задушевна, мелодич-на, образна. Из каждого есенинского стихотворения нам улыбается природа: лесами, лугами, озерами...

В своем творчестве С. Есенин предстает перед нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая показать, что все мы — дети одной природы и законы, действующие в мире, распространяются и на человека. Жизнь, по Есенину, — это цветущий весенний сад, и люди здесь — одни из самых прекрасных плодов.

Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.

Образ сада у Есенина многозначен. Лирический герой в стихотворениях поэта часто отождествляется с листьями, цветами, деревьями (кленом, черемухой, березой) и, благо-даря этому, как ненужную ношу, сбрасывает ограничения, накладываемые человеческим телом: лучше видит и слы-шит, глубже чувствует, чаще прикасается к истине и Богу.

Хорошо под осеннюю свежесть Душу яблоко ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха.

Олицетворение — любимый художественный прием С. Есенина. С его помощью природа в стихотворениях поэта оживает, помогает ему, предупреждает об опасности, дает возможность лучше выразить свои чувства и мысли. Сам поэт растворяется в окружающем мире, превращаясь в единое целое с травами, полями, листвой.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?... Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что даже в детстве цветы для поэта были живыми друзьями, с которыми можно общаться, печалиться, делиться надеждами. В последние годы жизни Есенин создает целый цикл сти-хов «Цветы», в котором делится своими мыслями о чело-веке, смысле его жизни, любви.

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая А эта разве голова Тебе не роза золотая? Цветы людей и в солнь и в стыть Умеют ползать и ходить.

Цветы — живые, и потому все они разные, как и люди. Но цветы могут расцветать каждую весну, осыпаясь осе-нью, человеку же дана лишь одна жизнь, смысл которой — любовь. Материал с сайта

Я милой голову мою Отдам, как розу золотую.

И все же человек — дитя природы, поэтому у каждого в жизни есть своя пора: время цветения — весна, зрелос-ти — лето, увядания или плодоношения — осень и суро-вая снежная зима, закономерно завершающая этот круг.

Все мы яблоко радости носим, И разбойный нам близок свист. Срежет мудрый садовник осень Головы моей желтый лист.

Есенин считает, что не стоит жалеть о том, что вся жизнь осталась позади, ведь есть воспоминания, в которых жива молодость. Природу не переделаешь, все имеет свой конец.

Вот так же отцветем и мы И отшумим, как гости сада... Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лето в поэзии
  • образ сада в поэзии блока есенина маяковского
  • и расцветают есенин
  • образ сада в поэзии блока, есенина, маяковского
  • чем нам близка поэзия есенина