Что такое фонетика понятие. Что такое фонетика

Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.

Определение фонетики

Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.

Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.

Фонетику разделяют на частную и общую. Частную по-другому называют фонетикой отдельных языков. Она делится на описательную фонетику, которая описывает звуковой строй определенного языка (к примеру, фонетика русского языка) и историческую фонетику, изучающую то, как изменяются звуки с течением времени. Общая фонетика занимается изучением основных условий звукообразования, составлением классификации звуков (согласных и гласных), а также исследованием закономерностей сочетаний различных звуков.

А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно:

  • Звуки, разновидность звуков, произношение звуков.
  • Слоги, сочетания звуков.
  • Ударение.
  • Интонация, речь в целом и паузы.

Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 12 гласных. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса.

Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.

    Фонетика изучает звуковую сторону языка, все закономерности сочетанию звуков, а также ударения, интонацию. Также она уделяет внимание разделению слов на слоги и другие отрезки слова в разговорной речи.

    Фонетика - это часть лингвистики. Основным объектом ее изучения являются звуки, благодаря которым человек в устной речи может различать буквы, слоги, слова и т.д.

    Мы знаем, что на письме мы видим определенную букву, а ее произношение может иметь разные варианты, например, согласный звук может быть мягким или твердым или гласный может быть долгим или кратким звуком. И все эти разные вариации произношения букв внутри слова имеют свои обозначения в транскрипции того или иного слова.

    Сама фонема не несет на себе смыслового значения, однако ряд фонем образуют слово, которое порождает значение и некий смысл в голове слушателя.

    Фонетика - это отдельный раздел в лингвистике. Основная задача этой науки - это изучение произносимых звуков речи, а также сложения из них слов. Существует историческая, сравнительная и общая фонетика.

    Фонетика определяется как специальный и отдельный раздел русского языка, занимающийся непосредственно изучением звуков. Такой раздел изучает сочетания звуков, звучание слов и вс прочее связанное с произношением слов.

    Во-первых, фонетика - это звуки, набор звуков, то есть их комплекс в том или ином языке. Во-вторых, это раздел такой науки, как грамматика языка.

    В качестве науки фонетика изучает то, как образуется тот или иной звук, что в нм преобладает: тон или шум, где конкретный звук образуется, в каком положении находится язык, участвует ли носовая полость в образовании звука и т.д.

    Фонос - звук, наименьшая языковая единица, она не имеет смысла. Почему-то в фонетическом анализе указывается открытость-закрытость слога, видимо потому, что слог тоже, чаще всего, не имеет смысла. Но это уже уводит нас от сути вопроса))

    Много понятий и терминов связаны с фонетикой: гласный, протеза, эпентеза, сонорный, билабиальный, ларингальный, открытый, звонкий и др.

    Фонетика - это раздел лингвистики, который изучает звуковое строение языка, звуки речи. Предметом фонетики является связь между внутренней, устной и письменной речью. Так же фонетика если по простому и не вдаваясь в глубокие дебри изучает звучание звуков, сочетание звуков, как изменяются слова при ударении на тот или иной слог. Можно сказать, что фонетика в языке - это раздел грамматики. Надо понимать, что звуки - это звуки, а не что-то иное. Именно со звуков начинается речь во младенчестве.

    Фонетика изучает звуки (глухие и звонкие, гласные и согласные). Их звучание, их сочетание в слогах, а затем в словах.

    Фонетика - это лингвистический термин, которым называют один из разделов учения о языке.

    По своему происхождению это слово, как и множество других научных терминов, пришло к нам из Древней Греции.

    Фонетика занимается изучением звуков речи, их чередованием, как они образуются, какие имеют характеристики. Эта наука изучает также ударение в слове, деление слов на фонетические слоги. Она устанавливает деление звуков на гласные и согласные в зависимости от того, каким способом образуется звук, с помощью только голоса или с участием шума. Среди согласных звуков эта наука выделяет звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими в зависимости от позиции в слове. Некоторые звуки бывают только мягкими или только твердыми.

    Всем этим занимается фонетика.

    Фонетика - это раздел русского языка, который изучает звуки, слоги и как они образуются, ударение и его место в слове, как образуются звуки, какие звуки бывают, например: гласные и согласные, звонкие и глухие, непарные и парные, мягкие и твердые. Фонетика также изучает и то, как звуки чередуются между собой (г/ж/з, т/ч/щ). Вроде бы на вид незначительный раздел языка, но имеет существенную роль. Я бы сказала, что с фонетики русский язык начинается. Кстати, с фонетики, речь ребенка начинается, ведь, когда он рождается, он не знает слов и не может их произносить, зато хорошо мы слышим звуки младенца, а потом и слоги, когда он перестает быть младенцем, а становится чуточку старше.

    Это один из разделов лингвистики, с греческого языка переводится как звук, звуковой . То есть фонетика связана непосредственно со звуками, которые используются в речи.

    Фонетический разбор слова - разбор слова с целью выделить те звуки, которые мы произносим при его произношении. Их указывают в транскрипции.

    Например, слово Орхидея. Фонетический разбор - Архидейа.

    Полоса. Фонетический разбор - Паласа.

    Есть такое понятие как фонема . Простыми словами, это один произносимый звук.

    То есть, фонетическая транскрипции состоит из фонем.

    Всего в нашем языке 43 фонемы.

    Если объяснит значение слова фонетка научным языком - то это

    А если сказать просто, это раздел русского языка, изучающий звуки, их сочетания и как они могут звучат в разных словах и многое другое. Также делают фонетический разбор.

Литература

План

Фонетика и орфоэпия

Лекция № 3

1. Фонетика: определение, предмет и задачи. Фонетические единицы языка.

2. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

3. Ударение и его виды.

4. Орфоэпия. Произносительные стили. Варианты произношения.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Русская грамматика: В 2-х т. М., 1980.

4. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

5. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1998.

6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

7. Энциклопедия «Русский язык». М., 1979.

Фонетика (греч. phone - звук, phonetikos - звуковой) - это наука о звуковой стороне речи. Фонетика изучает звуковые средства, звуковую материю языка, с помощью которой образуются значимые единицы языка (морфемы, слова, фразы).

Предмет фонетики - звуковые единицы, звуковая материя языка.

Задачи фонетики - установление звуковой системы русского языка на данном этапе его развития, изучение способов образования звуков (артикуляционные признаки) и их акустических свойств.

Одна из задач - выявление особенностей функционирования звуков в речевом потоке, изучение закономерных изменений звуков речи (описательная фонетика). Историческая фонетика: изучает изменение звуковой системы языка на протяжении веков. Сопоставление звуковых систем родного и чужого языка (например, русского и таджикского) изучает сопоставительная фонетика.

Наша речь - поток, цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи: звуки речи, фонетические слова, слоги, речевой такт, фразы. Звук речи - это наименьшие единицы человеческой речи, из которых образуются слоги, входящие в состав слова. Звуки речи мы слышим и произносим. Звуки речи образуют слоги. Слог - это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, произносимыми одним выдыхательным толчком: мо-ря, кни-ги, не-бо . Комплекс звуков, объединённый одним ударением (на месте, в селе), называется фонетическим словом. Оно может совпадать с лексическим словом: Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Служебные слова, не имеющие ударения, называются проклитиками. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: надо же. Иногда проклитики могут перетягивать на себя ударение: без году неделя, мне это на руку. Отрезок речи, выражающий законченную мысль, объединённый интонацией и отграниченный от других значительными паузами, называется фразой , например: Я иду по тропинке. Фраза и предложение - разные вещи: 1) не всегда совпадают границы фразы и предложения; 2) если и совпадают, то рассматриваются с разных точек зрения: предложение - единица языка, в нём - грамматическая основа, простое или сложное и т.п. Фраза рассматривается с точки зрения фонетики: интонация, паузы, их количество и место постановки. Каждая фраза членится на речевые такты. Речевой такт - часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между РТ более короткие, чем между фразами. Деление на РТ зависит от интонации, пауз (индивидуальное понимание): Как поразили его слова / брата. - Как поразили его / слова брата.


В современном русском языке выделяют сегментные фонетические единицы (сегментный - «делимый на части, на отрезки»), т.е. последовательно располагающиеся в речевой цепи звуки: т-о-м, д-ы-м , и суперсегментные («накладывающий»), т.е. наслаивающиеся на речевую цепь: ударение, интонация, например: Слёзы умиления, они были едки (К. Федин).

Звуки в речевом потоке соприкасаются друг с другом, влияют друг на друга, поэтому они могут изменяться. Такие изменения звуков в потоке речи называется фонетическими процессами . Фонетические процессы могут быть 2 видов: позиционные и комбинаторные. Позиционные: это изменения звуков в зависимости от места положения их в слове (например, в РЯ невозможно произнесение звонкого согласного в конце слова: дуб, комод, год, зуб ). Комбинаторные: это изменение звуков в результате комбинаций с другими звуками, в результате влияния соседних звуков на данный (трав ка [ф] - трав а [в] ).

В области гласных звуков происходит позиционный процесс, который называется редукцией - ослабление гласного в безударной позиции (вода - воды; год - годов - годовой ). Гласные звуки в безударном положении называются редуцированными.

С вопросом «Что такое фонетика?» рано или поздно сталкивается любой образованный Почему? Ну, во-первых, такие науки, как фонетика и фонология поверхностно изучаются в общеобразовательных школах (углубленно - в специализированных), ведь именно в стенах учебных заведений учеников начинают обучать правильному произношению звуков.

Во-вторых, нередко вопрос «А что такое фонетика вообще?» мы задаем преподавателям, едва записавшись на популярные нынче курсы иностранных языков.

Я попытаюсь ответить на этот вопрос очень подробно, но в то же время в простой и понятной манере. Для удобства статья будет разделена на несколько частей.

1. Фонетика и фонология - разделы современной лингвистики

В современной лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном (с точки зрения фонетики) и функциональном (с точки зрения фонологии). Единицей фонетики является звук, фонологии - фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос, как именно образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения.

Ученые-лингвисты определяют как минимальные единицы речевой цепи, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Для них также характерны определенные акустические и перцептивные (связанные с восприятием речи) свойства. Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую сторону фонемы и определяет, какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

2. Что такое фонетика? Основные разделы науки

Фонетика - это наука, изучающая звуковую сторону языка. Но это не просто учение о звуках, как принято считать. Фонетика рассматривает еще и интонацию, ударение, слоги и паузы. Но главным предметом исследования все-таки являются издаваемые человеком звуки, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики, вычленяемые из звучащей речи, называются линейными (сегментными). К ним относятся:

  • звук;
  • слог;
  • такт;
  • фонетическое слово;
  • фраза.

Но есть и суперсегментные: ударение, пауза, интонация. Они оформляют уже звучащую речь, помогая сделать ее более выразительной.

3. Фонетика и орфоэпия

Под орфоэпией следует понимать учение о нормах о специальных правилах, которые применяются при произношении не только отдельных звуков, но и их сочетаний. Наука также затрагивает и закономерности в постановке ударения.

Орфоэпической нормой называют произносительный вариант, который единственно возможен в данном слове. Он соответствует как системе произношения, так и основным закономерностям развития определенного языка.

Включают в себя фонетическую систему языка, а именно состав различаемых в современном языке фонем, их качество и изменения, происходящие в определенных фонетических позициях. Орфоэпия также охватывает произношение отдельных грамматических форм.

Следует обратить внимание на то, что эта наука не охватывает, например, такую важную сторону звучащей речи, как дикция. Многие считают, что, скажем, заикание и картавость тоже являются отдельными отраслями языкознания. Проблемы дикции рассматривает медицина. Почему? Потому что теоретически человек может иметь идеальную дикцию, но в тоже время абсолютно не владеть литературным произношением.

Я думаю, что смогла ответить на поставленный в самом начале статьи вопрос, что такое фонетика, а заодно мне удалось объяснить и доказать читателям, что человек не может существовать без знания языка. Без него непременно остановилось бы любое развитие общества, искусства, техники и науки. Способность выражать мысли образно, точно и ясно не дается природой, это приобретенный навык, которому приходится учиться долго, терпеливо и упорно. Изучение языка помогает тем, кто стремится лучше писать и говорить, ведь для того, чтобы выражать мысли, важно уметь вовремя подобрать самые нужные и точные слова.

§ 26. Термин "фонетика", как и многие другие лингвистические термины, – греческого происхождения (ср. греч. phone – "звук", phonetikos – "звуковой, голосовой", phonetike – "фонетика"). Подобно многим другим языковедческим терминам, в том числе и обозначающим названия языковых уровней, данный термин неоднозначен: им обозначается не только один из уровней языковой системы, но и раздел науки о языке, изучающий соответствующий языковой уровень, единицы последнего, их признаки, взаимоотношения между ними и т.д. Именно так объясняется термин "фонетика" в разных словарях – общих толковых и терминологических. Под фонетикой понимается, соответственно, "звуковой состав языка" и "раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка" , "звуковой строй языка" и "раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка" , "акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка" и "раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи" и т.п.

Наряду с термином "фонетика" в современном языкознании употребляются и другие соотносительные по значению однокоренные термины – "фонемика", "фонематика", "фонология", "фонемология", "фонематология". Наиболее распространенным из них является термин "фонология", который обычно используется для обозначения раздела языкознания, или, точнее, раздела фонетики, изучающего "звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . В то же время термин "фонология" иногда употребляется также для обозначения фонетики в рассмотренном выше ее понимании, т.е. в значении учения о звуковом составе, фонетическом уровне языка вообще . Некоторые зарубежные ученые (М. Граммон, Ф. де Соссюр) называли этим термином учение о звуках речи как физико-физиологических явлениях , использовали его для обозначения "изучения звуков речи во всех их тончайших оттенках безотносительно к их значимости" . В аналогичном значении, в значении звукового строя языка, термин "фонология" иногда употребляется и в отечественном языкознании. Это видно из таких высказываний, как, например: "Задача у науки о звуковом строе языка (у фонологии) одна: установление единиц этого строя, их системы и их функционирования или эволюции..." ; "...до сих пор фонология в основном занимается характеристикой и систематикой репрезентантов фонем, а не фонем..." . По свидетельству Л. Р. Зиндера, в подобном значении некоторыми советскими лингвистами употребляется и термин "фонемология" . На основании изложенного представляется возможным упорядочить использование рассматриваемых терминов, а именно: термин "фонетика" сохранить в одном из двух его значений – использовать для обозначения фонетического уровня, фонетического строя языка (ср. "лексика"), а термин "фонология" применять для обозначения раздела языкознания, изучающего фонетический строй, единицы фонетического уровня языка (ср. "лексика" и "лексикология").

Объектом изучения в разделе фонетики, как уже было сказано при определении понятия фонетики, являются прежде всего звуки речи, или фонемы, звуковой строй, фонемный состав языка. Именно "учение о звуках... в современной фонетике занимает центральное место" . В то же время в фонетике изучаются и другие единицы языка, языковые средства, которые сами по себе, подобно звукам речи, не выражают языковых значений. Это такие отрезки звучащей речи, сегменты речевого потока, как слоги, дифтонги, трифтонги и т.п., а также некоторые несегментные, нелинейные единицы, такие, как ударение, интонация; "с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации, в исследовании которых фонетика добилась значительных успехов" . По словам М. И. Матусевич, в фонетике изучается "вся звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, но и их фонетические чередования, различные виды ударения (в словах и во фразах), мелодические типы (т.е. типы интонаций. – В. Н.) и ряд других вопросов, касающихся звукового оформления речи" (подробнее о таких фонетических явлениях см. ниже).

Кроме названных фонетических средств, в качестве объекта фонетики как раздела языкознания нередко рассматриваются и такие сегментные единицы, или отрезки звучащей речи, как фонетическое слово, такт (речевой такт), фраза (фонетическая фраза, фонологическая фраза) . При этом такие единицы, наряду со звуками речи и слогами, иногда определяются как основные фонетические единицы языка .

Многообразие языковых средств, рассматриваемых в качестве объекта фонетики, находит отражение в предлагаемых некоторыми лингвистами определениях данного раздела языкознания. В качестве примера можно привести следующее утверждение: "Фонетика... – наука о звуках человеческой речи, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также о таких звуковых явлениях, которые тесно связаны с целыми словами и предложениями и самостоятельно не вычленяются в речи (ударение, интонация)..." .

Для обозначения совокупности разнородных языковых явлений, изучаемых в разделе фонетики, нередко используются такие выражения, как "звуковые средства", "звуковой материал", "звуковая сторона языка", а изучающий эти явления раздел науки о языке определяется, соответственно, как "раздел языкознания, изучающий языковые средства языка" , как наука о "звуковом материале" языка , как раздел языкознания, изучающий его "звуковую сторону" .

§ 27. Фонетическим словом называется отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Это – "либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже с двумя безударными словоформами)" .

Фонетическое слово называют еще фонологическим словом , акцентным словом , акцентной группой , большим словом .

Безударные слова, входящие в состав фонетического слова, называются клитиками, среди которых различают проклитики, т.е. слова, располагающиеся перед самостоятельными, ударяемыми словами (ср. греч. proklino – "наклоняю вперед"), и энклитики , т.е. слова, располагающиеся после ударяемого слова (ср. греч. enklind – "склоняюсь"), В качестве проклитик выступают, например, предлоги в русском и многих других языках (ср.: на столе, у стола, со стола, за столом, под столом), частица не в русском языке (ср.: не хочу, не пришел, не спится), артикли в немецком, английском, французском и других языках (ср. в немецком языке: der Mensch – человек, die Hand – рука, das Buch – книга). В качестве энклитиков выступают, например, некоторые русские постпозитивные частицы (ср.: сказал бы, садись же, хочешь ли), особые, сокращенные формы личного местоимения в польском языке: go (наряду с jego – "его"), ти (наряду с jemu – "ему"), древняя форма винительного падежа единственного числа возвратного местоимения siq в том же польском языке, которой в русском языке соответствует возвратная частица, или постфикс, -ся (-сь) (ср., например: dobrac siq – "добраться", prosic siq – "проситься", zapominac siq – "забываться"). В некоторых случаях в состав фонетического слова могут входить одновременно и проклитики, и энклитики (ср. в русском языке: а придет ли, да сегодня же, на дачу бы).

Словесное ударение в составе фонетического слова может перемещаться с самостоятельного, основного слова на служебное, т.е. на клитики, обычно употребляемые без ударения. Это характерно, в частности, для некоторых языков с фиксированным ударением. Так, например, в польском языке, где ударение постоянно падает на предпоследний слог, при сочетании односложных слов (словоформ) со слоговыми предлогами или отрицательной частицей те ударение закономерно переходит на последние (ср.: do mnie – "ко мне", za rok – "за год", nie mam – "не имею"). Аналогичное явление имеет место и в русском языке, при нефиксированном ударении (ср.: на пол, за город, под руку, не был, не жил).

Фонетические слова, равно как и слоги, выделяются в потоке речи на основе собственно фонетических признаков (отношений), без учета выражаемого ими смысла .

Примечание . Возможны случаи, когда разные фонетические слона входят в состав одного слова как лексической единицы языка (так называемого словарного, или орфографического, слова). Это бывает тогда, когда слово (словоформа) имеет два равноправных, равноценных ударения, т.е. разные ударения в слове имеют одинаковую силу, например в немецком слове blutarm – "очень бледный" . Некоторые ученые в качестве разных фонетических слов рассматривают также части сложных лексических единиц, имеющих дополнительное, второстепенное, или побочное, ударение (наряду с основным, главным ударением), т.е. части этих слов, объединенные и основным, и дополнительным ударением. Это иллюстрируется такими примерами: высокоуважа́емый, перепончатокры́лые . По мнению других лингвистов, фонетическое (акцентное) слово создается главным ударением; "с помощью второстепенного ударения создается лишь некоторое различение внутри единого смыслового и фонетического целого" .

Такт (речевой такт) представляет собой отрезок речи между двумя краткими (ограничительными) паузами; он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения .

По определению О. С. Ахмановой, такт – это "основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами (или минимумами ритмо-мелодической интенсивности)" . В лингвистической литературе данная фонетическая единица называется также речевым звеном , дыхательной группой . Чаще всего в этом значении используется термин "синтагма" .

Фраза (фонетическая, фонологическая фраза) – самая крупная фонетическая единица. Фраза (от греч. phmsis – "выражение, способ выражения") – это "ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта)" .

Для обозначения данной фонетической единицы иногда используются и другие термины, например: "фонетическое словосочетание" , "высказывание" , "интонема" .

Термином "фраза" нередко обозначается также фонетическая единица, обычно называемая тактом, или речевым тактом . По определению Н. Д. Светозарова, фразой называется (наряду с другими понятиями) "любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами" . При таком употреблении данного термина "в нем объединяются понятия Ф. (т.е. фразы. – В. Я.) и синтагмы" .

§ 28. Задачи фонетики как раздела языкознания определяются объектом исследования. Фонетика занимается всесторонним изучением различных фонетических средств языка (языков), их фонетических свойств и т.д. (см. § 27). Фонетические средства изучаются в фонетике с точки зрения их функционирования в речи и изменения в процессе языкового развития. При более широком понимании фонетики как раздела лингвистики в ее задачи включается также изучение норм произношения звуков речи (соответственно выделяется подраздел орфоэпии), совокупности графических, начертательных знаков, используемых для передачи звуков речи на письме (выделяется подраздел графики), системы правил передачи звуков речи на письме, написания значимых единиц языка (подраздел орфографии).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, принято различать фонетику частную и общую (подобно тому, как различается частное и общее языкознание). Частная фонетика занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определенных групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков. Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков. В свою очередь, она является теоретической основой для изучения фонетических систем, разных фонетических явлений этих языков.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная, или синхроническая, и фонетика историческая, или диахроническая. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии. Историческая фонетика занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков и фонетических систем этих языков в целом.

В описательной фонетике звуки речи как важнейшие единицы фонетического строя языка изучаются в разных аспектах, с разных точек зрения. Обычно говорят о трех аспектах изучения звуков речи, таких, как 1) физический, или акустический, 2) биологический, физиологический (анатомо-физиологический), или артикуляционный, и 3) собственно лингвистический, социальный, или функциональный. В соответствии с этим различается фонетика акустическая, артикуляционная и функциональная.

Акустическая фонетика рассматривает звуки речи с точки зрения их физических, или акустических, признаков, т.е. изучает акустические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.

Наряду с акустической фонетикой, акустическим аспектом изучения звуков речи, некоторые лингвисты особо выделяют перцептивный аспект, предполагающий изучение звуков с точки зрения их восприятия человеком, слушающим звучащую речь . Название этого аспекта связано по значению со словом перцепция , которое восходит к латинскому perceptio (понимание, познавание) и объясняется как "отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие..." .

Артикуляционная фонетика изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.

Функциональная фонетика занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.

Функциональная фонетика обычно называется фонологией, которая противопоставляется фонетике акустической и артикуляционной. Иными словами, различаются собственно фонетика, включающая акустическую и артикуляционную фонетику, и фонология как особый подраздел фонетики, или самостоятельный "раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости" , "раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . По словам Л. Р. Зиндера, "звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляционном и функционально-языковом аспектах", в соответствии с чем различается собственно фонетика и фонология . Таким образом, термин "фонетика" используется в широком смысле (как учение о звуках речи в трех названных выше аспектах) и в более узком смысле (как учение о звуках речи в акустическом и артикуляционном аспектах).

При изучении звуковых единиц языка в современной лингвистике осуществляются различные опыты, эксперименты. В связи с этим особо выделяется экспериментальная фонетика, в задачи которой входит изучение звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов . В экспериментальной фонетике часто используются различные технические средства – приборы, аппараты, поэтому ее нередко называют фонетикой инструментальной , или аппаратурной .

Используемые в фонетических исследованиях технические средства позволяют более точно определить акустические и артикуляционные признаки звуков речи, характер изменения звуков в речевом потоке. Так, например, с помощью специальною прибора, называемого осциллографом, звуковые колебания превращаются в колебания электрического тока, светового луча, фиксируемые на кинопленке или на экране, что позволяет определить длительность, силу звука, высоту его тона. С помощью спектрографа (звукового спектрографа) можно получить общую акустическую картину звука речи. Искусственное небо (пластинка из целлулоида или иного тонкого материала, покрытая тальком) позволяет зафиксировать положение языка по отношению к небу при произнесении того или иного звука. Использование рентгеновского аппарата дает возможность наблюдать за положением и изменением разных органов речи в процессе их работы. При помощи технических средств искусственным путем (без участия человека) создаются речеподобные звуки .

§ 29. Значение фонетики. Фонетика изучает единицы языка, которые непосредственно не выражают каких-либо значений, сами по себе не содержат какой-либо информации, поэтому на первый взгляд может показаться, что изучение фонетических единиц не имеет существенного значения. На самом деле это не так: изучение фонетических единиц имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Теоретическое значение фонетики объясняется прежде всего тем, что она имеет дело с такими материальными единицами языка, как звуки речи, т.е. единицами, без материального воплощения которых невозможно представить себе другие, более сложные единицы языка и в целом язык как средство общения людей. По словам Р. И. Аванесова, "без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка" , в частности его грамматического строя и словарного состава . Неслучайно именно с фонетики обычно начинается научное описание и изучение языков.

Изучение звуковой системы языка, изменения элементов этой системы, закономерностей изменения звуков речи в процессе исторического развития языка имеет важное значение для исторического языкознания, прежде всего для исторической грамматики и исторической лексикологии. Оно "помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его" .

Практическое, прикладное значение фонетики в области языкознания состоит, прежде всего, в том, что на основе данных фонетики создаются системы письма для бесписьменных языков и совершенствуются существующие письменные системы; фонетика положена в основу обучения письму и чтению; на нее опирается изучение произношения на неродном языке.

Лингвистические сведения, полученные в результате фонетических исследований, практически используются и в других сферах человеческой деятельности. В медицине (в такой ее отрасли, как логопе́дия), например, они широко используются для успешного лечения речевых расстройств, устранения дефектов речи. Лингвистические сведения в области фонетики необходимы для совершенствования технических средств связи, для повышения эффективности их работы, увеличения пропускной способности телефонных линий и т.д.

  • Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. С. 1472.
  • Словарь иностранных слов. С. 743.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 496; см. также: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. С. 464.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 499.
  • Об этом см., например: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. С. 12.
  • См. об этом: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 57.
  • Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 162.
  • Реформатский А. А. Из истории отечественной филологии. М., 1970. С. 83.
  • Торсуев Г. II. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. М., 1969. С. 15-16.
  • См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 12.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 4.
  • Там же.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 5.
  • См., например: Волгина Н. С., Розенталь Д. Э„ Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. 3-е изд. М., 1966. С. 74; Русский язык: энциклопедия / гл. ред. ТО. Н. Караулов. С. 598.
  • См.: Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. С. 598.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 23–24.