Что в руках у гондольера. Почему все гондолы черного цвета? Престижная профессия – гондольер

Гондола на фоне острова Сан-Джорджо Маджоре. Художник Камиль Коро.

Гондола по праву считается символом Венеции . Это очень древний тип судна: классическая конструкция узкой плоскодонной лодки с приподнятыми оконечностями сложилась примерно тысячу лет назад и с тех пор почти не изменилась. Последние коррективы в конструкцию гондол внесли в XVIII веке — тогда все их характеристики, включая размеры, материалы и даже окраску, были законодательно регламентированы и неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!

Канал Сан-Марко и Дворец дожей. Художник Франческо Гуарди.

Венеция — единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Роль улиц и проспектов здесь играют каналы. Сухопутные же улочки настолько узки, тесны и горбаты из-за обилия дугообразных мостов, что ещё в XVI веке венецианский дож издал указ, запрещающий не только кареты и телеги, но и верховых лошадей. С тех пор жители этого удивительного города пользуются только одним видом транспорта — водным.

Гондола на Большом канале.

Форма и конструкция гондолы — яркий пример эволюции в области «малотоннажного судостроения». Объём перевозок был большим, каналы — узкими, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.

Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер , практически не зависят от загрузки лодки.

Гондолы на стоянке. Хорошо видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму.

В Венеции гондолы вытеснили все другие типы судов ещё в Средние века. Имеются сведения, что в период расцвета Венецианской республики в городе насчитывалось около 10 тысяч гондол и 14 тысяч гондольеров . В XVIII столетии появился закон, регламентирующий размеры и конструкцию лодок, а «в целях борьбы с расточительством» их предписывалось красить только в чёрный цвет. Правда, возможно, что чёрными гондолы стали гораздо раньше: по одной из версий, их повелели перекрасить в 1562 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы. Тогда на гондолах перевозили тела умерших, и пёстрая окраска судов выглядела неуместной. Позже власти распорядились оставить лодки чёрными в память о постигшей город трагедии, а закон XVIII века лишь подтвердил сложившуюся традицию.

Гондолы — «чёрные лебеди» венецианских каналов.

Так или иначе, но сегодня по каналам Венеции гарцуют только чёрные гондолы . Все они одинаковых размеров: длина корпуса составляет 11,05 м, ширина — 1,4 м. Вес порожней лодки — около 400 кг. Корпус имеет асимметричную форму: на миделе относительно киля его левая часть шире правой на 24 см. Нос и корма лодки приподняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и, соответственно, сопротивление движению, а также повысить манёвренность. При изготовлении гондолы традиционно применяется девять сортов дерева. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.

Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом.

На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень — «ферро» (ferro) . Он выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру , по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху — головной убор дожа.

Как уже говорилось, у современной гондолы всего одно весло, которое устанавливается в уключине особой формы, именуемой «форкола» (forcola) . Конструкция форколы позволяет опытному гондольеру виртуозно орудовать веслом, обеспечивая различные скоростные режимы лодки, повороты и циркуляции, экстренное торможение и аккуратную швартовку.

Максимальная вместимость гондолы — шесть пассажиров. Иногда лодки оборудуются маленькой каютой-палаткой для защиты от палящего солнца или непогоды.

Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами. Этот снимок, сделан почти век назад.

Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол . Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. Каждая лодка собирается из 280 отдельных деталей, на её постройку уходит примерно три года. Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров , и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.

Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины.

О профессии гондольера следует рассказать отдельно. Она требует большого мастерства и обычно передается по наследству от отца к сыну. Мальчика с десяти лет учат не только владеть веслом, но и обучают истории, иностранным языкам, пению (недаром у гондольеров есть особый вид песен, называемых баркарола — от итальянского слова barca , то есть «лодка» ). Особое внимание уделяется сложной науке общения с богатыми туристами. Сегодня венецианский гондольер — это представитель особой касты красавцев с аристократическими манерами, способный на разных языках отпускать изысканные комплименты в адрес представительниц прекрасного пола любого возраста… Неудивительно, что в представлении многих гондольер — это альфонс, пользующийся повышенным вниманием со стороны богатых иностранок.

Гондольеры неторопливы и преисполнены чувства собственного достоинства. У них есть своя униформа — соломенная шляпа с лентами и полосатая футболка. Их профессия считается престижной, и количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено: их выдаётся 425, ни больше, ни меньше.

Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку.

Исторически гондольерами могли стать только мужчины, но в июне 2009 года эта многовековая традиция была нарушена. 23-летняя Джорджия Босколо сдала сложные экзамены и стала первой в истории Венеции официально признанной женщиной-гондольером . Хотя она происходит из семьи потомственных гондольеров , тем не менее получение ею лицензии вызвало недовольство её коллег-мужчин. Даже отец Джорджии Данте Босколо хотя и гордится дочерью, но всё же считает, что она выбрала совсем не женскую профессию.

Гондолы на Большом канале. Художник Бернардо Белотто.

Интересно, что слово «гондола» (gondola) , впервые встречающееся в венецианском документе 1094 года, в Италии произносится с ударением на первый слог. До начала ХХ века так же говорили и в России. Однако такое звучание не нравилось русским поэтам, часто посвящавшим Венеции стихи: к слову «гОндола» очень трудно было подобрать рифму. И они дружно принялись переносить ударение на второй слог — тогда задача существенно упрощалась (например, к «гондОле» хорошо рифмовалась «баркарола» ). Постепенно такое произношение у нас стало традиционным. Лишь в последние годы вновь стало звучать слово «гОндола» — в частности, его используют работающие в Италии российские гиды.

Помимо традиционных пассажирских гондол , ныне используемых исключительно для развлечения туристов, в Венеции существуют специальные и церемониальные гондолы . Они встречаются довольно редко — как правило, по праздникам или по случаю тех или иных важных событий. Например, есть свадебные гондолы , гондолы-катафалки , гондолы-паромы (traghetto) , гоночные гондолы (gondola di regatta) . Они иногда вмещают до 15 человек и имеют несколько гребцов. Следует особо выделить гондолу Венецианского дожа , которая принимает участие в ежегодной сентябрьской Исторической регате Regatta Storica . На этом богато украшенном судне размещается рекордное для гондолы число гребцов — 12.

Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века.

Версия первая: некий венецианский дож, женатый на молоденькой девушке узнал однажды, что по ночам к его супруге приплывает неизвестный синьор в длинном черном плаще на черной гондоле. Это была единственная чернаягондола во всей Венеции , все остальные лодки каждый раскрашивал на свой вкус. Не желая быть опозоренным всенародно, дож издал приказ перекрасить абсолютно все гондолы в черный цвет. Любовник по-прежнему наведывался по ночам к догарессе, но уже никто не мог определить он это был или же сам дож.

Версия вторая: в 1562 году Венецию охватила эпидемиячумы . Количество умерших было колоссальным. Их тела перевозили на гондолах в течение продолжительного времени. И тут кто-то из венецианского правительства обратил внимание на то, что яркий праздничный окрасгондол , на которых перевозят тела умерших выглядит нелепо и даже кощунственно. Вскоре издали указ, по которому все гондолы Венеции нужно было перекрасить в черный, траурный цвет, цвет гробов. С тех пор гондолы так и красят исключительно в черный цвет. Кстати, спустя 100 лет в Венеции вновь вспыхнула эпидемия чумы и в память о ней построили вторую покрасоте церковь Венеции - Санта-Мария делла Салюте, о которой мы вкратце рассказывали в материале " ".

Какая версия является реальностью остается загадкой.

В Венеции нам понравилось всё. Особую любовь вызвали окна. Они большие и удобные. Даже не столько окна, сколько вся их конструкция. Каждое окно закрывается наличниками. Причём так легко и плотно, что ни один лучик света не проходит. Изнутри окно задергивается лёгкой шторой и плотной гардиной. Звукоизоляция окон превосходная. Высыпаешься отлично +морской воздух, + пешие прогулки до упаду. И всё бы хорошо, да вот случилась такая странная штука…

Это наши окна. Они выходят на узенький канал и мостик, под окнами ночует гондола. Значит сосед наш – гондольер. Транспорт свой паркует прямо под окном. Так что первым делом мы изучили устройство лодки.

Венецианская гондола

Это – изюминка города. Конечно, хотелось, и посмотреть, и прокатиться на ней, и узнать, как её делают. Гондолы в Венеции были предметом роскоши. Когда-то на них перемещались по городу богатые купцы и знатные семьи. Где ещё похвастаться своим богатством? На гондолы вельможи не жалели денег.

Часто в гондолах стоит накрытый маленький столик с вином и фруктами, дно и скамеечки устланы плотными тканями. Представляю, какой парчой и бархатом украшали своих любимиц купцы. Сейчас, гондола – исключительно туристическое развлечение. Стоимость гондолы равносильна стоимости автомобиля: 30 – 90 тысяч долларов.

Кстати, мы не знали, что борта у неё разной высоты. Сначала подумали, что наша гондола просто косовата. Странно, конечно, но, мало ли, какой брак бывает в незнакомой стране.

В общем, разглядели, изучили диковинную лодку, и пошли спать. Галке выпала спальня, а мне гостиная, рассчитанная на 4 постояльцев. Я выбрала кровать, на которой буду спать сегодня, закрыла окна, ставни, задвинула шторы и гардины. Супер! Глухо, как в просторном танке, склонила голову к подушке, и начались сны…

Таинственный скрежет

Ранним утром, определить, насколько оно ранее в полной тьме я не смогла, раздался Страшный скрежет, как будто экскаватор своим ковшом хреначит по стенам дома. Вылезать из тёплой утренней кровати, чтобы выяснить, что же это, я не решилась. Во-первых, глаза не открывались, а, во-вторых, вдруг оно по голове съездит! Чужая страна, чужие нравы.

Галке же, этот скрежет испортил прекрасный сон. А снилось ей, что она приобрела в Венеции собственность. Недвижимость. Но странную такую недвижимость – маленький балкон в старинном здании. Мы ходили в театр, там, в фойе, как раз был такой, нависающий над водой балкончик. Так вот стояла она на своей частной территории, любовалась закатом, и тут приплыл жуткий экскаватор и давай бить по её балкончику. Сбил до самого основания.

Не стоит рассказывать в каких расстроенных чувствах Галя пила свой утренний кофе в нашей просторной кухне, за длинным деревянным столом. Она даже таглеотели есть отказалась. Это Галя-то! Мы посовещались и решили выяснить, что же так скрежетало.

Может это - гондола ?

Первое предположение, что это — гондола. Каналы в Венеции узкие, гондолы длинные, иногда не понятно, как, вообще, возможно развернуться в таком узком проливе. У гондол высоко задранные мысы, украшенные железным гребнем. С его помощью, гондольер узнаёт, пройдёт ли лодка под мостом. Хотя, я думаю, гондольеры знают каналы и мосты родного города, как линии своей руки.

Может быть, скрежет от того, что гондола под мостом протискивалась? Проверили высоту моста, — нет, гондола проходит спокойно. Да и вряд ли гондольер свою кормилицу будет так травмировать.

Мы шли по городу, пока не поравнялись с мастерской, где изготавливают гондолы. Заглянуть внутрь не решились. Видите, какое серьёзное лицо у мастера. Он не просто жуёт, он планирует, как изготовит 280 деталей из 8 сортов древесины. Чтобы создать гондолу нужно 280 деталей.

Ремесло изготовления гондол процветает с XI века. Венецианская гондола делается по стандарту. Длина примерно 10 метров, ширина 1 м 30 см. Это плоскодонная лодка. Часто, кроме сидений, у неё есть навес, укрывающий пассажиров от дождя и солнца. Каждая гондола уникальна и изготовлена на заказ. Будете гулять – приглядитесь. У каждой гондолы своя внешность.

Гондола – одновёсельная лодка. Управляется гребцом — гондольером, который располагается на корме, лицом по ходу движения. Венецианская гондола выглядит торжественно и элегантно. Все они чёрного цвета. Так сложилось исторически. Вечером лодки укрывают яркой сине-голубой тканью. Припаркованные гондолы выглядят нарядно и романтично.

Существует две легенды, объясняющие черный цвет лодок. Первая рассказывает о старом доже, молодая жена которого изменяла ему с молодым кавалером, приезжающим к дому на чёрной гондоле. Чтобы не было лишних разговоров про молодого любовника, дож приказал все лодки выкрасить в чёрный цвет. С тех пор г ондолы в Венеции – только черные. Тогда лодка кавалера не будет выделяться и разговоры прекратятся. *Всё-таки гуманность итальянцев меня восхищает. У нас бы в монастырь или в реку, а тут, просто, закон о цвете лодок*.

Вторая легенда – говорит, что черным цветом гондолы в Венеции стали красить во время эпидемии чумы. В лодках вывозили трупы умерших людей. Красочность и пышность в такое трагическое время не уместны. Черный цвет оставили в память о днях чумы.

Есть и третья версия – борьба с расточительностью венецианцев.

Праздник избавления от чумы – Реденторе, венецианцы отмечают каждый год. Также, каждый год в первое воскресенье сентября в городе проводится Историческая регата (Regata Storica). Каждый остров или район выставляет свою лодку и гондольера. В рамках Исторической регаты проходит парад гондол и соревнования гондольеров. Для мужчин, мечтающих стать гондольерами, но не родившихся в семье гондольеров, это единственная возможность войти в круг избранных.

Гондольеры – древняя профессия. Ремесло передаётся от отца к сыну. Женщин в гондольеры не берут. При поступлении в школу гондольеров, предпочтение – потомственным гондольерам.

На одном мосту мы наблюдали вот такую плавучую тусу. Она вырулила из-за домов под аккордеон и длинной вереницей проплыла под мостом. Что за компания? Может быть корпоративная вечерина?

Когда гондола подходит близко к берегу (стене канала или дома), гондольер разворачивается и отталкивается от стены ногой. ВеслА не выпускает, веслом не помогает себе. Мы не видели, чтобы гондольеры гребли. Гребли, как принято делать это у нас. В управлении гондолой используется другая техника. Гондольер раскачивает лодку а веслом совершает движение с замысловатой траекторией. Гребок гондольера, скорее, толчок, а не гребок.

Цепочка мостов и мостиков вывела нас на площадь Сан Марко. Там вдоль берега плещутся, завёрнутые в синие плащи, длинные тела гондол.

Рядом с Сан Марко такси. На лавочках отдыхают гондольеры. Только гондольеры. Остальных на порог не пускают.

Если вы захотите покататься на гондоле, то говорите гО ндола. Иначе вас не поймут. Это правильное ударение. В России ударение гондО ла возникло благодаря поэзии. Удобнее рифмовать было: гондола – баркарола. Баркарола – барочная песня. Говорят, что у гондольеров есть свой фольклор. Мы слышали только известные итальянские песни, такие как Санта Лючия. Может быть, специально для туристов поют известные хиты Италии. «Вот вам бабушка, ваша любимая песня «Валенки»?

Гондольеры — исключительно крепкие люди в тельняшках. Выглядят браво. Любят позировать, кокетничать и улыбаться. У них всё прекрасно. В 2009 году появилась первая женщина гондольер. Чтобы быть гондольером, нужно получить лицензию, знать не только правила вождения гондолы и дорожные знаки. Гондольер должен уметь общаться, владеть иностранным языком (английский обязательный), знать историю и культуру страны, уметь петь песни.

Всё выглядит так романтично, что даже думать не хочется, ходят ли гондольеры к психологам, например. Если отбросить красоту и престижность профессии. Это ж, подумать только, — все мужчины в семье – гондольеры. И сын, и отец, и дед, и прадед, и пра и т.д. вся жизнь в лодке. И в твиттере не посидишь. Можно, конечно, уединиться, узнать из газет, что творится в мире. Хорошая профессия, конечно, доходная, но есть в этом какая-то безысходность.

Сейчас в Венеции примерно 500 гондол, а в XVIII веке их было больше 10000.

Вспоминается фильм «Плащ Казановы», где русская, романтически настроенная туристка, попала в переплёт. Приняла за любовь ухаживания жигало. Одиноким туристкам в Венеции стоит быть осторожными. У гондольеров существует даже профсоюз жигало. Красавцы-лодочники умеют разбивать сердца богатым туристкам. Между собой они обмениваются информацией о вновь прибывших богатеньких туристках. Есть у венецианских жигало свои правила – не разбивать пары. Значит, парам ничего не грозит. Женщины, увлекайтесь, но не забывайте об опасностях.

Сколько стоит гондола

Удовольствие не дешевое, кататься в компании выгодно. Цена за первые 40 минут от 80 – 90 евро. Естественно, это не предел. Как правило, на лодке висит ценник. Обращайте на него внимание, но торгуйтесь. Это нормально. Гондола вмещает от четырёх до шести пассажиров (гондольера не считаем). Оплата – за лодку, так что сумму можно делить на количество участников, готовых покататься на гондоле.

  • Заказать общую прогулку на гондоле можно здесь
  • Или взять частный тур на гондоле с музыкантом на борту.

Кстати между мостом Риальто и площадью Сан-Марко есть остановка траджетто (traghetto) – лодки, которая курсирует от одного берега к другому. Стоимость поездки в такой лодке, примерно 50 центов. Траджетто – вид гондолы. Низкая цена, потому что – общественный транспорт, потому что долго не покатаешься, скоро выходить, ну, и — не так изящна, как венецианская гондола.

Кто же так страшно скрежетал? Незаметно, мы дошли до вокзала, на который прибыл наш поезд. Вот и остановки вапоретто. Может скрежет издавал ? Нет, ему хорошо в Гранд канале, в нашем канальчике под окнами, такая махина не влезет.

Кто же это был?

Катер? Да, похоже. Но почему звук шел от верхних этажей? Остался самый надёжный вариант. В Венеции не только гондолы и гондольеры, но и летающие тарелки, на которых зелёные человечки прилетают любоваться городом на воде.

Хотелось бы увидеть, как выглядели гондолы и гондольеры в XVIII веке. А вот так они, наверное, смотрелись на фотографиях в XX:

С уважением, Галина Субботина и Алла Сутягина



Венеция - вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.

Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка - вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.


Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга.

Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.

Венецианский гондольер - это не работа и не профессия, это призвание и искусство!

Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:

"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".

Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.

Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".

Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:

для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад. На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник - "ферро" .

Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.

За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров. История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет - она возникла в 1094 году. Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры. Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два - зеленый и красный.

По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером - непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

// ikkamirnaya.livejournal.com


По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины. 23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером. Босколо - семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.

Он до сих пор считает, что гондольер - не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета. По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие или арабские , итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального лодки по пожеланиям заказчика.

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции.

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.