Демонстрационный вариант огэ по литературе. Увеличение количества заданий по выбору

Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:

  • отрывок из эпического, лиро-эпического или драматического произведения, входящего в кодификатор и семь вопросов с краткими ответами, проверяющими знание основных литературоведческих терминов (применительно к данному произведению) и реалий текста;
  • два мини-сочинения по этому произведению (по 5-10 предложений каждое) - одно с акцентом на анализ приведенного отрывка, другое - сопоставительное, где поднятые автором проблемы, темы и идеи рассматриваются в сравнении с другими произведениями сходной проблематики;
  • отрывок из лирического произведения стихотворение целиком и пять вопросов по нему (аналогично первому блоку);
  • два мини-сочинения - также на анализ и на сопоставление;
  • развернутое сочинение объемом от 200 слов на одну из предложенных тем (по выбору экзаменующегося).

Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .

Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:

  • от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века;
  • вторая половина XIX века;
  • русская литература XX века.

К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.

И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.

Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.

Новая система оценки ЕГЭ по литературе

Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.

Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:

  • 12 баллов - за 12 вопросов с краткими ответами;
  • 16 баллов - за 4 коротких сочинения (по 4 за каждое);
  • 14 баллов - за «большое» сочинение.

В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:

  • за вопросы с краткими ответами по-прежнему можно будет получить 12 баллов (21% от общей суммы баллов)
  • мини-сочинения на анализ текста будут «стоить» по 5 баллов - итого 10 за оба (17.5%);
  • резко возрастает оценка умения погрузить литературное произведение в контекст - за каждое из двух сопоставительных сочинений можно будет получить по 10 баллов, итого - 20 (35%);
  • за развернутое сочинение можно получить до 15 баллов (26%).

Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.

Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.


Критерии оценки сочинений и развернутых ответов на ЕГЭ по литературе-2018

Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.

Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:

  • соответствие ответа поставленному вопросу - 1 балл, при этом, если по этому критерию работа получает «незачет», дальше она не проверяется;
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подкрепления текста произведения - до 2 баллов;
  • - до 2 баллов.

«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:

  • до 4 баллов может принести адекватный подбор двух произведений для сопоставления (для получения максимального балла надо выбрать произведения, соответствующие формулировке задания, правильно указать их названия и авторство);
  • до 4 баллов - само сопоставление (в идеале оба выбранных произведения убедительно сопоставлены с исходным текстом в заданном ракурсе, причем сопоставление производится с опорой на текст произведений);
  • до 2 баллов - отсутствие логических, фактических и речевых ошибок .

Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.

Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:

  • соответствие теме - 1 балл (если работа не по теме или бессодержательна - баллы по остальным критериям не начисляются);
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подтверждения текста литературного произведения, в том числе наличие отсылок к конкретным эпизодам и персонажам - до 2 баллов;
  • использование основных понятий теории литературы - до 2 баллов, причем для того, чтобы получить максимальную оценку по данному критерию, уже недостаточно просто использовать в тексте такие слова, как «роман», «конфликт» или «герой» - надо вычленить хотя бы одно художественное средство, принципиально важное для развития темы;
  • композиционный замысел сочинения, пропорциональность частей относительно друг друга, целостность работы - до 2 баллов;
  • логичность изложения - до 2 баллов;
  • отсутствие в тексте фактических ошибок - до 3 баллов;
  • отсутствие речевых ошибок - до 3 баллов.

Вариант ЕГЭ по литературе состоит из 17 заданий, которые разделены на 2 части:

  • 1 часть. В нее включены вопросы по анализу. Варианты ЕГЭ по литературе с 1-го по 9-й – отрывки из эпических, лироэпических или драматических произведений. Первые 7 из них требуют краткого ответа – в виде цифры, слова или словосочетания. На 8 и 9 нужно отвечать развернуто. Тесты с 10-го по 16-й составлены по лирическим произведениям. На часть из них (10-14) нужно отвечать кратко, на 15-й и 16-й вопросы ответ должен состоять из 5-10 предложений.
  • 2 часть . Состоит из одного 17-го задания. Включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение работы отводится 325 минут.

Распределение баллов

  • Задания 1-7, 10-14 = 1 балл
  • Задания 8, 15 = 6 балл
  • Задания 9,16 = 10 баллов
  • Задание 17 = 14 баллов

Результат оформляют как «зачет» или «незачет», минимальное количество баллов - 32. «Пятерка» соответствует 58 баллам.

Произведения, необходимые для экзамена

Количество произведений:

  • поэзия – более 150 стихотворений и 9 поэм;
  • романы – 11;
  • пьесы – 6;
  • повести – 4;
  • рассказы – в пределах 20.

Конкретизированный список можно найти в .

Как подготовиться к написанию сочинения

Несмотря на небольшой объем экзаменационного сочинения, написать его для многих нелегко: мешает волнение и недостаточность опыта в создании письменных работ.

Чтобы на экзамене все прошло гладко, при подготовке необходимо придерживаться определенных правил:

  • писать как можно больше, писать регулярно;
  • завести ;
  • выстроить свой уникальный шаблон, на основе которого будете создавать сочинения на разные темы;
  • регулярно писать сочинения, прописывая вступление, основную часть и заключение.
  • вникнуть в проблематику произведения;
  • написать карточки для каждого произведения или автора;
  • выписать все удачные фразы и цитаты, которые можно использовать для сочинения;
  • тренироваться онлайн .

Экзамен по литературе сдают ученики, желающие в будущем связать свою жизнь с филологией, журналистикой, лингвистикой и другими гуманитарными направлениями. Основная сложность этой работы обусловлена тем, что выпускнику придется прочитать большой объем лирических и прозаических произведений.

Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
  14. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литература – основной классический школьный предмет, часто избираемый для Единого государственного экзамена. ЕГЭ по литературе каждый раз изменяют, чтобы усложнить процесс сдачи. На 2018 год изменения также запланированы. Выпускникам для успешного прохождения теста требуется хорошо подготовиться. Они должны прочесть произведения школьной программы, научится грамотно излагать свои мысли, запомнить специфику профильных КИМов.

Кому необходимо сдавать экзамен по литературе

ЕГЭ 2018 по литературе обязателен для будущих студентов лингвистических, филологических, этнографических факультетов. Другие кафедры требуют результаты Единого государственного экзамена при:

  • получении специальности переводчика;
  • обучении творческим специальностям — живописи, театральному искусству, вокалу;
  • обучении киноспециальности;
  • обучении журналистике, писательскому мастерству.

В ЕГЭ 2018 литература выбирается не только из-за получаемой студентами специальности. Всё зависит от требований конкретного учебного заведения. Максимально возможный результат возможен, когда его выбор заранее обдумывается, озвучиваться, документально фиксируется. Отслеживая новости, касающиеся данного теста, изучают все его тонкости. Сочинение при этом демонстрирует творческие способности абитуриента. Их развивают заранее, путём написания черновых текстов. Дополнительно к литературному экзамену руководством вуза могут быть добавлены иные тесты. Будущие продюсеры сдают математику, актёры – проходят творческий конкурса. Точные требования узнаются у членов экзаменационной комиссии, на сайте вуза.

Какие изменения планируются

Формат ЕГЭ по литературе на будущий год изменится как следствие совершенствования КИМов. Последние решения Минобрнауки свидетельствуют о том, что Единый госэкзамен усложнится . Структура актуальных билетов исключает вопросы, имеющие краткий ответ. Новый формат увеличивает число заданий, выбираемых выпускником самостоятельно. Теперь сравнивают текст с одним произведением вместо двух. Критерии оценки значительно ужесточены. Для развёрнутого ответа нужно использовать 50 слов, сочинение получило норму минимум в 200 слов. Соблюдение правил русского языка обязательно.

Для заданий 9 и 16 изменения в ЕГЭ по литературе предусматривают отмену обоснования выбранного для сопоставления примера. Итоговое сочинение получило четвёртую тему. Переработаны критерии выставления оценок заданиям с развёрнутым ответом, их номера 8, 9, 15, 16, 17. Иные положения ЕГЭ по литературе 2018 года не отличаются от прошлогоднего выпускного испытания.

Актуальная демонстрационная версия

В интернете опубликована демоверсия последнего варианта ЕГЭ 2018 по литературе. Его подготовил ФИПИ. Её задача – дать возможность экзаменующимся ознакомится с видом, структурой, типологией бланков экзамена, порядком их заполнения. ЕГЭ по литературе в 2018 году разделяется на две части. Заданий всего17. Они должны быть выполнены за 235 минуты. Превышение временного лимита не допускается.

Итоговое сочинение сдаётся три раза. Формат – сочинение-изложение, срок написания 4 часа. Результат оформляется как «зачёт» или «незачёт». Минимальный проходной бал составляет 32 балла, «отлично» потребует набрать 57 баллов. Готовящиеся к ЕГЭ выпускники должны понимать, что их ответы оцениваются на наличие собственных мыслей, глубину понимания поднятой проблемы. Для сочинения актуальны: последовательность изложения, логичность, соблюдение норм русского языка.

  • Скачать демоверсию: ege-2018-lit-demo.pdf
  • Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-lit-demo.zip

Основные направления подготовки к экзамену

Подготовка к ЕГЭ по данному предмету начинается с изучения его актуальной демоверсии. Цель — понять структуру, форму, логику теста. Скачать демо можно на тематических сайтах, посвящённых Единому государственному экзамену. Обязательно повторяется изучавшийся в течение всего срока обучения теоретический материал. Проходятся тесты за 2016-2017 год, пишется несколько сочинений на стандартные экзаменационные темы. Отдельное внимание чтению рекомендуемой литературы. Список насчитывает 145 произведений, каждое из них использовано при составлении экзаменационных заданий. Трудные темы прорабатываются с репетитором. Когда испытание провалено, не сданный экзамен пересдаётся через 12 месяцев. Результаты теста обжалуются. Процедура очень сложная, неприятная, длительная. Допускать провала не стоит, ведь время уничтожает знания, полученные в школе, таким образом сдать ЕГЭ станет ещё сложнее.

Начиная с нового учебного года 2017-2018, внесены изменения в систему сдачи Единого государственного экзамена в нашей стране по нескольким предметам. Слухи о грядущих переменах ходили давно. Накануне министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева подтвердила данную информацию. По ее утверждению, изменения коснуться ряда предметов, в том числе ЕГЭ по литературе 2018 года . В следующем году выпускники школ будут сдавать экзамен иначе.

Нововведения, разработанные ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), кардинально поменяют саму модель проведения итоговых испытаний для школьников. Планируется, что теперь экзамен будет состоять только из творческих заданий. Типовые тесты будут упразднены.

Улучшит ли это качество проверки, покажет время. Педагоги, сами одиннадцатиклассники и их родители уже сегодня начали основательно готовиться к экзаменам по литературе. Какие же изменения в сдаче ЕГЭ по литературе ждут выпускников?

ФИПИ представил их официальный перечень:

  1. Требование по обоснованию выбора примера для сопоставления отменили.
  2. К трем прежним темам сочинения добавилась четвертая.
  3. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом претерпели сильные изменения.
  4. Сразу на 15 баллов (с 42 до 57 баллов) увеличился максимум за всю работу.

Тестирование с одним коротким ответом, на котором так часто выезжали школьники, особенно троечники, аннулированы. Тем самым шанса заработать баллы на тестах не будет. По мнению разработчиков, такие нововведения вполне оправданны. Ведь из-за своей простоты и односложности ответ можно было угадать.

С помощью тестов этого типа (в нынешнем ЕГЭ насчитывается 12 подобных вопросов) проверялось знание терминологии по литературоведению. К тому же эксперты уверены, что подобное тестирование излишне. Так как в развернутом письменном ответе и так необходимо оперировать терминами. И этого для проверки основных знаний вполне достаточно. Теперь для того, чтобы успешно сдать единый госэкзамен по литературе ребятам придется потрудиться.

Начиная с 2018 года, задания по литературе будут нацелены на проверку выпускников красиво и грамотно преподнести свои мысли, уметь рассуждать, основываясь на прочитанных произведениях. Многие задания связаны с развитием устной речи у школьников и их словарным запасом

Увеличение количества заданий по выбору

Выпускники по-прежнему смогут выбирать задания для сочинения из предложенных вариантов. Если раньше было только три задания, то теперь список увеличился до четырех. Таким образом, выбор расширился, и школьник может остановиться на интересном вопросе для ответа к произведению.

Напомним, что раньше для темы сочинения предлагалась литература трех периодов:

  • от древнерусской до литературы первой половины XIX века;
  • второй половины XIX века;
  • русской литературы XX века.

В 2018 году разработчики добавили произведения конца XIX – начала XXI веков. Теперь включена и «новейшая» литература нашего государства. Сюда же относятся и произведения, которые появились на свет в последние десять лет. Добавление четвертой темы сочинения – это самое главное новшество в экзамене по литературе

То, что темами для сочинений стали произведения постсоветского периода, совсем не значит, что выпускники должны читать каких-либо конкретных авторов (обязательных фамилий нет в списке). Данное нововведение позволит экзаменующемуся на материале литературных произведений конца XX начала XXI веков раскрывать заданную тему по своему выбору.

Объем сочинения вырастет

Что касается минимального объема развернутого сочинения, то он стал больше. В этом году достаточно было использовать в своем ответе 200 слов. На следующий год количество увеличится на 50 и составит 250 слов.

Изменились требования к мини-сочинениям. Они стали более понятными и конкретными. Если раньше необходимо было написать текст длиной 5-10 предложений. А, как известно, предложения бывают и короткие, из трех слов, например.

Бывают и сложными, с использованием большого количества оборотов и вводных слов. Теперь же все стало предельно ясно. Объем мини-рассказа должен быть не меньше 50 слов. Это относится к любым заданиям, связанным как с анализом текста, так и сравнительными и сопоставительными заданиями.

Упрощение заданий на сопоставление

В следующем году предложено максимально упростить задания на сопоставление. Чтобы показать свой читательский кругозор, выпускникам приходилось сопоставлять текст, используя два произведения. Теперь для обоснования своего выбора будет достаточно одного.

Уточняются критерии оценивания

Эксперты долгое время думали над вопросом, как оценивать знания учащихся в полном объеме и как можно более объективно. Ведь теперь нет заданий с краткими ответами, которые делали проверку знаний автоматической.

С 2018 года для выпускников критерии оценивания ЕГЭ предложено ужесточить. Уточняется, что кроме тестирования, которое учитывает знания терминологии, в задании должно быть написано пять сочинений на выбранные темы

По мнению разработчиков, теперь единый экзамен максимально будет приближен к традиционному варианту сдачи школьного экзамена. Возможно, со временем единый государственный экзамен и вовсе будет отменен.

Специалисты, принимающие участие в разработке новой модели ЕГЭ по литературе, продолжают работать над системой оценки знаний по данному предмету. Они проводят совещания, озвучивают проблемные вопросы, высказывают мнения, пытаются найти оптимальные решения.

Новый ЕГЭ по литературе уже запущен

Пробный (экспериментальный) ЕГЭ по литературе с некоторыми изменениями, которые в данный момент уже официально утверждены, был проведен впервые в учебном году (2015-2016) в 13 субъектах Российской Федерации. В нем приняли участие свыше 1000 обучающихся из 60 образовательных учреждений.

Стоит отметить, что 94% преподавателей литературы результаты эксперимента по внедрению новой модели проведения ЕГЭ по данному предмету удовлетворили. По их мнению, на сегодняшний день такой вариант проведения экзамена позволяет в полной мере дать объективную оценку знаниям учащихся

Но выпускникам не нужно беспокоиться. Обновленный экзамен практически не отличается от испытаний предыдущих лет. Да, и вряд ли государственный экзамен по литературе станет более сложным. Никаких затруднений у выпускников он не вызовет.

Уже сейчас в сети Интернет разработчики опубликовали демоверсию ЕГЭ по литературе 2018 год с ответами и критериями. Будущие выпускники, родители, учителя и все заинтересованные лица могут ознакомиться с демонстрационной версией и понять структуру контрольно-измерительных материалов, количество заданий, их форму и уровень сложности. Это дает общее представление о требованиях, которые будут предъявляться к ответам на ЕГЭ по литературе.

Видео-новость