Диктант загадка шаровой молнии. Загадка шаровой молнии

Часть - в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн , ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки , а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».

Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.
Ход уроков

I. Диктант

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)
II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна , 2-й вариант - нередко .
2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени ; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно ).
3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант - Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
III. Анализ ошибок диктанта
IV. Работа над ошибками

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор , тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Найдите в словаре толкования слова категория .

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени ).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории)

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория )

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

Сделайте фонетический разбор слова категория .
II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1. Сопоставительный анализ предложений

Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:

1) Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло . Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло . В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека , и есть категория состояния.)

Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится .

3. Беседа по изученному материалу.

С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание

Методические приемы: лингвистический разбор , беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) С утра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожиданно быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние человека - предложения 1, 2, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло ), 4 (поздно, холодно ), 6 (было тихо и жарко ).

Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно ), 3 (скучно, гадко ), 5 (смешно ).

Физическое состояние человека - предложение 5 (больно ).

Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было ).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи

Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет.

Например:

1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет : 1) кофе что делает? пахнет ; 2) пахнет чем? кофе . В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (Н. А. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)

Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно ; пела как? чудно ; грозен насколько? в какой степени ? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком ); продвигалась как? трудно .

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело: 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело ); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем - краткое прилагательное (лицо каково? весело ).)
IV. Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение , обсуждение вопросов , письменное выполнение.

МОЛНИЯ.
Молния представляет большой интерес не только как своеобразное явление природы. Она дает возможность наблюдать электрический разряд в газовой среде при напряжении в несколько сотен миллионов вольт и расстоянии между электродами в несколько километров.
В 1750 Б.Франклин предложил Лондонскому королевскому обществу поставить опыт с железной штангой, укрепленной на изолирующем основании и установленной на высокой башне. Он ожидал, что при приближении грозового облака к башне на верхнем конце первоначально нейтральной штанги сосредоточится заряд противоположного знака, а на нижнем - заряд того же знака, что у основания облака. Если напряженность электрического поля при разряде молнии возрастет достаточно сильно, заряд с верхнего конца штанги будет частично стекать в воздух, а штанга приобретет заряд того же знака, что и основание облака.
Предложенный Франклином эксперимент не был осуществлен в Англии, однако его поставил в 1752 в Марли под Парижем французский физик Жан д"Аламбер. Он использовал вставленную в стеклянную бутылку (служившую изолятором) железную штангу длиной 12 м, но не помещал ее на башню. 10 мая его ассистент сообщил, что, когда грозовое облако находилось над штангой, при поднесении к ней заземленной проволоки возникали искры.
Сам Франклин, не зная об успешном опыте, реализованном во Франции, в июне того же года провел свой знаменитый эксперимент с воздушным змеем и наблюдал электрические искры на конце привязанной к нему проволоки. На следующий год, изучая заряды, собранные со штанги, Франклин установил, что основания грозовых облаков обычно заряжены отрицательно.
Более детальные исследования молний стали возможны в конце 19 в. благодаря совершенствованию методов фотографии, особенно после изобретения аппарата с вращающимися линзами, что позволило фиксировать быстро развивающиеся процессы. Такой фотоаппарат широко использовался при изучении искровых разрядов. Было установлено, что существует несколько типов молний, причем наиболее распространены линейные, плоские (внутриоблачные) и шаровые (воздушные разряды). Линейные молнии представляют собой искровой разряд между облаком и земной поверхностью, следующий по каналу с направленными вниз ответвлениями. Плоские молнии возникают внутри грозового облака и выглядят как вспышки рассеянного света. Воздушные разряды шаровых молний, начинающиеся от грозового облака, часто направлены горизонтально и не достигают земной поверхности.
Разряд молнии обычно состоит из трех или более повторных разрядов - импульсов, следующих по одному и тому же пути. Интервалы между последовательными импульсами очень коротки, от 1/100 до 1/10 с (этим обусловлено мерцание молнии). В целом вспышка длится около секунды или меньше. Типичный процесс развития молнии можно описать следующим образом. Сначала сверху к земной поверхности устремляется слабо светящийся разряд-лидер. Когда он ее достигнет, ярко светящийся обратный, или главный, разряд проходит от земли вверх по каналу, проложенному лидером.
Разряд-лидер, как правило, движется зигзагообразно. Скорость его распространения колеблется от ста до нескольких сотен километров в секунду. На своем пути он ионизирует молекулы воздуха, создавая канал с повышенной проводимостью, по которому обратный разряд движется вверх со скоростью приблизительно в сто раз большей, чем у разряда-лидера. Размер канала определить трудно, однако диаметр разряда-лидера оценивается в 1-10 м, а обратного разряда - в несколько сантиметров.
Разряды молнии создают радиопомехи, испуская радиоволны в широком диапазоне - от 30 кГц до сверхнизких частот. Наибольшее излучение радиоволн находится, вероятно, в диапазоне от 5 до 10 кГц. Такие низкочастотные радиопомехи «сосредоточены» в пространстве между нижней границей ионосферы и земной поверхностью и способны распространяться на расстояния в тысячи километров от источника.

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;

II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;

II вариант: отдыхая.

Диктант 4. Темы "Причастие" и "Деепричастие"

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

Диктант 5. Тема "Наречие"

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Диктант 6. Темы "Предлог", "Союз", "Частица"

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).

Диктант 7. Итоговый

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.

1. Гора обросла тонкими и высокими ёлками, словно ёж иглами.

2. Склоны гор открылись, словно развернулась книга, на сгибе которой блестела, как закладка, серебряная тесёмка реки.

3. Чем меньше загромождена квартира, тем больше в ней воздуха, тем легче дышится её обитателям.

4. Не надобен и клад, коли в семье лад.

5. Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.

6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Возле телег, под телегами и подале от телег - везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы.

8. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову.

Приложение 3

Диктанты

Диктант 1. Тема «Причастие»

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, ещё не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров.

Когда мой испуг прошёл, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; ещё не затянутая чёрной приближающейся тучей; ещё не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищённый от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

I вариант: не просохшая;

II вариант: не закрытые.

Диктант 2. Темы «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей.

Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издёрганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(М. Горький)

Грамматические задания

I вариант: утомившись;

II вариант: наклонясь.

I вариант: взмахивая;

II вариант: упираясь.

Диктант 3. Темы «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;

II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;

II вариант: отдыхая.

Диктант 4. Темы «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

Диктант 5. Тема «Наречие»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;

II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;

II вариант: отдыхая.

Диктант 4. Темы "Причастие" и "Деепричастие"

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

Диктант 5. Тема "Наречие"

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Диктант 6. Темы "Предлог", "Союз", "Частица"

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).

Диктант 7. Итоговый

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.