Дивергентное мышление как основа творчества личности. Что такое дивергентное и конвергентное мышление

Применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением .

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 9 ПРИЗНАКОВ того что ВЫ УМНЕЕ ДРУГИХ

    ✪ Отличный мультик о законах мышления

    Субтитры

    Как можно узнать насколько один человек умнее другого? Многие люди скажут, что для этого нужно воспользоваться одним из тестов IQ по определению интеллекта. Но данный метод в последнее время получил массу критики и не всегда подходит для общего понимания умственных способностей. Большинство ученых считают, что для определения ума, есть довольно очевидные и при этом не маловажные признаки, которые помогут выяснить насколько конкретный человек умнее большинства людей. Исследования показывают, что музыка способна развивать ум ребенка в разных направлениях. Прежде всего, занятия музыкой позволяют улучшать вербальный интеллект. А IQ ребенка берущего уроки музыки будет на порядок выше, чем у его сверстников, которые занимаются чем-то другим или вообще ни чем не увлекающихся. Проведенное исследование показало, что одаренные в самых разных областях дети, также занимались музыкой. С большей вероятностью вы умнее своих братьев и сестер, если являетесь старшим ребенком в семье. Правда дело здесь явно не в генетике. В результате большого исследования норвежских врачей, были проанализированы здоровье и уровень IQ 250 тысяч молодых мужчин. В итоге оказалось, что первенцы в среднем имели IQ в 103 балла. Показатель для детей, родившихся вторыми, составил 100 баллов, а для тех, кто появился на свет третьими, всего 99. Исследователи объяснили такой показатель, психологией взаимодействия детей и родителей. Первенцам зачастую уделяется больше внимания, что повышает их шансы стать более умными и успешными. Еще один не маловажный факт, это то в какой физической форме вы находитесь. Согласно проведенного в 2006 году исследованию, ученые пришли к выводу, что чем больше у человека талия, тем ниже его умственные способности. Тогда же было проведено еще одно исследование, которое подтвердило, что одиннадцати летние дети, набравшие меньшее количество баллов в вербальных и невербальных тестах, чаще склонны к ожирению нежели их более умные ровесники. А вот в результате проведенного в 2014 году исследования, в котором, приняло участие 600 студентов показало, что любители собак более дружелюбны и склонны к общению. Однако проведенные тесты наглядно показали, что умственные способности куда выше у любителей кошек, чем собак. В большинстве случаев дети, находившиеся в младенчестве на грудном вскармливании, более развиты интеллектуально, чем их ровесники обходившиеся без материнского молока. Проведенное исследование более трех тысяч малышей из Великобритании и Новой Зеландии, показало, что малыши, которые вскармливались материнской грудью, набирали в среднем на 7 баллов больше в тестах на IQ. Некоторые исследователи часто связывают леворукость с преступностью. Ведь согласно статистике доля левшей в преступном мире несколько выше. Однако позднее ученые выяснили, что леворукость связана с таким понятием, как дивергентное мышление. Этот термин отвечает за способность человека к творчеству, а также к возможности очень быстро генерировать новые идеи. Чаще всего это распространено у мужчин. В 2008 году Принстонский университет провел исследование, в результате которого дети в детских садах с ростом выше среднего, лучше проходили тесты на интеллект. Затем в более взрослом возрасте они зарабатывают куда больше денег, чем их низкорослые ровесники. Также существует связь между уровнем интеллекта и употреблением алкоголя. Выяснилось, что среди жителей США и Великобритании не маленький процент среди тех, кто в юном возрасте показывал отличный результат в тестах на IQ, а уже во взрослом возрасте стал регулярно употреблять алкоголь. У большинства умных людей отличное чувство юмора. В результате одного исследования группе студентов из четырехсот человек было предложено придумать смешные названия для разных мультфильмов. Как и предполагалось, те студенты, которые учились хорошо, придумали куда более забавные названия, чем остальные. На самом деле все предельно просто: чем умнее вы становитесь, тем чаще к вам приходит понимание того, что простор для совершенства необозрим и, как сказал бы в этом случае великий философ Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышлени е. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты . Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

  • Когда?
  • Почему?

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов . Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Приемы, развивающие дивергентный ум

Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.

К таким особенностям следует отнести:

  • умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
  • навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
  • понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
  • умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.

Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы . Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.

С Викиум вы можете развивать дивергентное мышление онлайн

«В чужой обуви». Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее. Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.

«Профессиональный фотограф» . Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.

Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.

Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».

«Организация информации». Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.

Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:

  • кластеризация,
  • типология,
  • классификация,
  • построение матриц,
  • разработка когнитивных схем,
  • создание различных таблиц.

Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:

  • Рыба Ишикавы,
  • Дерево целей,
  • Дерево задач,
  • Подход «5 П – 5 «Почему»,
  • Матрица БКГ,
  • «Пять сил Портера»,
  • Таблица расчета рисков,
  • Декомпозиция целей

и еще множество других.

Практикуйте дивергентное мышление

Дивергентное мышление развивает, в том числе, и регулярная практика обращения к нему . Для эффективной умственной работы важно понимание и принятие психологического факта, что идея и суждение имеют разную природу. Идея изначально зарождается как слабое и хрупкое предположение, которое в самом начале ее появления легко уничтожить «на корню» с помощью категоричного суждения.

Вот почему важно развести во времени генерирование идей (работу нашего дивергентного мышления) и суждение относительно их жизнеспособности (работу конвергентного мышления). Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма».

Представьте, что вы одновременно открываете кран с горячей водой и кран с теплой водой. Вы знаете, что в этом случае вы получите теплую воду, а вовсе не одновременно текущие из крана две струи – горячую и холодную. Точно также взамен двух потоков горячих идей и холодной трезвой критики вы получаете поток еле теплых идеи и чуть прохладной критики.

На этапе генерирования идей, постарайтесь не переходить к их оценке до тех пор, пока не признаете, что в процессе поиска вы исчерпали все свои умственные возможности. Вероятность появления нужного решения увеличивается с количество предложенных решений. Другими словами, чем больше удастся придумать решений, тем лучше. Наш мозг страшно ленив по своей природе, поэтому он радостно ухватывает первую же альтернативу как наилучшую. Не позволяйте своему мозгу так вас обманывать.

Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено не менее двух десятков идей. Специалисты по мозговому штурму еще более категоричны, они считают, что первые десять идей, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала.

В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно .

Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:

  • Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
  • Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
  • Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.

Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления.

Понятие дивергентного мышления служит объяснением креативности мышления в рамках определенного направления - направления Дж. Гилфорда. Однако креативность (творческое мышление) изучается с позиций и других объяснительных схем, поэтому креативное мышления и дивергентное мышление - понятия не тождественные, что отмечает также и Дорфман. В качестве примеров он приводит понимание творчества как усмотрения побочного продукта деятельности Пономаревым Я. А., как интеллектуальную активность и творческую способность у Богоявленской Д. Б., инвестиция Стернберг Р., Григоренко Е. Е. и т. д.

Особенно важным в анализе дивергентного мышления нам представляется четкая связь дивергетности с механизмом ассоциаций. Ассоциативная теория креативного мышления эту связь эксплицирует. В других работа, наоборот, ассоциации и дивергенция трактуются как две стороны теории креативного мышления.

В основе ассоциативной теории креативности лежит идея о том, что базой креативного мышления являются ассоциации. Креативное мышление образуется, в частности, в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednick различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), опосредование одних идей другими идеями. Martindale утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно устанавливать ассоциации между ранее несвязанными идеями. Эта особенность креативного мышления является центральной и перекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности (противоположный взгляд на области творческой деятельности, придающие креативности специфичность, см.: Sternberg,.

Согласно Eysenck, креативность есть неслучайный процесс поиска - комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключенность» («overinclusiveness»). Когнитивная сверхвключенность представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций - настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. Eysenck утверждал, что когнитивная сверхвключенность является генетически обусловленной, связана с психотизмом и создает предрасположенность к креативному поведению людей (сравни с данными Дружинина). Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления являются определенной проблемой. Так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Но сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящее к уменьшению их связности (дивергенция), и сосуществование нескольких идей, приводящее к усилению их связности (ассоциация) формально взаимоисключают друг друга. Но, если учесть, что когда на перекрестке «эволюционных каналов» происходит бифуркация, возникает несколько новых и различных вариантов развития. Причем этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». Нам представляется, что этот «перекресток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Они могут представлять собой фрагменты глубинных ассоциаций. Последнее предполагает, что дивергенция и ассоциации не исключают, а напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

В целом, Дорфман верно пишет, что дивергентное мышление не есть синоним креативного. Во-первых, креативность мышления можно изучать под иными углами зрения, а во-вторых и дивергентное мышление само по себе не всегда является креативным. Дивергентное мышление может складываться из некоторого множества идей, но каждая (или большая часть) из них может быть банальной.

В данном параграфе мы привели представления зарубежных коллег об ассоциативной природе дивергентного мышления в качестве беспристрастных экспертов нашей интерпретации теории Гилфорда.

Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей. Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения. Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.

  • Все идеи записываются и не критикуются.
  • После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.

Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время. Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.

Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени. Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст. Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.

  • Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями. Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.

    • Напишите "Как начать бизнес" по центру листа бумаги и обведите в кружок.
    • Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.
    • Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.
    • На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).
    • Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория "товары/услуги" будет включать "одежду" и "обувь", а категория "финансирование" будет состоять из "займов" и "сбережений".
    • Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.
    • На концах каждой из линий (или "лучей") нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории "товары/услуги" впишите "одежда" в круг первого подпункта и "обувь" – в круг второго. Для категории "финансирование" впишите "заем" в круг первого подпункта и "сбережения" – в круг второго.
    • После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.
  • Дивергентное мышление

    Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

    Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

    Дополняется конвергентным мышлением .

    Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

    Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

    Методы дивергентного мышления

    См. также

    Литература

    • Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик: диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. - Новосибирск, 2003. - 312 c.
    • Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Дивергентное мышление" в других словарях:

      дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

      - (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи … Психологический словарь

      Дивергентное мышление - (лат. – расхождение) – это мышление, способное схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных форм организации информации, в том числе и разных –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, дивергентное …

      Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества … Психология человека: словарь терминов

      Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

      МЫШЛЕНИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется процессом движения в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает… … Толковый словарь по психологии

      Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

      Латеральное мышление - способ или эвристика решения проблем, при котором индивид пытается посмотреть на проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Синоним: Дивергентное мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      креативность - (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия

    Книги

    • Решение проблем по методикам спецслужб. 14 мощных инструментов , Джонс М.. Коллекция проверенных и практичных инструментов для более быстрого принятия верных решений и упрощения проблем.Современному человечеству известно об окружающем мире больше, чем любым…