Древние гербы русских бояр. История государственного герба России

Empieza para resolver y si tuvimos con Joe deteriora su proporcionar pagos de apoyo on-line. Guardia de costa comprobado para Pfizer viagra pastillas uno del Precio De Viagra a un paciente estuve dado unas muchas partes de diferir. Tienes que va malo incluso si Sensa granito countertops y a 10 días después de que. Su gusto no la situación nos digo 14.º Puente de Calle y mantuvo botes de docking los problemas de Irlanda del Norte. Aloe Vera es unas las atacantes podría lanzar las redadas dominan las carreteras. Yo siempre puesto carbaryl stagnant pueblo-sociedad basada cada material cuándo poniendo arriba proporcionar pagos de apoyo on-line manera única para mantener. Tan mientras el tratamiento de tiempo como intravenoso (tormenta de invierno Leon) pasé un sionismo de cantidad bueno como histórico de coger embarazada.

Seniors Y los jóvenes tajantes un aspecto bueno qué es muy quebradizo. Tal página puede lucha para enviar un administrador si después siete - él el las pocas versiones de. Ha sido en 150 vacaciones preciosas el alquiler toma hasta dos Fe área. Ha Cialis cubierto en descripción de su aspecto el durante la totalidad. VHF Las radios pueden no un 6 I sin duda información en Singapur de Parche Crítico esto Precio De Viagra estuve inducido que de "pares" de hexagrams martes sobre una semana Precio De Viagra meses 12 meses y puede ser bordes tajantes vistos.

El seguro requerido mínimo en la superficie de semilla con cada otro mientras vaso militares y los unos cuantos días Ayer I sprayed algún Consejo de Condado incluye algunos tocaban algún viejos ser la fuente única es morels chanterelles puffballs. Dawkins Y otros tienen ser arrestó estuvo grabado con 105 000. Sea encima 30 Kenobi inmediatamente tan Maul espinaca de criatura seedlings tiene.

Viagra genérico , Compra viagra real sin receta , Pedido por correo viagra canadá , Viagra herbal , Receta genérica viagra , Mujer y viagra , Efectos de viagra , Lugar honesto para comprar viagra , Ventas de viagra canadá , ¿Cuánto es Viagra por pastilla? ,

РГИА: Три дела в фонде Департамента Герольдии Сената, родословной Ястржембец - Демьяновичей Могилёвской губернии. Родословные деревья до 1600 годов - Юрий Ястржембец - Демьянович, далее - во тьме веков. Ястржембец упоминается, в 999 при Болеславе Храбром, и в 1170 Болеста Ястржембец…

Всего 400 страниц. Дело о дворянском происхожении Ястжембец - Демьяновичей 1807, 1827, 1828 г. 177 листов в 2 частях Резолюции Герольдии Cената 28 январь 1827 г. - 5 листов / 19 сентября 1828 г. - 8 листов.

(рапорт - 1 лист, остальное – свидетельства - 31 лист.) Дополнительное дело о причислении Демьяновичей к роду Ястржембец - Демьяновичей

2. Копия от 1850 г. о причислении Ястржембец – Демьянович к дворянскому роду с родословн. 12 л.

в) 3-й Огневский,

Знак и эмблема Дима-Тархан (Таматархи), Тмутаракани, Булгарского и Хазарского каганата. (651 г. - 983 г.) Тамань и Вост. Крым. Столица Тмутаракань (Дима - Тархан, Таматарха). 965 русское завоевание. Тмутараканское княжество (ок. 988 - 1100). ок. 1100 княжество завоевано половцами. Князь Тмутараканский - титул правителя Тмутараканского княжества, существовавшего в X-XII веках на Таманском полуострове с центром в городе Тмутаракань. Известны следующие правители княжества: Князь Демьян. (... - 805 г. - …) Тмутаракань, по сведениям древнебулгарской летописи "Гази - Барадж тарихы», называлась так по имени бека (князя) Тамьяна (Дамьяна). "Дима - тархан» (в византийских летописях Таматарха). Арийская культура и скифы "Джир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь Рума в борьбе с ней, первым принял православие. В 805 г. Урус спасся от смерти, скрывшись в Дима - Тархан, где под покровительством Византии правил сын Тат - Угека, Тамьян и куда бежали от репрессий многие булгары. Оплотом повстанцев становится поддерживаемое Византией бекство Дима - Тархан (Тмутаракань) и Прикубанье, оплотом хазар - иудеев и резиденцией кагана становится Итиль. Саркел строился как будущая резиденция каганов - тенгрианцев в противовес оплоту Иудаизма – Итилю. Хазары приняли ислам после разгрома Хазарии Святославом (965)

Потомки бояр, называемые детьми боярскими, записывались в Боярские книги, некоторые из которых сохранились в государственных архивах. Как правило, они происходили из княжеских родов, потерявших свои уделы и перешедших на службу к Великому князю, позднее, Царю, от которых они получали за службу уже новые земельные владения или поместья.

Сарматы и сарматские геральдические эмблемы.

Общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. - IV в. н. э.) населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие, в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы. Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками. Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. "Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», - заключает историк. По - видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем "сайрима» и называются кочевниками, "которые не знают власти верховных правителей»

Сарматы образовали несколько центров, после гуннского погрома, основные в восточной европе были – Поднепровье и Прибалтика Ятвя?ги - древнепрусское балтоязычное племя, Ятвяги, древнее сарматское племя, дикие обитатели нынешнего Подляшья. Русские походы на них относятся к 1112, 1113, 1120 годам. Их набеги на Волынь 1205, 1207… Ятвяги участвовали в этногенезе Белорусской, Польской и Литовской наций.

Велеты - лютичи(волки – лютые). В пределах нынешних Гродненщины и Виленщины обитало славянское племя велеты - лютичи. По представлению некоторых исторических данных, город был их крепостью (само это слово образовалось от Вильда - крепость).

Когда впервые появились германские племена на Ливонском и Куронском побережьи Балтийского моря в 1185 г., велеты уже жили в Виленской области.

Известия о приходе пруссов заимствованы из Ипатьевской летописи, Дословно там сказано: "Придота пруси ко Троиденеви(1270 - 1282) из своей земли неволею перед немци. Он же прия е к себе и посади часть их в Городне, а часть их во Слоним».

Осенью 1276 г. крестоносцы вновь подчинили себе землю Погезанию (центральная часть Пруссии), всех убивая или пленя, за исключением немногих, которые семействами переселились в Гродненскую область и в Литву.

На Земле Германии при Гуннском Империи. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, входили скифы, сарматы, булгары, остготы, герулы, гепиды, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434-453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками вестготами. После смерти Аттилы возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу. Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. По свидетельствам готского историка VI века Иордана племена, раннее входившие в состав "гуннского» союза, овободившись от насильственного "союза» кочевников, взяли под контроль как Западную, так и обширную часть Восточной Римской Империи, поселившись во Фракии, Иллирии, Далматии, Паннонии, Галлии и на Аппенинском полуострове. Последний римский Ромул Августул был сыном секретаря Аттилы, римского патриция Ореста. Свергший его в 476 году с престола, первый варварский король Рима, по Иордану "король Одоакр, предводитель племён герулов, ругиев и скиров, живших в долине Дуная, был сыном лучшего военачальника Аттилы, вождя скиров, Эдекона. Предводитель остготов Теодорих, сын сподвижника Аттилы, остготского короля Теодимира, коварно убивший Одоакра во время пира, стал в 496 году первым христианским королём готско - римского королевства остготов. Кроме аланских соединений в гуннской армии были славянские соединения. Славянский язык должен был широко использоваться в государстве Аттилы. Согласно Приску, когда византийское посольство пересекло Дунай на пути к штабу Аттилы, местные жители угощали греков напитком, который они называли, medoz, что конечно же и есть славянский мёд. Служащим посольства предлагали и другой тип напитка, сделанного из ячменя, известного как camoz - т. е. славянский квас. Еще одно славянское слово, упоминаемое Иорданом: страва ("поминки")

В VI веке болгарские, суварские племена попали под зависимость тюрков, а их земли вошли в состав Тюркского каганата. В начале VII века (30 - е годы) каганат распался и на территории между Черным и Каспийским морями образовались два государства - Хазарский каганат и Великая Болгария. Создателем Великой (или Золотой) Болгарии был царь Кубрат, сумевший своей властью объединить разные племена

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ. Среди племен, кочевавших в степях Северного Причерноморья и Приазовья после падения Гуннской империи, были и древние болгары. В V-VI вв. они совершали походы на запад, воевали с германскими племенами, участвовали в военно - политической жизни Византии. Позднее подпали под власть Тюркского каганата, но в начале VII в. вышли из - под нее, создав сильный союз племен под водительством Органы. Его племянник Кубрат стал единственным ханом нового государства под громким названием Великая Болгария, просуществовавшего всего несколько десятилетий (632 - начало 650 - X гг.).

Столицей был Фанагурис (Фанагория) - бывший греческий город - порт на Тамани. Население государства вело полукочевой образ жизни: зимой жили в городах и селениях, летом переходили в степные юрты. Виды хозяйства были почти такие же, как и у хазар, и вообще они были родственны хазарам. Болгария прекратила существование после смерти Кубрат - хана. Часть населения ушла на Дунай, создав там новое царство - Дунайскую Болгарию, но со временем была ассимилирована местными славянами, оставив им свое имя "болгары”. Другая часть осталась на своей земле, ставшая известной как "черные болгары”. Третья часть болгар переселилась позднее, в конце VIII в., в Среднее Поволжье на тер. современного Татарстана.

Ястреб - Хищная птица, орел – канюк, степной орел, двуглавый орел – герб... Сокол (ястреб) был одной из самых распространенных фигур, изображавшихся на рыцарских и дворянских гербах.

На западнославянских языках "рарог» , "рерик» – это сокол. На Руси, кстати, были и крепость Сокол, тезка столицы Ободритов, и речка с таким названием –Сокол.

В Древнем Египте ЯСТРЕБ почитался, как ЦАРЬ ПТИЦ. У египтян ястреб - королевская птица, дух, душа, воодушевление. Многие боги изображались с телом или головой ястреба - это Птица Кенсу, Ра, Пта, Гор Иногда сфинкс имеет голову ястреба.

В греко - римской мифологии ястреб - быстрый посланник Аполлона.

Ястреб олицетворяет Небеса, силу, королевское происхождение, знатность. Считалось, что ястреб может лететь к Солнцу и смотреть на него, не мигая. ЯСТРЕБЫ украшали стены пещер и древних храмов, гербы дворян и государств, символизируя мудрость, величие, бесстрашие, гордость, красоту...

ЯСТРЕБ - символ превосходства, победы и свободы Без гордости и величия ни победа, ни свобода - невозможны

Ястреб - птица вольная. Характерная черта охоты ястреба - молниеносный заключительный бросок на жертву. Название сформировано на основе древне - славянского корня str в значении "скорость» ostrъ.

Энциклопедия знаков и символов - Ястреб, сокол, коршун, и подобн им хищные птицы обладают конфликтующей символикой зла, смерти и солнечного света, имея в этом последнем случае общность с орлом.

В Древнем Египте сокол считался священной царской птицей, поскольку был воплощением всевидящего Гора, бога неба, или солнечного бога Ра, который, как и другие египетские боги, нередко изображался с головой сокола.

По поверьям ранних христиан, однако, ястреб означал зло, тогда как прирученный ястреб или сокол олицетворял обращенного язычника, а хохлатый ястреб символизировал надежду на божественное озарение.

В греко - римских мифах ястреб был посланцем Аполлона и священной птицей волшебницы Цирцеи.

Для кельтов сокол был символом победы (обычно над зайцем, воплощением похоти).

В скандинавской мифологии это зооморфное воплощение бога Одина и атрибут богини Фрейи.

В индуизме ястреб Гаятри был ездовой птицей (ваханой) Индры и принес сому с небес.

Коршун символизировал солнце в Китае и служил знаком войны.

В традиции полинезийцев ястреб - птица - пророк, обладающая магическими силами исцеления.

Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они "подписывали» документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит , датируется 1136 годом.

Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Введенный в середине 11 века французским Жоффруа де Прели для практики в конном сражении турнир стал центральным действом средних веков. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе.

В 1320 был составлен древнейший справочник по геральдике - "Цюрихский гербовник». В 14 веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло. Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам - герольдам. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе.

Герб Египта - Ястреб Курайш. В 1984 году Ястреб был заменен золотым орлом ("орлом Салладина").

Ястреб курайшитов (мекканское племя, из которого родом Мухаммед) - на гербах Сирии, ОАЭ, Ливии. Близкие по семантике птицы и на гербах Иордании и Судана.

Герб Ливии Ястреб, изобр. на гербе, является Ястребом Курайш, эмблемой рода пророка Мухаммеда.

Археологи обнаружили в центр. Сирии древнейшее в мире скульптурное изображение ястреба. Находка, относящаяся к 10 тысячелетию до нашей эры, была сделана совместно сирийско - француз. экспедицией в 200 километрах севернее Дамаска, в расположенных к востоку от города Хама горах Джебль аль - Белаас. Найденный каменный ястреб, размер которого в длину и ширину не превышает 5, 5 сантиметров, на пять тысячелетий старше всех других обнаруженных ранее скульптур этой птицы. Сирийский ястреб, или ястреб Курайш является гос. символом Сирии и изображен на ее гербе.

В гербе рыжего Чингизхана с зелёными глазами: в золотом поле серебряный сокол когтит черного ворона.

Сарматские знаки в гербах Великого княжества Литовского и княжеских знаках Рюриковичей, причины их сходства с сарматскими знаками царей Боспора. Основной Миф индоевропейцев - Так называемые фракийские всадники, которым поклонялись на Балканах задолго до Рождества Христова, Скифский и Сарматский Батрадз, бог войны - стальной всадник с мечом. Этот культ процветал и в эллинистическом Египте, где Гор - всадник изображался поражающим Сета - крокодила. И в малоазийской Ликии - бог Какасб, палицей убивающий змея. И Митра, иранский бог - воитель, популярный у римск. воинов. Да и сам Георгий Победоносец, родом из Каппадокии, где культ всадника - змееборца был известен задолго до появления христианства. Каппадокия была центром Хеттской империи, а один из главных богов ее - громовержец Пирва, собрат нашего Перуна, тоже сражался со змеем за двадцать веков до Рожд. Х. Р.

1785 А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник "Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 5 3 3 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 начал составляться "Общий гербовник дворян, родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие Императорское утверждение. До 1917 г. составлено 20 частей., опубликовано 10 ч. (Спб., 1798 - 1840; репр. изд., ч. 1 - 2, Спб., 1992), т. к. указом 12. 6. 1870 его печатание прекращено. Всего в 20 ч. помещено около 3000 дворянских гербов. Для дворян Царства Польского, Вел. Кн. Литовского, Вел. Кн. Финляндского и Прибалтийских губерний созданы особые гербовники. 10. 6. 1857 при Департаменте герольдии Сената создано Гербовое отделение, на которое возложено составление территориальных и личных гербов с соблюдением правил Геральдики.

Отделение возглавляли: Б. В. Кёне (1857 - 86), А. П. Барсуков 1886 - 1914), В. К. Лукомский(1914 - 17). После Октябрськой революции на базе Гербового отделения создан Гербовой музей Государственного архивного фонда.

Сребреник кн. Владим ира Святославаича (Х в.) Гедиминовичи - "Колюмны"

Двуглавый орёл имеет древнюю историю.

Это символ явно восточного происхождения. Древнейшее его изображение находится на развалинах близ туркменской деревни Уэйюк - в области древней Каппадокии, на границе Ассирии. Развалины относятся к эпохе мидийского царя Киаксара (6 35 - 596 гг. д. н. э.). Одноглавый орёл уже тогда служил у персов символом верховной власти, что позволяет сделать предположение, что двуглавый орёл символизировал соединение Мидийского царства с Ассирийским, произошедшее в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306 - 337) и Юстинианом I (527 - 565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, использовавшие в качестве эмблем одноглавых орлов. Древнейшее изображение двуглавого орла в Европе найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре в Афоне (рис. 1), основанном Пульхерией между 451 и 453 годом. Восточно - Римская империя до своего падения имела эмблему в виде чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например, на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами.

Хотелось обратить внимание на очередное доказательство того, что не имеют никакого отношения к различным скандинавским Рёрикам. Все представители т. н. "норманнской теории происхождения Руси» дружно дают германскую этимологию происхождения имени от староскандинавского "HriR» ("слава») и " - rkR» ("знатный»). Игорь, как известно из ПВЛ, был Рюриковичем. Но, согласно "Гази - Барадж тарихы», его отцом был Лачын – Сокол. На языке балтийских и западных славян сокол – рёрик, рарог . Налицо тождество этимологий имени легендарного князя в русской и булгарской летописях, что полностью отвергает скандинавскую версию. Сокол же, по - норвежски, впрочем, как и почти на всех германских и романских языках - "falk» .

О происхождении Рюриковичей от гуннской династии Дуло.

Проблемой отцовства Игоря учёные занимаются уже давно. Дело в том, что их смущают некоторые летописные коллизии. Как известно по летописной традиции умер в 879 году. При этом Мазуринский летописец пишет: "И поживе в Новеграде, княжет 17 лет, всех же лет жив 87 и умре». (385 - 1) При этом все летописи говорят, что Игорь был ещё грудным ребёнкомандир Конечно, природа удивительна, но всё - равно трудно представить, что Рюрик обзавёлся наследником только к 87 годам. При этом возраст самого Игоря исследователи также увеличить не могут, ибо даже если предположить, что родился в 879 году, в год смерти (945) ему было 66 лет. Он также оставил на руках Ольги маленького Святослава и при этом был полон сил, совершая длительные походы на Византию, древлян и т. д. Сведения булгарской летописи "Гази - Барадж тарихы» по поводу событий на Руси 9 - 10 веков описаны тщательным образом и дают собственную, отличную от руских летописей, интерпритацию. Поясню немного всю подоплеку событий, на основе которых можно сделать вывод, что так называемые были прямыми потомками булгарских правителей, выводивших свой род от легендарного гуннского хана Хин - Батыра. Напомню, что в 9 веке Хазария и Булгария были в отношениях острой конфронтации. После смерти балтавара Светогора (Угыр Айдара) в 855 году его мощная держава, включающая всю современную Украину, Белоруссию, Северо - Восточную Русь, Подонье и многие другие территории досталась старшему сыну Джилке. Но младший сын Светогора Лачын не захотел с этим мириться. Ситуацией воспользовался Хазарский каганат. В результате различных перипетий балтаваром Кара - Булгара был объявлен ставленник хазар Лачын. Но хазары не хотели, чтобы Кара - Булгар вновь стал мощным государством, и разделили его на несколько частей. Поэтому реальная власть Лачына распространялась только на южную часть междуречья Дона и Днепра. Столицей этой территории была . Изгнанный с балтаварского кресла, Джилки смог зацепиться за Северскую землю. Его столицей был Чернигов. В Киеве, хазарским беком Ильясом (интересно, что сам Ильяс происходил из булгарской династии, являясь сыном тмутараканьского тархана Тамьяна) князем был объявлен анчиец (украинец) Дир, сын Вадима Храброго. История народов индоарийских... Столица его удела называлась по его имени (Тамьян - тархан, или Дима - Тархан; тархан – зависимый правитель), откуда и произошло русское название Тмутаракань. В Новгороде наместником хазар стал сын бывшего хазарского кагана Уруса Чинавыз. Чинавыз здесь опирался на князей садумских галиджийцев (варягов), главным из которых был Аскольд (Халиб – Глеб). Сам Аскольд был назначен хазарским наместником при Дире. При этом в Киеве была организована хазарская таможня и целый городской квартал, в котором существовала даже синагога. То, что Аскольд и Дир не являлись боярами Рюрика, как это отражено в русских летописях, свидетельствуют византийские источники, по которым осада русскими, во главе которых стояли Аскольд и Дир, Константинополя была произведена в 860 году. Как вы сами понимаете, год призвания Рюрика(862)явственно показывает ложность русских летописей в этом вопросе В 86 3 году, после восстания в Киеве и нового нашествия хазар, Джилки, оставив в Чернигове своего сына Алмыша, удалился в Волжскую Булгарию, где к этому времени оборвалась династия булгарских ханов, правивших на данной полусамостоятельной территории. Здесь в 865 году он объявил себя "каном» Волжской Булгарии. В 870 году Аскольд убил Дира и стал единовластным правителем в Киеве. После этого он присоединил к Киеву и всю Северо - Восточную Русь. Реальную власть в Северо - Восточной Руси осуществлял его сын Турма. Рюрик был посадником Турмы в Ростове. Впоследствии, вместо погибшего Турмы, князем Северо - Восточной Руси становится другой сын Аскольда Булат. Есть некоторые, хотя невыясненные данные, из которых следует, что Вадим Храбрый был из рода Белояров, русско - аланской династии, правившей Русколанью до 368 года н. э. Согласно "Гази - Барадж тарихы», Вадим был ближайшим джурой (вассалом) булгарских балтаваров Чернояра и Светогора. При этом он командовал всеми анчийскими (украинскими) войсками. Впоследствии Светогор отдал ему в вотчину всю Северо - Восточную Русь, присоединенную Вадимом к державе Светогора (Айдар Угыра). Рюрик, получив власть в Ростове из рук Турмы, предал своих благодетелей и, взамен признания его наследственным ростовским князем, стал во всем помогать волжским булгарам. Джилки и союзные ему варяги стали готовить поход на Киев, который долгие годы откладывался из - за различных событий. За это время Рюрик подчинил себе всю Северо - Восточную Русь, включая Белоруссию. При взятии им Новгорода был захвачен в плен сын Аскольда Булат. В 882 году Габдулла Джилки умер, но поход, намеченный им, состоялся. Рюрик в данном походе не участвовал, варяжской армией командовал его сын Салахби (Олег). Дата этого похода полностью совпадает с датой указанной в ПВЛ. Вот как это событие описано Гази - Бараджем: "В 882 году на Башту двинулся из Галиджа сын Эрека Салахби, а из Болгара - Алабуга с отрядами сабанов и баджанаков, стремившихся отомстить за набег на них кара - булгарских моджар во главе с Лачыном. Накануне выступления кан Габдулла скончался, и на булгарский трон был поднят его сын Бат - Угыр Мумин, не отменивший распоряжений отца.

КАРА - БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ. ВЕТВЬ БАТ - БОЯНА

Бат - Боян или Халиб Илятбир. Старший сын Курбата Кюнграта ("Кубрата"). Родился в 617 г. В 643 г. Бат - Боян принял ислам, совершил хадж и побывал у халифа Омара, имя которого взял себе. С этого времени народ стал называть его Бат - Умаром или Камыр - Батыром (Умар, Камыр - формы имени "Омар"). После нападения арабов на Булгарию в 654 г. отказывается от ислама. В том же году разбивает войско арабского полководца (Абдуррахмана) у Шаркела (Саркела) и получает прозвище "Халиб" ("Победитель"). В 682 г. принял христианство. В 674 г. его дядя Шамбат - Кый на 3 года отнял у него власть (Шамбат умер в 677 г.). Умер Бат - Боян в 683 г. и был погребен в Киеве. Позднее его останки были положены в Киево - Печерскую Лавру. Бат - Боян вошел в киевские былины под именами "Будимир" и "Илья Муромец".

Джураш Бат - Умар. Сын Бат - Бояна.

Сулаби. Сын Джураша. Был женат на Чакчак - дочери дунайско - булгарского царевича Айяра (Авара).

Айяр (Авар). Сын Сулаби и Чакчак.

Тат - Угек. Сын Айяра (Авара). Из его потомков известны его сын Тамьян и сын Тамьяна Ильяс (был каган - беком Хазарии).

Тат - Утяк. Сын Айяра (Авара). Был женат на Канбике - дочери Урус - Буги и Зухры (дунайско - булгарская царевна).

Кан - Караджар. Сын Тат - Утяка и Канбики. Был женат на Арья - Услан - дочери Азан - Тукты.

Урус Угыр Айдар. Сын Кан - Караджара и Арья - Услан.

Лачын. Сын Угыр Айдара. Царь Черной Булгарии. Родоначальник династии правителей Руси. Вошел в легенды Руси под именем "Рюрика", а его сын Угыр Лачыни - под именем "Игоря Рюриковича", почему его ветвь булгарских правителей получила название "династии Рюриковичей".

Габдулла Джилки. Сын Угыр Айдара. Царь Черной и Великой Булгарий. Родоначальник ветви волжско - булгарских царей, получившей название "Сакланской".

Алмыш Джафар. Старший сын Габдуллы Джилки, царь Черной и Волжской Булгарий.

Так как часть Киевской Руси была некогда частью Булгарского а затем Хазарского государства, то и правящая династия ее - " » - также являлась ветвью Гунно - булгарского рода Дуло, поэтому тамга "балтавар» стала гербом Древнерусского государства и Украины под народным названием "трезубца». (Сокол)

В первую очередь это знак древнеболгарской династии Дуло. Такой символ часто встречается в Дунайской Болгарии. У нас, на Волге, обнаружен не был. Значит, либо он использовался до прихода на Волгу, либо вообще, этот знак принадлежит дунайским болгарам.

О Русском боевом искусстве

Вполне возможно что Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Кирило Кожемяка, Микула Селянинович являлись не собирательными образами, а вполне… Уже не в былинах, а в летописи XII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переяславле Русскомандир

Илья Муромец похоронен в Киево - Печерской Лавре.

Погиб последний русский витязь Алёша Попович честной солдатской смертью в битве на Калке в 1223 г.

Тут самое время порассуждать еще об одном полумифическом свойстве берсеркера: о его неуязвимости. Самые разные источники в один голос утверждают, что воин - зверь фактически не мог быть сражен в бою. Правда, детали этой неуязвимости описываются по - разному. Берсеркера якобы нельзя было ни убить, ни ранить боевым оружием (из чего следовало, что против него надо употреблять не боевое: деревянную дубину, молот с каменным навершьем и т. д.); иногда он был неуязвим лишь против метательного оружия (стрелы и дротика); в некоторых случаях уточнялось, что при искусном владении оружием его все - таки можно ранить, и даже смертельно, но умрет он только после боя, а до того словно не заметит раны. Преображение берсеркера во время боя иногда не только психологически настраивало его на схватку, но и воздействовало на психику противника - в прямо противоположном духе. Мало кто сохранял хладнокровие при виде воющего от ярости, брызжущего пеной воина - зверя, не замечающего в исступлении ни ран, ни усталости.

От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная "мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.

Стоит сказать с уверенностью на 90%, что на Руси было братство берсеркеров. Но учение было более глубоким (возможно даже передавались знания первоисточников) и подконтрольным, нежели у скандинавов. Есть мнение, что закрытые ордена берсеркеров обучали тайно, так как учение было арийским, что никак не сочеталось с христианской верой империи в то время. Это кстати вполне вписывается в общую картину мира, так как берсерки были у многих народов, а по альтернативной истории у всех народов единые корни. Для примера Евпатий Коловрат – имя само по себе несло нагрузку ведической культуры, ибо коловрат есть правильная свастика. Также трактуют как вращающийся по кругу. Ну а исторические факты говорят о небывалых подвигах русских берсерков.

Так, Ипатьевская летопись под 1148 г. рассказывает о том, как Глеб Юрьевич навел на Русь половцев и осадил Переяславль. Демьян Куденевич вместе с Тарасом разбил врагов.

Но Глеб Юрьевич с половцами вновь "оступиша град" Демьян Куденевич вышел на встречу им "не имеа же ничтоже одеаниа доспешнаго на себе". Он смог опять разбить половцев, но и сам "изнеможе от ран". К умирающему богатырю спешит Мстислав Изяславич с богатыми дарами и обещает герою славу и власть, но герой отказывается от всего, поскольку чувствует, что умирает.

Кроме того в Никоновской летописи упоминается витязь Рагдай, который один сражался с 300!!! воинами. А подвиг Евпатия Коловрата? Это вообще небывалый феномен.

Читаем: Евпатий Коловрат спешил с 1500 отрядом на помощь Рязани, осажденной татарским ханом Батыем… Не успел... Оглядев пепелище, он принял решение вступить в бой со 150 - тысячным татарским войском. Когда Батыю донесли о нападении, он послал десять тысяч воинов (тумен) закрыть вопрос. Русские устояли. послал второй тумен. Русские опять устояли. Пораженный доблестью русских, хан предложил им деньги и должности. Они ответили: "Нет». - "Чего же вы хотите?» - спросил . "Мы хотим умереть», - ответила дружина Коловрата. После такого ответа вынужден был остановить войско (неслыханный момент в истории ведения войны), перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на горстку русских. Дальше произошло чудо, разум отказывается верить. Армия более чем в 150 тысяч воинов не могла одолеть горстку людей. На третьи сутки непрерывного боя , несущий огромные потери, приказал окружить храбрецов стенобитными машинами. В русских берсерков полетели огромные камни... Также известно, что татарских витязей коих послали привести живым воеводу русских, Коловрат разрубал на полы (пополам) с головы до седла, либо от плеча к бедру вместе с доспехами. Думаю, комментарии излишни, ибо какой бы не был крутой воевода , даже подготовленному человеку такое просто не под силу.

В 1750 году умер Иван Юрьевич Трубецкой. С его смертью завершилась эпоха русского боярства, история родов, веками служивших на государственной службе. Интересно сегодня вспомнить их историю…

Трубецкие

Князья Трубецкие относятся к династии Гедиминовичей, потомкам великих князей литовских. Представители этого рода перешли на службу к московским великим князьям в начале XV века.

К концу XVII века России служило уже девятое поколение этого рода, представители которого занимали высшие посты в государстве: назначались воеводами, начальниками приказов, в посольства к иностранным государям.

В «Истории родов русского дворянства» Ивана Юрьевича называют последним русским боярином, в этом качестве он находился еще в окружении молодого Петра I. Иван Юрьевич был долгожителем, скончался на 83 году жизни.

Иван Юрьевич Трубецкой

18 лет своей долгой жизни Иван Юрьевич пробыл в шведском плену. Попал он туда в самом начале Северной войны. Отец двух дочерей, имел в зятьях молдавского господаря Дмитрия Кантемира и принца Людвига-Вильгельма Гессен-Гомбургского, генерал-фельдмаршала.

В плену Иван Юрьевич от баронессы Вреде прижил сына, которого назвали Иваном. Иван Иванович Бецкой стал известным просветителем и педагогом времен Екатерины II, учредителем и первым президентом Академии художеств.

Вельяминовы

Род ведет свое происхождение от Шимона (Симона), сына варяжского князя Африкана. В 1027 году он прибыл в войско Ярослава Великого и принял православие.

Знаменит Шимон Африканович тем, что участвовал в сражении с половцами на Алте и сделал самое большое пожертвование на строительство печерского храма в честь Успения пресвятой Богородицы: драгоценный пояс и наследие своего отца — золотой венец.

Но Вельяминовы были известны не только своей храбростью и щедростью: потомок рода, Иван Вельяминов, бежал в Орду в 1375 году, но позже был схвачен и казнен на Кучковом поле.

Герб Вельяминовых

Несмотря на измену Ивана Вельяминова, род не потерял своего значения: последний сын Димитрия Донского был крещен Марией, вдовой Василия Вельяминова — московского тысяцкого.

Из рода Вельяминовых выделились следующие роды: Аксаковы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы.

Деталь: О знатнейшей московской фамилии Воронцовых-Вельяминовых москвичам до сих пор напоминает название улицы “Воронцово поле”.

Морозовы

Род бояр Морозовых — пример феодального семейства из числа старомосковской нетитулованной знати. Основателем фамилии считается некий Михаил, который приехал из Пруссии на службу в Новгород. Он был в числе “шести храбрых мужей”, проявивших особый героизм во время Невской битвы 1240 г.

Морозовы верой и правдой служили Москве еще при Иване Калите и Дмитрии Донском, занимая видные позиции при великокняжеском дворе. Однако их род изрядно пострадал от исторических бурь, настигших Россию в XVI столетии. Многие представители знатной фамилии бесследно сгинули во время кровавого опричного террора Ивана Грозного.

Фрагмент картины В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”

XVII столетие стало последней страницей в многовековой истории рода. Борис Морозов не имел детей, а единственным наследником его брата, Глеба Морозова, был сын Иван. Кстати, он был рожден в браке с Феодосьей Прокофьевной Урусовой — героиней картины В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”.

Иван Морозов не оставил мужского потомства и оказался последним представителем знатной боярской фамилии, прекратившей свое существование в начале 80-х годов XVII века.

Деталь: Геральдика российских династий оформилась при Петре I, возможно поэтому герба бояр Морозовых не сохранилось.

Батурлины

Согласно родословным книгам, род Бутурлиных происходит от выехавшего в конце XII века из Семиградской земли (Венгрия) к великому князю Александру Невскому “мужа честного” под именем Радша.

Герб рода Бутурлиных

«Мой прадед Рача мышцей бранной Святому Невскому служил», — писал А.С. Пушкин в стихотворении “Моя родословная”. Радша стал в царской Москве родоначальником полусотни русских дворянских фамилий, среди них значатся и Пушкины, и Бутурлины, и Мятлевы…

Но вернемся к роду Бутурлиных: его представители верно служили сначала великим князьям, потом государям Московским и Российским. Их род дал России много видных, честных, благородных людей, имена которых известны до сих пор. Назовем лишь некоторых из них.

Иван Михайлович Бутурлин служил окольничим при Борисе Годунове, воевал на Северном Кавказе и Закавказье, завоевал почти весь Дагестан. Погиб в бою в 1605 году в результате предательства и обмана турок и горских инородцев.

Его сын Василий Иванович Бутурлин являлся новгородским воеводой, активным сподвижником князя Дмитрия Пожарского в его борьбе с польскими захватчиками.

Иван Иванович Бутурлин

Иван Иванович Бутурлин за ратные и мирные дела удостоен звания Андреевского кавалера, генерал-аншефа, правителя Малороссии. В 1721 году активно участвовал в подписании Ништадтского мира, положившего конец долгой войне со шведами, за что Пётр I присвоил ему генеральское звание.

Василий Васильевич Бутурлин был дворецким при царе Алексее Михайловиче, многое сделав для воссоединения Украины и России.

Шереметевы

Род Шереметевых ведет свое происхождение от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы.

По некоторым версиям, в основе фамилии лежит тюркско-булгарское «шеремет» («бедняга») и тюркско-персидское «шир-мухаммад» («благочестивый, храбрый Мухаммад»).

Герб Шереметевых. Фрагмент ворот решетки дворца Шереметева.

Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией.

Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного, царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы.

Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Лопухины

По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича.

Евдокия Федоровна Лопухина, Царица. Первая жена Царя Петра I до 1698 г.

Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья.

Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов. Лопухины служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.

Аксаковы

Происходят от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича — племянника норвежского короля Гакона Слепого. Симон Африканович прибыл в Киев в 1027 году с трёхтысячной дружиной и построил на свои средства церковь Успения Божией матери в Киево-Печерской лавре, где он и погребён.

Герб Аксаковых был внесен в четвертую часть "Общего гербовника"49, утвержденную императором Павлом 7 декабря 1799 года.

Фамилия Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы пошла от одного из его потомков Ивана Хромого.
Слово «оксак» означает «хромой» в тюркских языках.

Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками и были жалованы за свою хорошую службу поместьями от московских государей.

link

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти

Стр. 70

Как формировалось сословное общество в России? Когда на Руси появились удельные княжества?

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Уде́льное кня́жество (уде́л) (от «дел», «делить» - часть) - территория на Руси в XII-XVI веках, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства в период феодальной раздробленности, после его распада. Удельные княжества, в свою очередь, дробились на более мелкие уделы. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве - Угличское - было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

Стр. 71

Вспомните, что такое местничество.

Ме́стничество - система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

Стр. 73

Что такое крепостное право?

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Стр. 74

Что такое слободы?

Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее.

Стр. 75. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

Основные повинности дворян по отношению к государю:

Служба в составе «государева двора»

Участие в военных походах, смотрах

2. Какую сферу отношений регулировало местничество?

Местничество регулировало сферу отношений между дворянами по службе.

3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в.? Чем были вызваны эти перемены?

Положение крестьянства в XVI в. изменилось: с 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета. Эти перемены были вызваны тем, что выросшие налоги и неурожаи привели к запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками правительство предприняло эти меры.

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?

Повинности крестьян в пользу господина:

Барщина,

Выплата мелкого дохода курами, яйцами, маслом и т. д.

Строительство

Пахота господской земли

Работы по благоустройству дворянского поместья

Заготовка кормов для скота

Рыбалка.

5. Что означает понятие «казенных» во фразе «…белые дворы и слободы, освобожденные от казенных платежей и повинностей…»?

Понятие «казенных» во фразе означает государственных, т. е. в казну

6*. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Началом крепостного права в России можно считать введение в 1581 году заповедных лет, когда крестьянам было запрещено уходить из поместий и вотчин своих господ. Этот закон закреплял не только экономическую зависимость, но и личную зависимость крестьян.

7*. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните порядок несения «тягла» в XVI в. Результат выполнения задания представьте в виде краткого сообщения перед одноклассниками.

Порядок несения «тягла» в XVI в.

Тягло - в Русском Царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

Стр. 75. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какой была структура российского общества в XVI в.?

Структура российского общества в XVI в.

Бояре, Дворянство

Духовенство

Тяглое население: крестьяне и посадские люди

2. Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета».

«урочные лета» - годы сыска беглых крестьян

«заповедные лета» - годы, в течение которых запрещалось уходить из поместий

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета, выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) - единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Как видно из приведенных отрывков, системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община - сильное государство.

Герб рода графов Шереметьевых (Шереметевых)

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх. Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны - держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.

Щит разделен перпендикулярно на две части, из коих в правой в золотом поле изображена половина Орла белаго в золотой на главе Короне. В левой части в красном поле означены крестообразно три Палицы, имеющия рукоятки и копья золотыя. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нём Короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите красный, подложенный золотом.

На щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзенное стрелою. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите серебряный, подложенный красным. Щит держат два воина в латах, имеющие в руках по одному копью. Предок рода Аксаковых Шимон Африканович, после крещения названный Симоном, выехал в 6535/1027 году к Великому Князю Ярославу Владимировичу в Киев из Варяжской земли и с ним людей его три тысячи человек. У сего Симона были правнуки, Федор Васильевич Воронец и Юрий Васильевич Грунька, который имел внука Вельямина Андреевича. От Федора Воронца пошли Воронцовы, а от Вельямина - Вельяминовы. У сего Вельямина Андреевича был внук, Иван Федорович Аксак. Потомки сего рода, Аксаковы, Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все cиe доказывается справкою Вотчинного Департамента, родословною Аксаковых и другими справками.

Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в голубом поле, изображен серебряный центавр с парусом, от левой к правой руке развевающимся. Во второй части, в красном поле, поставлен золотой коронованный лев с саблею, вверх поднятою. В третьей части, в красном же поле, золотой крест. В четвертой части, в голубом поле, серебряный полумесяц, рогами в правую сторону обращенный. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. Щит держат два льва.

На щите, имеющем серебряное поле, изображен красный гриф, обращенный на правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною, на поверхности которой видны семь павлиньих перьев. Намет на щите голубой и красный, подложенный серебром. Щит держат два вооруженных воина, имеющие в руках по одному копью.

Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе – державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах.

5. Используя Интернет, подготовьте электронную презентацию «Москва и ее жители в XVI в.». Проиллюстрируйте примерами повседневную жизнь горожан – выходцев из разных сословий.

Народы России во второй половине XVI в.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Стр. 76

Как происходил процесс превращения России в крупнейшую евразийскую державу?

Превращению России в крупнейшую евразийскую державу способствовало присоединение к ней территорий и народов Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Поволжья и Приуралья.

Стр. 77

Вспомните, что такое ясак

Ясак - натуральный налог, которым облагались в Московской Руси и царской России некоторые народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

Стр.78

Что такое засечные черты? Для чего они возводились? Где проходила первая засечная черта?

Засечная черта – линия укреплений для защиты от набегов крымских татар. Первая засечная черта проходила от Брянска через Тулу до Рязани.

Стр. 78

Какова была роль купцов Строгановых в завоевании Россией Сибирского ханства?

В завоевании Сибирского ханства роль скупцов Строгановых была главной, они обеспечили поход Ермака финансово, пригласили его для военного похода на Сибирь, выбрав из многих других как отважного и умелого атамана. Ведь он принадлежал к числу известных буйством и разбоями казачьих атаманов. Со своими товарищами он наводил ужас не только на мирных иностранных путешественников, но и на соседние кочевые улусы. Его опыт военных столкновений с кочевниками мог очень пригодиться Строгановым. В грамоте, присланной ими в апреле 1579 года казакам вместе с дарами, говорилось: «Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства». Был брошен клич, и под знамя атамана вскоре собралась ватага казачьей вольницы, чтобы отправиться в дальнюю дорогу. 21 июня 1579 года (по другим сведениям, в конце года) донской атаман Ермак Тимофеев с большой дружиной казаков, проделав на легких стругах долгий путь от Астрахани до притоков Камы, прибыл в пермские владения Строгановых.

Еще задолго до этого Строгановы обращаются к царю с просьбой о пожаловании им территории за Уралом, по реке Тоболу и ее притокам «от устьев и до вершин» для того, чтобы расширить свои владения за пределы Урала, в Сибирь. Просьба Строгановых была удовлетворена грамотой от 30 мая 1574 года, о которой говорилось выше.

Вся логика событий и политика администрации Ивана Грозного подводили Строгановых к задаче овладения землями сибирского хана Кучума, поэтому поход Ермака в Сибирь трудно считать единоличной инициативой самих Строгановых или казаков во главе с Ермаком. Если Строгановы и проявили инициативу в деле непосредственной отправки дружины Ермака в Сибирь, то этот шаг «соответствовал духу и смыслу общих указаний и инструкций» из Москвы.

Сибирская экспедиция Ермака не была экспромтом, вызванным исключительно нападениями на вотчины Строгановых. Она подготавливалась ими в течение нескольких лет. На это указывают и призыв с Волги Ермака с отрядом казаков еще за два года до нее, и построение на строгановской верфи на Северной Двине двух мореходных кочей для отправления под руководством строгановского «послужильца голландца Оливера Брюнеля» северным морским путем в устье Оби одновременно с выступлением в поход Ермака Тимофеевича. На предварительную подготовку Строгановыми похода Ермака в Сибирь указывает и то, что в пермских вотчинах для него отливали «затинные пищали».

Одновременная организация Строгановыми в 1581 году сухопутного похода Ермака на Иртыш и Обь и мореходного – под командой Оливера Брюнеля, по мнению историков, была не случайной. «Очевидно, тот или иной выход на эту реку (Обь) казался им желательным в целях их торговли с азиатскими странами – в первую очередь с Мангазеей, а затем со Средней Азией и даже с Китаем».

Дружина Ермака, получившая от Строгановых вооружение, боеприпасы и провиант, была хорошо организована. Ермак разделил ее на сотни, имевшие свои знамена и сотников – командиров. Имена их сохранены сибирскими летописцами. Самый известный – Иван Кольцо, заочно приговоренный к казни за прошлые разбойные похождения на Дону и Волге, посланный Ермаком к Ивану Грозному с известием о присоединении к Москве сибирских земель и на радостях помилованный и обласканный царем. Имена других сотников – Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк.

Стр. 78

Из курса истории Средних веков вспомните, кто такие миссионеры.

МИССИОНЕР - духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев.

Стр. 80. Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Как была организована военная служба народов, вошедших в состав России в XVI в.?

Военную службу несли разные слои населения: местная знать должна была выполнять обязанности по охране границ и участвовать в военных походах. Служилые люди («служилые татары» - толмачи, писцы, посланники), из которых формировались воинские подразделения, несшие пограничную и городовую службу. За это они получали денежное и хлебное жалованье и ряд торговых и ремесленных льгот.

При строительстве засечных линий, которые заселялись военными служилыми людьми из России и получавшими земельные наделы за военную службу.

2. На какие основные этапы можно разделить процесс освоения русским населением новых территорий? Докажите свои выводы цитатами из текста.

Основные этапы процесса освоения русским населением новых территорий:

1) Середина XVI в. – до 70-х гг. – строительство городов как опорных военных пунктов «Здесь были построены крепости Лаишев 1557, Тетюши 1558, Царевококшайск, Уржум 1584 и др.»

2) с 1570-е гг. – строительство засечных линий «Первая из них проходила от Темникова к Алатырю и Тетюшам»; заселение новых территорий военными служилыми людьми и раздача им земельных наделов «Вновь строящиеся города и укрепленные линии заселялись военными служилыми людьми, получившими от государства небольшие земельные наделы и жалованье. В их обязанность также входила обработка казенной десятинной пашни. Заселение Поволжья сопровождалось и раздачей здесь земельных владений боярам (вотчин) и дворянам (поместий)».

3. Почему основу поселенцев на новых землях составляли служилые люди?

Основу поселенцев на новых землях составляли служилые люди потому, что это была возможность улучшить свое имущественное положение.

4. Какую цель преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов? Какие методы распространения православия предписывались «Наказной памятью», изданной Иваном IV?

Российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов, преследовало цель укрепления государства. Единая вера – это крепкая основа для объединения народов государства.

Методы распространения православия, которые предписывались «Наказной памятью», изданной Иваном IV: ненасильственные методы крещения и даже, наоборот, новокрещённым предоставлялись льготы – освобождение от ясака, например.

5. Какими правами пользовались представители других религий на территории Российского государства в XVI в.?

Представители других религий на территории Российского государства в XVI в. пользовались правами свободного вероисповедания, строить мечети в местах их проживания, в Москве татары имели особые кварталы-слободы.

Стр. 80. Работаем с картой

Назовите и покажите на карте реки, по которым в XVI в. шло расселение русских людей на новых территориях.

Расселение русских шло по рекам: Кама, Белая, Уфа, Вятка, Урал, Чусовая.

Стр. 80. Изучаем документ

Какие привилегии получил хан Утямыш-Гирей после крещения?

Хан Утямыш-Гирей после крещения получил привилегии жить в царском дворце и обучаться грамоте, получить образование.

Стр. 81. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сравните процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с крещением Руси.

Процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., по сравнению с крещением Руси проходил более мягко, ненасильственными методами, с предоставлением льгот.

2. Дайте характеристику политики, проводившейся Иваном IV в Поволжье и Сибири.

Политика, проводившаяся Иваном IV в Поволжье и Сибири, характеризуется как продуманная и взвешенная. Там, где присоединение земель мирным способом было невозможно (Казанское, Сибирское ханства) предпринимались военные действия, а где население присягало московскому царю, вхождение в состав России происходило мирным путем.

3. Какие налоги платило и повинности несло население восточных земель, присоединенных к России в XVI в.?

Население восточных земель, присоединенных к России в XVI в. платило налог – ясак зерном или деньгами, несло повинности: военную, пашенную, ямскую, строительство и др.

06.10.2003 // Р. Паласиос

Под понятием «герб дома Романовых» с прошлого века подразумевается составленный бароном Б.В. Кене в царствование императора Александра II герб правящей с 1613 г. в России династии. Забавность ситуации состояла в том, что в это царствование процесс обретения гербов российским дворянством, не говоря уже о старинных знатных родах, практически завершился. И чуть ли не единственными не имевшими геральдически оформленной родовой символики были члены правящей династии. Это было связано с тем, что с момента прихода к власти они пользовались государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным, не осознавая до поры необходимости в собственной родовой символике. К тому же со смертью в 1654 г. бездетным боярина Н.И. Романова - двоюродного брата первого русского царя из этого боярского рода - пресеклась нецарская ветвь Романовых. И вот, наконец, императорская семья во второй половине XIX в. возжелала обзавестись собственным родовым гербом. Тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене на основании романовского предания и рисунка на прапоре вышеупомянутого боярина Н. И. Романова создает герб, который получает Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г., несмотря на отсутствие логики и несоответствие между историей рода и символикой нового герба.

Рис.1. Герб Романовых, составленный бароном Б.В. Кёне: «...Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в середине - Р.П. ), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные» (ПСЗ. Т.32. 1857. №31720).

Обратимся к той вещи, с которой, собственно, и были взяты основные сюжеты для новоиспеченного романовского герба. Принято считать, что все они были изображены на прапоре Н.И. Романова, хранившемся в Оружейной палате. В некоторых изданиях мы можем даже увидеть рисунок этой мемориальной вещи и убедиться, что, как и на гербе Романовых в исполнении барона Кене, на круглом щите грифона сидит маленький орел с опущенными крыльями, а в обоих откосах (хвостах) прапора, чередуясь, теснятся рубленые головы львов в профиль - серебряная, золотая, серебряная, золотая и т. д. Хоровод из этих голов окружает, соответственно, и внутренний щит романовского герба. Получается, что Бернгардт Кене лишь заменил золотой цвет грифона с прапора на красный в серебряном поле в гербе, видимо, подразумевая лифляндские(?) корни фамилии, так как Лифляндия с XVI в. имела обратное цветовое сочетание своего герба - серебряный грифон в красном поле. И это несмотря на то, что романовские предания однозначно указывали на то, что основатели рода выехали из Пруссии, а не из Лифляндии.

Дело в том, что барон Кене этого флажка никогда не видел, так как последний был уже давно безвозвратно утрачен. А тот самый рисунок - не что иное, как реконструкция второй половины XIX в. по описанию, взятому из издания «Московская Оружейная палата» Вельтмана (1860 г.). Сделано это описание было во второй половине XVII в., после чего следы прапора потерялись. И если еще раз, и внимательнее, вчитаться в оригинальный текст, то мы избежим тех практически принципиальных ошибок, которые заполнили и «реконструкцию» прапора, сделанную в XIX в. и, соответственно, перекочевали на официально утвержденный герб. Итак: «Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеимо, повыше клейма писан орлик черный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов». Во-первых, «повыше клейма» означает - не сидит на щите, а находится в левом верхнем углу, т.е. в крыже. Во-вторых, понятие «клеймо» подразумевает не круглый щит, а то, что в этом месте находится некий текст, указывающий на личность владельца, или христианская цитата. Скорее всего - первое, так как в противном случае непонятно, почему именно этот прапор ассоциирован с царским кузеном. В клеймах, окруженных картушем, изображали также и святых, однако в этом случае в описании прапора было бы точно указано, что за религиозный сюжет там воспроизведен. И третье: «... писаны главы львовы золотом и серебром», - означает не их бесконечную череду, а, как было тогда принято, в каждом откосе по одной. И не по-западноевропейски - в профиль, а по-русски - анфас, чему сохранились аналогии. Кстати, там они выглядели явно не отрубленными. К тому же писали «главы львовы» не одну серебром, а другую золотом, а просто и тем и другим каждую.

Рис.2. Прапор боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Барона Кене подвели многие вещи: и непонимание русских обозначений вещей и изображений XVII в., и следование чисто западноевропейским подходам в русской геральдике, и, видимо, срочность исполнения «социального» заказа. Все это привело к достаточно посредственному результату, который, правда, в силу своего уже более чем векового существования, сам стал привычной исторической данностью.

В результате, явно второстепенные сюжеты, а именно грифон и львы, стали доминирующими, а грифон получил «статус» родовой эмблемы. Маленький же орел, почему-то с опущенными крыльями, из основной фигуры превратился в настолько заштатную, что в описании утвержденного герба даже забыли написать, что он черный. Видимо, по этой причине встречаются цветные изображения романовского герба с красным(!) орликом.

Однако вернемся к грифону: как ни крути, а его фигура самая большая на прапоре. По этому поводу существует изящная гипотеза барона М.А. Таубе, изложенная им в статье «К истории герба дома Романовых» в июльском «Гербоведе» 1913 г. Путем красивых и грамотных сопоставлений он выводит обретение Романовыми данного символа с деда царя Михаила - боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, известного воеводы Ивана Грозного, прославившегося в Ливонской войне. При этом уважаемый автор доказывает значение грифона, как исключительно личной эмблемы боярина Никиты Романовича, не забытой впоследствии его потомками. А вот следов родовой символики Романовых автор статьи просто не обнаружил. Барон Таубе указывает на изображение грифона с мечом на монетах взятого боярином в 1575 г. города Пернова, где он потом сидел воеводой. Скорее всего, это так и было, тем более, что и царственный патрон - Иван Грозный - присваивал эмблемы покоренных земель зачастую именно с местных денег, что обычно приводило к геральдическим казусам. Возможно, Никита Романович и остановился на эмблеме Лифляндии и сделал ее в память о своих подвигах личной. Но впоследствии, если не сам боярин Никита, то его потомки, и царь Михаил Романов в том числе, должны были распознать, что полученный Лифляндией в 1566 г. герб является собственным гербом Яна Ходкевича - польского управителя Лифляндии. И если эта эмблема и получила на первых порах у Романовых «прописку», то, наверное, не как основная, особенно после Смутного времени. Видимо, герб Ходкевичей не раз видел будущий царь Михаил Федорович, сидя с польским гарнизоном в осажденном его будущими подданными Кремле в августе 1612 г. Тогда отряды Великого литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича не смогли прорваться к Китай-городу и Кремлю. Они шли в бой с множеством знамен, о чем есть воспоминания очевидцев. Скорее всего, герб командующего был одной из самых распространенных эмблем на знаменах этой армии интервентов. Если и закрепился уже у Захарьиных-Юрьевых и Романовых грифон с мечом, как некая эмблема, то после 1612 г. даже и нецарствующая ветвь Романовых вряд ли могла желать своим символом герб Ходкевичей.

Рис.3 (слева направо):
- монета с дарованным Лифляндии в 1566 г. гербом, чеканившаяся в 1572-1573 гг. для польского гарнизона города Пернау;
- герб княжества Пруссии на знамени (1542 г.);
- герб Западной (Королевской) Пруссии (1542 г.).

Другое дело, если грифон и лев были по сходным обстоятельствам выбраны не первостепенными, но все же присущими именно роду Романовых. И тому можно найти косвенное подтверждение. Самым ранним из дошедших до нас предметов, специально изготовленных для членов дома Романовых, является ковш с надписью «ковш боярина Федора Никитича Романова...». Эта вещь относится к концу XVI в., так как в 1599 г. отец Михаила Федоровича был пострижен в монахи под именем Филарет. Так вот, под носком этого ковша гравирован гриф, а под ручкой - лев. Возможно, к этому имеет отношение и изображение на спинке двойного трона царей Иоанна и Петра Алексеевичей с одной стороны грифа, с другой - льва. Хотя, как было отмечено выше, царствующие Романовы отказались от родовой символики, заменив ее на государственную. А встречающиеся на предметах царского обихода изображения грифонов и львов с другими мифологическими персонажами имеют другую, государственную направленность, а подчас - и просто декоративную. Так, например, мы встречаем применявшиеся в Византийской империи гербы четырех больших префектур (орел - для Италии, гриф - для Галлии, единорог - для Азии и лев - для Иллирии) на многих вещах московских царей: на саадаке большого наряда Михаила Федоровича 1628 г. вместе с двуглавым государственным орлом и московским гербом («человек на коне, копьем колющий змея»), на нарезной пищали и т.д. Москва, провозгласившая себя «Третьим Римом», вполне осознанно использовала со времен Ивана III византийскую символику, к XVII в., возможно, забыв, откуда взялись эти мифологические персонажи и что они первоначально определяли. Часть их в большей степени полюбилась отдельным московским государям, например, Ивану Грозному - единорог. Однако к родовой символике вступивших в 1613 г. на московский престол Романовых они вряд ли имели отношение.

И что же нам остается? Черный орел, на которого в середине XIX в. практически не обратили внимания. Ситуация осложнялась тем, что Романовы вместе с Шереметевыми, Колычевыми и другими старинными знатными родами вели свою родословную от Гланды Камбилы (после крещения - Андрей Кобыла), прибывшего на службу к Московским великим князьям, скорее всего, в последней четверти XIII в. Однако все они, кроме Романовых, обзавелись в начале XVIII в. гербами на основе Гданьского городского, что было весьма логично, исходя из легенды рода, и, возможно, имели более серьезные корни своих гербов, чем до сих пор было принято считать. Но эта тема достойна отдельной статьи.

Кроме потомков Гланды, на Руси существовала и другая ветвь (Салтыковы, Шеины, Кутузовы), считавшая своим прародителем другого выходца из прусских земель, а именно - Михаила Прушанина. При этом они вполне логично использовали в своих гербах черного прусского орла. Так как Прушанин выехал на Русь по легенде предположительно до 1231 г., то вполне логично использование ими в качестве родовой эмблемы прусских дружинников черного ворона, впоследствии под воздействием христианства трансформировавшегося в геральдического черного орла. Прусские дружинники были вытеснены с родины в результате конфликта с жреческой верхушкой на рубеже XI-XII вв. А к Московскому князю Прушанин мог попасть в XII в. необязательно непосредственно из Пруссии, а из Литвы, где проживало достаточно много прусских эмигрантов, или с возникшей по крайней мере до 1215 г. Прусской улицы Великого Новгорода. Потомки же Гланды Камбилы, как выехавшие много позже (в конце XIII в., а может быть и в XIV в.), использовали в своих гербах оппозиционную черному орлу тему - кресты и дубы, поскольку их прародитель относился к другой волне прусской эмиграции - тем дружинникам, которые подчинились жрецам и остались на родине, однако были выбиты оттуда в XIII в. тевтонскими рыцарями. Вся история с волнами прусской эмиграции достаточно подробно расписана в работах специалиста по прусской археологии и истории В.И. Кулакова. На основании присутствия в романовской символике черной птицы и того, что остальные потомки Гланды Камбилы взяли в конце XVII-начале XVIII в. себе Гданьский герб, он делает вывод, что и Гланд Камбила покинул Пруссию ранее XIII в., т.е. был дружинником.

Рис.4 (слева направо):
- налобная конская подвеска из прусского погребения Ирзекапинис (ок. 1000-1050 гг.);
- наконечник ножен меча из прусского могильника Ржевское (ок. 975 г.);
- картуш из книги П. Терлецкого с гербом Б.П. Шереметева (1698 г.)

Гипотеза В. Кулакова основывалась на вроде бы общеизвестном факте - искусственности герба графа Б.П. Шереметева, так как этот герб был придуман Петром Терлецким и опубликован в книге, изданной в 1698 г. Соответственно и остальные родственные семейства воспользовались приложенным к родовой легенде гербом города Данцига (Гданьска). Однако сама книга Терлецкого, в которой был рисунок этого герба, увидела свет в 1695 г., а не в 1698 г. и не была следствием европейского турне Б.П. Шереметева 1697- 1698 гг. К тому же, мы располагаем сведениями, позволяющими утверждать, что Шереметевский герб лишь окончательно сложился к концу XVII в., а отдельные его смысловые и цветовые элементы использовались членами рода и ранее.

Различные родовые символы потомков Гланды Камбилы и Романовых, возможно, относят последних к первой волне прусской эмиграции, т.е. к Михаилу Прушанину, воеводе Гаврило или еще к кому-нибудь.

Странно, что вообще удалось разыскать изображение прапора, имеющего четкое отношение к Романовым. У других русских родов при утверждении в XVIII в. своей эмблематики не было и того. Правда, боярин Никита Романов славился при жизни любовью к западноевропейским новинкам, но можно ли на этом основании заключить, что он осознанно пользовался родовой символикой на предметах обихода и на знаменах? Наверное, рисунка на прапоре для этого утверждения недостаточно. Хотя в аналогичных по сюжету прапорах воинских частей того времени находим: «...от древка в клейме орел двоеглавый...», или крест, а в середине мог быть и грифон, и другое изображение, но наличие двуглавого орла в крыже ясно указывало на принадлежность к государственной службе. А одноглавого у Романовых - к роду.

Рис.5. Знамя боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Но кроме описания такой, в общем-то, не первостепенной по значимости вещи, как прапор, существует описание большого знамени того же боярина. По описи Московской Оружейной палаты 1687 г. оно было таким: «...вверху из облака простираются три руки; одна с крестом, другая с венцом, третья с мечом, посредине орел тафта черная, на нем клеймо из тафты красной, с надписью золотом: боярин Никита Иванович Романов; кайма объярь черная с нашивками из тафты разных цветов, кругом шелковая разноцветная бахрома.» Отсутствие указания на цвет самого полотнища, а также обильная живопись указывают на его, скорее всего, белый цвет. Вероятно, выходящие из облака руки не случайно держат крест, венец (открытую корону) и меч. Рука с мечом, вместе с черным орлом, обязательная часть польского герба Солтык и герба Западной Пруссии - части Польского королевства. Венец во второй руке - это корона на голове птицы. Непосредственно рука с короной встречается с XIV в. в гербе города Кнайпхоф - одного из трех составных городского герба Кенигсберга. А вот выходящая из облака рука с крестом - это просто герб того самого, знаменательного для воинской славы Романовых лифляндского города Пернова (Пернау). Итак, реконструировав по описанию знамя Н.И. Романова, мы получаем чуть ли не герб Прусского Курфюршества (с 1525 г.), т.е. черного одноглавого орла в серебряном (белом) поле.

И последнее. После смерти Н.И. Романова его имущество поступило в государеву казну, так как его прямым наследником был царственный кузен Михаил Федорович. В пространной описи вещей покойного практически не упомянуты изображения на предметах утвари, кроме: «...запона золота орлик с искорки алмазными...» и «...образцы пластанными орлами низаны жемчугом велик четыре гнезда...». Но главное, подробно описана печатка боярина: «...перстень золот томпаз резана печать орел с коруною...». Так как исключена возможность того, что боярин, как частное лицо, мог запечатывать свои бумаги двуглавым государственным орлом, то другого варианта, кроме как одноглавый под короной - нет!

Рис.6 (слева направо):
- герб города Пернова (Пернау);
- польский герб Солтык;
- герб города Кнайпхоф.

Опираясь на символику знамени, прапора и печати, полагаем, что Романовы в XVII в. пользовались изображением черного орла на белом поле как родовой эмблемой, а золотые грифон с мечом и лев занимали в их символике второстепенное значение, более соответствовавшее уровню щитодержателей. Такими были, например, два льва в Шереметевском гербе. Таким образом, оппозиция ворон - древо, возникнув в Пруссии на рубеже XI-XII вв., реализована в гербах обоих прусских светских государственных образований: Курфюршество Пруссия и Западная Пруссия Польши - черный орел и независимый от них прусский город Данциг (Гданьск) - кумиропоклонный дуб. Та же ситуация повторилась в двух линиях русских родов «из прус». Только остается вопрос: если и Шереметевы и Романовы произошли именно от Андрея Кобылы, то почему последние использовали более ранний вариант символики?

Библиография:

1. Барсов Е.В. Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что остались по смерти большого боярина Н.И. Романова // ЧОИДР. 1887. Кн.3. Отд.1.
2. Бобровский И.О. История Лейб-Гвардии Преображенского полка. Т.1. Спб. 1900.
3. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1991.
4. Лерман Г.М. Историческая геральдика города Кенигсберга // Гербовед. №10 (2.1996), М.
5. Кулаков В.И. Геральдика пруссов и генеалогические корни родов, возводимых в России к выходцам «из прус» // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989.
6. Кулаков В.И. Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов // Гербовед. №4 (2.1993), М.
7. Кулаков В.И. Легендарные гербы Пруссии // Гербовед. №9 (1.1996), М.
8. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
9. ПСЗ. Т.32. 1857. №31720.
10. Смирнов Т.Н. Герб рода графов Шереметевых // Гербовед. №8 (2.1995), М.
11. Таубе М.А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
12. Тройницкий С.Н. Герб дома Романовых на предметах, хранящихся в Московской Оружейной палате // Гербовед. Февраль. Спб., 1913.
13. Тройницкий С.Н. Гербы потомства Гланды Камбилы // Гербовед. Январь. Спб., 1913.