Егэ по химии тесты фипи. Современные представления о строении атома

ЕГЭ по химии в 2018 году претерпит некоторые изменения. Часть из них носит существенный характер. О них и пойдет речь в данной статье. В частности, будет рассказано о том, как меняется структура экзамена и что появилось в нем новое.

Изменения и их смысл

ЕГЭ по химии 2018 сдают как обучающиеся в 11 классе, так и выпускники колледжей и техникумов, желающих продолжить обучение в университете, а значит, подготовка к ЕГЭ по химии должна проходит тщательно.

Главные изменения в ЕГЭ по химии связаны с отсутствием части с выбором ответа. Теперь даже самые простые задания требуют короткого письменного ответа. Это исключает возможности угадать ответ и мотивирует подготовить тесты более качественно.

Новости ЕГЭ информируют о том, что суммарное количество заданий ЕГЭ по химии возросло до 35 за счет добавления шестого во вторую часть. Введены задания с общим контекстом. К примеру, в таком виде представлены № 30 и №31. Здесь проверяется усвоения материала по теме «Реакции окислительно-восстановительные» и «реакции ионного обмена».

С учетом уровня сложности претерпевает изменения шкала оценивания. Далее разберем, как именно поменялась шкала в некоторых заданиях.

Оценивание некоторых задач

Задание под номером 9, имеющее повышенный уровень сложности, ориентируется на проверку знаний по теме, касающихся химических свойств веществ неорганического вида. В нем надо установить соответствие между веществами и продуктами получившейся реакции. Максимальная оценка за него 2 балла. В №21 базового уровня проверяются знания по теме окислительно-восстановительных реакций. Нужно установить соответствие между компонентами двух множеств. Правильное выполнение принесет экзаменуемому 1 балл

№26 базового уровня проверяет учащегося по таким темам, как экспериментальные основы химии и представления о важнейших веществах, получаемых промышленными методами. Оценка задания также составляет 1 балл.

№ 30 и 31 относят к высокому уровню сложности. Каждое из них оценивают в 2 балла, направлено на знание реакций в веществах.

Задачи 2 части предполагают развернутый ответ и проверку от 2 до 5 элементов. В зависимости от количества требуемых элементов оценка за каждую задачу варьируется от 2 до 5 баллов. Перечислим задания этой части:

Добавлено новое 9 и 31 задание, упрощенное 10, которое является в ЕГЭ по химии 2018 года двадцать первым.

Все изменения направлены на улучшение знаний учащегося и процедуры проверки и его умению ориентироваться в химию. Первичный балл максимально составляет 60, для вузов его пересчитывают по 100-бальной отметке.

Как будет проходить экзамен

Экзаменуемому предоставляется 210 минут на выполнение всей работы ЕГЭ 2018 по химии. На каждое задание отводится определенное время:

  • Базовый уровень сложности – выполняется в течение 1-3 минут;
  • На повышенный уровень сложности можно потратить до 7 минут;
  • Последние задания высокого уровня сложности 2 части выполняются до 15 минут.

Каждая версия экзаменационной работы хранится в КИМах и вскрывается только в присутствии учащихся. Помимо самих заданий, дополнительно выдается таблица химических элементов, растворимости веществ в воде, а также электрохимические напряжения в металлах. Разрешается применять непрограммируемый калькулятор. Черновики выдаются только по требованию учащегося.

Демоверсия экзамена

На официальном портале фипи уже появился демонстрационный вариант ЕГЭ по химии. Он приблизительно похоже на те, которые будут на официальном экзамене. Каждое задание расписано подробно, с указанием количества баллов. В конце приведены правильные ответы и расписано, за что дается максимальное количество баллов. Демоверсия ЕГЭ по химии будет полезна всем, кто собирается сдавать этот экзамен, особенно при поступлении на химический и медицинский факультеты, а также в строительные институты на архитектуру.

  • Скачать демоверсию: ege-2018-himi-demo.pdf
  • Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-himi-demo.zip

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 г. по химии нет.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий .

  • Часть 1 содержит 29 заданий с кратким ответом. Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр или число.
  • Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы к заданиям 30–35 включают в себя подробное описание всего хода выполнения задания.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3,5 часа (210 минут) .

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Баллы за каждое задание по химии

  • 1 балл - за 1-6, 11-15, 19-21, 26-28 задания.
  • 2 балла - 7-10, 16-18, 22-25, 30, 31.
  • З балла - 35.
  • 4 балла - 32, 34.
  • 5 баллов - 33.

В итоге можно получить максимум 60 первичных баллов .

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 записан под правильным номером.

ЕГЭ по химии – вариативная составляющая общефедеральной экзаменации. Его сдают лишь те школьники, которые собрались продолжить обучение в ВУЗах по таким специальностям как медицина, химия и химическая технология, строительство, биотехнологии либо пищевая промышленность.

Данный нельзя назвать легким – выехать на простом знании терминов тут не получится, ведь за последние годы из КИМов были исключены тесты с выбором одного ответа из предложенных вариантов. Кроме того, не лишним будет узнать всё о порядке, сроках и особенностях проведения данного экзамена, а также заранее подготовиться к возможным изменениям в КИМах 2018 года!

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по химии

Точные даты, отведенные для написания ЕГЭ по химии, будут известны в январе, когда на сайте Рособрнадзора вывесят график проведения всех экзаменационных испытаний. К счастью, уже сегодня мы располагаем информацией о примерных периодах, выделенных для экзаменации школьников в 2017/2018 учебном году:

  • 22 марта 2018 года стартует досрочный этап экзаменации. Продлится он до 15 апреля. Написание ЕГЭ в досрочное время – прерогатива нескольких категорий учеников. В их число входят ребята, окончившие школу ранее 2017/2018 учебного года, но не сдававшие ЕГЭ по каким-либо причинам; выпускники школ, которые ранее получили только справку, а не аттестат зрелости; ученики вечерних школ; старшеклассники, которые уезжают жить или учиться за границу; школьники, получившие среднее образование в других государствах, но поступающие в . Также досрочной сдачей пользуются ученики, представляющие РФ на международных конкурсах и соревнованиях, и школьники, которые принимают участие во всероссийских мероприятиях. Если вам показано медицинское вмешательство или реабилитация, которые по срокам совпадают с основным периодом сдачи ЕГЭ, вы также можете сдать экзамен раньше срока. Важный момент: любая причина должна быть подтверждена соответствующими документами;
  • 28 мая 2018 года стартуют основные даты ЕГЭ. Согласно предварительным планам Рособрнадзора, экзаменационный период завершится до 10 июня;
  • 4 сентября 2018 года начнется дополнительный период для сдачи ЕГЭ.

Немного статистики

В последнее время данный экзамен выбирает все большее число школьников – в 2017 году его сдавали около 74 тысяч человек (на 12 тысяч больше, чем в 2016 году). Кроме того, заметно улучшился показатель успешности – число неуспевающих учеников (тех, кто не достиг порогового минимума баллов) сократилось на 1,1%. Средний балл по данному предмету колеблется в пределах 67,8-56,3 баллов, что отвечает уровню школьной «четверки». Так что в целом этот предмет, несмотря на его сложность, школьники сдают вполне неплохо.

Порядок проведения экзаменации

При написании данного ЕГЭ ученикам разрешено использовать периодическую систему, таблицу с данными о растворимости солей, кислот и оснований, а также справочные материалы электрохимического ряда напряжений металлов. Брать эти материалы с собой нет необходимости – все разрешенные справочные пособия будут предоставлены школьникам в одном комплекте с экзаменационным билетом. Кроме того, одиннадцатиклассник может взять на экзамен калькулятор, который не обладает функцией программирования.

Напоминаем, что порядок проведения ЕГЭ строго регламентирует любые действия учеников. Помните, что вы легко можете лишиться шанса на поступление в ВУЗ, если вдруг захотите обсудить решение задачи со знакомым, попытаетесь подсмотреть ответ в смартфоне или решебнике, или решите позвонить кому-то из туалетной комнаты. Кстати, в туалет или медпункт выйти можно, но только с разрешения и в сопровождении члена экзаменационной комиссии.


В 2018 году ЕГЭ по химии расширили до 35 заданий, выделив на них 3,5 часа

Инновации в ЕГЭ по химии

Сотрудники ФИПИ сообщают о следующих изменениях в КИМах нового образца.

  1. В 2018 году будет увеличено число сложных заданий с развернутым ответом. Введено одно новое задание под номером 30, касающееся окислительно-восстановительных реакций. Теперь ученикам в общей сложности предстоит решить 35 заданий.
  2. За всю работу по-прежнему можно получить 60 первичных баллов. Баланс достигнут за счет уменьшения баллов, которые присуждаются за выполнение простых заданий из первой части билета.

Что входит в структуру и содержание билета?

На экзамене ученикам предстоит продемонстрировать, насколько хорошо они знают темы из курса неорганической, общей и органической химии. Задания проверят глубину ваших познаний о химических элементах и веществах, навыки в проведении химических реакций, знание основных законов и теоретических положений химии. Кроме того, станет ясно, насколько хорошо школьники понимают системность и причинность химических явлений, и много ли они знают о генезисе веществ и способах их познания.

Структурно билет представлен 35 заданиями, распределенными на две части:

  • часть 1 – 29 заданий, предусматривающих краткий ответ. Данные задания посвящены теоретическим основам химии, неорганической и органической химии, методам познания и использованию химии в жизни. За эту часть КИМа можно набрать 40 баллов (66,7% от всех баллов за билет);
  • часть 2 – 6 заданий высокого уровня сложности, в которых предусматривается развернутый ответ. Вам предстоит решение задач с нестандартными ситуациями. Все задания посвящены окислительно-восстановительным реакциям, реакциям ионного обмена, превращениям неорганических и органических веществ, или же сложным расчетам. За эту часть КИМа можно набрать 20 баллов (33,3% от всех баллов за билет).

В общей сложности за билет можно набрать до 60 первичных баллов. На его решение будет выделено 210 минут, которые вам следует распределить таким образом:

  • для базовых заданий из первой части – по 2-3 минуты;
  • для заданий с повышенным уровнем сложности из первой части – от 5 до 7 минут;
  • для заданий с высоким уровнем сложности из второй части – от 10 до 15 минут.

Как баллы за экзамен переводятся в отметки?

Баллы за работу влияют на аттестат зрелости, поэтому уже несколько лет подряд они переводятся в привычную для школьников систему отметок. Сперва баллы делятся на определенные интервалы, а затем преобразуются в оценки:

  • 0-35 баллов тождественны «двойке»;
  • 36-55 баллов показывают удовлетворительную степень подготовки к ЕГЭ и равны «тройке»;
  • 56-72 баллов – это возможность получить в аттестате «четверку»;
  • 73 баллов и выше – показатель того, что ученик знает предмет на «отлично».

Качественная подготовка к экзамену по химии позволит вам не только поступить в выбранный ВУЗ, но улучшить свою отметку в аттестате!

Чтобы не завалить ЕГЭ по химии, вам придется набрать хотя бы 36 баллов. Однако стоит помнить, что для поступления в более-менее престижный ВУЗ нужно набрать как минимум 60-65 баллов. Топовые учебные заведения и вовсе принимают на бюджет только тех, кто набрал 85-90 баллов и выше.

Как подготовиться к ЕГЭ по химии?

Невозможно сдать экзамен федерального уровня, просто понадеявшись на остаточные знания из школьного курса химии. Чтобы восполнить пробелы, стоит засесть за учебники и решебники уже в начале осени! Не исключено, что какая-то тема, которую вы изучали в 9 или 10 классе, просто не закрепилась в вашей памяти. Кроме того, грамотная подготовка включает в себя проработку демонстрационных билетов – КИМов, специально разработанных комиссией ФИПИ.

Кодификатор по химии включает:

  • Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по химии;
  • Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на едином государственном экзамене по химии.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1.1 Современные представления о строении атома

1.1.1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояние атомов

1.2.2 Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

1.2.3 Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов

1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

1.3 Химическая связь и строение вещества

1.3.1 Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
1.3.2 Электроотрицательность. и
1.3.3 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения

1.4 Химическая реакция

1.4.1 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

1.4.2 Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения

1.4.3 Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов

1.4.4 Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов

1.4.5 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах.

1.4.6 Реакции ионного обмена

1.4.7 Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

1.4.8 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее

1.4.9 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
1.4.10 Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1 Классификация неорганических веществ. (тривиальная и международная)

4.1.6 Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений
4.1.7 Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)
4.1.8 Основные способы получения органических кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

4.2 Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

4.2.1 Понятие о металлургии: общие способы получения металлов

4.2.2 Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.2.3 Природные источники углеводородов, их переработка
4.2.4 Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

4.2.5 Применение изученных неорганических и органических веществ

4.3.1 Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

4.3.2 Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях

4.3.3 Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

4.3.4 Расчеты теплового эффекта реакции

4.3.5 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

4.3.6 Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

4.3.7 Установление молекулярной и структурной формулы вещества

4.3.8 Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
4.3.9 Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ

Знать/понимать:

1. Важнейшие химические понятия

  • Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
  • Выявлять взаимосвязи понятий.
  • Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.

2. Основные законы и теории химии

  • Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ
  • Понимать границы применимости изученных химических теорий
  • Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений

3. Важнейшие вещества и материалы

  • Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам
  • Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами
  • Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике
  • Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ

Уметь:

1. Называть

  • изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

2. Определять/ классифицировать:

  • валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
  • в соединениях и тип кристаллической решетки;
  • пространственное строение молекул;
  • характер среды водных растворов веществ;
  • окислитель и восстановитель;
  • принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
  • гомологи и изомеры;
  • химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

3. Характеризовать:

  • s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
  • общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
  • строение и химические свойства изученных органических соединений

4. Объяснять:

  • зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
  • природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
  • зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
  • сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
  • влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия

5. Планировать/проводить:

  • эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;
  • вычисления по химическим формулам и уравнениям

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 34/38 баллов.

Результаты экзамена ОГЭ по химии в 9 классе могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Демоверсия ОГЭ по химии 2018 год (9 класс) от ФИПИ

Демоверсия ОГЭ по химии (без эксперимента) вариант + ответы
Демоверсия ОГЭ по химии (с экспериментом) вариант + ответы
Кодификатор скачать
Спецификация скачать
Указание по оцениванию эксперимента указание

Продолжительность ОГЭ по химии - 120/140 минут

На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут (на лабораторную работу (задание 23) дополнительно выделяется 20 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 – 3–8 минуты;

2) для каждого задания части 2 – 12–17 минут;

Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года - отсутствуют

Максимальный первичный балл – 34/38.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.

Условия проведения ОГЭ по химии в 9 классе

При проведении экзамена по модели 1 в аудиторию не допускаются специалисты по химии. При проведении ОГЭ по химии по модели 2 подготовку и выдачу лабораторных комплектов осуществляют специалисты.

Для оценки проведения химического эксперимента, предусмотренного моделью 2, в аудиторию должны обязательно приглашаться эксперты.