Фет старые письма анализ. Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева "К.Б." и Фета "Старые письма"

В ЦКБ № 1 реорганизуют коечный фонд для развития профильных центров

Железнодорожное здравоохранение подводит итоги годовой работы по созданию высокотехнологичных медицинских центров на базе отраслевых больниц. В Центральной клинической больнице № 1 ОАО «РЖД» значительно продвинулись в выполнении данной программы.

– Виктор Францевич, создание высокотехнологичного центра предполагает в первую очередь оборудование медучреждения соответствующим оборудованием. Как решается этот вопрос в ЦКБ № 1?
– В 2007 году наша больница заботами департамента здравоохранения ОАО «РЖД» получила по инвестиционной программе достаточно много современного технологичного оборудования. Так, для работы на главной территории больницы (Волоколамское шоссе, 84) закуплен компьютерный 64-срезовый томограф, который позволяет при подготовке больных к операциям уточнять топографию органов и их взаиморасположение с окружающими сосудами.
На второй территории (ул. Часовая, 20) сейчас устанавливается новый магнитно-резонансный томограф, а скоро там появится ещё один высокотехнологичный аппарат – ангиограф, который необходим при диагностике сердечно-сосудистых заболеваний. Это избавит врачей от необходимости возить больных для проведения ангиографических исследований за пять километров на нашу главную территорию. Получены электрофизиологическая установка для диагностики и лечения аритмии сердца и многое другое.

– Как создание центров сказывается на показателях финансово-хозяйственной деятельности больницы?
– Если оценивать показатели за 2007 год, то мы заработали на 74 млн руб. больше, чем годом ранее. Но связано это прежде всего не с развитием высокотехнологичных центров, а с рядом неординарных решений, направленных на уменьшение непроизводительных затрат.
Например, мы сократили всех дворников и более ста санитарок-уборщиц и поручили заботы об уборке территории больницы и общебольничных помещений сторонним организациям, тем более что сервис в Москве в этом плане достаточно хорошо развит. В результате у нас уменьшилась нагрузка по зарплате, налогам, больничным листам, в целом по коллективному договору, и мы экономим значительные средства.
Кроме того, повысилась эффективность использования коечного фонда. В 2007 году одна койка работала у нас в среднем 274 дня, а не 240, как в 2006 году. Однако это ещё нельзя считать достижением – по нормам койка должна быть занята 340 дней в году. Хотя невыполнение норматива отчасти связано с проведением капитального ремонта.
Сейчас мы начинаем реструктуризацию коечного фонда для того, чтобы обеспечить эффективность работы каждой койки. И вот здесь должно сыграть свою роль развитие высокотехнологичных центров.
Возьмём, к примеру, спинальный центр. В нём проводится всё больше уникальных технологичных операций, вплоть до установки кейджев – современных устройств, обеспечивающих стабильность позвоночника пациента. Количество операций по сравнению с 2006 годом в этом центре увеличилось более чем в два раза, и койка отработала – пока в единственном – 340 дней в году. Так что в наступившем году здесь будет существенно расширен коечный фонд.

– Ранее говорилось, что вы создадите структуру, где пациенты спинального центра будут проходить реабилитацию. Эти планы будут реализованы?
– Как раз в этом году мы приступим ко второй части намеченных преобразований в этом центре – обеспечению восстановительного лечения до операции и после неё. В наших ближайших планах – создание реабилитационного комплекса, который будет функционировать неразрывно с отделением вертебрологии. Там пациенты будут проходить предварительное обследование и восстановительное лечение. Если это лечение не помогает, пациента переведут на операционную койку – замечу, что пребывание на ней обходится гораздо дороже, – а после операции он вернётся на койку восстановительного лечения и пройдёт курс под наблюдением того же персонала. При введении такой методики эффективность работы спинального центра в 2008 году ещё более увеличится.

– А как изменилась работа кардиологического центра на базе вашей больницы?
– В кардиологическом центре за год налажена работа по диагностике и лечению аритмии сердца, установке кардиостимуляторов – временных и постоянных. Увеличилось количество эндоваскулярных вмешательств на сосудах – не только сердца, но и почек, нижних конечностей, на сонной артерии.
В составе центра в ноябре прошлого года введено и функционирует отделение анестезиологии и реанимации кардиопрофиля на шесть коек. То есть кардиологические больные теперь проходят по замкнутому циклу: из машины неотложной помощи – в отделение реанимации, затем в кардиологическое отделение. Если диагностируется нарушение сердечного ритма, ему ставят кардиостимулятор, если стеноз сосудов – проводится их стентирование или баллонирование.
Изначально мы полагали, что должны отработать цикл вплоть до аортокоронарного шунтирования. Думаю, в 2008 году нам вполне по силам наладить эту работу. Однако прежде необходимо набрать статистику и определить, сколько железнодорожников нуждаются в подобных операциях. Если это достаточно значимый контингент, будем ставить вопрос и об открытых операциях на сердце.

– Кстати, вопрос, который волнует многих наших читателей: останется ли помощь в высокотехнологичных центрах РЖД бесплатной для железнодорожников?
– Конечно. Несмотря на преобразования, большинство наших пациентов по-прежнему составляют железнодорожники, члены их семей и пенсионеры отрасли, для которых помощь оказывается бесплатно. Просто политика департамента здравоохранения РЖД направлена на то, чтобы сделать эту помощь более действенной, здоровьесберегающей.

– Высокотехнологичное оборудование без кадров, обладающих соответствующей квалификацией, останется «мёртвым грузом». Как решается эта проблема?
– Можно сказать, что сейчас оборудование у нас берётся под конкретного специалиста. Если же возникает необходимость освоить новую технику или методику с нуля, то мы учим свои кадры или привлекаем высококлассных специалистов со стороны.
Например, в урологическом центре в прошлом году произошло важное пополнение – мы взяли на работу оперирующего уролога кандидата медицинских наук Владимира Хворова. С его приходом существенно увеличилось количество открытых операций на мочеполовой системе.
Более того, департаментом здравоохранения компании разработана концепция создания на базе нашей больницы, на территории по улице Часовой, научного и учебно-методического центра. Его назначение – повышение квалификации и послевузовское образование врачей, которые приходят в лечебные учреждения отрасли. Планируется создать и курсы переподготовки среднего медперсонала.
Там же оборудуется клиника на 200 коек. В её составе будут терапевтическое отделение, кардиологическое, неврологическое, эндокринологическое, а также отделение метеопатологии под руководством профессора Юрия Гурфинкеля. Его работы, проясняющие влияние магнитных бурь на состояние метеозависимых пациентов, в частности страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, приобретут наконец практическое воплощение.

– Вы упомянули урологический центр. Каковы перспективы его развития?
– Здесь растёт количество эндоурологических вмешательств, которые внедрены в нашей больнице руководителем центра, профессором Олегом Теодоровичем. При этих манипуляциях почечные камни безболезненно для пациентов дробятся в мелкий песок с помощью регулируемого потока лазерного излучения.
Сдвинулось с мёртвой точки и оснащение этого центра другим современным оборудованием. Департамент здравоохранения, например, купил для нас аппарат для проведения биполярной трансуретральной резекции – операции на предстательной железе. Его особенность в том, что с помощью этого аппарата можно оперировать пациентов, у которых установлены кардиостимуляторы.
Также сейчас мы планируем провести реорганизацию в операционном корпусе для перевода в него урологической операционной, которая находится пока в старом здании. Это существенно расширит её возможности.

– Одним словом, в этом году ЦКБ № 1 предстоит большая работа...
– Раз создание высокотехнологичных центров начато, оно должно быть доведено до конца. Здоровье железнодорожников, как одна из главных составляющих обеспечения безопасности движения поездов, приобретает для РЖД всё большее значение. Логично, что Центральная клиническая больница компании должна находиться «на острие» процесса.

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найдённым письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные», «свидетели немые» - так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами». Однако слова «доверчивость, надежда и любовь», эпитеты «задушевные», «светлые, святые, молодые» не оставляют сомнений в том, что послания эти - любовные.

Стихотворение обладает чётко выраженной структурой. Первая строфа - предыстория, завязка действия. «Давно забытые, под лёгким слоем пыли» - эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты» сразу называются «заветными». Словно отдёрнутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить» можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа - развитие действия. Лирический герой признаёт, что его роль в этой переписке и её финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осуждён», «горя огнём стыда», «тот ужасный час, когда прощались мы» - всё это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Но в четвёртой строфе - кульминации произведения - звучит открытое раскаяние в своём поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку...» - эти слова передают порыв души, жаждущей всё исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвёртая строфа удлинена на одну строчку, ещё явственней показывает, что лирический герой торопится всё высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее...

Заключительная пятая строфа несёт в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами - устаревшими, неживыми. Всё, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза», - с горечью говорит лирический герой. В последней строфе словно перечёркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрёстной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.

Стихотворение «Старые письма»

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку,-
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!-
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев – одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: “К. Б.” Тютчева и “Старые письма” Фета.
Стихотворение Федора Ивановича, озаглавленное загадочными

Инициалами, написано 26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви – Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения.
Спустя много лет поэт встретился с Лерхенфельд еще раз, о чем так написал своей дочери: “Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей… доброй Амалией Крюденер, которая в последний раз повидать меня на этом свете…” Эта встреча пробудила в лирическом герое душевную полноту “тех лет”. Герой благодарен за это Амалии, он испытывает душевный подъем: “Тут не одно воспоминанье… И та ж в душе моей любовь”
“Я встретил вас – и все былое…” – душевная исповедь поэта. Встреча с бывшей любовью заставила встрепенуться “отжившее сердце”, которому стало “так тепло”. Эта встреча сродни весне, которая все пробуждает.
Как и Тютчев, Фет в своем стихотворении вспоминает прошлое, моменты старой любви:
“Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной…”
Но, в отличие от Федора Ивановича, произведение которого пропитано нотками сладкой ностальгии и волнующей печали, но, однако, “освежающее” душу, Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении показывает гораздо более мрачные картины. Мы видим терзающую его вину, тоску, даже некоторую озлобленность на то, что уже ничего нельзя изменить. Это его творение, как и подавляющее большинство его любовных стихотворений, посвящено его первой и, возможно, единственной любви – Марии Лазич. Они познакомились в 1848 году, но так как оба были бедны, Фет понимал, что не сможет обеспечить девушке счастливое будущее и решил расстаться с ней. Вскоре после этого девушка умирает страшной смертью. Она сгорела заживо от упавшей на ее платье свечи. Хотя нет никаких доказательств, что это было самоубийство, Афанасий Афанасьевич до конца жизни считал себя виновником случившегося.
Итак, темой обоих стихотворений являются воспоминания о минувшей любви, но если у Тютчева основной идеей можно назвать возвращение сердцем к прекрасной поре былого и “оживление” души (“я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”), то произведение Фета показывает муки совести и жгучее сожаление. Поэт считает себя недостойным такой любви:
“Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза”
У меня эти творения вызвали довольно противоречивые эмоции. Стихотворение Федора Ивановича проникает в душу, принося с собой теплый, мягкий, радостный свет, который дает надежду на что-то лучшее:
“Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…”
Тебе хочется раствориться в этом блаженном умиротворении, забыть все невзгоды и просто искренне улыбнуться всему хорошему, что было в твоей жизни.
Произведение же Афанасия Афанасьевича, напротив, убивает всякую надежду на поворот к лучшему. И виноватым во всем случившемся поэт считает себя:
“А я доверился предательскому звуку,
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь”
Стихотворение вызывает мрачные, давящие, темные эмоции. Оно словно беспощадная гроза, жестокий смерч, который оставляет после себя только опустевшую, безобразную, выжженную яростью и виной землю, на которой никогда больше не сможет пробиться зеленая травка надежды и радости. Но в то же время произведение заставляет задуматься, оглянуться назад, на свои поступки и, возможно, изменить где-то свое поведение. Автор говорит: “Как будто вне любви есть в мире что-нибудь”, он словно призывает читателя не совершать его ошибок, показывая, каким страшным и безрадостным может быть результат.
Когда читаешь эти творения, то в воображении мелькают все образы, ты словно погружаешься в тот мир и видишь все “наяву”. Такой красочности авторы достигают с помощью умелого использования различные художественно-выразительных средств, которые помогают им наиболее ярко и точно отобразить все, что они чувствуют, видят и хотят передать читателю. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Множество различных эпитетов Тютчева (“в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, “забытым упоеньем”, “милые черты”, “вековой разлуки” и т. д.) и Фета (“черты заветные”, “душевных мук”, “мгновенно воскресим”, “поблекшие узоры”, “задушевных слов”, “свидетели немые”, “сумрачной зимы”, “дерзко оттолкнул”, “вечную разлуку”, “жгучая слеза” и т. д.) помогают придать определенное настроение произведениям. Красивые метафоры и олицетворения стихотворений “К. Б.”(“все былое… ожило”, “сердцу стало так тепло”, “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне”, “жизнь заговорила вновь” и т. д.) и “Старые письма”(“черты заветные… мгновенно воскресили”, “утрачено душой”, “встречают взоры”, “поблекшие узоры… гонят кровь”, “души не воскресит и голос всепрощенья”, “не смоет этих строк и жгучая слеза” и т. д.) придают образности стихотворениям, делают их “живыми”.
Оба произведения обладают точной, перекрестной, преимущественно женской рифмовкой. Строфика – катрен. “К. Б.” написано четырехстопным ямбом, а “Старые письма” – шестистопным ямбом.
Оба поэта посвятили свои стихотворения реальным женщинам, которых они любили. Но если Тютчев не жалеет, что его отношения с Амалией теперь лишь приятное воспоминание, то Фет казнит себя за ошибки прошлого и, думаю, он бы хотел повернуть время вспять и исправить содеянное.
Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.
Федор Иванович на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Чувства поэта к каждой возлюбленной были глубоки, возвышенны, искренни и неподдельны. Им часто сопутствовало страдание, но они внесли в жизнь тврца необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих девушек, не существовало бы и таких замечательных стихотворений, как “К. Б.”, в котором поэт словно обнажает свою душу. Поэзия Тютчева – поэзия глубокой и бесстрашной мысли, неизменно слитой с образом переданной точными, смелыми, необычайно выразительными красками. В произведениях Федора Ивановича много изящества, пластики, в них есть, по выражению Добролюбова, и “знойная страстность”, и “суровая энергия”. Они очень цельны, закончены: при чтении возникает впечатление, что они созданы мгновенно, единым порывом.
Для Фета же любовь, по моему мнению, обжигающий костер, как и поэзия его – пламя, в котором сгорает душа. Произведения поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Лирика Афанасия Афанасьевича становится воплощенной памятью о Марии, памятником, “живым изваянием” любви поэта.
Несомненно, и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека – “подвиг бесполезный”, большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, “обнажить” перед ним душу.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Стихотворения Ф. Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” и А. Фета “Море и звезды” представляют собой “философские пейзажи”. Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе. Однако, Read More ......
  2. Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к Родине, к России. Природа Тютчева – живая, Read More ......
  3. Смысловой план. Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей: Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в Read More ......
  4. В произведениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много значит образ природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих Read More ......
  5. Стихотворение Тютчева (1830 год). Ведущий троп в этом стихотворении – метафора (в основном, одушевления): “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей дум”, “их оглушит шум”, “внимай Read More ......
  6. Моим любимым стихотворением великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета является его произведение “Я пришел к тебе с приветом…”. Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее остальных. У поэта была не самая обычная и простая судьба, она была Read More ......
  7. Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при Read More ......
  8. Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе “Николай I”, на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, Read More ......
Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева “К. Б.” и Фета “Старые письма”

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найдённым письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные», «свидетели немые» - так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами». Однако слова «доверчивость, надежда и любовь», эпитеты «задушевные», «светлые, святые, молодые» не оставляют сомнений в том, что послания эти - любовные.

Стихотворение обладает чётко выраженной структурой. Первая строфа - предыстория, завязка действия. «Давно забытые, под лёгким слоем пыли» - эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты» сразу называются «заветными». Словно отдёрнутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить» можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа - развитие действия. Лирический герой признаёт, что его роль в этой переписке и её финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осуждён», «горя огнём стыда», «тот ужасный час, когда прощались мы» - всё это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Но в четвёртой строфе - кульминации произведения - звучит открытое раскаяние в своём поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку...» - эти слова передают порыв души, жаждущей всё исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвёртая строфа удлинена на одну строчку, ещё явственней показывает, что лирический герой торопится всё высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее...

Заключительная пятая строфа несёт в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами - устаревшими, неживыми. Всё, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза», - с горечью говорит лирический герой. В последней строфе словно перечёркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрёстной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.

Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать. Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова. Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступае

Сочинение 11 класс.Цикл «Темные аллеи» - последнее создание И. А. Бунина-прозаика, завершившее его долгий и трудный творческий путь. Это произведение написано в 40-е годы XX века в разгромленной Франции ведущим полуголодное существование семидесятилетним стариком. И между тем «Темные аллеи» - книга о любви.Большинство рассказов цикла заканчиваются печально. И. А. Бунин писал: «Неужели вы не понимаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - я был близок к самоубийству». Наверное, для писателя всякая истинная любовь - источник трагедии. Попро

Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Лермонтов Роман “Герой нашего времени” - самое зрелое и крупное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, вдумчивого писателя-философа. Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин - достойное продолжение пушкинского Онегина и следующий за ним в галерее “лишних людей”. Печорин - молодой аристократ, активно вмешивающийся в окружающую жизнь. С первых же страниц романа перед нами предстает герой, неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Вначале мы не п

Ведущее место в творчестве Бабеля занимает роман «КОНАРМИЯ». Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Большинство романов состоит из глав, а «КОНАРМИЯ» -из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой – Кирилл Васильевич Лютов. Автор не случайно выбрал это имя главному герою, так как в годы гражданской войны Бабель сражался под этим именем в рядах Красной Армии. В этом произведении Лютов выражает взгляды Исаака Бабеля. Автор не случайно сделал главным героем человека «чужеродного», интеллигентного, образованного

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найдённым письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные», «свидетели немые» — так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами». Однако слова «доверчивость, надежда и любовь», эпитеты «задушевные», «светлые, святые, молодые» не оставляют сомнений в том, что послания эти — любовные.

Стихотворение обладает чётко выраженной структурой. Первая строфа — предыстория, завязка действия. «Давно забытые, под лёгким слоем пыли» — эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты» сразу называются «заветными». Словно отдёрнутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить» можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа — развитие действия. Лирический герой признаёт, что его роль в этой переписке и её финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осуждён», «горя огнём стыда», «тот ужасный час, когда прощались мы» — всё это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Но в четвёртой строфе — кульминации произведения — звучит открытое раскаяние в своём поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку...» — эти слова передают порыв души, жаждущей всё исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвёртая строфа удлинена на одну строчку, ещё явственней показывает, что лирический герой торопится всё высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее...

Заключительная пятая строфа несёт в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами — устаревшими, неживыми. Всё, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза», — с горечью говорит лирический герой. В последней строфе словно перечёркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрёстной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.