Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века. Русский футуризм

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Задача футуризма заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей.

«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. «Всечество» стало одним из важнейших футуристических художественных принципов.

Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Основные черты

Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

Поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

Культ техники, индустриальных городов;

Пафос эпатажа.

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объем произвольными и производными словами (Слово - новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые

тублично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник

Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее

крупную и влиятельную футуристическую группировку - кубофутуристов, или поэтов

«Гилеи» (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец

Д. Бурлюка был управляющим имения и куда в 1911 году приезжала группа кубофуту-

ристов). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками -

эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой

«Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центри-

фуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модер-

нистским течениям футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бес-

компромиссностью в футуристическом движении отличались кубофутуристы. Социально-

психологическую опору нового течения составили настроения новых для России социаль-

ных слоев - радикального студенчества, люмпен-пролетариата, вообще людей городской

улицы. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью сво-

его социального лица.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными


художественными группировками 1910-х годов - прежде всего с художниками групп

«Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере поэты-

футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живопис-

цами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,

добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах

участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». Теснейшая связь

поэтической стилистики футуристов с технологическими навыками живописи проявилась

с первых шагов литературного футуризма: вслед за авангардистами-живописцами поэты

«Гилеи» обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной

«полезности» своего искусства.

Футуризм претендует никак не меньше чем на вселенскую миссию; по глобализму

притязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будуще-

го. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы и близкие

к ним художники авангарда образуют воображаемое «Правительство Земного Шара»;

от имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылaeт письма и телеграммы

Временному правительству с требованиями отставки. И это вовсе не проявление склон-

ности к юмору, как, впрочем, и не психопатологическая мания величия: это следствие

убежденности в том, что весь мир пронизан искусством. Из этого же убеждения - тяга

футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивиро-

вание эстетического «безумства». Футуризм как явление выходил за рамки собственно

литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников тече-

Программой жизненного поведения футуристов становится сознательный эпатаж

обывателя. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всего стра-

шится равнодушия. Поэтому необходимым условием его существования становится атмо-

сфера литературного скандала. Подобно тому, как роль короля разыгрывается в жизни

и на сцене его окружением, футуризм не может состояться вне своеобразного социального

обряда освистывания и осмеяния. Важнейшая для футуристов реакция на их искусство -

даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест

в как можно более резких формах. Такая реакция со стороны публики и провоцируется

нарочитым юродством в поведении футуристов. Складывается своего рода репертуар

эпатирования: хлесткие названия («Чукурюк» - для картины; «Дохлая луна» - для

сборника произведений; «Идите к черту!» - для литературного манифеста); уничижи-

тельные отзывы о предшествующей культурной традиции и о современном искусстве.

В литературных текстах широко практикуются лексические, синтаксические и смыс-

ловые смещения. Лексическое обновление связано с депоэтизацией поэтического языка,

введением грубых образов, вульгаризмов. Причем дело не просто в преодолении лекси-

ческих запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного

смещения возникает потому, что снижающие образы или вульгаризмы используются там,

где традиция диктует возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание

резко нарушается, исчезает граница между «низким» и «высоким». Поток снижающих

образов - обычная примета стихотворения Д. Бурлюка, для которого «звезды - черви,

пьяные туманом», «поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь».

Слово лишается ореола сакраментальности, опредмечивается, его можно дробить, пере-

иначивать, создавать новые комбинации лексических элементов. Отсюда широко распро-

страненные в футуризме эксперименты по созданию «заумного языка», состоящего из

звуков, каждый из которых обладает собственной семантикой: например, самый ради-

кальный «заумник» Крученых предлагает взамен якобы затасканного слова «лилия» слово

«еуы», сияющее, как ему кажется, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову

как к конструктивному материалу приводит к активному созданию неологизмов и непри-

вычных словосочетаний (это свойственно Хлебникову, Маяковскому).

Синтаксические смещения проявляются в отказе от знаков препинания, введения

«телеграфного» синтаксиса (без предлогов), использования математических и музыкаль-

ных знаков. Гораздо большее, чем прежде, значение придается визуальному воздействию

текста. Отсюда разнообразные эксперименты с тем или иным расположением слов, стихо-

творных строчек, использование разноцветных шрифтов (частные проявления «визуали-

зации» стиха - «лесенка» Маяковского, использование Бурлюком особых шрифтов для

выделения отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Урок 22. Футуризм
Цели урока: дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов.
Методические приемы: лекция учителя с элементами беседы.
Ход урока
I. Лекция учителя
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь
новой
культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира
средствами
искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии
направления
заключено стремление к будущему (от дат. futurum - будущее).
Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ
века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее
разрушение форм и
условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией -
философскими
идеями А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, провозглашавшими интуитивизм
(познание
действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной
культуры, идеал
«сверхчеловека», свободного о каких-либо моральных ограничений, от власти
объективных
законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского
футуризма.
Эстетической его предпосылкой стал символизм. Отталкиваясь от принципов этого
литературного направления, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали
«пользу», а
не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности,
мистицизма,
присущих символизму. Футуристы противопоставили всему обществу свои
радикальные взгляды,
тезису «Искусство для искусства» - лозунг «Искусство для масс», провозгласили
антиэстетизм.
Считается, что предшественником русского футуризма был итальянский футуризм.
Впервые этот термин был введен литератором Филиппо Маринетти, который в
парижской газете
«Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме». Это
авангардистское
европейское художественное течение получило распространение во Франции, Англии,
Австрии,
Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы старались
отмежеваться от
итальянских корней.
Современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины
мира,
базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних
представителей футуризма (В. Шершневич, И. Северянин) образ города выступает как
выражение
сущности жизни, современной культуры ХХ века. Поэзия И. Северянина насыщена
образами
автомобилей, аэропланов, примет современной цивилизации (например,
стихотворение

«Пролог», 1911 г.).
(Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Большинство русских футуристов относилось к городу резко отрицательно. Главная
причина такого отношения - «адская» сущность города, где человек не просто
оглушен
бездушной «новой техникой», но и раздавлен темной, бездушной силой (В.
Маяковский «Адище
города», 1913 г.).
Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался
ими
как макрокосм, а человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривалось как
движение к
всеединству. Бытие цивилизованного человечества выступало в единстве со
Вселенной, а космизм
придавал целостное восприятие. В стихотворении Маяковского «Эй!» (1916) человек
выступает
субъектом планетарного и космического преобразовательного действия.
Для русских футуристов современный мир - это движение, устремленность в
будущее.
Они буквально жили им. Идти в будущее означало творить его.
Русские футуристы рассматривали искусство как важнейшее средство отражения
тенденций эпохи, преобразования человека и мира, созидания новой реальности. То
есть, по
мнению футуристов, искусство играет преобразующую и созидающую роль. Однако
прошлое, в
том числе и искусство прошлого, они рассматривали лишь как «собрание окаменелых
ценностей».
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вы шел в свет
первый
футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников
и В.
Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили
наиболее
влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи (Гилея -
древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка
управлял
имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Кроме того,
заметными
группами были «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.) и
объединение
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Подобно другим
модернистским
течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических
группировок была
особенно непримирима.
Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году.
Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы -
лицо
нашего времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...
Бросить
Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...». Эти
эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них
языку»,

презрения к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную
славу и
известность. В манифесте из сборника «Садок Судей II» (1913) программа футуристов
была
конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы,
рифмы,
размеры стиха; новые слова и новые темы; презрение к славе: «нам известны чувства,
не жившие
до нас. Мы новые люди новой жизни».
По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных.
Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем
для жизни
других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной
программы
была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного
преобразить мир. При
этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на
фундаментальные науки -
физику, математику.
Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными
группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз
молодежи».
Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Художник
Татлин
всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты
городов-
спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников предлагал новый
универсальный язык.
Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической
площадки.
Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое
художественное
действо, вовлекающее в игру весь мир. Футуристы не только декларировали свои
лозунги, они
действовали: после Февральской революции 1917 года образовали воображаемое
«Правительство
Земного Шара». От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал
письма и
телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Футуристы Гилеи,
или будетляне,
как они себя называли, действительно были уверены в преобразующей силе своего
искусства. Тяга
футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действах,
вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана.
Оптимальной
читательской реакцией на их творчество было для футуристов не похвала или
сочувствие, а
неприятие, протест. Такую реакцию они намеренно провоцировали, хотя бы
нагнетанием в поэзии
шокирующего безобразия: «дохлая луна», «звезды - черви, пьяные туманом»
(Бурлюк), «улица
провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).
Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только

обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством,
использовали в
поэзии новые композиционные и даже графические эффекты. Например, Василий
Каменский в
своих «железобетонных поэмах» расчерчивал страницу на неправильные
многоугольники и
заполнял их словами или обрывками слов. Стихотворение превращалось в
типографскую
картинку. Вообще визуальному воздействию текста придавалось большое значение:
проводились
эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и
разномасштабных шрифтов, расположением строчек «лесенкой» и т.п.
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было
дробить,
переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных
слов.
Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению
многих
неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли:
«могатырь»,
«лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезитъ «ветропросвист», «грезэрка»,
«стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя
Ф. Сологуба,
введшего его в литературу: «Он - чарователь, чаровальщик, / Чарун, он - чарник,
чародей...».
II. Беседа по поэзии Хлебникова
Похожий эксперимент проводит В. Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):
(Стихотворение читает учитель.)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -
Смех усмейных смехачей!
Задание: Попробуйте понять значение этих и других неологизмов, оттенков
однокоренных слов и оценить словотворчество футуристов.
Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и
суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он
пытался
«найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских
слов из
одного в другое - свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в
эстетический
факт.
- Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»?
(Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)
Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят
пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными
словами и их
причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»).
Особая
роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев»,
обладает

определенной семантикой (смыслом). Знаменито «заумное» стихотворение В.
Хлебникова:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
- Каково значение звуков в этом стихотворении?
(Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой
символ - птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт,
должен
передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык
символизировал связь между на родами и континентами. «Заумный» язык для
Хлебникова -
язык будущего, способный служить объединению людей.)
III. Слово учителя о В. Хлебникове
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих
соратников
безусловным авторитетом.
Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своем, особом мире. Он часто
писал
свои стихи в самых неожиданных, неподходящих для этого занятия местах: в магазине
- на
оберточной бумаге, в книжной лавке - на обложке любой книги, в постели - на
краешке
подушки, - везде, где находился клочок бумаги. Хлебников не заботился о том, чтобы
сохранить
свои творения. Как они легко писались у него, так легко и исчезали. Он мог подарить,
потерять
стихи, мог пустить их на растопку костра, мог набить ими наволочку и использовать
вместо
подушки.
Хлебникова многие считали юродивым, чудаком. Н. Асеев писал о нем: «Был он похож
больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной
ноге, и его
внимательным глазом, с его внезапными отлетами и улетами во времена будущего».
Свое
назначение он видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Не случайно
он выбрал
себе имя Велимир (повелевающий миром).
Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски
свеж и наивен, с другой - аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не
похожие на
«заумь», простые и глубокие:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить

утраченную миром гармонию. Главной для него была проблема времени: сопоставляя
даты
исторических событий, поэт стремился понять законы развития человечества,
математически
точно прочертить путь в будущее. Отношение к мирозданию у Хлебникова порой
тютчевское:
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды - невод, рыбы - мы,
Боги - призраки у тьмы.
1915
Хлебников оказал огромное влияние на развитие русской поэзии ХХ века, что
признавалось поэтами, занимающими совершенно разные эстетические позиции. Вот
что писал
сам Хлебников «О стихах» (1920-1921): «Чары слова, даже непонятного, остаются
чарами и не
утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть
непонятными, но
должны быть хороши, должны быть истовенными... Речь высшего разума, даже
непонятная,
какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои
всходы.
Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя
нива все же
вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое
непонятное
творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если
оно непонятно
данному слою читателей».
Попробуем последовать совету Велимира Хлебникова и приглядеться к
футуристическим
стихам, вслушаться в них.
IV. Реализация домашнего задания
Читаем подготовленные стихотворения и пытаемся разобраться в их поэтике.
- Какие явления современного искусства, культуры напоминают о футуризме?
Пример анализа стихотворения.
Учитель читает стихотворение В. Хлебникова:
Мне видны - Рак, Овен,
И мир лишь раковина,
В которой жемчужиной
То, чем недужен я.
В шорохов свисте шествует стук вроде «Ч».
И тогда мне казались волны и думы - родичи.
Млечными путями здесь и там возникают женщины.
Милой обыденщиной
Напоена мгла.
В эту ночь любить и могила могла...
И вечернее вино
И вечерние женщины
Сплетаются в единый венок,
Которого брат меньший я.
1908

Стихотворение, впервые опубликованное в «Изборнике стихов» 1914 г., было написано
шестью годами раньше, когда Хлебников, прежде учившийся в Казанском
университете,
перебрался в Пете и поступил в столичный университет (сначала на естественное
отделение, а
потом на историко-филологический факультет). Главное, что влекло начинающего
поэта в
столицу, - литературные интересы: здесь он обращает на себя внимание маститых
поэтов Вяч.
Иванова и М. Кузмина, сближается с писателями, входившими в «Кружок молодых»
(С.
Городецким, А. Толстым, Н. Гумилевым). Для делающего первые шаги в серьезную
литературу
новичка было бы естественно примкнуть к той или иной влиятельной стилевой
традиции, в
данном случае символистской. Некоторые отголоски символистской образности в
анализируемом
стихотворении можно различить: в мифо-поэтическом собирательном образе
«женщин»,
принадлежащих небу, можно увидеть отражение культа «Прекрасных Дам» русского
символизма;
«вечерне-ночной» колорит хлебниковского космического пейзажа вполне
соответствует
символистским устремлениям.
Однако уже на уровне первичного восприятия текста у читателя, знакомого с
символистской поэзией, формируется ощущение принципиально новой по сравнению
с
художественным миром символизма поэтики.
- Каково основное отличие этого стихотворения от знакомой вам символистской
поэтики?
(Главное отличие от символистских текстов - мажорный, жизнеутверждающий тон
стихотворения, отсутствие типичного для предшественников Хлебникова конфликта
мечты
и действительности, стирание границы между лирическим «я» и мирозданием. Земля
и небо,
человек и космос не противопоставлены, но образуют единое поэтическое
пространство, в
котором лирический герой с его чувствами (высоким «недугом») - венец и
сердцевина
(«жемчужина») творения. Ему внятны движения светил и шорохи космических
пространств,
но он не сторонится и «милой обыденщины» земных ощущений. Более того,
признание в любви
адресуется одновременно земле и небу, само это чувство обретает в сознании
лирического
героя характер универсальной космогонической силы, способной устранить власть
времени,
стереть границу между «здесь и там жизнью и смертью (даже «могила» способна
«любить»).
- Какими же изобразительно-выразительными средствами передана идея «стирания
граней», устранения одиночества, идея «братства» человека и мира?
(Ритмика стихотворения укладывается в общую тенденцию в стихосложении начала
ХХ века: переход от «классической» силлабо-тоники к акцентному стиху. Характерной
для

поэзии Хлебникова чертой, проявившейся и в данном тексте, является
микрополиметрия, т. е.
очень частая (едва ли не в каждой строчке) перемена ритмического рисунка. От этого
движение стихотворения становится непредсказуемым, каждая следующая строчка
заставляет оглядываться на предыдущую.
Постоянные ритмические метаморфозы стиха повышают значимость рифмы,
становящейся важнейшим фактором композиции. Хлебников явно неравнодушен к
составным
рифмам: почти всякий раз он соотносит в рифмуемой паре слово со словосочетанием.
Ритмически выделенные в первой строке слова Рак, Овен (отсутствие союза между
ними
заставляет делать значительную паузу при чтении вслух) рифмуются со словом
раковина.
Это неожиданное фонетическое сближение обнаруживает между словами и
смысловую связь
(Рак и Овен - созвездия, а небесная сфера, на которой они размещены, уподобляется
раковине),
а главное - заставляет воспринимать как единицы смысла не только целые слова, но
и их
части - слоги и даже отдельные звуки. Действительно, в слове раковина» проступают
не
только слова Рак и Овен, но и иные семантизированные комбинации. Например, Ра -
бог солнца
у древних египтян, а также, что менее известно, второе название Волги, что для
волжанина
Хлебникова очень значимо. За вычетом слога «ра» - в сочетании Рак - Овен
остается
комбинация ковен, прочитываемая как анаграмма слова венок.
Венок (или его ассоциативный «двойник» - звездное ожерелье) - и важнейший
образ-
символ стихотворения, и его композиционная формула: текст сплетен из «звездной
пыли»
отдельных звуков и слогов. В то время как женщины плетут венки из цветов, поэт
воспринимает небо как цветочное поле, а звезды - как живые растения. Вообще
говоря, идея
взаимопроникновения всего и вся в мироздании, идея братства людей, зверей,
растений и звезд
- самая главная «сердечная» идея Хлебникова.)
Продолжим семантико-фонетический анализ текста. Венок зарифмован в
стихотворении
с вином, это еще одна смысловая и звуковая «ниточка»; протянутая сквозь текст.
Звуковой
комплекс вин присутствовал уже в словах раковина и Овен (здесь гласный «и»
редуцирован); еще
чаще повторяется в тексте сочетание ин (в жемчужине и в соответствующей рифме
недужен я; в
дважды использованном слове женщины, а также в словах обыденщина и единый).
Звук «и»
повторяется в стихотворении 27 раз. Повторы этого высокотонального,
«пронзительного» звука
сродни световым лучам, испускаемым звездами. В этой связи уместно вспомнить, что
сам поэт,
размышляя о волшебной силе заговоров и заклинаний, сопоставлял подобные
«звуковые

очереди» с «рядом проносящихся перед сумерками нашей души истин». Отношение к
звукам как к
«летучим истинам» сопрягало в сознании Хлебникова с понятием «звездного языка»
- чистого,
глубинного смысла, выражаемого звуками.
«Слово особенно звучит, - писал Хлебников в «Досках Судьбы»,- когда через него
просвечивает иной «второй смысл», когда оно стекло для смутной, закрываемой им
тайны,
спрятанной за ним, когда через слюду обыденного смысла светится второй, темной
избой в окне
слова... Это речь дважды разумная, двоякоумная = двуумная. Обыденный смысл лишь
одежда для
тайного».
«Кружеток» - этот хлебниковский неологизм (из стихотворения «Ах, если бы! если бы
это!») лучше всего передает характер движения звуков в его стихотворении: свивая
слоги и
сплетая звуки, поэт выстраивает композиционную спираль, в которой образы
наделяются
вторичными смыслами. Эти новые (или, как их называют, окказиональные) значения
связывают
воедино «раковину мира» с «жемчужиной» человека, соотносят небесную сферу с
космосом
сознания: волны мирового эфира оказываются «родичами» человеческих дум. Кстати,
это
метафорическое уравнение («волны я думы - родичи») есть выражение излюбленной
хлебниковской мысли о «волнообразном состоянии истины».
- Как вы себе представляете «шествие стука вроде «Ч»? Что хотел сказать автор?
(То, что происходит в «чаше человеческого черепа» становится в восприятии
Хлебникова зеркальным отражением общепланетарных процессов. Вот почему так
значим
акустический образ «стука вроде «Ч» - прямое указание на «звездный язык»:
впервые
прозвучав в слове «жемчужина», а потом явившись как самостоятельная смысловая
единица,
этот звук проникает далее в слова «млечный» и «вечерние» укреплял тем самым
связь между
личным, интимным чувством человека и общим состоянием космоса. В свою очередь,
сонорные
звуки «м» и «л», соседствующие с «ч» в слове «млечный», также связывают карту
звездного
неба с миром человеческих эмоций, заставляя почувствовать семантическое родство
таких
разнородных (вне контекста этого стихотворения) слов, как «милый», «мгла»,
«могила».
Единство человека и космоса, эта главная «идея» стихотворения, представлена в
тексте не
как риторическая формулировка, но как веер фонетических и образных
соответствий»,
порождающих целую галактику мерцающих смыслов.
Конечно, это стихотворение может быть воспринято иначе: хлебниковский текст
нацеливает на поиск все новых и новых семантических ассоциаций. Понять
творчество
Хлебникова - значит понять, целое мироздание, заключенное в его слове.)
V. Чтение и анализ стихотворения «Кузнечик» (1908-1909)

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
- Определите, как созданы неологизмы?
(«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки
деепричастия - сравним: «рисуя», «воркуя»; «золотописьмо» - сложное слово,
образованное
слиянием слов золото» и «лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и
«диво».
Неясным по происхождению остается слово «зинзивер», но это явно существительное,
судя по
контексту и форме слова, кроме того, значение его выступает из звукового,
фонетического
образа.)
- Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?
(В стихотворении ясно слышны ассонансы - пять раз встречается звук «у»,
одиннадцать раз - «и» (обратим внимание, что в словах «тончайших», «жил» буква
«и»
обозначает звук «ы»!); аллитерации на взрывные глухие «к», «т», «п», придающие
легкость,
воздушность образу; звонкие «з», «ж» и глухие «ш», которые передают жужжание
насекомых
и шорох травы; сонорные «л», «р», дополняющие звуковой образ светлой природы.)
VI. Заключительное слово учителя
Надо сказать, что Хлебников впервые в русской поэзии применил консонансы -
созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов
не совпадают
ударные гласные: жребий - рыбий; копоть - капать; ввел разноударные рифмы: из
мешка -
усмешка, истины - истины.
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно
меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись
разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и
созидательным
художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых
функциях
искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые
эксперименты со словом получили развитие в литературе.
VII. Задания по творчеству футуристов
Вариант 1
1. Дайте определение футуризму.
2. Как назывался первый русский футуристический сборник?
3. Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?
4. Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «кубофутуристов».
6. Какой из поэтов не входил в состав объединения «Центрифуга»?
а) Б. Пастернак, б) Н. Асеев, в) Д. Бурлюк, г) С. Бобров.
7. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.
Вариант 2

1. Какой год считается временем рождения русского футуризма?
2. Кто авторы первого русского футуристического сборника?
3. Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?
4. Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение
к
этим положениям.
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».
6. Какой из неологизмов не принадлежит В. Хлебникову:
а) «лгавда», в) «будрецы»,
б) «могатырь», г) «огрезить».
7. Что привлекает вас в творчестве В. Хлебникова?
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение И. Северянина (на выбор), проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: доклад или реферат «Авангардная живопись начала ХХ
века» или «Кубизм и кубофутуризм».__

Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.

Общепризнанным основателем футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, который в «Манифесте итальянского футуризма», опубликованном в газете «Фигаро» в 1909 году, призывал «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом» и, будучи сподвижником Бенито Мусолинни, находил общие черты в фашизме и футуризме.

Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но в противоположность им он отличался крайней экстремистской направленностью, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».

(Наталья Гончарова "Велосипедист" )

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

(Геннадий Голобоков "Памятник" )

Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:

  • Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
  • Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
  • Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
  • Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).

История русского футуризма представляет собой сложные взаимоотношения этих четырех групп, каждая из них считала себя представительницей истинного футуризма и настаивала на своей главенствующей роли в данном течении, что в итоге приводило к вражде и разобщенности среди рядов поэтов-футуристов. Что впрочем, не мешало им иногда сближаться и даже переходить из одной группировки в другую.

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек" )

В 1912 году члены группы «Гилея» публикуют манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором они дерзко призывают «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

В своих стихотворениях поэт Алексей Крученых отстаивает права поэта на создание собственного «заумного» языка, именно поэтому его стихотворения часто представляли собой бессмысленный набор слов.

Василий Каменский и Велимир Хлебников в своем творчестве (поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс», сборник «Ряв!», «Изборник стихов. 1907-1914») осуществляли различные языковые эксперименты, отличающиеся свежестью и оригинальностью, в дальнейшем имевшие весьма плодотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

(Северини Джино "Бульвар" )

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.

Футуризм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века, наряду с символизмом и акмеизмом, сыграл очень важную роль для её дальнейшего развития и привнес немало плодотворных и новаторских идей, ставших основной для поэзии следующего поколения.