Гадания без карт. «Кто свернул с дороги в ад, того не испугает предупреждение: «это дорога в никуда!» - Станислав Ежи Лец

Символ один из четырех самых наихудших, в период его действия не стоит начинать ничего нового. Сейчас время затаиться и тихо ждать.

Мысли у вас путаются и недостаточно ясны. Вера в свои силы сейчас у вас очень слабая. Отнеситесь внимательней к своим поступкам и не предпринимайте ничего без анализа ситуации.

Прислушайтесь к советам человека, занимающего высокое положение, который протянет вам руку помощи. Он из вашего окружения и только у него есть возможность вам помочь.

Но не принимайте происходящее слишком трагично. Черная полоса уступит место светлой, пройдет негативный период жизни, ваши обстоятельства улучшатся.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 47.Истощение

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Кунь — Истощение.

Иероглиф изображает дерево, растущее за изгородью со всех сторон.

Окруженный, огороженный, замкнутый; ограничивать, ограждать. Наказание, тюрьма, уголовный кодекс. Истощение, усталость, исчерпанные ресурсы; обескураженный, пораженный [болезнью]. Тревога, страх, беспокойство. Нищета, бедность.

Смысловые связи гексаграммы 47. Кунь

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время изоляции и истощения. Вы угнетены и не можете доверяете окружающим. Необходимо волевым усилием изнутри овладеть ситуацией. Собирайтесь с силами, ищите источник энергии и внутреннего вдохновения. Единственный выход сейчас - открыть в себе благородного человека и терпеливо ждать решающего момента для прорыва. Это откроет вам путь.

Не доверяйте ничьим красивым словам и не полагайтесь на помощь других. Не поддавайтесь усталости и отдавайтесь во власть отрицательных эмоций. Смысл вашего уединения заключается не в страданиях, а в том, чтобы найти связующее звено с Дао. В тяжелой ситуации находится обещание грядущих положительных перемен. Вы увидите свою цель и направление пути, если будете полагаться только на свои размышления и собственные суждения. Придание большого значения словам окружающих лишь навредит и истощит ваши силы.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок седьмой гексаграммы.

[Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет.

— Будут речи, но они не верны. Хулы не будет.]

I. В начале шестерка.

Свидание затруднено на пне.

Войдешь в случайную долину. Три года не будешь ничего видеть!

II. Девятка вторая.

Затруднения с вином и с пищей.

Внезапно придет [человек] в алых наколенниках.

— Благоприятствует необходимости приносить жертвы.

Поход — к несчастью. Хулы не будет.

III. Шестерка третья.

Преткнешься о камень и будешь держаться в терниях и шипах.

Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены.

— Несчастье!

IV. Девятка четвертая.

Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из — за металлической повозки.

— Сожаление! Но [дело] доведешь до конца!

V. Девятка пятая.

(Казня), отрежут нос и ноги.

Будет трудность от [человека] в красных наколенниках.

Но вот понемногу наступит радость.

— Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моление.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Будет затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь:

«Движение к раскаянию!» И будет раскаяние.

— Но поход — к счастью!

Свершение. Стойкость. Великому человеку - счастье. Хулы не будет. Будут речи, (но они) не верны.

Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не (будешь ничего) видеть.
Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом переднике. - Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход - к несчастью. Хулы не будет.
Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены. - Несчастье.
Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. - Сожаление. (Но дело) доведешь до конца.
(Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном переднике. Но вот понемногу наступит радость. - Благоприятствует необходимости (возносить) жертвы и моления.
(Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение - к раскаянию». И будет раскаяние. - Но поход - к счастью.

Название

Кунь (Истощение): замкнутый, окруженный, огороженный; ограждать, ограничивать; наказание, уголовный кодекс, тюрьма; беспокойство, тревога, страх; усталость, истощение, исчерпанные ресурсы; пораженный [болезнью], обескураженный; бедность, нищета. Иероглиф изображает растущее дерево, огороженное со всех сторон.

Образный ряд

Вы изолированы, истощены или угнетены. Вы не можете доверять тем, кто вас окружает. Необходимо овладеть ситуацией изнутри, волевым усилием. Соберитесь с силами и ждите момента для решающего прорыва. Единственный выход - искать благородного человека в себе, найти внутренний источник энергии и вдохновения. Это откроет путь. Не рассчитывайте на помощь других людей и не доверяйте красивым словам. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Цель вашего уединения заключается не в том, чтобы заставить вас страдать, а в том, чтобы вынудить вас найти личное связующее звено дао. В ситуации содержится обещание грядущих перемен. Вы сможете увидеть свою цель, если будете полагаться на собственные суждения. Если вы будете придавать большое значение словам окружающих, это лишь истощит ваши силы.

Внешний и Внутренний миры

Водоем (Туман) и Вода

Внешние связи и воздействия уносятся внутренним, препятствуя общению.

Изоляция и угнетение содержат скрытую возможность пребывания и сотрудничества с другими людьми в общем жилище.

Последовательность

Подъем без остановки приводит к истощению. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Истощение означает замкнутость.

Образ

В реке нет воды

Символ

Стоять на собственных ногах и терпеливо ждать.

Туман над водой. Истощение.

Благородный человек вовлекает судьбу в достижение своей цели.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Сидение затруднено на пне.
Войдешь в сумрачную долину.
Три года не будешь ничего видеть.

Вы одиноки и обижены либо недовольны своим положением. Сумрачная долина и три года бездействия - дополнительные образы нижней триграммы Бездна - указывают на трудный путь, который предстоит пройти.

Девятка вторая

Затруднение с вином и пищей.
Внезапно придет человек в алых наколенниках.
Время приносить жертвы.
Поход - к несчастью. Хулы не будет.

Ваши таланты не признаны, хотя у вас есть возможность вести довольно обеспеченную жизнь. Однако перемены уже близятся. Сейчас вы не можете предпринимать никаких крупных дел, поскольку зависите от вышестоящих. Это служение выражается в образе жертвы ради общего дела.

Шестерка третья

Преткнешься о камень. Будешь держаться в терниях и шипах.
Войдешь в терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.

Вы находитесь в крайне затруднительном положении. Путь вперед закрыт, но если вы попытаетесь обойти препятствие, то будете искать поддержку в том, что больно ранит вас. Возвращение лишь усугубит ваше одиночество. Это время для остановки и размышлений.

Девятка четвертая

Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки.
Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Помощь приходит к вам, но крайне медленно. Затруднение выражено в образе тяжелой повозки, которую приходится толкать перед собой. Вы сожалеете об упущенном времени, однако можете довести дело до конца.

Девятка пятая

Казня, отрежут нос и ноги.
Будет трудность от человека в алых наколенниках.
Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моления.

Здесь ситуация истощения достигает максимума. Вы не можете двигаться вперед, так как это угрожает опасностью, но и оставаться на месте смерти подобно. Те, кто раньше стремился на помощь, теперь лишь затрудняют положение. Будьте очень осторожны. Ситуация должна разрешиться сама собой. Уповайте на высшие силы. должна разрешиться сама собой. Уповайте на высшие силы.

Наверху шестерка

Будет затруднение в запутанных зарослях.
В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию!»
И будет раскаяние.
Но поход - к счастью.

Движение затруднено, но вам мешает не внешняя сила, а ваша собственная слабость. Встряхнитесь, дайте себе хороший толчок. Ситуация уже заканчивается. Возможно, у вас будет повод для сожалений, но перед вами откроются новые горизонты.

Ассоциативное толкование

Озерных вод исток иссяк.
Грозит опять опасность слову.
Не верь напутственным речам.
Доверь свой путь одним ветрам
и сердца собственного зову.

Озерных вод исток иссяк - в Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарии Конфуция к образам в гексаграммах" - сказано: У Озера нет Истока.

Верхняя триграмма Дуй-Озеро означает также Слово, Молву, Речь, нижняя триграмма Кань-Вода означает также Опасность.
В Кун-цзы туань чжуань - "Комментарии Конфуция к символам" - сказано: Опасно вымолвить слово.

Поэтому: Грозит опять опасность слову.
Не верь напутственным речам.

Когда "опасно вымолвить слово", "речи" выражают не столько истину, сколько лояльность.

Можно ли верить словам, сказанным под страхом наказания?

В афоризме И-цзина при гексаграмме сказано: Будут разговоры - не верь!

Последние две строки стихотворения связаны с Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарием Конфуция к образам в гексаграммах": Цзюнь-цзы, полагаясь на волю судьбы, достигает цели.

"Воля судьбы" дана в образе "ветров", поскольку верхняя ядерная триграмма - Сунь-Ветер. Однако, важно еще не упустить "цель", то есть, "зов собственного сердца", что можно понимать и как "свет сердца", "внутренний свет"; нижняя ядерная триграмма - Ли-Огонь-Свет.

  • Одинокое колесо валяющееся на земле означает, что вы знаете, что делать.
  • Больной человек лежит в постели. У вас все еще много неприятностей.
  • Горшок для приготовления лекарств означает, что вы постоянно больны.
  • Чиновник льет воду в пересохший пруд, чтобы спасти рыб, - знак воскрешения.
  • В этом пруду растет трава. Это означает хорошие идеи.

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Угнетение. Успех в стойкости. Великий человек принесет удачу. Не за что винить. Когда ты должен что-то сказать- никто не слушает.

  • Это майская гексаграмма. Она хороша весной, плоха летом и зимой и может означать споры и ссоры осенью.
  • Кунь- одна из четырех злых гексаграмм И-цзина. Верхняя триграмма Дуй - Озеро, подобно резервуару, из которого вода, просачиваясь, утекает в нижнюю триграмму Кунь - Землю. Итак, резервуар пустеет, и поля и люди остаются без воды.
  • Окружающие не обращают внимания на ваши таланты и личные качества. Вы ничего не говорите и внимательно наблюдаете за всем вокруг, намереваясь со временем стать частью этого.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо
Начальная шестерка. Сидишь подавленно под голым деревом. Блуждаешь в мрачной долине. Ничего не видишь три года.

  1. Судьба повернулась к вам спиной, и вы впали в ступор. Вы убеждаете себя, что у вас нет того, что нужно и что вы не можете победить в этом мире. Вы разрушаете себя и даже не осознаете это.
  2. Если вы хотите выполнить работу, нужно тщательно спланировать все и учесть все мелочи.
  3. Вы ищите не в том источнике. Это все равно, что выкорчевывать дерево, чтобы найти рыбу.

Второе яо
Девятка вторая. Ты угнетен, сидя перед мясом и питьем. Человек с алыми наколенниками приходит к тебе. Время предлагать жертвы. Устремляться вперед прямо сейчас - к неудаче. Нет вины.

  1. Все идет хорошо, но вас убивает скука. Все вас раздражает. Вдруг вы видите шанс что-то изменить, но вам не ясно, как им воспользоваться. Поэтому вы решаете обдумать свои мечты и понять, что же вы на самом деле хотите.
  2. Невинному человеку - беда из-за его талантов.
  3. У вас есть талант, но нет возможности его применить.

Третье яо
Шестерка третья. Человека гнетет камень, он тыкается в тернии и шипы. Приходит домой и не видит собственную жену. Неудача.

  1. Вы хотите продвинуться вперед, но куда бы вы не поворачивали, происходят ошибки. Небольшое дело, предвещающее большие перспективы, не подходит вам, и тогда вы решаете найти поддержку в чем-то, что является совершенно бессмысленным. Вы настолько поглощены своими идеями, что не видите даже собственных друзей.
  2. Символ этого яо - дом в руинах, члены семьи рассеялись. Это очень плохой знак.
  3. Семейные ссоры не стоит предавать огласке.

Четвертое яо
Девятка четвертая. Он подходит тихо и плавно, угнетен золотой повозкой. Он унижен, но в конце концов достигает цели.

  1. Вы симпатизируете беднякам из вашего квартала, хотите познакомиться с ними и узнать об их затруднениях. Друзья говорят вам, что это плохие люди, а вы действуете опрометчиво. Но однажды вы чувствуете себя полным сил и следуете своему импульсу, и все проходит хорошо.
  2. Вам нужно платить по счету, но денег в банке у вас нет. В это критическое время кто-то помогает вам.
  3. Вы уже все распланировали в уме.

Пятое яо
Девятка пятая. Его нос и ступни отрезаны. Угнетение - от человека с пурпурными наколенниками. Затем постепенно приходит радость. Время делать жертвоприношения и молиться.

  1. Вы хотите помогать беднякам вашего города, но обнаруживаете, что они находятся в таком отчаянии, что гневно отвергают ваши предложения. Когда вы говорите с чиновниками из отдела социального обеспечения, они смеются над вами. Поэтому вы держите свои стремления внутри себя. Но однажды приходит возможность действовать именно так, как вы хотели и вам радостно.
  2. Стараетесь быть совершенным, но получаете одни упреки.
  3. Лучше надеяться на себя, чем на других.

Шестое яо
Верхняя шестерка. Он подавлен ползучими лозами. Идет, спотыкаясь, и говорит: «От движения - одни затруднения». Если устыдится этого и подтолкнет сам себя, удача придет.

  1. Вы так потрясены случившейся с вами автомобильной аварией, что не выходите из дому. Когда садитесь за руль, опять чуть не попадаете в беду, потому что потеряли уверенность в себе. Затем, однажды рассердившись на самого себя, решаете покончить с этой чепухой. И сразу же восстанавливается уверенность, и вы снова можете нормально вести машину.
  2. Моральный дух войска высок, если оно сражается за правое дело.
  3. Какое это имеет к вам отношение?

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, - этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит: Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку - счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой - бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст: В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие - жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так: Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход - к несчастью. Хулы не будет.

3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент - первая позиция - была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать - это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит: Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход - к счастью.

Канонический текcт

Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут речи, (но они) не верны.

  1. Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не (будешь ничего) видеть.
  2. Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
  3. Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
  4. Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление. (Но дело) доведешь до конца.
  5. (Казня) , отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости (возносить) жертвы и моления.
  6. (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение — к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит: Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

1

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст: В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

2

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так: Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

3

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

4

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

5

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит: Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

6

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта оказались погруженными в Инь — это истощение.

Интерпретация Хейслип

Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно, что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения закончится.

Чтение предыдущего знака говорило о проявлении сил в ситуации подъёма, однако любая энергия не безгранична и имеет свойства истощаться.

Гексаграмма Кунь — расширенное толкование временных обстоятельств истощения, а также понимание дальнейшего развития и свершений благородного человека. Успешный исход из новой ситуации по книге перемен возможен даже несмотря на сплетни и недоверие окружающих, поэтому надо проявить стойкость.

Гексаграмма 47, Кунь, Истощение (Отключение).

  • ДУЙ (ВОДОЕМ) СВЕРХУ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. POT.
  • КАНЬ (ВОДА) СНИЗУ. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

Свершение. Стойкость. Великому человеку - счастье. Будут речи, но они неверны.

Символ представлен триграммой Разрешения во внешней среде и триграммой Опасности во внутреннем мире. Пока окружение кажется весьма определённым, душа и разум человека пребывают в конфликтной ситуации из-за накопившейся усталости. Формы Абсолюта оказываются растворёнными в Инь, а это напрямую обозначает Истощение.

Текущий жизненный период крайне не благоприятен для новых дел. По факту этот знак считается в гадании одним из худших. Следует остановиться в пути для упорядочения мыслей, выждать время. Расшифровка символа подсказывает, что полезно обратиться к помощи высокопоставленного друга, чьи советы будут существенными. Вера же в собственные силы сейчас очень слабая, но полоса невезения будет преодолена.

Гексаграмма 47, Кунь, Истощение свидетельствует об угнетении человека, недоверии к окружающему миру, изолированности от него. Следует перейти к внутреннему управлению ситуацией, чтобы дождаться подходящего дня для дальнейшего прорыва.

Нужно развивать в себе черты благородства, отречься от негатива и искать внутренний поток творчества и вдохновения. Но уединение с собственным миром не должно заставлять страдать, оно направлено на уточнение жизненной цели человека.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Шестёрка вначале . Человек подавлен и сидит под обнажённым деревом. Блуждания по мрачной долине и слепота в течение трёх лет. Сейчас индивид ищет силы не в нужном источнике. Если требуется выполнить работу качественно, следует учитывать детали и планировать действия заранее. Нельзя впадать в ступор от ударов судьбы, потому что это ведёт к неосознанному разрушению самого себя.
  • Вторая девятка . Не нужно устремлять вперёд в данную секунду. Если вам скучно, и вы хотите изменить ситуацию, сначала обдумайте, чего именно хочется. Многомерное восприятие этого Яо сводится к таланту, который нельзя проявить и который приносит беды.
  • Шестёрка третья . Не нужно выставлять на публичный просмотр семейные скандалы. Символом этого Яо выступает разрушенный дом, а это весьма неблагоприятный образ. Ошибки подстерегают человека на каждом шагу, и даже поддержка друзей оказывается бездейственной из-за его излишнего погружения в идею.
  • Четвёртая девятка. Окружение может останавливать вас, но всё-таки стоит поддаться своим импульсам, чтобы достигнуть цели. Сейчас человек уже распланировал все свои действия в мозгу. Помните, что в критическое время вам могут помочь.
  • Девятка пятая . Придерживайте все стремления в себе, чтобы однажды сделать всё по собственному желанию, как гласит Ицзин. Книга перемен толкование этого Яо связывает со стремлением человека быть безупречным, что приводит только к насмешкам. Сейчас полезнее рассчитывать только на свои силы.
  • Верхняя шестёрка. Многие вещи не имеют к вам никакого отношения. Помните, что моральный дух крепнет, если сражение ведётся за правильное дело. Не теряйте уверенность в себе.

Подробное значение гексаграммы

  1. Окружающий мир создаёт для стойкости человека различные препятствия, поэтому вести деятельность трудно. Кроме того, в пути субъект лишён поддержки, он обречен на одиночество в течение всей триграммы Опасность.
  2. Пребывание в нынешней ситуации требует от человека уравновешенности. Полное изучение второй позиции, находящейся в тесной связи с пятой чертой, говорит о неком даре, полученном от вышестоящего лица. В этом положении не нужно заниматься крупными делами. Просто служите высшей цели (принесите себя в жертву) и выжидайте время.
  3. Дорога человека перегорожена крепостью или камнем, выражающими силу четвёртой позиции, которая следует далее. Развиваться в текущий момент жизни очень тяжело, но это не значит, что нужно возвращаться назад. На прежних этапах индивида тоже ждут непреклонные силы, так что двигаться некуда, и остаётся стоять на месте в одиночестве.
  4. Стойкость субъекта осталась далеко позади, поэтому даже помощь от других лиц очень медлительная. Пиктограмма говорит, что затруднения на пути остаются, но при этом и стремление человека вырастает в несколько раз. Силы индивида позволяют ему довести дела до финишной прямой, хотя придётся пожалеть о потраченном чуть раньше времени.
  5. Силы истощены в максимальной степени, поэтому движение вперёд прекращается. Если человек будет упрямится, неблагоприятный исход ситуации неизбежен. Однако в этой позиции уже нельзя стоять на месте, потому что заложенный фундамент крайне неудобный. Помощи от былого влиятельного лица ждать не приходится, и можно просто ожидать завершения таких обстоятельств. Правда, молитва и жертвоприношение могут быть действенными.
  6. Гексаграмма 47, толкование которой считается неблагоприятным, завершается образом весьма слабого и мягкого препятствия, которое накапливает силу и множится, становясь непроходимым для человека. Теперь индивиду мешает двигаться не мощь, а скорее слабость, и это ввергает его в сомнения относительно исхода положения. Сейчас не нужно думать о дурном окончании ситуации: гораздо важнее собрать внутренние силы и выйти из истощения.

Расширенное толкование знака

На данном жизненном этапе у человека закончились силы для движения вперёд, он кажется растерянным и опустошённым. Все дела запутались, поэтому сейчас стоит проявить бережливость к своим средствам. Ближайшие 5 месяцев неудачи будут преследовать индивида, но он должен быть стойким и не вмешиваться в развитие событий. Можно прислушиваться к советам более авторитетных людей и пользоваться их поддержкой.

Значение гексаграммы 47 в плане личной и семейной жизни — это серьёзный кризис. Активность понизилась, пришёл очередной период испытаний. Конечно, благородный человек с честью выдержит это время, но неразумным и ленивым личностям придётся столкнуться с тяжёлыми потерями.

Масштаб драмы может развиться даже до потери целого бизнеса. Чтобы проблемы как-то решались, придётся тратить финансы в качестве жертвоприношения. Сейчас государственная система очень нестабильна в плане экономики, поэтому просчитаться очень легко.

По китайской книге этап испытаний очень полезен, потому что сочетается с проверкой брака и дружбы на прочность. Любовные отношения, если они построены на иллюзиях и корысти, не пройдут в следующий жизненный этап, поэтому нужно готовиться к болезненным расставаниям, воспринимая их как некое очищение.

В запутанной ситуации верить можно только в своё дело. Нужно проявить настойчивость, но не агрессивность. Не нужно грубить или упрямиться, если вы столкнулись с бесчувствием властных структур. Ощущение беспомощности временное, поэтому не нужно разочаровываться во всём мире. Ступень упадка позволяет человеку совершить толчок для дальнейшего прыжка в будущее.

Очень многое сейчас зависит от былых знаний и способностей. Доверяйте интуиции, советует книга Ицзин. Толкование гексаграммы также не исключает вероятность сплетен и интриг вокруг человека. Да и вообще до одобрения ещё далеко. Тем не менее, только сам индивид определяет эффективность своей деятельности. Желание обязательно сбудется в нужных нюансах, возможно даже более удачно, чем задумано. Однако всё равно следует ждать дальнейшего волеизъявления судьбы.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Ёмкость для создания лекарств символизирует постоянный недуг у человека.
  • Трава покрывает пруд — выражение отличных идей.
  • Одно колесо валяется на земле. Картинка отсылает к растерянности в своих действиях и их непониманию.
  • В постели лежит заболевший человек. Образ множества неприятностей.
  • В пересохший водоём для спасения рыб чиновник наливает воду — олицетворение грядущего воскрешения.
  • Главный символ — терпеливое ожидание в стойке на своих ногах.
  • Центральный образ — река без воды.

Конфуций в своём трактате использует для комментариев к образам гексаграммы строки, соответствующие одному стихотворению из Кун-цзы. Он упоминает, что исток озера успел иссякнуть, а также, что сейчас опасно говорить и верить словам. Благодаря точным репликам Конфуция китайская книга перемен значение приобретает в этой гексаграмме буквально судьбоносное. Комментатор призывает полагаться на волю случая, но при этом обращать внимание на свечение своего сердца.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Никто не слушает человека, который хочет что-либо сказать. Этап угнетения.
  2. Символ мая успешен только весной. Осенью гадание приносит конфликты и разногласия, также гексаграмма отрицательно влияет на человека зимой и летом.
  3. Личные особенности и дарования человека не заметы окружающим. Просто наблюдайте за миром, чтобы позже стать его частицей.
  4. Кунь выступает злой гексаграммой по книге Ицзин, поскольку из верхней триграммы всё хорошее утекает (в образе Озера) в нижнюю триграмму — к Земле. Сосуд опустел и природа с людьми осталась без живительной влаги.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Любовные отношения омрачаются материальными невзгодами, но человек испытывает счастье. Ради партнёра он готов отдать даже жизнь. В семье наблюдается непонимание, поскольку тихую и скромную личность отторгают шумные родственники.
  • В сфере здоровья вероятны проблемы с почками. К сожалению, недуг будет долговременным и продержится, минимум, года три.
  • По книге судеб сейчас совсем не подходящее время для бизнеса, потому что каждый шаг рождает неудачу. Оптимизм не потерян, но по факту нет даже надёжного окружения рядом.
  • Политическая и социальная сферы сопряжена с бедностью духа и тела, а также с многочисленными лишениями. Сейчас нет никакого притока вдохновения, но индивид сохраняет независимость и невозмутимость.

О необходимости уединения и стабильного ожидания лучших времён повествует гексаграмма Кунь, расширенное толкование которой сводится к серьёзным потерям во всех сферах жизни.

Сейчас бесполезно проявлять свои лучшие качества и пытаться вступить в борьбу, потому что наблюдается духовное истощение. Поэтому не нужно выделяться из толпы — просто следуйте общим правилам поведения.

Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли ваши недостаточно ясны. Некто из вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет, и обстоятельства улучшаться.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной.

Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:

Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне.

Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст:

В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация.

Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:

Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.

Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение.

Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног.

Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным.

Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит:

Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.

Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:

Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.