Гигантские волны-убийцы. Самые гигантские волны в мировой истории Самые жуткие катастрофы 01с цунами волны убийцы

Тяжелогрузный танкер «Синклер» вспарывал носом водную гладь океана у берегов Южной Африки. Команда неспешно крепила грузы на палубе: через несколько часов по прогнозам синоптиков корабль должен был войти в зону шторма. И вдруг палубные матросы замерли в ужасе. При полном безветрии на танкер надвигалась с огромной скоростью чудовищная волна высотой с десятиэтажный дом. Бежать было поздно. Люди хватались, за что попало. Масса воды обрушилась на палубу. Мощный танкер завертелся в водовороте, как щепка. Когда волна схлынула, некоторых моряков не досчитались, многие были ранены…

В арсеналах греческого бога морей Посейдона и его древнеримского собрата Нептуна припасено много чего для устрашения тех, кто непрошеными гостями появляется в их водных владениях. Штормы, тайфуны, цунами - далеко не полный перечень проявлений крутого нрава богов. Однако одним из самых непостижимых явлений, будоражащих мировой океан, а заодно и умы ученых, являются «водяные горы» или «волны-людоеды», гигантские одинокие волны, неожиданно вырастающие посреди океанской глади.

Канувшие в пучине

На протяжении веков мореплаватели передавали из уст в уста страшные истории о волнах-убийцах. Но даже бывалыми моряками, не говоря уже об ученых мужах, они воспринимались исключительно как леденящие кровь выдумки. Еще в 1840 году французскому мореплавателю Дюмону-Дюрвилю удалось лицезреть гигантскую волну высотой около 35 м, однако его сообщение на заседании Французского географического общества вызвало лишь иронический смех.

В 1979 году произошла история с танкером «Синклер», оставившая, к счастью, большое, количество очевидцев загадочного явления. Это заставило многих ученых пересмотреть несерьезное отношение к морским страшилкам. Однако и тогда исследователи утверждали, что даже если подобные волны возникают, то это происходит не чаще одного раза в 10 тысяч лет. Всерьез за изучение непонятного явления взялись только после того, как в 1980 году у берегов Японии пошел на дно английский сухогруз «Дербишир» . Многочисленные проверки установили, что судно длиной почти 300 метров погубила гигантская волна, которая пробила главный грузовой люк и залила трюм. При этом погибли 44 человека. В том же году в районе юго-восточного побережья Африки с волной-убийцей столкнулся нефтяной танкер «Эссо Лангедок». Помощник капитана Филипп Лижура успел запечатлеть на фотоаппарате всю мощь водяного вала, взметнувшегося не меньше чем на 30 метров. Танкеру повезло: он остался на плаву. К изучению волн-гигантов подошли вплотную.

В 1995 году жертвами волны-убийцы стали один за другим британский круизный лайнер «Королева Елизавета II» и норвежская нефтяная платформа, работавшая в Северном море. Капитан лайнера, по счастливой случайности получившего незначительные повреждения, очень точно описал страшную встречу: «В какой-то момент мне показалось, что произошла чудовищная навигационная ошибка, и мы на всем ходу сейчас врежемся в тридцатиметровую меловую скалу. Но через мгновение «скала», обернувшись гигантской волной, рухнула всей своей массой на палубы судна». На нефтяной же платформе был установлен лазерный радар, который точно зафиксировал высоту водной «горы» - 26 метров. Искореженная платформа уцелела, а ученые получили неопровержимые данные о существовании морских монстров.

Под нажимом транснациональных судоходных компаний Евросоюз в 2000 году взялся за разработку проекта по углубленному изучению «суперволн».

Убийцы из ниоткуда

В ходе реализации проекта были озвучена статистика, которая оказалась еще более жуткой, чем сами смертоносные валы. Только за тридцать последних лет ушли в пучину океанских вод или получили серьезные повреждения около 200 судов, среди которых более двадцати супертанкеров, которым, как считалось «море по колено» и никакой шторм не страшен. При этом погибших моряков насчитывается несколько сотен. А сколько среди этого числа мелких траулеров, яхт, исчезнувших без следа, подсчитать вообще невозможно!

Эксперты выделяют «классические аномальные» волны, то есть волны больших амплитуд (самая большая зафиксированная волна наблюдалась в 1971 году у Японских островов и имела высоту 85 метров), которые могут быть предсказаны в рамках теории ветровых процессов и собственно волны-убийцы, появление которых не вписывается в существующие теории случайностей. Важное обстоятельство, которое позволяет выделить феномен в отдельную научную и практическую линию, - появление волн-убийц из ниоткуда.

На сегодняшний день океанологи и физики смогли лишь составить приблизительную карту опасных районов. Это побережье Южной Африки, Бискайский залив, Северное море. Однако планетарный феномен, как говорится, имеет место и в других уголках планеты. «Монстров» видели даже на Черном море, и хотя их высота достигала всего 10 метров, этого было достаточно, чтобы потопить несколько небольших траулеров.

В начале считалось, что волны-«придурки» (их и так называют) возникают во время шторма в районах с сильными течениями. Тот самый «девятый вал», которого так опасаются моряки. Волны как бы вбирают в себя подводную энергию и рождают исполина, крушащего все на своем пути. За основу теории приняли то, что наиболее часто такие волны появляются у мыса Доброй Надежды, где соединяются теплые и холодные потоки. Именно там «прописаны» «три сестры», явление гигантских волн, следующих одна за другой, попавшись в плен которых, тяжелые супертанкеры, переламываются под собственным весом, как утлые суденышки. Однако более редкие, и гораздо более опасные волны-убийцы появляются при довольно спокойной погоде. Причем и в других морях и океанах….

Сегодня волны фиксируются спутниками из космоса, создаются их компьютерные модели, однако до сих пор никто не может пояснить причины всех случаев возникновения волн-убийц. Мало того, даже систему раннего предупреждения создать на сегодняшний момент невозможно. Шведский профессор Маттиас Марклунд, возглавляющий европейский проект разгадки аномального явления, считает, что поскольку гигантская волна возникает мгновенно, даже при самых совершенных навигационных системах, нет смысла оповещать корабли о рождении «монстра», она все равно догонит и ударит. Все что смогли исследователи пока сделать, так это создать подробную карту «треугольников смерти» в Мировом океане, где в определенное время и при определенных обстоятельствах возможно появление кровожадных великанов.

В 1806 году ирландским гидрографом и адмиралом британского флота Френсисом Бофортом (1774-1875) была введена специальная шкала, по которой погода на море классифицировалась в зависимости от степени воздействия ветра на водную поверхность. Она была разбита на двенадцать ступеней: от нуля (полный штиль) до 12 баллов (ураган). В ХХ веке, с некоторыми изменениями, ее принял Международный метеорологический комитет. С тех пор перед моряком, прошедшим 12-балльное «волнение», невольно снимают шляпы - выстоять среди вздымающихся огромных водных валов, вершины которых ураганный ветер раздувает в сплошные тучи брызг и пены, дано далеко не каждому.

Бегущие друг за другом

В отличие от «волн из ниоткуда», причины, вызывающие самые страшные и разрушительные морские волны - цунами, давно установлены и изучены. Их появление - сугубо результат катастрофических геофизических событий. Старожилы Приморского края говорят, что цунами можно увидеть только раз. Ведь попасть в плен гигантских морских валов и после этого выжить практически невозможно. Пример тому - цунами в конце 2004 года в Юго-Восточной Азии. Гигантская волна сметала все на своем пути, расходясь по Индийскому океану. Пострадали Суматра и Ява, Шри-Ланка, Индия и Бангладеш, Таиланд, волна дошла даже до восточного побережья Африки. В результате погибли более 230 тысяч человек. Эта трагедия - одна из самых масштабных природных катастроф в истории человечества.

«Высокая волна в порту» - так с японского переводится слово «цунами». В 85% случаев стихийное бедствие возникает в результате подводного землетрясения. Даже небольшой, всего на несколько метров, сдвиг океанского дна вызывает разбегающуюся от эпицентра по кругу волну на огромной площади. И это притом, что в энергию цунами переходит лишь около 1% энергии землетрясения. В открытом море скорость волны, как у реактивного лайнера, - до 800 км/ч, но заметить ее порой невозможно. Из-за малой высоты и большой длины (расстояние между ее гребнями), которое иногда составляет 1000 км, цунами в океане остается практически незаметным. Корабль, под которым она пронесется, лишь слегка качнет. Ситуация резко меняется, когда волна приближается к берегу, на мелководье. Ее скорость и длина резко падают, задние волны догоняют передние, в результате вырастает высота — до семи, десяти и более метров (известны случаи 80-метровых цунами). Она врывается на сушу всей своей огромной энергией (во время шторма в движение приходит лишь приповерхностный слой воды, во время цунами - вся толща) и может пройти по земле несколько сот, а иногда и тысяч метров. Каждое цунами бьет дважды. Вначале - когда обрушивается на берег, затапливая его. А потом - когда вода начинает возвращаться в море, унося обратным потоком тех, кто выжил после первого удара.

История катастроф

Цунами, которые входят в летопись как колоссальное стихийное бедствие, происходят с периодичностью примерно раз в 150-200 лет. Первое исторически зафиксированное цунами произошло в 365 году н.э. в Александрии (Египет), где волны погубили 5000 человек. В 1755 году вызванное разрушительным землетрясением цунами унесло жизни 40 тысяч португальцев. Грозный океанский вал обрушился на Японию 15 июня 1896 года: высота волны достигала 35 метров, тогда погибло 27 тысяч человек, а все прибрежные городки и деревни в 800 км полосе прекратили свое существование. Прошлогоднее землетрясение у восточного побережья острова Хонсю в Японии (11 марта 2011), вызвало сильное цунами, которое произвело массовые разрушения на северных островах японского архипелага. Землетрясение произошло на расстоянии около 70 км от ближайшей точки побережья Японии. Первоначальный подсчёт показал, что волнам цунами потребовалось от 10 до 30 минут, чтобы достичь первых пострадавших областей Японии. Через 69 минут после землетрясения цунами затопило аэропорт Сендай. Цунами распространилось по всему Тихому океану; во многих прибрежных странах, в том числе по всему тихоокеанскому побережью Северной и Южной Америки от Аляски до Чили, было объявлено предупреждение и проводилась эвакуация. Однако когда цунами дошло до многих из этих мест, оно вызвало лишь относительно незначительные последствия. На побережье Чили, которое находится дальше всех от тихоокеанского побережья Японии (около 17 000 км), зафиксированы волны до 2 метров в высоту.

Но цунами могут вызываться не только землетрясениями. Около 10 процентов их происходит по причине вулканических извержений. Взрыв в 1883 году вулкана Кракатау вызвал волну, которая обрушилась на острова Ява и Суматра, смыв более 5000 рыбацких суденышек, около 300 деревень и погубив более 36000 людей. А в заливе Литуя (Юго-Восточная часть Аляски) летом 1958 года цунами вызвал оползень, обрушивший в море склон горы с высоты 900 метров. На глазах потрясенных людей вверх поднялась огромная волна, которая поглотила подножие горы в другой части залива. После этого она прокатилась по заливу, сдирая деревья со склонов гор на высоте до 600 метров; обрушилась водяной горой на остров Кенотафия, перекатилась через его максимальную по высоте точку, возвышавшуюся на 50 м над уровнем моря.




Цунами своими руками

В середине ХХ века в результате создания термоядерного оружия стало возможным создание рукотворных цунами. Пример - известный ядерный взрыв США под водой в 1946 году у атолла Бикини. В результате взрыва возникла целая серия волн на воде. Примерно через 11 секунд после взрыва первая волна имела максимальную высоту 28 метров и находилась на расстоянии полукилометра от эпицентра взрыва. Причем двигалась она со скоростью около 25 м/сек. В начале 60-х годов прошлого века в СССР была создана термоядерная супербомба мощностью до 100 Мт. Ее параметры: длина - около 8 метров, диаметр - 3 метра, масса - примерно 30 тонн. Ни одна боевая ракета не способна была нести такой груз. Как же в случае развязывания войны доставить бомбу до противника? Рассказывают, что тогда отец советской водородной бомбы Андрей Сахаров выдвинул идею скрытой буксировки оружия подводной лодкой к берегам агрессора и ее подрыв вблизи военно-морской базы противника. Если предположить, что ее бы взорвали на расстоянии километра от берега, где глубина моря - 100 м., согласно расчетам, высота образовавшейся волны составила бы 80 м. Какой урон противнику она бы нанесла, трудно представить. К счастью, дальше проектов дело не пошло.


Не обошла стороной водная стихия и нашу страну. Первые упоминания относятся к 1737 году, когда экспедиция русского мореплавателя Степана Петровича Крашенинникова воочию наблюдала ужасающее моретрясение на восточном побережье Камчатки: «…Пополуночи в третьем часу на море учинился страшный шум и вдруг вывалилось на берега воды в вышину сажени на три, которая, нимало не стояв, сбежала в море. С четверть часа после того спустя последовали валы ужасного и несравненного трясения, а при том валилось воды на берег в вышину уже сажен 30. От сего наводнения тамошние жители совсем разорились, а многие бедственно скончали живот свой…» По высоте волн это моретрясение считается до сих пор одним из самых сильных. В 1952 году цунами высотой 18 м разрушило город Северо-Курильск, расположенный на острове Парамушир, самом северном острове Курильской гряды. Рано утром жители небольшого городка были разбужены семибальным землетрясением… Старожилы, несмотря на спокойное море, после первого толчка бросились к горам. Через 45 мин после начала землетрясения послышался громкий гул со стороны океана, и через несколько секунд на город обрушилась высокая волна, двигавшаяся с огромной скоростью и имевшая высоту более 5 метров в центральной части города, где она катилась по долине речки. Через несколько минут волна отхлынула в море, унося с собой все разрушенное. Отступление волны было столь интенсивным, что обнажилось дно на протяжении нескольких сотен метров. Наступило затишье. Через 15 мин на город обрушилась вторая волна; она достигла высоты 10 м… В течение нескольких минут в этом водовороте погибла едва ли не половина жителей. А вот данные о таком природном явлении на Черном и Азовском морях немногочисленны. Эти цунами похожи на сильные шторма и не вызывают серьезных разрушений. Пожалуй, самым ярким примером черноморских цунами является произошедшее осенью 1854 года. Шла крымская война, объединенная англо-французская эскадра высадила десант в Евпатории и готовилась к осаде Севастополя. Неожиданно тучи заволокли небо, поднялся шквальный ветер, волны достигли огромной высоты... Последствия бури были фатальны: затонуло 34 военных корабля, погибли 1500 человек, ущерб составил 60 млн. франков. Во Франции гибель флота послужила поводом для организации первой регулярной службы погоды.


Несколько лет назад сейсмологи С. Уорд (США) и С. Дэй (Великобритания) предсказали, что разрушение действующего вулкана Кумбре Вьеха на одном из Канарских островов может вызвать катастрофу планетарного масштаба. Сотрясение земной коры вполне возможно спровоцирует обвал гигантского объема горных пород. Масса около триллиона тонн рухнет в воды Атлантического океана и образует водный купол высотой до километра. Этот купол породит мегацунами высотой более 150 м. Его скорость превысит 200 м/с. Первым делом волна обрушится на побережье Африки, затем на Южную Англию и позже достигнет Карибских островов и восточного побережья Америки. По расчетам сейсмологов, высота цунами здесь будет составлять 20-50 м. Этого достаточно, чтобы разрушить и затопить Майами, Филадельфию, Вашингтон, Нью-Йорк. Число жертв может достигнуть десятков миллионов. Когда произойдет катастрофа, точно ученые сказать не могут. Однако их оппоненты из ученого мира считают, что масштабы катастрофы сильно преувеличены.

Неотвратимая опасность

Можно ли предвидеть цунами и предупреждать жителей опасной зоны об опасности? К сожалению, система оповещения о цунами хоть и существует в природе, но есть не везде и работает не всегда. Да и предсказать день и час землетрясения современная наука пока не в состоянии. А кроме того, при некоторых землетрясениях смертоносные волны приходят почти мгновенно. В этих условиях эффективность любых служб предупреждения оказывается нулевой. А это значит, что могут спастись лишь те, кто живет по старому японскому принципу: «Услышав о землетрясении, думай о цунами, увидев цунами - беги в горы». Конечно, в момент, когда земля встает дыбом, и рушатся дома, трудно следовать этому афоризму, но другого пока ученые планеты предложить не могут.

Инопланетные провокаторы

Мы, земляне, живем, если можно так выразится, на стрельбище. То и дело у «виска» планеты проносятся космически «пули»: от маленьких, с песчинку, до весьма внушительных. К счастью, небольшие - полностью разрушаются в атмосфере, а чем серьезней размер пришельца, тем реже он попадает на планету. Падение крупных астероидов на Землю все-таки иногда происходит, вызывая планетарные катаклизмы. Скорость космических тел огромная: примерно от 10 до 70 км/с. Их столкновение с планетой приводит к взрыву и сильнейшим землетрясениям. При этом масса разрушенного вещества планеты в сотни раз превышает массу упавшего тела. Поэтому попадание астероида в океан или море вызывает цунами такой разрушающей силы, что та же катастрофа в Юго-Восточной Азии 2004 года покажется легкой разминкой небесных сил. О том, что в доисторические времена в океан падали астероиды, свидетельствуют кратеры на дне Мирового океана (на сегодняшний день их исследовано около 20). К примеру, кратер Мьолнир в Баренцевом море диаметром около 40 км возник в результате падения астероида диаметром 1-3 км в море на глубину 300-500 м. Это произошло примерно 140 млн. лет назад. Астероид на расстоянии тысячи километров вызвал цунами высотою более 100 м. Или кратер Элтанин, расположенный в Тихом океане на глубине примерно 5 км. Возник в результате падения 2,2 млн. лет назад астероида диаметром 0,5-2 км, который привел к образованию цунами высотой около 200 м на расстоянии 1 тыс. км от эпицентра. Некоторые из них могли упасть в море совсем недавно (5-10 тыс. лет назад). По одной из версий всемирный потоп, изложенный в легендах разных народов, мог быть вызван цунами в результате падения в Средиземное или Черное море небольшого астероида. А загадочная цветущая страна Гиперборея, осколком которой сегодня является Гренландия, по версии современных ученых, ушла под воду вследствие падения астероида 8000 лет назад.

Цунами – одно из самых устрашающих явлений природы. Оно представляет собой волну, образующуюся в результате «встряхивания» всей толщи воды в океане. Причинами появления цунами чаще всего являются подводные землетрясения.

Подходя к берегу, цунами вырастает в громадный вал высотой в десятки метров и обрушивается на берег миллионами тонн воды. Самые большие цунами в мире нанесли колоссальные разрушения и привели к гибели миллионов людей.

Кракатау, 1883 год

Это цунами возникло не в результате землетрясения или оползня. Взрыв вулкана Кракатау в Индонезии породил мощную волну, прокатившуюся по всему побережью Индийского океана.

Жители рыбацких поселений в радиусе около 500 км от вулкана практически не имели шанса выжить. Жертвы наблюдались даже в Южной Африке, на противоположном берегу океана. Всего погибшими от самого цунами считаются 36,5 тысяч человек.

Курильские острова, 1952 год

Цунами, спровоцированное землетрясением в 7 баллов, уничтожило город Северо-Курильск и несколько рыбацких поселков. Тогда жители не имели понятия о цунами и после прекращения землетрясения вернулись в жилища, став жертвами 20-метрового водяного вала. Многие были поглощены второй и третьей волнами, ведь они не знали, что цунами – это серия волн. Погибло около 2300 человек. Власти Советского Союза решили не сообщать о трагедии в СМИ, поэтому о катастрофе стало известно только десятки лет спустя.


Город Северо-Курильск впоследствии перенесли на более возвышенное место. А трагедия стала причиной организации в СССР системы оповещения о цунами и более активных научных исследований в сейсмологии и океанологии.

Залив Литуйя, 1958 год

Землетрясение магнитудой более 8 баллов спровоцировало сход огромного оползня объемом более 300 млн кубометров, состоящего из камней и льда двух ледников. К ним добавились еще и воды озера, берег которого обрушился в залив.


В итоге образовалась исполинская волна, достигшая в высоту 524 м! Она пронеслась по бухте, как языком слизнув растительность и почву на склонах залива, полностью разрушила косу, отделявшую ее от бухты Гилберта. Это самая высокая в истории волна цунами. Берега Литуйя были не заселены, поэтому жертвами стали всего 5 рыбаков.

Чили, 1960 год

22 мая последствиями Большого Чилийского Землетрясения силой в 9,5 баллов стали извержение вулкана и цунами высотой 25 м. Погибло почти 6 тысяч человек.


Но волна-убийца на этом не успокоилась. Со скоростью реактивного самолета она пересекла Тихий океан, унеся жизни 61 человека на Гавайях, и добралась до берегов Японии. Жертвами цунами, возникшего на расстоянии более 10 тысяч км, стали еще 142 человека. После этого было принято решение предупреждать об опасности цунами даже самые отдаленные участки побережья, какие могут оказаться на пути смертоносной волны.

Филиппины, 1976 год

Мощнейшее землетрясение вызвало волну, высота которой вроде и не впечатляет – 4,5 м. К несчастью, цунами обрушилось на низменное побережье на протяжении более 400 миль. А жители не были готовы к такой угрозе. Результат – более 5 тысяч погибших и около 2,5 тысяч пропавших бесследно. Почти 100 тысяч жителей Филиппин остались без крова, а многие селения вдоль береговой линии были просто полностью смыты вместе с жителями.


Папуа-Новая Гвинея, 1998 год

Следствием землетрясения 17 июля стал гигантский подводный оползень, который и вызвал 15-метровую волну. И так небогатая страна перенесла несколько ударов стихии, погибли и пропали без вести более 2500 человек. А более 10 тысяч жителей потеряли жилье и средства к существованию. Трагедия стала толчком к изучению роли подводных оползней в возникновении цунами.


Индийский океан, 2004 год

26 декабря 2004 года навсегда вписан кровью в истории Малайзии, Таиланда, Мьянмы и других стран на побережье Индийского океана. В этот день цунами унесло жизни около 280 тыс. человек, а по неофициальным данным – до 655 тыс.


Подводное землетрясение вызвало появление волн высотой 30 м, которые обрушились на прибрежные районы в течение 15 минут. Большое количество погибших объясняется несколькими причинами. Это высокая степень заселенности побережья, низинность территорий, большое количество туристов на пляжах. Но главная причина – отсутствие налаженной системы оповещения о цунами и слабая осведомленность людей о мерах безопасности.

Япония, 2011 год

Высота волны, возникшей в результате девятибалльного землетрясения, достигала 40 м. Весь мир с ужасом смотрел кадры, на которых цунами расправлялось с прибрежными строениями, морскими судами, автомобилями…

Волны-убийцы или Блуждающие волны, волны-монстры - гигантские одиночные волны высотой 20-30 метров, иногда и больше возникающие в океане и обладающие нехарактерным для морских волн поведением.
Волны убийцы имеют отличную от цунами природу возникновения и долгое время считались вымыслом.

Однако в рамках проекта MaxWave («Максимальная волна»), который предусматривал мониторинг поверхности мирового океана с помощью радарных спутников ERS-1 и ERS-2 Европейского космического агентства (ESA), зафиксировали за три недели по всему земному шару более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 25 метров.

Это заставило научную общественность пересмотреть свои взгляды, и несмотря на невозможность математического моделирования процесса возникновения таких волн, признать факт их существования.

1 Волнами-убийцами считаются волны, высота которых более чем в два раза превышает значимую высоту волн.

Значимая высота волн рассчитывается для заданного периода в заданном регионе. Для этого отбирается треть всех зафиксированных волн, имеющих наибольшую высоту, и находится их средняя высота.

2 Первым надежным инструментальным свидетельством появления волны-убийцы считаются показания приборов на нефтяной платформе «Дропнер», расположенной в Северном море.


Первого января 1995 года при значимой высоте волн 12 метров (что немало, но вполне обычно) вдруг возникла 26-метровая волна, обрушившаяся на платформу. Характер повреждений оборудования соответствовал указанной высоте волны.

3 Волны-убийцы могут появляться без известных причин при слабом ветре и относительно небольшом волнении, достигая 30 метровой высоты.


Это смертельная угроза даже для самых современных кораблей: поверхность, на которую обрушивается гигантская волна, может испытывать давление до 100 тонн на квадратный метр.

4 Наиболее вероятными зонами образования волн в этом случае называются зоны морских течений , так как в них волнения, вызванные неоднородностью течения и неровностями дна, наиболее постоянны и интенсивны. Интересно, что такие волны могут быть как гребнями, так и впадинами, что подтверждается очевидцами. Дальнейшее исследование привлекает эффекты нелинейности в ветровых волнах, способные приводить к образованию небольших групп волн (пакетов) или отдельных волн (солитонов), способных проходить большие расстояния без значительного изменения своей структуры. Подобные пакеты также неоднократно наблюдались на практике. Характерными особенностями таких групп волн, подтверждающими данную теорию, является то, что они движутся независимо от прочего волнения и имеют небольшую ширину (менее 1 км), причем высоты резко спадают по краям.

5 В 1974 году у побережья Южной Африки волна-убийца сильно повредила норвежский танкер «Уильстар» .


Некоторые ученые предполагают, что за период с 1968 по 1994 год волны-убийцы погубили 22 супертанкера (а погубить супертанкер очень непросто). Эксперты, однако, расходятся в оценках причин многих кораблекрушений: неизвестно, участвовали ли в них волны-убийцы.

6 В 1980 году с волной-убийцей столкнулся российский танкер «Таганрогский залив «. Описание из книги И. Лавренова. «Математическое моделирование ветровых волн в пространственно-неоднородном океане», цит. по статье E. Пелиновского и А. Слюняева. Волнение моря после 12 ч тоже несколько уменьшилось и не превышало 6 баллов. Ход судна был сбавлен до самого малого, оно слушалось руля и хорошо «отыгрывалось» на волне. Бак и палуба водой не заливались. Неожиданно в 13 ч 01 мин носовая часть судна несколько опустилась, и вдруг у самого форштевня под углом 10-15 градусов к курсу судна был замечен гребень одиночной волны, которая возвышалась на 4-5 м над баком (фальшборт бака отстоял от уровня воды на 11 м). Гребень мгновенно обрушился на бак и накрыл работающих там матросов (один из них погиб). Матросы рассказывали, что судно как бы плавно пошло вниз, скользя по волне, и «зарылось» в вертикальный срез ее фронтальной части. Никто удара не ощутил, волна плавно перекатилась через бак судна, накрыв его слоем воды толщиной более 2 м. Ни вправо, ни влево продолжения волны не было.

7 Анализ данных радаров нефтяной платформы Гома в Северном море показал , что за 12 лет в доступном поле обозрения было зафиксировано 466 волн-убийц.


В то время как теоретические расчеты показывали, что в этом регионе появление волны-убийцы могло бы происходить примерно раз в десять тысяч лет.

8 Обычно волна-убийца описывается как быстро приближающаяся водяная стена огромной высоты .


Перед ней движется впадина глубиной несколько метров — «дыра в море». Высота волны обычно указывается именно как расстояние от высшей точки гребня до низшей точки впадины. По внешнему виду «волны-убийцы» делятся на три основных типа: «белая стена», «три сестры» (группа из трех волн), одиночная волна («одиночная башня»).

9 По мнению некоторых экспертов, волны-убийцы опасны даже для низко летающих над морем вертолетов: в первую очередь, спасательных.


Несмотря на кажущуюся маловероятность такого события, авторы гипотезы считают, что ее нельзя исключать и что как минимум два случая гибели спасательных вертолетов похожи на результат удара гигантской волны.

10 В фильме «Посейдон» 2006 года, жертвой волны-убийцы стал пассажирский лайнер «Посейдон» , идущий в Атлантическом океане в новогоднюю ночь.


Волной корабль перевернуло килем вверх, и через несколько часов он затонул.

По материалам:

Видео по теме «Волны убийцы»:

Мелодичное японское слово «цунами» значит «волна в гавани». Это явление издавна несет людям страшные разрушения и смерть: о нем упоминается в хрониках многовековой давности. В среднем за столетие на Земле происходит от семи до десяти разрушительных цунами.

От Ромула до наших дней

Греческий историк Фукидид, живший в V веке до нашей эры, возможно, первым высказал догадку, что исполинские волны, накатывающие на берег и сметающие все на своем пути, порождены подводными землетрясениями. И действительно, цунами -- это огромная океанская волна, возникшая в результате землетрясения в глубинах океана или в прибрежной зоне. Подобная волна может образоваться и вследствие громадных оползней, схода ледников или падения крупного метеорита. Ее скорость может достигать 1000 км/час. В очаге зарождения высота волны может быть всего от полуметра до 5 м. В прибрежной зоне ее скорость значительно падает, но размеры при этом могут достичь невероятных величин – от 10 до 50 м.



Летописи говорят: в 1540 году возникшее в результате землетрясения цунами накрыло окруженную со всех сторон морем Венецию. Город был основательно разрушен, погибло около 1000 его жителей. Через два с лишним века случилась новая трагедия: 1 ноября 1775 года в центре Атлантического океана произошло мощное землетрясение, после чего 20-метровые волны обрушились на столицу Португалии. В течение нескольких минут Лиссабон практически был стерт с лица земли, более 100 тысяч человек лишились жизни. Волны достигли даже испанских и африканских берегов, принеся немало несчастий жившим на них людям. Силу разрушительной стихии испытала и наша страна: в 1952 году почти 20-метровые волны обрушились на Сахалин, Курильские острова и Камчатку. Практически полностью был уничтожен самый крупный из островных городов Северо-Курильск, пострадал Петропавловск Камчатский. Жертвами катастрофы стали 2300 человек.

Страшные рекорды

Рекордным по высоте стало цунами в северо-восточной части Тихого океана. В заливе Литуя, что у южного побережья Аляски, 9 июля 1958 года на самой кромке берега произошло сильное землетрясение, в результате которого почти с километровой высоты в воды залива обрушилось более 30 миллионов кубометров скальных пород и льда. Волна высотой 524 метра (!) снесла с высоких берегов всю растительность и даже грунт. Многочисленных человеческих жертв удалось избежать лишь потому, что людей на этом пустынном берегу практически не было. К сожалению, малые человеческие потери при цунами – скорее исключение, чем правило.




В 1960 году произошло Великое Чилийское землетрясение. Рожденные у берегов Чили 25-метровые волны через весь бескрайний океан докатились до Гавайев и Японии. Эта катастрофа унесла более 6000 человеческих жизней.

16 августа 1976 года громадная волна возникла в филиппинском заливе Моро всего в паре десятков километров от густонаселенного побережья. Очень немногим из тех, кто находился вблизи берега, удалось спастись. Число жертв превысило 5000 человек.
До поры, до времени мирно вел себя Индийский океан. Но настал декабрь 2004 года. В тот трагический день ничто не предвещало беды, никаких сообщений о надвигающейся стихии не поступало. Цунами было спровоцировано сильнейшим землетрясением на дне Индийского океана, однако для жителей Тайланда и многочисленных туристов начало катастрофы стало внезапным, поскольку толчков землетрясения, способных предупредить о надвигающемся бедствии, почти не ощущалось. Люди почувствовали неладное только тогда, когда морская вода вдруг начала отходить от побережья, обнажая дно. Через какие-то минуты она вернулась в виде 15-метровой волны, надвигавшейся на берег единым широким фронтом. Заметить ее с берега было трудно - волна не имела пенного гребня и долгое время сливалась с гладью моря. Когда ее увидели, было уже слишком поздно. К сожалению, у людей была лишь пара минут, чтобы покинуть опасное место. Волна-убийца оставила после себя страшную картину: были полностью разрушены практически все строения. Общее число жертв превысило 230 000 человек. В результате природной катастрофы серьезно пострадала экономика страны, прежде всего - рыболовство и туризм, что лишило средств к существованию многие таиландские семьи. В большей или меньшей степени катаклизм коснулся 14 стран в бассейне Индийского океана.

Кто настоящий убийца?

Анализ показывает, что частота возникновения цунами, а также масштаб бедствий в последние годы заметно выросли. И многие специалисты стали высказывать предположения о рукотворных причинах возникновения волн-убийц. Некоторые эксперты говорят о том, что причиной цунами могут быть испытания сейсмического оружия. И надо сказать, для подобных выводов есть основания. Идея создания сейсмической бомбы родилась в Англии еще в период Второй мировой войны. Мощная бомба с очень прочным обтекаемым корпусом сбрасывалась с большой высоты. Благодаря солидной массе и высокой скорости падения она значительно углублялась в грунт, где и взрывалась, разрушая даже очень глубокие и защищенные подземные коммуникации и сооружения. По такому же принципу могут действовать боеголовки некоторых современных бомб и баллистических ракет. Учитывая мощность современных ядерных зарядов, рукотворное землетрясение уже не кажется невыполнимой задачей. Ученые говорят уже и о тектоническом оружии, правда, пока, гипотетическом. Таковым называют устройства или системы, при помощи которых можно искусственно вызвать в заданных регионах планеты землетрясения, извержения вулканов или похожие явления путем воздействия на естественные геологические процессы. Насколько подобная задача близка к реализации, сказать трудно. Зато известно, что идея использовать искусственное цунами для удара по потенциальному противнику всерьез рассматривалась в Советском Союзе во второй половине 50-х годов прошлого века в ходе создания первой советской атомной подводной лодки проекта 627. Одновременно с ней создавались новые виды ядерного оружия, и возникла мысль объединить эти две новинки. Автором идеи был академик А. Д. Сахаров. Была спроектирована специальная торпеда Т-15. При заданной дальности стрельбы в 30 км получился монстр длиной 23 м, диаметром полтора метра и весом 40 тонн. Из-за ее гигантских размеров подводный корабль мог брать на борт лишь одну такую торпеду. Стратегия предусматривала скрытый подход советских лодок сразу к двум побережьям американского континента -- восточному и западному - и одновременный залп с нескольких лодок торпедами Т-15. Взрыв мегатонных ядерных зарядов должен был произойти под водой в нескольких километрах от берега. Предполагалось, что возникшие после взрыва исполинские рукотворные цунами сметут все на обоих побережьях Америки (например, Нью-Йорк, Бостон, Филадельфию на востоке, Лос-Анджелес и Сан-Франциско на западе). К счастью, этим планам не суждено было сбыться. Согласно бытующей легенде, при обсуждении проекта якобы один из адмиралов заявил: «Мы, военные моряки, привыкли воевать с вооруженным противником, а не с мирным населением городов». Никто сегодня не поручится, что такие слова прозвучали, но, так или иначе, первую атомную подлодку вооружили обычными противокорабельными торпедами. И в самом деле, человечеству с лихвой хватает бедствий, которые приносит ему стихия.



P.S. 7 июня 1692 года землетрясение и последовавшее за ним цунами уничтожили столицу острова Порт-Ройал. Небольшой город лишь формально числился владением английской короны. На практике это была вотчина пиратов, одно время его вице-губернатором был даже знаменитый флибустьер Генри Морган. Пиратская столица была разрушена полностью -- одна его половина ушла под воду с первыми ударами подземной стихии, а вторая была затоплена и уничтожена возникшим цунами. Погибло от 5 до 10 тысяч жителей. Из 50 находившихся в гавани кораблей ни один не уцелел. Исчезла и могила знаменитого пирата.
***
Разрушительные цунами у Японских островов бывают в среднем через каждые семь лет. Серьезным потрясением для человечества стало цунами 11 марта 2011 года, когда 40-метровые волны обрушились на берега Японии. Главным словом в те дни стало «Фукусима». Носящая это имя японская АЭС сильно пострадала от разрушительного воздействия огромной волны. Последствия катастрофы ощущаются до сих пор. Поговаривали даже о «втором Чернобыле», правда, было это сильным преувеличением.

За тысячи лет мореплавания люди научились бороться с опасностями водной стихии. Лоции указывают безопасный путь, синоптики предупреждают о штормах, спутники наблюдают за айсбергами и другими опасными объектами. Однако до сих пор непонятно, как уберечься от тридцатиметровой волны, которая неожиданно возникает без видимых причин. Еще пятнадцать лет назад загадочные волны-убийцы считались выдумкой.

Иногда появление гигантских волн на поверхности океана вполне понятно и ожидаемо, но иногда они — настоящая загадка. Зачастую такая волна — смертный приговор для любого судна. Имя этим загадкам — волны-убийцы.

Вряд ли вы найдете моряка, который не прошел бы крещение штормом. Поскольку, перефразируя известную поговорку, бури бояться — в море не выходить. С самой зари мореплавания шторм был лучшим экзаменом и на мужество, и на профессионализм. И если любимая тема воспоминаний ветеранов войн — былые сражения, то «морские волки» непременно расскажут вам о свистящем ветре, срывающем радиоантенны и радары, и огромных ревущих волнах, едва не поглотивших их корабль. Который, возможно, был «самым-самым».

Но уже 200 лет назад возникла необходимость уточнить силу шторма. Поэтому в 1806 году ирландским гидрографом и адмиралом британского флота Френсисом Бофортом (Francis Beaufort, 1774-1875) была введена специальная шкала, по которой погода на море классифицировалась в зависимости от степени воздействия ветра на водную поверхность. Она была разбита на тринадцать ступеней: от нуля (полный штиль) до 12 баллов (ураган). В ХХ веке, с некоторыми изменениями (в 1946 году она была 17-бальная), её принял Международный метеорологический комитет — в том числе и для классификации ветров на суше. С тех пор перед моряком, прошедшим 12-бальное «волнение», невольно снимали шляпы — поскольку были хотя бы наслышаны, что это такое: вздымающиеся огромные валы, вершины которых ураганный ветер раздувает в сплошные тучи брызг и пены.

Однако для страшного явления, которое регулярно обрушивается на Юго-Восточную оконечность Североамериканского континента, в 1920 году пришлось придумать новую шкалу. Это пятибалльная шкала ураганов Саффира-Симпсона, которая оценивает не столько саму мощь стихии, сколько разрушения, которые она производит.

Согласно этой шкале, ураган первой категории (скорость ветра 119-153 км/ч) ломает ветки деревьев и наносит некоторые повреждения небольшим судам у причала. Ураган третьей категории (179-209 км/ч) валит деревья, срывает крыши и разрушает легкие сборные дома, затапливает береговую линию. Самый страшный ураган пятой категории (более 255 км/ч) разрушает большую часть зданий и вызывает серьезные наводнения — гоня на сушу большие массы воды. Именно таким был печально известный ураган «Катрина», который в 2005 году обрушился на Новый Орлеан.

Карибское море, где в ежегодно в период с 1 июня по 30 ноября проносятся до десяти формирующихся в Атлантике ураганов, издавна считалось одним из опаснейших районов для мореплавания. Да и жить на островах этого бассейна отнюдь не безопасно — особенно в такой бедной стране, как Гаити — где нет ни нормальной службы предупреждения, ни возможности эвакуироваться с опасного побережья. В 2004 году во время урагана «Дженни» там погибли 1316 человек. Ревущий как эскадрилия реактивных самолетов ветер сдувал ветхие хижины вместе с их жильцами, обрушивал на головы людей пальмы. А с моря на них накатывались пенящиеся валы.

Можно только представить себе, что испытывает команда корабля, попавшего в «самое пекло» такого урагана. Однако случается, что корабли гибнут вовсе не во время шторма.

В апреле 2005 года круизный лайнер «Norwegian Dawn», покинув сказочные Багамские острова, направлялся в гавань Нью-Йорка. Море слегка штормило, однако огромный 300-метровый корабль мог себе позволить просто не замечать такое волнение. Две с половиной тысячи пассажиров весело оттягивались в ресторанах, гуляли по палубам и фотографировались на память.

Внезапно лайнер резко накренился, а в следующие секунды гигантская волна обрушилась на его борт, выбивая иллюминаторы кают. Она пронеслась через корабль, сметая на своем пути шезлонги, переворачивая шлюпки и установленные на 12-й палубе джакузи, сбивая с ног пассажиров и матросов.

«Это был настоящий ад, — рассказывал Джеймс Фрэйли, один из пассажиров, отмечавший на лайнере медовый месяц со своей женой. — Потоки воды перекатывались через палубы. Мы принялись звонить родным и близким, чтобы попрощаться, решив, что корабль гибнет».

Так «Norwegian Dawn» столкнулся с одной из самых загадочных и ужасных океанских аномалий — гигантской волной-убийцей. На Западе они получили различные названия: freak, rogue, rabid-dog, giant waves, cape rollers, steep wave events и пр.

Кораблю очень повезло — он отделался лишь небольшими повреждениями корпуса, смытым за борт имуществом да ранеными пассажирами. Но волна, внезапно обрушившаяся на него, не зря получила свое зловещее прозвище. Лайнер вполне могла постигнуть судьба голливудского «Посейдона» — перевернувшегося вверх дном в одноименном фильме. Или, что ещё хуже — просто переломиться пополам и утонуть, став вторым «Титаником».

Ещё в 1840 году во время своей экспедиции французский мореплаватель Дюмон Дюрвиль (Jules Sebastien Cesar Dumont d’Urville, 1792-1842) наблюдал гигантскую волну высотой около 35 м. Но его сообщение на заседании Французского географического общества вызвало лишь иронический смех. Никто из ученых мужей не мог поверить в то, что такие волны могут существовать.

Всерьез за изучение этого явления взялись только после того, как в 1980 году у берегов Японии пошел на дно английский сухогруз «Дербишир» (Derbyshire). Как показало обследование, судно длиной почти 300 метров погубила гигантская волна, которая пробила главный грузовой люк и залила трюм. Погибли 44 человека. В том же году к востоку от побережья ЮАР с волной-убийцей столкнулся нефтяной танкер «Эссо Лангедок» (Esso Languedoc).

«Штормило, но несильно, — приводил рассказ старшего помощника капитана Филиппа Лижура (Philippe Lijour) английский журнал New Scientist, — Вдруг со стороны кормы появилась огромная волна, во много раз выше всех остальных. Она накрыла все судно, под водой скрылись даже мачты».

Пока вода прокатывалась по палубе, Филипп успел схватить сфотографировать её. По его оценке, вал взметнулся не менее чем на 30 метров. Танкеру повезло — он остался на плаву. Однако эти два случая стали последней каплей, заставившие запаниковать компании, занимающиеся экспортом-импортом сырья. Ведь считалось, что перевозить его на гигантских судах не только экономически выгодней, но и безопасней — мол, таким кораблям, которым «море по колено», не страшен никакой шторм.

Увы! Только в период с 1969 по 1994 годы в Тихом и Атлантическом океанах при встрече с подобными волнами затонули или получили серьезные повреждения двадцать два супертанкера — при этом погибли пятьсот двадцать пять человек. Ещё двенадцать подобных трагедий за это время произошло в Индийском океане. Страдают от них и морские нефтяные платформы. Так, 15 февраля 1982 года волна-убийца перевернула буровую вышку компании «Mobil Oil» в районе Ньюфаундлендской банки, унеся жизни восьмидесяти четырех рабочих.

Но ещё большее количество мелких судов (траулеры, прогулочные яхты) при встрече с волнами-убийцами просто исчезают без следа, даже не успев послать сигнал бедствия. Гигантские водные валы высотой с пятнадцатиэтажный дом сминали или разбивали суденышки. Не спасало и мастерство рулевых: если кому-то удавалось успеть развернуться носом к волне, то его участь была такой же, как и у несчастных рыбаков в фильме «Идеальный шторм»: кораблик, пытаясь взобраться на гребень, становился в вертикальное положение — и срывался вниз, падая в пучину килем кверху.

Обычно волны-убийцы возникают во время шторма. Это тот самый «девятый вал», которого так страшатся моряки — но столкнуться с ним, к счастью, случается не всем. Если высота обычных штормовых гребней в среднем составляет 4-6 метров (10-15 при урагане), то внезапно возникающая среди них волна может достигать высоты 25-30 метров.

Однако более редкие, и гораздо более опасные волны-убийцы появляются при довольно спокойной погоде — и иначе, как аномалией, это не называют. Сначала их пытались обосновать столкновением морских течений: наиболее часто такие волны появляются у мыса Доброй Надежды (южная оконечность Африки), где соединяются теплые и холодные потоки. Именно там порою возникают т.н. «три сестры» — следующие одна за другой три гигантские волны, поднявшись на которые, переламываются под собственным весом супертанкеры.

Но сообщения о смертоносных валах поступали и из других уголков планеты. В том числе их видели на Черном море — «всего» десятиметровой высоты, но этого было достаточно, чтобы перевернуть несколько небольших траулеров. В 2006 году такая волна обрушилась на британский паром «Понт-Авен» (Pont-Aven), следовавший по проливу Па-де-Кале. Она разбила окна на высоте шестой палубы, причинив ранения нескольким пассажирам.

Что побуждает морскую гладь внезапно взметнуться гигантским валом? И серьезные ученые, и теоретики-любители вырабатывают самые разные гипотезы. Волны фиксируют спутниками из космоса, создаются их модели в исследовательских бассейнах, однако до сих пор не могут пояснить причины всех случаев возникновения волн-убийц.

Зато давно установлены и изучены причины, вызывающие самые страшные и разрушительные морские волны — цунами.

Приморские курорты не всегда бывают райским уголком планеты. Иногда они становятся настоящим адом — когда на них неожиданно, в ясную и солнечную погоду, обрушиваются гигантские водные валы, смывая на своем пути целые города.

…Эти кадры обошли весь мир: ничего не подозревающие туристы, которые из любопытства вышли на дно внезапно отхлынувшего моря — подобрать несколько ракушек и морских звезд. И вдруг они замечают, как на горизонте возникает стремительно приближающаяся волна. Бедняги пытаются убежать, но мутный бурлящий поток настигает и захватывает их, а затем несется к белеющим на побережье домам…

Катастрофа, разразившаяся 26 декабря 2004 года в Юго-Восточной Азии, потрясла человечество. Гигантская волна сметала все на своем пути, расходясь по Индийскому океану. Пострадали Суматра и Ява, Шри-Ланка, Индия и Бангладеш, Таиланд, волна дошла даже до восточного побережья Африки. Андаманские острова на несколько часов ушли под воду — и местные аборигены чудом выжили, спасаясь на верхушках деревьев. В результате катастрофы погибли более 230 тысяч человек — на поиск и захоронение всех их ушло более месяца. Миллионы людей остались без крова и средств к существованию. Трагедия оказалось одной из самых масштабных и трагических природных катастроф в истории человечества.

«Высокая волна, входящая в гавань» — так с японского переводится слово «цунами». В 99% случаев цунами возникают в результате землетрясения океанского дна, когда оно резко опускается или поднимается. Всего на несколько метров, но на огромной площади — и этого достаточно, чтобы вызвать разбегающуюся от эпицентра по кругу волну. В открытом море её скорость достигает 800 км/ч, но заметить её практически невозможно, так как её высота составляет всего около одного, максимум двух метров — но при длине до нескольких километров. Корабль, под которым она пронесется, лишь слегка качнет — именно поэтому, получив предупреждение, суда стремятся покинуть порты и выйти как можно дальше в море.

Ситуация меняется, когда волна приближается к берегу, на мелководье (заходит в гавань). Её скорость и длина резко падают, зато вырастает высота — до семи, десяти и более метров (известны случаи 40-метровых цунами). Она врывается на сушу сплошной стеной и обладает огромной энергией — вот почему цунами столь разрушительны и могут пройти по земле несколько сот, а иногда и тысяч метров. Причем каждое цунами бьет дважды. Вначале — когда обрушивается на берег, затапливая его. А потом — когда вода начинает возвращаться в море, унося обратным потоком тех, кто выжил после первого удара.

В 1755 году вызванное разрушительным землетрясением цунами унесло жизни 40 тысяч португальцев. Грозный океанский вал обрушился на Японию 15 июня 1896 года: высота волны достигала 35 метров, тогда погибло 27 тысяч человек, а все прибрежные городки и деревни в 800 км полосе прекратили свое существование. В 1992 году от цунами погибли 2 000 жителей островов Индонезии.

Бывалые жители приморских городов и поселков сейсмически опасных районов знают: как только начинается землетрясение, а после него — внезапный и быстрый отлив, нужно бросать все и без оглядки бежать на возвышенность или вглубь суши. В ряде же регионов, регулярно страдающих от цунами (Япония, Сахалин, Гавайи), созданы специальные службы предупреждения. Они фиксируют землетрясение в океане и тут же дают пор всем СМИ и через уличные громкоговорители сигнал тревоги.

Но цунами могут вызываться не только землетрясениями. Взрыв в 1883 году вулкана Кракатау вызвал волну, которая обрушилась на острова Ява и Суматра, смыв более 5000 рыбацких суденышек, около 300 деревень и погубив более 36 000 людей. А в заливе Литуя (Аляска) цунами вызвал оползень, обрушивший в море склон горы. Волна распространилась на ограниченной территории, но зато её высота была грандиозной — свыше трехсот метров, при этом, обрушившись на противоположный берег, она слизнула кустарник на высоте 580 метров!

Однако и это не предел. Самые огромные и разрушительные волны рождаются при падении в океан больших метеоритов или астероидов. Правда, к счастью, это бывает крайне редко — раз в несколько миллионов лет. Но зато этот катаклизм принимает масштабы поистине всепланетного потопа. Например, германские ученые установили, что около 200 миллионов лет назад в Землю врезалось крупное космическое тело. Оно подняло цунами высотой свыше одного километра, которое ворвалось на материковые равнины, уничтожая все живое на своем пути.

Волны-убийцы не следует путать с цунами: цунами возникают в результате сейсмических явлений и набирают большую высоту лишь вблизи от берега, тогда как волны-убийцы могут появляться без известных причин, практически на любом участке моря, при слабом ветре и относительно небольшом волнении. Цунами опасны для береговых сооружений и судов, стоящих близко к берегу, в то время как волна-убийца может погубить любое судно или морское сооружение, которое ей подвернется.

Откуда же берутся эти монстры? До недавнего времени океанографы полагали, что они формируются в результате хорошо известных линейных процессов. Согласно бытующей теории большие волны просто являются продуктом интерференции, в рамках которой малые волны объединяются в одну большую.

В некоторых случаях именно так и происходит. Хорошим тому примером служат воды у мыса Игольного, самой южной точки африканского континента. Там стыкуются Атлантический и Индийский океаны. На суда, огибающие мыс, регулярно нападают огромные волны, которые образуются в результате столкновения быстрого Агульясова течения и ветров, дующих с юга. Движение воды замедляется, а волны начинают громоздиться друг на друга, образуя гигантские валы. Помимо этого суперволны часто можно встретить в Гольфстриме, в течении Куросио к югу от берегов Японии и в пользующихся мрачной славой водах у мыса Горн, где происходит то же самое — быстрые течения сталкиваются с противодействующими ветрами.

Однако механизм интерференции не подходит ко всем волнам-великанам. Во-первых, он никак не годится для того, чтобы обосновать появление гигантских волн в таких местах, как Северное море. Там быстрых течений нет и в помине.

Во-вторых, даже если интерференция имеет место, волны-гиганты не должны встречаться столь часто. Их абсолютное большинство должно тяготеть к средней высоте — одни чуть выше, другие чуть ниже. Исполины двойного размера должны появляться не чаще одного раза на протяжении человеческой жизни. Тем не менее на деле всё обстоит совсем по-другому. Наблюдения океанографов наводят на мысль, что большинство волн по размеру меньше среднего, а настоящие великаны встречаются гораздо чаще, чем мы думаем. Ортодоксальная океанография получает пробоину ниже ватерлинии.

Обычно волна-убийца описывается как быстро приближающаяся водяная стена огромной высоты. Перед ней движется впадина глубиной несколько метров — "дыра в море". Высота волны обычно указывается именно как расстояние от высшей точки гребня до низшей точки впадины. По внешнему виду "волны-убийцы" делятся на три основных типа: "белая стена", "три сестры" (группа из трех волн), одиночная волна ("одиночная башня").

Чтобы оценить, что они могут, достаточно взглянуть на фотографию "Уильстара" выше. Поверхность, на которую обрушивается такая волна, может испытывать давление до ста тонн на квадратный метр (около 980 килопаскалей). Типичная двенадцатиметровая волна угрожает лишь шестью тоннами на квадратный метр. Большинство современных судов может выдержать до 15 тонн на квадратный метр.

По наблюдениям Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA), волны-убийцы бывают рассеивающиеся и нерассеивающиеся. Нерассеивающиеся могут проделать по морю довольно долгий путь: от шести до десяти миль. Если судно замечает волну издали, можно успеть принять какие-то меры. Рассеивающиеся же появляются буквально ниоткуда (видимо, такая волна атаковала "Таганрогский залив"), обрушиваются и исчезают.

По мнению некоторых экспертов, волны-убийцы опасны даже для низко летающих над морем вертолетов: в первую очередь, спасательных. Несмотря на кажущуюся маловероятность такого события, авторы гипотезы считают, что ее нельзя исключать и что как минимум два случая гибели спасательных вертолетов похожи на результат удара гигантской волны.

Ученые пытаются выяснить, как энергия в океане перераспределяется таким образом, что образование волн-убийц становится возможным. Поведение нелинейных систем, подобных морской поверхности, описать крайне сложно. Некоторые теории используют для описания возникновения волн нелинейное уравнение Шредингера. Некоторые пытаются применить существующие описания солитонов — одиночных волн необычной природы. В ходе последнего исследования на эту тему ученым удалось воспроизвести очень похожее явление в электромагнитных волнах, однако к практическим результатам это пока не привело.

Некоторые эмпирические данные о том, в каких условиях возникновение волн-убийц более вероятно, все же известны. Так, если ветер гонит волны против сильного течения, то это может привести к появлению высоких крутых волн. Этим печально известно, например, течение Игольного мыса (в котором пострадал "Уильстар"). Другими зонами повышенной опасности являются течение Куросио, Гольфстрим, Северное море и прилегающие районы.

Эксперты называют следующие предпосылки для возникновения волны-убийцы:

1. область пониженного давления;
2. ветер, дующий в одном направлении более 12 часов подряд;
3. волны, движущиеся с той же скоростью, что и область пониженного давления;
4. волны, движущиеся против сильного течения;
5. быстрые волны, догоняющие более медленные волны и сливающиеся с ними вместе.

Вздорный характер волн-убийц, однако, проявляется в том, что они могут возникать и тогда, когда перечисленные условия не выполняются. В этой непредсказуемости и заключается основная загадка для ученых и опасность для моряков.

Им удалось спастись

1943 год, Северная Атлантика. Круизный лайнер „Куин Элизабет“ попадает в глубокую ложбину и подвергается двум мощным волновым ударам подряд, которые наносят серьёзные повреждения на мостике — на высоте двадцать метров над ватерлинией.

1944 год. Индийский океан. Крейсер британских ВМС „Бирмингем“ проваливается в глубокую яму, после чего на его носовую часть обрушивается гигантская волна. Согласно записям командира корабля палуба, находящаяся на высоте восемнадцать метров от уровня моря, залита водой по колено.

1966 год, Северная Атлантика. На пути в Нью-Йорк итальянский пароход „Микеланджело“ получает удар от волны высотой восемнадцать метров. Вода врывается на мостик и в каюты первого класса, в результате чего гибнут два пассажира и один член экипажа.

1995 год, Северное море. Серьёзное повреждение от гигантской волны получает плавучая буровая установка „Веслефрикк Б“, принадлежащая компании Statoil. По свидетельству одного из членов экипажа, за несколько минут до удара он видел „стену воды“.

1995 год. Северная Атлантика. При переходе в Нью-Йорк круизный лайнер „Куин Элизабет-2“ попадает в ураган и принимает на носовую часть удар волны высотой двадцать девять метров. „Ощущение было такое, что мы врезаемся в Белые скалы Дувра“, — рассказывает капитан Рональд Уоррик.

1998 год, Северная Атлантика. Плавучая эксплуатационная платформа „Шихэллион“ компании ВР Amoco подвергается удару гигантской волны, которая разносит её баковую надстройку на высоте восемнадцать метров от уровня воды.

2000 год, Северная Атлантика. Приняв сигнал бедствия от яхты на расстоянии 600 миль от ирландского порта Корк, британский круизный лайнер „Ориана“ получает удар волны высотой двадцать один метр.