Год основания парижа. История Парижа — краткая история города

Формирование языка — длительный, но интересный процесс. Сочетание множества слов и словоформ, конструкций грамматики, заимствований и особенностей произношения включает речь нашего народа. Какое значение имеет русский язык в современном мире.

Вконтакте

Особенности лексического состава

Как национальное богатство народа и форма нашей культуры, язык обладает обширной терминологией, яркостью и ясностью средств грамматики. Согласно Российской Конституции, наше «наречие» в июне 2005 года стало официальным и документально зарегистрированным.

Это поможет обеспечить граждан правами на использование его на территории РФ, а также станет способом сохранения и развития языковой культуры.

Самым главным критерием считается чистота словоупотребления: для сохранения лингво-стилистического богатства следует избегать использования просторечий, а также бранных слов.

Не рекомендованы также слова с оттенком явного пренебрежения и пропаганда засилья заимствованных словоформ. Это беда современного общества становится глобальной : англицизмы и американизмы постоянно вытесняют исконную лексику.

Важно! Основой нашего лексикона должно стать российское речевое поле, чтобы сохранять и приумножать многообразие окружающего мира, используя именно российский «говор».

В перечень наречий мира наш родной «говор» вошел лишь в 20 веке, его статус был закреплен в Организации Объединенных наций. Носителями являются только жители России численностью около 150 млн. человек. В 2005 году число тех, кто умел говорить на отечественном наречии, резко возрастает до 278 миллионов. По подсчетам экспертов примерно 140 из них приходится на долю России, около 26 относится к странам СНГ и Балтийской Республики, почти 7,5 миллионов берут на себя страны Европы и США.

Мартовский анализ лингвистической обстановки в 2013 году показал, что наше « » становится самым популярным в интернете и уступает по количеству запросов только английскому, то есть занимает почетное второе место .

Важно! В каких странах русский является государственным языком. Наряду с Россией, на нем говорят жители Белоруссии, Южной Осетии и Молдавской Республики. Право быть официальным языком документов и госучреждений наш «диалект» заслужил на территории Казахстана, Молдавии, Киргизии, Абхазии и Украины.

Русский язык в современном мире можно услышать в таких странах, как Таджикистан. Представители данного государства используют его в качестве официального языка конституции, и даже в округах штата Нью-Йорк документы, относящиеся к выборам, печатаются при помощи русских лингвистических конструкций.

Обновление речевой системы

Развитие русского языка происходит интенсивно. По тем литературным памятникам, которые до нас дошли, можно увидеть, насколько труден был путь этого лингва к его сегодняшнему внешнему и внутреннему наполнению.

Наш народ получил новую языковую систему, которая полностью отражает российское наследие и мышление.

К примеру, раньше в грамматическом строе было три числа: единственное, множественное и двойственное. Также имелось 9 и три простых формы времени.

Меняясь вместе с эпохой, наш упростил свои законы и пришел к более понятному, современному двоичному противопоставлению: чисел стало семь и количество родов уменьшилось на два. Все это стало результатом общей речеведческой практики, в ходе которой языковой пласт не застаивался, а постоянно обновлялся.

Основные функции

Местный «говор» всегда был многофункциональной системой, так как связан с разными областями человеческой деятельности: созданием, хранением и передачей необходимой информации между носителями.

Основные функции русского языка являются:

  1. Первая и самая важная – быть средством общения, она же является коммуникативной. Жить в одном пространстве, значит, общаться, использовать различные стороны информации, с помощью разных грамматических форм и конструкций уметь правильно выразить свою мысль. Задача – донести собеседнику знания и умения.
  2. Когнитивная функция, которая направлена на познание культуры, личности говорящих, а также на развитие образного мышления и постижение азов самоанализа. Эта функция подразумевает рефлексию над собственной речевой деятельностью .
  3. Кумулятивная, раскрывающая наше «наречие», как средство накопления и хранения важной информации. Русский как бы «аккумулирует» в себе опыт общения всего коллектива. Данная функция наряду с лексической составляющей отражает фрагменты истории, быта и культурного опыта всего народа.

Отдельно стоит упомянуть и о речевой компетенции: способности понимать и принимать не свои программы речевого поведения. Все должно происходить сообразно целям общения, сфере, а также ситуации речевой практики. Основным моментом здесь будет выбор правильной языковой формы, которая подойдет к конкретному случаю.

К примеру, просьба и приказ. Обе речевые ситуации будут иметь целый набор отличий:

  • место действия. Просить лучше в частной обстановке, с глазу на глаз, а приказывать можно и в присутствии множества людей, что еще больше придаст авторитета начальнику;
  • личность говорящего. Просим мы обычно близких людей, друзей, родных, а приказываем своим подчиненным;
  • цель говорения: в первом случае мы хотим получить что-то с помощью мягкой интонации, эмоций благодарности или обиды за что-то. А второй случай, естественно, будет отличаться как в интонационном плане, так и в значении. Приказывая, мы выдвигаем жесткие требования.

Является ли русский язык средством международного общения . До начала 1991 года наше «наречие» было международным, потому что тогдашнее государство СССР ввело его в странах, которые находились в состав советской республики.

После того, как Союз распался, русский не перестал быть средством общения между нациями, а стал основным для мигрантов из бывших союзных государств.

В странах Восточной Европы изучают русский язык в гимназиях и университетах наряду с французским, и испанским. В России можно встретить много иностранцев, посещающих специальные курсы .

Русский язык в международном общении – распространенное явление. Является одним из шести официальных рабочих языков ООН. Однако, по заявлениям исследовательского центра, наше «наречие» все же не сдает позиции: в частности, в 2006 году носителями по данным последней переписи являлись 152 млн. человек, а в 2012 – уже 215, что становится довольно оптимистичным заявлением.

Изучение и сохранение национальных особенностей

Социальная природа языкового узуса всегда остается в движении: она широка и многопланова. Поэтому он таков, каким создавало его общество на протяжении тысячелетий. Помогает организовывать труд, поддерживает процесс образования и культурного развития общества, участвует в развитии всех областей науки и культуры. По сути, все его функции социальны и зависят от самих участников речевого контакта.

Значение русского языка в современном мире велико, важность его трудно переоценить. Сегодня можно увидеть тенденцию к формированию новой картины мира.

Через призму нашего лингва мы должны знакомиться с чужой культурой. Для этого нужно придерживаться особой культуроведческой компетенции и научиться использовать правильно речевой этикет.

Как в нашем, так и в любом другом лингве, такая компетенция помогает глубже постичь особенности национальной культуры другого народа также легко, как и своего.

Также развивает познание самобытности и характера природы другого языкового материала. И, конечно же, формируется самое главное чувство: мы начинаем осознавать, насколько значим и прекрасен наш собственный языковой узус. Понимая и принимая это, люди делают существенный шаг навстречу своему духовному и моральному развитию.

Внимание! Вид нашего лингвистического пласта зависит от общества. Язык находится под его влиянием и одновременно формирует общественное сознание.

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ - творец и носитель этого языка.

Русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В. И.Ленин с гордостью говорил: „Наше русское слово „Совет"- одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски". Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др...

Российская Федерация - многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.

Русский язык обогащает языки народов РФ такими словами и оборотами, как например: партия, школа, книга, газета, колхоз, план, фабрика и т. п. В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и др.).

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.

«Великий, могучий, правдивый и свободный» - такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.

Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

История Парижа, как и история всей Франции, чрезвычайно интересна и полна драматических сюжетов и великих побед. За свою более чем четырехвековую историю город неоднократно подвергался вторжениям различных завоевателей, но становился лишь сильнее и величественнее, превращаясь в один из наиболее значимых центров европейской цивилизации.

Начало истории

Древний Париж ведет начало своей истории с III в. до н.э., когда в Галлии на месте современного кельтское племя паризиев основало город, названный Лютецией (от лат. «болотистая местность»). Располагаясь на перекрестке важных торговых путей от Британских островов к Средиземному морю, Лютеция быстро развивалась, представляя собой желанную добычу для растущей Римской империи. В 52 году до н.э. после изнурительных боев нападавшее войско Юлия Цезаря захватило город, разрушенный и сожженный жителями. К этому времени относится первое упоминание города в сочинении Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Официальная дата основания Парижа — 8 июля 52 года до н.э. и в 1952 году он отметил 2000 лет.

Римляне довольно быстро восстановили завоеванную, но разрушенную Лютецию, заселив Сите и левый берег Сены. Началось строительство храмов, вилл, терм, мостов и акведука, прокладывались дороги из брусчатки. Развалины общественных терм и арены гладиаторов можно и сегодня увидеть в . Начало IV в. ознаменовалось для города широким распространением христианства. Лютеция, именовавшаяся Паризием (городом паризиев), окончательно сменила название и стала именоваться Парижем.

https://youtu.be/G0pWemkl8yE

Нашествия франков и норманнов

В 508 г. Галлию завоевал король франков Хлодвиг, сделав Париж столицей королевства Меровингов. В середине VI в. строится первая христианская церковь Парижа, на месте которой спустя 100 лет был возведен собор Парижской Богоматери.

Династию Меровингов сменили Каролинги, при которых центр империи сместился на восток, и Париж постепенно пустел и разрушался. В этот период происходило неоднократное нападение викингов на Париж, и жителям приходилось каждый раз искать защиты на острове, где были выстроены крепостные стены. Викинги (норманны) повсюду сеяли страх и разрушения, разоряя города и монастыри. И в 845 году оборонительные сооружения города не выдерживают осады викингами, а в день Пасхи норманны осуществляют захват Парижа.

Предлагаем вашему вниманию материал «Международного Французского Радио - RFI», русское вещание, о происхождении Парижа, его названий и происхождении французов (Запись из архива и расшифровка в текст сайт).

Поговорим также о римском периоде в истории Парижа и аренах Лютеции.

На архивной иллюстрации: единственный оставшийся от римлян архитектурный памятник в современном Париже - арены Лютеции.

О галлах, римлянах и французах

«Международное Французское Радио — RFI» передавало (вы также можете послушать в аудиофайле ниже оригинал данной радиопередачи из Парижа на русском, рассказывающей о происхождении столицы Франции — запись из архива и расшифровка в текст сайт, передача июля 2007 г.):

  • аудио файл №1

«К ого считают французы своими далекими предками — галлов или римлян . Обе точки зрения почти в равной степени присутствуют как в исторической науке, так и в путеводителях по Парижу и рассказах гидов. Причем, каждый свою правоту защищает яростно и свято в нее верит.

Среди многочисленных вариантов толкований происхождения названия столицы Франции, можно отметить два — одно галльское, а другое римское .

По одному из них, наиболее распространенному, название города Парижа происходит от названия галльского племени паризии (parisii), которое проживало в районе, где сейчас происходит Париж .

Римский вариант происхождения названия города многие не без оснований считают слишком надуманным. Но, тем не менее, и он существует. Родословную названия города относят к имени героя мифа о троянской войне, к имени Париса , сына троянского царя Приама, из-за которого и случилась троянская война, когда тот похитил прекрасную Елену у спартанского царя Менелая. По версии Вергилия, спасшиеся троянцы во главе с Энеем, приплыли на аппенинский полуостров, где и основали Рим.

А вот как именно родственники Париса — виновника троянских сражений оказались на территории Франции и основали город его имени, ставший впоследствии Парижем, тут сказать сложно. Не нашлось, к сожалению, в Галлии в свое время своего Вергилия, который подобно «Энеидам», написал бы красочно, а главное убедительно, что-то вроде «Париады», — т.е. истории о похождении Париса, а за одно бы обосновал божественное происхождение жителей Парижа от древних греков.

Такое колебание в происхождении названий встречается в истории Франции очень часто. Так, например, о происхождении названия Монмартр также существуют две версии. Одна древнеримская — на холме стоял храм Меркурия, а другая христианская — на холме был казнен святой Дионисий — Святой Дени, которого причислили к мученикам, а холм Меркурия превратился в холм мучеников Монт де Мартиер (Montmartre).

Само название народа племени, который проживал на территории Парижа и всей Франции в целом также имеет двойственное происхождение. Галлами эти народы называли римляне. В переводе с латыни «га ллус» (gallus) означает «петух». Считается, что петух был одним из тотемов этих народов , поэтому римляне всех их называли галлами. С точки зрения Юлия Цезаря, галлы проживали на территории современной Франции, Бельгии и на части современной Германии. О дновременно существует и кельтский вариант происхождения названия от слова валхы или валды, где буква «в» со временем трансформируется в букву «г» и получаются «галлы» .

Также полярно — с одной стороны галльское начало, а с другой римское — развивалась историческая наука в XIX веке. Именно в это время появились обе концепции происхождения французского народа. В эпоху романтизма первым был известный историк Жюль Мишле. Он обосновал галльский подход к истории. Он возвел истоки галльской культуры к кельтам. В те времена это было очень модно.

(Французский император) Наполеон III, автор биографии Юлия Цезаря, представляет собой противоположную ветвь историков — ту, которая предпочитает вести историю происхождения от римлян . Это также было понятно. Народному демократизму галлов следовало противопоставить имперские принципы центральной власти.

Так и получилось в истории Франции и Парижа, в частности, что с одной стороны существует мнение о том, что предками французов все-таки являются галлы, а с другой стороны нельзя отрицать, что и римляне тоже были их предками.

Тут очень показателен тот факт, что именно Наполеон III всячески способствовал ведению археологических раскопок. В ходе которых и были открыты форум, термы и римская арена, а также было сделано несколько очень крупных археологических находок из которых следовало, что древний Париж был весьма крупным центром римской культуры.

Основав город на острове, ныне называемом Сите (Île de la Cité), римляне назвали его Лютецией, что созвучно с двумя латинским словами «грязь» и «вол». Как это не обидно признавать, но происхождение названия Парижа, будущей столицы Франции, от слова «грязь» выглядит более предпочтительным .

Сите находится в низине и при разливе реки остров затапливался, наверное, весь или почти весь. И поэтому грязи на нем было предостаточно . Поэтому жизненно важные строения римлян — форум, термы и арены располагались гораздо выше, над уровнем реки.

Наверное, все-таки самые древние строения римского поселения находятся не на острове Сите, который считается историческим центром города. Более того, последние археологические раскопки эти поселения могли существовать на высоком и сухом берегу Нуи или Аньера, северных пригородов , а также там, где были обнаружены виллы состоятельных римских граждан в районе пригородов Клиши или Прев-де-Ларуа.

Но самое значительное археологическое открытие было сделано в районе пригорода Парижа Нантер (Nanterre). Эта территория почти в 15 гектаров, на которых, возможно стоял древнеримский город . Именно это открытие серьезно ставит под вопрос существование столицы Римской Галлии Лютеции на острове Сите. А определить центр города очень важно, если принять во внимание, что численность тогдашних городов была небольшой. Об этом можно судить приблизительно по размерам рисских арен, которые называют арены Лютеции. Это единственный памятник римской культуры, тщательно восстановленный в Париже .

Предположительно древний амфитеатр — арены Лютеции был построен в I веке нашей эры, как раз во времена завоевания Галлии Цезарем . Во время расцвета этой провинции, открывшей свои границы римским товарам и римской культуре, арены Лютеции представляли, и сейчас представляют, собой сооружение в форме эллипса 52,5 метра в длину и 41,5 метров в ширину.

Каменные арены, как тогда уже было принято, строили на месте арен деревянных, используя особенности местности. В частности, углубления в почве. На склонах такого естественного котлована строили каменные скамьи. Внизу оборудовали арену. Поэтому арены такого типа называли полостями, углублениями.

Парижские, т.е. лютецевские арены вмещали 17 тысяч зрителей . По их вместимости можно было судить о численности населения города того времени. По логике и традициям существования древнеримского города, а также города средневекового, на праздник, коими были театральные представления, приходили или стремились придти все жители города. Следовательно, архитектор должен был это учесть и при строительстве, предвидеть столько мест сколько в городе граждан.

Напомним, что слуг, рабов, а также метэков, или других неримских граждан, мы не считаем за людей, и в театр не берем, а оставляем дома или, в лучшем случае, позволяем присесть на ступеньках арен, и то ненадолго. Если учесть, что мест на аренах было до 17 тысяч, то можно предположить, что и свободных римских граждан проживало в Лютеции до 17-20 тысяч. Такова и возможная численность жителей Лютеции в I веке нашей эры. Если прибавить к этому числу слуг и рабов, то получится приблизительно 30 тысяч.

Поскольку римская культура была сравнительно быстро вытеснена культурой варварской, а город сменил свое название с Лютеции на Париж, то римскими архитектурными памятниками интересовались не очень-то часто. Самым старым текстом в котором упоминаются древнеримские памятники на территории Парижа является текст английского монаха Александра Некхема, которой, описывая все что он увидел в Париже, упоминает и римский амфитеатр. В одном из актов городской мэрии арены Лютеции упоминаются в 1284 году .

Адьен Валуа, описывая Париж, объясняет, что арены Лютеции находились перед церковью Святого Виктóра. Когда-то это был ориентир, казавшийся жителям города вечным.

Древнеримский театр — арены Лютеции был вновь открыт в 1869 году, когда парижская компания омнибусов решила построить в центе города большой гараж. Пытаясь расширить площадку под холмом, рабочие наткнулись на древние стены. Это были камни древних арен Лютеции . Работы приостановили.

Вопрос о том, что дальше делать с эти камнями долго и горячо обсуждался. Потребовалось даже вмешательство такого авторитетного человека, как Виктор Гюго, который написал в мэрию письмо с просьбой защитить арены Лютеции от разрушения. Однако гаражи омнибусов просуществовали на этом месте до 1916 года, фактически до исчезновения самих омнибусов и самой омнибусной компании в столице Франции.

Сейчас арены Лютеции очень органично вписались в современный пейзаж Парижа и, фактически, представляют собой очень милый скверик почти в самом центре города », передавала станция.

«Международное Французское радио — Radio France Internationale (RFI)», русское вещание, июль 2007 года; Аудиозапись и расшифровка текста Portalostranah.., в 2019 г. была обновлена иллюстрация.

Девиз города - «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Девиз впервые появился в конце XVI века , хотя официальным он стал только после утверждения бароном Османом, а затем префектом Сены, с 24 ноября 1836 года .

Флаг

Покровительницы города

Покровительницей города считается святая Женевьева , которая в V веке отвернула войска гуннов под предводительством Аттилы от стен города своими молитвами. Мощи св. Женевьевы сегодня находятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Топонимика названия

Само слово «Париж» произошло от латинского Civitas Parisiorium - город Паризии. Это было кельтское поселение Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите .

Некоторые историки, такие как Ригорд из Сен-Дени , связывают основание Парижа со временем захвата Трои , троянцы, которые затем эмигрировали, обосновались на берегах Сены, и назвали новый город именем Париж. Слово Parisia с древнегреческого переводится, как «дерзость», «смелость». Жиль Коррозе в «La Fleur des Antiquitéz de la plus que noble et triumphante ville et cité de Paris» («Цветок Античности из самых благородных и триумфных городов и городков Париж»), опубликованном в 1532 г., предполагал, что город назван в честь Изиды (Par Isis ) - египетской богини, чья статуя находится в храме Сен-Жермен-де-Пре .

Доисторический период

Территория Иль-де-Франс (историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна) была населена людьми уже по меньшей мере 40 000 лет назад. Об этом времени свидетельствуют обтёсанные каменные инструменты, обнаруженные во время разных земляных работ и раскопок по берегам Сены. В то время площадь, занимаемая сегодня Парижем, была болотистой, частично по причине изменённого в то время русла Сены , и покрыта лесами.

Весьма впечатляющим археологическим открытием стали при проводимых в 12-м округе Парижа в сентябре 1991 года раскопках, остатки древних стоянок людей. Раскопки позволили обнаружить следы стоянок людей периода неолита (4000 - 3800 гг. до нашей эры), устроенных на левом берегу бывшего рукава Сены. При археологических раскопках были найдены исключительно ценные предметы: три больших пироги (которые оказались самыми древними лодками найденными в Европе), деревянный лук, стрелы, керамические изделия, многочисленные инструменты из кости и камня .

Основание города

Город был основан ещё в III веке до н. э. племенем кельтских галлов - паризии , как поселение Лютеция (от галльского «болото»)

Средневековье

Париж, уже будучи городом франков, некоторое время был лишь скромной резиденцией вначале Меровингских, а затем Каролингских королей. В подлинную столицу он превратился в 987 году , когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. С этого момента город стал развиваться ускоренными темпами, и не только в плане градостроительства, но и как культурный центр. Правление Филиппа II Августа , который правил с по гг., стало как бы исходной точкой одного из самых прекрасных периодов в истории Парижа: были замощены улицы, построено множество зданий, была усилена оборона города - в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, на западной окраине Парижа началось строительство Лувра , и в 1215 году был основан Университет. С образованием университета на левом берегу образовался академический квартал, на правом же - торговый и ремесленный.

В то время средневековый Париж ещё не отличался особым блеском. Так, вышедшая замуж за французского короля Генриха I дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , приехав из Киева , была разочарована Парижем .

Новый расцвет города пришёлся на времена правления короля Людовика IX , прозванного Святым, которое длилось с по гг. В это время была построена Сент-Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери .

Развитие города значительно замедлилось в результате эпидемии чумы («черная смерть») в - и потрясений Столетней войны ( -), многочисленных восстаний.

При следующей правящей династии, династии Валуа , Париж перетерпел один из самых тяжёлых периодов своей истории: в 1358 году произошло восстание под предводительством главы гильдии парижских купцов Этьена Марселя . Воодушевлённые и неспокойные, как часто характеризовали парижан, впервые объявили себя независимой коммуной под его предводительством. Карл V восстановил порядок в стране. Он же построил Бастилию .

Быстро Париж стал развиваться в эпоху Наполеона I . При нём начались строительство квартала от улицы Риволи до площади Пирамид и возведение Триумфальной арки на площади Этуаль. Для нужд коронации Наполеон приказал снести церкви на острове Сите и перевести в другое место часть больницы Отель-Дье, чтобы таким образом расширить площадь перед Собором Парижской Богоматери . На Вандомской площади была возведена колонна , отлитая из 1200 австрийских и русских пушек, захваченных Наполеоном после победы под Аустерлицем , и увенчанная фигурой императора в тоге римских цезарей. На землях, отобранных у иезуитов, было открыто кладбище Пер-Лашез . Началось строительство набережных вдоль Сены. В 1802 году была снесена старая крепость Гран-Шатле, давно утратившая своё оборонительное значение и превращенная в здание суда. Это позволило решить проблему переправы с одного берега Сены на другой. На месте крепости была разбита Площадь Шатле , в центре которой в 1806-1808 годах возвели Фонтан Побед («Пальмовый Фонтан») в стиле ампир. Фонтан был посвящён военным победам Наполеона в Италии, Египте и Германии. Важнейшей задачей, поставленной Наполеоном перед городским управлением, становится обеспечение города водой. Было завершено строительство канала Урк, началось строительство канала Сен-Мартен (завершено в 1822 году). Помимо Фонтана Побед, на разных площадях французской столицы возводится множество других фонтанов (фонтан Египтянки на улице Севр, фонтан Львов на площади Шато-д’О, фонтан Ижи на улице Сен-Доминик). С 1 марта 1812 года в Париже отменяется плата за воду. При Наполеоне вводится нумерация домов с делением на четную и нечетную стороны, увеличивается число масляных фонарей для освещения улиц, 18 сентября 1811 г. создается пожарный батальон Парижа .

Ещё больший след оставило царствование Наполеона III и градостроительные преобразования префекта Османа , значительно модернизировавшего Париж того времени. По приказу императора Наполеона III префект департамента Сены барон Ж.-Э. Осман осуществил коренную перепланировку Парижа, прорезав город магистралями и проложив бульвары на месте беспорядочных трущоб. Было построено множество зданий, ставших украшением столицы. Некоторые архитектурные памятники были перестроены, отреставрированы либо передвинуты. Тогда же началось строительство современного водопровода и канализации. Османна по праву считают создателем современного Парижа.

При Османе были проложены парижские Большие бульвары , которые и сегодня составляют основу городского плана, разбиты 3 больших парка и 20 скверов. Но правление префекта Наполеона III запомнилось не только украшением города: прямые, широкие бульвары, проложенные вместо кривых, узких улочек, но и подавление армией и полицией революционных выступлений жителей Парижа . В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами , в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок (1855, 1867, 1878, 1889, 1900), что хорошо отражает культурное и политическое влияние города. Для выставки 1889 инженер Г. Эйфель построил башню , вызвавшую бурные споры, но быстро ставшую символом города, а к выставке 1900 года был открыт мост Александра III .

После вступления Франции во Вторую мировую войну объявлен «открытым городом», с 14 июня оккупирован немецкими войсками. В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом , оккупация продлилась до конца августа 1944 года . Париж был освобождён силами Движения Сопротивления , подготовившими восстание -25 августа 1944 года . Город пострадал незначительно, так как союзникам удалось сорвать подготовленные планы взрывов и поджогов.

Город ещё раз стал свидетелем насилия во время студенческих восстаний - Париж был главным центром Студенческой революции 1968 . В Париже же начались массовые беспорядки мая 68-го года , приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.

В конце 1960-х - нач. 1970-х гг. расширяются работы по переустройству города. Новые здания с современными архитектурными формами меняют традиционный облик Парижа. В городе становится все больше небоскребов (арх. Зерфюсс и др.), например - высотный деловой центр Мен-Монпарнас (1964-73) в 56 этажей и высотой в 250 м. Основная часть заводов и жилых кварталов Большого Парижа расположена в пригородах. Крупнейшие пригороды - Булонь-Бийанкур , Сен-Дени , Монтрёй , Версаль . Первые два известны своими заводами, тогда как Версаль знаменит своими дворцами и парками.

В наши дни

И сегодня Париж сохраняет всю свою важность, триумфальное величие и шарм, несмотря на то, что его облик меняется такими стройками, как Бобур и амбициозной строительной программой «Большие Проекты» (Grands Projets ), осуществлявшейся во время президентства Франсуа Миттерана . Кроме Большой арки Дефанс и Оперы Бастилия , проекты Миттерана включали реновацию Лувра архитектором Пе (Pei), комплекс Ля Вилетт на северо-восточной окраине города, а на юго-востоке - Библиотеку Франции , которую оснастили компьютерами по последнему слову техники .

Ежедневно в Париж приезжают на работу или учёбу более 850 тысяч человек, а около 200 тысяч парижан работают в пригородах. Рост Большого Парижа происходит по двум осям, вытянутым вдоль Сены, за счёт строительства пяти новых пригородов на 300-500 тысяч каждый. Эти города связаны с Парижем линиями скоростных железных и автомобильных дорог, но значительная часть их жителей работает на месте. Столица опоясана скоростной автомобильной кольцевой дорогой - бульваром Периферик - соединённой с радиальными автострадами и всей сетью автомобильных дорог Франции, ядром которой она является.

См. также

Источники

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/Париж/Исторический очерк

Напишите отзыв о статье "История Парижа"

Примечания

  1. . Франция . Геральдика.ру. Проверено 25 января 2011. .
  2. . Ах, Париж (недоступная ссылка - история ) . Ртуристо.ру. Проверено 25 января 2011. .
  3. Alfred Fierro. Histoire et dictionnaire de Paris. - 859-860 с.
  4. Marcel Le Clère. Paris de la Préhistoire à nos jours. - 21 с.
  5. (фр.) . INA - Video en ligne du journal de FR3 du 8.10.1991 . INA (10 août 1991). Проверено 26 января 2011. .
  6. (фр.) . INA - Video en ligne du journal de FR3 du 27.02.1992 . INA (27 février 1992). Проверено 26 января 2011. .
  7. . Франция. Париж (2006). Проверено 26 января 2011. .
  8. (фр.) . // Mairie de Paris
  9. (2011). Проверено 22 января 2011. .
  10. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр.57-59»
  11. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр. 71»
  12. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр. 72-75»

Отрывок, характеризующий История Парижа

Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.
«Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров.
– С Богом, г"ебята, – прозвучал голос Денисова, – г"ысыо, маг"ш!
В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся.
Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении.
– Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик.
Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
«Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
– Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.
Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.
– Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!
– Хорошо, хорошо, – сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.
Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.
– Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.
Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.
– Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым то! Ловко! Важно! Дым то, дым то! – заговорила прислуга, оживляясь.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так так! Ишь, ты… Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.
Из за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.
Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из под маленькой ручки смотрел на французов.
– Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из за свиста и ударов снарядов неприятелей, из за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из за вида крови людей и лошадей, из за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад.
– Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что то.
– Ничего, гранату… – отвечал он.
«Ну ка, наша Матвевна», говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
– Ишь, задышала опять, задышала, – говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.
– Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога!
Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом.
– Прикажите посадить, ради Бога.
– Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый?
– Сложили, кончился, – ответил кто то.
– Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов.
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова.
– Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.
– Нет, контужен.
– Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин.
– Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие.
Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.
– Цел, Петров? – спрашивал один.
– Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой.
– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.