Характеристика древнерусской цивилизации. Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

по курсу «История»

по теме: «Древнерусская цивилизация»

  • Введение
  • 1. Понятие цивилизации
  • 2. Возникновение древнерусской цивилизации
  • 3. Особенности древнерусской цивилизации
  • З аключение
  • С писок литературы

ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения; возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности, переносом внешних событий из внешней среды внутрь общества.

Успехи цивилизации, которыми пользуются в большей или в меньшей степени отдельные народы, это не только плоды их деятельности. Они созданы совместными или преемственными усилиями всех культурных народов, и ход их накопления не может быть изображен в тесных рамках какой-либо местной истории, которая может указать связь местной цивилизации с общечеловеческой, участие отдельного народа в общей культурной работе человечества или в плодах этой работы.

Русская цивилизация - целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.

Опираясь на ценности своей цивилизации, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, объединившее в гармоничной связи многие другие народы, развить великие культуру, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества.

1. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Впервые к мысли о существовании русской цивилизации пришел выдающийся русский ученый Н.Я. Данилевский. Правда, он говорил не о русской, а о славянской цивилизации, однако понятия, которые он в нее вкладывал, позволяют говорить, скорее всего, о русской цивилизации. Именно Данилевский задолго до Тойнби научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер.

Цивилизация - главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным критериям. Цивилизация не равнозначна понятию культура (хотя они нередко ошибочно отождествляются). Так последняя представляет только конкретный результат развития внутренних духовных ценностей цивилизации, имея строгое ограничение во времени и пространстве, то есть выступает в контексте своей эпохи.

Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных внешних физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то принадлежность к определенной цивилизации отражала исторически сложившийся духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определенной национальной общности, а также - следствие особых исторических и географических условий жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась, прежде всего, во внутренних, духовных, психических и психологических признаках, самодовлеющих духовных установках.

Каждая цивилизация имеет самобытный характер и развивается по собственным законам. В целом выводы Данилевского о природе цивилизаций сводятся к следующему:

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, близких между собой, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию;

Чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходима политическая независимость ее народов;

Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций;

Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государства.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вопросы зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусского общества являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. Однако историки убеждены, что предшественниками русских были восточные славяне. Часть ученых полагают, что славяне являются коренным населением Восточной Европы, веточками индоевропейской общности. Также есть мнение, что славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, следовательно, основа славянской общности полиэтнична.

Вместе с тем, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако и его наличие не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Древнерусская народность складывалась в смешении, по меньшей мере, трех субэтнических компонентов -- земледельческих славянского и балтского и охотничье-промыслового финно-угорского, с заметным участием также германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов.

Есть ли основания предполагать явное численное преобладание славян в этом процессе? Антропология и археология однозначно подтверждают это лишь в отношении двух районов -- прикарпатского и приильменьского. На остальных территориях будущего Древнерусского государства картина либо не поддается однозначной этнической идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует о преобладании балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к востоку от Валдая) компонентов.

Письменные источники также не дают однозначного ответа на этот вопрос. Древнерусские летописи, разумеется, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское происхождение населения Руси; однако к этим свидетельствам необходимо относиться с известной осторожностью, поскольку любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. Внешние источники описывают, как правило, не основную массу населения Руси, а лишь его вооруженную часть, участвовавшую в тех или иных столкновениях с соседями. Причем в описаниях древнерусских воинов VI-XI веков, оставленных византийскими, арабскими и западноевропейскими хрониками, преобладают этнокультурные черты, скорее, германского, чем славянского типа (военная тактика, оружие, внешний вид, ритуалы, погребальные обряды и т.п.).

Доводы в пользу преимущественно славянского происхождения религиозно-обрядовых черт дохристианской культуры Руси приводит и Б. Рыбаков. Однако предлагаемый им эмпирический материал, как представляется, в большей мере тяготеет своими чертами к финно-угорским и балтским источникам (мать-олениха, «лесо-речной», т.е. не земледельческий по «профилю», пантеон божеств и духов и т.п.).

Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает каких-либо сомнений, - это язык. Но язык, как известно, одна из наиболее подвижных частей культуры, и языковая принадлежность того или иного народа еще не свидетельствует о его происхождении (киргизы и турки разговаривают на близкородственных тюркских языках, принадлежа при этом к разным большим расам - монголоидной и европеоидной).

Таким образом, российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни - оседлого, кочевого и бродячего; в смешение нескольких этнических субстратов, на пересечении влияния нескольким религиозных потоков.

С какого времени следует начинать отсчет развития нашей цивилизации? Некоторые полагают, что с момента крещения Руси, с чем нельзя согласиться. Принимая во внимание эпохальное значение этого события, не следует забывать о дохристианской Руси, о Киеве, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Суздале и о десятках иных существовавших тогда городов, бывших центрами восточнославянской цивилизации. Искусная обработка дерева, металлов, кожи, керамики, народный эпос, фольклор, устная вербальная традиция, мифопоэтическое отношение к природе сложились в рамках языческой культуры, которая стала первым, начальным, исходным этапом развития отечественной цивилизации в целом.

Восточнославянское язычество, разумеется, нельзя сравнивать с античностью по степени развитости, но по функции первоначально организующего этапа структурирования культуры такое сравнение вполне уместно. Детство нашей цивилизации приходится именно на языческий период, на архаические времена индоевропейских предков славян. К славянскому язычеству нужно относиться так же объективно и взвешенно, как мы относимся к язычеству древнегреческому или римскому, отмечая достижения античной цивилизации. Древняя славянская цивилизация сохранила о себе гораздо меньше свидетельств, чем античная, по ряду причин. Одна из них состоит в том, что основной ее материал - дерево - пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно. Достаточно вспомнить, поскольку раз сгорали русские города уже в XVII-XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища. Нет памятников - нет истории и нет культуры. Этот беспощадный принцип часто работал в нашей истории. Можно назвать множество городов и сел, имеющих многовековое прошлое, но не сохранивших свидетельств былого и потому не воспринимаемых как исторически древние поселения.

Отмечая важность первого этапа развития отечественной цивилизации, не стоит, однако, идеализировать, романтизировать, преувеличивать его роли. При сравнительной развитости материальной стороны культуры духовная ее сторона еще не пробудилась в своей потенциальной возможности. Поэтому христианизация Руси, ставшая вторым этапом ее развития, была важнейшим типологически образующим фактором, прежде всего, в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности отечественной культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество - все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.

3. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Киевские Рюриковичи не могли опереться, как римские императоры, на совершенную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору новой религии и осуществляли построение державы в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.

При всей важности субстратного слоя культурных норм, традиций обычаев населения, составившего Древнерусское государство, нет сом нений в том, что его основной идейной, культурной, информационной (в плане письменности), образовательной, ценностно-ориентационной базой стало христианство. Таким образом, на вопрос, какой по происхождению является русская культура, следует ответить: славянской по языку, греко-православной по большинству иных параметров. В этом новом, христианском культурно-ценностном мироощущении и языке миропонимания славяне прошли путь ассимиляции и “русификации” столь же значительный, что и балты, финны и другие составляющие древнерусского этноса. Именно христианство сформировало и консолидировало новый этнос, и оно же стало главным инструментом создания Древнерусского государства.

«Воцерковление» как политическая программа Киевской Руси (не провозглашенная в каких-либо документах, но ясно «читаемая» в практической политике дома Рюриковичей) имело и еще одно важное социокультурное последствие - становление городской христианской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. При этом следует учитывать и специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан продолжала заниматься сельскохозяйственным производством (лишь в незначительной мере дополняемым мелкотоварным ремеслом), а собственно городская культура сосредоточилась в сравнительно узком круге светской и церковной аристократии. Этим же можно объяснить и весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации русских мещан и селян, их невежественность во многих элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшие европейцев, посещавших страну, как в средневековье, так и в более поздние времена. Опора властей на религию в первую очередь как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в кругах церковных писателей) сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой, - который Н. Бердяев метко назвал «православием без христианства».

В целом древнерусская цивилизация «киевского» периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от аналогичного раннефеодального периода западноевропейской цивилизации; их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер «титульной», т.е. маркирующей все общество в целом, культуры, высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики, единообразие многих ценностных ориентации и установок сознания (особенно в элитарном слое) и др.

Разумеется, православный характер русского христианства и теснейшее каноническое (и отчасти политическое) общение с Византией не могли не определять стилевой специфики цивилизации Древней Руси. Пожалуй, в первые века древнерусской государственности Киевскую Русь по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству сущностных форм общественного устройства и жизнедеятельности она была, скорее, ближе к Западной и особенно Центральной Европе.

Так что и на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейских социальных реалий (особенно в элитарной части своей культуры) и византийских мистических рефлексий.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Киевское государство начало распадаться в конце XI века. Возникало множество суверенных земель-княжеств: к середине XII века - пятнадцать, к началу XIII века их было уже около пятидесяти. Единое древнерусское государство исчезло. Не было единого центра власти. Процесс раздробленности большого раннесредневекового государства был естественным и определялся следующими причинами: развитием феодальных отношений, оседанием дружинников на землю, недостаточно сильным государственным началом, перемещением мировой торговли в Средиземное море, утратой Русью прежней роли посредницы между азиатским, греческим и европейским миром, опустошительными набегами кочевников на южнорусские земли, вызвавшие отток населения на северо-восток, развитием производительных сил (ростом городов). Европа также переживала полосу распада, раздробленности, но в ней потом возникли национальные государства. Можно предположить, что и древняя Русь могла бы прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, усобицы разоряли население. Вместе с тем, в это время бурно росли города, процветало искусство. Закладывались основы хозяйственного единства, натуральное хозяйство разрушалось, мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, оно способствовало накоплению капиталов. В условиях раздробленности созревали предпосылки к объединению на новой основе - экономической, культурной, политической. Здесь могло возникнуть национальное государство, однако развитие в русских землях пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси стал XIII век. В 1237 году в русских пределах появились монголо-татары, а с ними - гибель людей, разрушение хозяйства и культуры. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы, ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Русь столкнулась с проблемой самосохранения, выживания. Она оказалась как бы между двумя жерновами: татары разоряли русские земли, Запад требовал принятия католицизма. Ярл Биргер из знаменитого рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения земель и людей могли пойти на уступки Орде, но активно сопротивлялись агрессии Запада.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. Юго-Западные земли Руси в этот период переходили под власть Польши (Галич), языческой Литвы (Минск, Гомель, Киев) - они стремились спастись от монгольского разорения, сохранить свой тип развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громов М. Ритмы отечественной цивилизации. http://www.moskvam.ru//2005/

2. Найбороденко Л.М. Древнерусская цивилизация: возникновение, эволюция и распад. http://www.asf.ru/

3. Платонов О.А. Русская цивилизация. http://www.netda.ru/

4. Флиер А. Цивилизации и субцивилизации России.//Общественные науки и современность. 2003. №6.

5. История России: проблемы цивилизационного развития / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Саратов, 2006.

Подобные документы

    Возникновение российской цивилизации и предпосылки образования Древнерусского государства. Принятие христианства как важнейший фактор укрепления Киевского государства. Кризис древнерусской государственности, причины ослабления и распада Киевской Руси.

    реферат , добавлен 06.04.2012

    Сущность понятия "неолитическая революция". Присваивающее и производящее хозяйство. Переход от первобытности к цивилизации. Происхождение и признаки государства. Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Характерные черты традиционного общества.

    презентация , добавлен 16.09.2014

    Этапы развития российской цивилизации. Территория российской цивилизации. Монархия, государство и социально-экономическое развитие России. Перспективы развития общества, культуры и цивилизации. Основные особенности развития российской цивилизации.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Эволюция хозяйственной и политической деятельности человека от первобытности к цивилизации. Особенности древних цивилизаций. Природные условия и их воздействие на образование цивилизации. Восточные государства-деспотии, положение царя, структура общества.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    История китайской цивилизации. Искусство и ремесла династии Шан. Формирование ментальности людей китайской цивилизации. Основные принципы "жэнь". Главные особенности даосизма. История японской цивилизации. Синтоизм как основа японского менталитета.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Анализ Евразии как специфической цивилизации в истории человечества, ее географические особенности и история формирования. Наиболее древние цивилизации Евразии, расположившиеся на берегах многочисленных морей: Египет, Месопотамия, Ассирия, Иудея.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2009

    Процесс возникновения, дальнейшего развития и упадка дворцовой критской цивилизации в III-II тыс. до н.э. Предпосылки образования государства. Политическая, экономическая и социальная история минойской цивилизации, дворцовые комплексы на острове Крит.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Процесс зарождения Индской цивилизации, ее характеристика. Социально-политическая структура хараппского общества; экономика хараппцев, их внешние связи. Особенности хараппской культуры (религии, архитектуры, изобразительного искусства, письменности).

    курсовая работа , добавлен 01.08.2011

    Образ жизни населения центра Аравийского полуострова. Духовные предпосылки появления новой монотеистической религии. Зарождение исламской цивилизации. Образование арабского государства. Ослабление и распад халифата. Ислам как основа арабской цивилизации.

Древнерусская цивилизация сформировалась в VII – IX веках на основе древневосточной цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Именно об этих факторах, и о их влияние на лицо российской цивилизации и пойдет речь в этой статье.

Возникшая на стыке Азии и Европы, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, с другой – имеет ряд особенностей. В первую очередь на складывание и развитие государства и его населения влияют природно-климатические и географические условия. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями: Белым, Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами: Карпатами, Кавказом, Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Славянский поселок. Художник И.И. Пчелко

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими и хвойными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосами наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса – безлесная, но плодородная и удобная для земледелья. А на юге-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня – непригодные для обработки песчаники и солочанки.

Важнейшими в древности были торговые пути, проходившие по рекам Восточной Европы. Речные пути со временем приобрели международное значение. С VI века известен великий водный путь, получивший в историографии название «Путь из варягов в греки». Он проходил с севера на юг; из Скандинавии в Византию. Начинался он из Балтики, шел по Неве и Ладожскому озеру, далее по реке Волхов в озеро Ильмен, из него по реке Ловать, к верховьям Днепра, и уже через Днепр к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией.

Заморские гости. Художник Н.К. Рерих

Другой путь «Из варягов в персы» шел на юго-восток по притокам Волги, далее по самой волге до Каспийского моря, через земли волжских болгар, Хазарского каганата в Персию. Так восточные славяне имели тесные связи с Востоком и Западом, а следовательно впитывали культурные традиции Европы и Азии.

Не менее важную роль в формировании лица цивилизации восточных славян сыграл религиозный фактор. Принятие христианства по византийскому образцу способствовало укреплению власти княжеского рода Святославичей, развитию письменности, вступлению древневосточного славянского государства – Киевская Русь в семью европейских государств и укреплению его международного авторитета. Кроме того, приглашение на княжеский престол легендарного Рюрика новгородцами также явилось политическим фактором формирования своеобразности восточнославянской цивилизации. Однако, многие историки считают, что еще до прихода варягов на Русь здесь уже существовали развитые политико-правовые и социальные отношения, предшествовавшие появлению государства. Так, например, В.О.Ключевский, опираясь на арабские и византийские источники, сообщает, что уже в VI веке у восточных Славян существовал “большой военный союз под предводительством князя Дулебов. Постоянная борьба с Византией, – пишет далее историк, – завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое ”.

Христианство и язычество. Художник С.В. Иванов.

Таким образом, кроме географического и природно-климатического фактора, важную роль в формировании древнерусской цивилизации сыграли внешние факторы, такие как отношения с Византией, а через нее Греко-римское культура, приникшая на Русь вследствие принятия христианства. Кроме того, отношения с варягами, также способствовали формированию своеобразного цивилизационного лица. К внутренним факторам можно отнести, прежде всего, постоянную борьбу с природой, благодаря чему славяне имели высокий технический и технологический уровень, выражавшийся в трехпольном, засечном земледелье, в совершенствовании орудий труда. В результате переселения народов, в которую были втянуты и славяне, у них в V – VI столетиях складываются новые общности, носившие не кровнородственный, а территориально-политический характер. Источники сообщают, что к VIII – IX векам сложилось 12 союзов племенных княжеств. У некоторых авторов мы встречаем такое понятие как «конунг», что означает союз.

Если говорить об особенностях древнеславянской цивилизации, то здесь необходимо упомянуть такую особенность как менталитет. На формирование славянского менталитета большую роль сыграли с одной стороны византийская христианская духовная и материальная культурные традиции, с другой – языческая религиозная система, долгое время господствовавшая на Руси. Даже после принятия христианства, традиции язычества продолжали существовать в народе одновременно с христианской повседневной практикой. Многие праздники, например «Солнцеворот», который празднуется и в настоящее время во многих местах современной России своими корнями уходит в глубокую древность. Не менее древними являются коляда и масленица – чисто языческие славянские праздники, дожившие до наших дней. Таковы были факторы повлиявшие на формирование восточно-славянской цивилизации.

http://www.slavianin.ru/3-2010-07-06-09-31-17/detail/69-7fb8f0ee4032-3.html?tmpl=component

Исторический феномен России формировался в основ­ных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для всexнародов: русского, украинского и белорусского. Ис­токи связаны с эпохой Киевской Руси, которая охватываетIX–XIIвв.

Есть все основания говорить о том, что в древности на территории Киевской Руси развитие шло по прогрессивному пути. Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделись из славянства в VI в. и постепенно заселили европейскую равнину. Они представляли собой смешение различных расовых линий: индоевропейских и арийскик ощутимым добавлением урало-алтайских ветвей монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним. Развивалось сельское хозяйство, ремесла, возникли города. Широкие торговые связи прослеживаются как с Западом, так и с Востоком. Важным шагом на пути общественного прогресса было появление государства. Государственность в древности начала складываться в нескольких регионах. Киев первым положил начало объединению земель. Здесь правила династия Киевичей, потомков основателя города. В начале IX в. основы государственности появились в земле вятичей, на Северо-Востоке. Она формировалась из союза племен, во главе которого стояла иерархия аристократии во главе со "светлым князем". Северо-Западные земли призвали на княжение варяжского конунга Рюрика с братьями. После смерти Рюрика в 882 г. другой варяжский конунг Олег обманом захватил Киев, объединив земли. Появилось древнерусское государство, которое принято называть Киевской Русью к имени столицы. Киевское государство постепенно стало 6ольшим и процветающим. С запада оно граничило с христианскими народами и языческими, которые постепенно приобщались к христианству. На востоке его соседями были принявшая ислам Волжская Булгария, иудейский Хазарский каганат в междуречье Волги и Дона. На северо-востоке территории были заселены финскими племенами. Приазовские и прикаспийские степи представляли собой мир кочевников. Хозяевами степных просторов были печенеги, принявшие ислам, а затем сюда пришли и язычники-половцы. Таким образом, изначально геополитическое пространство, которое станет полем исторической деятельности русских, находилось на стыке разных миров. Население Древней Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского.

Однако древняя история является в настоящее время пред­метом острых дискуссий. Не все разделяют мнение, что го­сударство в восточной части Европы возникло до призвания варягов.

В "Повести временных лет" записано: "И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозва­лась русская земля". Варяги положили начало великокняжес­кой династии Рюриковичей. Со времен М.В. Ломоносова вок­руг этого положения летописи кипят страсти. В советское время, когда все иностранное отвергалось, эпизод с призва­нием варягов трактовался как несущественный, не оказав­ший какого-либо влияния на развитие восточных славян. Варяги в конечном итоге были ассимилированы: так утвержда­лось.

Таким образом, доказывается, что Древняя Русь, разви­ваясь аналогично Западной Европе, подошла одновременно с ней к рубежу образования большого раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс, Следовательно, эпизоде призванием варягов доказывает, что Древняя Русь развивалась так же, как и Европа.

Однако другие историки склонны считать иначе. Они ста­вят вопрос: действительно ли варяги – это скандинавы, кон­кретнее, норманны, шведы? В советское время считалось, что население Киевской Руси составляли восточные славяне (пoляне, древляне, ильменские славяне и т.д.). Их называли древ­ними русскими. Указания исторических документов, прежде всего древнейшей летописи "Повести временных лет", о том, что наряду со славянами здесь жили русы, отодвигались на второй план. Названия Русь, русские, выводили из названия реки Рось, по берегам которой жили росы. Однако сейчас это положение выглядит не столь однозначно. Исследовате­ли давно указывали на то, что понятие "Русь" встречается в документах довольно часто безотносительно к славянам эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе, в том числе восточной. Руги, русы - название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюг Южной Германии (Reislandдо 1924 г. существовала на панице Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Кыли ли русы славянским племенем или нет, сказать опреде­ленно нет оснований. Но очевидно, что русы жили рядом с древлянами, полянами и имели европейское происхождение.

Летопись называет русами варягов. В средние века варя­гами называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наемничество было распространено в средние века в Европе. Наемные дружины приглашали для участия в войнах, для защиты городов. Одной из таких дру­жин и были русы, приглашенные славянами. Одни историки больше склоняются, что варяги - это племя с берегов Юж­ной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л.Н. Гу­милев высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок. Речь идет о гипотезах. Трудно сказать, ка­кие славянские и неславянские племена входили в состав Киевского государства. Однако, кто бы ни были варяги, русы обратите внимание: они связывают, привязывают Древнюю Русь к Европе.

Первоначально русы и славяне жили не смешиваясь, рус­ские князья не только защищали Русь, но и промышляли наемничеством по всей Европе. Русские дружины перевалива­ли даже за Пиренеи в поисках военной удачи. Воинственные русы сражались с войсками Арабского халифата. "Да про­клянет их Аллах!", - писал с ужасом арабский автор о сме­лости и агрессивности русов.

Но главную и широкую основу для вхождения в европей­ское общество создавало, конечно, принятие христианства Крещение Руси стало важным и во многом переломным ру­бежом. Христианство стало проникать в восточно-славянс­кие земли задолго до крещения. Церковная традиция отно­сит начало христианизации к I в. н.э. В летописях упомина­ется хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь велико­го христианского государства. Однако серьезные истории считают этот эпизод легендой, которая появилась в летопи­си под давлением церковных деятелей.

Первые достоверные сведения о проникновении христи­анства на Русь относятся к IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга Однако датой христианизации Руси принято считать 988 г. Киевский князь Владимир долго упорствовал в язычестве Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне сестре византийских императоров, он принял крещение Корсуни (Севастополе). Вернувшись с молодой женой в Киеве он крестил его жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен Новгород. Затем христианство распространилось по другим городам и весям. Насилие, действительно применялось широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов – это трудный процесс в любой стране. Не был он петым и для Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистичному язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, жесткого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от се­мейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена, было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Нравы были жестокими. По смерти хозяина убивали жен и налож­ниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Ко­нечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен, как великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство рас­сматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рож­дены в браке, освященном церковью. На этом примере вид­но, что принятие христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама делала свой выбор. Большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилось с христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно ужива­лись с христианскими апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Уровень развития Древней Руси для своего времени был высоким.

В настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы, подтверждают высокий уровень духовного раз­вития Древней Руси. Это признают и многие западные исто­рики. Еще недавно за рубежом было распространено мне­ние, что философия была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху, в XVIII или даже в XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный английский философ ф. Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской Руси. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделять от Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь первой половине XI столетия. Их связывают с выдающие религиозно-философским произведением "Слово о закон» благодати", автором которого является киевский митрополит Илларион (первый митрополит из русских, ранее были греки).

Любопытно, что Илларион невольно свидетельствовал о высокой культуре Киевской Руси. Он писал: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь излагать - пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостью книжной...". Про­свещение, благодаря международным связям древнерусского государства, особенно с Византией, было развито в стране сравнительно широко. До нас дошла значительная духовная и светская литература - "слова", проповеди, поучения, та­кая жемчужина мирового класса как "Слово о полку Игореве" и др. От этой эпохи дошел до нас ряд документов обще­государственных и правовых: договоры с греками и немца­ми, уставы о церковных судах, первый правовой кодекс "Рус­ская Правда", "Кормчая книга" и т.д. Возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Произведения зарубежных авторов, которые переводи­лись на русский язык, переписывались во многих экземпля­рах и распространялись среди жителей городов. Грамотность получила широкое распространение, князья владели иност­ранными и древними языками (латынь). Известно, что сын Ярослава Мудрого знал пять языков. Возможно, что некото­рые русские люди учились в заграничных университетах.

Европейская цивилизация - городская. Древняя Русь развивалась в этом же русле. Ее столица - Киев - пред­ставляла собой большой, культурный город с прекрасными Деревянными и каменными храмами, палатами, со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Не­мецкие авторы сравнивали Киев со столицей Византийской империи Царьградом. Кроме Киева существовал еще ряд куль­турных центров, где городская жизнь была даже оживлен­ие, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "стра­ной городов". Широкие экономические связи древних славян с Европой (путь из варяг в греки), а также культурные, политические, династические связи - все это позволяет говорить о Древней Руси как части Европы, формирующейся по ее типу, а в чем-то ее обгоняющей. Дошедший до нас правовой кодекс "Русская правда" поражает высоким уровнем законо­творчества, развитой для своего времени правовой культурой. Все дошедшие до нас памятники свидетельствуют о вы­соком уровне развития культуры в Древней Руси.

Однако наряду с наличием общих тенденций. Древняя Русь демонстрировала ряд существенных особенностей в своем развитии по сравнению с Европой. |

1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в XI в. началось выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того времени были выражены слабо. Крупная частная собствен­ность (вотчина) имела рабовладельческий характер. Рабство (челядь, смерды) на Руси, как и во всей Европе, было рас­пространено до XV в. Лишь после распада Золотой Орды угасла работорговля без притока невольников. В ходе войн главной добычей были пленники, которых либо продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа, либо приводили с собой в качестве военной добычи. Вотчина длительное время была основана на труде рабов и полусвободных. В целом вотчина не играла ведущей роли в экономике Древней Руси. Это были острова в море свободных земледельческих общин, основанных на коллективной форме собственности. Именно общинники доминировали в Киевской Руси.

2. Основной ячейкой общественного устройства была об­щина. Это - замкнутая социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, куль­турную. Община - многофункциональна, базировалась на принципах коллективизма и уравнительности, являлась кол­лективным собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на принципах прямой демократии:

выборность старейшин, коллективное принятие решений.

3. Господствовал идеал народоправства - коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеа­лом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Госу­дарство строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заклю­чить "ряд" - договор - с народным собранием (вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, при­званным блюсти интересы общества, коллектива. Государ­ственное устройство держалось на договоре земель и кня­жеской власти, который предусматривал взаимные обязатель­ства. Народное вече обладало большими правами. Оно веда­ло вопросами войны и мира, распоряжалось княжеским сто­лом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами во­лости, санкционировало денежные сборы, входило в обсуж­дение законодательства, смещало администрацию и т.д.

Состав вече - демократический. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью веча народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни.

4. В Древней Руси было много городов. Но роль их была несколько иной, чем в Европе. Там город - центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим цен­тром, к которому тяготела округа. Это был своеобразный город-государство. Жизнь русских славян была организова­на на демократических началах, в отличие от Западной Евро­пы - более демократических. Демократия по типу была близ­ка к эллинской, к демократии античных городов-полисов. Так же как и в Элладе демократия носила ограниченный харак­тер. Из ее сферы были исключены женщины и рабы.

Обратите внимание: Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному. Фактически она была ближе к про­грессивному типу развития, чем средневековая Европа. Но все же это - не Древняя Греция. Важнейшая проблема соот­ношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог родиться из коллективистской общественной системы.

5. Еще одна особенность - всеобщее вооружение народа. Рядовое население Древней Руси было вооружено. Не только князь и дружина. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное ополчение. Именно оно решало исход сражений. Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности, прежде всего со стороны кочевой степи.

Особенности Древней Руси пока еще были вполне совме­стимы с прогрессивным типом развития. Причем некоторые из них уже начали изживать себя. Так, например, вече как практический демократический институт уже в XI в. теряло свою главенствующую роль, хотя существовало еще продол­жительное время. Только в Новгороде и Пскове, включенное в систему республиканских демократических институтов, вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов в кулачном бою и т.д.). Казалось бы, быть Руси частью Евро­пы. Однако ситуация изменилась на просторах русской рав­нины коренным образом.

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель - княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 кня­жеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа так­же пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вы­вод – Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло возникнуть нацио­нальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе стал XIII в. Но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью стала другая проблема. В 1237 г. в русских пре­делах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, разрушение городов, уничтожение того, что со­здавалось столетиями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские земли, а также - шведы, немцы и ливонские рыца­ри. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить? Она оказа­лась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем ха­рактерно: с Востока, от татар шло разорение, а Запад требо­вал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на по­клон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись. Монголо-татары как смерч пронеслись по русским зем­лям.

План.

1. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Особенности социального и политического строя Древней Руси.

3. Формирование древнерусской государственности.

4. Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

1. Проблема этногенеза восточных славян.

Славяне как особый народ известны уже римским историкам 1-2 в. н.э. Плинию Старшему и Тациту. Под именем венедов . Тацит писал, что венеды многочисленны и занимают пространство от Вислы и от Дуная до далекого Севера. Византийский историк Прокопий (6 н. э.) описывает славянские племена под именем «склавины и анты», занимающих земли к северу от Понта Евксинского (Черного моря), в бассейне Дона.

Проблема этногенеза восточных славян является дискуссионной. В историографии существовало две точки зрения на происхождение славян. Некоторые историки считали, что славяне переселились из Азии в Европу, другие, например, чешский историк Шафарик в сер. 19 века, Н.Я. Марр считали славян исконными жителями Европы.

В настоящее время преобладает мнение, что протославянские племена относятся к индоевропейской семье народов. Славяне отделились от индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян является территория от р. Одер на западе до Карпат на востоке. К середине 1 тысячелетия н.э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. В эпоху Великого переселения народов (3-6 в. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В 6 в. н. э. из славянской общности выделяется восточнославянская ветвь, на основе которой сложились русский, украинский и белорусский народы. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до верховьев Дона на Востоке, от Балтики на севере и до Днепра на юге. Сначала восточные славяне расселяются в Карпатах и на побережье Балтийского моря, оттуда в 6 – 8 веке началось заселение Приднестровья, Восточно-европейской равнины. Колонизация носила характер проникновения, а не завоевания, так как славяне находились на более высокой стадии развития и сумели ассимилировать племена угро-финнов и балтов.



2. Особенности социального и политического строя Древней Руси.

Большое значение в жизни древнерусской деревни играла родовая община. С У1 века начинается процесс разложения родовых отношений. К началу образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая община владела территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. В общинном пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья, в личной – дом, скот, приусадебная земля. Пахотная земля подлежала разделу между семьями.

В У11 веке у славян возникают племенные союзы. В «Повести временных лет» названы полтора десятка таких объединений, включавших в себя 120-150 отдельных племен, племя состояло из большого количества родов. Каждый из союзов имел свои княжения. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщал, что славяне и анты не управляются одним лицом, но, как Византия, живут в демократии, все вопросы решают на народных собраниях. Такие образования принято называть военной демократией. Складывалось имущественное неравенство. В 1Х веке на Руси было 24 крупных города.

3. Формирование древнерусской государственности.

Переход от догосударственного, дородового общества к государственной организации шел у восточных славян постепенно на протяжении 6 – 9 веков. Формирование государственности начался в 30-е годы 1Х века. Предпосылками для этого процесса стало образование больших союзов племен. Одним из таких объединений стал союз племен с центром в Киеве, а также в земле вятичей на Северо-Востоке и вокруг Новгорода.

В 30-е годы 18 века немецкие ученые З.Байер и Г. Миллер создали норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. Государство Восточных славян обязано своим происхождением иноземцам, так как в летописи «Повесть временных лет» (862г) было сказано о приглашении племенами ильменских словен, кривичей в Новгород варяжского князя Рюрика.

Сторонниками норманской теории происхождения русского государства были историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Противником данной теории выступал В.Н. Татищев в 18 веке.

Аргументы против норманнской теории. В летописях речь идет не о создании государственности, а о призвании варяжской династии на уже существующий престол. Появление варяжских дружин только ускорило процесс формирования единого государства. Нет заметного влияния варягов на социально-экономические отношения и общественный строй, язык и культуру. Нет данных о колонизации Руси варягами, данные археологов указывают на их небольшую численность.

В связи с норманской теорией находится вопрос о термине «Русь», который до сих пор не разрешен. Северная Русь, по-видимому, связана со Скандинавией, прибрежная полоса Финского залива называлась Рослаген. Русью в древности звали не варяжское племя, а варяжские дружины. Сторонники патриотической точки зрения придерживаются южного термина «рось», упоминаемого византийскими источниками 1Х-Х веков для обозначения народа «рось» или скифов. Целый ряд южных рек связан по названию с именем «рос» Рось -приток Днепра, Оскол-Рось, Рось - приток Нарева.

4. Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

Важным фактором, влияющим на формирование древнерусской цивилизации является

1.геополитическое положение Древней Руси – на стыке Восточного и Западного миров

2.обширные пространства мест проживания, сложные климатические условия.

3.формирование древнерусской народности на основе нескольких этнических компонентов: славянского, балтийского, тюркского.

4.соединение различных типов хозяйственной деятельности –земледельческого, скотоводческого и промыслового.

5. В отличие от западноевропейских народов, испытавших на себе влияние высокоразвитой античной культуры, славяне сами ассимилировали менее развитые племена угро-финнов и балтов.

Характерными чертами древнерусской цивилизации являлись:

1. Огромное значение родовой общины, а впоследствии территориальной, или соседской (вервь)

2. Язычество как ранняя форма древнерусской религии.

Киевская Русь.

План.

2. Особенности государственности Киевской Руси.

3. Русь в период феодальной раздробленности Х1-Х111 век.

4. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-Х1У вв.

5. Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

1. Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь.

Формирование ядра будущего государства связывают с походами Олега на юг. В 882 году он, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира (бояре новгородского правителя Рюрика). Так произошло объединение Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату условно считают датой образования Древнерусского государства (Киевская Русь). Более расширительное толкование: конец 9- начало 10 века. При князьях Игоре (912-945) и Святославе (945-972) произошло дальнейшее расширение территории Киевской Руси. Завершающий этап становления государства, его расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).

Складывание раннефеодального государства требовало изменения в религии, не удалось приспособить к его потребностям языческий культ. Основой для вхождения древнерусского государства в европейское сообщество стало принятие в 988 году христианства в качестве государственной религии. Считается, что крещение князя Владимира положило начало христианизации Руси, но церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь еще в 1 веке н.э. Крещение Руси во многом носило насильственный характер, продолжалось 100 лет, в основном было завершено князем Ярославом в Х1 в. В отличие от других стран это было внутренним делом государства, а не результатом внешнего вторжения. Принятие христианства укрепило государственную власть, сделало Русь равной другим христианским странам, способствовало развитию культуры, отмиранию пережитков родового строя и у ускорению развития феодальных отношений.

На Руси после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. возникает тенденция к политической раздробленности. На рубеже Х1-Х11 вв. единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной раздробленности. Еще в конце Х1 в. собрался княжеский съезд, на котором установили новый принцип организации власти. Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а была совокупностью владений княжеского дома, что юридически закрепляло феодальную раздробленность. На некоторое время усобицы удалось остановить Владимиру Мономаху (1113-1125) Прекращение существования единого древнерусского государства связывают со смертью его сына князя Мстислава Великого (1125-1132).

2.Особенности государственности Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), а также аппарат управления для сбора дани, податей. Обязанности чиновников выполняли младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов). В подвластных землях и городах находились княжеские наместники – посадники и тысяцкие, возглавлявшие народное ополчение. Князь имел также дружину, ему подчинялись и войска вассальных князей. Князья отдельных земель находились в вассальной зависимости от великого князя, но осуществляли управление в своих вотчинах.

В Киевской Руси выделялись два класса – крестьяне(прежде всего смерды) и феодалы. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство зависимые состояли из закупов (тех, кто взял долг «купу»), рядовичей (попали в зависимость после заключения договора (ряда), изгои (обедневшие выходцы из общин), пущенники (вольноотпущенные рабы), холопы (находились на положении рабов). Класс феодалов составляли великий князь, князья племен, земель, бояре, старшие дружинники, впоследствии –верхи духовенства. Нормы раннефеодального права были закреплены в «Древней Правде», изданной в начале Х1 в. князем Ярославом Мудрым.

Вливаясь в европейский исторический процесс, Киевская Русь имела свои особенности.

1. В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, коллективное землевладение свободных крестьян-общинников.

3. В феодальной общине значительную роль играло рабство (челядь: рабы-пленники, холопы: рабы местного происхождения).

4. Князь в Киевской Руси не стал подлинным государем, он должен был заключать договор с народным вечем («ряд»).

5. Народное вече сохраняло значительную роль.

6. На Руси вооружены были не только князь и дружина, но и рядовое население: народное ополчение, подчинявшееся вечу.

7. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла и культуры, то на Руси – это общественные центры, обладающие правительственными функциями, т.е. города-государства.

3.Русь в период феодальной раздробленности Х1-Х111 век.

В период феодальной раздробленности произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразное объединение княжеств во главе с Великим княжеством Киевским. Князья имели все права суверенного государя: с боярами решали вопросы внутреннего устройства, войны и мира. В середине Х11 в. было 15 удельных княжеств, накануне монголо-татарского нашествия – 50, в Х1У в. – 250. До середины Х11 века главой феодальной иерархии во всей Руси был киевский князь. В конце Х11- начале Х111 века на Руси определились три основных политических центра: для северо-восточной и западной Руси – Владимирско-Суздальское княжество, для южной и юго-западной Руси – Галицко-волынское княжество, для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Причины феодальной раздробленности:

1. Появление феодального землевладения, не только княжеского, но и боярского.

2. Оседание дружинников на землю.

3. Укрепление власти крупных феодалов на местах и зарождение новых местных административных центров.

4. Князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение своего княжества.

5. Дружинники тоже становятся феодалами, но менее крупными.

6. В вотчинных феодальных хозяйствах производилось все необходимое

7. Рост городов.

Феодальная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодальных отношений, способствовала росту городов, рынков, культуры, создавала условия для объединения Руси на более высоком уровне. Вместе с тем, она ослабляла Русь в борьбе с татаро-монгольским нашествием.

4.Социально-политические изменения в русских землях в Х111-Х1У вв.

В Х111 в. Русь вступает в период борьбы с иноземными захватчиками. С востока пришли татаро-монголы, с запада –шведские (в 1240 разбиты Александром невским) и немецкие (5 апреля 1242 разбиты в ледовом побоище на Чудском озере Александром Невским) рыцари – крестоносцы. Наиболее разрушительным для Руси стало татаро-монгольское нашествие. Нашествие началось в Х111 веке с завоевания Сибири, северного Китая, Средней Азии, Закавказья. 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье были русско-половецкие войска. В 1236 году войска Батыя начали поход на Русские земли, захватив Рязань, Коломну. В 1238 -Владимир, Суздаль, Торжок, в 1239 – Муром, в декабре 1240 – Киев, затем Владимр-Волынский, Галич. Так начался период татаромонгольского ига (с начала 40 г. Х111 в. до второй половины ХУ в.)

Главная причина поражения Руси – феодальная раздробленность. Русь стала зависимой от Золотой орды. Великий князь должен был получать в Орде «ярлык» на великое княжение. Только в 1380 году на Куликовском поле московскому князю Дмитрию Ивановичу (прозванного за это «Донским») удалось разгромить татаро-монгольские войска под предводительством Мамая. После Куликовской битвы Русь начала усиливаться, ее зависимость от Золотой орды стала ослабевать, начались процессы консолидации.

5.Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, подорвало русскую культуру, упала роль городов в политической и экономической жизни, нанесен удар по торговым связям с Западом, русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. Но, вместе с тем, татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды, зависимость выражалась в тяжелой дани, открыто не разрушали православную веру, используя русскую церковь для борьбы с католичеством. Все это помогло сохранить русскому народу национальную самостоятельность и подготовило свержение ига.

Лекция 1. Древнерусское государство

Введение

Образование Древнерусского государства приходится на ранее средневековье. Среди множеств различных цивилизаций существующих на территории современной России с VI века нашей эры начинает зарождаться Древнерусская цивилизация. Она связана с племенами восточных славян.

Кто такие восточные славяне, откуда и как они появились на Восточно-Европейской равнине, как было создано Древнерусское государство, какие периоды в своём развитии прошло и почему в конце-концов распалось? На все эти и много других вопросов, связанных с зарождением и становлением российской цивилизации мы и будем вести речь сегодня на лекции.

Цель лекции: охарактеризовать Древнерусское государство, показать его социально-экономическую, политическую, военную и культурную жизнь.

Для вас знание древнерусской истории особенно важно. Именно оттуда своё начало многие экономические традиции нашего народа.

Цивилизация Древней Руси. Восточные славяне в древности.

Древнерусская цивилизация начала развиваться с переселением славян на Восточно-Европейскую равнину. Славянские племена начали массовое расселение по Восточной Европе в VI век. Этот процесс растянулся на три столетия. Племя полян пришло с Карпат на берега Днепра и заселило города Киев, Чернигов, Переяслав, Галич. Племя кривичей основало Смоленск, Полоцк, Туров, Минск и заселило будущую Белоруссию. Северные земли заселили словене и кривичи – там возникли города Русса, Ладога, Псков. Новгород образовался позже, видимо, в X веке, когда на берегу Волхова срослись вместе три племенных поселения словен, кривичей и мери . Позднее эти поселения стали считаться разными «концами» Новгорода: Славенский, Лйдин (или Гончарный) и Нёревский концы. С этого времени Восточная Европа стала «страной городов», подобно Древней Элладе. Каждый город становился центром маленького или большого княжества со смешанным населением. Города стояли по берегам значительных рек – других дорог в центре и на севере вовсе не было, а на юге пути через степь были опасны из-за набегов кочевников.

Славяне быстро смешивались с местным населением – ирано-язычными племенами на юге, финно-угорскими на севере, балто-язычными на северо-западе. До IX века разные города не объединялись в крупные государства – для этого не было веских причин. Слово «Русь» в VIII-IX веках обозначало только область вокруг Киева; лишь в конце X века, после подчинения почти всех славянских городов киевским князьям, Русью стали называть все земли восточных славян.

Первоначально славянский город был центром, где жила племенная знать (старейшины – главы родов и князь – глава военной дружины), а также ремесленники (кузнецы, гончары), обслуживающие племя. В это время международной торговли в Восточной Европе почти не было – мешали войны и переселения племён. Но со второй половины VIII века наступил относительный мир и по рекам на север пошли караваны купцов из Византии и Арабского халифата. Южные купцы выменивали северное сырье (меха, кожи, зерно, янтарь, воск, мёд, моржовую кость), а также рабов на ремесленные изделия из стран Ближнего Востока. Эта торговля способствовала расцвету ремесел в славянских городах и межгородской торговле вдоль крупных рек: Днепра, Десны, Западной Двины, Волги, Оки. С этого времени поддержание мира и единой власти во всех городах вдоль торгового пути становится важным делом для множества местных жителей – ремесленников, купцов, племенных старейшин и князей. Так открылась возможность государственного объединения будущей Руси.

В управлении русского города-государства в VII-X веках главную роль играли три силы: вече, бояре и князь . Вначале вече было общим собранием воинов, то есть всех взрослых мужчин, а позднее – собранием всех полноправных жителей города (видимо, таковыми считались владельцы домов, то есть главы семей). Слово боярин вначале означало родового старейшину – главу большой группы родичей-граждан. Потом боярами стали называть самых выдающихся (по славе, власти и богатству) граждан, которые имели зависимых людей – челядь, холопов. Боярами становились военачальники, крупные землевладельцы, самые богатые купцы или владельцы ремесленных мастерских. Слово «князь» значило «знатный воин», «воевода». Сначала князь был выборным главой городского ополчения, потом стал ещё и главой наемной дружины. Роль князя росла по мере усложнения городской политики: он решал те дела, которые вече и бояре не могли решить между собой. Тройная система власти «вече – бояре – князь» была очень устойчивой. Любые две из этих сил могли обуздать третью, если они сговаривались, а если все три силы были заодно, то все горожане выступали как один и совершали большие дела.

В IX веке на Руси появились викинги, или варяги. Это древнескандинавское слово значит «воин», то есть варяг – не национальность, а профессия. Так славяне называли жителей Скандинавии и Балтии, которые приплывали на Русь с севера и плыли по рекам на юг к источнику сказочных богатств – Константинополю или Багдаду. Варяги воевали или торговали – в зависимости от того, что выгоднее. В Западной Европе викинги больше грабили, потому что торговать там в IX-X веках было почти нечем (ремесла пришли в упадок с гибелью Западной Римской империи), а в случае военной неудачи на берегу легко было уйти в море. На Руси варягам выгоднее было поддерживать мир с местными жителями. Многие варяги, осев в городах, поступали на военную службу к местным князьям или становились купцами. Иногда вожди варягов сами становились князьями (так случилось в Ладоге, Новгороде, Киеве).

Варяги (как и славяне) привыкли общаться с людьми, говорящими на разных языках и исповедующими различные религии. Поэтому они легко уживались вместе; варяги, осевшие на Руси, через одно-два поколения полностью уподоблялись славянам. С середины XI века варяги на Русь уже не приплывали, и вскоре на Руси их вообще не осталось.

В VII-VIII веках жители Киева платили дань хазарам, столица которых (Итиль ) стояла в устье Волги. Но в 730-740 годах хазары вели долгую неудачную войну с арабами. Возможно, что в это время киевлянам удалось добиться независимости. В начале IX века Киев уже был сильной державой и воевал с Хазарией. В 834 году хазары построили на Дону крепость Саркёл для защиты от нападений с севера и запад. В это время через Русь плыло на юг множество варягов; видимо, киевские князья использовали их в войнах с Хазарией. Возможно, что Киев был в союзе и с другими врагами Хазарии – кочевыми мадьярами (венграми), которые в это время переселялись с Южного Урала в будущую Венгрию через степи Причерноморья.