Heroes of Chaos — Герои Хаоса Взлом. Читы на Android и iOS

Heroes of Chaos — Герои Хаоса Взлом позволит вам совершать покупки в игре совершенно бесплатно. Для того чтобы получить определенную покупку в игре, вам просто нужно ввести определенные читы для Heroes of Chaos — Герои Хаоса. Представленные ниже читы подходят для использования на всех мобильных устройствах с Андроид и iOS, даже без рут (root) и jailbreak (jb). В игре Heroes of Chaos — Герои Хаоса Читы вводятся очень просто. Но если вдруг вы еще не знаете куда вводить читы на Heroes of Chaos — Герои Хаоса, то ниже вы сможете найти ссылку на инструкцию, в которой все детально описано, и вы с легкостью сможете взломать Heroes of Chaos — Герои Хаоса. Приятной игры.

Ниже все обновленные Читы для Взлома Heroes of Chaos — Герои Хаоса

  1. 240 Magic Gems 299 р. — EJ_lHt5qiBtTz
  2. 120 Magic Gems 149 р. — XP_oZNIMazA4S
  3. 600 Magic Gems 749 р. — GB_50jkjzpJkc
  4. 300 Magic Gems 379 р. — IL_8JJfoaJXHy
  5. Monthly Card 599 р. — JV_Ca1ovgV9lx
  6. 60 Magic Gems 75 р. — CD_PyZ7Tljjmq
  7. 900 Magic Gems 1 150 р. — AC_aDSXBoKFQx

Все Чит Коды можно вводить много раз.

Внимание! Для того чтобы получить инструкцию для читов, вам нужно нужно подписаться на канал этого парня на YouTube, и поставить лайк под любым из его видео и просмотреть это видео до конца без перемотки

Чит Коды лучше чем программы для Взлома Heroes of Chaos — Герои Хаоса потому что:

  1. Вам не нужно скачивать никаких программ для взлома Heroes of Chaos — Герои Хаоса
  2. Эти Читы работают на всех устройствах с Android и iOS (iPhone, iPad, Айфон) учитывая планшеты.
  3. Вы можете Взломать Heroes of Chaos — Герои Хаоса без Root (рут) и без Jailbreak (jb) .
  4. Heroes of Chaos — Герои Хаоса Взлом позволит вам собершать игровые покупки за бесплатно.
  5. Вы не подхватите вирус потому что вам не нужно ничего скачивать.
  6. Этот Взлом на 100% безопасен потому что вам не нужно скачивать mod apk и ipa файлов для взлома.

MMORPG-экшн в киношном 3D стиле — «Heroes of Chaos» приходит в ваш телефон! Играйте в самую ожидаемую игру для мобильных платформ 2016 года, в игру нового поколения, играйте прямо сейчас! Станьте героем, чтобы спасти мир, путешествуйте в прошлое — во времена до рождения злобного «Тирана». Ваша миссия? Спасти человечество, спасти мир монстров и мир духов…

Эту статью находят по таким поисковым запросам:

  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса мод apk
  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса взлом android
  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса читы
  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса взломанная
  • взлом Heroes of Chaos — Герои Хаоса
  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса взлом ios
  • Heroes of Chaos — Герои Хаоса чит коды

A brilliant new MMORPG that gives you a free multiplayer online experience in the palm of your hands; Heroes of Chaos is a mass multiplayer online role playing game from the house of Koramgame. It is a warmly welcomed addition to the genre of mobile MMORPG games and has seen thousands of downloads since its release on 6th September 2016. Heroes of Chaos is available to download and play for free on iOS devices from the Apple iTunes App Store. At a size of only 91MB, the game offers superb graphics and a rich detailed environment which are upgraded frequently through updates. An internet connection is required to play this game so do ensure that you have access to Wi-Fi or an unlimited data plan.

Heroes of Chaos is basically based on the same concept as the famous legends World of Warcraft, Defense of the Ancients and League of Legends. You can choose between three guilds or factions which are the Warrior’s Guild, Summoners Guild and the Bloodline faction. Whichever side you pick, you can battle against millions of online players to gain supremacy for your faction or guild. With hundreds of heroes and tons of special abilities to choose from, Heroes of Chaos is sure to keep you wanting for more every time you play.

Like any other MMORPG, Heroes of Chaos also has a sharp learning curve for its players. You are given a brief tutorial which gets you familiar with the game mechanics and after that you are plunged into chaos to battle it out against enemies from all over the world. Heroes of Chaos does not allow matchmaking against other humans before you reach a certain level in order to make sure that you are well versed in battle gameplay and have been exposed to the different skills of the many heroes in the game. The preliminary phase where you are only matched in a queue against bots in a Co-Op match is quite easy and can be managed by almost any new player to the game.

However once player VS player matchmaking is unlocked, things really start to get going and you will not only need a lot of help from guides such as this, you will also need to practice using all kinds of heroes for different situations that you might face while playing Heroes of Chaos. Follow the tips mentioned in this guide to improve your overall gameplay and reflexes so that you can rise to become the best Hero of your region.

1. Become A Master Of Your Lane

The laning system in Heroes of Chaos is very similar to that found in legendary games like League of Legends and Defense Of The Ancients. As such, it is equally important to understand the mechanics of your lane and the proper way to deal with enemies and your allies in them. Based on the familiar three phase lane system, there is a top lane, a bottom lane and a middle (mid) lane. Your allied units or (creeps) as they are mostly called in MMORPG lingo spawn at the start of all three lanes from the barracks that are located within your base. It may seem like the distance from one faction to another varies but that is just due to the perception of the player.

The “Creep Block” Tactic

Once you have become familiar with how the creeps travel in the lanes and the overall lane structure throughout the map, it is time for you to begin learning the skills of controlling your lane. The creeps move by themselves and are controlled by the game but you can alter their predefined movement as they are blockable. This is known as a “creep block” and is a very useful technique to ensure that you always get more enemy creeps closer to your tower. This tactic also makes it very difficult for your enemy to take any last hits on your creeps which denies him a lot of experience and gold. Put short, the “creep block” tactic can gain you as much as an additional level advantage on your opponent in the lane if done properly.

In order to perform a “creep block”, you have to stand a slight distance further from the creep spawn point in front of the barracks at your base. Now wait for the minute mark on the game clock (creeps spawn at the minute mark). As soon as you see the first wave of creeps, instantly start moving ahead and then stop in line of the creeps. The first creep will try to go around you but will find his way blocked by you which will cause the other creeps to stop and pile up behind him. Now wait for them to form a horizontal line and then start moving again. Repeat this process after every 5 seconds in order to get the perfect creep block. This will take much practice and time to master but even if you manage to block the creeps partially, it will still prove to be very advantageous for you in your lane.

Lane Safety

As mentioned previously there are three different kinds of lanes on the map on both sides of the factions which are playing against each other in the game. There is a particular arrangement of width and length for each lane and you have to adjust your gameplay accordingly depending upon the lane you have chosen for your hero.

The “Mid” lane is undoubtedly the most important lane in any game. You have to become an expert in all kinds of ranged and melee heroes before you can take responsibility of handling the middle lane effectively. The middle lane has access to both top and bottom lanes as well as the neutral creep spawn area on both sides of the map. This makes the middle lane an excellent vantage point for “ganking” on unsuspecting enemy heroes as well as pushing through by destroying towers. The middle lane is the shortest route to the enemy’s base but it is also the easiest to defend for your opponents. While playing any hero in the middle lane, you always have to be aware of your surroundings and remain alert at all times. Any lapse of concentration on your part could mean an enemy ambush and possibly the destruction of your middle lane tower.

The “Top” lane is a “Safe” lane for one side of the map while it is a “hard” lane for the other side of the map. While playing in the “Safe lane” version, you have quite a bit of freedom when it comes to going beyond your tower and playing aggressively. As the tower is very close to you and quite far from the enemy, you can easily retreat if you fear an ambush is about to take place. Similarly you can come around from behind the enemy to surprise him either alone or with a teammate in tow in order to get an easy and confirm kill.

The “Bot lane” is similarly a “Hard” lane for one side of the map and a “Safe” lane for the other side. The “Hard” lane version of this lane is much harder to handle especially for players who are new to Heroes of Chaos. When playing in this lane you need to keep on a defensive footing while trying get your gold from last hits only. If last hitting seems to be risky then leave that as well and only rely on the experience that you share when enemy creeps get killed in a radius of your allied creeps. Always stay as close as possible to the tower at all times while playing on this lane. This is because the enemy will always be waiting for you to come a few steps out of your safety zone to initiate an ambush on you. A solid piece of advice for players in this lane is to just bide their time until they gain a respectable level and then go farm for gold in other lanes or help gank the enemy at the middle lane.

2. Focus On Your Last Hits

The single best reliable source of earning gold in Heroes of Chaos is killing enemy creeps and destroying towers. As there are only a limited number of towers but an infinite number of creep spawns at regular intervals throughout the duration of the game, earning gold from creep last hits is your main source of bread and butter.

The game mechanics of Heroes of Chaos are very similar to Defense of the Ancients and League of Legends in the sense that the game makes you earn your gold only and only if you manage to get the last hit on an enemy creep before it dies. This may sound easy but it becomes very hard for you to manage when there is a full wave of enemy creeps fighting against your allied creeps. In such cases, the health of an enemy creep which you are focused upon does not go down by the same percentage that you expect it to and this causes you to miss the last hit losing the gold and extra experience that come with it.

A very easy tip to follow in order to dramatically increase your last hit accuracy is to wait until the creep is at its lowest health percentage and just before it dies. Focus on the health bar of the creeps while in your lane and you will find many creeps that fit this criteria. Choose the creep with the lowest visible amount of health remaining on it health bar and then hit to kill it. Achieving a consistent level of accuracy becomes much easier if you follow this method of last hitting rather than keeping your hero on auto-attack which will cause you to mostly miss the huge amount of gold that you can collect from enemy creeps. More gold means better items and an overall advantage over the enemy team which automatically translates into much greater chances of a win for you and your team.

3. Choosing Between Melee And Ranged Heroes

In each faction, there is an ensemble of two different kinds of Heroes. “Melee” heroes are the characters which can only attack physically and from a very close range. These heroes usually wield weapons like swords, lances or axes and have a very high attack power and abilities. Their lack of range is usually compensated for by their large health points and good defensive as well as offensive skills. Similarly there are “Ranged” heroes in the game which can attack from different distances varying from character to character in the game. The Ranged heroes are usually found in the Summoners guild and have a fair bit of magic at their disposal.

This allows them to attack enemy creeps and heroes while staying at a safe distance. However these ranged heroes have much lesser hit points as compared to the stronger Melee heroes and therefore are much easier to kill. They also usually have a lower movement speed and a slow turn rate so escape is usually harder for them if caught unawares by a Melee enemy hero.

Both Melee and Ranged heroes have their uses in different games and the chances of a team winning or losing are partially already decided at the start of the game when the Hero picking phase is under process. For example, if a team has only Melee carry heroes and does not have a single Summoner Ranged hero, it will do very badly in the early game lane phases especially if the opponent team is well balanced. This hero line up has great late game potential due to the immense damage per second output of an all Melee team but it will be actually very hard for the Melee heroes to even farm the gold to make items that will help them deal that damage in the late game phase. Similarly an All-Ranged hero team is a recipe for disaster because a single Melee hero with higher attack can easily take out two to three ranged heroes without dying.

There is simply no defined criteria for choosing the line-up for your team and as the process is not under your control. You mostly just have to hope for the best and pray that your teammates make sensible decisions. However at higher payer levels, fellow teammates usually plan during the extra time before picking their heroes and aim for combination line-ups. This is an excellent strategy in most cases and creates great synergy between team members regardless of whether they know each other or not. A team that is entirely focused on taking towers or a team that includes many ganking heroes will surely be able to end the game much faster than a team which has players playing solo games in each lane. Remember, Heroes of Chaos is a team effort and you can win a game only and only if you synergize your plans with the plans of our team members.

4. Polishing Your Reflexes And Reactions

Heroes of Chaos is a game that pits your skill against the talent of thousands of players from all around the world. In order to prove yourself worthy of being called a Champion of your region you have to practice as much as you can in this game. An essential part of being called a pro player of Heroes of Chaos is to have killer reflexes and a very very short reaction time. This is a game in which team fights take at most ten to fifteen seconds and in that limited time you have to make split second decisions about which skill to use or to retreat from the enemy and save yourself from dying unnecessarily. This perfect timing that you will notice in many pro games and competitions is a product of sheer hardwork and countless hours devoted to practice in the game.

A key reflex that you need to focus on developing is the use of your skills. Instead of trying out a new hero every other day, choose a single hero that you like or you think you can play well. Give two to three hours of practice to fully understand what each skill of that hero does. Some new players get exasperated when a fight starts and begin to spam all of their skills. This is the main cause of those team fights ending badly for your side. Each of your hero skill has a defined Area of Effect and using it beyond that area will net you no damage on the enemy heroes. Also, each skill has its separate mana cost which varies wildly and spamming all skills at once will only leave you drained of all your mana. This makes any kind of escape or chasing down low health enemy heroes impossible for you.

Another reaction that you need to master is the sixth sense of detection in this game. This sense only comes with time as you play more and more games. Having a good sense means you literally get a gut feeling that something is wrong and you might be heading into an enemy ambush at times. At other times you might feel a knot in your stomach before a team fight is about to start and this allows you to anticipate the enemy’s attacks ahead of time. Use this sense to your advantage and become the ultimate Champion in Heroes of Chaos.

Это мой гайд для начинающих в одном из самых интересных жанров онлайн игр, MOBA-игр — Heroes of Order & Chaos. В нем я постараюсь описать все аспекты, которые нужны для более-менее интересной на приличном уровне. Надеюсь, он вам поможет достигнуть игры на среднем уровне, и даст основы о том как играть в HOC. Совет первый — менять язык игры на английский, это правильнее, потому что нет ляпов в переводе (все изначально на нем писалось), и вы поймете о тех статах, о которых будет ниже в предметах. Итак, поехали, Heroes of Order & Chaos: гайд для новичков и начинающих играть.

в Heroes of Order & Chaos

Цель игры Heroes of Order & Chaos

Основная цель игры — уничтожить центральное здание базы противника. Чтобы до него добраться нужно уничтожить по 3 башни на каждой из линий и бараки. Чтобы можно было бить «трон» (центральное здание), необязательно уничтожать все 9 башен и 6 бараков. Достаточно лишь уничтожить 3 башни на одной линии и 2 барака на этой же линии. После этого, ваши крипы смогут доходить до вражеского «трона» и уничтожить его.Чтобы это сделать, необязательно убивать вражеских героев по КД. Главное, пропушить и не нафидить при этом)

Роли героев

Какой-то нехороший человек, очень не хорошо перевел классы, да и вообще, тут далеко не 4 роли героев, но тем не менее:

  1. Танк — класс героев, которые «жирны» и могут принять на себя все плюхи, в то время, как вы будете убивать вражескую комнаду. Примеры танка в Heroes of Order & Chaos: Паладин, Эреферн, B-12, Валокс
  2. ДД — класс героев, которые довольно «тонкие» и очень быстро умирают при фокусе, специализируются на нанесении урона с помощью авто-атаки. Примеры ДД в Heroes of Order & Chaos: Exile, Nomad Assassin, Sand Walker
  3. Саппорты — класс героев, которые обычно не фармятся и живут на ассистах, обычно помогают на линии и в 50% случаях у них в скиллах есть хил. Примеры саппорта в Heroes of Order & Chaos: Хлинт, Минотавр, Ведьма
  4. Прокастеры — класс героев, у которых есть «прокаст» из заклинаний, наносят преимущественно магический урон, имеют 2-4 дамажщих скилла, которые хорошо сочетаются друг с другом, или 2 дамажщих скилла и две пассивки, которые помогают им наносить бешеный урон. Примеры прокастера в ХОС: Мистик, Джервус, Мигров, Арчимтирос
  5. Ганкеры — класс героев, которые бегают по всем 3 линиям и помогают убивать героев, обычно имеет «контроль» в виде стана или замедления. Примеры ганкеров в HOC — Арчимтирос, Мистик, Муравей, Паладин
  6. Джанглеры — класс героев, которые первую стадию игры проводят в лесу, и ганкают из лесу. Примеры джанглеров — Арчимтирос (больше пока не знаю)

Сборки для Heroes of Order & Chaos

Сборок на персов здесь не будет. Покупайте рекомендованное, позже сами разберетесь что и кому надо покупать. Благо, кстати, в отличии от других МОБА тут не такая уж и ересь в рекомендованном.

Порядок игры в Heroes of Order & Chaos

  1. Ерли гейм (от англ. Early) — самое начало игры, длится до примерно 8-10 минуты. На этой стадии стоит усиленно фармится, пока есть возможность. Киллы делать по возможности, а еще лучше, разводить на эту самую возможность. Делается это так: вы харрасите оппонента по немногу, если он идиот и не уходит с линии при низком уровне ХП, а у вас есть стан или хорошее замедление на линии, то это ваш фраг. После того, как пропушится хотя бы одна вышка игра очень часто без перехода идет в мид гейм, даже если еще нет 8 минуты и у половины игроков нет 6 лвла. (Личное наблюдение по Доте и ЛоЛу)
  2. Мид гейм — середина игры, время, когда лейтеры должны фармится, а все остальные пушить и убивать героев. Лейтер, если уже нафармил много может пойти с ними пушить и убивать, но в 90% случаях ему надо еще «чу-чуть» пофармить, если он не расфижен по самый помидоры) В это время команда может пойти и забрать дракона с «Рошаном», если достаточно сильный, конечно. Игра обычно переходит в мид-лейт гейм к 20-25 минуте, где алгоритм действия примерно такой же.
  3. Лейт гейм — наступает примерно на 35 минуте. Обычно керри и прокастеры, если тащили ерли и мид гейм, имеют 3-4 купленных предмета (не просто предмета, а уже готовых, без доступных улучшения артефакта) и представляют серьёзную угрозу для вражеской команды (или для вашей…), и обычно их фокусят и защищают в первую очередь. Вся команда должна ходить гуськом, тут даже расфиженный керри один против 3-5 не затащит. Также, в 90% случаях, у каждой команды не более 4-5 башен на это этапе игры, а иногда и 2-3. Чаще всего, этот этап игры выигрывает та команда, который тащила другие два. Но, разумеется, вы можете убить их за один раз всех и они проиграют с позором) Но это довольно сложно сделать без опыта игры.

Разъяснения статов предметов в игре HOC

Напишу тут статы, которые имеют предметы.HP — очки здоровьяMP — манаHP\MP Regeneration — регенерация маны\здоровья. В отличии от ЛоЛа и Доты, пишет сколько единиц восстанавливает в секунду. В ЛоЛе и Доте пишет так только возле ХП\МП полосок, а на предметах в ЛоЛе пишут реген ХП\МП в 5 сек, а в Доте ХП реген в ед\сек, МП реген — в процентах от природного.Movement Speed — скорость передвижения героя. Для сокращения рекомендую называть МСPhysical Attack — физ. урон. Для сокращения рекомендую называть АДAttack Speed — скорость атаки. В атрибутах героя указана кол-во ударов в секунду, то есть, если, к примеру, значение АС 0.71, то он наносит 2 атаки в 1.5 секунды. А если 1.00, то ровно 1 атаку за секунду. Для сокращения рекомендую называть АСHarvest HP — lifesteal aka вампиризм, работает только на физических атаках (авто-атаке)Critical Rate — критMagical Attack — магическая атака, улучшает авто-атаку магов и заклинания, которые скейлятся от этой характеристики. Для сокращения рекомендую называть АП.Leech HP — spell vamp aka магический вампиризм. Работает для спелок и магической авто-атакиPhysical Defense — броня aka армор.Magical Defense — МР aka сопротивление магии

В Гайде Heroes of Order & Chaos преимущественно рассматриваются стратегии, особенности и тонкости игры. Он подойдет для всех игроков, как для новичков (с небольшим игровым опытом), так и для продвинутых игроков. Для того, чтобы его понимать, необходимо знать , тактики и механики игры, а так же .

Содержание Руководство (гайда) по Heroes of Order & Chaos

  1. Вступление
  2. Термины
  3. Базовые знания и советы
    1. Варды
    2. Скилы героев.
    3. Чейзинг (преследование)
    4. Численное преимущество
    5. Респаун оппонентов
  4. Общие стратегии и трюки
    1. Ганкинг
    2. Защита башни /захват башни (хагинг)
    3. Кайтинг
    4. Когда стоит пушить лайн
    5. Бэйтинг (приманка)
    6. Бэкдор
    7. Нет невидимости!
    8. Сюрприз с хилом
    9. Скрытый телепорт
    10. Нестандартное использование вард
  5. Стратегии на карте 5х5 Синскальдский разлом
    1. Отличия от Лиги Легенд
    2. Как начинать игру
  6. Стратегии на карте 3х3 Битва у границ
    1. Как начинать игру
    2. Позиционирование
    3. Скилы
    4. Стратегическое значение первой башни
  7. Стратегии на карте 5х5 Подземное царство (Паровозы)
    1. Стартовые стратегии
    2. Скилы
    3. Пуш линий
    4. Приоритет на поезда противника
  8. Заключение гайда Heroes of Order & Chaos

Вступление

Итак, у тебя есть базовое представление как играть в эту игру, но тебя постоянно убивают, ты часто не можешь убить/добить противника и проигрываешь пвп бои. Значит тебе сюда. Изучив этот гайд, ты сможешь играть лучше. Для каждой стратегии рассматривается 2 стороны: как устроить ловушку противнику и как избегать уловок противника. Буков много, но я уверен гайд окажется полезным.

Термины

Здесь приведен список терминов, который я использую для себя. Примечание: они не являются обязательными и универсальными.

  • Варды (глаза): посох Тиноса и посох Защиты – это вещи, которые продаются в магазине.
  • Синяя зона: зона в которой находится синий голем, медведи и гоблины (для карты Синскальдский разлом)
  • Красная зона: зона в которой находится красный голем, пауки и гоблины (для карты Синскальдский разлом)
  • Топ и Бот лайн: верхняя и нижняя линии (для карты Синскальдский разлом)
  • Барон: самые главные босы на картах
  • Линия атаки: линия по которой едет твой поезд (для карты Паравозы)
  • Линия защиты: линия по которой едет поезд противника (для карты Паравозы)

Начну с этих вещей, так как они очень важны в игре. Варды – 2 вещи в магазине во время матча на вкладке «расход», цена 75 голда за посох Тиноса и 150 голда за посох Защиты. Установка такого посоха на карте позволяет видеть область карты вокруг посоха всем героям в течение 3 минут. Посох Защиты позволяет видеть героев в инвизе. Установка вард поможет предотвратить или наоборот самому провести ганкинг, стилинг дракона и барона.Ты, возможно, думаешь, что это слишком дорого. Давай прикинем. Если на карте 5/5 каждый купит один вард, то у вас будет стоять 5 вардов. Например, по одной на дракона и барона, по одной в ближайших кустах к башням противника. Как видишь, 5 вард дадут хорошее видение карты.Такое преимущество, как варды, к сожалению, используют очень мало игроков, это печально. Вот почему я начал с вард. Это не последний раз в этом гайде, когда я упоминаю варды.

Роли

Кроме категоризации по типам боец, маг, рыцарь и лекарь, есть более специфичная категоризация по ролям. Важно знать свою роль в игре и играть ее. Здесь ссылка на линк, где подробно описываются роли:Линк (англ.)В целом, когда ты участвуешь в пвп, танк должен инициировать атаку и защищать своих кэрри от оппонентов. Кэрри должны наносить большой урон и делать килы, сапорты должны сапортить.Команда противника будет делать так же, учитывай это.

Скилы героев

Знание скилов каждого героя очень важно. Я имею в виду в первую очередь не то, как ты играешь своим героем, а то, как следует играть против других героев. Старайся понять, как использовать скилы наиболее эффективно и как их комбинировать. Например, Кагакс. Неразумно атаковать Кагакса 1 на 1, если только ты превосходишь его по уровню и закупу. Когда ты думаешь, что почти убил его, он использует ульту, хилится и догоняет тебя, используя свой пассивный навык. Всегда учитывай такие ситуации и ищи варианты им противостоять вместе с командой.

Чейзинг (преследование)

Если ты уверен, что сделаешь кил через несколько секунд, тогда беги вперед и догоняй врага. Но если ты собираешься гнаться за противником через пол карты, скорее всего ты кил не сделаешь, а наоборот убьют тебя. Кроме того, ты теряешь много времени на преследование, которое лучше потратить на крипов и джанглинг, чтобы получить голд и экспу.Второй момент – не стоит на ранней, а иногда и средней стадии игры преследовать, заходя под башни оппонента (на Паравозах и в поздней стадии тоже). Чаще всего ты скорее умрешь, чем сделаешь кил.В целом, преследуй оппонента, если уверен, что заберешь его до башни. Иначе НЕТ. Даже если он убежит, он потеряет время, а ты спокойно будешь фармить лайн, получая экспу и голд.

Численное преимущество

До тех пор пока ты не превосходишь своих оппонентов на 3 и более уровня и лучше экипирован, не стоит атаковать в меньшинстве. Скорее всего, тебя убьют быстрее, чем ты что-то сделаешь. Это касается ситуаций 1vs3, 2vs4, 3vs5 и т.п. Лучше играй в защите, отступай к башне, жди команду.

Вещи

Анализируй, что купили твои противники. Так ты сможешь играть против них более эффективно, выбрав оборонительную или атакующую стратегию. Что бы посмотреть закуп противника, нажми на шестеренку на экране. Закуп будет показан на момент последней ваши встречи, т.е. последний раз, когда ты или тиммэйты видели этого противника.Также, зная какие вещи куплены у оппонентов, планируй свой закуп. Например, кто-то из врагов собирает вещи в урон. В этом случае первоочередная покупка брони может быть очень выгодной. Если в гайде по герою пишут какие вещи брать и в каком порядке, они могут быть не правы. Могут быть разные ситуации (в зависимости от пика врагов, их закупа, стиля игры и т.д.), в которых стоит отступать от стандартного закупа, что бы играть более эффективно.

Респаун оппонентов

В большей степени это применимо к поздней стадии игры. Предположим, был замес, ты выиграл, но у тебя мало ХП. Стоит ли продолжать раш или отступить? Один из факторов здесь — время возрождения оппонентов. Время тикает на портретах героев, поэтому ты всегда можешь определить, жив враг или нет. Учитывай, что он может использовать руны для быстрого возрождения. Иногда лучше отступить и не дать противнику сделать кил, что бы сохранить преимущество.

Общие стратегии и трюки Heroes of Order & Chaos

Я расскажу несколько общих стратегий и трюков, которые помогут тебе сделать кил и самому не умереть.

Ганкинг

Ганкинг – это внезапная атака на оппонента. Если тебя часто ганкают, не называй врага крысой и нубом. Это твоя вина и твоей команды. Ганкать проще, когда команда играет слаженно. Для ганкинга может потребоваться терпение. Когда собираешься кого-либо ганкнуть, следует хорошо выбрать позицию, что бы враг не смог убежать. Будь осторожен если у противника есть блинк (миг) и он может сбежать, в таком случае, возможно, не стоит использовать свой гапклоуз (скил, позволяющий быстро приблизиться к противнику, например 1 скил паладина). Так же, когда собираешься ганкать, предупреди свою команду (например, сигнализируя тапом по карте). Пусть команда атакует прямолинейно, а ты обойдешь врага сзади.Как избегать вражеских ганкеров? В первую очередь следи за картой, наблюдай, если кого-то из оппонентов не видно на карте. Они могут джанглить, могут быть на базе, а могут и ждать тебя, чтобы ганкнуть! Предположим, ты чекнул карту и кого-либо из врагов не видишь. Как убедится, что тебя не поджидают? Напоминаю про варды. Поставь варды в кустах, тумане или на лайне позади себя, что бы своевременно заметить врага и предпринять правильные действия.

Защита башни /захват башни (хагинг)

Когда ты в меньшинстве или тебе просто нужно защитить башню, ты стоишь под ней (параллельно или немного сзади) и помогаешь убивать крипов и дамажишь вражеских героев, держа их на расстоянии от башни. Скорее всего, враги не будут тебя атаковать, так как башня нанесет им ощутимый урон. Маги обычно могут защищать башни более эффективно.Если ты атакуешь всей командой башню, а в защите стоит, например, Горошия, который может легко забирать крипов своим АОЕ скилом, то скорее всего не стоит терять время на ранней стадии игры. Полученная экспа и голд будет делиться на всех членов команды, которые находятся рядом, в то время как оппоненты смогут хорошо отфармиться на лайне и джунглях. Это основная причина, почему не стоит всем идти на мид в начале игры.

Кайтинг

Кайтинг – это атака и контроль противника на дистанции.Не думай, что убить врага с полным ХП на линии можно за пару секунд, особенно на ранней и средней стадии игры. Используй стратегию «ударь и беги» известную как кайтинг. Стратегия очень эффективна для килов и больше всего подходит для героев с атакой на расстоянии. (Мистик, эльф и т.п.)Твоя задача ударить врага раз или два и отбежать, что бы не получить урон самому (от крипов или врага). Тюкай врага, пока его ХП не упадет меньше половины, тогда у тебя будут более высокие шансы убить его, замедлив, застанив или просто комбинацией скилов и обычной атаки.Так же будь аккуратен в игре против кайтеров, особенно когда у тебя мало хп. Например, мистик может заюзать 3 скила за секунду, нанеся большой урон.

Когда стоит пушить лайн

Пуш линии — это убийство вражеских крипов и вынос башни противника, при поддержке своих крипов и тиммэйтов. Это необходимо, чтобы выиграть. Однако, бывают случаи когда, когда делать этого не стоит на ранней стадии игры. Во первых, чем дальше ты уходишь на вражескую территорию, тем выше вероятность нарваться на ганкеров. Конечно, варды помогают, но это не 100% защита. Во вторых, если ты играешь героем ближнего боя и стоишь на лайне против дистанционного героя, то тебя будут кайтить. Очевидно, что в таких ситуациях пушить не стоит. Но это не значит, что нужно стоять и ничего не делать. Твоей задачей будет ластхитинг – ты должен делать последний удар по каждому крипу, что бы получать голд. Не обязательно атаковать крипов без перерыва, старайся именно добивать крипов, это можно делать скилами или просто «бегать» рядом с ними, подгадывая время для последнего удара.На самом деле такое редко встречается в рандом пвп, но если оппоненты не пушат, возможно, не нужно пушить и тебе, а лучше подпустить врага поближе для скоординированного ганка.

Бэйтинг (приманка)

Обычно на лайне перед врагом светится твой тиммэйт (он приманка) с низким уровнем хп. Враг думает, что это легкий кил и начинает чейзить, а в это время твоя команда ждет в засаде в кустах/тумане. Приманка ныряет в туман или бежит в лес/к башне, а команда спокойно ганкает чейзера.Опасайся таких ловушек. Если видишь врага с низким хп, вполне логично, что он вернется на базу за хилом, но если он долго вертится около джунглей, возможно, что там засада.

Бэкдор

Бэкдор – это тыловая атака на башни без поддержки крипов. Обычно делается в лэйте, когда ни одна из команд не имеет явного преимущества. Это хорошая стратегия, как правило, требует поддержки и понимания команды.Для эффективного бэкдора обычно используют файтера с высоким дамагом и скоростью атаки. Хороший пример – это эльф. Он может использовать инвиз и джунгли, чтоб незаметно пробраться к вражеской базе, пока твои тиммейты участвуют в замесе. При появлении врагов можно отступить или если у башни мало хп, добить ее, пожертвовав собой.Как защититься от бэкдора? Во первых, следи за картой. Если ты видишь, что враг жив, но его нет на карте вместе с командой в замесе, возможно, он готовится к бэкдору. Если у кого-либо есть свободный слот, следует купить варды и расставить на подходах к базе. Наконец, можно оставить кого-либо на базе для защиты. Если кто-то пытался бэкдорить, он сделает это снова.

Нет невидимости!

Ты думаешь, какой дурацкий заголовок!? Ну, что же…В любом случае, это не универсальная стратегия и я возможно один из немногих, кто ее использует, так как для нее нужны варды. Это на самом деле просто. Купи посох защиты, и как только кто-то уйдет в инвиз, поставь вард рядом, команда сможет видеть тех, кто в инвизе.Многие обращают внимание на игроков с зельем, которое позволяет видеть инвиз (напиток предсказателей — его называют фарсин, фарсинг, антиинвиз), по иконке над персонажем. Если все без зелья, то те, у кого есть инвиз, чувствуют себя в безопасности, думая, что могут сделать килы из инвиза. Но если ты поставишь вард рядом, они попадут в ловушку и их легко можно будет убить. Обнаружить варды может фарсин, муравьи героя Муравей и т.п.

Сюрприз с хилом

Да, я знаю, еще одна секция для нубов.Хил помогает в бою 1х1, когда у тебя остается хп на один-два удара юзай хил. Для врага это будет сюрпризом.При игре против игрока с хилом, просто помни, что он есть.

Скрытый телепорт

Телепорт (ТП) — это скил, который открывается на 40 лвл, который позволяет телепортироваться к дружественному юниту. Используется для помощи тиммэйту, защиты башни, или просто что бы быстро вернуться на поле боя. Есть еще 2 варианта использования ТП.Ты можешь телепортироваться к варде. Учитывая, что враг не видит варды (чаще всего), он тебя не увидит до последнего момента. Эта тактика может быть использована для потрясающих ганков. Когда ты юзаешь ТП к тиммэйту, враги это видят и убегают, но если ты юзаешь ТП на вард, для них это будет неожиданно.Еще один вариант, это использование ТП для бэкдора. Допустим, тебя запалили при попытке бэкдора и убили, но ты успел поставить вард. После кила оппоненты будут пушить, а ты в это время респишься, делаешь ТП к варде и выносишь базу.

Нестандартное использование вард

Это маленький трюк, в котором варды используются не совсем по их назначению. Для выполнения придется слить много голда. Лучше всего подходит для карты Паровозы для уничтожения башен, ближайших к базе противника. Техника сложная и требует высокого уровня командной игры и коммуникаций, а так же следить за респом героев.Итак, если есть пустой слот и 675 свободного голда, купи до 9 вард (просчитай, сколько тебе нужно). Такое можно вытворять с любой башней на карте 3х3, но я покажу на примере третьей башни линии атаки на Паровозах. Допустим, твоя тима только что убила всех противников, давая тебе возможность атаковать башню. Что бы не ждать крипов, ты поочередно ставишь варды под башню. Башня атакует варды, а ты атакуешь башню. Таким образом можно выиграть время, не получая урона от башни.

Стратегии на карте 5х5 Синскальдский разлом

Отличия от Лиги Легенд

Если ты играл в Лигу Легенд, то карта покажется тебе очень похожей, но играется по другому. Во первых, нет жесткой привязки героев к линии, любой герой может играть на любой линии и никого это не волнует. Во вторых, джанглят все и это одобряется. В третьих, вопреки разделу 4.4, все пушат свои лайны. И наконец, дракон и барон легко забираются соло.

Как начинать игру

Существует 2 распространенные стратегии. Первая – все начинают в джунглях. В идеале маг берет красного голема, кэрри берет медведей и синего голема, третий забирает пауков, четвертый помогает кэрри, пятый забирает гоблинов или старается забрать красный баф у врага.Вторая стратегия – когда бОльшая часть команды или все контрджанглят, стараясь получить килы. Стычки часто возникают в синей зоне Порядка или у пауков Хаоса. Это может быть выгодно, если другая команда использует такую же стратегию или там есть слабые игроки, которые находятся в этой зоне или рядом.Что бы противостоять такой атаке, проще всего отступить, равномерно распределиться по лайнам и фармить. Пока твоя команда или команда противника ходит толпой, они будут проигрывать в получении опыта и голда.

Стратегии на карте 3х3 Битва у границ

Как начинать игру

Существует 2 распространенные стратегии. Первая – 2 человека стоят на лайне, третий готовится чистить верхний лес. Вторая – вся команда устраивает замес до начала основной игры. Обычно на миде на лайне, иногда ниже. Выигравшая в замесе команда получит хорошее преимущество.

Позиционирование

Идеальный расклад на этой карте когда один игрок джанглит верх и спускается на ганк. Два других играют на лайне, один из них периодически забирает гоблинов пол лайном.

Скилы

Лучшие скилы для 3х3 — это масс хил и блинк. Карта слишком маленькая для телепорта. Мас хил крайне рекомендуется, потому что очень помогает в ранних замесах, победа в которых может дать преимущество. Большинство игр 3х3 заканчивается за 15 минут.

Стратегическое значение первой башни

Пожалуй, это единственная башня на всех картах, которую не стоит пушить на ранней стадии, иногда и в мидгейме. Играй от защиты, старайся ластхитить. Если ты будешь продолжать пушить на ранней стадии, то твои крипы вынесут башню, а делать этого не стоит.Почему? Когда ты выносишь первую башню, ты получаешь «экстракрипов», твоих крипов будет респаунится на 2 больше чем, до этого. А это потенциальная экспа и голд для оппонента. Таким образом, ты раскормишь команду противника. Поэтому пушить первую башню стоит тогда, когда ты уверен в скорой победе.

Стратегии на карте 5х5 Подземное царство (Паровозы)

Стартовые стратегии

Возможны два старта. Первый – все идут на линию атаки в туман, второй по счету от вражеской башни. Второй – все идут на линию защиты и готовятся забрать крипов противника и поезд. Имей в виду, что другая команда тоже может использовать первую стратегию, нужно что бы кто-либо из команды чекал туман АоЕ скилом. В зависимости от поведения команды, могут быть ранние замесы на лайнах или обе команды мирно заберут поезда.

Скилы

Лучшими скилами будут телепорт и блинк. Так как башни сложно уничтожить, игра часто доходит до лэйта, что делает масхил бесполезным. Я рекомендую, использовать телепорт к своим башням для защиты, или телепорт на свой поезд, после уничтожения поезда противника.

Пуш линий

Для победы на этой карте основной целью будет пуш линии атаки. Линию защиты стоит пушить, только если есть немного времени до следующих поездов. Пуш линии защиты даст больше времени на уничтожение поезда и лучшую позицию, что бы защитить свой. Однако, постоянный пушинг линии защиты до вражеской башни плохая идея, потому что тебе не удастся быстро пронести всю линию защиты. Оставь на потом, когда вся команда будет 15 лвл и с хорошим закупом.

Приоритет на поезда противника

Ставь в приоритет уничтожение вражеских поездов. Не преследуй оппонента с низким хп. Возможно, это его план, что бы отвлечь тебя от поезда. Делать килы на этой карте гораздо легче, чем уничтожать башни. Особенно башни около базы. Они наносят большой урон, их тяжело снести.

Заключение

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец. Не забывай про варды!

Понравился гайд Heroes of Order & Chaos? Поделись с другом!