Император Павел I c семьей. Мать Мария

Публикации раздела Музеи

Портреты внебрачных детей русских императоров

П отомки правящей династии, рожденные от фаворитов, - какие секреты таят их изображения? Разглядываем «плоды любви» рода Романовых вместе с Софьей Багдасаровой .

В Русском царстве в отличие от средневековой Европы с нравственностью, по крайней мере в летописях, было строго: нет никаких упоминаний о внебрачных связях и детях монархов (исключение - Иван Грозный). Ситуация поменялась после того, как Петр Великий превратил Русь в Российскую империю . Двор стал ориентироваться на Францию, в том числе и в галантных похождениях. Однако на появление бастардов это сначала никак не повлияло. В первой половине XVIII века у династии Романовых был дефицит и на законных наследников, не то что на внебрачных детей. С воцарением Екатерины Великой в 1762 году в стране наступила стабильность - она повлияла и на рост рождаемости внебрачного потомства. И, разумеется, на появление посвященных им произведений искусства.

Сын Екатерины II

Федор Рокотов. Портрет Алексея Бобринского. Около 1763. ГРМ

Алексей Григорьевич Бобринский был сыном тогда еще просто императрицы Екатерины Алексеевны (без порядкового номера) и ее фаворита Григория Орлова. На свет он появился в стрессовых условиях: Екатерина была им беременна, когда в декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна и ее законный муж Петр III взошел на престол. Отношения между супругами к тому моменту были уже весьма натянутыми, они мало общались, и император даже не знал об интересном положении Екатерины. Когда в апреле настало время родов, преданный камердинер Шкурин поджег свой дом, чтобы отвлечь Петра, который обожал смотреть на огонь. Едва оправившись (прошло чуть больше двух месяцев), Екатерина возглавила переворот, причем провела ночь не сходя с коня.

Алексей вырос совсем не похожим на своих пассионарных, умных родителей, образование получил плохое, кутил, наделал долгов и по приказу разгневанной матери все ее царствование прожил в Прибалтике, подальше от двора.

На портрете кисти Рокотова мальчик с серебряной погремушкой в руках изображен в возрасте около года. Когда картина попала в Русский музей , считалось, что это портрет его единоутробного брата, императора Павла . Неуловимое сходство с чертами матери, а также то, что картина поступила из ее личных покоев, казалось, подтверждало эту версию. Однако специалисты по творчеству Рокотова видели, что, судя по стилю, картина создана в середине 1760-х, когда Павлу было уже лет десять. Сравнение с другими портретами Бобринского доказало, что изображен именно он.

Дочь Екатерины II

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной. 1798. ГТГ

Елизавета Григорьевна Тёмкина была дочерью фаворита императрицы Григория Потёмкина - об этом свидетельствует и ее искусственная укороченная фамилия (такие давали русские аристократы внебрачным детям), и отчество, и слова ее сына. Кто именно был ее матерью, в отличие от Бобринского, - загадка. Екатерина II никогда не проявляла к ней внимания, тем не менее версия о ее материнстве широко распространена. Сын Тёмкиной, прямо указывая, что по отцу она Потёмкина, пишет уклончиво, что Елизавета Григорьевна «со стороны матери - тоже высокоозначенного происхождения».

Если императрица действительно ее мать, то ребенка она родила уже в 45 лет, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, когда, по официальной версии, Екатерина страдала расстройством желудка из-за немытых фруктов. Воспитанием девочки занимался племянник Потёмкина граф Александр Самойлов. Когда она выросла, ей дали огромное приданое и выдали замуж за Ивана Калагеорги - школьного товарища одного из великих князей. Тёмкина родила десятерых детей и, судя по всему, была счастлива. Одна из ее дочерей вышла замуж за сына скульптора Мартоса - неужто действительно таким образом автор «Минина и Пожарского» породнился с Романовыми?

Портрет, написанный Боровиковским, на первый взгляд вполне в русле изображений красавиц, которыми так прославился этот художник. Но все-таки какой контраст с портретом Лопухиной или других томных барышень Боровиковского! Рыжеволосая Тёмкина явно унаследовала от отца и темперамент, и силу воли, и даже ампирное платье по античной моде не придает ей холодности. Сегодня эта картина - одно из украшений коллекции Третьяковской галереи , доказывающее, что Боровиковский мог отражать самые разные стороны человеческого характера. А ведь основатель музея Третьяков два раза отказывался от покупки портрета у ее потомков: в 1880-е годы искусство галантного века казалось старомодным, и он предпочитал вкладывать деньги в актуальных, остросоциальных передвижников.

Дочь Александра I

Неизвестный художник. Портрет Софьи Нарышкиной. 1820-е

Софья Дмитриевна Нарышкина была дочерью многолетней фаворитки императора Александра I Марии Антоновны Нарышкиной. Несмотря на то что красавица обманывала императора (и мужа) то с князем Григорием Гагариным, то с графом Адамом Ожаровским, то еще с кем-то, Александр I считал большинство ее детей своими. Помимо старшей дочери Марины, рожденной от супруга, Мария Антоновна за 14 лет связи с императором произвела на свет еще пятерых детей, из которых выжили двое - Софья и Эммануил. Особенно император любил Софью, которую в свете даже называли «Софья Александровна», а не «Дмитриевна».

Александр I хлопотал о ее судьбе и хотел выдать девушку замуж за одного из богатейших людей России - сына Параши Жемчуговой Дмитрия Николаевича Шереметева, но тому удалось уклониться от этой чести. Софья была помолвлена с сыном подруги своей матери - Андреем Петровичем Шуваловым, который ждал от этого большого карьерного взлета, тем более что император уже начал с ним по-родственному шутить. Но в 1824 году 16-летняя Софья скончалась от чахотки. В день похорон расстроенный жених-карьерист сказал другу: «Мой милый, какого значения я лишился!» Через два года он женился на миллионерше, вдове Платона Зубова. А поэт Петр Плетнёв посвятил ее кончине строки: «Она пришла не для земли; / Не по земному расцветала, / И как звезда она вдали, / Не приближаясь к нам, сияла».

На небольшой миниатюре, написанной в 1820-е годы, Софья изображена так, как положено было изображать юных, чистых девушек - без сложной прически или богатых драгоценностей, в простом платье. Владимир Соллогуб оставил описание ее облика: «Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые детские глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной».

Дочь Николая I

Франц Винтерхальтер. Портрет Софьи Трубецкой, графини де Морни. 1863. Шато-Компьень

Софья Сергеевна Трубецкая была дочерью Екатерины Петровны Мусиной-Пушкиной, обвенчанной с Сергеем Васильевичем Трубецким (будущим секундантом Лермонтова) на большом сроке беременности. Современники считали, что отцом ребенка был император Николай I , ведь именно он организовал свадьбу. После рождения младенца супруги разъехались - Екатерина Петровна с ребенком уехала в Париж, а ее муж был послан служить на Кавказ.

Софья выросла красавицей. Когда ей было 18 лет, на коронации ее предполагаемого брата Александра II девушку увидел французский посол, герцог де Морни и сделал ей предложение. Герцога не смущала сомнительность происхождения Трубецкой: сам он был внебрачным сыном голландской королевы Гортензии Богарне. И более того, даже бравировал тем, что в его роду на протяжении нескольких поколений были только бастарды: «Я правнук великого короля, внук епископа, сын королевы», имея в виду Людовика XV и Талейрана (носившего, помимо всего прочего, титул епископа). В Париже новобрачная вошла в число первых красавиц. После смерти герцога она вышла замуж за испанского герцога Альбукерке, произвела фурор в Мадриде и в 1870 году установила там первую рождественскую елку (экзотический русский обычай!).

Ее портрет написан Винтерхальтером - модным портретистом той эпохи, который писал и королеву Викторию, и императрицу Марию Александровну. Букетик полевых цветов в руках красавицы и рожь в ее волосах намекает на естественность, простоту. Белый наряд подчеркивает это впечатление, как и жемчуг (баснословной, впрочем, стоимости).

Дети Александра II

Константин Маковский. Портрет детей светлейшей княгини Юрьевской. XIX век

Георгий, Ольга и Екатерина Александровичи, светлейшие князья Юрьевские, были внебрачными детьми императора Александра II от его многолетней любовницы княжны Екатерины Долгоруковой. После того как его супруга Мария Александровна скончалась, император, не выдержав и двух месяцев траура, быстро обвенчался с возлюбленной и пожаловал ей и детям титул и новую фамилию, одновременно их узаконив. Его убийство народовольцами на следующий год остановило дальнейший поток почестей и подарков.

Георгий скончался в 1913 году, однако продолжил род Юрьевских, существующий и в наши дни. Дочь Ольга вышла замуж за внука Пушкина - неудачливого наследника люксембургского трона, и жила с ним в Ницце. Скончалась она в 1925 году. Младшая, Екатерина, умерла в 1959 году, пережив и революцию, и обе мировые войны. Она потеряла свое состояние и была вынуждена профессионально зарабатывать концертным пением.

Портрет Константина Маковского , на котором они изображены втроем в детском возрасте, - типичен для этого светского портретиста, у которого заказывали свои изображения множество аристократов. Картина настолько типична, что долгие годы она считалась изображением неизвестных детей, и только в XXI веке специалисты Центра Грабаря определили, кто эти трое.

РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2 - ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, ДОЧЬ ПАВЛА I)

Великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская Елена Павловна - дочь императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны.

1784,Санкт-Петербург - 1803, Шверин

И.Б.Лампи Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1792 г.

Дмитрий Левицкий Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1796 г.

Родилась в Петербурге 24 декабря 1784 года.
В 1799 году вышла замуж за герцога Фредерика Мекленбург-Шверинского и переехала в Шверин.
В 1800 году у нее родился сын Пауль-Фридрих, а в марте 1803 - дочь Мария.
Крепким здоровьем Елена Павловна не отличалась, а вторая беременность подорвала ее здоровье еще сильнее, и 24 сентября 1803 года Елена Павловна скончалась.

Владимир Боровиковский Портрет Вел.княжны Елены Павловны

Владимир Боровиковский Портрет Вел.княжны Елены Павловны 1796 г.

Великая княжна Мария Павловна - дочь императора Павла I, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская.

16.02.1786 г. Павловск- 23.06.1859 г. Веймар

Родившись студеною петербургскою зимой, она почти сразу привлекла внимание царственной бабушки силою своего характера: мало кричала и хорошо перенесла страшащую многих в те времена, но – необходимую - прививку ветряной оспы, которую ей сделали в 1787 году. Императрица называла внучку «маленький драгун». Екатерина писала барону Мельхиору Гриму: «Вот этой надо было родиться мальчиком: привитая ей оспа совсем ее изуродовала, все черты лица погрубели. Она ничего не боится, мало плачет, все ее склонности и игры мужские, не знаю, что из нее выйдет».

Дмитрий Левицкий Портрет Великой княжны Марии Павловны 1790е

Прошло совсем мало времени, и художник Дмитрий Левицкий написал прелестный портрет семилетней княжны Марии Павловны, на котором изображен одухотворенный лик с глубокими внимательными глазами, наполненными недетскою серьезностью. Черты лица слегка удлиненны, но очень пропорциональны, безупречно красива линия носа и лба, округло - нежны прелестные, юные руки княжны с пианистичеки длинными пальцами. Она очень походила на своего отца – замкнутостью, сдержанностью, и - одновременно – пылкою нервностью натуры и способностью все чувствовать до крайней болезненности. Маленькая Мария была от природы и усердных занятий блестящею музыкантшей, и по желанию ее матери и бабушки, и в Павловске, и в Царском селе, и в Гатчине, и в Зимнем дворце часто устраивались музыкальные и танцевальные вечера в которых принимала участие маленькая пианистка.
Домашние концерты вскоре прекратились – в ноябре 1796 года Екатерина Вторая скончалась и на трон взошел ее сорокадвухлетний сын Павел, долго ждавший этого мига.

В 1800 году Марии, средней дочери, его любимице, исполнилось целых четырнадцать лет. Тогда впервые встал вопрос о ее возможном браке со старшим сыном владетельного герцога небольшого Саксен – Веймарского княжества. Для ведения брачных переговоров в Санкт - Петербург из Веймара приехал посланник герцога Карла – Августа, барон Вильгельм фон Вальцоген. В 1804 г. сочеталась браком с наследным принцем саксен-веймарским Карлом Фридрихом (1783-1853), сыном Карл Августа, вступившим на престол в 1828 г.
Веймарская чета покинула Россию через девять месяцев после помолвки, объявленной в Санкт – Петербурге первого января 1804 года, и через три месяца после роскошной свадьбы, назначенной на двадцать второе июля 1804 года.
Проведя эти девять томительных месяцев в непрерывной чреде празднеств, обедов, балов, концертов, прогулок, пикников, молодая наследная чета выехала в Веймар лишь 25 сентября 1804 года.

Неизвестный художник Портрет Великой княжны Марии Павловны

Приезд русской принцессы в этой скромной, маленькой земле, был важен для всех.
Встречать, приехавшую в начале ноября в Веймар молодую наследницу короны, пришли толпы людей, почти все княжество.
Неугомонный, светлый и пылкий духом Ф.Шиллер посвятил Марии Павловне последний взлет своего пера: пьесу – кантату «Приветствие искусств», где в аллегорически - изящной форме, выразил восхищение красотою и благородством будущей герцогини и высказал доброе, быть может, и несколько наивно – романтическое пожелание, найти в преданной любви и восхищении новой Отчизны силы для того, чтобы трудиться душою и сердцем ей на благо.

Деревце страны иной,
Пересаженное нами,
Вырастай, примись корнями,
В этой почве, нам родной..
Быстро сплетаются
Нежные узы любви,
Наше Отечество будет да там,
Где мы делаем счастье людское!

Владимир Боровиковский Портрет Великой княжны Марии Павловны 1804 г.

Владимир Боровиковский Портрет Великой княжны Марии Павловны (вариант) 1804 г.

По всей стране она организует ссудные кассы для неимущих, работные дома, ремесленные училища, выставки новинок промышленности, курсы садоводства, дома для сирот. Во все это вкладывает немалые личные средства.

Одаренная природным умом, а по словам Шиллера - и «большими способностями к живописи и музыке и действительной любовью к чтению», Мария Павловна много делала для своей «второй родины».
В Йенском университете герцогиня прослушала около десятка курсов лекций по разным дисциплинам. Ее преподавателями и собеседниками на ее вечерах были профессор А. Гумбольдт, историк Мейер, философ и педагог Керстнер.
В 1852 году, уже будучи вдовствующей герцогиней, Мария Павловна основала «Общество истории», всячески поощрая изучение реликвий и документов Веймарского края и соседних с ним княжеств.
Она то и дело учреждала поощрительные стипендии, музыкальные конкурсы с фондами премий, на ее личные пожертвования был основан знаменитый на всю Европу Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест.

Джордж Доу Портрет Великой княгини Марии Павловны 1822 г.

Трудами Марии Павловны создался музей, посвященный памяти Гёте, Шиллера, Виланда и других, прославивших Веймар своей литературной или художественной деятельностью. Ей же первой пришла в 1842 г. мысль привлечь в Веймар Листа, что снова подняло славу небольшого города.
Гёте, принадлежавший к числу друзей Марии Павловны, называл её одной из лучших и наиболее выдающихся женщин нашего времени.
У Марии Павловны был сын Карл Александр (1818-1901), следующий великий герцог Веймарский, и дочь Августа (1811-1890), германская императрица и королева Пруссии, супруга Вильгельма I.
Таким образом, Мария Павловна была бабкой кайзера Фридриха III и прабабкой Вильгельма II.

Неизвестный художник Портрет Великой княгини Марии Павловны 1851 г.

2 марта 1855 года веймарская семья получила страшное известие из России: скончался брат Марии Павловны, Император Николай Первый. Она тяжело перенесла это известие, и на этот раз ее сдержанность и сила характера оказалась для нее губительна, подорвав жизненные силы и здоровье. Однако она нашла в себе дух, чтобы ехать в Москву на коронацию племянника Александра, ставшего императором Александром Вторым. Она будто знала, что это долгое путешествие будет ее последним свиданием с Родиной.
23 июня 1859 года великая княгиня Мария Павловна неожиданно скончалась от приступа сердца в 5 часов 15 минут пополудни.

Веймар погрузился в глубочайший траур, но уныния не было, было лишь искреннее сожаление, будто ушел в мир иной человек, достойный чего то более Светлого и Лучезарного, чем грешная и цветущая земля маленького Веймара, человек близкий здесь всем и каждому.
Двадцать седьмого июня 1859 года прах великой герцогини Саксен Веймарской и Эйзенахской Марии Павловны, урожденной русской Цесаревны Романовой нашел успокоение в великогерцогской усыпальнице, на протестанском кладбище.
Толпа провожавшая герцогиню к месту ее последнего пристанища растянулась на несколько километров, усыпанных цветами и лепестками роз.

Использованы материалы ВИКИПЕДИИ и
статьи Светланы Макаренко «Прелестный лебедь «Павлова гнезда» и Веймарской короны украшенье» с сайта «Peoples History»

О жизни Марии Павловны в Веймаре в статье:
http://www.senat.org/integ3/txt15.htm

Великий князь Константин Павлович - второй сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Памятный знак, выпущенный Екатериной II в честь рождения Константина.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича 1787 г.

Имя Константин дано внуку Екатериной II с перспективой возвести его на константинопольский престол восстановленной Византии. Константин рос непослушным, скверным мальчишкой. Он не хотел учиться. Педагоги неоднократно сообщали императрице, что дитя, конечно, весьма добросердечное и невероятно одаренное, но мало выказывает усердия к учению. Однажды главный учитель Лагарп начал настаивать на прилежании и великородное дитя укусило бедного швейцарца. Повзрослев, Константин сломал руку престарелому воспитателю генералу Штакельбергу.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича конец 18 века

Владимир Боровиковский Портрет великого князя Константина Павловича 1795 г.

С 1799 цесаревич (титул присвоен Павлом в обход его собственного Положения об императорской фамилии 1797). Когда пришло время жениться, бабушка предоставила ему выбор из трех очаровательных Саксен-Кобургских принцесс.
В 1796 г. в Петербурге Константин женился на Юлиане Генриете Ульрике, третьей дочери герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского Франца Фридриха Антона (в православии Анна Фёдоровна).
Свою первую и законную супругу Константин терроризировал почти с садистской изощренностью. Поступки великого князя могли подчас навести на мысль о его безумии. Он являлся в апартаменты жены в шесть часов утра и заставлял ее до завтрака играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей на барабане. Он был груб и нежен одновременно, то целуя, то ломая жене руки.
Даже пребывая в благодушном настроении, он любил пугать присутствующих, стреляя в коридоре Мраморного дворца из пушки, заряженной живыми крысами. Доставалось не только супруге, но и всем окружающим Константина. Во дворце находилась специальная холодная комната, куда по его приказу сажали провинившихся придворных. Отношения между супругами продолжали ухудшаться, и дело было уже не в мальчишеских проказах великого князя.
Брак не задался, и через пять лет Анна Федоровна совершила решительный поступок, сбежав от своего грубого, малопривлекательного мужа на родину. Официальный развод состоялся через двадцать с лишним лет - 1 апреля 1820 г.

Великие князья Александр и Константин Павловичи (камея) 1791 г.

И.Б.Лампи Великие князья Александр и Константин Павловичи 1797 г.

Был замечен Константин и в нескольких не совсем в скромном обращении с женским полом, а когда ему отказывали, мог поступить и бесчеловечно. Рассказывали, что предмет его вожделений, жена придворного ювелира Араужо, отвечала на его недвусмысленные предложения презрением, и это плохо для неё обернулось.
10 марта 1802 года госпожу Араужо обманом посадили в карету и привезли в Мраморный дворец - резиденцию великого князя.
Придворные лакеи извлекли драгоценную добычу из экипажа и на руках отнесли в комнаты, где ее ждал великий князь Константин. Он был пьян, возбужден и нетерпелив.
Константин даже не смог как следует насладиться своей победой - Араужо, пребывающая в полуобморочном состоянии, не вызвала в нем особых желаний. Он быстро вышел из кабинета и удалился в свои апартаменты. Красавица была отдана на поругание адъютантам, лакеям и солдатам, бывшим на карауле при дворце.
На другой день несчастная скончалась.
Александру I осторожно доложили об инциденте и неблаговидной роли во всей истории его младшего братца. Александр I был вынужден назначить строжайшее следствие. Замешанных в деле немедленно посадили в крепость, а великий князь Константин оказался под домашним арестом.
Мужу дали много денег и попросили срочно покинуть Россию, дело было замято.

Александр Орловский Портрет великого князя Константина Павловича 1802 г.

Луи де Сент-Обен Портрет великого князя Константина Павловича

В битве под Аустерлицем в 1805 командовал гвардейским резервом. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода, где показал себя достаточно прилично (в лейпцигской Битве народов 1813 командующий резервных частей, участвовавших в бою). Главнокомандующий польскими армиями в 1815 г. После этого преимущественно жил в Варшаве, будучи фактически наместником своего брата Александра I в образованном после Венского конгресса Царстве Польском. Самое невероятное заключалось в том, что этот странный, нелепый, некрасивый, непредсказуемый, взбалмошный человек полюбил Польшу и поляков.

Питер Эрнст Рокштул Портрет великого князя Константина Павловича в профиль 1809 г.

Константин вошёл в историю, прежде всего, как несостоявшийся (хотя и провозглашённый) император, чей необычно оформленный отказ от престола привёл к политическому кризису. На протяжении 16 дней, с 27 ноября (9 декабря) по 13 (25 декабря) 1825 г., официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его императором и самодержцем Всероссийским Константином I, хотя фактически он никогда не царствовал и своего вступления на престол не признал.
В 1801, после гибели отца, Константин стал в соответствии с Актом Павла I 1797 г. наследником своего бездетного брата, но царствовать Константин не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца».
В 1823 Константин, ссылаясь на морганатический брак и неспособность к государственному управлению, отрёкся от престолонаследия. Это отречение было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 (28 августа) 1823, который следовало огласить после его кончины. В силу этого решения наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович. Николай был в курсе этих планов как минимум с 1819 года.

Джордж Доу Портрет великого князя Константина Павловича 1834 г.

После получения известия в Москве, а затем и в Петербурге о кончине Александра I в Таганроге 19 ноября (1 декабря) 1825 г. посмертный манифест был вскрыт и оглашён.

Однако большиство членов Государственного совета и сам Николай Павлович присягнули императору Константину I, к присяге была приведена армия, была отчеканена монета с его профилем - знаменитый редчайший константиновский рубль (вскоре засекреченный).
Константин, находившийся в Варшаве, потребовал соблюдения манифеста 1823 г. и дважды подтвердил отречение. После этого 13 (25) декабря 1825 г. Николай Павлович провозгласил себя императором Николаем I, причём цесаревич Константин с официальной точки зрения никогда не царствовал.
На другой день, 14 (26 декабря) 1825, произошло восстание декабристов, формальным поводом которого был отказ от переприсяги Николаю и защита прав Константина.
Есть одно обстоятельство, которое сыграло роль в агитационных речах декабристов, обращенных к простым солдатам – в Польше солдаты служили восемь лет, а не двадцать пять. Соответственно, легко было убедить солдат, что вошедший на трон Константин сократит срок службы в России до восьми лет, а это серьезный аргумент.
После отказа от престола Константин до конца жизни продолжал титуловаться цесаревичем, хотя из очереди престолонаследия был исключён.

Л.И.Киль Портрет великого князя Константина Павловича у камина 1830 г.

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича

Ф.Сливицкий Портрет великого князя Константина Павловича

24 мая 1820 г. в Варшаве Константин женился повторно (морганатически) на дочери графа Антония Грудзинского и Марианны Дорповской, Иоанне (Жаннете), получившей от Александра I титул ее светлости принцессы Ловицкой (Лович).
Законных детей у Константина не было. Но он имел двух внебрачных сыновей - Павла Константиновича Александрова (получившего фамилию по крестному отцу - Александру I), впоследствии генерала русской армии, и Константина Ивановича Константинова, также генерала русской армии.

Т.Райт Портрет великого князя Константина Павловича (с оригинала Дж.Доу) 1833 г.

С.Корделли Портрет великого князя Константина Павловича

Неизвестный художник Портрет великого князя Константина Павловича 19 век

Польское восстание 1830-1831 началось с нападения на Бельведерский дворец - варшавскую резиденцию Константина, сам он спасся бегством из города. В следующем году он умер в Витебске от холеры.

Не мог иметь детей в силу хронического алкоголизма и , заинтересованная в рождении наследника, закрывала глаза на близость своей невестки вначале с Чоглоковым, а затем и с камергером великокняжеского двора Салтыковым. Ряд историков считают отцовство Салтыкова фактом несомненным. Позднее утверждали даже, что Павел не является и сыном Екатерины. В "Материалах для биографии императора Павла I" (Лейпциг, 1874) сообщается , что якобы от Салтыкова родилось мертвое дитя, которое подменили чухонским мальчиком, то есть Павел I не только не сын своих родителей, но даже не русский.

В 1773 году, не достигнув и 20 лет, он женился на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине (в православии — Наталье Алексеевне), но через три года она умерла при родах, и в том же 1776 году Павел женился вторично, на принцессе вюртембергской Софии-Доротее (в православии — Марии Федоровне). Екатерина II старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. Павел считал, что эта политика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии.

Биография императрицы Екатерины II Великой Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

В 1794 году императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но не встретила сочувствия со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 года открыла Павлу дорогу на трон .

Новый император сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики.

Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия , действовавший в России вплоть до 1917 года.

В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия — это машина и главное в ней — механическая слаженность войск и исполнительность. В области сословной политики основной целью стало превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше.

В повседневной жизни запретили определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Внешняя политика Павла I отличалась бессистемностью. Россия постоянно меняла союзников в Европе. В 1798 году Павел присоединился ко второй коалиции против Франции; по настоянию союзников поставил во главе русской армии Александра Суворова, под командованием которого были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы.

Захват англичанами Мальты, которую Павел взял под свое покровительство, приняв в 1798 году титул великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена), поссорил его с Англией. Русские войска были отозваны, и в 1800 году коалиция окончательно распалась. Не довольствуясь этим, Павел начал сближаться с Францией и задумал совместную с ней борьбу против Англии.

12 января 1801 года Павел отправил атаману Донского войска генералу Орлову приказ выступить со всем войском в поход на Индию. Через месяц с небольшим казаки начали поход в числе 22507 человек. Мероприятие это, сопровождавшееся страшными лишениями, не было, впрочем, доведено до конца.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В ночь на 11 (23) марта 1801 года Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке. Заговорщики ворвались в покои императора с требованием отречься от престола. В результате стычки Павел I был убит. Народу объявили, будто император скончался от апоплексического удара.

Тело Павла I погребено в Петропавловском соборе в Санкт Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Вчера (15.04.2015 г.) я написал пост под названием "Почему русские царевны замуж не выходили?" (его можно найти в моем блоге по тэгу "монархизм" ). На этот пост я получил вопрос от моего американского ЖЖ-френда, постоянного читателя моего блога Вадима akatov99 , который мне показался весьма интересным.

Вот этот вопрос: "Сергей, познавательно. Но как был решен религиозный вопрос после Петра? Русские царевны переходили в протестатизм или их женихи переходили в православие?"

Ответ на этот вопрос дошел до размеров отдельного поста, который я и предлагаю вниманию всех любителей истории.

После смерти Петра I в Российской империи надолго наступила эпоха женского правления.
Короткие царствования Петра II и Петра III в данном случае в расчет можно не принимать: первый внук Петра Великого - Петр II Алексеевич (1727 - 1730), не доживший и до 15 лет, наследниц не оставил, а единственная дочь ещё одного внука первого российского императора Петра III Федоровича (1761 - 1762) - Анна, умерла во младенчестве, так что замуж выйти никак не могла успеть.

Поэтому переходим сразу к правнуку Петра I - императору Павлу I Петровичу (1796 - 1801) , оставившему большое потомство из 10 детей.

Портрет императора Павла I в одеянии гроссмейстера
Ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена)
работы художника Сальваторе Тончи

Среди десяти детей императора Павла шесть были женского пола, и пять из них вышли замуж (исключением является цесаревна Ольга Павловна, умершая в младенческом возрасте).

При этом все российские цесаревны - дочери Павла I были выданы замуж в западноевропейские государства, то есть за представителей иных христианских конфессий (прежде всего лютеран).

Пришлось ли им при этом менять веру?

Цесаревна Александра Павловна (1783 - 1801)
(портрет работы В. Л. Боровиковского)

В 1799 году была выдана замуж за брата австрийского императора Франца эрцгерцога Стефана,
стала палатиной Венгрии, но в католицизм не перешла, сохранив православную веру.

Цесаревна Елена Павловна (1794 - 1804)
(В. Л. Боровиковский)

В 1799 году выдана замуж за герцога Фиридриха-Людвига Мекленбург-Шверинского.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Мария Павловна (1784 - 1859)
(В. Л. Боровиковский)

Была выдана замуж за за герцога Карла-Фридриха Саксен-Веймар-Эйзерхайского в 1804 году.
Несмотря на свою долгую жизнь в Германии, сохранила православную веру.

Цесаревна Екатерина Павловна (1788 - 1819)
(портрет работы Франца Стирнбранда, 1819 г.)

К младшей сестре Александра I через Талейрана в 1808 г. сватался Наполеон Бонапарт,
могла она стать и супругой овдовевшего австрийского императора Франца.
Но была выдана в 1809 г. замуж за герцога Георга Ольденбургского, а после его смерти (в 1812 г.) -
в 1816 г. - за Вюртенбергского короля Вильгельма.
Сохранила православную веру.

Цесаревна Анна Павловна (1795 - 1865)
(портрет работы Жана-Батиста Ван дер Хальста, 1837 г.)

Анна была еще одной сестрой императора Александра I, к которой сватался Наполеон
(на этот раз через посла Коненкура в 1809 г.).
Бонапарт снова получил отказ от русского императора, но главной противницей брака своих
дочерей Екатерины и Анны была их мать - вдовствующая императрица Мария Федоровна
(до брака с Павлом I и принятия православия носившая имя
София-Мария-Доротея-Августа-Луиза Вюртебергская).
В итоге цесаревна Анна была в 1816 г. выдана замуж за принца Оранского,
став впоследствии королевой Нидердандов и великой герцогиней Люксембургской.
Как и все дочери Павла I она до конца жизни оставалась верной православию.

Прежде чем перейти к выводам, будет несправедливо по отношению к матери дочерей Павла I - императрице Марии Федоровне, не привести её портрет, особенно если в начале поста помещен портрет их отца.

Императрица Мария Федоровна (1759 - 1828)
(портрет работы Жана-Луи Вуаля, 1796 - 1797 гг.?)


Как видим, в отличие от реалий XVII века, когда вопросы вероисповедания при определении будущей судьбы русских царевен были основополагающими, к концу XVIII - началу XIX в. они отошли на второй план перед политическими (лучше сказать, геополитическими) интересами.
Правда и в это новое время "просвещенного абсолютизма" мнением цесаревен по поводу их замужества никто особенно не интересовался.
Но все-таки, заставлять их женихов в обязательном порядке переходить в православие русские монархи перестали (предлагали, да, но в случае отказа, разрыва брачного договора не следовало: ну, не хочешь, не надо...).

При этом, выходя замуж за католиков и протестантов, русские цесаревны неизменно сохраняли свою православную веру. И европейцы с этим вынужденно мирились.
Только не надо сейчас рассказывать о том, что религиозная терпимость была свойственна европейцам уже двести лет назад. Дело не в пресловутой толерантности, а исключительно в политических интересах. Слишком уж сильна стала Российская империя в это время, и спорить с ней мелкие европейские государства вроде Мекленбурга или даже Нидерландского королевства просто не решались.

А вот различные немецкие принцессы, выходившие замуж за русских цесаревичей, в обязательном порядке принимали православие. Германские государства неспроста были злыми языками прозваны "племенной конюшней дома Романовых". И все эти молодые "кобылки", переезжая в Россию превращались из Доротей-Луиз и Фридерик-Август в Екатерин Алексеевных и Марий Федоровных.

Однако, необходимо отметить, что необходимость сохранения православия русскими цесаревнами не означала того, что они должны в новых для себя странах отстаивать исключительно русские национальные традиции.
Наиболее хорошо это видно, если посмотреть на имена детей , родившихся в браках русских цесаревен с европейскими герогами и прочими курфюрстами.

Раз уж этот пост посвящен дочерям Павла I, то на именах их детей пока и остановимся.

Дети Елены Павловны: Пауль-Фридрих и Мария-Луиза.
Дети Марии Павловны: Мария-Луиза, Августа, Павел-Александр и Карл-Александр.
Дети Екатерины Павловны: Фридрих-Павел-Александр, Петр, Мария, София.
Дети Анны Павловны: Виллем, Александр, Генрих, Эрнст-Казимир, София.

Как видим, имена не только русские, но и привычные для западноевропейского уха (Фридрих, Пауль, Луиза, Карл, Августа, Виллем). Но при этом, соверненно очевидно, что Пауль - это Павел (т. е. в честь отца, а часто встречающееся имя Александр - в честь брата.

Впрочем, эта традиция была заложена давно. Так, к примеру, родившийся в 1728 году в Голштинии сын Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, будущий российский император Петр III Федорович, был назван при рождении Карлом-Петером-Ульрихом (судя по всему, Карлом в честь шведского короля Карла XII, внучатым племянником которого он являлся, а Петером - в честь своего деда Петра I. Почему Ульрих? Не знаю, наверно, прихоть отца...).

В общем, тема довольно интересна и достойна дальнейшего изучения.
А пока всё.

Если будут вопросы, то постараюсь ответить на них в комментариях.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Родители Семена Афанасьевича Великого - император Павел I (1754 - 1801) и фрейлина Софья Степановна Чарторыжская (урожд. Ушакова; 1746 - 1803).

Семен (Симеон) Афанасьевич Великий ( , Петербург - 13 августа ) - капитан-лейтенант российского флота (), внебрачный сын Павла I .

Биография

Стал служить на корабле «Не тронь меня» под началом капитана Травкина. Участвовал в войне со шведами. После морского сражения 22 июня года Семёна Великого послали с донесением к Екатерине II . 1 июля года императрица произвела Семёна Великого в капитан-лейтенанты флота. (См. "Материалы для истории русскаго флота", Веселаго, Ф. Ф., Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, год, том 14.) 17 октября года вышел указ Адмиралтейств-коллегии, по которому С.A. Великий вместе с группой морских офицеров отправлялся в Лондон, к чрезвычайному послу графу С. Р. Воронцову для поступлению на службу в английский флот. (См. "Материалы для истории русскаго флота", Веселаго, Ф. Ф., Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, год, том 14.)

Николай Иванович Греч так описывал эту историю в своих воспоминаниях:

"...Перед вступлением в первый брак императора Павла I дали ему для посвящения его в таинства Гименея какую-то деву. Ученик показал успехи, и учительница обрюхатела. Родился сын. Его, не знаю почему, прозвали Семёном:Ивановичем Великим и воспитали рачительно. Когда минуло ему лет восемь, поместили в лучшее тогда петербургское училище, Петровскую школу , с приказанием дать ему наилучшее воспитание, а чтоб он не догадался о причине сего предпочтения, дали ему в товарищи детей неважных лиц. C ним наравне обучались Яков Александрович Дружинин, сын придворного камердинера; Фёдор Максимович Брискорн , сын придворного аптекаря; Григорий Иванович Вилламов , сын умершего инспектора классов Петровской школы ; Христиан Иванович Миллер, сын портного и Илья Карлович Вестман, не знаю чей сын. По окончании курса наук в школе, государыня Екатерина II повелела поместить молодых людей в Иностранную коллегию, только одного из них, Дружинина, взяла секретарём при своей собственной канцелярии. Великий объявил, что желает служить во флоте, поступил, для окончания наук, в