История возникновения государства древний египет.

(5 класс, учебник “История Древнего мира”, авт. А.А. Вигасин и др., 2011 г.)

Цель урока:

  1. Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
  3. Обеспечить усвоение учащимися понятия “цивилизация”.
  4. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника, историческим документом.

Учебное оборудование:

  1. карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
  2. электронный учебник по истории Древнего мира (диск);
  3. презентация “Древний Египет”; (Приложение 1 )
  4. маршрутные листы (Приложение 2 ) и визы (Приложение 3 ) для учащихся.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

2. Цель урока.

3. Изучение новой темы.

  1. От первобытности к цивилизации.
  2. Страна Египет.
  3. Разливы Нила.
  4. Объединение Египта.

4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию , на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна .

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация ?

Ответы учащихся.

На слайде ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Для этого вы должны прослушать небольшую лекцию (диск), прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

  • Ответы учащихся.
  • Заполнение таблицы.
  • Работа по карте.

Слайд-карта

Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

6. Работа с историческим документом.

Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека.

П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет.

– О каком явлении идёт речь?

Ответы учащихся.

– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. Диск – “Хвалебные песни Нилу”.

7. Решение творческой задачи: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?

Ответы учащихся.

8. Физкультминутка.

9. Комментированное чтение текста учебника. п. 3

– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов – Объединение Египта. Карта.

10. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. Не забываем ставить печати за правильный ответ!

1) Работа по карте:

  • Показать: реку Нил, дельту, 1-й порог, Мемфис, Средиземное море.

2) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина

11. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

12. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Контурная карта задание 1,2.

13. Рефлексия: Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?

МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

Открытый урок по истории 5 класс по теме

«Государство на берегах Нила»

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Открытый урок по истории 5 класс

Дата проведения: 27.10.16 год

Тема урока: « Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.

    О рганизацио н ный момент .

    Изучение нового материала.

    Местоположение и природа Египта .

Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?

Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. (слайд №:6)

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. (работа и заучивание термина)

Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б ) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

    Разливы Нила

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ » (слайд № 11). Как вы думаете почему?

А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

    Объединение Египта.

Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

    Первичное закрепление.

Тест.

    Д / З.

Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: « Государство на берегах Нила» .

Тип урока:

Оборудование

Урок окружающего мира по теме « Государство на берегах Нила » в 5 классе был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели : знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства; задачи урока:

    выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта

    показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации

    познакомить с понятием «разлив Нила»

    рассмотреть, как образовалось единое государство

    развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал

    развивать устную монологическую речь

    воспитывать интерес к истории

В ходе проведения урока чётко отслеживались этапы актуализации знаний, совместное открытие новых знаний. На этапе закрепления нового материала был представлен материал учащегося класса по теме « Дары Нила».

Учитель использовал на уроке различные виды оборудования: слайды цифровых образовательных ресурсов.

В ходе работы над статьёй учебника учитель применил технологию проблемного диалога и продуктивного чтения.

Материал урока позволил учащимся познакомиться местоположением и природными условиями Древнего Египта. Учитель добился осознанного усвоения нового материала.

В качестве закрепления новых знаний была проведена практическая работа на уроке в рабочих тетрадях, заслушивались краткие сообщения.

Ребята активно работали на уроке. Учитывались индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости.

Урок обеспечивал развитие у учащихся, как учебных умений, так и коммуникативных способностей, способствовал воспитанию бережного отношения к природе, был выдержан в рамках программных требований ФГОС

Выводы:

    Урок носил деятельностный характер, применялись проблемно – поисковые методы подачи нового материала, технологии проблемного диалога, продуктивного чтения, применения ИКТ, цифровых образовательных ресурсов.

    Урок способствовал формированию коммуникативных личностных качеств: учил детей выслушивать ответы своих товарищей, излагать подобранный к уроку материал, делать выводы и обобщения.

    Был направлен на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, значительно расширял знания учащихся об истории

    Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. Цели, поставленные на урок, достигнуты.

Заместитель директора по УВР: /Плешакова Е. Ю./

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс 5

Дата проведения: 27.10.2016 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема:" Государство на берегах Нила" .

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом.

Оборудование : цифровые образовательные ресурсы, таблицы, ИКТ.

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока Ольга Юрьевна использовала различные методические приёмы, стимулирующие творческий и интеллектуальный потенциал учащихся:

Учитель использовал на занятии групповую форму работы: класс был разделён на группы, состоящие из 3-5 человек. Группы были сформированы учителем с учётом уровня обученности учащихся, внеурочной информированности по предмету, совместимости, что позволило им взаимно компенсировать и дополнять недостатки друг друга. Каждая группа выбрала самостоятельно задания и выполняла их сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы.

Педагог в начале урока обозначила правила работы в группе и определила систему оценок: каждый ученик в группе получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. Учитель указал на важность того, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

В конце занятия были подведены итоги: выработанные каждой группой решения обсуждались всем классом. Учитель вынес решение о результатах выполнения задания и работе групп. Каждый участник группы получил соответственно по две оценки.

Используемая учителем групповая форма работы способствовала:

    повышению учебной и познавательной мотивации учеников;

    снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении поставленной задачи;

    содействовала личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков;

Учитель биологии МБОУ СОШ №16 /Башкатова И. А./

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Государство на берегах Нила

Проверка домашнего задания:

План:

1. От первобытности к цивилизации.

2. Страна Египет.

3. Разливы Нила.

4. Объединение Египта.

Новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, фараон.

Изучение нового материала:

1.Переход от первобытности к цивилизации.

Итак, мы закончили знакомство с жизнью первобытных людей. Теперь приступаем ко второму разделу курса. Откройте учебник (с. 31) и прочтите наверху стра­ницы название раздела». Переверните страницу и найдите текст «От первобытности к цивилизации». Слово «цивилизация» для вас новое и непонятное. Поэтому запишем – цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Прочитайте 1-й абзац:

Когда возникли первые государства? Как получал свою власть царь? Вспомните, как получал ее вождь племени. Какой порядок получения власти кажется вам более разумным? Почему? Древнее государство имело свою территорию, столицу, войско, казну, письменность.

Теперь прочтите 2 и 3 абзац.

2. Страна Египет.

Мы приступаем к знакомству с Древним Египтом, Это одна из тех стран, где земледелие раньше, чем в большинстве других стран мира, стало главным занятием и где образовались древнейшие государства.

Учащимся полез­но держать перед глазами карту учебника (с. 7).

Откройте карту на с. 7.

Какой это материк? (показать Африку) . В Африке течет одна из самых больших и полноводных рек мира - Нил . На его берегах расположена страна Египет. Показать Нил и примерные границы Древнего Египта . В какой части Африки расположен Еги­пет? Египет расположен в северо-восточ­ной Африке.

Откройте карту учебника (с. 31).

Прежде чем отдать свои воды морю, Нил распадается на не­сколько рукавов. Определите по карте учебника (с. 31), в какое море впадает Нил... Та часть Египта, где Нил делится на рукава, похожа на огромный треугольник. Своей формой он напоминает перевернутую греческую букву «дельта». Древние греки так и называли эту часть страны - дельтой .

Водам Нила преграждали путь пороги - каменистые преграды на дне реки. В этих местах шумит и бурлит нильская вода, там не проплыть даже на маленькой лодке. Египет находится севернее порогов.

Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды до горных обрывов. Причем в одних местах скалы почти вплотную подступают к Нилу, в других - они отдаляются от реки, и здесь образуется более широкая прибрежная полоса. В среднем же расстояние от западной до восточной границы Египта очень невелико (всего 12-15 км) .

Рассмотрите рисунки.

1. «Берег Нила» (с. 32). Горы близко подступают к реке, оставляя лишь узкую полоску земли для жизни людей; в Египте не растут ценные породы деревьев, нет лесов, на рисунке видно, что кое-где зеленеют пальмы, древесина которых низкого качества и малопригодна для строительства.

2. «Тростник папирус» (с. 33). Берега Нила, особенно в дельте, покры­вали непроходимые заросли папируса. Это был тростник высотой в 2-3 че­ловеческих роста. Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе! Жители Египта охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов папируса плели циновки, на которых спали. Молодые побеги употребляли в пишу. Из па­пируса научились делать похожий на бумагу материал для письма (рассмат­ривается рисунок «Часть древнеегипетского папируса», с. 33).

Характеризуя животный мир Древнего Египта, целесообразно исполь­зовать аппликации: 1) Крокодил. 2) Бегемот. 3) Птицы в зарослях (ибис, утки, удод). 4) Лев. 5) Пантера. 6) Дикие ослы. 7) Бог Нила с сосудами в руках.

На берегах Нила нежились крокодилы, встреча с ними не предвещала для человека ничего хорошего. Египтяне испытывали ужас перед крокоди­лом и обожествляли его... В небольших заливчиках плескались бегемоты. В прибрежных тростниках водилось множество птиц, например уток, удодов, ибисов. Птица ибис с длинным клювом считалась священной птицей бога письма и мудрости по имени Тот... В прилегающих пустынях водились львы, пантеры, антилопы, жирафы, дикие ослы.

Египтяне - так мы называем жителей Египта - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало над головой раскаленное солнце, не было воды, путники изнемогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и подумал я: «Это вкус смерти!».

Египет - так называется страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

3. Разливы Нила.

В июне в Египте очень жарко. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях в других странах большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вола в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка?! Тысячи километров течет Нил по раскаленной пустыне, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает.

Если бы сейчас вдруг пошел дождь, никто бы не удивился: осенью у нас дожди, к сожалению, часты. Но если бы урок проходил в шкале на берегах Нила и внезапно хлынул ливень, ребята, забыв про учителя, бросились бы к окнам и стали кричать: «Дождь! Дождь!»

Река выходит из берегов. Начинается разлив Нила... Вода покрывает весь Египет. В одних местах можно шлепать босыми ногами по воде, в других - глубоко и, чтобы перебраться через них, нужны лодки. Лишь самые возвышенные места не заливает водой, они похожи на острова. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается влагой, и на ее поверхности остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц размытых водой гор­ных пород и перегнивших растений. За тысячи лет благодаря разливам Нила в Египте образовался толстый слой жирного чернозема.

Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, тот ответил бы: - «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом находится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой, Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу. Мы можем прочитать отрывок из «Хвалебной песни египтян Нилу»: «Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!», с. 34).

Вы, конечно, не поверите, что в пещере за дорогами живет речной бог. На самом деле причиной разлива Нила является проливные дожди в Центральной Африке и таяние снегов в горах.

В Древ­нем Египте существовали исключительные условия для превра­щения земледелия в главное занятие:

1) обилие солнечного света и тепла;

2) мягкие и плодородные почвы;

3) полноводная река.

4. Образование единого государства в Древнем Египте.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые назывались номы (с. 34). Между правителями этих царств происходили постоянные войны. Те правители, что были посильнее, захватывали владения соседей и присоединяли к своим владениям... В результате страна оказалась поделенной на два больших царства: в дельте распола­гался Северный Египет, а южнее по берегам Нила до первого порога - Южный Египет. Царь Южного царства или Верхнего Египта носил белую корону. Царь Северного Египта или Нижнего Египта носил красную корону. Обе короны имеют изображения огнедышащей змеи, которая, как верили египтяне, сжигает своим огнем врагов царя.

Царь Южного царства завоевал Северный Египет: образовалось единое Египетское государство. Царь-завоеватель захотел носить обе короны, но ведь на одну голову две шапки не наденешь. Поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе ту и другую корону. Объединения Египта: 3000 г. до н. э. его древняя столица Мемфис.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.

Древний Египет

Разливы Нила (с июля по ноябрь)

Объединение Египта (около 3000 лет до н. э.)

Домашнее задание: § 6. Вопросы и задание 1-4.

Географическое положение страны специфично, оно стало залогом высочайшего уровня развития древнеегипетской цивилизации. Египет занимал северо-восточную оконечность материка, а Суэцкий перешеек связывал с Передней Азией. По тонкому перешейку и велась активная торговля с ее поселениями и культурными центрами, так как по нему проходила большая караванная дорога. Нескончаемым потоком тянулись в обе стороны огромные караваны верблюдов, нагруженных зерном, овощами и фруктами, тканями, золотом и драгоценными камнями. Нил же связывал Египет со Средиземноморским регионом и Тропической Африкой. Естественно, освоить сухопутное, проходившее по руслам высохших рек, и водное сообщение египтяне смогли уже на довольно высоком уровне развития своей цивилизации. До этого же вынужденная географическая изоляция определила самобытный и обособленный характер создаваемого государства. Болотистая дельта Нила, труднопроходимые для водного транспорта пороги, многочисленные пустыни с хищными зверями и ядовитыми змеями вокруг ставили египтян в особые условия существования. Это, в то же время, сделало их выносливыми и работящими, и научило приспосабливаться к капризам Природы, максимально используя все ее богатые дары.

Территории, включаемые в Древний Египет

Та-кемет или Кеми – именно такое имя дали своему государству его первые жители. В него входила область, образуемая рукавами Нила – Нижний Египет, и земля, доходящая до первых порогов, называемая Верхним Египтом, плюс оазис Эль-Файюм. Высокая гряда широких холмов и суровая Ливийская пустыня отделяли зеленый и цветущий Эль-Файюмский оазис от основной территории. В те времена оазис занимал большую, нежели сейчас, местность с богатыми садами и обильными посевами сельскохязяйственных культур. Там же располагалось известное древним историкам и довольно большое Меридово озеро, которое создал Аменемхет III. Однако со временем этот сложный гидротехнический объект уменьшился в размерах, потеряв свое значение.

УУД:

Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.

Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Учебное оборудование:

карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;

презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)

маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.

Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет - дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Папирус.

Ил.

Пороги.

Оазис.

А. Островки зелени в пустыне.

Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Г. Плодородная земля по берегам Нила.

Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения : урок-путешествие.

Ход урока

1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

Цель урока.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

2 . Изучение новой темы.

План.

1.От первобытности к цивилизации.

2.Страна Египет.

3.Разливы Нила.

4.Объединение Египта.

I . Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

государство

власть (царь)

войско неравенство сбор налогов (казна)

В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

- Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?

«цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.

На слайде №4 ученики читают определение:

Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

- Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей - символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

II .

А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:

Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).

Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).

Ваша задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист .1-я группа ставит себе печать.

Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

Заполнение таблицы.

Работа по карте.

Ответы учащихся.

Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа

Слайд-карта №6

Слайд-вывод №7 : Египет - страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

В. Работа с историческими словами.

Обратите внимание на эти слова (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)

Выполнение задания №2

Физкультминутка.

Г. Работа с историческим документом.

За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.

Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:

Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).

Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).

Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).

Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).

Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).

О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).

Куда впадает Нил? (В Средиземное море).

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).

III .

Е. Сообщение обучающегося:

Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».

часть сообщения такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

- Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.

Слайд №9 - “Хвалебные песни Нилу”.

За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)

Д. Задание №1: решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет - дар Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот?

(Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).

Не забываем ставить печати за правильный ответ!

IV .

Е. Рассказ учителя:

- Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов №10 -№11 - Объединение Египта. Карта.

Первоначально в Долине и Дельте складываются:

Номы - общины, связанные с местными ирригационными системами.

Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного - красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.

Кто такой фараон?

Фараон - повелитель всего Египта.

С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э. .

3 . Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина №12-№13

ИЛИ

Беседа по вопросам:

Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)

Как называли повелителя Египта? (Фараон.)

Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)

Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:

2) Работа с контурной картой: р.т. с. 20, з.25

4 . Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22

6. Рефлексия:

Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Папирус.

Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

Ил.

Плодородная земля по берегам Нила.

Пороги.

Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

Оазис.

Островки зелени в пустыне.