Изображение партизанского движения война и мир. Партизанская война в романе война и мир - сочинение по литературе

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и "Партизанами". Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступление мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выявились талантливые организаторы партизанской войны. О начавшемся движении народа свидетельствуют многие участники событий: участник войны декабрист И. Д. Якушин, А. Чичерин и многие другие. Они неоднократно утверждали, что жители не по распоряжению начальства при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение, и оттуда вели партизанскую войну с захватчиками. Войну вели не только крестьяне, но и все слои населения. Но некоторая часть дворянства осталось на месте с целью сохранить свои поместья. Значительно уступая по численности французам, русские войска вынуждены были отступать, сдерживая врага арьергардными боями. После ожесточенного сопротивления был сдан город Смоленск. Отступление вызвало недовольство в стране и в армии. Следуя советам окружающих, царь назначил главнокомандующим русской армии М. И. Кутузова. Кутузов приказал продолжать отступление, стремясь избежать в невыгодных условиях генерального сражения, которого настойчиво добивался Наполеон. По дороге в Москву, у села Бородино, Кутузов дал французам генеральное сражение, в котором французская армия, понеся большие потери, не добилась победы. В то же время русская армия сохранила силы, что подготовило условия для перелома в войне и окончательного разгрома французских армий. Чтобы сохранить и пополнить русскую армию, Кутузов оставил Москву, искусным фланговым маршем отвел свои войска и занял позиции у Тарутина, таким образом, закрыв Наполеону пути к богатым продовольствием южным районам России. Одновременно он организовал действия армейских партизанских отрядов. Против французских войск развернулась также широкая народная партизанская война. Русская армия перешла в контрнаступление. Французы, вынужденные отступать, несли огромные потери и терпели поражение за поражением. Чем глубже проникали наполеоновские войска, тем явственнее становилось партизанское сопротивление народа.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели автора Эйдельман Натан Яковлевич

Э. Е. ЗАЙДЕНШНУР "ВОЙНА И МИР" ЗА СТОЛЕТИЕ Л. Н. Толстой "Война и мир" "Имеют свои судьбы книги, и авторы чувствуют эти судьбы", - писал Толстой. И хотя он, по его словам, знал, что "Война и мир" "исполнена недостатков", но не сомневался в том, что "она будет иметь тот самый успех,

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей,

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

«Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или как Хлестова и Ноздрев стали положительными героями О том, что Лев Толстой в «Войне и мире» опоэтизировал мир «старого барства», писали еще литературные критики – современники автора. О консерватизме

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

События, происходившие в России в 1812 году, воспевали поэты всех поколений потомков. За несколько месяцев Наполеон привел французскую армию под стены Москвы. Бонапарт ликовал, на всем пути наступления, выигрывая или проигрывая сражение, ему удавалось истреблять русских солдат. Но столкнувшись с гневом народным, французы проиграли военную кампанию. Партизанская война в романе «Война и мир» пересказана Львом Толстым в исторических деталях с акцентом на героизме простых мужиков, проявленном в борьбе за Родину.

На что рассчитывали французы

Армия Наполеона была хорошо вооружена. За плечами боевых формирований были десятки побед над соседними государствам, сильными крепостями и укрепленными городами. Главнокомандующий, готовясь к наступлению, выбирал самый удобные возвышения, сухие пригорки, привольные равнины, где можно было выгодно для своего войска построить боевые шеренги и спрятать конницу. Французы любили неожиданные маневры и делали их мастерски.

Последние годы показали, что нет в Европе более могущественной армии. Завоевав очередную страну в доблестном сражении, победители не встречали серьезного сопротивления со стороны мирного населения. Поверженный враг капитулировал, подданные беспрекословно слушали власть. Такой расклад дел после победы стал привычным для французов. Войдя в Москву, Наполеон думать не мог, что жители поведут себя иначе.

Как зарождалось народное сопротивление

Лев Толстой с грустью патриота описывает пожар древнего города. Люди жгли все, что могло представлять для врага стратегическую ценность. Наполеоновская армия тащила за собою мощный обоз, состоящий из рогатого скота и лошадей. Надо было кормить не только солдат, а животных, которые тянули технику, везли солдат, служили едой.

В одночасье враг столкнулся с проблемой нехватки сена. Крестьяне предпочитали сжечь свой урожай, только бы ничего не досталось врагу. Наполеон обиделся, о чем исторически свидетельствуют его письма императору Александру I. Бонапарт указывал, что мужики не соблюдают военных правил, жгут провизию и запасы на зиму, чтобы французским конным дивизиям нечем стало кормить лошадей.

Наполеон решил отступить на зимнюю стоянку по другой дороге, не разоренной его солдатами в период наступления. Мужики встретили врага воинственно, самые слабые массово деревнями уходили вглубь леса пересидеть беду, увозя с собой все съестное. Когда кушать было нечего, ничего не оставалось, как нападать на отступающие французские обозы. Сначала нападения носили хаотический характер.

Развитие партизанской войны

Многие раненные русские офицеры, как Пьер Безухов, оказались в лесной чаще вместе с прятавшимися людьми. Боевые солдаты не могли сидеть, сложа руки, они владели знаниями войны, имели солидный боевой опыт. Военные часто становились во главе мужиков, чтобы со знанием дела вести их в бой.

Об отряде Дениса Давыдова ходили легенды, офицер сплотил людей, ввел военную дисциплину. В партизанском формировании Денисова была своя кавалерия, санитарная часть, разведка, обеспечение. Мужики проходили солдатские учения, чтобы овладеть мастерством ведения ближнего боя в лесной чаще и сохранить жизнь товарищей.

Толстой упоминает о курьезных реальных случаях. Известно об одном партизанском отряде времен Отечественной войны 1812 года, во главе которого стоял священнослужитель. А в другой деревне ополчением руководила молодая женщина, она вошла в историю, как Старостиха.

Партизаны, рассыпавшись сотнями отрядов и тысячами маленьких команд по всему пути отступления вражеской армии вдоль дороги, надкусывали ее по чуть-чуть. Французские солдаты, привыкшие смыкаться в боевой шеренге, не знали как вести борьбу против вил и дубинок. Между тем, поток отступавших захватчиков таял. Партизаны развеяли миф о непобедимости Наполеона. Почувствовав свою организованную силу, партизаны превратились из прятавшейся толпы в грозную освободительную стихию.

Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну "самым гадким делом в жизни", противоестественным, чудовищным по своей жестокости, "целью которого является убийство", орудием - "шпионство и измена, обман и ложь, называемые военными хитростями". Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы.. . И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, "не подходящую ни под какие прежние предания", войну партизанскую, "начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск" и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту "войну не по правилам" как стихийную, сравнивая ее с дубиной, "поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил <...> гвоздившей французов <...> пока не погибло все нашествие". Порожденная "чувством оскорбления и мести", личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России. Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: "были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи <...>были мужицкие и помещичьи". Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов -отсталых мародеров, фуражиров - были истреблены партизанами, их многочисленными "мелкими, сборными, пешими и конными" отрядами. Герои этой войны -представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, "взявший в месяц несколько сот пленных", гусар Денис Давыдов, "которому принадлежит первый шаг" в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, "побившая сотни французов", и, конечно, Тихон Щербатый. В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно. Потому он с легкостью убивает французов, "худого им не делает, но мародеров десятка два побил". Тихон Щербатый, "один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии", отличается ловкостью и смекалкой: "никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов". Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого. С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: "Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить". Долохов считал "глупой любезностью", "рыцарством" оставлять в живых французов, которые все равно "помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией". Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных "под расписку", "не имевший на совести ни одного человека" и "не желавший марать честь солдата", а также Петя Ростов, "чувствовавший любовь ко всем людям", испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям

Роман "Война и мир"-это,безусловно, произведение о русском народе,и "мысль народная"звучит нем мощно и постоянно.Русский народ не только главный герой повествования.но и,по мнению писателя,главный двигатель истории.Познакомимся поближе с тем,как решает данную проблему гениальный автор.
Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма.Это нашло отражение в жанре,композиции,образной системе и языке произведения.Главным,центральным образом эпопеи является народ,в центре внимания автора -его массовый образ.По мнению.Сабурова "образ народа слагается из мотивов,отнесённых к множеству разных лиц"....,"формируя коллективный образ".
Однако прежде следует остановиться на двух противоположных образах,играющих важную роль в романе: на образе крестьянина - партизана Тихона Щербатого и солдата Платона Каратаева.\Крепостной крестьянин Т.Щербатый из - под Гжатска,когда в деревню пришли французы,собрал отряд "молодцов"и занялся истреблением врагов - мародёров.Тихон отнёсся к этому как к необходимости,потому что "ведь надо же очищать родную землю от французов".Он уничтожал врага всеми подручными средствами.В лице Тихона Щербатого автор показывает.как зарождалось партизанское движение,вылившееся в "дубину народной войны".В отряде Денисова Тихон оказался" самым нужным человеком".Своему патриотическому долгу он отдавался легко,весело,естественно."В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона.- Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, - говорили про него."В Щербатом Толстой дал обобщённый образ крестьянина - партизана.
Образ этот резко контрастирует с другим представителем народа,показанным автором полно и ярко,"явившегося выразителем всего русского,доброго,круглого ",-Платона Каратаева.Каратаев вечно при деле,всегда добр и кроток.Он живёт как бы созерцая жизнь,радуясь ей.не борясь и не восставая.ОН не борец.И на фоне сражающегося народа - вроде бы чужд толстому.Но он носитель толстовской идеи "непротивления злу насилием" .Каратаев оказал огромное воздействие на Пьера Безухова,попавшего в плен и раздавленного духовно.Именно Каратаев дал ему понимание того,что надо жить "ради простоты.добра и правды"
Но величайшим проявлением русского патриотического характера была Бородинская битва,в которой русский народ одержал победу "над численно сильнейшим неприятелем".Французские генералы сообщали Наполеону,что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь,ль которого тает французское войско "
"Наш огонь рядами вырывает их,а они стоят"И Наполеон чувствовал,"как страшный размах руки падал волшебно - бессильно "А одновременно с этим Кутузову докладывали:"Войска твёрдо стоят на своих местах"..Русский народ одержал победу,так как был "более сильным духом противником" .Он защищал Родину.
Весь народ поднялся на войну с Наполеоном.Вт как говорит об этом Толстой.Я считаю.это гимн русскому народу - освободителю.
"Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил.Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., - дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие."
Таким образом, подчеркну ещё раз что,Толстой главным героем романа сделал русский народ.Автор писал:"Чтоб произведение было хорошо,надо любить в нём главную мысль.Так...в "Войне и мире "я любил мысль народную." (Я не давно делал уменя дакумен был)