К функции воли относится. Свойства и функции воли

Воля - это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его Важнейших атрибутов. Будучи тесно связанной также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. Она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей.

Три основные функции волевых процессов.

1. Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака.

Первый - осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения.

Второй - обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия.



Третий - в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом - максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом - как слабость воли. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания. Коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

ПОНЯТИЕ

Воля - процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй - проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации, по мнению ученых, происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение. Изменение смысла действия - необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);

2)на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;

3)волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания). На этом уровне личность становится субъектом деятельности. В этом случае человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким, образом, волевая регуляция ~ это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления. Этой точки зрения придерживаются В.А. Иванников, Л.М. Веккер и др.



В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им собой (К.А. Абдульхано-ва-Славская, О.А. Конопкин, В.К. Калин, Т.И. Шульга и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, то есть волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой - на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трех компонентов: 1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2) исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим; 3) оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

Волевая регуляция - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Действия произвольные - действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.



Действия непроизвольные - действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия.

Действия импульсивные - действие, «запущенное» стимулом, со­вершаемое мгновенно, без обдумывания, оно кратковременное и не­редко немотивированно.

Действия волевые - действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) постав­ленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, то есть обозначается конкретными словами); в) на пути к цели пре­одолеваются внешние (внутренние) трудности.

Воля выполняет четыре функции.

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

4. Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.

Механизмы

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность. Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой. Функцию регуляции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. При по­ражении этих клеток наступает паралич или неловкость движений, теряются навыки.

Структура волевого акта

1. Побуждение к действию (потребности, мотивы).

2. Препятствие и борьба мотивов (подключение других мотивов - ценностей личности). Борьба мотивов может продолжаться достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации.

3. Принятие решения.

4.Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть также достаточно продолжительным или не выполняться вообще.

5. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).

6.Завершается волевое действие удовольствием от его успешного выполнения или извлечением «урока», если оно не достигло желаемого результата. В любом случае в результате совершения волевого акта происходит развитие личности.

То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля).

Локус- место расположения чего-то.

Локус контроля (интернальный - внутренний) - устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.

Локус контроля (экстернальный - внешний) - устойчивая склонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и

Рефлексия (лат. reflexio - отражение, обращение назад) - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Теории воли

Упоминание о воле можно встретить еще у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнтаризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процессов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсолютную свободу, не связанную с обществом. Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отрицали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зависит от обстоятельств, в которых находится человек (человек - безвольная игрушка природы). В последние годы развивается концепция, согласно которой поведение человека понимается изначально активным, способным самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, Рубинштейн, Иванников и др.).

Свойства и закономерности

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над де­ятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества - нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизм- немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство - упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководствуется не доводами разума, а личными Желаниями, вопрекиих несостоятельности.

Развитие

Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два-три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на основе соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодолевать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавливать отношение мотива к цели проявляется только при наличии внешних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутствие взрослого или других детей, а также соответствующих предметов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за игровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

Становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

Становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;

Оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

Нарушения

Одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов. Другим нарушением считается формирование патологических потребностей и мотивов

(Б.В. Зейгарник). Проявляются эти нарушения различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия) или чрезмерной активностью (гипербулия). Симптомы гипобулии могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто встречаются нарушения воли: апатия, абулия (анорексия, булемия), симптом аутизма, гипербулия.

Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики.

Абулия - нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.).

Анорексия - отсутствие аппетита, подавление желания есть.

Булемия - патологическое желание постоянно часто и много есть.

Гипербулия - нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.).

Аутизма симптом - утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгороженности, нелюдимости.

Индивидуальные особенности

Люди различаются друг от друга: по силе воли, по форме проявления чего и др. Установлена зависимость силы воли от типа нервной системы (улиц с сильной нервной системой воля более развита). Индивидуальные различия проявляются также в степени сформированности волевых качеств личности.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальное

В качестве примера экспериментального исследования воли приведем изучение волевого усилия в интеллектуальной деятельности с использованием методики «Нерешаемые задачи». Детям дошкольного и младшего школьного возраста предлагалось собрать три картинки. Первая картинка состояла из одного предмета, разделенного на несколько (4-6) частей и собиралась относительно легко. Вторая картинка состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделенных на 4-6 частей); эту картинку дети собирали также легко и достаточно быстро, но требовалось некоторое соображение, рассуждение, чтобы ее собрать. Наконец, детям предлагалось собрать картинку, также состоящую из двух предметов и разделенную на 4-6 частей, которая решения не имела - по замыслу экспери­мента, отсутствовала одна из частей. Фиксировались время выполнения всех трех заданий, а также особенности поведения детей и объяснение причин отказа от деятельности при манипулировании с третьей картинкой.

Диагностическое

Для измерения волевого усилия в физической деятельности используется методика «Динамометрия» (И.И.Купцов).

Для изучения уровня развития волевых качеств используется метод «Экспертные оценки», где эксперты оценивают различные характеристики действий испытуемых (длительность решения задачи, число попыток, концентрированность усилий, наличие колебаний в процессе принятия решений).

Методика для диагностики уровня субъективного контроля (СК) и многие другие.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • § инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • § стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • § тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие "волевой акт". Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • § побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • § наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • § "борьба мотивов" в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • § принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • § реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • § целеустремленность;
  • § самостоятельность;
  • § решительность;
  • § настойчивость;
  • § выдержка;
  • § самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность человека осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому человеку, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах, как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Б) В психологии термин поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме "стимул - реакция".

Современное понимание поведения выходит за рамки реакций на внешний стимул. Помимо внешней активности человека (движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции) есть и внутренние составляющие поведения: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Поведение есть процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, выражающийся в форме внешних действий и поступков.

Человеческое поведение формируется и реализуется в обществе и связано с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. Можно выделить следующие варианты социальной адаптации (по Змановской): - радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего социального мира; - гиперадаптация - самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений; - гармоничная адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования; - конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации; - девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы) - социально-психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: - мотивированность - внутренняя готовность действовать направляемая потребностями и целями личности; - адекватность - согласованность с конкретной ситуацией; - адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды; - аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; - продуктивность - реализация сознательных целей;

Также не менее важными являются такие признаки поведения личности, как: - уровень активности (энергичность и инициативность) - эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); - динамичность (темп); - стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях); - осознанность (понимание своего поведения); - произвольность (самоконтроль); - гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

воля поведение преступник

Преступное поведение -- это поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими, в результате чего совершается преступное деяние.

Преступное поведение по своей природе совпадает с преступлением в уголовно-правовом смысле. Об этом указывает и Ю.М. Антонян: "принято думать, что преступное поведение - более широкое понятие, чем преступление. Это заблуждение, поскольку оба термина подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй - с криминологических, точнее криминолого-психологических позиций.

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей на пути к намеченной цели.

Воля не является изолированным свойством психики человека. Она присутствует во многих актах человеческого поведения как сознательная регуляция, сознательное приложение физических и умственных сил для воплощения сознательно поставленной цели. Следовательно, воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную (активизирующую) - это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей; и тормозную - это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо).

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Одним из проявлений социальной активности человека, того, что может быть названо его активной гражданской позицией, является “сверхнормативная активность”, т. е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он ее не выполняет), но осуществление которой отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления ее побудительной функции. Если у человека отсутствует актуальная (“здесь и теперь”) потребность осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия.


В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Говоря о стиле и тоне взаимоотношений в коллективе, А. С. Макаренко особо подчеркивал задачу выработки “привычки торможения”. Он писал: “Руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанными в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма своего воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива. Особую форму торможения представляет вежливость, которую нужно настойчиво рекомендовать при каждом удобном случае и требовать ее соблюдения”.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли. И в повседневной жизни сдержать проявление своих чувств, довести до конца начатое дело несмотря на любые трудности, устоять против соблазна все бросить и заняться чем-либо более привлекательным — возможно при наличии достаточно сильной воли.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Воля - одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях - стимулирующей и тормозной.

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

6. Структура и содержание волевого действия. Феномен «борьба мотивов» в волевом действии.

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

Осознание цели и стремление достичь ее; осознание возможностей достичь цели; появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

Этап "осознание цели и стремление достичь ее" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности.. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов . На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает. Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами. Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения. Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.



Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.