Как бороться с грубостью подруги. Хамство – как бороться с уличными грубиянами? Юмор - лучшее оружие

Фрагмент книги Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012

Сколько можно мириться с грубостью? В транспорте, на работе, в гостях, дома, в сети, на улице - где угодно! Сколько можно исполнять роль жертвы? Терпеливо перенося любые неудобства, любые проявления хамства. Известный психотерапевт и мужественный человек, Дмитрий Ковпак решил, что с него хватит! Читайте его захватывающие истории и профессиональные советы по борьбе с грубостью и цинизмом. Доктор Ковпак готов изменять окружающий мир, не прогибаясь под него! А вы?

Основные стратегии преодоления грубости

Эффективное противодействие

Очевидно, существует три подхода в отношениях между людьми. Первый - считаться только с собой и подавлять других... Второй - всегда и во всем уступать другим... Третий подход - иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

Только мертвого невозможно задеть за живое. Каждый из нас попадал в ситуации, когда был уязвлен или психологически травмирован. Естественным образом возникает желание наказать или проучить обидчика либо свести к минимуму урон для реноме и оценок окружающих.

Что конкретно делать? Терпеть или ответить? Чем все это обернется? И целый сонм других вопросов неотступно крутятся в голове. Это случилось не впервые и не только с вами. Как на это отвечали раньше люди, уже столкнувшиеся с подобной проблемой?

Когда то Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».

Бесспорно, если вы регулярно позволяете себя обижать, это может войти в привычку у ваших обидчиков. Желание сделать замечание или даже сорваться на вас у грубияна наступает раньше, чем возникает для этого повод.

Если вы будете помогать неуравновешенным людям, регулярно предоставляя им площадку для выплеска своего раздражения, эта тактика у них станет срабатывать автоматически. Им больше не надо будет гадать, кто же во всем виноват.

Так, перепутав терпение и благоразумие со страхом и ленью, вы можете превратиться в местного козла отпущения.

Человек в реальности не так миролюбив, как он это декларирует и даже как сам о себе думает. Поэтому ждать от ваших обидчиков, что они самостоятельно прозреют, признают ошибки и учиняемую несправедливость, может оказаться слишком трудоемкой и дорогостоящей стратегией. Помогите им осознать, что не на того нарвались.

Но отвечайте не на содержание речи противника, а на сам факт его вмешательства не в свое дело.

Есть ли победители в схватке с грубиянами, вопрос спорный и даже риторический. Однако если уж вы решились на единоборство, то вам не помешают некоторые навыки, технологии и полезная информация.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:

  • оперативность поиска и воспроизведения информации;
  • остроумие, ироничность;
  • находчивость, хитрость, предприимчивость;
  • умение использовать логику и последовательное аргументирование;
  • мастерство риторики;
  • стрессоустойчивость и терпимость (толерантность);
  • помехоустойчивость.

Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях и чаще испытывают чувства удовлетворенности собой и самоуважения.

Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности или неуверенности в себе и своим агрессивным поведением пытаются маскировать эти подспудные переживания.

Ключ к уверенному поведению - это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения.

Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете.

Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости - это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ», - сказал Прометей раз гневавшемуся Юпитеру, который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.

Самый малоэффективный вариант реагирования на хама - эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.

Но порой и это помогает сбросить напряжение. Цена такого сбрасывания варьирует в зависимости от ситуации и присутствующего в этот момент окружения, а также отсроченных последствий. Порой она непомерно высока.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Особенно когда ситуация уже в прошлом, а «махать кулаками» все еще хочется.

Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Заодно умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее!

Представьте себе такую ситуацию: вас здорово разозлил начальник, жестко и грубо отчитавший вас за ситуацию, к которой вы на самом деле не имели никакого отношения. После его ухода вы ударяете кулаком по столу, ломаете два карандаша, ручку и превращаете целую стопку бумаг в бесформенную массу. Уменьшат ли эти действия ваш гнев? И избавят ли они вас от склонности в будущем сердиться на руководителя в подобных ситуациях?

Согласно хорошо известной теории катарсиса (очищения), ответ в обоих случаях будет положительным. Когда рассерженный человек выпускает пар посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых, уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля, считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности З. Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.

Признавая реальность такого «очищения», Фрейд впоследствии был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. И действительно, просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия не приводит к снижению уровня агрессии - напротив, подобный опыт скорее усилит интенсивность агрессивных проявлений в будущем.

Уровень агрессии не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на неодушевленных предметах.

Вспомните, как у нас любят пересказывать мифы о подвалах японских корпораций, где якобы сотрудники молотят чучела своих боссов и потом спокойные и довольные идут на рабочее место. Если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки, закидать дротиками изображения ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы, совершенно не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки по отношению к досаждающим им лицам уменьшится.

Уровень агрессии не уменьшается также и после серии вербальных атак - напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом деле усиливают агрессию оппонента.

Английский писатель Джон Рескин сказал: «Кроткий ответ удаляет злобу».

Это тоже определенная техника. Только она требует достаточной закалки и выдержки. Чтобы хватило терпения на злые оскорбления реагировать вежливо и не выходить при этом из себя не только внешне, но и внутренне. Для этого потребуется развить в себе немалую самодисциплину.

В крайнем случае можно сказать спокойно-нейтральную описательную фразу, например: «Как вы грубо сейчас высказались. Мне не подходит общение в такой форме/таком тоне». Иногда это останавливает обидчика или сбивает его на время. В любом случае вы получите паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места словесного боя.

Так вы устраните причину для последующих возвратов к ситуации в воспоминаниях, что происходит при проглоченной безответной обиде, с прокруткой «победоносных сценариев» в фантазии - виртуального «махания кулаками» после вербального боя.

Главное - это сохранение внутренней уверенности в себе.

Будет уместна мысленно сказанная самому себе фраза Ганди: «Они не способны отнять наше самоуважение, если мы сами не отдадим им его». А выводы, сделанные на основе житейского опыта, о том, что мы зачастую чувствуем себя лучше (то есть менее возбужденными или напряженными), ответив людям, выводившим нас из себя, действительно имеют под собой основания, как заявляют весьма серьезные исследователи агрессии.

Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.

Внимательно слушать - значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно - подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически - ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать - это настоящее искусство.

Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.

Например, во время переговоров за круглым столом или выступления на трибуне нужно реагировать сразу же - если не словами, то отрицающим покачиванием головой или жестами.

На негативное высказывание вы можете отреагировать позже, если это произошло во время диалога, но если присутствуют третье лицо или зрители, они будут ждать вашей реакции. А отсутствие реакции означает согласие!

Не бойтесь при необходимости нарушать правила и стереотипы. Умный человек выбирает тактику в зависимости от ситуации.

Техника вопроса - это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» - так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.

Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.

Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Клиент спрашивает:

  • А почему все риелторы отвечают вопросом на вопрос? Ответ риелтора:
  • А вы сами как думаете?

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.

Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.

Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.

Вот примеры подобных ответов:

  • Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.
  • Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.
  • Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...
  • Прошу вас, не утруждайте себя…
  • Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» - это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
  • Возможен вариант - напомнить нападающему о том, что судить имеет право только суд или Господь Бог и у агрессора нет никакого права давать другим людям оценки. Сила воздействия этих слов заключается в том, что каждый человек подспудно понимает, что сам он не идеален и не имеет морального права указывать окружающим. Любого критика и хама можно высмеять за присвоение им роли судьи: «А судьи кто?»
  • «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?» - такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена, и его можно применять даже в разговорах с начальством в случае сильного давления.
  • «Это уж пусть Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Неважно, к кому вы обращаетесь - к атеисту или к религиозному фанатику, все равно сработает. Переадресация «к Богу» - эффективный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает свои полномочия.

Необходимо различать грубость и объективную критику.

Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу (например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили, допустили какую-либо ошибку или оплошность) - поблагодарите критика, например, словами: «Да, действительно, я не учла/учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «Спасибо, я этого как раз не заметил», «Я подумаю, спасибо за замечание/информацию».

Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.

Примером может служить фраза одного из персонажей фильма «Кин-дза-дза»: «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»

Еще одним вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.

Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»

Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.

Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».

Если же агрессор утверждает, что вы наносите ущерб сразу многим, скажите: «При желании вы имеете право обратиться в соответствующие инстанции» (например, к вашему начальству, в домоуправление, в милицию, в суд и т. п.). Но ни в коем случае не включайтесь в не нужный вам диспут. Не оправдывайтесь, не отчитывайтесь перед человеком, не являющимся должностным лицом, в чьи обязанности действительно входит правовая оценка ваших действий.

Разговаривать с людьми, настаивающими на том, что вы наносите вред каким-то третьим лицам, не стоит, даже если вы располагаете неопровержимыми доказательствами собственной невиновности. Приберегите эти доказательства на тот случай, если в дело вмешаются уполномоченные лица, перед которыми вы действительно обязаны отчитаться.

Сам факт того, что вы начали оправдываться перед посторонним человеком, свидетельствует о том, что у вас снижена уверенность в себе, у вас легко вызвать чувство вины и вы слишком много «должны» окружающим.

Каким бы самоуверенным и наглым ни казался вам хам, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так, как с вами.

Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»

Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»

Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.

Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».

Весьма эффективен так называемый метод Милтона Эриксона (известного гипнопсихотерапевта), который использовал метафоры и рассказы, в которых заключался намек или пример поведения человека, которому предназначалась история.

Метафора представляет собой вид косвенного внушения. Это слово состоит из двух греческих корней: мета - «через» и форе - «переносить». То есть метафора - это средство переноса. Что же переносит метафора? Она переносит смыслы, минуя сознательные контроли и барьеры.

Например, вот история о том, что не все является грубостью, каковой кажется на первый взгляд.

Однажды странник остановил прогуливающегося старца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.

Ступай, - односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:

Постой! Старик стоял на дороге и кричал путнику:

До города тебе еще час пути.

Почему же ты не ответил сразу? - воскликнул странник.

Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил старик.

Или история о поспешных выводах.

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По дороге он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

  • Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  • Воды попить.
  • Ну так и пил бы...

А напоследок вспомните феерический фильм «Формула любви» и спокойную отповедь доктора проходимцу Калиостро с использованием наглядных примеров из жизни:

Да-да, - согласился Калиостро. - Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна для людей, носящих звание магистра... Начнем с самого детства. Родился я в Месопотамии, недалеко от слияния рек Тигр и Евфрат, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад... - Калиостро оглядел собравшихся, как бы давая им возможность осознать услышанное. - Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Нет, не изумляет, - невозмутимо сказал доктор. - У нас писарь в уезде был, в пачпортах, где год рождения, одну цифирку только обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.

© Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012
© Публикуется с разрешения издательства

Содержание статьи:

Хамство - это явление, которое уже приобрело статус повседневного. Современные тенденции гонки на выживание дают все предпосылки для процветания хамского поведения - позиция силы сейчас в преимуществе. Поэтому хамов можно встретить везде - в транспорте, в сфере торговли и обслуживания, в организациях и по соседству. И главный вопрос, который встает перед оппонентом грубияна - как правильно реагировать на такое поведение.

Что такое хамство

Хамское поведение можно рассматривать в нескольких плоскостях. С одной стороны, это стремление самоутвердиться за счет унижения другого. С другой стороны, признак низкой культуры и отсутствия должного воспитания. С третьей, способ получения энергетической подпитки за счет всплеска эмоций у «жертвы». Но какую бы сторону этого явления мы ни рассматривали, в любом случае оно носит негативную окраску. Проще говоря, хамство - это плохо.

Хамское поведение - это маска, за которой человек скрывает свои комплексы и недостатки: неуверенность в себе, слабость, невежество, низкую самооценку, глупость. Она дает людям иллюзию того, что они лучше, умнее, нравственнее других. Поэтому хамы так любят ставить себя выше других и учить жизни. Именно в этом и заключается главная цель хамства - унизить, обидеть, запугать собеседника любым способом. Интересно, что опытные хамы могут безошибочно вычислить слабое место человека (внешность, умственный потенциал, образование, окружение, моральное поведение, семейный статус или его отсутствие) и ударить прямо в него.

Есть несколько условий, при которых хамство имеет все шансы на процветание и успех:

  • Анонимность . Это один из самых значимых факторов, позволяющих хаму удовлетворять и развивать свои низменные потребности унижать и грубить другим людям. Ведь так пакостить намного удобнее и безопаснее. Поэтому сейчас появился еще один «идеальный» в этом отношении способ портить жизнь другим, не раскрывая себя - интернет. В социальных сетях, на форумах и в комментариях к размещенному контенту можно встретить массу агрессивных и порой абсолютно неадекватно реагирующих пользователей под чужими никами.
  • Эмоциональный эффект . Реакция оппонента - это показатель того, что хамский выпад попал в цель. Чем сильнее всплеск эмоций у выбранной «жертвы», тем больше удовольствия получает хам. И наоборот, игнорирование или спокойное поведение собеседника сводит пыл грубияна к нулю и оказывает противоположный эффект, когда нервничать и злиться начинает сам хамящий.
  • Безнаказанность . Еще одно условие, которое дает силы не только криминальным наклонностям, но и хамству. Безнаказанное беспардонное поведение не имеет весомых причин прекратиться. Хам никогда не прекратит свою «деятельность», если не увидит встречную силу и не почувствует возможность получить реальный отпор.

Основные причины хамства


Причин, почему человек ведет себя по-хамски, может быть очень много - от плохого настроения до серьезных поведенческих отклонений. Поэтому так важно знать природу такого поведения, чтобы выбрать наиболее эффективную тактику разрешения конфликта.

Основные причины хамского поведения людей:

  1. Плохое эмоциональное и/или физическое состояние . Злость, усталость, разочарование, отчаяние могут спровоцировать вспышки грубости даже у человека, который не является хамом. Поэтому такие «проколы» в общении с другими чаще всего благополучно разрешаются самим грубияном, который осознает свое неправильное поведение и извиняется за него.
  2. Стремление самоутвердиться . Одна из наиболее распространенных причин хамского поведения, когда хам за счет унижения другого человека старается вознестись над ним. Но только в своих глазах. Других способов решения своих внутренних проблем они не видят. Поэтому принимают оторопь, негодование и ошарашенность людей от своих «концертов» за признак своей значимости, уважения и правильности действий. Особенное наслаждение хамоватые люди получают, почувствовав слабинку оппонента. Если человек в силу воспитанности или неконфликтного характера замешкался с ответом или ответил недостаточно твердо, «корона» на голове хама начинает расти еще быстрее. Спровоцировать активность нахала может не только эмоциональная слабость собеседника, но и физическая. Есть хамоватые люди, которые выбирают себе «жертв» еще и по принципу физического преимущества.
  3. Желание быть замеченным . Часто хамство используют люди, которые по-другому не могут привлечь к себе внимание. Недостаток любви, внимания, общения толкают хама восполнять этот дефицит скандалами и грубыми выходками. Человек, который недополучил любви в детстве и не видит ее во взрослой жизни, выбирает такой способ преодолеть равнодушие других к себе.
  4. Особенности характера . Склонность хамить может быть частью характера человека. Особенно подвержены такому способу общения люди педантичного, прямолинейного и авторитарного склада характера, которые любят поучать и концентрироваться на негативе.
  5. Агрессия . Беспардонность может быть также способом высвобождения накопленной агрессии, если человек не может реализовать ее на объект-раздражитель или не знает других способов «спустить пар». Поэтому агрессивное поведение трансформируется в хамское и проецируется на других.
  6. Манипулирование . Нередко с помощью наглости и беспардонности люди стараются добиться своих корыстных целей - быстро и с минимальными потерями. Часто именно на такой модели поведения выстраивается иерархия в мужских коллективах, а также определенных социальных и профессиональных группах.
  7. Энергетический вампиризм . Хамство - один из самых эффективных способов «качнуть» энергию у аудитории, которая участвует в разыгрываемом хамом «представлении». И в этом случае агрессора не интересует процесс унижения или самоутверждения. Его цель - энергия «жертвы». Поэтому чем больнее и глубже он «вцепится» в нее, тем больше ответных эмоций получит. И не важно, что это будут эмоции с негативной окраской (боль, раздражение, возмущение, гнев, страх, неприязнь). Для энергетического вампира это даже лучше. Если же ему удастся довести своего оппонента до бешенства, истерики или ввести в состояние ярости, это вообще высший пилотаж и максимальное удовольствие.
Рассматривая понятие хамства, нужно помнить, что оно подобно лавине. То есть предсказать его начало, место и развитие очень сложно. Равно как и правильно отреагировать на него, не обладая нужными навыками и знаниями.

Проявления хамства у человека


Хамское поведение во многом зависит от самого человека и от обстановки, которая его окружает. Во многих случаях оно схоже с обычными отрицательными эмоциями и проявлениями невоспитанности - грубостью, беспардонностью, резкостью, бестактностью и т.п. При этом очень важно отличать их от истинного намеренного хамства.

Основные проявления хамства:

  • Агрессия . Большинство людей, избравших тактику хамского поведения, предпочитает агрессивное поведение с выбранным для издевательства собеседником. Активная позиция, резкие высказывания, неприятие чужого мнения, авторитарность суждений - одни из основных инструментов общения агрессивного хама. Он всегда считает, что стоит на передовой правого дела - нравственности, честности, справедливости, воспитанности и т.д. Поэтому иногда дело может доходить до рукоприкладства и прямых угроз.
  • Надменность . Надменная ухмылка на лице хама иногда может унизить и испортить настроение человеку не меньше, чем резкое высказывание.
  • Игнорирование . Полное безразличие к собеседнику или обращающемуся человеку также можно расценивать как хамство. Только тихое. Тем более если этот собеседник находится в поле зрения и слышимости хама. Большинство хамящих использует стратегию игнорирования и с другой целью - они всегда ставят свои интересы выше интересов других людей.
  • Вызывающее поведение . Напомним, что целью хамского поведения является вызов ответной реакции у собеседника, окружающих. Поэтому хам сделает все, чтобы его «выступление» было замечено. Для этого он будет использовать повышенные тона, яркие выражения и активную жестикуляцию. Даже в условиях анонимности (по телефону, в интернете) он будет подбирать такие фразы, чтобы вызвать максимальный резонанс у читающих.
  • Отсутствие культуры . Хамское обращение предполагает полное отрицание каких-либо правил культуры поведения и воспитания. Этические рамки не позволяют добиться хаму от своей «жертвы» ожидаемого эффекта, поэтому напрочь отметаются изначально. При этом не обязательно хамом является человек, не получивший в течение жизни должного воспитания. Хамить могут и люди, которые очень хорошо знакомы с правилами этикета, но просто отключают у себя эту «функцию».

Важно! Не все хамящие люди решаются на открытые конфликты, предпочитая использовать скрытые, анонимные способы воздействия на людей. Но это не делает их менее опасными.

Способы борьбы с хамством

Учитывая разнообразие причин и проявлений хамства, универсального способа борьбы с ним пока что нет. Большинство специалистов рекомендует выбирать способ, как реагировать на хамство, исходя из своих возможностей (темперамента, остроумия, выдержки, конституции) и ситуации, которая складывается. При этом часть из них все же настаивает на том, что хам боится силы, а другая часть - на том, что его обезоружит только игнорирование. Вот несколько разных по действию способов реагирования на хамское поведение, из которых можно выбрать наиболее подходящий для вашего случая вариант.

Держите ситуацию под контролем


Главное, что необходимо сделать во время конфликта - сохранить контроль над происходящим. Любая слабинка с вашей стороны только раззадорит хама. Поэтому сохраняйте спокойствие и не выходите за рамки воспитанности.

Если всплески хамства по отношению к вам допускают ваши коллеги, соседи, знакомые или родные, возьмите за правило выяснять все нюансы такого конфликта без аудитории, то есть один-на-один с хамящим.

Постарайтесь выяснить истинные причины такого отношения к себе и либо решайте ситуацию, либо прекращайте с ним всякое общение. Сложнее сохранить самообладание и дистанцию с хамом, от которого вы зависите - с супругом (супругой), начальником.

Но и здесь нужно помнить, что это далеко не безысходность. Работу можно сменить, с мужем - развестись и открыть дорогу новым возможностям. Это очень сложно, но чувство достоинства и самоуважения этого стоит.

Сохраняйте дистанцию


К сожалению, не всегда удается ответить на беспардонное поведение так, как хочется - метко и быстро. Часто самые подходящие фразы в ответ на хамство приходят к нам в голову уже после того, как «все состоялось». Это огорчает, однако не должно становиться самоцелью.

Хамское поведение изначально не предполагает продуктивного диалога, поэтому не стоит всеми силами стараться вступать в прения с человеком, который не настроен вас слушать и слышать. Он затевает конфликт, где диалог если и предполагается, то только по его правилам.

Чтобы нарушить их и выбить тем самым хамящего из колеи, выстраивайте свои рамки общения, свою дистанцию. Основанием для этого должны выступать главные противники хамства - чувство собственного достоинства и самоуважения.

Игнорируйте хамящего


Тактика спокойного игнорирования хамских нападок издавна использовалась мудрецами и известными в истории людьми. Она описывается во многих мудрых изречениях и притчах. К примеру, таким способом, как ответить на хамство, пользовался древнегреческий философ Аристипп. Он считал, что хам, как и всякий человек, имеет право говорить что-угодно и кому-угодно. Равно как его «жертва» имеет полное право его не слушать. Поэтому даже не вступал со скандальными личностями в разговор.

Игнорировать можно не только самого хама, полностью уходя от диалога. Есть еще несколько качеств, способных умерить пыл хамящего - это вежливость, корректность и юмор. Поэтому можно игнорировать именно его хамское поведение, отвечая на все выпады вежливо, покойно и рассудительно. А если у вас еще и присутствует чувство юмора, то конфликт можно перевести в шутку.

Если искру в огонь хамства подкинули вы, случайно сделав что-то не так незнакомому человеку с хамскими наклонностями (наступив на ногу, зацепив локтем и т.д.), извинитесь, предложите свою помощь (если в этом есть необходимость). На этом, в принципе, правила вежливости позволяют ограничиться.

Многие психологи считают хамство тестом на зрелость. Зрелая личность не только не опускается до уровня хамства, но и способна рассмотреть причины такого поведения у других. А значит, понять и спокойно избежать конфликта.

Помните свои права


Самое главное право, которое вы просто обязаны учитывать в ситуации беспардонного поведения по отношению к вам - право на уважение. Вы - личность, а значит, имеете полное право на уважительное отношение к себе. Если вас не уважают, вы не обязаны это терпеть.

Также не бойтесь использовать правовые рычаги внимания, встретившись с хамством в сфере обслуживания, в организациях или на работе. Если спокойный тон и вежливость не помогают, начните с «разоблачения» хама. То есть попросите его данные и контактные данные его начальника (работодателя, управляющего, администратора).

В случае конфликтов с коллегой предупредите о том, что известите о его хамском поведении руководство. Сначала тет-а-тет, а после - в присутствии коллектива. Если и эти меры не успокоили грубияна, привлекайте себе в помощь юристов, специалистов по защите прав потребителей, профсоюз.

Не давайте «хроническому» хаму повод думать, что вы у него «на крючке». Показывайте, что вы понимаете сложившуюся ситуацию, она вам не нравится и вы не намерены ее терпеть.

Ведите диалог правильно


Еще один эффективный способ, как бороться с хамством - общаться «не по правилам». К примеру, задавать вопросы - наводящие, уточняющие. Действительно ли вы «топчетесь, как слон» или «встали, как столб». Или в чем именно заключается ваше неподобающее с точки зрения хамящего поведение. Можно поинтересоваться, что именно заставляет его так вести себя с вами и говорить такие слова.

Можно использовать при общении с хамом прием перефразирования, возвращая в диалоге ему его же слова, то есть формулируя ответ на его утверждения или претензии в перефразированной форме. При этом важно не оправдываться, а отстаивать себя. Так, чтобы хам не усомнился в вашей серьезности и настойчивости в этом.

Как бороться с хамством - смотрите на видео:


Выбирая тактику ответа на беспардонное поведение, помните, что хамство в ответ на хамство порождает тоже хамство в квадрате. То есть вы уподобляетесь хамящему, становитесь с ним на одну ступень. Хотя со случайными хамами тактика веского ответа может дать свой результат. Но не в случае конфликтов с людьми, которых вы видите каждый день. Поэтому выбор за вами.

Хамство на работе - явление, к сожалению, не редкое. Большинство опрошенных людей заявили о том, что непосредственно сталкивались с этим явлением в том или ином виде. Пожалейте хама - у него проблемы с самооценкой. Но не дайте ему поднять ее за ваш счет...

Кто хамит

Хамами могут стать люди, обделенные общественным вниманием, но остро нуждающиеся в нем. Если не удается достичь его за счет личных заслуг, они попытаются выделиться за счет унижения окружающих.

По-хамски ведут себя примитивные люди, не обученные навыкам коммуникации. Они не умеют или не хотят общаться по-другому. Хамить просто, а чтобы реагировать конструктивно, нужно прикладывать усилия.

Хамят люди, имеющие психологические и эмоциональные проблемы. Хамство и сопутствующая ему агрессия дает им иллюзию самоутверждения. Унижая и запугивая других людей, они поднимают свою самооценку.

Как реагировать на хамство

Если хам - пассажир автобуса или продавщица, можно выйти из неприятной ситуации, покинув автобус или магазин. А как быть, если хам - ваш коллега или начальник?

Игнорирование - один из методов в борьбе с хамством (которое часто сопровождает моббинг).

Хаму важно не просто выпустить пар, но и вызвать ответную реакцию с вашей стороны. Ваши эмоции - энергетическая пища для такого человека. Не «кормите» его, не поддавайтесь на провокацию. Вместо того чтобы огрызнуться в ответ, продемонстрируйте спокойствие. Для того чтобы дать чувствам улечься, начните рассматривать хама. Смотрите не в глаза, а чуть выше глаз. Или посчитайте пуговицы на его рубашке.

Спокойствие поможет вам и в том случае, если вам хамит ваш начальник. Однако психологи советуют не держаться за место работы, где командует босс, который не уважает подчиненных.

Даже если место терять не хочется, терпеливо сносить наглость начальства тоже не стоит. Не позволяйте кричать на себя. Во время первого же инцидента дайте хаму-начальнику понять, что повышать на вас голос не следует. Придерживайтесь этой позиции и в дальнейшем.

Выполняйте свои обязанности как можно лучше , приобретайте связи и опыт, а параллельно ищите новую работу.

Если босс вызвал вас на ковер, не оправдывайтесь , этим вы только подольете масла в огонь. Зафиксируйте все предъявленные вам претензии и скажите, что ответите по всем пунктам - письменно. Дождитесь, когда начальник успокоится и отнесите ему отчет.

Кстати, если над начальником-хамом есть вышестоящее руководство, некорректное поведение может ему аукнуться. Как правило, сотрудники эйчар-службы настораживаются, когда из компании один за другим увольняются компетентные сотрудники, и если узнают о том, что это вызвано хамством начальника, то докладывают об этом генеральному директору.

Не ищите в себе причины хамского поведения коллеги или начальника. Это их внутренние проблемы, а не ваши. Сведите к минимуму прямое общение с таким человеком, по возможности взаимодействуйте письменно, чтобы всегда иметь доказательства хамского поведения со стороны руководителя. Хам понимает, что в письме выражаться теми же словами, к которым он привык в живом общении - уже непросто. У него начинает работать внутренний «тормоз», поскольку хам обычно трус и боится ответственности.

Если же руководитель игнорирует ваше желание общаться через электронную почту или ICQ и позволяет себе оскорблять вас прилюдно, то лучше всего также при всех абсолютно спокойно без лишней риторики ответить ему: «Я дам вам письменный ответ по вашему замечанию, однако меня совершенно не устраивает ваш тон и используемые вами выражения. Поскольку я считаю, что данная манера выражаться противоречит корпоративным принципам такой серьезной компании, как наша, и, соответственно, наносит ущерб ее имиджу, я сегодня же сообщу об этом в отдел кадров». При этом нужно действительно пойти в отдел кадров, желательно захватив с собой свидетелей - коллег. Лучше всего написать служебную иди докладную записку , в которой четко изложить суть произошедшего и просьбу принять меры для предотвращения повторения подобной ситуации. Естественно, это имеет смысл только в том случае, если действительно имело место хамство, иначе под подозрением окажетесь вы, а не начальник.

Конечно, если все иные варианты исчерпаны, на хама можно подать в суд . Хотя в нашей стране часто проще уволиться.

По материалам Работа.ру

Каждый родитель вкладывает в воспитание детей максимум полезных качеств. Подрастающее поколение учат быть вежливыми, доброжелательными, с уважением относиться к старшим. Позднее когда человек переходит во взрослую жизнь, у него уже складывается определённое мышление и привычки. Но, к большому сожалению не все обладают положительными качествами, что называется, от природы.

Почему люди хамят

  1. Нехватка любви - самый главный фактор. Когда человек не получает в детстве достаточно внимания, заботы, любви со стороны родителей, он растёт отчуждённым и злым. Такое поведение проявляется в желании выделиться, индивид пытается быть замеченным. Дефицит внимания сподвигает человека включаться в словесные перепалки по каждому удобному случаю, хамить, относиться неуважительно к людям старше себя. Всё это идёт из детства. При неправильном воспитании и нехватке любви ребёнок сильно капризничает, чтобы родители, наконец, уделили ему порцию своего «драгоценного» времени. Такое поведение переходит во взрослую жизнь. Сознание автоматически запоминает метод манипулирования, как единственный вариант привлечения внимания.
  2. Самоутверждение - ещё один критерий, который определяет грубого человека. Такой сценарий наблюдается лишь в тех случаях, когда индивид хамит своему оппоненту, который по каким-то признакам уступаем ему (в силе, материальном благополучии и пр.). То есть получается, что сильный обижает слабого и за счёт этого утверждается. Чаще всего так себя ведут люди, наделённые властью или те, кто имеет средний вес в определённом кругу общения.
  3. Неумение аргументировать свою позицию - третий аспект, влияющий на поведение человека в обществе. Зачастую когда начинается словесная перепалка или дискуссия, к хамству прибегает тот, кому банально больше нечего сказать. Современное общество называет такое поведение «переход на личности». Человек пытается задеть своего собеседника указанием недостатков во внешности последнего, его материальной обеспеченности, семейном плане. Когда индивид не имеет доводов, он переходит на откровенную грубость.
  4. Усталость - банальный фактор, определяющий межличностное поведение человека и его отношение к окружающим. Частая подверженность стрессам, постоянный недосып, плохие отношения с родственниками и многие другие аспекты могут непроизвольно спровоцировать индивида на хамство в самый неподходящий момент. С этим сталкивается каждый современный человек, даже обладающий выдержкой «удава» и стабильной психикой.
  1. Экономьте своё время. Если вы попали в ситуацию, при которой другой участник движения начинает хамить, не тратьте на него своё время и здоровье. Водители, которые на узкой проезжей части не могут разъехаться и стоят капот к капоту, напоминают двух баранов. В такой ситуации действуйте мудро, пропустите дурака, ему ведь «горит». Успокаивайте себя тем, что вы прекрасно ездите задним ходом, а он ни на что не способен, кроме как двигаться по прямой. При этом улыбнитесь хаму, обеспечивая себе спокойствие на весь день.
  2. Отдыхайте от дороги. Если вы по роду службы вынуждены часто передвигаться по городу на машине, выделяйте время на отдых. Необязательно останавливаться на обочине в городе и спать. Достаточно передохнуть, сделать разминку для всего тела и глаз. Такие рекомендации психологи дают потому, что зачастую водитель сам провоцирует хамство других участников движения. Если вы начнёте «тормозить» на дороге, другие будут сигналить и махать руками. К разминке и отдыху следует прибегать, когда все водители вокруг воспринимаются в роли нетерпеливых гонщиков.
  3. Учитесь вести себя в неконтролируемых ситуациях. Некоторые водители, в особенности молодые, не обладают тактичностью и сдержанностью на дорогах общего пользования. Если вам не удалось избежать стычки с хамом, не пытайтесь поговорить с ним нормальным языком. Сначала закройте двери и окна автомобиля, направьте видеорегистратор на обидчика. Таким образом вы зафиксируете неправомерные действия со стороны другого человека. Не нужно вести светские беседы и пытаться что-то доказать наглецу. Зачастую такие разглагольствования заканчиваются дракой. Попробуйте покинуть место происшествия или позвоните в полицию, назвав регистрационный знак второго водителя.
  4. Будьте внимательны за рулём. Приведём пример, чтобы было легче понять, о чём идёт речь. Вы стоите на светофоре первым, зазевались, отвлеклись, загорелся зелёный сигнал. Сзади стоящие водители начинают непрерывно сигналить, чтобы сподвигнуть вас начать движение. Ситуация с виду простая, но вызывает массу раздражения. Не нужно сигналить и махать руками в ответ. Строньтесь с места и поморгайте водителям аварийкой, извиняясь за свою оплошность. Чтобы бороться с хамством на дороге, необходимо не быть виновником этой грубости. В то же время, если вы застали впереди стоящего водителя врасплох, не сигнальте ему что есть мочи. Поморгайте дальним светом, призывая начать движение.
  5. Снимайте стресс от вождения. Каждый современный человек хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством на дороге. После тяжёлого дня и нападок других водителей индивид чувствует себя морально истощённым, как выжатый лимон. Психологи дают свои советы на этот счёт. Они рекомендуют позвонить близким и банально пожаловаться, чтобы снять стресс и обозвать хама всеми возможными словами. Поверьте, вам станет легче.

Как бороться с хамством в магазине

  1. Обращение к руководству. Если вы регулярно сталкиваетесь с хамством работников магазина, нет смысла тратить нервы на разбирательства напрямую. Попросите книгу жалоб, изложите ситуацию. Затем обратитесь к вышестоящему руководству с просьбой призвать хама к ответственности. Если начальство не пойдёт на это, пишите жалобу в прокуратуру с целью прислать проверку в указанный павильон. Никогда не оставляйте хамство безнаказанным.
  2. Обзаведитесь универсальными фразами. Если вы не относитесь к числу лиц, которые будут заморачиваться с жалобами и прокуратурой, поступите иначе. Когда услышите очередную грубость от работников магазина, приведите ему факты, которые сложно оспорить. К примеру, начните разговаривать о размножении осьминогов или вспомните историю Испании. Неважно, что конкретно вы будете говорить. Главное, делайте это с умным видом и рассуждайте философски. Постарайтесь ввести продавца в ступор, чтобы он почувствовал себя глупым и замолчал.

  1. Если ваш начальник относится к властным людям, никогда не упускает возможности нахамить, заучите механические фразы. Отвечайте ему автоматически: «Да, вы правы», «Согласен с вашим мнением», «Хорошо, сделаю».
  2. Когда руководство постоянно кричит, признайтесь, что теряетесь от крика. Постарайтесь поговорить с начальником нормально, чтобы он не воспринял ваши слова за ехидство.
  3. Дайте шефу понять, что его мнение важно для вас. Попросите не кричать и предложите обсудить ситуацию в спокойной обстановке. Открытость к диалогу выбьет из колеи любого хама.
  4. Некоторые совершают ошибку, когда начинают оправдываться перед начальством. Это ни к чему. Вам сказали сделать, сделайте. Не ведите себя, как маленький ребёнок.
  5. Не хамите в ответ, если не желаете быть уволенным с должности. Крайне легко ввязаться в скандал, когда всё надоело и больше нет сил работать. Эта рекомендация не относится к коллегам, не позволяйте им себя унижать.
  6. Многие опытные руководители воспринимают молчание подчинённых как игнор. Поэтому всегда ищите слова, чтобы выразиться правильно. Не молчите, как рыба, в случае необходимости аргументированно отстаивайте своё мнение.
  7. Чтобы не спровоцировать ещё большую грубость со стороны шефа, дайте ему высказаться. Мотайте на ус всё, что скажет руководитель. Не перебивайте, отвечайте только после завершения монолога начальства.

Как реагировать на хамство коллег по работе

  1. Умейте преподнести себя правильно. Если вы только вошли в новый коллектив, старайтесь показаться доброжелательным человеком. Одновременно с этим дайте понять, что вас не следует обижать. Всегда выражайтесь внятно и чётко, чтобы не выглядеть «тряпкой».
  2. Никогда не показывайте свою неуверенность чужим людям. Эту вашу черту могут знать близкие, но не коллеги по работе. Верьте в себя и не позволяйте хамам задевать ваше самолюбие. Всегда улыбайтесь в ответ на грубость, выражайтесь монотонно, но громко.
  3. На работе помните о социальной значимости. Если ваш коллега стоит выше по рангу, не набивайтесь к нему в друзья. Когда грань между начальником и приятелем будет преодолена, менеджер начнёт хамить вам чаще остальных (ввиду дружбы).
  4. Покажите себя как истинного профессионала в той области, в которой работаете. Не стоит открыто проявлять некомпетентность. Новичкам вечно достаются все шиши, им хамят, на них срываются. Не проявляйте себя таковым, будьте профессионалом.
  5. Не будьте белой вороной. Это правило пригодно для жизни, но в рабочей обстановке лучше слиться с толпой и не вызывать отрицательных эмоций. Уважайте ценности коллектива, чтобы они пришли к вам на выручку в момент столкновения с хамом.

Как реагировать на хамство в интернете

  1. Современные люди не могут представить свою жизнь без глобальной сети. Нередко, оставляя комментарии в социальных сетях и блогах, можно встретиться с хамством. Люди часто провоцируют друг друга к агрессии. Отсюда начинается словесная перепалка. К сожалению не все способны ответить на грубость.
  2. Нередко люди сидят на форумах, во время переписки начинается ссора различного характера. Отсюда возникает неестественный интерес, кто окажется в итоге правым. На протяжении дня можно многократно проверять сообщения и прокручивать в голове дальнейшее развитие событий. Вы думаете о том, как ответить на грубость и отстоять свою точку зрения.
  3. Не стоит в этом случае расстраиваться и накручивать себя, как минимум, это не правильно. Ваши переживания никому не интересны и направленны в пустоту. Стоит хорошенько подумать о том, что чрезмерно агрессивные люди не совсем здоровы. Они не могут выплеснуть свой гнев нигде, кроме интернета. Думайте о том, что такие личности ничтожны.
  4. Поэтому не стоит остро реагировать на хамство под постами и на форумах. Самодостаточный и адекватный человек может сделать вам замечание и пояснит, в чём вы не правы, агрессии он не проявит. В этом случае можно продолжить диалог и выяснить, за кем стоит правда. Не отвечайте агрессией на хамство, как правило, такие бессмысленные разговоры не заканчиваются.
  5. Есть выход при общении с неадекватными людьми. Рекомендуется вести с ними диалог, как с маленькими детьми. На все грубые фразы отвечайте спокойствием и сарказмом. Не напрягайтесь и не переживайте тем более. Все никчёмные угрозы останутся в пределах интернета. Не стоит растрачивать свои нервы на хамство и пустые замечания.
  6. В другом случае, если перепалка началась между вами и вашем знакомым, здесь лучше не продолжать диалог и встретиться в реальной жизни. Обсудите проблемы с глазу на глаз без публичных унижений. Нередко люди, которые подавляют агрессию в реальном мире, часто выплёскивают её в виде хамства в интернете. В этом случае поберегите свои нервы, это не ваша забота.


Проявите жалость

  1. Если вы не можете спокойно реагировать на колкие слова и обидные фразы, проявите сострадание и пожалейте неудачника. Его действия говорят о том, что в душе хам несчастен. Скорее всего, у него проблемы или попросту никчёмная жизнь.
  2. В этом случае агрессивные люди пытаются компенсировать недостаток внимания агрессией и грубостью. Отнеситесь к такому человеку с состраданием. Поймите, что он слаб, тогда реакция изменится в корне. Главное, не оправдываться.

Шутите в ответ и грузите философией

  1. В ответ на грубость постарайтесь выкинуть умную и сложную фразу. Прямым текстом задайте хаму риторический вопрос, сложный для восприятия. Агрессивный неудачник не поймёт, чего от него хотят, и забросит диалог.
  2. Постарайтесь на грубые фразы ответить тонкой шуткой со смыслом. В такой ситуации обидчик останется в проигрыше. Если вы не можете пошутить в тему, стоит проявить сочувствие. Придерживайтесь несложных фраз и не принимайте колкие слова близко к сердцу.

Отвечайте грубостью

  1. Такой способ не совсем правильный. Прибегать к нему или нет - ваше личное дело. Может всё повернуться не так, как вы задумали. Это не совсем корректно отвечать хамством на хамство. Обычно подобный способ первым приходит в голову.
  2. Если вы решили нагрубить в ответ, важно понимать, что вы опускаетесь до уровня неудачника, который вам нахамил.
  3. Таким образом теряете чувство собственного достоинства. Если часто прибегать к подобному методу, в скором времени вы сами превратитесь в хама.

Умейте воспринимать критику

  1. Важно понимать, что критика и хамство - совершенно разные вещи. В первом варианте можно вести относительно спокойный диалог и отстаивать свою точку зрения. В случае с хамством не следует вообще отвечать такому человеку.
  2. Неоправданная агрессия не стоит ваших нервов и внимания. Обычно такое поведение направленно не конкретно на вас, а на других участников диалога или посторонних лиц. На хамство следует отвечать с чувством достоинства, не опускайтесь до такого уровня.

Не обращать внимания

  1. Для своего спокойствия вы можете полностью игнорировать агрессивного человека. В результате таких действий хам в скором времени потеряет к вам интерес. Человек будет искать новый объект для перепалки.
  2. Агрессивные люди, провоцирующие подобный диалог, всегда ждут ответной реакции. Чем эмоциональнее развивается беседа, тем больше хамства вы услышите в свой адрес. Не стоит в этом случае показывать свою обиду, это цель хама. Скажите, что такой диалог вам неприятен, не более.

С хамством можно встретиться на работе, в общественном транспорте, по дороге домой и даже в интернете. Чтобы не тратить свои нервы, необходимо реагировать на грубость правильно. Никогда не опускайтесь до уровня обидчика, именно этого он и ждёт. Имейте чувство собственного достоинства, не робейте перед хамом.

Видео: как реагировать на оскорбления

Жизнь в социуме – это постоянное общение. Ежедневно мы контактируем с друзьями, соседями, коллегами по работе, а также с незнакомцами на улице, в транспорте и общественных местах. Чаще всего такое взаимодействие заряжает позитивом на весь день, но иногда на пути встречаются откровенные наглецы и хамы, способные уничтожить не только настроение, но и самооценку.

Как итог – загубленный день (а то и не один) и постоянное проигрывание ситуации в уме. В силу своего воспитания, многие из нас не могут достойно ответить грубияну, или дать отпор каким-то другим образом. И это объяснимо, ведь нельзя принимать за норму поведения.

Откуда берется хамство?

По определению толкового словаря хамство – это непростительное, возмутительное действие, свойственное грубому, наглому человеку, готовому на всякую низость или подлость. Откуда вообще появилось это слово? В библейском сказании Хамом звали человека, что совершил неблаговидный поступок и попрал общепринятые устои, тем самым сделав свое имя условным для людей, которые не считаются с другими.

Проявление хамства безобразно, но если подумать, то оно считается одним из способов самозащиты. Это на уровне звериных инстинктов, когда сила, агрессия и хитрость нужны, чтобы выжить. То же самое и в человеческом обществе – некоторые люди не знают иного способа самоутверждения и потому хамство всегда было распространено там, где господствовало невежество, темнота и беззаконие.

Сегодня низменные качества процветают независимо от расслоения общества – беспардонными могут быть и обеспеченные люди, и личности с достатком ниже среднего. Теперь это вопрос не окружающей среды, а воспитания.

Истоки хамства обычно находятся в семье. Как это ни печально, но часто самые родные люди пренебрегают друг другом, грубят и вмешиваются в личную жизнь. Авторитарные взрослые подавляют волю детей, опровергают их начинания, опускаясь при этом до оскорблений и унижений. Те, в свою очередь, перенимают у родителей манеру общения и точно также обращаются с другими. Подросшие детки, которые не знают, что выражать свои мысли и чувства можно иначе, совершенно по-хамски ведут себя в школе со сверстниками и учителями, грубят в магазинах, на остановках и в транспорте. Страшно то, что даже в детских садах такие случаи не единичны.

Почему же люди так себя ведут?

1. От одиночества. Как это ни странно, но хамят и нагло себя ведут чаще всего , которые хотят привлечь к себе внимание. Хотя бы таким способом. Подобное поведение свойственно подросткам, когда им кажется, что весь мир настроен против них.

2. Для удовольствия.
Да-да, есть люди, у которых повышается настроение, когда другие переживают и страдают; чужим смятением они заряжаются и питаются. В психологии это называется энергетическим вампиризмом и считается серьезным отклонением. Без ссор и скандалов такие люди в буквальном смысле начинают болеть и чахнуть, и склока для них как живая вода.

3. Чтобы замаскировать комплексы. Оскорбляют, унижают и указывают на недостатки (иногда и физические), как правило, люди нереализованные и неудовлетворенные своей жизнью. А собственную неполноценность проще всего завуалировать нахрапом, язвительностью и нелестными высказываниями. Получается, что большинство хамов – это несчастные и затюканные люди, которые ничего не хотят менять.

Как бороться с хамством и наглостью?

К сожалению, искоренить хамство и наглость не под силу никому, но вот бороться с ними нужно обязательно. Не следует подавлено молчать в ответ на выпады неуравновешенного человека, таить обиду и злиться на себя за запоздалую реакцию и безволие. Да, очень тяжело нагрубить человеку в ответ – парадокс, но иногда жертвы хамского поведения молчат, чтобы не обидеть наглеца. Хотя, некоторые просто столбенеют от неподобающего обращения, и в растерянности не находят достойного ответа.

Ситуацию нужно менять – хамов просто необходимо ставить на место и осекать. Это не страшно – главное только раз себя перебороть и ситуация не будет казаться такой безнадежной. Скандалисты, как правило, сначала прощупывают почву, чтобы понять, как можно себя вести с тем или иным человеком и, встретив достойного оппонента, сами теряются и пасуют. Поэтому, раз и навсегда нужно принять решение противостоять хамству и наглости, тем более что сделать это можно разными способами.

1. Той же монетой. Самый простой способ нейтрализовать хама – это нахамить ему в ответ. Причем, сделать это нужно точно также: если нагрубили – нагрубить, обозвали – обозвать тем же словом. Этот иногда всего оказывается самым действенным, так как не ожидающие отпора нахалы моментально снижают обороты и затихают. Вот только отвечая подобным образом, приходится уподобляться этим людям. Но все же, лучше сделать так, чем снова проглотить обиду.

2. Вежливостью.
Спокойный и уважительный тон в ответ на повышенный голос скандалиста подействует отрезвляюще, и дальнейший диалог будет в цивилизованной форме. Если же эксперимент не удался, то можно просто извиниться перед хамом за то, что невольно испортили ему настроение и пожелать удачи, улыбнувшись при этом. Наглец ожидает негативной реакции, чтобы продолжить перепалку, и выбьет его из колеи.


3. Юмором. Умение смеяться над собой здорово облегчает жизнь – проблемы моментально теряют свою значимость и решаются гораздо быстрее. Так и с хамством: стоит только в шуточной форме ответить раздраженному собеседнику, и он перестанет контролировать ситуацию. Если человек адекватный и у него просто плохое настроение, то ему станет стыдно за свое поведение и конфликт будет исчерпан. Если же случай запущенный, то одной шуточной репликой не отделаться, но после нескольких остроумных фраз наглец прекратит свои атаки, так как сообразит, что в этот момент он не грозен, а смешон.

4. Равнодушием. Иногда полезно просто не заметить хама, дабы сберечь свою нервную систему. Таких людей вообще лучше избегать, так как доказать им что-либо невозможно, и глупо растрачивать себя на это. В ответ на грубую реплику можно просто смерить человека скучающим взглядом и проигнорировать, как нечто недостойное внимания. Даже если выпады повторятся, запал у нахала поубавится точно, ну а потом и совсем иссякнет, как только он убедится, что интересует окружающих не больше, чем пыль под ногами.

Очень часто хамство ожидает нас в каких-либо инстанциях – должностные лица, вместо того, чтобы оказать помощь, грубят напропалую, а иногда вообще не идут на контакт. В подобных случаях не нужно обращать на себя внимание извиняющимся тоном. Необходимо четко и ясно изложить свои требования, а если не поможет, то уточнить у сотрудника его имя и фамилию, а также телефон его начальства. Как правило, это моментально отрезвляет и зарвавшихся чиновников, и наглых полицейских, и недобросовестных медиков.

В очередной раз, сделав хаму скидку на дурной характер, мы одобряем его поведение и разрешаем действовать так и в дальнейшем, разрушая чужие жизни. Поэтому агрессоров нужно окорачивать и ставить на место. Но здесь главное не зайти за незримую черту и не опуститься до их уровня. Ведь хамами не рождаются – ими становятся.