Как лучше всего начать роман. Составление черновика романа

Роман - это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение - заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры - это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц - продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста - главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей - коварный и непобедимый.

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива - сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея - тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип - последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция - персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование - намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка - важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт - это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие - важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис - точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация - это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия - это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка - разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент - кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны - они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение - достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны - зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, - это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости - это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, - преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили - сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш - сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги - гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.

Дорогие коллеги! Я провела небольшое исследование, которое, надеюсь, будет и вам полезно. Речь идет о начале произведения, о той (или тех) первых фразах, которые задают тон всему тексту. О фразе - камертоне. Не знаю, как вы, но я всегда остро реагирую на то, как начинается произведение. И мне всегда очень хотелось понять, почему одно предложение действует как крючок с наживкой для читателя, а другое наводит скуку, да такую, что книгу немедленно хочется закрыть и больше не открывать. В общем, я проанализировала несколько текстов известных авторов. И пришла к выводу, что все найденные мною фразы-камертоны можно свести к 9 типам. Я не утверждаю, что их ровно девять, может быть меньше, может - больше. Я проанализировала всего лишь 21 произведение, так что, очень вероятно, есть еще какие-то типы, мной не учтенные. Может быть, у вас появятся какие-нибудь идеи на этот счет.

1. Событие

«это случилось... это событие.... все началось.... эта история произошла...в тот день... в тот год... в ту ночь, когда...»

Стивен Кинг. «Темная половина»
Человеческие жизни - их действительные жизни, а не простое физическое существование - начинаются по разному. Настоящая жизнь Тада Бомонта, мальчугана, родившегося и выросшего в районе Риджуэя в Бергенфилде, штат Нью-Джерси, началась в 1960 году. ДВА СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ С НИМ В ТОМ ГОДУ.

Стивен Кинг. «Мобильник»

СОБЫТИЕ, которое стало известно как «Импульс», ПРОИЗОШЛО первого октября в три часа три минуты пополудни, если брать восточное поясное время.

Стивен Кинг. «Туман»

ВОТ КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО. В июле 19.. года, в ту ночь, когда на севере Новой Англии наконец прошла самая страшная за всю ее историю полоса жарких дней, в западном регионе штата Мэн разразилась невиданная по силе буря.

Стивен Кинг. «Томминокеры»

В ТОТ ДЕНЬ Андерсон вышла из дома вместе с Питером, стареющим гончим псом, ослепшим на один глаз.

Корнелия Функе. «Чернильное сердце»

В ТУ НОЧЬ шёл дождь, моросящий, шепчущий дождь. Даже через много лет, стоило лишь закрыть глаза, Мегги слышала, как он словно пальцами постукивает по стеклу...
В ТУ НОЧЬ, КОГДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ И МНОГОЕ НАВСЕГДА ИЗМЕНИЛОСЬ, под подушкой лежала одна из любимых книг Мегги.

2. Исключение

«Все сидели по домам, а он (она)... все спрятались и только один (одна)..., все молчали, только он (она)..., все думали, ... все хотели, а...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса»

Рекордно жаркий день этого лета подходил к концу. Большие, квадратные дома Бирючиновой аллеи окутывало дремотное молчание... Местные жители, вынужденные отказаться от привычных занятий – мытья машин и ухода за лужайками – проводили время в своих прохладных домах, широко распахивая окна в надежде заманить в помещение несуществующий ветерок. ЕДИНСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ОСТАВАЛСЯ НА УЛИЦЕ, БЫЛ МАЛЬЧИК-ПОДРОСТОК, лежавший на спине на клумбе возле дома № 4.

3. Постфактум

«потом говорили... в народе это стало известно... он (она) только потом понял (а)...)

Анджей Сапковский. «Ведьмак»

ПОТОМ ГОВОРИЛИ, что человек этот пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот.

4. Прямое столкновение

«появился монстр... обнаружила дверь... странный предмет лежал...»

Стивен Кинг. «Куджо»

Однажды, не очень давно, в маленьком городке Кастл-Рок ПОЯВИЛОСЬ ЧУДОВИЩЕ.

Нил Гейман. «Коралайн»

Коралайн ОБНАРУЖИЛА ДВЕРЬ вскоре после переезда в дом.

Стивен Кинг. «Оно»

УЖАС, продолжавшийся в последующие двадцать восемь лет, - да и вообще был ли ему конец? - НАЧАЛСЯ, насколько я могу судить, С КОРАБЛИКА, сделанного из газетного листа и подхваченного дождевым потоком, который унес его вниз по водному желобу.

5. Грядущая неприятность

«ссоры было не избежать.... день начался с ссоры.... ссора готова была перерасти... все бы отдал(а), чтобы избежать этого разговора... день Х приближался, и ничто не могло этого изменить...»

Стивен Кинг. «Дети кукурузы»

Берт нарочно включил радио погромче: НАЗРЕВАЛА ОЧЕРЕДНАЯ ССОРА, и он надеялся таким образом ее избежать.

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и тайная комната»

Уже не в первый раз в доме номер четыре по Бирючиновой аллее за завтраком РАЗГОРЕЛАСЬ ССОРА.

6. Предчувствие

«у него упало сердце.... все внутри похолодело... сердце забилось...)

Стивен Кинг. «1408»

Майк Энслин еще открывал вращающуюся дверь, когда увидел Олина, менеджера отеля "Дельфин", сидящего в одном из больших кресел вестибюля. У Майка УПАЛО СЕРДЦЕ.

7. Все говорили

«среди жителей этот дом считался проклятым.... все знали, что это место нечисто... по слухам здесь произошло что-то страшное... раньше все думали, что...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Жители деревни Малый Висельтон по старинке называли этот дом «домом Реддлей»... дом Реддлей был теперь заброшен и необитаем. Малые висельтонцы сходились во мнении, что СТАРЫЙ ДОМ ОЧЕНЬ «ЗЛОВЕЩИЙ».

Стивен Кинг. «Салимов удел»

ПОЧТИ ВСЕ ДУМАЛИ, что мужчина с мальчиком - отец и сын.

8. Парадокс

«вместо того, чтобы получить на день рождения велосипед, он не получил ничего и страшно этому обрадовался.... если бы у нее был выбор между родителями и детдомом, она бы выбрала последнее... среди новеньких туфель он увидел до того старые и заношенные, что сердце его запрыгало от радости: это то, что нужно!...»

Здесь я не нашла подходящих примеров, но я абсолютно уверена, что не раз читала подобные начала.

9. Недоказанная аксиома

«тот, кто съест дынное варенье, наверняка умрет..., это всегда случается с теми, чье имя начинается на букву «А»... »

Ильдико фон Кюрти. «Тариф на лунный свет»

Стопа есть почти неизведанная зона женских проблем.

Чувствуете, что у вас есть писательский талант и появилось желание его развить? Тогда стоит узнать все о том, как написать книгу. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, следуя которой, можно стать автором бестселлера. Ну, если не бестселлера, то хорошего произведения – точно.

Каждому человеку есть, что рассказать. Но все ли покажется читателям интересным? Выбирая тему, нужно задать себе этот вопрос. Угодить всем, конечно, не получится. Один и тот же текст редко вызывает восторг интеллигентных мыслителей преклоненного возраста и проблемных подростков. Поэтому стоит обрисовать своего читателя. Представить, кто он и что читает.

Текст должен:

  • Быть ему интересным, близким, понятным.
  • Сообщить что-то важное или полезное.
  • Рассказывать запоминающуюся историю.
  • Раскрыть образ яркого героя, возможно, похожего на читателя.
  • Создать увлекательный мир, с которым не хочется расставаться.

Существуют истории, ставшие скелетом большинства художественных произведений. Например, главный герой живет своей жизнью, но его втягивают в приключения. Он преодолевает препятствия, побеждает злодеев, возможно, влюбляется и выходит победителем.

Наметить сюжет и определить конфликт

Слово «наметить» в названии этого пункта употреблено не зря, ведь сюжет может неоднократно меняться, переделываться. Так бывает, когда, оживив собственных героев, начинаешь их лучше узнавать, понимать.

Интересной историю делает конфликт, то есть противостояние главного героя с кем-то или чем-то противоположным. Как написать хорошую книгу? Развить интересную тему, придумать захватывающий сюжет и яркий конфликт.

Вот самые распространенные конфликты главного героя:

  • Он против природы: преодоление катаклизмов, борьба за выживание.
  • Он против общества: столкновение взглядов.
  • Он против другого героя — самый распространенный конфликт.
  • Он против самого себя — внутренняя борьба.

Выбирать один из них необязательно, ведь у каждого автор свое видение сюжета. Но определить его приблизительные очертания все-таки стоит.

Создать персонажей

Ни одна истории не может существовать без персонажей. В литературе возможно все – ветер или, например, стул запросто могут стать главными героями. Пускай даже безмолвными или абстрактными.

Важно, чтобы речь персонажей соответствовала их возрасту, образованности и прочим составляющим. Эффект этой литературной закономерности проиллюстрирован в произведении «Пигмалион» Бернарда Шоу. Классик не тратил много времени на описание портрета главной героини Элизы Дулитл. Но он тщательно придумал все реплики девушки, демонстрирующие низкий уровень ее общей культуры. Чтобы написать книгу, нужно учитывать все детали образа своих персонажей.

Когда несколько образов будут по отдельности обрисованы, можно начинать сводить их между собой, знакомить.

Предлагаем несколько идей того, что могут делать герои, пока разговаривают.

  • Выгуливать домашних животных
  • Выбирать или заворачивать подарки
  • Делают тату
  • Играют в настольные игры
  • Делают утреннюю пробежку
  • Покупают продукты в супермаркете
  • Ехать в лифте

Этот список можно продолжать до бесконечности, и у каждого автора есть возможность придумать свой оригинальный вариант.

Сложить план

Как написать книгу, план которой еще не сложен? Ответ однозначен – садиться без промедления за сценарный план. Он структурирует текст, упорядочивает мысли, напоминает о логике и последовательности.

К литературным произведением принято применять термин «сценарный план», так как он представляет собой цепочку сцен и сюжетных событий.

Кто-то не привык им пользоваться, а для кого-то он – первый шаг в стремлении написать книгу.

План исполняет роль схемы, шпаргалки для автора. Одни изображают его в виде различных табличек, диаграмм, пазлов или карточек. Но не важно, каким он будет внешне. Главное – содержание: имена героев, их мотивы, внешний конфликт, внутренние переживания.

Структурно сценарный план должен состоять из трех частей: конфликт, путь к катастрофе, разрешение конфликта. Если делать подробный план, можно прописать отдельно и сюжетные картины, события, сцены, даже диалоги. Например:

Глава 15. Встреча Александра и Вероники. Фокальный герой – Вероника (то есть происходящее будет изображено от ее имени и через призму ее мировоззрения). Вероника и Александр встречаются в кафе. Между ними происходит ссора, в результате которой Вероника, не ожидая от самой себя, признается Александру в любви и убегает.

Придумать цепляющее начало

Вопросы «Как написать книгу? С чего начать?» беспокоят практически всех молодых авторов, ведь известно, что именно от первых строк зависит, прочитают роман до конца или нет.

Несколько вариантов, с чего можно начать:

  • Пролог.
  • Легенда или притча.
  • Предыстория (события из прошлого героя).
  • Отрывок из середины сюжета.
  • Диалог персонажей, не являющихся главными героями, но имеющими отношение к событиям.
  • Финал (а после начинается рассказ о том, почему так случилось).

В литературной среде есть много приверженцев написания книг с конца. Например, Джон Ирвин. Автор утверждает, что именно начиная с последних строк можно написать шедевр, ничего важного не упустив по дороге. Секрет его техники состоит в том, чтобы сначала написать одно последнее предложение. После него предпоследнее. И продолжать так до тех пор, пока не появится осмысление происходящего, понимания, в какую сторону движутся собственные мысли.

Фразы, начинающие первую главу, могут быть:

  • Портретными – описание героя.
  • Биографическими – рассказ о его жизни.
  • Действенными – активные диалоги персонажей без предварительных пояснений.
  • Пейзажными – описание природы.
  • Детальными – описание детали, которая станет важным символом в тексте.
  • Автобиографическими – история от первого лица о своей жизнь.

Начать писать, отыскав вдохновение

«В ызывать Музу» по часам – важное умения для того, кто захотел узнать, как правильно написать книгу. Хорошим выходом станет создание ритуала писания, обустройство пространства для его комфортной реализации.

Утренние часы за чашкой тонизирующего чая или вечерние бдения с ароматным кофе? – на усмотрение творца будущего шедевра, здесь следует отталкиваться от личных биоритмов и жизненных обстоятельств.

Мировая литература знает самые удивительные комбинации: пишущий стоя Эрнест Хемингуэй, придумывающий лежа Марсель Пруст, вдохновляющийся ароматом гнилых яблок Фридрих Шиллер.

Имеет смысл окружить себя любимыми предметами, музыкой, запахами, даже завести картотеку вдохновляющих вещей – вполне возможно, что с таким списком написать книгу получится быстрее. И явно приятнее.

Как написать свою книгу, или способ снежинки Ренди Ингермансона

  • Рассказываем историю, о которой хочется написать, 15 словами.
  • Избегает имен, но указываем трудности и проблемы, которые должен преодолеть герой.
  • Первое предложение превращаем в первую станицу текста из 5 предложений.

1 строка – вступление.

2 и 3 – конфликты.

4 – самая напруженная часть сюжета.

5 – концовка.

  • Создаем анкету для персонажей, указывая их имя, черты характера, особенности внешности. Высказываем предположение, что может быть с ними в конце.
  • Пишем целый раздел из каждого предложения второго шага. Четыре раздела нужно закончить конфликтом, а пятый – развязкой. Следуя этой схеме, написать книгу будет гораздо легче.
  • Расширяем анкету героев до того времени, пока она не станет полноценным рассказом про каждого из персонажей.
  • Находим точки соприкосновения их историй, сводим к конфликту.
  • Записываем по хронологии перечень сцен, которые будут развиваться. Указываем главного персонажа в каждой из них.
  • Расписываем каждую сцену или слаживаем подробный план.
  • Пишем первый черновик.

О том, как написать книгу, можно говорить много, ведь книга сегодня – это однозначный тренд. Так почему же, не поймать модную волну и не попробовать себя в писательстве? Это возможность проявить себя и набраться творческого опыта.

Далеко - начните с того, что вам хорошо знакомо. Если вы поставили себе цель написать и общую канву повествования вы уже держите в уме, садитесь и пишите. Не дожидайтесь момента, когда вам в голову придет гениальная первая фраза и умопомрачительная завершающая реплика. И уж тем более не старайтесь написать сразу весь текст в четкой последовательности. Редактированием вы займетесь чуть позже.

Когда повествование будет завершено, дайте бумаге полежать. Вернитесь к спустя некоторое время и внимательно его вычитайте. Все ли в порядке с логикой? Увязаны ли сюжетные линии? Не хромает ли стиль? На этом этапе работы над рассказом пора шлифовать ключевые фразы, описания. Помните о том, что приходится сестрой вашему таланту: безжалостно выбрасывайте из текста все, что не работает на общую идею, избавляйтесь от занудных повторов и неинтересных лирических отступлений. Невредно дать почитать свое произведение человеку, мнению которого вы доверяете.

Несмотря на обилие площадок для самовыражения в интернете, которые открывают каждому возможность найти читателя, начинающие авторы все же грезят о настоящем издании своих книг. А без общения с «дорогой редакцией» не обойтись. Тем более, что такая практика чрезвычайно важна для молодого . Отправив текст в интересующее вас , подождите немного и через некоторое время поинтересуйтесь судьбой своего . Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если на первый (второй, а возможно, и десятый) раз вам откажут в публикации. Попросите озвучить вам ваши ошибки и недочеты, чтобы откорректировать имеющийся текст или учесть их в работе над новыми произведениями. Если редактор сообщит вам, что публикация возможна при условии определенной корректировки рассказа, не упрямьтесь, а учтите пожелания опытного работника издательского дела - он профессионал, а вы пока что любитель.

Видео по теме

Полезный совет

Вряд ли вы придумаете стопроцентно оригинальный сюжет - все уже так или иначе было использовано в литературе. Так что прочтите классические произведения сходной тематики и подумайте, что нового вы могли бы в нее внести.

Источники:

  • Как писать книги и рассказы

Читатель, критик и редактор составляют первое мнение о рассказе по его начальным строкам. Поэтому очень важно сделать вводную часть увлекательной, динамичной и так, чтобы читательских глаз наслаждался героем, характерами и словесными кружевами. Но авторское вдохновение изменчиво и капризно. И тогда на помощь начинающему литератору приходят проверенные временем приемы.

Вам понадобится

  • - Словарь синонимов.
  • - Справочная литература по теме рассказа.
  • - Белая бумага или блокнот.
  • - Цветные ручки.

Инструкция

Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым сразу время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний , а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

Описание главного
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее по коммуналке.

Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через

Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.

А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.

Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!

Составьте план или набросайте сюжет

План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.

План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.

Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.

Как начать писать книгу

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.

Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Сначала пишите, потом редактируйте

«Пиши пьяным, редактируй трезвым», - советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс - личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.

Как не отвлекаться

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.

Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга - время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.

Как не забросить написание книги

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.

Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.

Объём многих книг - не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Как писать интересно

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.

Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.

Где искать вдохновение

А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше...

Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.

Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги - колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?