Как проходит новое кольцо. Строящиеся станции метро

Первый участок кольцевой ветки, состоящий из шести станций, в 2016 году соединит «Деловой центр» и строящуюся станцию «Нижняя Масловка». Спустя год запустят участок от «Нижней Масловки» до строящейся «Нижегородской улицы». На 2018 год запланировано открытие западного участка, а на 2019-й — южного.

Второе кольцо метро Москвы будет состоять из 28 станций, в состав ветки войдет самая короткая, Каховская, линия городского метрополитена. 17 станций новой ветки будут пересекаться с уже существующими, еще семь — с железной дорогой. Общая протяженность линии составит 61 километр.

Стоимость проекта, утвержденного правительством Москвы во вторник, 25 ноября, составила 300 миллиардов рублей. Марат Хуснуллин говорил ранее ТАСС , что на строительство Кожуховской линии, которая станет частью кольца, и на участок от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» потребуется около 120 миллиардов.

Открытие второго кольца метро должно сократить время, необходимое для поездки с одной удаленной станции на другу. По расчетам московских чиновников, после открытия станций жители города смогут добраться от «Юго-Западной» до «Кунцевской» за 10 минут вместо нынешних 40. Время поездки от «Калужской» до «Севастопольской» составит три минуты вместо 35 минут, столько же понадобится на путь от «Сокольников» до «Электрозаводской» (сейчас 22 минуты).

Новая ветка метро охватит районы Москвы, в которых до этого отсутствовал метрополитен: Очаково-Матвеевское, Зюзино, Хорошево Мневники, Ногатинский затон.

Автор проекта «Московское метро» Владимир Свириденков считает, что строительство второй кольцевой линии позволит перемещаться между соседними районами срединной части Москвы. По его мнению, это увеличит пропускную способность центральных станций, а также разгрузит радиальные линии, которые загружены на подходах к центру.

Владимир Свириденков, эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт», автор проекта «Московское метро»:

Строительство второй кольцевой линии метро — это верное решение, которое положительно скажется на транспортной ситуации Москвы. Вторую кольцевую ветку градостроители называют третьим пересадочным контуром, так как первым контуром считаются станции в центре, а вторым — кольцевая линия.

На севере города линия пересадочного контура подходит достаточно близко к первой кольцевой линии — на расстоянии одного-двух перегонов, в южной части дальше — на расстоянии пяти-шести перегонов. Есть ряд причин, объясняющих такую проектировку.
Малое кольцо Московской железной дороги тоже должно стать одним из контуров, обеспечивающих движение вокруг Москвы. Кольцо МЖД проходит по-другому: на севере оно стоит гораздо дальше от центра, а на юге, наоборот, ближе прижимается. Таким образом, МК МЖД и третий пересадочный контур вместе образуют восьмерку, которая наиболее эффективно позволит распределить пассажиропотоки.

К тому же Москва, присоединив новые земли, сильно вытянулась на юг. Ожидается масштабная застройка новых территорий, поэтому вытянутость третьего пересадочного контура на юге города позволит учитывать будущее распределение население и мест приложения труда в будущей московской агломерации.

Власти Москвы оценили стоимость проекта в 300 миллиардов — это вполне адекватная сумма. Нельзя сравнивать стоимость строительства метрополитена в различных городах мира, потому что отличаются и требования нормативных документов, грунтовые и гидрогеологические условия, наличие коммуникаций, стоимость строительных материалов и работ. Все в каждой стране будет по-разному. Пока по расчетам властей Москвы, построить метро в городе будет дешевле, чем в европейских странах, так как там специфические технические требования к проектам и высокая стоимость рабочей силы, но дороже, чем в Китае.

Станция Нижняя Масловка

Станция Нижегородская улица

Станция Лефортово

Станция Петровский парк

Вторая кольцевая линия метро Москвы подтолкнет городские власти к делению подземки на зоны, считает сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Павел Зюзин. В свою очередь, уверен он, это приведет к изменению жизненной стратегии москвичей, которые станут выбирать работу ближе к дому, а не к центру города.

Павел Зюзин, сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

С запуском второй кольцевой линии в метро можно ожидать изменения тарифной сетки оплаты проезда, которая будет разделена на зоны, как это уже сделано в Лондоне, Берлине, Париже. Эта мера приведет к подорожанию стоимости проезда. Сейчас стоимость поездки до соседней станции и до другого конца города имеют одну цену. После введения зон стоимость проезда будет зависеть от расстояния, которое человек проезжает. Поездки на дальние расстояния на метро станут намного дороже.

Как эти зоны будут распределены, покажут компьютерные расчеты, но уже сейчас можно предсказать, что зоны распределятся по кольцам. Первая зона будет внутри существующей коричневой кольцевой линии, вторая зона — между существующей кольцевой и вводимым третьим пересадочным контуром, и третья зона — это вылетные ветки, которые выходят за пределы третьего пересадочного контура.

Жителям, которые живут на одном конце Москвы, а работают на другом, придется менять либо место жительства, либо работу. Поездки через весь город на метро в течение часа — достаточно утомительное занятие. Хотя пока в Москве мало распространена практика, когда люди переезжают жить поближе к работе. Этот менталитет в том числе формирует московский метрополитен, который сегодня позволяет практически бесплатно забрасывать в центр миллионы людей на работу. Потребности менять место жительства у людей нет. Но с вводом новой тарифной сетки люди постепенно начнут менять жизненные стратегии. Люди будут экономить деньги и считать свое время, что принесет пользу и транспортной системе города, которая не будет лишний раз использоваться.

27 февраля в Москве торжественно открыли 2-ой участок новой Большой кольцевой линии , который включает в себя пять станций:

  • «Петровский парк» (с переходом на станцию метро «Динамо» Замоскворецкой ветки);
  • «ЦСКА»;
  • «Хорошёвская» (с переходом на станцию метро «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской ветки);
  • «Шелепиха» (с переходом на станцию «Шелепиха» МЦК);
  • «Деловой центр» (с переходом на станцию метро «Выставочная» Филёвской ветки и в будущем на станцию метро «Деловой центр» Калининско-Солнцевской ветки).

С их открытием метро Москвы на сегодня располагает 212-ю станциями.

Зачем московскому метро еще одно - Большое - кольцо? Каковы его преимущества?

  1. Создаст новые удобные маршруты;
  2. Значительно разгрузит Кольцевую и радиальные линии;
  3. Избавит от необходимости поездок в центр для пересадки и сэкономит время в пути;
  4. Свяжет линией метро соседние московские районы.

Для Большой кольцевой линии метро Москвы построят:

  • 30 станцию;
  • 67 километров линий;
  • 2 обслуживающих электродепо.

Напомним, что 1-й участок «Большого кольца» длиной 3,3 километра между «Каширской» и «Каховской» ввели в эксплуатацию в 1969 году. Планируют закольцевать линию уже к 2020 году и это ответ на вопрос, когда откроют Второе Большое кольцо московского метро.

История создания Второго - Большого - кольца в метро Москвы

Идея создать второе кольцо в метро Москвы обсуждалась всего через пару лет после окончания Отечественной войны - в 1947-м году. В то время столица расширялась в юго-западном направлении и возникла необходимость создания маршрута соединения этой части города с восточными районами Москвы.

Тогда по планируемому полукольцу люди из спальных районов должны были максимально быстро перемещаться на завод имени Сталина (ЗиЛ), а также на предприятия в Лефортово и в . В дальнейшем планировали вести линию в обе стороны и со временем закольцевать эту ветку. К сожалению, в послевоенный период средств на осуществление проекта не хватало и власти ограничились созданием связывающих маршрутов наземного транспорта.

Вновь к обсуждению строительства Большого кольца приступили в начале 1980-х годов, когда границы Москвы вышли за пределы МКАД. Планировалось создать высокоскоростные хордовые ветки, связывающие дальние московские районы с центральной частью города. Всего их должно было быть 4, а перегоны между ними со временем и стали бы 3-м пересадочным контуром. Намеченное не было осуществлено в связи с распадом Советского Союза.

Лишь в 2005 году появилась возможность вновь вернуться к идее Большого кольца московского метро, когда должны были вскорости ввести в строй три станции метро в «Москва-Сити» и когда массово застраивался жилой район на Ходынском поле.

Первая хордовая ветка - Солнцевская - была лишь в долгосрочных планах и тогда приняли решение создавать ТПК как независимую и отдельную линию. Вести ее планировалось от «Делового центра» к станции метро «Динамо», правда, витала тогда и идея создать на участке так называемое мини-метро и вести его как продолжение уже существующей Филевской линии московского метро.

По плану первый участок включал себя девять станций метрополитена: «Шмитовская», «Шелепиха», «Олимпийская», «Краснопресненский проспект», «Полежаевская», две станции «Ходынское поле» с обозначением I и II, «Ленинградский проспект» и конечная «Динамо».

В течении последующих 5 лет к строительству так и не приступили, вернувшись к идее лишь в 2010-м. Тогда же план новой линии изменили, оставив лишь 6 станций, а также удлинили ее от «Динамо», переименованной в «Петровский парк», до «Нижней Масловки».

В последние дни 2011 года вновь произошла корректировка. Принято решение соединения северного проектируемого полукольца с южной дугой и таким образом создать Второе Большое кольцо московского метрополитена. Окончательный проект был принят уже в 2012-м, правда, некоторые изменения по ходу окончательного проектирования все же еще вносили.

Таким образом были созданы ранее не предполагавшиеся кросс-платформенные станции (пересадка на другую ветку в одном зале по типу станции метро «Китай-город»), а также двухпутные (для движения метропоездов по линии создается лишь один туннель, а значит посадочные платформы расположены не между путями, как обычно, а с обоих сторон от них).

Помимо этого, провели часть переименований: «Рижскую» в «Ржевскую», «Кунцевскую» в «Можайскую», «Марьину Рощу» в «Шереметьевскую», а «Ходынское поле» стала именоваться как «ЦСКА».

К работам приступили в конце 2011-го и первой, с которой и начали, стала станция метро «Ходынское поле».


Стоит отметить, что Большое кольцо метро Москвы к завершению строительства побьет мировой рекорд и станет самой длинной линией на Планете. В настоящее время в чемпионах «ходит» вторая кольцевая линия метро города Пекина, протяженностью около 57 километров и 45-ю станциями. Время в пути - 104 минуты.

А что в Москве? Протяженность самой ветки - 61 километров и 30 станции (из них 17 - пересадочные). Благодаря введению линии в строй: с «Юго-Западной» до «Кунцевской» время в пути составит около 20 минут, а не 40; от «Севастопольской» до «Калужской» - 10 (сегодня - 35) и т.д.

Информация и фото с сайта mos.ru

Московское метро стремительно развивается: за последние 15 лет построено около 100 километров путей, а к 2020 году подземка прирастет еще 35 станциями. Большинство из них войдут в подземки (она же – третий пересадочный контур), благодаря которой время в пути между станциями разных радиальных линий существенно сократится. Название новой линии придумают сами москвичи.

ВТОРОЕ КОЛЬЦО ИДЕТ НА РЕКОРД

БКЛ называют вторым кольцом столичной подземки, хотя оно по сути есть уже и сейчас: это МЦК или Московское центральное кольцо – наземная железная окружная дорога, используемая раньше для перевозки грузов, но в 2015-16 годах электрифицированная и приспособленная для пассажирского движения.

Благодаря МЦК удалось существенно разгрузить действующие линии метро, но все же в полной мере эту проблему может решить только полноценный пересадочный контур, который свяжет действующие линии. Известно, что некоторые станции МЦК расположены на удалении от станций подземки и пассажиры зачастую выбирают более продолжительную поездку под землей взамен прогулки для пересадки по улице. Новое кольцо будет полностью подземным и все его станции будут иметь прямые пересадочные узлы с существующими и проектируемыми радиальными направлениями.


Протяженность контура составит 61 километр, что позволит ему стать самой длинной линией метрополитена страны и, возможно, мира. Пока рекордсменом считается линия № 10 пекинской подземки: ее длина – 57 километров, все 45 станций можно проехать за 104 минуты. Кстати, пекинское метро считается самым загруженным на планете, а московская подземка входит в первую пятерку (Пекин, Токио, Сеул, Шанхай, Москва).


По замыслу проектировщиков на втором кольце откроется 28 станций, 17-ть из которых будут иметь пересадочные контуры с действующими линиями, семь станций расположатся в непосредственной близости от платформ радиальных направлений железной дороги, а еще две – с Московским центральным кольцом.


Второе кольцо метро решит проблему пересадок с одной ветки на другую, разгрузит радиальные линии и автодороги. У жителей периферийных районов отпадет необходимость ехать до Кольцевой линии или садиться за руль, чтобы попасть в другую точку города. Время в пути между станциями соседних веток сократится в разы. К примеру, на дорогу от "Калужской" до "Севастопольской" пассажиры потратят всего 10 минут вместо 35. Столько же займет путь от "Сокольников" до "Электрозаводской", а доехать от "Юго-Западной" до "Кунцевской" можно будет за 18 вместо нынешних 40 минут.


Если МЦК сегодня ежедневно пользуются 200 тысяч человек, то суточный пассажирооборот новой кольцевой ветки прогнозируется специалистами в миллион пассажиров (всего московское метро перевозит в день 6,5 миллиона человек). Только на участке от "Нижней Масловки" до "Авиамоторной" метро станет ближе для 250 тысяч пассажиров. Жители Лефортова получат новую станцию, названную в честь района, а жители районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный и Соколиная Гора – возможность доехать до соседнего района без нескольких пересадок.

СТАНЦИИ ВТОРОГО КОЛЬЦА


Станция "ЦСКА" позволит болельщикам доехать до одноименного футбольного стадиона, а "Нижегородская улица" в будущем свяжет новое кольцо с Кожуховской линией. Это поможет быстрее добираться до работы жителям периферийных районов – Некрасовки и Косино-Ухтомского.


Около музея-заповедника "Коломенское" построят станцию "Кленовый бульвар" с транспортно-пересадочным узлом. Там планируется открыть гостиницу, где во время культурных фестивалей смогут останавливаться их участники и гости парка.


Станцию метро в шаговой доступности – "Севастопольский проспект" – уже через несколько лет дождутся жители Черемушек и Зюзина, большинство из которых сегодня вынуждены добираться до подземки на общественном транспорте. А между оранжевой и красной ветками построят станцию "Улица Новаторов". Она не только обеспечит доступ к метро жителям Обручевского района, но и станет удобной пересадкой на второе кольцо для пассажиров из Коммунарки.


Желтую ветку из Рассказовки со вторым кольцом свяжет станция "Мичуринский проспект". Она станет удобным пересадочным узлом для нескольких тысяч жителей района Раменки, которым сейчас приходится по 20–30 минут ездить до "Проспекта Вернадского" или "Славянского бульвара".


Сразу две новые станции, "Аминьевское шоссе" и "Давыдково", улучшат транспортную доступность жителей районов Очаково-Матвеевское, Можайский и Фили-Давыдково. А благодаря станциям "Терехово", "Нижние Мневники", "Улица Народного ополчения" и "Шелепиха" станет удобнее проехать в Филевский Парк и Хорошево-Мневники.


ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ВТОРОГО КОЛЬЦА

Если заглянуть в прошлое и вспомнить историю развития транспорта в Москве, то можно узнать, что о втором кольце метро городские власти задумались еще в 1947 году: Москва росла, продвигалась на юго-запад, поэтому нужно было связать новые и старые районы. Рассматривалась идея соединить территории завода имени Сталина (позже – ЗИЛ) и Лефортово, а затем продлевать ветку в обе стороны и замкнуть в большое кольцо. Однако строительство признали слишком дорогим и ограничились развитием наземного общественного транспорта.


К идее вернулись в 1980-х годах, когда границы города вышли за МКАД. На схеме метро могли появиться четыре хорды, а участки между ними стали бы новым пересадочным контуром. Но строительство заморозили, а распад СССР похоронил эти планы окончательно из-за нехватки финансирования.


Сегодня строительство второго кольца идет полным ходом, части новой линии уже есть на схеме метро: к примеру, участок от "Каширской" до "Каховской", ставший своеобразным аппендиксом после продолжения строительства Замоскворецкой линии в 1984 году.


Строительство второго кольца решили разделить на два этапа. На первом, до конца 2018 года, планируется ввести отрезок длиной в почти четыре километра между "Рубцовской" и "Авиамоторной", что позволит открыть пересадку на Кожуховскую линию. На втором этапе, до конца 2019 года, планируется построить участок ТПК от "Рубцовской" до "Нижней Масловки", соединив таким образом северную дугу пересадочного контура – от "Делового центра" до "Авиамоторной". Затем строители переключатся на участок от "Авиамоторной" до "Каширской". Ожидается, что второе кольцо московского метро полностью замкнется в 2020 году.


Третий пересадочный контур – это один из самых крупных и масштабных проектов по развитию Московского метрополитена за последние десятилетия. Миллионы москвичей и гостей столицы смогут благодаря новой линии существенно сэкономить свое время, которого так часто не хватает в стремительном ритме мегаполиса. Название второму кольцу метро придумают сами москвичи: на портале "Активный гражданин" 21 июня по инициативе мэра Сергея Собянина запустили голосование на эту тему.

МЦК (Московское центральное кольцо) - инновационный вариант легкого наземного метрополитена, качественно нового для нашей страны. Кроме значительного уменьшения времени в пути, удобства передвижения, этот совсем недавно воплощенный проект обладает массой плюсов и интересных особенностей, которые стоит рассмотреть поближе.

Второе кольцо Московского метро: схема, открытие, общая характеристика

Торжественное открытие движения поездов по МЦК состоялось 10.09.2016 под лозунгом "Мы построили для вас дополнительное время". Тогда москвичам стали доступны 26 станций новой метро-магистрали, общая же длина кольца составила 54 км. До конца 2016 года открылись еще 5: "Дубровка", "Зорге", "Коптево", "Панфиловская", "Соколиная гора".

МЦК называется качественно новый вид транспорта - городская электричка. Движутся поезда с интервалом в шесть минут. Пересадка на метро бесплатна, т. к. действует единый с ним проездной.

Строящиеся станции метро, схема второй кольцевой доступны для обозрения в каждом вагоне метро, на каждой станции метрополитена столицы. Также у москвичей есть возможность построить свой маршрут с учетом новой магистрали в "Яндекс.Метро", 2ГИС и других мобильных приложениях-навигаторах.

Как говорят создатели проекта, наземное МЦК полностью гармонирует с системой Московского метрополитена и иного общественного транспорта. Для удобства пассажиров было скорректировано движение 176 маршрутов: автобусов , трамваев, троллейбусов. Весь этот транспорт, начиная с сентября 2016 года, делает остановки возле станций МЦК. Второе кольцо МЦК послужило причиной благоустройства и видоизменения и ряда станций метрополитена: "Владыкино", "Делового центра", "Кутузовской", "Локомотива", "Площади Гагарина". Здесь были сооружены "теплые коридоры", соединяющие их с узлами МЦК, чтобы пассажиры смогли сделать пересадку на метро, не выходя на улицу.

Для оплаты проезда на новом кольце используются билеты Московского метро: "Единый", "Тройка", льготные социальные карты школьников, студентов, пенсионеров и т. д.

Этапы запуска МЦК

Маршрут второго кольца Московского метро - это 31 пересадочная станция, подразумевающая 17 пересадок на метро и 10 - на курсирующие пригородные электропоезда. Запуск проекта осуществляется поэтапно:

  1. 10.09.2016 - 26 станций (12 - пересадочные на метро, 6 - на электропоезда).
  2. До конца 2016 года - 14 пересадок на станции метрополитена, 6 - на электрички. Также на этом этапе было проведено благоустройство прилегающей на 500 метров к магистрали территории.
  3. 2017-2018 гг. - планируется возведение современных капитальных транспортных пересадочных узлов, которые будут интегрироваться со строящимися станциями метрополитена, новыми остановочными комплексами наземного транспорта, пунктами остановки пригородных электричек.

Ключевые преимущества МЦК

Второе кольцо Московского метро, схема которого наверняка уже известна каждому жителю столицы, обладает рядом существенных плюсов и особенностей:

  1. Сокращение многих маршрутов почти в 3 раза (для ряда пассажиров время в дороге уменьшилось на двадцать минут) - в целом же это экономия почти 7 суток свободного времени ежегодно.
  2. МЦК проходит по 26 районам столицы, где в сумме проживают 2 миллиона человек.
  3. В Метрогородке, Бескудниковском, Коптево, Хорошово-Мневниках, Нижегородском это первый вид внеуличного транспорта, не зависящий от пробок и погодных условий.
  4. Снижение пассажиронагрузки на Малое кольцо и Сокольническую линию - на 20%, на Таганско-Краснопресненскую - на 18%. Прогнозируется, что за год более 34 млн человек пересядут на второе кольцо Московского метро, схема которого так привлекательна.
  5. Благодаря новой магистрали появилось около 350 разных вариаций пересадок.
  6. С 17 ТПУ возможна пересадка на метро, из них с 11 - прямая, без выхода на улицу.
  7. Поезда "Ласточки", которые курсируют по МЦК, полностью приспособлены для маломобильных граждан, а также оборудованы кондиционерами, розетками, бесплатным WI-FI.
  8. Поездка по новому кольцу - это еще и замечательная возможность увидеть достопримечательности столицы и ее парковые ансамбли: ВДНХ, Ботанический сад, небоскребы "Москва-Сити", вид на стадион "Лужники", усадьбу "Михалково", парк "Измайлово", "Сокольники", Воробьевы горы, Фрунзенскую набережную. Открыт обзор на историческую станцию "Канатчиково" и 56 исторический зданий вдоль пути. На 11 ТПУ создаются видовые зоны.

Оплата проезда

На сегодняшний день оплата проезда карточкой "90 минут" составляет 60 рублей, "Тройкой" - 32 рубля, "Единым" - 60 поездок за 1570 рублей (самый экономный вариант).

В течение 90 минут после приложения билета к терминалу МЦК возможна бесплатная пересадка на поезда подземного метрополитена. Возможен такой вариант и при схеме "метро - МЦК - метро". Нужно не забывать сохранить свой билет и вновь прикладывать его к терминалу - спишется 0 поездок или рублей.

В будущем возможна оплата при помощи технологий Pay Pass и Pay Wave (бесконтактные карты), а также NFC (при помощи гаджета).

Инновационные "Ласточки"

Городские электропоезда "Ласточки" обладают целым рядом преимуществ:

  1. Ускоряются до 160 км/ч.
  2. Пассажиры не слышат городского шума и стука колес из-за установки защитных экранов и внедрения технологии "бархатного пути" - укладки железнодорожных путей по специальной технологии.
  3. Всего по МЦК проезжают 110 "Ласточек", каждая из которых способна перевозить до 1200 человек. Ее состав быстро можно изменить от 5 до 10 вагонов.
  4. ТПУ открыты: 5.30-01.00. Ожидание в час пик - 6 минут, в остальное время - 11-15 минут.
  5. Первый и последний вагон электропоезда снабжены туалетами.
  6. Оборудованы спецместа для детских колясок, велосипедов, а также лифты, пандусы, эскалаторы, тактильная плитка для маломобильных граждан.
  7. В каждой "Ласточке" пассажиров ждут: кондиционеры, электророзетки, мусорные контейнеры, бесплатный вайфай, электронные инфо-табло на русском и английском языках.
  8. Двери открываются по требованию пассажира - нужно только нажать на кнопку. Происходит это лишь после полной остановки поезда.

ТПУ: второе кольцо Московского метро

Как будут выглядеть станции, москвичам хотелось узнать еще задолго до пуска МЦК. Их строили по принципу "сухие ноги" - пассажиру не нужно преодолевать большие расстояния для пересадки. Наземный транспорт останавливается около ТПУ, к метро ведут теплые переходы. В будущем в составе этих узлов планируют открывать офисы, ТЦ, кафе и магазины.

Также около 17 пересадочных узлов открыты так называемые перехватывающие парковки, способные вместить до 2 тысяч машин. Здесь могут оставить свой транспорт автолюбители, желающие на электропоезде объехать пробку.

ТПУ: новые планы

В будущем планируется открытие новых ТПУ:

  • 2018 год: "Улица Народного ополчения", "Нижняя Масловка", "Лефортово", "Авиамоторная", "Рубцовская", "Нижние Мневники".
  • 2019 год: "Печатники", "Кленовый бульвар", "Воронцовская", "Улица Новаторов", "Проспект Вернадского", "Можайская", "Давыдково", "Текстильщики", "Каширская", "Севастопольский проспект", "Мичуринский проспект", "Каховская", "Стромынка", "Ржевская", "Шереметьевская", "Аминьевское шоссе".

История МЦК

Неверно будет предположить, что второе кольцо Московского метро, схема которого столь обширна, появилось совсем недавно. Приказ о строительстве тогда еще "Окружной московской ж/д дороги" подписал в 1897 году Николай II. Нетрудно догадаться, что инициатором проекта был С. Витте.

Открыто ж/д кольцо было 19.07 (2.08) 1908 г. На 54 км пути было 30 путепроводов, 2 остановки, 4 моста, пересекающих реку Москву. Ежедневно проходило до 35 поездов.

Во время СССР главной функцией МЦК стала перевозка грузов и обслуживание промзоны столицы. Сейчас такая задача стала неактуальной, а вот использование дороги для пассажиров - наоборот. Работы стартовали в 2012 году: магистраль электрифицировали, переложили рельсы, реконструировали для движения пассажирских составов.

Второе кольцо Московского метро, схема которого обитателям столицы за несколько месяцев уже стала привычной, - важный инновационный проект по внедрению городской электрички в инфраструктуру Москвы. Нельзя не отметить и тот факт, что МЦК - ТПУ, электропоезда, оплату проезда сделали максимально комфортными для граждан.

Очередной «Метрофест» состоялся 12 октября в парке «Зарядье» . Лекция была посвящена строительству нового подземного кольца метро - Третьего пересадочного контура (ТПК).

Третий пересадочный контур метро будет включать 31 станцию. Он расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии столичной подземки.

«Третий пересадочный контур - самый масштабный проект за всю более чем 80-летнюю историю московского метростроения. Он может стать самой длинной в мире кольцевой линией метро», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Длина кольца составит 67 км, ТПК будет иметь 21 пересадку на другие станции метро и Московское центральное кольцо .


Длина первого участка - 10,5 км. На нем расположены станции «Петровский парк », «ЦСКА », «Хорошевская », «Шелепиха » и «Деловой центр ». Его планируется открыть до конца 2017 года.

В ходе лекции слушатели узнали об истории «колец» московского метро, уникальности ТПК, особенностях строительства тоннелей, о крупнейшем транспортно-пересадочном узле (ТПУ) и конкурсе на дизайн новых станций .

Почему «Третий пересадочный контур»?

Блогер Александр Попов рассказал об истории создания первого кольца столичного метро. Первые упоминания о кольцевой линии относятся к 1932 году, однако строить ее начали только в 1941-1942 годах.

Кольцевая линия должна была стать Большим кольцом метро. Малое кольцо планировалось под Бульварным кольцом, однако от этого плана отказались.

Еще одно кольцо собирались построить в густонаселенных районах столицы, но этим планам не суждено было сбыться. От него осталась лишь небольшая Каховская ветка метро, которая войдет в состав ТПК.

Таким образом, Третьим пересадочным контуром новую линию называют потому, что первым условно считаются станции внутри Кольцевой линии, а вторым - сама Кольцевая линия.

В чем уникальность ТПК

Третий пересадочный контур - это уникальный проект, сказал в начале своей презентации начальник управления по технологии и экспертизе АО «Мосинжпроект » Вадим Ломов.

Во-первых, речь идет об удобстве движения по этой линии. Здесь строятся в основном станции мелкого заложения. А значит, жители смогут быстрее спуститься к поезду и выйти на нужной станции. На посадку-высадку будет уходить на 5% меньше времени.

В. Ломов рассказал о трудностях, которые приходится преодолевать строителям ТПК. Поскольку работы ведутся в условиях плотной городской застройки, какие-то здания приходилось сносить, некоторые - укреплять и шумоизолировать.

Комфорт жителей домов, расположенных рядом со строящимися станциями метро, всегда остается на первом месте. Чтобы горожане не жаловались на шум от проходящих поездов, выполняется виброзащита. Для этого застройщик работает с ведущими разработчиками систем виброзащиты. Благодаря применению таких систем, горожанам будет максимально удобно жить рядом с этим кольцом метро.

Как строят тоннели метро

Об особенностях строительства тоннелей современными тоннелепроходческими механизированными комплексами (ТПМК) рассказал начальник участка Тоннеля-2001 Московского метростроя Евгений Бибиков.


Для строительства левого перегонного тоннеля между станциями «Лефортово » и «Авиамоторная » используется ТПМК с гидропригрузом, единственный в России. Его диаметр - 6 метров.

Длина тоннеля от «Лефортово» до «Авиамоторной» - почти 1300 м. «За месяц мы уже прошли 100 метров. Стоим в 10 метрах от Авиамоторного завода», - сказал Е. Бибиков.

Он отметил, что особенностью проходки является густая застройка.

«Мы успешно пересекли Авиамоторную улицу с трамвайными путями. Такие машины позволяют очень быстро и качественно прокладывать тоннели», - пояснил эксперт.

Один из крупнейших ТПУ столицы

Возле станций Третьего пересадочного контура появятся ТПУ, которые объединят сразу несколько видов транспорта. Транспортно-пересадочный узел - комплекс с оптимальным маршрутом, в котором жители столицы могут менять один вид транспорта на другой. Например, пересаживаться из автомобиля на метро, электричку или автобус. Здесь также можно найти магазины, банки и центры госуслуг.

Одним из самых крупных ТПУ в Москве станет «Рязанская», уверены директор ТПУ-1 дирекции по развитию транспортно-пересадочных узлов АО «Мосинжпроект » Антон Татарчук и руководитель программы Олег Иванов.

ТПУ «Рязанская» свяжет станции «Нижегородская» МЦК и ТПК со станцией Кожуховской линии метро, а также железнодорожной платформой Карачарово.

Поток пассажиров будет сопоставим с Комсомольской площадью (площадью трех вокзалов). В утренний час-пик он составит около 115 тыс. человек.

Важный этап строительства ТПУ - создание инфраструктуры. Здесь построят торгово-развлекательный центр площадью 14 тыс. кв.м., офисную башню с апартаментами и наземный и подземный паркинги.

Новое кольцо - новый дизайн

Владелец архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев представил презентацию, посвященную конкурсам на дизайн станций московского метро. Его команда победила в конкурсе на разработку оформления станции «Мнёвники ».

Открытые национальные конкурсы с международным участием на оформление станций метро были организованы по инициативе Москомархитектуры и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова .

Благодаря этому было получено множество интересных проектных решений, ярких идей и откликов. Наиболее интересные из них Т. Башкаев показал во время своей презентации.

Все проекты отличает современный дизайн, яркие цвета и использование необычных форм, конструкций и материалов.