Как становятся террористами-смертниками - история несостоявшейся смертницы. Почему люди становятся террористами: исследования экспертов Стать террористкой

30/03/2010

Террористы-смертники впервые появились на Ближнем Востоке. В ноябре 1994 года 12-летний палестинец Ишам Хамад, обвешанный десятью килограммами тринитротолуола, подъехал на велосипеде к израильскому блок-посту в самом центре сектора Газа, и привел в действие «адскую машину». От взрыва погибли израильские военнослужащие, а мальчика буквально разорвало на куски. В Палестине это явление сразу стало массовым.


И менно там женщины чаще всего становятся «живыми бомбами». Россия впервые столкнулась с женщинами, несущими на себе взрывчатку, в 1999 году. Тогда спецслужбам стало известно, что чеченские боевики готовят отряд смертниц. Первой стала племянница одного из полевых командиров боевиков Арби Бараева. В июне 2000 года Хава Бараева на грузовике прорвалась к зданию комендатуры в Алхан-Юрте и устроила взрыв. В результате погибли два милиционера и сама Бараева. За этим событием в России произошла череда трагедий, унесших сотни жизней российских граждан.

Теракты в России обычно осуществляются выходцами из Чечни, однако отношение к камикадзе в республике весьма противоречивое, многие их не одобряют. Существует несколько версий того, как организуются такие теракты.

Некоторые считают, что они спонсируются из-за рубежа, и готовят их арабские инструкторы, которые буквально зомбируют потенциальных самоубийц. По второй версии родственники смертников получают за совершенный взрыв деньги, и поэтому многие жертвуют собой, чтобы обеспечить их материально. Согласно третьей версии такие теракты совершают те, кто раньше задерживался силовиками и был подвергнут пыткам и истязаниям. Многие чеченские девушки шли на смерть, чтобы «смыть позор». Такие люди движимы жаждой мести. «Черным вдовам», потерявшим мужей и братьев, нечего терять, и они готовы на все.

Есть и запуганные или похищенные вербовщиками женщины, которым угрожают расправой над родственниками. По четвертой версии за терактами стоят российские спецслужбы, которые заинтересованы в сохранении напряженности на Северном Кавказе. Специалисты утверждают, что женщина-террористка более опасна, чем ее сообщники-мужчины. Особенно если она осознает, что идет на смерть.

Будущие камикадзе либо попадают в спецлагеря, где на их психику давят коллективно, настраивая на преступление уговорами, запугиванием и наркотиками, либо их «обрабатывают» по отдельности. «С ними работают квалифицированные психологи, которые выясняют, чего тем не хватало в детстве. Если они были обделены вниманием матери, к ним в качест¬ве наставника приставляют женщину - пожилую, власт¬ную, якобы добрую, - комментирует военный психолог, автор книги о психологии чеченской войны Леонид Китаев-Смык. - Тем, которым не хватает сексуаль¬ной реализации, дают в наставники мужчину, который одновременно является их сожителем и учителем. Этот наставник сопровождает их на протяжении всего време¬ни обучения, да и во время совершения теракта нахо¬дится поблизости. Женщины идут на смерть еще и потому, чтобы ему доставить удовольствие». Наставник должен привести детонатор в действие, если что-то пойдет не по плану или камикадзе передумает. Обратного пути у нее нет.

Психологи утверждают, что шахидки находятся в состоянии «пред¬смертного транса», которое характеризуется чувством экстаза, необычайной радости, все социальные нормы уже не имеют значения - человек пони¬мает, что для него уже не существует будущего, он никому ничего не должен. Есть только одна главная цель - мщение, за которым последует освобождение. Террористка может наслаждаться ощущением власти над жизнями других людей. Смертница может остановиться только если в ходе ее подготовки произошла какая-то недоработка, как это было с Заремой Мужихоевой, которая должна была подорваться в 2003 году в центре Москвы. Смертница так и не смогла совершить самоубийство и сдалась властям. Но, к сожалению, такие случаи - большая редкость. В ожидании суда Зарема рассказала журналистам, как ее вербовали: «Говорили, что боли никакой не будет. Будет всего только, как комарик укусил. И сразу в рай, а в раю такой запах, какого на земле вообще не бывает. И встретят два строгих ангела. Они спросят: «Что ты делала на земле? Может быть, ничего?» А я отвечу: «Как же ничего, я погибла за Аллаха!» … А еще они говорили, что если за меня дома будут молиться, я по четвергам смогу посещать дочь … я смогу ночью спускаться к Рашане. Я когда это поняла, то впервые им не поверила. Я поняла, что они ловят меня на том, что у меня болит».

Сам по себе процесс подготовки террористки не такой уж затратный. Большая часть суммы тратиться на обучение, а для взрывчатки требуются гвозди, порох, батарейка, переключатель и короткий провод, ртуть, ацетон и сам пояс, на котором можно разместить 6-8 мешочков с опасным содержимым. Инструкцию по изготовлению взрывчатых веществ сегодня можно без проблем найти в Интернете. «Пояс шахида» может выглядеть и как жилет, главное чтобы его можно было спрятать под одеждой. Взрывные устройства также часто маскируют в женских сумках и портфелях. Для шахидов внешний вид на момент совершения преступления не обязательно должен соответствовать религиозным канонам. Чтобы не вызывать подозрения, смертницы могут быть одеты очень по-европейски.

В Чечне до сих пор есть широкое поле для деятельности вербовщиков - обиженных женщин и подростков тут огромное количество. Но как не странно, среди террористок встречаются и европейки. Россиянки также часто принимают ислам, в основном выходя замуж, и оказывают содействие ваххабитам. Террористам очень выгодно привлекать женщин европейской внешности, поскольку они практически не вызывают подозрений. Такая шахидка может проникнуть практически куда угодно. Прецеденты уже были. Осенью 2005 года 38-летняя бельгийка Мюриэль Дегок приехала в Ирак и взорвала себя на блокпосту в Баакубе. Недавно за пособничество террористам была арестована 46-летняя американка Коллин Рене Лароуз (Джихад Джейн). И если женщины, с детства воспитывавшиеся в исламских традициях чаще идут на преступления из чувства мести, то европейки и американки либо становятся религиозными фанатиками, либо зарабатывают таким образом деньги.

Юлия ПАСКЕВИЧ

Теракты, совершенные в России женщинами-камикадзе

6 июня 2000 года в Чечне впервые был совершен теракт с использованием смертников. Его исполнила племянница Арби Бараева Хава. Она прорвалась к зданию комендатуры в Алхан-Юрте на грузовике с тротилом. Охрана расстреляла грузовик. В результате взрыва погибли два омоновца и Бараева.

11 июня 2000 года на блокпосте в Грозном смертник взорвал автомобиль. Погибли два военнослужащих, один ранен.

2 июля 2000 года в Чечне смертники совершили пять терактов с использованием грузовиков, начиненных взрывчаткой. Два взрыва произошли в Гудермесе, по одному - в Новогрозненском, Урус-Мартане и Аргуне. Погибли 33 и ранены 84 сотрудника милиции.

19 декабря 2000 года Марета Дудуева пыталась прорваться со взрывчаткой к зданию Ленинского райотдела милиции в Грозном, но была ранена и не осуществила взрыв.

9 апреля 2001 года в туалете здания Дома правительства в Грозном в результате взрыва погибла уборщица, две женщины были ранены. Погибшая была террористкой-смертницей.

29 ноября 2001 года шахидка взорвала себя вместе с комендантом Урус-Мартана Гейдаром Гаджиевым.

5 февраля 2002 года 16-летняя Зарема Инаркаева пронесла взрывчатку в здание Заводского РОВД в Грозном, однако от взрыва пострадала лишь она сама.

23 октября 2002 года в Москве группа Мовсара Бараева, в составе которой были женщины-смертницы, захватила около 900 человек в театральном центре на Дубровке. В ходе операции спецслужб все террористы, в том числе смертницы, уничтожены. Погибли 129 заложников.

27 декабря 2002 года 15-летняя девушка и двое мужчин взорвали два автомобиля возле Дома правительства в Грозном. Убиты 72 человека, 210 ранены.

12 мая 2003 года в селении Знаменское Надтеречного района Чечни две женщины и мужчина взорвали "КамАЗ" у здания администрации района. Погибли 60 человек, более 250 ранены.

14 мая 2003 года у селения Илисхан-Юрт Гудермесского района Чечни женщина-террористка взорвала себя в толпе людей на религиозном празднике. Погибли 16 человек, более 140 получили ранения.

5 июня 2003 года в североосетинском городе Моздоке женщина подорвала себя возле автобуса, перевозившего персонал военного аэродрома. 20 человек погибли, 14 получили ранения.

20 июня 2003 года в Грозном женщина и мужчина подорвали "КамАЗ" со взрывчаткой у здания оперативно-разыскного бюро МВД. Пострадали 36 человек. Погибли только террористы.

6 февраля 2004 года - взрывное устройство сработало в вагоне поезда московского метро, следовавшего от станции «Автозаводская» к «Павелецкой». Жертвами взрыва стали 40 человек, 134 получили ранения. Смертником был житель Карачаево Черкесии Анзор Ижаев.

24 августа 2004 года - взрывы в двух гражданских самолетах, осуществленные террористками смертницами Аминат Нагаевой и Сацитой Джебирхановой, уроженками Чечни. В Тульской области разбился самолет Ту 134, выполнявший рейс Москва Волгоград, а в Ростовской области Ту 154, выполнявший рейс Москва Сочи. 89 человек, все пассажиры и члены экипажа обоих самолетов, погибли. Организатором преступления назван Шамиль Басаев.

31 августа 2004 года - теракт возле станции метро «Рижская» в Москве. Взрывное устройство мощностью 2 килограмма в тротиловом эквиваленте привела в действие террористка-смертница. В результате взрыва погибли 9 человек и пострадали 44 человека.

1 сентября 2004 года - теракт в Беслане (Северная Осетия). Отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек осуществил захват здания средней общеобразовательной школы №1. В течение более двух суток около 1300 заложников удерживались в заминированном здании школы.

6 ноября 2008 года - террористка-смертница взорвала маршрутное такси во Владикавказе, Северная Осетия. Погибло 12 человек.

17 августа 2009 года - теракт в Назрани. Смертники на автомобиле «Газель», протаранив ворота, ворвались во двор РУВД республики и привели в действие взрывчатку (200 кг, по другим источникам 400 кг, в тротиловом эквиваленте). 25 человек погибло и 136 получили ранения различной степени тяжести.

В настоящее время существует большой социальный заказ на психологические методы профилактики терроризма. Приведём лишь три основных направления этой работы:

1. Методы психологического тестирования и выявления лиц, склонных (в т. ч. легко манипулируемых) к террористическим актам.

2. Профилактика терроризма среди подрастающего поколения, ведущаяся на основе воспитания защиты против зомбирования и манипулирования (в т.ч. духовного).

3. Обучение бдительности и наблюдательности к возможным террористическим актам.

Таким образом, для того, чтобы успешно вести профилактическую антитеррористическую деятельность, мы должны знать типологию потенциальных террористов-самоубийц: шахидов, камикадзе и др.

На наш взгляд, существует следующая типология потенциальных террористов-смертников.

1. Террористы-экзистенциалы . Необходимо признать, что в основе психотехнологии производства самоубийц лежит не только искусство манипулирования психопатологическим сознанием потенциального террориста-смертника, но и феномен экзистенции , присущий всем людям - скрытой способности людей жертвовать своей жизнью ради Великой Цели или Ценности (детей, отечества, Бога, Святого и т. п.) и на этой основе ощущать свою уникальную сущность и ценность. Это разновидность духовной формы проявления инстинкта желания собственной смерти. Ради ощущения этой экзистенции многие искусственным образом подвергают себя различным рискам: играют в русскую рулетку, идут на войну, занимаются экстримом и т. п. Именно преодоление этого высшего барьера является источником специфической эйфории, называемой ощущением экзистенции. Человек всегда душой открыт к тому, чтобы почувствовать свою экзистенцию, ощущение которой, согласно экзистенциальной философии, возможно только в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Именно экзистенциалы, на наш взгляд, пилотировали 11 сентября. Здесь не было никакого зомбирования, никакой психопатологии, это были нормальные с психической точки зрения люди, в силу того, что они творчески и умно провели этот террористический акт.

Неосознаваемое (замаскированное) любопытство к собственной смерти есть у всех. Только в состоянии экзистенции возможно истинное ощущение жизни и себя. Впрочем, именно эту способность организаторы терроризма и используют в своих психотехнологиях духовного и псевдорелигиозного манипулирования.

Экзистенциалы самые непредсказуемые с точки зрения выявления личности. Порой трудно даже предположить, что кто-то из них может быть способным на теракт. В частности, теракт может быть протестом против глобализации и социального зомбирования долларом всего и вся, которое убивает чувство экзистенции.

2. Террористы-психопаты. Если террористы-экзистенциалы действуют на основании высшей формы инстинкта собственной смерти, то этот тип основывается на низшем уровне инстинкта собственной смерти. Он проявляется в виде садомазохизма, психопатологической агрессии, маниакального синдрома и мании величия (прославиться на весь мир по телевизору, стать Святым, Избранным и т.п.) Именно они чаще всего стреляют во всяких «кеннеди и леннонов». Такой тип требует наименьшей обработки и манипуляции. Им достаточно указать на мишень воздействия и обосновать ценности, которые смертник «получит» после своей смерти.

3. Террористы-суицидники . Они страдают сильными депрессиями, благодаря которым у них отсутствуют ценности и смысл жизни (позитивные переживания и т. п.), которые привязывали бы их к жизни. Этот тип желает избавиться от этих страданий, выключив собственную жизнь. Организаторы терроризма просят их о том, чтобы это выключение произошло с «пользой» не только для них (суицидников), но и для других, т. е. в нужной для террористического акта ситуации. Этот тип как бы продаёт или жертвует своим суицидным желанием во благо терроризма. Организатор терроризма создаёт такие условия, чтобы усугубить суицидные желания своей жертвы и воспользоваться ими.

4. Террористы-инфантилы . Это часто безграмотные, инфантильные (не способные к учёбе и познанию) и неимущие фанаты (в частности религиозные), которые примитивно верят в существование «того света», где будет полное изобилие всяческих удовольствий и радостей. Только они забывают, что радость - это всегда продукт преодоления и дефицита, которого на «том свете» не будет. Их вера основана на нищете и голоде, которым они страдали в течении этой жизни. Организаторы терроризма всегда знают, что «кормить» таких смертников нельзя, чтобы они всегда имели желание «наесться» в раю. Среди этой группы много больных начальной формой олигофрении. Психотехнология манипулирования в данном случае основывается на когнитивных структурах (незнании и безграмотности жертвы)

5. Террористы-зомби. Это одна из самых распространённых технологий манипулирования, основанная на воздействии на психофизиологические структуры. В этом случае искусственно (часто скрытым образом, через систематическое и долгосрочное подсыпание наркотика в чай и супы) создаётся психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ (наркотиков, «травки» и т. п.) На этой основе развивается сильная депрессия, позволяющая «закачивать» в сознание информацию о враге, который является причиной всех страданий данной жертвы. Хотя главным врагом оказывается наркотик, о котором жертва пока не догадывается. Чрезмерное периодическое употребление наркотика постепенно приводит к деградации сознания и потере психического контроля, что способствует более эффективному проведению внешних раппортов и установок (т. е. наркогипноза и зомбирования) на проведение конкретных террористических действий. В этом случае смертницу всегда ведут (пасут) и лишь на заключительной стадии оставляют одну. Очевидно, что зомби чаще всего женщины, в силу того, что деградационные процессы, вызванные наркотиком, у них протекают быстрее, чем у мужчин.

6. Террористки-вдовы. Здесь особо следует выделить феномен, который мы назвали «феноменом вечно страдающей вдовы ». Социально-психологические исследования показывают, что многие вдовы после смерти супругов очень долго, вплоть до собственной смерти, страдают депрессией. И часто это бывает связано не с чувствами вдовы к умершему, а затяжной депрессией, вызванной её алкоголизацией, которая началась со дня поминок. Иными словами, имеет место феномен вторичной депрессии, никоим образом не связанной со смертью супруга (первичная депрессия), а связанный с алкоголизмом вдовы. (Большинство непьющих вдов так не страдают). Хотя вдове может казаться, что все её страдания вызваны смертью супруга. Именно этот феномен используют организаторы терроризма.

Задача террористов - перехватить такую страдающую вдову из рук родственников и врачей и оказать «свою помощь». Её подсаживают на наркотики, чтобы снять муки страдания. Благодаря этому, по мере развития наркотической зависимости депрессия по мужу лишь усугубляется. На этой основе внедряются установки «отомстить за смерть супруга». Таким образом, в данном случае, профилактика терроризма будет основываться на том, насколько удастся перехватить вдову из рук опасных для неё «доброжелателей».

7. Террористы-солидарники . В этом случае чувство солидарности становится опасной психологической ловушкой для потенциального террориста-смертника. Он не должен подводить тех, кто уже ушёл в рай. Он должен так же, как и они, уйти из этого мира и «встретиться с ними в раю», так как они его там ждут. Психологами ещё не до конца изучен феномен солидарности. Но уже существуют методы нейро-лингвистического программирования, направленные на снятие зависимости от опасной солидарности.

8. Террористы-эксплуатируемые . До сих пор мы рассматривали потенциальных террористов-смертников, которые являлись жертвами манипуляции, и для них была характерна иллюзия самостоятельности принятого решения, поэтому смертник шёл на теракт благодаря «собственному согласию и желанию». То есть имело место скрытое воздействие со стороны манипуляторов-организаторов терроризма. В данном случае всё делается в открытую. Жертва не желает погибать, но в силу определённых причин (насилия, финансовой зависимости, деньги, льготы для своих родственников после смерти шахида, долга, штрафа, искупления грехов, ответственности, безысходности, дула пистолета за спиной, искупления за позор и т. д.) Кроме того, организуется всё таким образом, чтобы жертва была обречена идти на теракт. Так, например, у лётчиков-камикадзе отбирали парашют, шасси и т.д.

9. Террористы-гибриды. Необходимо отметить, что вышеприведённая типология условна и в действительности имеют место смешанные типы потенциальных террористов-смертников.

Теперь от психологических феноменов терроризма перейдём к социальным.

В силу того, что мы живём в эпоху постмодернизма (феномена масс-медиа и информационных технологий), терроризм в настоящее время принимает специфические черты, отличные от террористических актов прошлого (например, феномена камикадзе). Терроризм камикадзе был продуктом модернизма, при котором был:

1. Конкретный враг, которого необходимо уничтожить.

2. Конкретное место, где находится враг.

3. Последствия камикадзе отражались на небольшом участке земли.

Современный терроризм - это транстерроризм, который уже смешался не только с политикой и экономикой, но и религией и др. Для современных террористов нет конкретного врага именно поэтому часто гибнут не в чём невиноватые люди. Для террористов важнее не само насилие как таковое, а тот резонанс, который может быть вызван терактом во всём мире. Планета как никогда стала синергетичной и непредсказуемой. Шахиды стали постмодерновыми камикадзе.

Хаотические террористические акты, обусловленные патологическими личностями, локальными криминальными группировками, политическими диссидентами (революционерами), исполнителями-одиночками и т.д., в настоящее время уходят на задний план. (Хотя их также нельзя выводить из внимания т.к. в любой социальной группе есть процент скрытно действующих агрессивных личностей. Кроме того нельзя не учитывать роль архетипов социума, сформировавшихся революционным и коммунистическим прошлым России.) Терроризм в настоящее время приобретает чёткие целенаправленные черты, обусловленные противостоянием процветающего прагматического Запада и испытывающего негативные социальные потрясения и испытания Востока. Россия как раз и явилась пограничной зоной этого противостояния. Таким образом, в настоящее время как никогда обострились глобальные политические и экономические интересы, и терроризм стал замаскированной формой войны Востока и Запада. Он стал немым диалогом этой войны. При этом обе стороны делают вид, что ничего не происходит и снимают с себя ответственность за эти действия, зарабатывая политические дивиденды и власть. Поэтому исполнители, по-видимому, порой не знают истинного целостного понимания места и роли террористических актов в этой сложной социально-политической и экономической конфронтации, довольствуясь лишь материальными или маниакально-психологическими удовлетворениями, подпитанными различными идеологиями (национальной, религиозной, военной и т. п.) и местью за своих погибших родственников. Поэтому, в целом, на наш взгляд, всех исполнителей гипотетически можно разделить на следующие группы:

1. Прагматики, имеющие чисто финансовый интерес.(Согласно латентному соц. опросу, есть такой процент, и он будет расти по мере ухудшения материального положения.)

2. Актёры, выступающие перед всем обществом. Эта группа удовлетворяет свои маниакально-психологические потребности благодаря СМИ. Стоит лишь прекратить освещать террористические акты в СМИ, как у них резко исчезнет интерес к террору.

3. Мстители за погибших родственников.

4. Психопатологические личности.

5. Национал-патриоты (ригидно-религиозные личности). Их число падает по мере получения ими объективной информации о месте и роли терроризма в обществе.

6. Психогенетические агрессивные самородки (феномен беспричинного терроризма).

7. Активисты движения типа «Народ против мафии».

8. Упреждающие действия рекетиров.

9. Смешанный тип.

Таким образом, на наш взгляд, проблем с выбором исполнителей террористических актов у заказчиков нет. Социум имеет значительные социальные группы, предрасположенные к совершению террористических актов. Поэтому цели и задачи исполнителей и заказчиков, в большинстве случаев, по-видимому, не совпадают. Это лишь на руку самим заказчикам - в силу того, что благодаря этому их трудно рассчитать.

Объекты выбираются террористами согласно пространственно-физическим (замкнутое пространство и особенности распространения взрывной волны), временным (оптимальность с точки зрения количества людей и милиции), геополитическим (стратегические ресурсы и лидеры регионов России), социально-контрастным (перепад материального благополучия и нищеты), ситуационным (невозможность провезти взрывчатку), смешанным факторам и др.

Таким образом, трудно указать на предполагаемые объекты. Это широкий спектр, вбирающий в себя всё то, что соответствует вышеприведённым факторам.

Тактику и стратегию террористических актов, вероятнее всего, имеют лишь заказчики. Основной тактикой является грамотное использование перерывов между террористическими актами, дабы снизить бдительность правоохранительных органов. Таким образом, это долговременный процесс.

Оптимизм вызывает лишь тот факт, что в России имеет место большой разрыв между возможными (рассчитанными на основании количества свободной взрывчатки на душу населения и предрасположенных к террору социальных групп) и совершающимися террористическими актами. Заслуга в этом не правоохранительных органов, а заказчиков и потенциальных исполнителей, которые пока ещё не потеряли чувство разума.

Участившиеся сводки о захваченных самолетах или автобусах, взрываемых посольствах или станциях метро - это нечто далекое, не касающееся конкретно нас. Однако не стоит так расслабляться, поскольку потенциальных террористов среди нас не так уж и мало.

Благодаря З. Фрейду многие наши измышления были так или иначе завязаны на сексуальной энергии человека (либидо). После того, как началась Вторая мировая война, великий Фрейд плюнул на свой вымученный долгими годами психоанализ, разочаровавшись в культурной Германии, так красиво писавшей, говорившей, любившей классику и вдруг превратившейся в фашистскую. «О, Боже мой! - воскликнул Фрейд. - Я-то думал, что так интенсивно может выходить лишь сексуальная энергия, но оказывается, мортидо - энергия инстинкта смерти и агрессии - не дремлет...» (Мортидо - это энергетические напряжения, снимаемые разрушением, нанесением ущерба, устранением. Величайшее удовлетворение мортидо достигается путем убийства или самоубийства. - Из психол. словаря).

В ходе социологического опроса, проведенного нами, 28 % опрошеннных ответили, что террористы - это максимально доведенные до отчаяния и безысходности люди. 12% респондентов думают примерно так: террористы - это «коммерсанты», для которых важно заработать, причем любыми способами. 11% респондентов считают их психически больными людьми, а полпроцента - патриотами.

В нынешнем обществе человек находится в состоянии фрустрации (фрустрация - неспособность к снятию напряжения из-за трудностей, связанных с окружающей действительностью, или внутреннего психического конфликта. - Из психол. словаря), то есть его жизненные цели заблокированы, желания не совпадают с возможностями, а отсюда и растерянность.

Безысходность освобождает энергию мортидо...

Как можно заметить из вышеприведенных результатов социсследований, почти половина из опрошенных казанцев затруднилась дать определение террористам. И любопытно, что никто из горожан не высказал резко негативного отношения к ним: как к злодеям, достойным истребления. Конечно, трудно провести грань между терроризмом и героизмом. Особенно у нас, где многие поколения воспитывались на «героических подвигах», например, Александра Ульянова, который по мировым канонам является банальным террористом.

Терроризм нужно рассматривать на метафизическом уровне (борьба религий), социальном («холодная война»), социально-психологическом (взаимодействие личности с государством), психологическом (конфронтация между отдельными индивидами, человеком и коллективом), физиологическом (выпады психически больных людей). Можно выделить криминальный и экономический терроризм.

Существует концепция, которая представляет терроризм как гигиену мира: мол, не было бы его, земля задохнулась бы от войн.

В оперативном плане в борьбе с этим явлением мы ушли далеко: пушки-хлопушки, ребята в касках и с автоматами, планы захвата... А вот к профилактической работе должны вплотную подключиться психологи и СМИ.

Человек может стать пешкой в чьей-то большой и грязной игре, а потом, отыграв свою партию, - козлом отпущения. Как правило, состоявшийся террорист впоследствии уничтожается. А его роль, которую он считал слишком значимой, оказывается ничтожной.

Но террористами становятся не только слабовольные, поддающиеся дрессировке люди, руками которых главные манипуляторы делают свое дело, но и чересчур властолюбивые, неспособные достичь успехов в другой области. «Я мечтаю взять на мушку президента. Какое это сладкое чувство - ощущать свою власть над ним», - признавался один такой «герой». Подобные люди психологически больны: они страдают некой манией - «весь мир в моих руках».

Коль энергия мортидо «сидит» в каждом из нас, то теоретически террористом может стать любой человек - все зависит от его ума, психологического здоровья, а также от ситуации в стране. Особую тревогу вызывают эдакие «петушки», имеющиеся в наличии в «ячейках» общества. Например, маленькие школьные задиры, у которых чешутся руки просто так, без всякой причины стукнуть кого-нибудь по голове. На бытовом уровне лучше не взаимодействовать с индивидом, задающим вопрос: «Чего это ты на меня не так посмотрел?» Нужно быть выше подобного субъекта и относиться к нему как к больному.

Велика вероятность стать террористами у детей, склонных к живодерству, а также... подолгу сидящих за компьютерами, поскольку у последних пропадает тяга к живому миру.

Когда психоаналитик общается с состоявшимся террористом, то приходит к выводу, что «вояка» шел к своему нынешнему положению долгие годы, а началось все с каких-либо сбоев, к примеру, в семье. Большую угрозу всплеска терактов несет увеличивающееся количество наркоманов, которые без необходимой дозы находятся в состоянии фрустрации и готовы на все. Способствуют угрозе и расслоение, обнищание общества. Опасно устраивать пиры во время чумы, а рядом с бедными хибарами возводить новомодные дворцы. Поэтому в мегаполисах цивилизованных стран во избежание провокаций, вызываемых раздражением, есть четкое разделение на богатые, средние и бедные кварталы...

Общество опустилось, стало более грешным, поэтому столь популярны скрытые дьявольские формы общения между людьми и странами. Террор - болезнь не только всей планеты, но и каждого человека в отдельности.

История Варвары Карауловой показывает, что мы очень мало знаем о психологических причинах, по которым люди пополняют ряды террористов. Что побуждает сделать такой выбор - врожденная тяга к жестокости или влияние среды? Саймон Котти, специалист по криминологии Кентского университета, попытался исследовать проблему в статье для The Atlantic , а «Теории и практики» перевели основные тезисы.

Одна из самых главных и сложнейших проблем в изучении терроризма - ответить на вопрос «почему». Почему они это делают? Почему люди вступают в террористические группировки и совершают теракты?

Вариантов ответа на этот вопрос не меньше, чем самих группировок - у каждого встречного, от священника до таксиста, найдется мнение на этот счет, как будто внутренний мир терроризма прозрачен и понятен. Но эта уверенность неоправданна, ведь по существу исследователям мало что известно о терроризме и террористах. Очевидно, что познать внутренние субъективные желания и эмоции человека, определяющие его поступки, очень сложно. Прежде чем пытаться понять, почему люди становятся террористами, стоит узнать, как это происходит.

Одна из самых распространенных версий предполагает, что террористов «принуждает» к действию их индивидуальная патология. Эта позиция претерпела изменения в течение последних лет вместе с прогрессом знаний и нравственных представлений. В исследованиях терроризма конца 1960-х патология зачастую трактовалась как психологическое расстройство или заболевание отдельного индивидуума. С 1980-х эта идея стала терять популярность, и со временем исследователи пришли к заключению, что у истоков терроризма лежат не индивидуальные, а общие характеристики условий жизни и деятельности террористов.

Это соответствует общепринятому в криминалистике мнению, в соответствии с которым жестокость «социально предопределена» и является продуктом исторических, экономических и культурных предпосылок, гораздо более существенных, чем личностные.

В некоторых радикальных левых кругах бытует мнение, что джихадизм уходит корнями не в ислам, но в бесчисленные преступления против ислама, совершаемых западным (особенно американским) империализмом - в частности, речь идет о событиях после 11 сентября и вторжении в Ирак в 2003 году. С такой точки зрения джихад - неизбежная реакция разгневанных мусульман, жаждущих мести. А европеизированные джихадисты, которые далеки от отрицания общественных устоев и идеалов Запада, все равно изолированы от него: западное общество не признает мусульман, унижает и притесняет их.

Научный подход к вопросу жестокости очень перспективен. Он наделяет преступников человеческим обликом, подчеркивая ординарность их личностей и рассматривая их действия в контексте окружающего их мира. Он вынуждает людей задуматься о собственных возможных недостатках и слабостях, о том, что в определенных условиях они тоже способны на чудовищные поступки. И он позволяет осознать тот факт, что преступник действует не в изоляции от социума, но что его мысли, чувства и поступки во многом сформированы историческими обстоятельствами, в которых он вынужден существовать. Более того, европеизированные джихадисты, как было упомянуто выше, действительно существуют изолированно и не чувствуют принадлежности к светскому обществу, которое зачастую высокомерно и иронически относится к их религии и национальной идентичности.

Но даже такая позиция не отказывается от идеи патологии полностью. Просто в данном случае это понятие рассматривается как патологический «фоновый фактор», обуславливающий жестокость. Конечно, это более нравственно, чем ставить терроризм в один ряд с психическими отклонениями. Но объяснительная сила этой позиции ограничена. По мнению известного социолога Джека Каца, «даже если допустить существование наследственных, психологических или социально-экологических факторов предрасположенности к совершению преступлений, многие из тех, кто испытывает их влияние, не совершают преступлений… тогда как масса реальных преступников не попадает в эти категории «риска»… и может пройти очень много времени, прежде чем человек, попадающий в такую категорию «риска», действительно совершит теоретически предначертанное ему преступление». Британский писатель Дэвид Ааронович однажды пошутил на эту тему: «Почему чернокожие лесбиянки не взрывают автобусы? Они недостаточно отчуждены?»

Есть ли у террористов причины для их зверских преступлений? Безусловно, в своих обращениях они постоянно перечисляют их, но, как заметил профессор Стивен Холмс, «личные мотивации не всегда отражают запросы общества». Да, иногда люди действуют по тем причинам, о которых они заявили. Но иногда мотивы могут оказаться слишком мрачными, постыдными или странными, чтобы их озвучивать. Порой люди совершают настолько аморальные поступки, что на допросе склонны скорее осуждать или оправдывать, чем объяснять свои действия. Последнее, безусловно, относится к террористам.

Но бывают случаи, когда люди сами не понимают причин своих действий. «Самые ценные допросы, которые я вел - те, в которых допрашиваемый признавал: «Честно говоря, я не знаю»», - пишет специалист по терроризму Джон Хоган, - «Мотивация - очень сложное явление. Объяснить, почему мы что-либо делаем, невероятно трудно». Еще труднее это сделать, принимая во внимание тот факт, что некоторые поступки имеют несколько мотивов, и даже если все они ясны, очень сложно понять их взаимосвязь и соотношение.

Вместо «почему» Хоган предлагает задать более удобный и полезный вопросы - как? В частности, где и когда? Как конкретный человек присоединился к конкретной группировке? Какие каналы связи способствовали этому? Как человек нашел их или получил к ним доступ? Так как эти вопросы касаются условий терроризма, а не внутреннего мира отдельных террористов, они не только дают почву для исследования, но и оказываются полезнее в попытках предвидеть или предотвратить вербовку террористов. Правоохранительные органы не способны устранить мотивацию, но при должных навыках и знаниях способны разорвать сеть рекрутеров.

Все это отнюдь не означает, что от вопроса «почему» стоит отказаться навсегда, но стоит прежде всего осознавать его масштабы. И необходимо понять, что некоторые важнейшие решения могут навсегда остаться необъяснимыми и загадочными - не только для внешних наблюдателей, но и для того, кто принимает их и должен жить с последствиями.

Терроризм нельзя оправдать, но можно и нужно объяснять. Часто принято объяснять терроризм особыми технологиями идеологического воздействия, зомбирования молодежи.

Как люди становятся террористами? Попробуем обобщить возможные варианты.

1. По причине неудовлетворенности собственной жизнью. Если молодой человек на Северном Кавказе понимает, что ему не достичь жизненного успеха, что нет вариантов пробиться наверх, обеспечить себе материальный достаток, и при этом видит, как рядом люди не лучше него получают материальные и статусные привилегии благодаря родственным связям или за деньги, он способен в определенных обстоятельствах принять решение выйти из той системы, где он чувствует себя аутсайдером, и начать борьбу против нее, войдя в сообщество, где он оценивается по другим критериям и вполне может продвинуться. Его агрессию в этом случае подпитывает ненависть к тому несправедливому обществу, где он вынужден существовать, но эта ненависть порождена в первую очередь тем, что общество не обеспечивает лично ему тех благ, на которые он хотел бы претендовать.


2. Как результат протеста против сложившейся системы в целом. В этом случае протест направлен не против своего места в общественной системе, а против базовых принципов ее построения. Молодые люди могут быть вполне неплохо устроены в жизни, происходить из благополучных семей, но они не хотят смириться с теми «правилами игры», которые навязывают им семья и общество, не желают встраиваться в характерную для него структуру статусов и рангов. Неспособность заставить окружающих считаться с ним как личностью, учитывать его собственные представления о справедливости, о том, как строить свою жизнь, вполне может привести молодого человека к кризису, результатом которого становится разрыв со своим окружением и уход в «лес».



3. По мотивам мести. Существующее на ряде территорий жесткое силовое давление на молодых мусульман, применяемые к ним, их родным и близким издевательства и пытки, а иногда и бессудные казни приводят к тому, что молодые люди стремятся отомстить за собственные страдания, за боль близких им людей. И даже более широко – за своих единоверцев, подвергшихся подобному обращению. Если они не видят способов защитить свои права законным путем, то могут выбрать путь вооруженного сопротивления. Похоже, сейчас эта причина в числе основных, если не основная.


4. Как результат моды. В тех регионах, где активно действует вооруженное подполье, среди молодежи его лидеры часто воспринимаются как герои, робин гуды, стремящиеся восстановить справедливость и заступиться за обиженных. Романтическое восприятие сопротивления власти подталкивает некоторых молодых (обычно очень молодых) людей к тому, чтобы присоединиться к незаконным вооруженным формированиям. А когда иллюзии рассеиваются, переиграть все уже достаточно сложно.


Это, безусловно, самые общие мотивы, которые могут в конечном счете стоять за решением об уходе в «лес». Могут быть и более мелкие причины – конфликт в семье, например. Но, чтобы подобное решение реализовалось на практике, нужно еще по меньшей мере два условия.


1. Наличие радикальной идеологии, которая давала бы обоснование, подводила бы базу под вооруженное сопротивление. В этой роли в современном мире обычно выступают крайние, джихадистские направления исламского фундаментализма (подчеркнем особо – не все, а именно наиболее радикальные направления).
2. Наличие инфраструктуры подполья, обеспечивающей организационную и финансовую подпитку вооруженной борьбы.


Надо сказать, что сами эти «условия» не являются нейтральными. И идеологи джихада, и инфраструктура подполья активно действуют, вовлекая молодых людей в свои ряды, используя при этом и психологическую обработку, и провокации, и угрозы. В результате часто именно их считают основными причинами ухода молодых людей «в лес». Однако если бы не было тех мотивов, о которых говорится выше, вряд ли идеологическая обработка или технологии втягивания молодежи в вооруженное сопротивления имели бы серьезный эффект.


Тем не менее, нельзя отрицать, что в рядах подполья есть откровенные бандиты, есть наемники, есть люди, скрывающиеся от правосудия. Есть те, для кого это является бизнесом. Есть совсем случайные люди. Это – что касается состава и мотивов.

Почему солдат российской армии, 18-20-летний мальчишка-миротворец, воспринимается взрослым? А террорист такого же возраста - ребенком? Ведь оба они находятся на реальной войне. Там, где не только ты убиваешь, но и тебя убивают. Потому среди террористов детей нет. Есть люди, желающие убивать. Независимо от возраста. Даже дети, прошедшие спецподготовку в лагерях террористов, - террористы. Они уже убивали.

Крамольная мысль? Может быть. Но эта мысль не теоретически возникла. Эта мысль пришла в голову после просмотров множества роликов, где убивают именно дети.

Следующая ошибка - восприятие террористов монолитом. Террорист, и всё. Это далеко не так. Есть те, кто пришел к террору от недостатка ума, а есть те, кто занимается этим вполне осознанно. Те, кто стоит во главе.

С первой категорией все более или менее понятно. Человек из глубинки, с незаконченным средним образованием. Судьба этого человека дома не очень отличается от судьбы его родителей. И определяется вполне конкретным колледжем (понимай ПТУ), конкретным предприятием. Перспектив увидеть какие-нибудь Мальдивы - ноль. А хочется...

А информации об этих самых Мальдивах в Интернете много. Вот и выискивает молодой человек способ быстро заработать. Быстро и много. На этом и чаще всего "ловят" таких.

Только жизнь этих террористов коротка. Даже не потому, что бросают их в самое пекло войны. Там тоже может повезти. Пули, бывает, облетают почему-то. А потому, что счета, на которые переводят деньги, контролируются главарями бандформирований. И есть люди, которые после того, как там накапливается определенная сумма, помогают террористам уйти к гуриям в рай.

Есть и исключения. Именно из этой категории появляются самые отпетые палачи. Как, к примеру, наш бывший соотечественник Анатолий Землянка. Олег Никифоров в своей статье прекрасно описал его предыдущую жизнь. Правда, мне могут возразить, что он был студентом тюменского вуза. И что? Сегодня студентом можно стать не особо напрягаясь. Только оплати курс обучения. А в Ноябрьске с этим неплохо. Только вот не ответил на один вопрос - почему. Отвечу я, но ниже.

Палачи даже у террористов - люди особые. Это те, кому уже некуда податься. Они вне закона везде. В любой стране мира. Их боятся и ненавидят даже свои. Но преданнее этих отморозков нет никого. Они относительно других более богаты. Их даже оберегают иногда от боёв. Но они загнаны в угол. Смерть со всех сторон. Даже не тюрьма - смерть. Тюрьма и пожизненное зачастую были бы во благо.

Единственная надежда в конечном итоге стать интересным для какой-либо спецслужбы, которая сможет вытащить из мясорубки. Такие случаи были и есть. Сегодня, например, иранские спецслужбы точно знают, что некоторых командиров и палачей вывозят представители некоторых стран антиигиловской коалиции.

К этой же категории я бы отнес и женщин, которые едут к террористам в надежде выйти замуж за настоящего мужчину. Эти женщины предназначены для одной цели - смертницы. Воевать в отрядах террористов они не будут. А вот как живой снаряд вполне подходят.

Только вот путь такой женщины в "снарядный ящик" разный. Те, кто не представляет интереса для террористов как женщины, сразу направляются в лагеря подготовки смертников. Что там происходит, все знают. За короткое время с помощью медицины и профессиональной психологической обработки они превращаются в биороботов.

Многие удивляются, как это можно идти на смерть без боязни. Не может такого быть! Нет, может. Всё зависит от профессионализма командиров. Если человека поставить в определенные условия, вполне можно убедить его в том, что смерть - благо. А смерть за какую-то идею - прямой путь в рай.

Молодым же женщинам до лагеря смертников предстоит ещё "быть женой" террориста. Причем никто не спросит её желания. Женщина на Востоке не имеет права голоса. И выйдет она "замуж" за того, кто "заслужил". А чаще всего, кто заплатил. И таких "замуж" бывает достаточно много. Пока женщина не превратится в неинтересный мужчинам товар. Тогда - в лагерь смертников.

А вот следующая категория интереснее. Чаще всего это люди с высшим или незаконченным высшим образованием. Прекрасно ориентирующиеся в современном мире. Владеющие современными информационными и прочими технологиями. Короче те, кто вполне смог бы стать кем-то значимым в обычном мире. Опять же сошлюсь на статью Олега Никифорова. Знаменитая наша отличница и медалистка Варвара.

Что не хватало ей? Ведь первые отзывы от большинства россиян были не гневные. Скорее, мы жалели эту девушку. Жалели, и задавались вопросом: как это могло случиться. Это потом выяснилось, что она достаточно серьезный враг. Именно враг. И за детским лицом скрывается морда зверя.

Так почему же такие как она идут в террористы? Ответ не в воспитании. Даже не в работе вербовщиков. Хотя часть такой работы действительно толкает студентов в террористы. Ответ в том, о чем я писал в начале статьи.

Молодой человек взрослеет. И начинает понимать, что большинство дорог для него закрыто. Не потому, что он неталантлив или специалист аховый. Просто потому, что есть категория мажоров. Пусть туповатых. Пусть вместо знаний выкладывающих на стол диплом. Но у них есть папа (мама)! И будет у этого мажора и должность, и зарплата соответствующая. И перспективы будут. Как в старом, ещё советском анекдоте - у маршала есть свой сын...

Никто не захотел вспоминать, что Варвара Караулова не просто ехала воевать. В Сирию пробиралась не девушка-простушка. В Сирию пробирался активный вербовщик. И воевать с автоматом она там не собиралась. Да и замуж, по моему, не особо. Она ехала продолжать работу. Только на более высоком уровне. Она хотела "профессионального" роста. Хотела признания таланта и заслуг.

"Пушечное мясо" стоит дешево. А вот "специалисты", да ещё такие, что уже показали себя, гораздо дороже. Конечно, если ты по образованию офицер какой-то армии, то путь тебе в командиры террористов обеспечен. И рост именно как командира тоже. А вот остальные используются по образованию. Почитайте тексты обращений исламистов. Кто скажет, что писал не образованный человек? Наоборот, писал человек, гуманитарно образованный. Вернее всего, талантливый журналист.

То же самое можно сказать и о видеороликах. Далеко не хоум-видео. Очень профессионально сделано. Даже казни, как ни кощунственно это звучит, смотрятся. Видеоряд организован очень качественно.

Что же мы должны сделать для предотвращения появления российских террористов? Олег правильно говорит о совместной работе государства и общества. И о патриотическом воспитании правильно. Только вот закавыка тут. Террорист, какой бы отпетый он не был, на вопрос «Пойдешь ли защищать свою Родину, если на неё нападет враг?» ответит утвердительно. Более того, в первых рядах пообещает пойти. Просто потому, что война и кровь для него норма.

Мне кажется, что сегодня основной акцент нужно сделать на перспективах. Именно перспективах для молодых. Чтобы парень или девушка понимали, что воевать и быть убитым невыгодно. Мертвые деньги на тот свет не берут. Не в рай, не в ад. А любая смерть хуже жизни.

И в конце о том, стоит ли перевоспитывать террористов. Мы же всегда перевоспитываем. Всех и вся. Рецидивистов-убийц, насильников детей и прочую мразь. Мы делаем вид, что не понимаем глупость самой идеи перевоспитания негодяя.

Человек, который пробыл в террористической организации достаточно долго, перестает быть человеком. Тот, кто приезжает в организации типа ДАИШ, ещё верит в то, что будет драться с врагами. Остальные люди хорошие. Но тот, кто повоевал уже какой-то срок, врагами считает уже всех, кто не с ним. И относится ко всему человечеству, как к врагам.

Есть варианты перевоспитания? Ответ оставлю на совести читателей.

Очень бы хотелось, чтобы статью прочитали молодые люди. Те, кто сегодня начинает жить. Не с папой и мамой, а самостоятельно. Да, в нашей жизни много несправедливости. Много такого, что хотелось бы исправить. Но, истинный талант всегда будет замечен. Всегда пробьет дорогу среди множества посредственностей. Только для этого надо пахать. Пахать так, чтобы пар от спины шел. Чтобы от усталости руки судорогой сводило. Талант в любом деле.

Борьба с терроризмом и со смертниками – это не столько выявление самих смертников, сколько выявление инфраструктуры, которая их поддерживает, которая их определенным образом настраивает, готовит. Возьмем опыт Израиля. Успехи, которых там добились после 2002 года - когда просто в десятки раз сократилось число терактов с использованием смертников и число жертв – конечно, прежде всего связаны с массовыми арестами, с подавлением инфраструктуры. Например, практически за неделю было проведено более 6 тысяч арестов.

Но это все краткосрочные меры. Потому что, в конечном счете, это все равно вызывает чувство унижения, переживания, невозможности повлиять на свою судьбу какими-то легальными способами. И в конечном счете все равно увеличивает число тех, кто симпатизирует террористам. Скажем, среди палестинского населения, по данным одного из опросов, более 70 процентов поддерживало теракты.

перевод: Анна Устякина

Шифа аль-Квидси держит в руках фотографию брата, Махмуда аль-Квидси, у нее дома в Тулькраме северная часть Западного побережья. (Автор снимка - Рина Кустелнуово, для Нью Йорк Таймс)

Она знала, что после того, как она надела на себя пояс смертника, для нее нет пути назад. Она знала, что пояс разорвет ее на куски, оставив от нее лишь кровавое месиво. Она знала, что он сделает ее дочь сиротой.

Но она также знала и это: пояс будет убивать израильтян. Если повезет, то много израильтян. И это было достаточным основанием сделать выбор.

Шифа аль-Квидси была террористкой-смертницей, или, по крайней мере, собиралась ею стать. Парикмахерша из Палестины, доведенная до злобы, отчаяния и безнадежности, она вызвалась совершить атаку на израильтян, которая, как она считала, станет ее ударом во имя ее осажденного народа. "Я жаждала отмщения", -признается она.

Но она была арестована прежде, чем успела совершить террористический акт, и сейчас, после шести лет, проведенных в израильской тюрьме, мисс Квидси из ангела смерти сделала себя посланницей мира. Теперь она, работая с командой, в которой палестинцы и израильтяне вместе выступают за конец конфликта между их народами, старается тем самым перенаправить обуревавший ее разрушительный гнев в русло мирных перемен.

На фоне новой волны нападений со стороны палестинцев, мисс Квидси предлагает заглянуть в мир террористов. В основном орудуя ножами, а не бомбами, это новое поколение нападающих все-таки тоже совершают самоубийство за свое дело: им прекрасно известно, что они, вероятнее всего будут расстреляны израильскими солдатами. Мисс Квидси понимает такое мировоззрение, которое делает принесение человеком себя в жертву рациональным выражением глубокого чувства обиды.

"Они занимают твой дом, твою землю, они убивают твоих близких, уничтожают твой народ - конечно ты расстроен", говорит она. "Тебе не остается ничего другого, кроме как хотеть отомстить".

Сейчас ей сорок, она курит, воскрешая в памяти свою жизнь в этом уголке Западного побережья, занятого израильскими войсками уже почти 50 лет. Оглядываясь назад, она по-прежнему чувствует жгучую обиду, если не сказать логичность ее действий.

"Я не жалею о принятом решении" , сказала она о ее очищении смертью. "Но теперь я против атак смертников. Бог решает когда нам жить, а когда умереть. Сейчас мой джихад* [путь] - донести до всех послание. Каждый должен узнать, что Палестинская земля захвачена. Мы всего лишь люди, которые хотят мира. Всего лишь мира".

Мисс Квидси, чтобы познакомиться с израильтянами, которые разделяют ее взгляды, перейдя разделяющие их границы, пришла в организацию "Борцы за мир". В нее входят бывшие израильские солдаты и палестинские боевики. "Я хочу остановить кровопролитие", признается мисс Квидси.

Это организация запечатлена в новом документальном фильме "Возмутители спокойствия". Однако старые подозрения все еще живы: израильские власти запретили мисс Квидси присутствовать на июльской премьере фильма в Иерусалиме, и запретили также приезжать в Американское консульство в Израиле, чтобы она не могла получить визу и полететь на показ в начале этого месяца на международном кинофестивале в Хэмптоне, Лонг-Айленд. Фильм дебютирует в Нью Йорке 11 ноября, и она все еще надеется принять участие.

ИЗРАИЛЬСКИЙ чиновник, пожелавший остаться не названным в виду обсуждения частного вопроса, заявил, что прошение мисс Квидси не было подано в срок, и что в будущем оно будет рассмотрено. Но потенциальный риск для ее безопасности повлияет на решение о выдачи визы.

Власти смотрят на мисс Квидси с опаской, но и дома не все принимают ее. Палестинские боевики чествуются на Западном побережье как мученики, и их семьи получают компенсацию от палестинских властей. Сотрудничество с израильтянами, пусть даже с единомышленниками, считается изменой.

"Палестинцы потеряли надежду и не верят, что мир с израильтянами когда-нибудь будет достигнут ", - высказался Махмуд Мубарак, президент лагеря беженцев в Джалозуне. "Многие палестинцы воспринимают участие в объединенных проектах с израильтянами признак нормализации ".

Нормализация означает, что текущая ситуация улучшается, но не стремится к полному разрешению. Омар Баргути, один из основателей движения "B.D.S.", выступающего за использование таких мер, как бойкот, дивестирование и введение санкций израильтянам на международном уровне, уверен, что показной нейтралитет таких организаций, как "Борцы за мир", на самом деле, лишь усугубляют положение, делая оккупацию устойчивее: "Присоединение к таким группам, как "Борцы за мир" совершенно точно не является решением проблемы; это лишь создает новые", - добавляет он. "Нормализация израильского апартеида только укрепляет его".

Однажды утром в кафе осенью этого года во время интервью мисс Квидси отрицала возможность смириться с оккупацией. "Я против нормализации. Мы все, даже в нашей группе, против этого", утверждала она. "Существует огромная разница".

Мисс Квидси была одним из десяти детей в семье из Тулькарма, в северной части Западного побережья. Ее отец, который был управляющим в кофейне, строил семейную их жизнь на консервативных началах: в 15 лет отец выдал ее за двоюродного брата. У них родилась дочь, однако они развелись, когда мисс Квидси было 17.

Она работала в парикмахерской и мало интересовалась политикой. "На самом деле, я не обращала внимания на то, что происходит вокруг меня", признается она. "Я открывала газету только за тем, чтобы посмотреть гороскоп".

Но после того, как в 2000 году началась вторая Интифада(восстание), конфликт между народами коснулся и ее. Две ее кузины были застрелены. Звуки взрывов не давали ее дочери спать, она стала видеть кошмары. Ее мать и подруги дочери были убиты. Брат, Махмуд Абдан аль-Квидси, попытался совершить террористический акт, но был арестован.

И, наконец, в возрасте 25 лет, мисс Квидси поняла, что чаша ее терпения уже переполнена. Она обратилась к боевикам, заявив что готова совершить атаку. Она должна была претворяться беременной, нося под одеждой пояс смертника. Еще один боевик должен был ее сопровождать и запустить свою взрывчатку после того, как она взорвет себя.

Мисс Квидси настаивала на том, чтобы выбирать своей мишенью солдат, а не мирное население. Но она не испытывала никаких сомнений по поводу убийств, или по поводу того, что она окажется втянута в замкнутый круг бессмысленного насилия. Единственное, что ее волновало - это то, что ей придется оставить шестилетнюю дочь, Диану.

"Я сказала моей дочери, что собираюсь пойти и взорвать себя, чтобы она смогла выжить" , вспоминает мисс Квидси.

"Для меня, как для матери, было очень, очень тяжело признаться ей, в том, что я собираюсь умереть. Но так как она знала о том, как умерла мать ее подруги, Диана задала мне лишь один вопрос: "А после этого мы будем жить в мире? У нас будет свобода? И все закончится?"

Девочка умоляла мать остаться. "Она говорила мне: "Мама, пожалуйста, не оставляй меня. У меня больше нет никого, кроме тебя" , вспоминает мисс Квидси. "Но желание, владевшее мной, взяло верх - желание отомстить за все, происходившее вокруг меня".

Тем не менее, в ночь перед запланированным террористическим актом в апреле 2002, израильская полиция, предупредив атаку, ворвалась в ее дом. По версии израильских властей, прежде чем обвинить ее в сговоре с целью совершить умышленное убийство и в хранении взрывчатых веществ, ее допрашивали в течение трех дней. По ее собственным словам, она была избита в тюрьме.

БУДУЧИ в заключении, мисс Квидси переосмыслила свою позицию. Хоть она до сих пор зла на израильтян, она начала читать труды Махатмы Ганди и Нельсона Манделы. В израильской тюрьме она встретила охранника, который отнесся к ней с уважением. "Это показало мне, что не все израильтяне одинаковые", - поделилась она. "Те из них, кто носит оружие, чтобы стрелять в нас, сильно отличаются от других людей".

После выхода из тюрьмы в 2008 году, она присоединилась к организации "Борцы за мир". Среди них она встретила Чэнь Алона, израильского военного офицера, который провел некоторое время в тюрьме за отказ служить на оккупированных территориях.

Мистер Алон был шокирован ее историей. "Я мог бы принять все, кроме ее решения - террор, отчаяние, идея о том, что это единственный способ обеспечить будущее для ее дочери", - высказался мистер Алон, который теперь работает театральным режиссером и преподавателем в Тель-Авивском университете. "Я понимаю его, но не могу принять".

"Я сказал ей, что террористическое нападение - это бессмысленное, безумное нападение", - продолжил он. "А она мне на это ответила, прямо перед всей группой: вы говорите так, потому что у вас есть танки и вертолеты. Вы думаете так, потому что вы можете обстреливать нас с самолетов. Но когда у тебя в руках нет ничего, чтобы защитить себя, эти пояса шахида - единственное оружие, которое остается нам".

Для мисс Квидси это испытание: заставлять других посмотреть на мир глазами террориста-смертника, и заставить саму себя смотреть на мир глазами других. "Раньше я видела ситуацию лишь с одной стороны", сказала она. "Теперь у меня есть обе".