Как защититься от вспышек на солнце. Как защитить автомобильную и прочую электрику от эми

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.VIII
Альтернативное обозначение: “Centaur”, A27L
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: июль 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 3134 танка, в боевых действиях использовались только “Centaur” IV.

Появление в конце 1940 года крейсерского танка A15 «Crusader» лишь ненадолго позволило RTC (Королевскому Танковому Корпусу) получить некоторые преимущества перед основными немецкими танками Pz.II и Pz.III. Уже со следующего года в Германии стремительно нарастили выпуск более мощных танков Pz.IV, что сразу поставило самые новейшие британские крейсера на уровень ниже. Их самыми слабыми сторонами оказались 2-фунтовые орудия и ненадежные двигатели Nuffield-Liberty.

Чтобы устранить отставание в конце 1940 года Танковый Комитет выработал требования для тяжелого крейсерского танка: лобовое бронирование корпуса – 65 мм, лобовое бронирование башни – 75 мм, скорость – 24 мили в час (39 км\ч), масса – до 24 тонн. Но главное, явно устаревшая «двухфунтовка» должна была уступить место 6-фунтовыму орудию в башне нового типа на более широком погоне.

За разработку нового танка взялось сразу несколько фирм, однако наиболее перспективными считались проекты на основе конструкции А15. Так, фирма Nuffield представила «своё видение» крейсерского танка на базе серийного шасси со старой силовой установкой, но с новым корпусом и башней. Параллельно, совместными усилиями фирм Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) и Rolls-Royce, был предложен собственный проект предполагавший использование адаптированного авиационного двигателя «Merlin» и трансмиссии нового типа на идентичном шасси.

Оба варианта получили одобрение Генерального Штаба в январе 1941 года, однако из-за задержек с испытаниями новой силовой установки пришлось разработать «промежуточный» вариант танка A27L «Cromwell II» (индекс «L» обозначал марку двигателя – в данном случае это был «Liberty»). Также эта боевая машина стала известна под обозначением Cruiser Tank VIII .

Проектирование A27L поручили фирме English Electric, которая приступила к работе в конце 1941 года. Проект был готов к весне следующего года и был во многом был аналогичен танку А24 от фирмы Nuffield. Как уже указывалось ранее, изменения коснулись силовой установки и трансмиссии. По различным зарубежным источникам боевая масса танка составляла от 27432 до 28849 кг.

Ходовая часть танка A27L состояла из пяти сдвоенных опорных катков на каждый борт оснащенных резиновыми бандажами. Использовалась индивидуальная «свечная» подвеска типа Christie с вертикальными пружинными рессорами. Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц размещались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. Гусеница мелкозвенчатая с одногребневыми траками шириной 14 дюймов (355 мм).

Корпус танка A27L был практически аналогичен А24, отличаясь только бронировкой моторно-трансмиссионного отделения. Компоновка корпуса осталась классической. Спереди располагалось отделение управления, где находились места водителя (справа) и его помощника (слева). В вертикальном лобовом листе корпуса толщиной 64 мм имелось два круглых люка различного диаметра, а по бортам были расположены смотровые приборы с триплексами.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня коробчатой формы (также заимствованной от А24) с шириной погона 1524 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 6-фунтовой (метрический калибр 57 мм) пушки Mk.III или Mk.V и одного 7,92-мм пулемета Besa. На крыше башни мог устанавливаться зенитный 7,71-мм пулемет Bren. Слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. Боекомплект включал 75 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов, 4950 патронов для пулеметов Besa и 600 патронов для пулемета Bren. На правом борту башни монтировался двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет с 30 гранатами. Полный экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя (также обслуживал радиостанцию).

Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty формированный до мощности 410 л.с. и оснащенный жидкостной системой охлаждения. Старая планетарная трансмиссия была заменена на новую от фирмы Merrit-Brown.

Заказ на изготовление двух прототипов A27L фирма English Electric получила 29-го апреля 1942 года и уже 29-го июня первый опытный образец выкатили из цеха. Второй прототип был готов в начале июля – тогда же оба танка были отправлены на полигон в Фарнборо. Испытания A27L прошли без особых нареканий, если не считать вполне стандартные проблемы с охлаждением двигателя. В остальном заказчик не имел больших претензий и в августе 1942 года был оформлен первый заказ, который разместили сразу на шести танкостроительных предприятиях фирм English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler и Leyland. В ноябре 1942 года, во избежание путаницы с названиями, танк переименовали в «Centaur» . Вплоть до февраля 1944 года было построено 3134 танка A27L двух основных модификаций и в варианте ЗСУ.

Если первый вариант A27L «Centaur» I был практически идентичен А24, отличаясь только трансмиссией. Благодаря этому в короткий срок удалось построить 950 машин. На второй модификации («Centaur» II ) была предпринята попытка оснастить танк более широкой гусеницей и ведущими колёсами с большим числом венцов. Так намеревались решить проблему возросшего давления на грунт, однако этот вариант серийным так и не стал.

Более удачной оказалась модификация «Centaur» III . Главной целью доработок стала усиление вооружение – как оказалось, даже наличие 57-мм орудия не гарантировало успех при встрече с немецкими «четверками» старых типов, а с появлением модификаций Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G (с длинноствольной 75-мм пушкой) положение британских танкистов стало вовсе незавидным. Таким образом, вновь назрела необходимость установить артиллерийскую систему более крупного калибра – танки «Centaur» III стали оснащаться 75-мм пушкой Mk.V и Mk.VA, которая, хоть и не полностью, уравновесила силы противников. Большинство машин этого типа было получено путем доработки более ранних «Centaur» I.

Последней моделью стал «Centaur» IV , представлявший собой танк огневой поддержки. Ранее такие машины просто получали индекс CS после названия модификации, но с 1942 года его отменили и нумерация стала сквозной. На «Centaur» IV устанавливалась 95-мм гаубица, которая могла вести стрельбу только осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, а также форсированный двигатель. Всего было выпущено только 80 танков поддержки.

Жизненный цикл большинства танков «Centaur», так сказать, в чистом виде, оказался недолгим. С конца 1943 года началась активная программа модернизации A27L путем замены двигателя «Liberty» на «Meteor» и доведения их до стандарта A27M («Cromwell» X). Другая часть танков послужила основой для различных вспомогательных бронемашин.

В 1942 году появился вариант бронемашины артиллерийских наблюдателей «Centaur» OP (Observation Post), на котором орудие заменялось муляжом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция No.19.

Несколько десятков танков A27L также было переоборудовано в инженерные бронемашины. Модификация «Centaur» ARV предполагала демонтаж башни и установку на верхней части корпуса крана-стрелы, дополнительных баков с топливом и другого специального оборудования.

Другим инженерным вариантом стал «Centaur Dozer» , конструкция которого была разработана в 79-й танковой дивизии. На этих бронемашинах также демонтировалась башня с вооружением, а вместо них устанавливался бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Такие бульдозеры передавались частям Королевских Инженеров и должны были распределяться распределялись из расчета один «Centaur Dozer» на один полк крейсерских танков (по другим данным – каждому эскадрону танковой дивизии). Постройка инженерных бронемашин была поручена фирме MG Car Ltd., однако до конца войны фронтовые части получили лишь единичные экземпляры «Centaur Dozer».

В 1943 году несколько танков «Centaur» было переоборудовано в бронетранспортеры типа «Kangaroo». Переделки свелись к демонтажу башни и части внутреннего оборудования для увеличения внутреннего пространства боевого отсека, который теперь использовался в качестве десантного и мог разместить 10-12 солдат. Экипаж БТР сокращался до двух человек.

Наиболее интересными были самоходные зенитные установки «Centaur» AA. При разработке этих ЗСУ было решено использовать готовые наработки по серийным самоходкам «Crusader» AA оснащенным 20-мм спаренными пушками Polsten. В результате на модификации «Centaur» AA Mk.I устанавливалась башня от «Crusader» AA Mk.II, а модификация «Centaur» AA Mk.II получила башню от «Crusader» AA Mk.III. В общей сложности было построено около 200 таких ЗСУ.

Принять участие в боевых действиях танкам «Centaur» I и «Centaur» III не пришлось. К моменту операции «Overlord» основная их масса превратилась в А27М и вспомогательные бронемашины, а оставшиеся танки использовались только для учебных целей. Ещё одной причиной отказа от их боевого применения была низкая надежность двигателей «Liberty».

Исключение составили только танки поддержки «Centaur» IV, которые использовались в составе Royal Marines Armored Support Group, сформированным в июле 1943 года и действовавшим в интересах флота. Первоначальный замысел их использования состоял в следующем – танки «Centaur» IV должны были устанавливаться на баржи парами и осуществлять огневую поддержку сразу после того, как корабельная артиллерия перенесёт огонь вглубь территории противника. Однако, после проведения маневров в феврале 1944 года, на которых присутствовали маршал Монтгомери и король Георг VI, этот план был признан малоэффективным и его пришлось изменить. Теперь от танкистов требовалась высадка на берег вместе с десантом, что потребовало реорганизации десантных частей.

Переформирование начали проводить с 14-го марта 1944 года – RMASG нового образца состояла из двух полков двухбатальонного состава, включавшего 32 танков «Centaur» IV и 8 «Sherman» QP. Общее количество танков, включая штабные, составило 100 единиц. Примечательно, что танки планировали использовать только в первые часы высадки исключительно для огневой поддержки десантных подразделений.

Знаменитый «Day D» прошел для экипажей группы не слишком удачно. Из 20 безвозвратно потерянных «Centaur» IV большая половина утонула, так и не добравшись до берегов Нормандии. Остальные подтягивались постепенно и оказать существенной огневой поддержки десанту не смогли. Достаточно сказать, что в течении 6-го июня 1944 года в боях принял участие только 21 танк. Остальные прибыли на следующие сутки. В боях на побережье использовалось одно необычное приспособление в виде металлических саней, на которых укладывался дополнительный боекомплект из 60 выстрелов.

Танки «Centaur» IV продолжали участвовать в боях вплоть до 21-го июня включительно, сначала оказывая поддержку частям 4-й бригады британского спецназа на реке Орн, а затем парашютистам из состава 6-й воздушно-десантной дивизии. Оставшиеся к тому времени танки отвели в тыл и 24-го июня передали в распоряжение артиллерийских частей. Дальнейшая судьба «Centaur» IV остаётся невыясненной.

Оставшиеся на территории Великобритании танки впоследствии послужили не только британской армии. В процессе формирования 1-й польской танковой дивизии для обучения танкистов было передано несколько «Centaur» III. Использование инженерных бронемашин продолжалось ещё несколько лет после войны, но уже к началу 1950-х гг. практически все они были выведены из эксплуатации. Помимо этого, 72 танка «Centaur» было передано армии Франции.

Более продолжительной оказалась карьера танков «Centaur», переданных в послевоенный период армии Греции. Необходимость в бронетехники у греков была более чем острая в связи с апогеем гражданской войны. Союзники решили материально помочь гречскому правительству отправив в мае 1946 года 52 танка «Centaur» I, оснащенных 57-мм орудиями и башнями типа «В». В течении 1946-1947 гг. эти машины активно применялись против партизан-коммунистов на территории Македонии и Эпира. Несмотря на неблагоприятные условия (горная местность и наличие многочисенных минных полей) греческие танкисты остались довольны своими танками. В процессе эксплуатации некоторые танки оснащались 12,7-мм пулеметами. Использование «Centaur» I в армии Греции продолжалась вплоть до 1957 года, пока им на смену не пришли более современные американские танк М47.

В настоящее время в качестве музейных экспонатов сохранилось всего пять танков A27L, находящихся в весьма приличном состоянии:

Cobbaton Combat Collection (Великобритания) – в годы войны танк бы переоборудован в бульдозер и использовался до 1957 г. Полуразобранная машина была обнаружена в 1978 году и отреставрирована до уровня «Centaur» IV (номер Т218477);

Musee des Blindes (Самюр, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (двухцветный «песчаный» камуфляж);

Pegasus Bridge (Бенувилль, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (одноцветный зеленый камуфляж);

Hermanville-sur-Mer (Франция) – танк модификации «Centaur» IV с башней от А24 (одноцветный зеленый камуфляж);

Греческий музей бронетанковой техники (Авлона, Греция) – танк модификации «Centaur» III (некомплектный, без двигателя, гусеницы от М113).

Также в частных коллекциях и музеях числится 7 «Centaur Dozer». Ещё по меньшей мере 5 танков и один бронированный бульдозер находятся на территории Великобритании в полуразрушенном состоянии на свалках и бывших артиллерийских полигонах.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003
М.Барятинский «Крейсерский танк Кромвель» (Бронеколлекция МК 2007-04)
М.Барятинский «Английские танки Второй Мировой войны» (Бронеколлекция МК 2010-05)
David Fletcher «Cromwell Cruiser Tank 1942-50»
Great Britain’s Cruiser Mk VIII, A27L, Centaur
Centaur in postwar Greek service Angelos Sanopoulos

Фотографии:
Jedsite: CENTAUR DOZER
Cruiser tank Mk VIII (A27L) «Centaur»
Archives Nationales du CANADA

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА

Cruiser Tank Mk.VIII “Centaur” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 28849 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6352
Ширина, мм 2896
Высота, мм 2444
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 6-фунтовая (57-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет BESA в башне, один зенитный 7,71-мм пулемет Bren, двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет
БОЕКОМПЛЕКТ 75 выстрелов, 4950 патронов калибра 7,92-мм, 600 патронов калибра 7,71-мм, 30 гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископические приборы Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм
лоб корпуса (гор.) — 25 мм
борт корпуса — 32 мм
корма корпуса — 25-32 мм
крыша — 14 мм
днище — 6,5 мм
лоб башни — 76 мм
борт башни — 51 мм
корма башни — 44 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Nuffield-Liberty Mk.V, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 395 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная несинхронизированная коробка передач Merrit-Brown Z5, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками шириной 356 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 265 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 24
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 2,286
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.19 со штыревой антенной

В 1984 г. командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике, аналогичной пушкам танков «Леопард-1» и M-60A1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка «Ариете» и гусеничной БМП YCC-80.

Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. В дополнение к танковым подразделениям, развернутым на северо-востоке страны и обладающим относительно невысокой стратегической мобильностью, предполагалось сформировать высокоманевренные бригады, вооруженные тяжелыми и легкими аэротранспортабельными бронеавтомобилями. Задачей бригад должна была стать оборона итальянского «сапога» от воздушных и морских десантов, тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.



Работы по «колесному танку» начались фирмами ОТО Melara и Фиат в конце 1984 г. и опирались на опыт создания в 1982-1983 г. Г. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105-мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось, чтобы не ухудшилась проходимость, добавить четвертую ось. Выбор габаритных размеров машины был обусловлен трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объема корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».
Разработка ключевых узлов бронеавтомобиля, таких как двигательная установка и ходовая часть, завершилась довольно быстро, что позволило уже в апреле 1985 г. начать испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний стала отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания членами экипажа 105-мм пушки. Дальнейшая отработка конструкции бронеавтомобиля велась параллельно с испытаниями демонстрационной машины. Первая опытная машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять истребителей танков. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 г. вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 «Centauro», а в 1991 г. началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Вооруженные силы Испании планируют в начале XXI в. закупить 22 бронеавтомобиля В-1 «Centauro» для вооружения бронекавалерийского полка «Лузитания», входящего в состав Сил быстрого реагирования.



Бронеавтомобиль В-1 «Centauro» занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ боевую разведывательную машину, однако это не совсем правильно. Действительно, «Centauro» с успехом может использоваться для разведывательных операций, эскортирования конвоев, противодействия разведывательно-диверсионным группам противника то есть выполнять боевые задачи, типичные для БРМ. Однако исключительно мощное для колесной машины вооружение 105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения «колесный», тем более что в армии Италии «Centauroы» и пришли на смену танкам американским М-47. «Centauro» и западногерманский Даймлер-Бенц EXF стали первыми в мире бронеавтомобилями, огневая мощь которых сравнялась с огневой мощью танков. Однако немецкая машина была выпущена в единственном экземпляре, а «Centauro выпускался серийно. К колесным танкам порой относят и французскую машину AMX-IORC, но она вооружена 105-мм пушкой с низким давлением в канале ствола, и лишь после перевооружения на 105-мм орудия с высоким давлением газов в канале ствола галлы войдут в «колесный танковый клуб».

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Дизельный двигатель V-6 первоначально был разработан для гражданского применения. Кроме бронеавтомобилей «Centauro» различные варианты дизеля У-6 устанавливаются на гусеничные БМП УСС-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк «Ариете». На машине установлена западногерманская автоматическая шестискоростная (пять вперед, одна назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.



Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя, сиденье водителя регулируется по высоте. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения. Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес ведущие, первые две пары управляемые, на скорости меньше 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.
Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Melara, установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик справа, заряжающий сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.
Пушка LR по внутренней баллистике аналогична 105-мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т; чтобы ее погасить, установлена специальная гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105-мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни установлено по четыре дымовых гранатомета. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляются с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6 до + 15°.



На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5и 10-кратным увеличением; в прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной от -10 до +60 . У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу «Centauro» не может и перед выстрелом должен остановиться.



Башни для бронеавтомобилей изготавливались, регулировались и испытывались на заводе фирмы ОТО Melara в Специи. По результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в «чреве» С-130), днищу корпуса придана небольшая V-образность для лучшей защиты от действия взрывной волны мины, размеры люка в кормовом бронелисте уменьшены.
Серийное производство бронеавтомобилей В-1 «Centauro» завершилось в 1996 г. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.
Проверку в боевых условиях бронеавтомобили «Centauro» прошли в ходе миротворческой операции «Рестор Хоуп», проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 г. восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме «Centauroов» в нее входило еще пять танков М-60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. «Centauroы» широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течение первых четырех месяцев 1993 г. семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью, за все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытии в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой бронеавтомобиль ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины. Основной головной болью для экипажей «Centauroов» были постоянные проколы камер. Главная автомагистраль Сомали Императорское шоссе не ремонтировалось четыре года, что уж говорить об остальных дорогах. В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она, конечно, не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.



За всю кампанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. «Centauroы» очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги, и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.
Недостаточно мощными оказались УКВ радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно, в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать нараспашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее очень быстро выяснилось, что бронезащита «Centauroов» (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно недостаточна, она не «держит» бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-A. Десять комплектов были установлены на «сомалийские» «Centauroы». Опыт применения бронеавтомобилей «Кентанр» в Сомали тщательно изучался и анализировался западными экспертами. Именно миротворческая операция в Сомали послужила отправной точкой для пересмотра роли и места бронированных колесных машин в современных вооруженных конфликтах. К большинству тяжелых бронеавтомобилей применим следующий вывод из опыта операции «Возвращение надежды»: «Пушка большая, броня слабая».
Летом 1997 г. «Centauroы» вместе с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции «Альба» по предотвращению гражданской войны в Албании.

Видео: Бронеавтомобиль B1 «Centauro» 105 мм


August 1st, 2014

Минобороны РФ после завершения испытаний вернуло итальянской стороне колесные танки "Чентауро" (Centauro), закупать их для российской армии не будут. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС замглавы военного ведомства Юрий Борисов. "Машины мы вернули, закупать эту технику не будем", - сказал замминистра.

Испытания итальянских тяжелых бронеавтомобилей "Чентауро" (centauro) - "Кентавр" - в рамках перехода российской армии с гусеничной на колесную технику, организовывал холдинг "Оборонсервис". При этом на проверку боевых машин не приглашали ни командование Сухопутных войск (СВ), ни руководство главного автобронетанкового управления. Это сразу вызвало множество самых разных обсуждений и предположений. Высказывались даже мнения о предстоящем перевооружении российской армии на иностранную военную технику.

На самом деле все проще. Специфика современных боевых задач, условиях эксплуатации и боевого применения сухопутной армии, а также опыт многочисленных вооруженных конфликтов на протяжении истекшей четверти века показал необходимость перехода сухопутных сил не только на бригадную орг-штатную структуру, но и на трехкомпонентный вид самих бригад. Основной ударной силой должны являться тяжелые механизированные бригады, вооруженные танками и соответствующим семейством гусеничной легкой бронированной техники. У нас они вооружены танками Т-72 всех модификаций перспективной танковой техники на базе платформы «Армата». Главным инструментом занятия и удержания территории должны являться легкие пехотные бригады, оснащенные бронеавтомобилями «Тигр» и «Рысь», колесными бронетранспортерами и необходимыми средствами усиления на их базе. К тому же легкие бригады можно быстро перебрасывать в угрожающие районы в самые сжатые сроки имеющимися видами транспорта. В крайнем случае, по дорогам общего пользования они без проблем могут пройти и на собственных колесах. Возникающий зазор между высокой подвижностью легких и высокой ударной мощью тяжелых, должны закрывать средние бригады. Достаточно легкие, чтобы их можно было оперативно перебрасывать самолетами военно-транспортной авиации. Достаточно подвижные, чтобы, возникни такая надобность, они могли тоже на своих колесах по дорогам общего пользования добраться до места. И в то же время достаточно тяжело вооруженные, чтобы, если не остановить, то гарантированно задержать противника на срок, достаточный для подходя и развертывания тяжелых бригад.

Хотя эта концепция еще не принята окончательно в ВС РФ, работы в данном направлении идут. Чему способствует зарубежный опыт американской и ряда европейских армий, а также множество за три десятка лет прошедших войн. Что Генштаб на эту тему "думает", подтверждается, в том числе, и испытаниями бронемашин "Чентауро", которые провел "Оборонсервис". В ходе проверки использовались два бронеавтомобиля - с одна с пушкой калибра 105-мм, вторая - 125-мм. Управляли колесными танками экипажи компании-производителя IVECO.

Впрочем, все разговоры о перевооружении на иностранное были лишены смысла с самого начала. По очень длинному списку причин. Тут скорее речь шла о практической проверке лучших зарубежных образцов, так сказать, в условиях, приближенных к боевым. А следует признать, из всех существующих в мире бронемашин такого класса, "Чентауро" является наилучшим.

Требования к новому классу машин в 1984 году итальянское военное командование, вкраце, сформулировало просто. Нужна машина для борьбы с воздушными и морскими десантами противника. С высокой подвижностью, чтобы быстро выдвигаться к месту боя. Так как десант обычно тяжелым оружием не располагает, то и высокое бронирование для машины не является особой надобностью. За то она должна располагать большой огневой мощью. Эдакий кентравр (на итальянском "Centauro" означает "кентавр"), способный по первому зеленому свистку немедленно прискакать на пожар и эффективно всех "погасить". Получился своего рода гибрид колесного бронетранспортера и основного боевого танка.

За основу взяли базу трехосного бронеавтомобиля Fiat AVH-6613. Для обеспечения унификации по боеприпасам, запчастям и расходным материалам, в качестве основного оружия использовали клон 105 мм нарезной английской пушки L-7, которая, в разных видах стоит на танках Leopard 1A5 и М60А1, имеющихся в итальянской армии. В качестве прицельной системы предполагалось использование СУО OG14L3 TURMS производства фирмы Galileo Avionica, использовавшаяся на танке ARIETE C1 и БМП VCC-80.

В башне предусмотрены места для командира (слева), наводчика (справа) и заряжающего (справа впереди и ниже наводчика). Ее крыша в средней части имеет куполообразную форму для придания пушке угла склонения (угол возвышения/склонения от + 15 до -6°), У командира имеются четыре прибора наблюдения. Привод башни и пушки электрогидравлический, с возможностью ручного наведения.

Основные ТТХ БМТВ: неплавающая, колесная формула шасси 8x8, боевая масса 25 т, экипаж четыре человека, длина с пушкой вперед 8,55 м, ширина по корпусу 3,05 м, максимальная высота 2,735 м, клиренс 0,417 м, двигатель дизельный, с турбоноддувом мощностью 520 л. с, максимальная скорость по шоссе 105 км/ч, запас хода по топливу 800 км; преодолевает брод глубиной до 1,5 м; возможно дополнительное бронирование. Кроме пушки на БМТВ установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный), две счетверенные гранатометные ПУ для постановки дымовых завес. Боекомплект 40 артвыстрелов. 1 400 пулеметных патронов и 16 дымовых гранат.

Планировалось, что полученная таким образом машина, при сопоставимой с танком огневой мощи, будет существенно превосходить его по подвижности, особенно на европейском ТВД с развитой дорожной инфраструктурой, иметь больший межремонтный пробег, и - главное, она будет аэротранспортабельна самолётом С-130 "Геркулес" - основным авиаперевозчиком ВТА НАТО. Поскольку создаваемая машина позиционировалась как "разведывательная для борьбы с танками" (непривычное для русскоязычного читателя сочетание) существенными бонусами колёсной ходовой части была её малошумность и гораздо больший, по сравнению с гусеничной, запас хода по топливу.

Противоречия между жёсткими массогабаритными ограничениями и необходимостью большего внутреннего объёма корпуса разрешили за счёт применения проходных редукторов трансмиссии, т.е. поток мощности передавался системой валов вдоль борта, с отбором мощности на колёсные редуктора.

Подобная схема позволила отказаться от системы раздаточных коробок и карданных валов, расположенных в пространстве между днищем машины и полом боевого отделения, что позволило максимально полно использовать полезный объём корпуса. Недостатком данной схемы является то обстоятельство, что при боевом (либо любом ином) повреждении редуктора проходящий через него поток мощности прерывается, т.е. не передаётся на следующие за ним колёса. При выходе из строя второго редуктора левого борта, все колёса, размещённые на этой стороне, обездвиживались. Ещё хуже была ситуация с правым бортом - там "раздающим" редуктором был первый, т.е. наиболее подверженный боевым повреждениям, особенно при минном подрыве. Впрочем, позднее была применена "Н-образная" схема раздачи потока мощности, при которой "раздающий" редуктор правого борта был перенесён на вторую ось.

Таким образом, трансмиссия "Centauro" по живучести и стойкости к боевым повреждениям значительно уступает классической трансмиссии БТРов- "многоножек". Отсутствие пространства между днищем и боевым отделением существенно снижает минозащищённость машины в целом.

Первая модификация "Centauro" - «В1», или, другое его обозначение по калибру пушки - "Centauro-105" пошла в серию в 1990 году. Бронекорпус в передней проекции "держал" попадания 20 мм снарядов автоматических пушек, борта и корма - пули калибра 7,62 мм с термоупрочнённым сердечником. Переднее расположение моторно-трансмисионного отделения позволило разместить в кормовом бронелисте дверь, что существенно облегчает как посадку-высадку экипажа, так и загрузку боекомплекта.

В качестве силовой установки использовался "позаимствованная" опять же у ОБТ ARIETE "половинка" двигателя - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом IVECO Fiat МТСА V-6 мощностью 520 л.с., примечательная тем, что, согласно информации производителя, её демонтаж можно осуществить за 20 минут. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия SHP-1500 выпускаемая "Iveco Fiat" по лицензии немецкой фирмы "ZF Friedrichshafen AG" обеспечивала 5 передач при движении вперед и 2 передачи заднего хода. Характерной особенностью трансмиссии является наличие в ней гидродинамического ретардера "PEROTH" - тормозного устройства, основанного на принципе перепуска потока гидравлической жидкости через отверстия-дроссели. В сочетании с обычными дисковыми тормозами, ретардер позволяет существенно повысить тормозные характеристики машины. Ещё одним достоинством гидромеханической трансмиссии является реализация в ней селекторного переключения привода и управления: при длительном марше по шоссе отключается привод и управление одной из осей, что позволяет снизить расход топлива. Гидропневматическая подвеска позволяет сочетать мягкость хода при малых динамических ходах подвески, с высокой энергоёмкостью на больших ходах. Применение климатической установки создаёт комфортные условия для работы экипажа.

Таким образом, "Centauro" сочетает в себе высокие функциональные возможности за счёт передовых технических решений, с приемлемой ценой, за счёт использования в нём уже существовавших ранее комплектующих. Следует отметить, что машина вполне соответствует задачам, под которые она изначально создавалась - скоростной носитель мощного вооружения вполне мог бы служить эффективным средством борьбы с десантами на Аппенины.

По результатам эксплуатации "Centauro В1" в войсках было высказано пожелание увеличить объём боевого отделения. Поскольку увеличивать ширину или высоту машины было невозможно (аэротранспортабельность!), то было принято решение увеличить длину машины. С внесением в конструкцию ряда усовершенствования, такая машина была запущена в серию под названием "Centauro B1 Bis" (Series 2).

в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Centauro" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Centauro" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая.

Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами. Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°. На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности.

Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира.

Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Centauro" не может.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Centauro" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Centauro" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Centauroов" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Centauroы" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами.

В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8 400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Centauro ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла. За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Centauroы" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Centauroов" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7.

В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Centauroы". Летом 1997 г. "Centauroы" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

Centauro II. В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Centauro" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Centauro" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Centauro" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

Впоследствии на базе "Centauro" II была разработана единая платформа, на которой позднее создали целое семейство боевых бронированных машины. Бронетраспортер. САУ. Самоходный миномет. Командно-штабная машина. Машина связи.

Удачность найденного решения подтвердилась достаточно высоким интересом к этому семейству машин со стороны армий других стран. Так, его приняла на вооружение армия Южной Кореи. Бронетранспортер на базе "Centauro" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Centauroа" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

Таким образом, интерес к "Centauro" со стороны российской армии вполне уместен. Но он направлен не на оценку целесообразности постановки колесного танка на вооружение ВС РФ, а преследует цель общего изучения боевых и эксплуатационных возможностей данной машины в частности, а также всего класса колесных танков в целом. Наверняка присматривались наши инженеры и к технологическим решениями.
Но на вооружение армия должна поставить что-то свое. На базе собственной платформы.