Как заставить ребенка читать: полезные советы. Почему ребенок не хочет учиться в школе

Как убедить своего малыша, что читать необходимо? Следует ли тратить время на разговоры или следует ребёнка просто заставить читать? Что делать родителям, у которых опускаются от отчаяния руки? Попробуем порассуждать на эти темы. Мы подготовили перечень самых важных рекомендаций, как заставить ребенка читать и стоит ли это делать:

1) Современный мир

Читать книги - это прекрасно. Однако не следует не забывать, в какое время мы живём. Ещё каких-то десять лет назад информация воспринималась совершено по-другому. Раньше чтение книг, газет, журналов являлся основным способом получения информации. Сегодня же практически любую информацию мы получаем из Интернета. Поэтому часто требования родителей относительно чтения не совсем адекватны, поскольку мамы и папы не учитывают современного ритма жизни.

2) Подмена смыслов

Довольно часто в своих ожиданиях мамы и папы слишком эмоциональны. В строгих и докучающих нотациях могут проскакивать выражения: «если ты не будешь читать, то вырастешь неудачником…». Это подмена понятий. Родителям стоит делать правильные акценты «читать - это увлекательно и интересно», на выходе получаем: «читать - это правильно, необходимо».

Если родители в своих воспитательных процессах не поменяют «минус» на «плюс» (недовольство и критику на поощрение), у ребёнка появиться комплекс «не соответствия ожиданиям», а сам факт чтения превратиться в «пунктик», который вызывает напряжение и протест. Тогда уже точно придется постоянно заставлять ребенка читать и ни к чему хорошему это не приведет.

3) Переутомление

Не секрет, что современные дети подвержены бОльшим умственным нагрузкам, чем предыдущие поколения. Сегодня наблюдается общая тенденция нагнетания обстановки как вокруг чтения, так и вокруг подготовки детей к школе. Малышей чуть ли не с пелёнок заставляют зубрить букварь и читать по слогам. Из-за этой гонки на опережение, в жизни современного малыша обучение стало занимать слишком много времени, а требования мам и пап постоянно растут. Родители часто навязывает ребёнку сугубо своё видение мира, наивно полагая, что, если ребёнок умеет читать, к школе он точно готов. Это огромное заблуждение. Чтобы подготовить малыша к школе, родителям следует уделять больше внимания общему развитию малыша: мелкой моторике, физической подготовке, логике мышления, психологической адаптации к социуму. И тогда умение, и желание читать приложится само по себе.

4) Читающие родители

Для правильного приобщения ребёнка к чтению крайне важна общая домашняя атмосфера. Если малыш видит, что домочадцы проводят свободное время у телевизора, сложно представить, что крохе захочется самостоятельно взять в руки книгу. Поэтому в этом процессе очень важен личный пример. Во время обучения чтению необходимо изолировать все отвлекающие факторы, исключением разве что может являться негромкая классическая музыка, заранее подобранная специально под сюжет книги.

5) Диафильмы

Хорошим мотиватором для приобщения к чтению послужат диафильмы, которые помогут заинтересовать самого непоседливого читателя. Сама атмосфера таинственных приготовлений, волшебный луч диапроектора и белый экран настроят ребёнка на что-то волшебное и увлекательное. Яркие кадры «мультика на стене» более живые и насыщенные, чем рисунки на страницах книг. А небольшие подкрепляющие тексты не вызовут переутомления и скуки.

6) Читаем вместе

Еще одним верным способом является совместное чтение книг перед сном (например 20-30 минут). На первых порах вы сами читаете ребенку захватывающую литература, но на самом интересном месте останавливаетесь со словами: «Ой, наше время читать вышло. Что будет дальше мы узнаем завтра». Таким образом у ребенка появляется интерес и интрига к продолжению и самостоятельному прочтению вне положенного времени.

А самое главное - родителям следует быть более терпеливыми и внимательными, и тогда Ваш ребёнок свои первые шаги в огромном литературном мире сделает легко и с удовольствием.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то. Еще несколько десятков лет назад книги были единственным источником информации – люди читали их в поисках развлечения, образования, в поисках нужных данных и даже смысла жизни. Что же произошло сегодня? Почему дети перестали интересоваться книгами? В данной статье поговорим об этой глобальной проблеме – причинах ее развития и способах решения.

Почему дети перестали читать

Многие взрослые помнят свое детство – как их родители запрещали им читать, ограничивали время, проведенное за книгой, чтобы сохранить здоровье глаз. Но мы все равно читали – везде и всегда, с фонариком под одеялом, за углом двери, чтобы не увидела мама. Что же сегодня? Дети не увлекаются чтением, книга для них – это наказание за какой-то проступок. Почему же ситуация в корне изменилась?

  1. Цифровая реальность. Первая и самая главная причина того, что дети перестали читать книги – это другой способ восприятия. Зачем ребенку читать, напрягать свое воображение и фантазию, если телевидение и компьютеры могут воспроизвести эту реальность за него? Дети сегодня получают намного больше информации, чем мы когда-то в их возрасте. Просто информация приходит им в другом виде – через компьютеры, планшеты, телевидение.
  2. Яблоко от яблони. Иногда дети не читают, просто потому, что в их окружении нет человека с книгой. Если малыш живет с родителями, у которых нет привычки посидеть вечером за любимым детективом или романом, ребенок просто не знает, что есть книги и они могут приносить удовольствие.
  3. Странные слова. Иногда ребенок отказывается читать, если в тексте много непонятных, а зачастую устаревших слов. И это встречается, буквально с самого детства. Ну как же может быть ребенку интересен зайка со своей «лубяной» избушкой, если малыш и слова-то такого не знает. Не говоря уже о более серьезных выражениях.
  4. Книги не по возрасту. Иногда родители стараются вырастить из малышей вундеркиндов, преподнося им все более сложные книги. Однако дошкольнику не понять переживаний графа Монте Кристо, он просто не поймет о чем книга, но до поры, до времени. В каждом возрасте должны быть свои книги, которые увлекают читателя.
  5. Осуждение сверстников. Всем известно, как дети могут быть жестоки и коварны. И, увидев однажды сверстника за книгой, его могут обвинить в излишней примерности, назвать «ботаном». Ребенок, стараясь скрыть этот «недостаток», постепенно отказывается от книги, предпочитая принимать информацию из других источников.
  6. Принуждение. Очень часто нелюбовь к книгам рождают сами родители, когда приравнивают чтение к наказанию. То есть, они говорят – «Разбил вазу? Теперь сиди в своей комнате и читай 20 страниц текста». Раз за разом ребенок учится воспринимать чтение как что-то плохое, неинтересное, вынужденное. И в этом виноваты сами родители.

В каком возрасте нужно прививать ребенку любовь к чтению? Как правило, интерес к книгам у детей просыпается в 8-10 лет, когда малыш начинает самостоятельно бегло читать, осознавая действие, происходящее на бумажных страницах. Однако прививать любовь к чтению и уважение к книге нужно с детства, не позволяя малышу рвать страницы, рисовать на картинках. Но для чего современным детям нужно чтение?

Польза от чтения книг

Многие современные подростки утверждают, что книги – это прошлый век. Зачем мучиться и читать, когда любую информацию быстро и доступно можно найти в интернете. Однако книга – это не только источник информации, а чтение – не только умение складывать буквы в слова. Книга – это нечто большее. Если ребенок приучится читать хоты бы несколько страниц в день, он со временем станет лучше излагать свои мысли, научится преподносить информацию грамотно – как устно, так и письменно. Читающие дети гораздо лучше справляются с творческими заданиями в школе и с легкостью пишут сочинения. Многие люди лучше воспринимают информацию визуально, поэтому чтение – это прекрасный способ выучиться грамотности.

Но важнее всего то, что книга способствует формированию личности, учит нравственности, находит ответы на многие вопросы. Из классики ребенок черпает правильное отношение к жизни, учится отличать добро от зла, уважать старших, защищать младших. Ребенок понимает, что зло непременно наказывается, что жить нужно по справедливости. Чтение книг – это отличное развлечение, безопасный способ хорошо и с пользой провести время. Но как донести все это до ребенка? Как пробудить в нем любовь к книге?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать. Не наказывайте его книгой. С самого детства малыш должен понимать, что чтение – это удовольствие, а не наказание. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать в ответ на какой-то его проступок. Наоборот, скажите малышу, что сегодня он большой молодец, за то, что помог бабушке и в награду вы прочитаете вместе (или подарите ему) красочную и интересную книгу. Отношение ко многим жизненным позициям закладываются у ребенка с детства. И как вы отнесетесь к книге, так же и ребенок будет относиться к ней на протяжении своей жизни.

  1. Потрогайте книгу! Покажите ребенку преимущества бумажной книги перед цифровыми носителями. Книгу можно потрогать, пролистать ее страницы, почувствовать шероховатость бумаги, насладиться ароматом свежей печатной краски. Именно это заставляет людей все еще читать бумажные книги. Маленьким детям можно купить интересные бумажные книжки с объемными картинками, которые предстают на странице при ее открывании. Очень много тактильных книг с различными неровностями и деталями. Приучите ребенка трогать страницы – это важно.
  2. Подбирайте книги. Всего одна неудачная книга может привести к тому, что ребенок откажется читать из-за скуки. Очень важно выбрать книгу по возрасту, интересам и предпочтениям ребенка. Например, детям младшего школьного возраста можно предложить приключения Незнайки, а тем, что постарше – приключения Тома Сойера. Если ребенок интересуется компьютерными играми, учтите это – в современном издательстве полно книг и про компьютерных героев. Важно выбрать то, что заинтересует ребенка.
  3. Читайте сами. К сожалению, ребенка трудно заставить что-то делать, если вы сами этого не делаете. Если мама и папа будут проводить свободное время за книгой, рассказывать друг другу прочитанное, восторгаться героями и увлекательно проводить время именно так, малыш заразится. Он поймет, что книга – это окно в мир, который можно исследовать, не слезая с дивана. Глупо надеяться на чтение ребенка, если вы сами целый вечер проводите перед экраном телевизора.
  4. Держите дома книги. Современные дома обустраиваются так, что в них не находится места для пыльных, громоздких и объемных книг, особенно, если все то же самое можно найти в электронном виде. Если вы хотите вырастить читающего ребенка, нужно иметь в доме книжный шкаф, или хотя бы полку, где ребенок бы мог поковыряться. Относитесь к книгам с уважением – не позволяйте с ними играть маленьким детям, объясните ребенку, что книгу нельзя рвать, нельзя рисовать на ней.
  5. Развивайте воображение. Вы можете мотивировать ребенка к развитию воображения различными выдуманными историями, байками. Сочиняйте небылицы и сказки вместе, позвольте ребенку открыть в себе творческое мышление. При хорошем воображении читать будет легче – образы будут легко складываться, чтение будет интересным.
  6. Учите стихи. Стих – это та малая доза информации, которую ребенок может освоить, понять и преподнести самостоятельно. Стихи развивают память, пробуждают любовь к слогу.
  7. Диафильмы. Заставить читать маленького привереду помогут старые диафильмы. Прокручивая пленку, малыш заинтересуется происходящим на картинке и непременно захочет понять, что происходит в сюжете. Для этого ему придется прочитать комментарий снизу картинки.
  8. Разыгрывайте спектакли. Для детей дошкольного возраста очень интересен сам сюжет, поставленные диалоги, переживания, действия. Поэтому, для заинтересованности можно делать с ребенком маленькие спектакли и читать по ролям. Кстати, это можно делать еще до того, как малыш научится читать.
  9. Выбирайте время. Современные дети имеют гораздо большую нагрузку, нежели их родители в аналогичном возрасте. Сегодня практически все школьники имеют дополнительные занятия – спортивные секции, языковые курсы, творческие кружки. Не заставляйте читать пришедшего домой уставшего ребенка. Выбирайте для общения с книгой свободное время, чтобы малыш был отдохнувшим, заинтересованным и в хорошем настроении. Только при этих условиях можно привить ребенку любовь к чтению.
  10. Совместное чтение. Выберите увлекательную книгу и читайте ее вместе с ребенком, можно перед сном. В очередной раз остановитесь на самом интересном моменте и скажите, что продолжение прочитаете завтра. Нетерпение малыша может привести к тому, что он сам примется узнавать окончание истории.

Чтение – очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться – с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны — меняется время, меняются и дети.

Так ли важно чтение в современном мире

Недовольство молодежью было во все времена. Всегда проблема отцов и детей была актуальна. Детьми очень часто были недовольны, ведь они менялись и не походили на своих родителей. Современное поколение – не исключение. Нам кажется, что наши дети сидят в компьютерах и ничем полезным не занимаются. Но течение современной жизни заставляет меняться и смотреть на жизнь по-новому. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался, не заставляйте его обязательно читать бумажные книги. Современные гаджеты позволяют в считанные минуты найти нужную информацию в электронном формате. Позвольте ребенку читать так, как он этого хочет. Не нужно заставлять свое чадо осиливать Войну и Мир – у него могут быть другие герои и другие книги, не менее интересные, кстати. А чтобы следить за увлечениями ребенка и не допустить его вседозволенности в сети, нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет и компьютеры.

Книга – это возможность поговорить с человеком из прошлого, пережить его жизнь, прочувствовать его мысли. Книга – это настоящий друг, который всегда ждет, никогда не осудит и не обидится за долгое отсутствие. Это погружение в иной мир, который кажется реальностью. Любите и читайте книги, в них много полезного и интересного. А ребенок непременно станет вашим отражением.

Видео: что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение

Основатель и руководитель Центра скорочтения, автор более 30 уникальных методик экспресс-чтения, автор книги - Шамиль Ахмадуллин делится важными практическими знаниями и советами.

Начнем с того, что заставлять ребенка читать нельзя .
Как мы говорили выше, принуждение ни к чему, кроме отвращения к книгам, привести не может.
Есть действенные способы, как привить ребенку любовь к чтению.
И хочу сразу уберечь многих родителей от одного достаточно действенного, по их мнению, способа - обмена.
Когда родитель предлагает ребенку читать в обмен на что-то.
Например: «Прочитаешь 10 страниц - получишь шоколадку» или
«Прочитаешь эту книжку, перескажешь мне - пойдем в кино» или в «Макдоналдс».
Способ действенный, иногда применим в воспитании, например:
«Ты помоешь посуду и получишь что-то» - это нормально.

Уборка - это то, от чего мало кто будет получать удовольствие, поэтому принцип обмена здесь допустим.

Но ведь мы хотим привить любовь к чтению , а не сделать чтение неприятной обязанностью.
А любовь к чтению вы так точно не привьете.
Очень хорошо, если у вашего ребенка есть любимая книга , которую он любит перечитывать.
Кстати, нельзя мешать ему это делать.
Если он уже в 20-й раз перечитывает что-то - это очень хорошо.

У вашего ребенка должна быть любимая книга, которую ему хочется перечитывать много раз.
(прим. Если пока любимой книги нет, в книге «Скорочтение для детей» есть советы – как лучше подобрать своему ребенку любимую книгу).

Есть еще одна проблема: ребенок может любить книги, но не любить читать .
Это проблема детей младшего возраста.
То есть ребенок обожает, когда вы ему читаете, но при этом сам читать не хочет.
Есть методы решения и этой проблемы.
Первое - это попробовать почитать по ролям .
Если в книге есть диалоги главных героев, просто говорите ребенку: «Давай сыграем в театр: я буду этим персонажем, а ты будешь этим персонажем».
И разыграете такую сценку: вы читаете одну роль, ребенок читает вторую роль.
Дети с удовольствием втягиваются в такую игру.
Это очень весело, а главное действенно, у ребенка не возникает ощущение того, что вы его как-то обманываете, что-то заставляете делать.

Другой способ… не совсем честный, но невероятно действенный , и я часто рекомендую его родителям.
Вы читаете ребенку книгу и на самом интересном месте, которое сами заранее определили, вдруг вспоминаете о неотложных делах.
Вы кладете в книжку закладку и говорите: «К сожалению, сейчас не могу, есть неотложное дело. Смогу только завтра.
Но если ты хочешь узнать, что было дальше, то вот здесь я оставляю закладку, дальше ты сможешь прочитать сам».
И оставляете ребенка с книжкой одного .

Достаточно велика вероятность того, что он дочитает.
В психологии есть такое понятие «гештальт» - целостный образ .
Он остается у ребенка незакрытым и при этом эмоционально подкрепленным.
Когда сцена не закончена, ребенку очень интересно, что же произойдет дальше, особенно если книжка читается первый раз, если он уже включился в сюжет, представляет образами, что и как там происходит, - весьма вероятно, что ребенок откроет книгу и будет читать сам .

Если интересную книгу ребенку подобрать пока что не удается - ничего страшного. Можно на начальном этапе обойтись комиксами или журналами. Определите ту тематику, которая ребенку интересна.
Допустим, это автомобили.
Купите журналы или комиксы на данную тему, обязательно выбирая их вместе с ребенком.

Включенность ребенка в этот процесс значительно повышает ваши шансы на успех.

Еще очень частая ошибка, которую совершают родители .
Они пытаются навязывать ребенку те книги, которые им были интересны в их детстве.
К сожалению, это плохо работает, ведь времена очень сильно изменились.
Например, «Тимур и его команда» - очень хорошая, добрая и правильная книга.
Но проблема в том, что мотивировать ребенка читать такие книги сейчас практически невозможно.
«Тимур и его команда» пропагандировала ту модель поведения, которую пропагандировала и пионерская организация. Это была общественная идеология, это был общесоюзный тренд.
Для большинства детей того времени эта книга - как будто кусочек из их жизни, притом очень яркий и запоминающийся, которым можно гордиться.

Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.



  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами


  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента


  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы


Помощь по дому — тоже учеба

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.



Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.



Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать


  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко


Главный совет – не нервничать. Если в 5-6 лет дошкольник умеет читать по слогам то, он обязательно научится быстрому чтению в первом классе.



ВИДЕО: Мнение практикующего психолога

ВИДЕО: Мнение учителя

В этом видео педагог указывает среди причин нелюбви к литературе – принуждение и неправильную организацию обсуждений после чтения.

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».



Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.



Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль


Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений



Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.



Почему ребенок не хочет учиться новому?

Возможно, он просто устал от переизбытка информации. Такое состояние отчетливо видно у маленьких «почемучек», которые бесконечно задают вопросы по нескольку часов к ряду, а потом внезапно замолкают.

Им просто нужно время, чтобы «переварить» услышанные ответы. Причина нежелания познавать мир может быть и более серьезной: эмоциональный шок или неблагоприятная психологическая атмосфера в кругу общения.



Как приучить ребенка учиться самостоятельно?

Для этого достаточно, чтобы у ребенка была достаточная мотивация к учебе и много амбиций. Придать уверенности в себе малышу можно похвалой и одобрением. Но также нужна и конструктивная справедливая критика. Любовь к знаниям может передаваться от родителей к детям на генетическом уровне.



  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание